Учебная программа занятий объединения по интересам «Юные исследователи»
для II классов
Пояснительная записка
В практике работы учреждений общего среднего образования становится всё более актуальным вопрос формирования у учащихся исследовательских умений и навыков. Начинать данную работу можно уже на I ступени общего среднего образования. Дети, пришедшие в школу, по своей природе являются исследователями: они любознательны, желают учиться и познавать окружающий мир. Возрастные особенности и возможности учащихся I–IV классов позволяют включать их в исследовательскую деятельность на эмпирическом уровне. Необходимо поддержать учащихся в их естественном стремлении к изучению нового и необычного для них и создать в учреждениях общего среднего образования условия, которые обеспечат раскрытие индивидуальных природных задатков детей и развитие у них исследовательских способностей.
Учебная программа занятий объединения по интересам «Юные исследователи» (далее — Программа) направлена на приобретение учащимися I–IV классов специальных знаний и умений, способствующих развитию культуры исследовательского поиска на доступном уровне для данного возраста.
Цель занятий: развитие исследовательских способностей учащихся I ступени общего среднего образования.
Задачи:
· поддержание и развитие детского интереса к познанию окружающего мира и к исследовательской деятельности;
· формирование специальных знаний, необходимых для проведения самостоятельных исследований;
· формирование умения собирать, перерабатывать информацию, полученную из различных источников, и использовать её в исследовательской деятельности;
· развитие коммуникативных способностей, творческой активности, целеустремленности;
· развитие мышления, внимания, памяти, речи, воображения, фантазии, интуиции
Принципы отбора содержания программы:
– принцип научности, согласно которому представленный в Программе материал соответствует современным научным представлениям об окружающем мире и о структуре исследовательской деятельности;
– принцип системности, в соответствии с которым материал для занятий отбирается и подаётся в определённой логической последовательности и базируется на материале, усвоенном учащимися ранее;
– принцип доступности, учитывающий возрастные особенности учащихся и уровень их развития;
– принцип наглядности, который обеспечивает формирование ясного и чёткого восприятия изучаемого материала учащимися;
– принцип практической направленности, который ориентирует на подготовку учащихся к применению полученных знаний и умений в реальной жизни.
Деятельность учащихся в рамках реализации данной Программы направлена не только на повышение их исследовательских компетенций, развитие способностей, эрудиции, но и на создание творческого продукта, имеющего значимость для других.
Подходы к организации занятий.
Ведущим подходом к организации занятий кружка «Юные исследователи» является личностно-деятельностный, согласно которому в центре внимания находится учащийся с его интересами, потребностями, способностями. С точки зрения этого подхода ученик рассматривается как субъект деятельности, что предполагает сотрудничество и взаимодействие обучающего и обучаемого, создание и поддержание положительной мотивации к процессу получения новых знаний.
Формы и методы проведения занятий.
Организация учебно-познавательной деятельности на занятиях осуществляется с использованием фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм работы. Проблемный характер учебного материала предполагает применение на занятиях поискового и проблемного методов обучения. Предпочтение отдаётся практическим заданиям и играм в сочетании с изложением минимума теоретического материала, что обусловлено возрастными особенностями учащихся I–IV классов.
Занятия целесообразно проводить с группой учащихся в количестве не более 10 человек. Это оптимальный состав участников кружковой деятельности для эффективного включения каждого в исследовательскую деятельность.
Особой формой работы на занятиях кружка «Юные исследователи» являются занятия-тренинги. Цель таких занятий — проведение под руководством учителя полного исследования по выбранной теме в рамках одного учебного часа. Для каждого класса разработана определённая тематика занятий-тренингов. На них отрабатываются следующие умения: находить противоречие, видеть проблему, формулировать тему и определять цель исследования, выдвигать гипотезы, пользоваться доступными методами исследования.
Учитель может выбрать свою тему исследования в зависимости от подготовленности и интересов учащихся класса. Важно, чтобы проведение занятий-тренингов равномерно распределялось в течение всего учебного года.
Программа предполагает проведение учащимися самостоятельных исследований, а также участие детей в коллективных играх-исследованиях.
Результаты исследовательских работ учащихся становятся содержательным материалом для проведения ряда практических занятий.
Структура программы.
Содержание учебной программы представлено четырьмя разделами:
· техника исследовательского поиска;
· мыслительные операции исследовательского поиска;
· практика исследовательского поиска;
· мониторинг исследовательского поиска.
Занятия объединения по интересам структурированы таким образом, что материал того или иного раздела изучается не автономно; темы разделов чередуются: содержание каждого следующего занятия опирается на изученный ранее материал.
Проведение занятий предполагает концентрический принцип реализации содержания Программы: изученное в первом классе углубляется во втором, третьем и четвёртом классах в соответствии с динамикой развития представлений и способностей учащихся. Содержание занятий постепенно усложняется и расширяется за счёт обогащения новыми компонентами. Благодаря такой структуре Программы одни и те же приёмы исследовательской деятельности отрабатываются на занятиях многократно.
Для эффективной реализации целей и задач занятий разработано календарно-тематическое планирование учебного материала, учебно-методическое сопровождение, включающее планы-конспекты занятий для I–IV классов.
Занятия объединения по интересам «Юные исследователи» — подготовительный этап перед самостоятельной исследовательской деятельностью учащихся на II ступени общего среднего образования. Система занятий предоставляет учащимся широкий спектр возможностей для реализации творческого потенциала и формирования ценностного отношения к процессу познания.
II КЛАСС (72 ч)
Раздел 1. Техника исследовательского поиска (34 ч)
Повторение методов исследования (1 ч)
Актуализация знаний об основных методах исследования. Практическая работа: поиск информации об объекте с использованием изученных методов.
Наблюдение как метод исследования (2 ч)
Проведение наблюдения по составленному алгоритму. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (лупа, бинокль, микроскоп).
Учимся наблюдать (1 ч)
Проведение игр-упражнений на развитие зрительного восприятия и памяти. Знакомство с правилами заполнения карт-наблюдений. Проведение исследования с письменной фиксацией полученных результатов («Разноцветные волчки»). Слежение за изменением облачности в течение занятия. Коллективный выбор дополнительного объекта исследования на время занятия.
Учимся сопоставлять данные (2 ч)
Актуализация представлений о способах кодирования информации. Знакомство с возможностью преобразования информации в рисунки-символы, числа, линии. Ознакомление с системой штрихового кодирования товаров. Проведение игрового расследования: определение (по первым трем цифрам штрихового кода) страны, в которой был зарегистрирован производитель товара.
Учимся измерять и сравнивать (2 ч)
Решение исследовательских задач (поиск самого толстого дерева на пришкольном участке). Обход пришкольной территории. Проведение необходимых измерений с использованием мерок. Письменная фиксация результатов исследований. Знакомство с пядью – древнерусской мерой длины. Проведение измерений с помощью пядей.
Актуализация знаний о пропорциях тела человека. Определение возраста людей с использованием мерки «голова». Измерение грудной клетки учащихся в состояниях «вдох» и «выдох», сравнение полученных числовых данных. Осуществление различного рода измерений в помещении учреждения образования (измерение массы предметов, температуры воздуха в разных участках класса, длины напольного коврового покрытия). Проверка учащимися техники чтения.
Применяем методы наблюдения, измерения, сравнения и опроса в исследовательском проекте «Наша школа» (2 ч)
Выполнение коллективной исследовательской работы «Наша школа». Распределение заданий проекта между группами. Поиск ответов на поставленные вопросы. Применение разнообразных методов исследования (наблюдение, измерение, сравнение, опрос). Обмен полученной информацией. Письменная фиксация результатов исследования (запись полученных в ходе измерений числовых данных, результатов наблюдений и опроса). Коллективное подведение итогов работы над проектом. Подготовка фотоотчета.
Эксперимент как метод исследования (1 ч)
Проведение экспериментов с реальными объектами по коллективно составленному плану. Проведение мысленных экспериментов.
Наблюдение и экспериментирование (1 ч)
Взаимосвязь наблюдения и экспериментирования. Тренировочные упражнения на развитие умений наблюдать и экспериментировать.
Учимся проводить эксперимент (3 ч)
Работа с красками. Создание цветовой палитры путем смешивания основных цветов (жёлтого, красного, синего). Достижение цветовых эффектов без смешивания красок. «Точечное» рисование. Работа с тенями от цветного полиэтилена. Выполнение коллективной работы «Урожай» с применением пластилина трех цветов.
Проведение опыта с использованием воды и камней. Формирование представления о явлении замещения объёма (закон Архимеда). Поиск бытовых примеров вытеснения жидкости твердыми телами.
Проведение опыта с водой и цитрусовыми плодами. Формирование представлений о присутствии воздуха в клетках всего живого на Земле. Исследование кожуры апельсина (характера поверхности, плотности, цвета, запаха, размера). Размещение кожуры под пресс для высыхания. Сравнение размеров кожуры до и после сушки. Подготовка специального материала для выполнения творческой работы – «сахарных» мелков. Выполнение коллективной творческой работы «Натюрморт» (с применением обычных цветных мелков и мелков, выдержанных в сахарном растворе).
Гипотезы и способы их конструирования (2 ч)
Как возникают гипотезы. Подтверждение и опровержение гипотез. Тренировочные упражнения на развитие умения выдвигать гипотезы и отличать их от провокационных идей.
Противоположные отношения между понятиями (1 ч)
Понятие о противоположном. Подбор понятия, противоположного данному.
Что такое противоречие (1 ч)
Что такое противоречие. Как возникает противоречие. Способы разрешения противоречий: сочетание в пространстве, сочетание во времени, объединение (дробление). Практическая работа по разрешению противоречивых ситуаций.
Творческие игры по созданию и разрешению противоречий (2 ч)
Поиск противоречий и их разрешение с помощью известных способов. Игры «Гирлянда», «Обменялись», «Противоречие».
Искусство задавать вопросы (2 ч)
Вопросы уточняющие, с вариантами ответов, восполняющие. Способы постановки вопросов. Тренировочные упражнения на развитие умения задавать вопросы и отвечать на них. Глупые вопросы.
Опрос, анкетирование как методы исследования (1 ч)
Понятие об опросе как методе получения информации. Как составить анкету. Практическая работа по составлению анкет.
Учимся проводить опрос (2 ч)
Знакомство с технологией проведения опроса. Определение правил постановки вопросов. Организация коммуникации между участниками факультативных занятий. Сбор ответов на заранее сформулированные вопросы. Обработка данных. Предъявление выводов.
Отражение результатов исследования в таблицах и диаграммах (1 ч)
Знакомство с понятиями «таблица», «диаграмма». Практические задания по отражению полученных результатов исследования в таблицах и диаграммах.
Как работать с книгой. Учимся выбирать главное (3 ч)
Этапы знакомства с книгой, текстом. Выделение главного в тексте. Схема «Дом с колоннами». Нахождение фактов, подтверждающих главную мысль.
Учимся делать сообщения (4 ч)
Каким должно быть сообщение. Восстановление логической последовательности текста. Выделение главного. Краткое сообщение полученной информации.
Раздел 2. Мыслительные операции исследовательского поиска (14 ч)
Учимся сравнивать. Основные логические операции: анализ, синтез (2 ч)
Что значит сравнить объекты. Правила сравнения. Практические задания на анализ и синтез. Составление загадок на основе общих и отличительных признаков предметов.
Существенные и несущественные признаки (2 ч)
Формирование понятия о существенных и несущественных признаках предметов. Упражнения на нахождение существенных и несущественных признаков.
Учимся обобщать (1 ч)
Тренировочные упражнения на развитие умения делать обобщение.
Классификация предметов (1 ч)
Определение основания, по которому проведена классификация. Практические задания на классификацию предметов по разным основаниям. Неправильные классификации — поиск ошибок.
Родо - видовые отношения между понятиями (1 ч)
Понятие о роде, виде. Упорядочение понятий по родо-видовым отношениям.
Учимся давать определения понятиям (1 ч)
Составление и отработка алгоритма построения определений.
Сколько решений у одной задачи (2 ч)
Тренировочные упражнения на развитие дивергентного мышления: «Что на что похоже», «Расскажи другими словами», «Изобрази героя текста» и др.
Ассоциации (2 ч)
Знакомство с понятием «ассоциация». Тренировочные упражнения на развитие ассоциативного мышления.
Умозаключения и выводы (2 ч)
Построение умозаключений. Правило логического вывода — правило заключения. Поиск правильных умозаключений с опорой на схему. Практические задания «Сделай вывод на основе предложенных суждений». Восстановление суждений по известному суждению и выводу.
Раздел 3. Практика исследовательского поиска (16 ч)
Как выбрать тему собственного исследования (2 ч)
Вариативность направлений исследовательского поиска (на примере темы «Сказки»). Выдвижение гипотез, определение примерного хода исследования.
Выбор темы исследования. Уточнение темы собственного исследования, формулировка цели, постановка задач, выдвижение гипотезы и составление плана.
Самостоятельная работа учащихся. Помощь учителя в виде консультаций. Заслушивание результатов работы.
Занятия-тренинги по подготовке учащихся к проведению самостоятельных исследований (12 ч)
Проблемные вопросы:
1. Исследуем воду (2 ч)
Актуализация имеющихся знаний о воде, ее местонахождении в природе. Определение свойств воды в ходе проведения опытов. Установление агрегатных состояний воды. Наблюдение за процессом испарения влаги (на примере испарения влаги с двух бумажных салфеток). Решение логических задач, отгадывание загадок.
2. Какие материалы впитывают воду и почему?
3. Исследуем воздух (2 ч)
Актуализация имеющихся знаний о воздухе. Выявление свойств воздуха экспериментальным путем. Проведение «воздушных» опытов: «Перевёрнутый стакан», «Что тяжелее?», «Обнаружение воздуха в почве» и др. Конструирование «духовых инструментов»: «музыкальных трубочек» (из трубочек для коктейля), «музыкальных колпачков» (из деталей использованных ручек и фломастеров).
4. Исследуем соль, мел, крахмал (2 ч)
Сравнение свойств природных материалов: соли, мела, крахмала. Ознакомление со свойствами соленой воды, причинами посыпания дорог солью в зимнее время. Расширение представлений о применении мела человеком. Знакомство с реакцией йода на крахмал и крахмалсодержащие продукты. Проверка пищевых продуктов (рисовой крупы, батона, сахара, белокочанной капусты, лука, картофеля) на присутствие в них крахмала. Изготовление из воздушного шарика и крахмала игрушки для разминания кистей рук.
5. Когда предметы отбрасывают тень, и у всех ли она есть?
6. Откуда в хлебе дырочки?
7. Есть ли у воды кожа?
8. Когда происходит процесс горения?
9. Почему огонь гаснет?
Коллективная игра «В мире животных» (2 ч)
Знакомство с игровым сюжетом и условиями проведения игры.
Деление учащихся на группы; работа в группах над решением поставленной задачи.
Раздел 4. Мониторинг исследовательского поиска (8 ч)
Презентация результатов собственных исследований (2 ч)
Организация защиты исследовательских работ учащихся. Рефлексия.
Презентация результатов, полученных в ходе коллективной игры-исследования «В мире животных» (1 ч)
Защита каждой группой своего проекта по предложенному плану. Ответы на вопросы присутствующих. Участие в обсуждении результатов работы других групп.
Изучаем круг своих интересов (Исследуем собственное «Я») (2 ч)
Работа с фотографиями. Заполнение анкеты. Поиск ответов на вопросы личностного характера. Мини-рассказ о себе. Составление карты «Важные события в моей жизни». Освоение главного правила вежливого слушателя и участника коллективной работы («Умей слушать других»).
Проверяем свои способности (1 ч)
Выполнение заданий на выявление уровня психического развития (свойств памяти, внимания, мышления, речи). Проверка сформированности отдельных умений (координационных, тактильных, измерять расстояния на «глаз», ясно и отчетливо произносить слова в быстром темпе и др.).
Исследуем свой класс (группу одноклассников) (1 ч)
Проведение игры-разминки «Вопрос - ответ». Изучение группы одноклассников по схеме с письменной фиксацией ответов. Формулирование выводов по итогам опроса. Выполнение заданий с использованием жестов и мимики. Проведение коллективных подвижных игр «Клубок», «Крестики-нолики», «Крокодил». Организация игры «Веселый турнир» с представлением необычных номинаций («Обладатель самых темных волос», «Обладатель самой сильной левой руки» и др.).
Итоговое занятие (1 ч)
Актуализация имеющегося исследовательского и жизненного опыта. Проведение мини-исследования на одну из предложенных тем на выбор («Фонарь», «Телефон», «Книга» и др.). Работа в группах. Использование материалов литературных источников для расширения знаний по теме исследования. Доклады групп о полученных результатах.
Ожидаемые результаты
К концу второго года обучения учащиеся будут
иметь представление:
о том, как получить информацию об объекте, используя доступные методы исследования;
как составить анкету и провести анкетирование;
как сформулировать гипотезу;
как построить таблицу, диаграмму по полученным данным;
как давать определения понятиям, анализировать, обобщать, делать умозаключения, классифицировать, задавать вопросы;
уметь:
проводить простейшие эксперименты с доступными объектами под руководством взрослого;
выдвигать гипотезы, в том числе фантастические;
выявлять и разрешать противоречия;
выделять существенные и несущественные признаки предмета;
высказывать суждения, делать элементарные умозаключения, классифицировать предметы по различным основаниям;
давать определения понятиям;
выделять главное и второстепенное в тексте;
отражать полученные результаты исследования в таблицах, диаграммах;
планировать и проводить простейшие самостоятельные исследования;
делать сообщение по результатам исследования.
Список рекомендуемой литературы
Для учителя.
1. Барташников, А. А. Учись мыслить / А. А. Барташников, И. А. Барташникова. — Харьков : Фолио, 1998. — 496 с.
2. Граник, Г. Г. Путешествие в Изумрудный город с приключениями и открытиями, или Учимся понимать текст / Г. Г. Граник, А. Н. Соболева, О. В. Карточки. — М. : НПО «Образование», 1994.
3. Дереклеева, Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. — М. : Вербум, 2001. — 71 с.
4. Зельцерман, Б. А. Учись! Твори! Развивайся! Игры для развития мышления, речи, общения, творчества / Б. А. Зельцерман, Н. В. Рогалёва. — Рига : Педагогический центр «Эксперимент», 1997.
5. Князева, Т. Н. Я учусь учиться / Т. Н. Князева. — М. : АРКТИ, 2004. — 180 с.
6. Никольская, И. Л. Гимнастика для ума : книга для учащихся начальных классов / И. Л. Никольская, Л. И. Тигранова. — М. : Издательство «Экзамен», 2007. — 239 с.
7. Савенков, А. И. Ваш ребёнок талантлив / А. И. Савенков. — Ярославль : Академия развития, 2004. — 350 с.
8. Савенков, А. И. Маленький исследователь: как научить младшего школьника приобретать знания / А. И. Савенков. — Ярославль : Академия развития, 2002. — 207 с.
9. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. — Самара : Учебная литература, 2006. — 208 с.
10. Симоненко, Н. Э. Заковыристые задачки, или Возможные невозможности / Н. Э. Симоненко // Пачатковая школа. — 1999. — № 10. — С. 14–16.
11. Тихомирова, Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника / Л. Ф. Тихомирова. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
12. Файн, Т. А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников / Т. А. Файн // Практика административной работы в школе. — 2003. — № 7. — С. 35–40.
13. Файн, Т. А. Исследовательский подход в обучении / Т. А. Файн // Практика административной работы в школе. — 2003. — № 6. — С. 14–23.
Для учащихся.
1. Большая книга экспериментов для школьников / под ред. Антонеллы Мейяни; пер. с ит. Э. И. Мотылёвой. — М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. — 260 с.
2. Володько, Е. Н. Маленькие секреты больших открытий, или Как стать изобретателем / Е. Н. Володько и др. — Минск : Белорус. ассоц. «Конкурс», 2012. — 64 с. : ил.
3. Володько, Е. Н. По следам великих исследователей, или Путешествия в пространстве и времени / Е. Н. Володько и др. — Минск : Белорус. ассоц. «Конкурс», 2010. — 96 с.
4. Воронина, Т. П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин / Т. П. Воронина. — М. : Аквариум ЛТД, 2001. — 96 с.
5. Гейтс, Ф. Живая природа / Пер. с англ. Е. Дуковой. — М. : ООО «Издательство АСТ»; ЗАО «Премьера: Астрель», 2001. — 80 с. : ил.
6. Дитрих, А. К. Почемучка / А. К. Дитрих, Г. А. Юрмин, Р. В. Кошурникова. — М. : Педагогика-Пресс, 1992. — 384 с. : ил.
7. Трафимова, Г. В. Капустные листочки : кн. для детей мл. шк. возраста / Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. — Минск : Народная асвета, 2011. — 70 с. : ил.
Программа оформлена в установленном порядке
Начальник отдела воспитательной,
идеологической работы и охраны детства Н.И,Гладковская
СОГЛАСОВАНО
Начальник управления образования
администрации Заводского района г. Минска
_____________________________Л.Р.Ляхнович
« ___»________________________ 2018
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.