Программа занятий и упражнений
Сентября: первый месяц будет посвящен формированию у детей навыков использования вежливых слов и выражений. Тема первого месяца: «Как общаться с людьми».
В сентябре проходит чтение художественной литературы, соответствующей заданной теме: А.Л. Барто «Любочка», «Уроки вежливости» А. Усачев, «Азбука вежливости» Л.Васильева-Гангнус.
В течение месяца уделяем время для бесед на темы: «Что такое вежливость?» и «Что такое комплимент и что с ним делать?».
Также выделяем дидактические игры и упражнения: «Вежливые слова», «Извините, пожалуйста», «Правильные комплименты».
В конце месяца проведение викторины под названием: «Правильный ответ и ничего более».
Октябрь: второй месяц посвящен умению справедливо разрешать конфликты и благополучно завершать споры. В этот месяц закрепляем у детей умение использовать выражения извинения. Тема второго месяца: «Умение извиняться как первый шаг к дружбе».
В октябре чтение художественной литературы организуется с помощью книг: В. Драгунский «Дымка и Антон», Т. Ломбина «Родные братья», А. Барто «Разговор с дочкой», В. Осеева «Обидчик».
Проводятся беседы на темы: «Вежливость и разговор», «Взрослые и дети»
Использование дидактических игр и упражнений: «Объясни, почему», «Что хорошо, а что плохо», «Волшебная речь», «Так или не так».
Ноябрь: третий месяц посвящен вежливости к окружающим в общественных местах и дома. Тема третьего месяца: «Быть вежливым - просто».
В ноябре чтение художественной литературы включает в себя такие детские книги, как: В. Голявкин «Мой добрый папа», В. Осеева «Правила поведения для воспитанных детей», А. Барто «Очки», Ш. Гамеев «Три копейки на покупку».
Темы бесед, которые рекомендуется провести в ноябре: «что и как говорить на улице», «Общение с любимыми родными».
Дидактические игры и упражнения следующие: «Что Вы позволите нам в магазине?». Сюжетно-ролевая игра для закрепления: «Магазин» и «Поликлиника».
Развлечение – продолжение строчки из произведения В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Декабрь: четвертый месяц посвящен интересу детей пользоваться формулами словесной вежливости. Тема четвертого месяца: «И снова здравствуйте!».
Чтение художественной литературы в декабре: «В. Осеева «Волшебное слово», А. Веденский «Когда я вырасту большой», О. Дриз: «Добрые слова».
Рекомендуется проведение бесед на темы: «Утро начинается со здравствуй», «Как здороваться и как прощаться».
Дидактические игры и упражнения: «Феи и принцы вежливости».
Инсценировка: «Вежливый мышонок».
Январь: пятый месяц посвящен формированию у детей понимания сравнения, важного секрета художественной речи. Важно развивать у детей интерес к родному языку. Тема пятого месяца: «Как приятна родная речь».
Чтение художественной литературы в пятом месяце: А. Кузнецов «Подружки», Г. Остера «Зарядка для хвоста».
Проведение бесед на темы: «Слова-паразиты», «Секреты вежливости».
Дидактические игры и упражнения: «Говорить разрешается!».
Февраль: шестой месяц посвящен правильному произношению, а также выразительному интонированию и умению подбирать верные слова и выражения для правильного озвучивания своих мыслей. Тема шестого месяца: «Мы – правильно говорим, другие – искренне улыбаются».
Чтение художественной литературы в феврале: А. Барто «Фонарик», «Мальчик наоборот», «Позорное пятно», Я. Аким «Неумейка», С. Маршак «Дремота и зевота».
Беседа на тему: «Красивая речь и самому себе нравится».
Дидактические игры и упражнения: «Общаться с друзьями КАК?», «Разговоры без крика».
Март: седьмой месяц посвящен улучшению у детей навыков самостоятельно выражать мысли. И при этом показывать высоки уровень культуры речевого общения. Тема седьмого месяца: «Будем вежливы всегда».
Чтение художественной литературы: стихи про вежливые слова, Э. Мошковская «Вежливое слово».
Беседа на темы: «Ведем себя хорошо и в магазине, и зоопарке…»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Автобус».
Утренник: «Наши мамы-лучшие!».
Апрель: восьмой месяц посвящен воспитанию привычки вести себя культурного с помощью практики общения с игровыми персонажами. Тема восьмого месяца: «Вежливы и мы, и звери».
Чтение художественной литературы в апреле: А. Толстой «Золотой ключик», О. Генри «Вождь краснокожих».
Дидактические игры и упражнения: «Правильные ответы», «Картинки в паре», «Что хорошо, что плохо».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Мы в гостях», «Магазин», «Поликлиника».
Май: девятый месяц посвящен формированию у детей стремления пользоваться правилами речевого общения самостоятельно. Использовать требуется в соответствии с ситуациями. Тема девятого месяца: «Страна вежливости и ее обитатели».
Рекомендуемые беседы: «Встреча с невежливым человеком», «Поездка в автобусе».
Дидактические игры и упражнения: «Поход в театр», «Помощь взрослому человеку».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.