Программа Живая биология
Оценка 5

Программа Живая биология

Оценка 5
docx
01.12.2022
Программа Живая биология
Гуляева И.П. - Занимательная химия (72).docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РАЙОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МО «КЯХТИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КЯХТИНСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

г. Кяхта, ул. Крупской, 32, тел: 8(30142)-91-4-27

сайт: cdo-kyahta.buryatschool.ru

е-mail: [email protected]

 

 

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол №_________________

от «___»____________20_____ г.

Утверждаю:

Директор МБУ ДО КЦДО:

___________________/ФИО/

«___»___________20____ г.

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Занимательная химия»

 

Возраст детей: 13-15 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

 

 

 

 

Автор программы: Гуляева Ирина Петровна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Кяхта

2021 год

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная химия» составлена на основе:

-                    Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ);

-                    Приказ Министерства образования и науки РФ от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-                    Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;

-                    Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14);

-                    Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы))

-                    Письмо Министерства образования и науки Республики Бурятия от 20 января 2020 г. N 07-16/171 «Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями и инвалидностью»

-                    Локальные акты Учреждения.

 

Программа «Занимательная химия» учитывает знания, умения и навыки, которыми учащиеся владеют. В процессе изучения программы учащиеся совершенствуют практические умения, приобретут способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека.

Направленность программы – естественнонаучная.

Новизна. Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Эмоциональное переживание процесса открытия является основой мотивации к знаниям, стимулятором самой умственной деятельности в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся.

Актуальность. В течение последнего десятилетия произошло изменение структуры школьного химического образования. Вместо линейной системы преподавания предмета была введена так называемая концентрическая система. Согласно данной системе в курс основной школы были введены начальные сведения об органических веществах. Некоторые  сложные вопросы курса химии изучаются в связи с этим  на ознакомительном уровне. С одной стороны, это снижает уровень перегрузки школьников, с другой стороны -  зачастую отрицательно сказывается на понимании оставшегося материала.

Общеизвестно, что предмет химии всегда вызывал у учащихся помимо интереса большие трудности при его изучении. Эти трудности связаны, как правило, со следующими причинами: большой объём теоретического материала; сложный для понимания учащихся язык изложения учебного пособия; недостаточная сформированность обще учебных умений и как следствие всего этого – отсутствие мотивации изучать химию. Обучающийся полагает себя неуспешным в изучении данной дисциплины, что не способствует формированию положительной самооценки, развитию таких черт характера, как настойчивость и целеустремлённость. Кроме того, недостаточность химической  грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в решении экологических проблем.

Данная программа является попыткой решить некоторые из вышеописанных проблем. Рассмотрение основополагающих тем курса химии основной школы, изложение их, по возможности, более простым, чем в школьных учебниках, языком, должно позволить обучающимся снять негативное отношение к химии как к чему-то заведомо непонятному.

Педагогическая целесообразность. Организация таких занятий в системе дополнительного образования позволит снять страх перед возможной отрицательной оценкой, сделав изучение предмета менее формальным.  Достижению положительного настроя способствует и добровольность выбора  детьми данного курса.

Цельформирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков обращения с веществами в лаборатории и в быту.

Задачи:

Обучающие:

-                     формирование навыков и умений научно-исследовательской деятельности;

-                     формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;

-                     формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;

-                     формирование коммуникативных умений;

-                     формирование презентационных умений и навыков;

-                     развитие на примере химического материала учебной мотивации школьников на выбор профессии, связанной с химическим производством;

-                     формирование основных методов решения нестандартных и олимпиадных задач по химии.

Развивающие:

-                    развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели;

-                    развитие учебной мотивации воспитанников на  выбор профессии;

-                    развитие внимания, памяти, логического мышления и сообразительности.

Воспитательные:

-                    воспитание интереса к изучаемому предмету;

-                   внедрение в сознание учащихся необходимости сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья будущего поколения;

-                    воспитание нравственного и духовного здоровья.

Отличительная особенность программы.

Программа предполагает формирование глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических реакций, приобретение необходимых практических умений и навыков по технике работы в лаборатории, знаний и практических навыков в области техники безопасности при работе с веществами и оборудованием. Практические занятия тесно связаны с теорией и способствуют расширению и углублению знаний, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности. В программу «Занимательная химия» включены простые в выполнении, но в то же время яркие, наглядные, интригующие, способные увлечь и заинтересовать учащихся опыты.

Адресат программы.

Возраст детей. В учебные группы набираются преимущественно дети старшего школьного возраста (13-15 лет)

Категория детей. Данная программа предназначена для всех категорий детей.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на один год обучения. 1 год обучения –72 часа.

Организация учебной деятельности.

Режим занятий:

1 раз в неделю 2 часа (2 по 45 мин. с 10 минутным перерывом)

Наполняемость групп: не менее 15 человек в группе

Прогнозируемые результаты

1                    год обучения.

Предметные:

-                    описание демонстрационных и самостоятельно проведенных химических  экспериментов;

-                    описание и различие изученных классов неорганических соединений, простых и сложных веществ, химических реакций;

-                    классификация изученных объектов и явлений;

-                    подведение выводов и умозаключений из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозирование свойств неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

-                    структурирование изученного материала и химической информации, полученной из других источников;

-                    анализ и оценивание последствий для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;

-                    проведение химических экспериментов;

-                    оказание первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Метапредметные:

-                    умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

-                    умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-                    умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-                    умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-                    владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

-                    умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-                    умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-                    умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

-                    умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

-                    формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

-                    формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Личностные:

-                    в ценностно-ориентационной сфере чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность;

-                    формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

-                    в трудовой сфере готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

-                    в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере умение управлять своей познавательной деятельностью;

-                    формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Способы определения результативности:

-                    педагогическое наблюдение (в течение всего образовательного процесса);

-                    педагогический анализ результатов (тестирования, участия воспитанников в мероприятиях, конкурсах разного уровня, активности обучающихся на занятиях);

-                    мониторинг проводится раз в полугодие (приложение №1).


 

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Цель – познакомить учащихся с химической наукой и сформировать химическое мировоззрение.

Задачи:

Обучающие:

-                    обучение учащихся основным химическим понятиям и базовым химическим превращениям;

Развивающие:

-                    развитие у учащихся умения анализировать наблюдения, понимать процессы, происходящие с веществами;

Воспитательные:

-                    воспитание потребности самостоятельно приобретать химические знания.

Обучающиеся должны знать:

-                   правила ТБ при работе в химической лаборатории;

-                   химические символы;

-                   название и суть некоторых операций химического эксперимента;

-                   название химической посуды, название некоторого химического оборудования;

-                   отличительные признаки веществ и физических тел

-                   вещества, наиболее часто используемые человеком в различных областях (быту, медицине, сельском хозяйстве, строительстве, парфюмерии и др.);

-                   правила хранения и обращения с бытовой химией.

Обучающиеся должны уметь:

-                   обращаться с лабораторным оборудованием, соблюдать правила техники безопасности при выполнении несложных химических опытов и практических работ;

-                   использовать метод наблюдения при выполнении различных видов практических заданий;

-                   проводить простейшие исследования свойств веществ;

-                   описывать свойства простых веществ;

-                   оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;

-                   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

-Виды и формы контроля.

-                    Входящий контроль – опрос.

-                    Текущий контроль – педагогическое наблюдение (на каждом занятии).

-                    Промежуточный контроль – просмотр, самостоятельная работа.

-                    Итоговый контроль – проводится в конце учебного года в форме анализа работы (оценивается сумма показателей: усвоение программы, достижения и участие в конкурсах, олимпиадах, мероприятиях за год).

Учебно-тематический план

1 год обучения

Название разделов, темы

Всего часов

Тео

рия

Прак

тика

Формы контроля

Раздел 1.

Вводный

4

1

3

 

1.1

Введение в программу. Входящая диагностика

2

0

2

опрос

1.2

Что такое химия? Инструктаж по технике безопасности

2

1

1

 

Раздел 2.

Химическая лаборатория

24

14

10

 

2.1

Знакомство с лабораторным оборудованием

2

2

0

 

2.2

Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.

2

2

0

просмотр

2.3

Нагревательные приборы и пользование ими

2

1

1

просмотр

2.4

Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.

2

1

1

просмотр

2.5

Выпаривание и кристаллизация

2

2

0

просмотр

2.6

Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.

2

1

1

просмотр

2.7

Лабораторные способы получения неорганических веществ

2

1

1

просмотр

2.8

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.

2

1

1

просмотр

2.9

Кристаллогидраты. Выращивание сада из кристаллов.

2

1

1

просмотр

2.10

Химические реакции вокруг нас

2

2

0

просмотр

2.11

Выпуск стенгазет с занимательными фактами по химии.

2

0

2

просмотр

2.12

Итоговое занятие

2

0

2

зачет

Раздел 3.

Логика

10

0

10

 

3.1

Вперед к покорению вершин олимпиад

2

0

2

просмотр

3.2

Игра «Кто внимательнее»

2

0

2

просмотр

3.3

Ига «Кто быстрее»

 

 

 

просмотр

3.4

Ига «Узнай вещество или явление»

2

0

2

просмотр

3.5

Итоговое занятие

2

0

2

зачет

Раздел 4.

Прикладная химия

34

10

24

 

4.1

Химия в быту.

2

2

0

 

4.2

Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.

2

0

2

просмотр

4.3

Практикум исследование «Моющие

средства для посуды».

2

0

2

просмотр

4.4

Демонстрация опытов

2

2

0

просмотр

4.5

Занятие - игра «Мыльные пузыри».

2

2

0

просмотр

4.6

Игра «Счастливый случай».

2

0

2

просмотр

4.7

Химия и человек

2

2

0

 

4.8

Практикум-исследование «Чипсы»

2

2

0

просмотр

4.9

Практикум исследование «Мороженое».

2

0

2

просмотр

4.10

Практикум исследование «Шоколад».

2

0

2

просмотр

4.11

Практикум исследование «Жевательная резинка»

2

0

2

просмотр

4.12

Практикум исследование «Газированные напитки».

2

0

2

просмотр

4.13

Практикум исследование «Чай».

2

2

0

просмотр

4.14

Практикум исследование «Молоко».

2

0

2

просмотр

4.15

Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами.

2

0

2

просмотр

4.16

Общий смотр знаний. Заключительная

игра «Что? Где? Когда?»

2

0

2

 

4.17

Подведение итогов и анализ работы    за год.

2

0

2

зачет

Итого:

 

72

25

47

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Раздел 1. Вводный.

Знакомство с воспитанниками, материалами и инструментами. Организация рабочего места. Правила техники безопасности, правила пожарной безопасности.

Раздел 2. Химическая лаборатория

Теория: Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов). Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание. Ознакомление учащихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов.

Практика: Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ , изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей. Перегонка воды. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли. Получение неорганических веществ в химической лаборатории. Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос, алюмокалиевые квасцы).

Оборудование: Схемы, таблицы, плакаты, химическое оборудование, химические реактивы, компьютер, проектор.

Раздел 3. Логика

Теория: Данный раздел полностью посвящен практической работе.

Практика: Решение олимпиадных задач. Проведение конкурсов и дидактических игр: кто внимательнее, кто быстрее и лучше, узнай вещество, узнай явление.

Оборудование: Схемы, таблицы, плакаты, химическое оборудование, компьютер, проектор, химические реактивы.

Раздел 4. Прикладная химия

Теория: Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира. Питание и здоровье. Химические реакции внутри нас. Важнейшие компоненты пищи. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ в питании. Таблица расхода энергии при различных видах деятельности человека. Витамины. Витамины, их классификация и значение для организма человека. Источники поступления витаминов в человеческий организм. Содержание витаминов в пищевых продуктах. Антивитамины. Авитаминоз. Биологические пищевые добавки и их влияние на здоровье. Пагубное влияние чипсов на человека. Вода – основа жизни. Аномалии и тайны воды. Полезные свойства чая. Свойства молока.

Практика: Выведение пятен ржавчины, чернил, жира. Работа с этикеткой. Опыт 1.  Определение кислотности. Опыт 2. Определение мылкости. Опыт 3. Смываемость  со стакана. Конкурсы: кто надует самый большой пузырь; кто надует много маленьких пузырей; чей пузырь долго не лопнет; построение фигуры из пузырей; надувание пузыря в пузыре. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме « Химия в природе». Изучение физических свойств чипсов: ломкость, растворение в воде, надавливание бумажной салфеткой для определения количества жира, вкусовые качества. Горение чипсов. Проверка на наличие крахмала. Опыт проводится с помощью спиртового раствора йода. Ученики сравнивают интенсивность окрашивания.  Растворение чипсов в кислоте и щелочи. Изучение физических свойств мороженого. Изучение физических свойств шоколада. Изучение физических свойств жевательной резинки. Изучение свойств газированных напитков.

Оборудование: плакаты, таблицы, образцы моющих средств, химическое оборудование, компьютер, проектор, химические реактивы.

 

 

 

 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ТО: «Занимательная химия»

Группа: _________, 1 год обучения

Расписание: ________________________________________________

 

Название разделов, тем

Сроки провед. занятия

Провед. занятия

по факту

Место провед. занятия

Примечание

Раздел 1.

Вводный

1.1

Введение в программу. Входящая диагностика

 

 

 

 

1.2

Что такое химия? Инструктаж по технике безопасности

 

 

 

 

Раздел 2.

Химическая лаборатория

2.1

Знакомство с лабораторным оборудованием

 

 

 

 

2.2

Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.

 

 

 

 

2.3

Нагревательные приборы и пользование ими

 

 

 

 

2.4

Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.

 

 

 

 

2.5

Выпаривание и кристаллизация

 

 

 

 

2.6

Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.

 

 

 

 

2.7

Лабораторные способы получения неорганических веществ

 

 

 

 

2.8

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.

 

 

 

 

2.9

Кристаллогидраты. Выращивание сада из кристаллов.

 

 

 

 

2.10

Химические реакции вокруг нас

 

 

 

 

2.11

Выпуск стенгазет с занимательными фактами по химии.

 

 

 

 

2.12

Итоговое занятие

 

 

 

 

Раздел 3.

Логика

3.1

Вперед к покорению вершин олимпиад

 

 

 

 

3.2

Игра «Кто внимательнее»

 

 

 

 

3.3

Ига «Кто быстрее»

 

 

 

 

3.4

Ига «Узнай вещество или явление»

 

 

 

 

3.5

Итоговое занятие

 

 

 

 

Раздел 4.

Прикладная химия

4.1

Химия в быту.

 

 

 

 

4.2

Выведение пятен

ржавчины, чернил, жира.

 

 

 

 

4.3

Практикум исследование «Моющие

средства для посуды».

 

 

 

 

4.4

Демонстрация опытов

 

 

 

 

4.5

Занятие - игра «Мыльные пузыри».

 

 

 

 

4.6

Игра «Счастливый случай».

 

 

 

 

4.7

Химия и человек

 

 

 

 

4.8

Практикум-исследование «Чипсы»

 

 

 

 

4.9

Практикум исследование «Мороженое».

 

 

 

 

4.10

Практикум исследование «Шоколад».

 

 

 

 

4.11

Практикум исследование «Жевательная резинка»

 

 

 

 

4.12

Практикум исследование «Газированные напитки».

 

 

 

 

4.13

Практикум исследование «Чай».

 

 

 

 

4.14

Практикум исследование «Молоко».

 

 

 

 

4.15

Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами.

 

 

 

 

4.16

Общий смотр знаний. Заключительная

игра «Что? Где? Когда?»

 

 

 

 

4.17

Подведение итогов и анализ работы    за год.

 

 

 

 

 


 

Методическое обеспечение программы

Учебная деятельность.

Уровни освоения программы.

Стартовый уровень. На 1 году обучения дети усваивают правила техники безопасности и навыки грамотного обращения со всеми необходимыми для изучения химии инструментами, оборудованием и материалами. Учащиеся приобретают знания по приемам, опытам и осваивают базовую систему понятий и определений. Происходит изучение и овладение учебным материалом от простого к сложному, то есть виды заданий и работ усложняются в зависимости от совершенствования умений и навыков.

Принцип формирования учебных групп.

В группы набираются дети без специальных навыков рисования, разного пола, в основном среднего школьного возраста (13-15 лет) без специальных умений и навыков, вне зависимости от пола.

Формы организации занятия.

-                   Индивидуальная форма организации занятия предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности. Каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

-                   Групповая форма организации занятия предполагает работу обучающихся в группах из 1—5 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Методы организации учебно-воспитательного процесса

На занятиях используются различные методы обучения:

-                   словесные (объяснение, беседа);

-                   наглядные (объяснительно-иллюстрированный). Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

-                   практические (самостоятельная работа, лабораторные работы, эксперименты).

Технологии и методики.

Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

Дидактический материал.

Карточки с заданиями для дидактических игр по химии, методические рекомендации по выполнению практических занятий, методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся, методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся; памятка «Правила поведения учащихся в кабинете химии», памятка «правила техники безопасности при работе с химическим оборудованием и реактивами», модели молекул и кристаллических решёток, учебные плакаты, таблица «Периодическая система химических элементов», таблица «Растворимость солей, кислот и оснований».

Воспитывающая деятельность

Многие полагают, что воспитание осуществляется только такими предметами как литература, обществоведение, технология, история. Однако с этим нельзя согласиться, так как воспитательный потенциал каждой дисциплины, каждого предмета велик. В один ряд с этими предметами, рассматривая их воспитательной возможности, можно поставить и химию. Благодаря своей специфике, разнообразию материала, разнообразию форм, методов, приемов обучения химия с легкостью совмещает решение как задач обучения и развития, так и воспитания.

Развивающая деятельность

Программа «Занимательная химия» направлена на развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру. Объектами исследования становятся привычные для ребят материалы: продукты питания, бытовая химия, лекарственные препараты, парфюмерия – то, с чем обучающиеся сталкиваются в повседневной жизни. Практически каждый ребенок с интересом встречается с новым предметом – химией, предвкушая знакомство с наукой чудес. Это отношение становится основой для познания окружающего мира.

Техническое обеспечение программы.

Требования к помещению для занятий: выполнение санитарно-гигиенических норм; наличие мультимедийного оборудования, вытяжного шкафа, демонстрационного стола и прочего химического оборудования; наличие необходимых реактивов; исправность работы водоснабжения и водоотведения; наличие соответствующего комплекта мебели для кабинета химии.

Средства обучения и воспитания:

-                   дидактические материалы по соответствующим темам;

-                   модели молекул и кристаллических решёток;

-                   учебные плакаты;

-                   таблица «Периодическая система химических элементов»;

-                   таблица «Растворимость солей, кислот и оснований»;

-                   мультимедийное оборудование;

-                   доступ к интернет-сети;

-                   демонстрационные приборы и оборудование по химии;

-                   наборы для практических работ по химии;

-                   химическая посуда.


Основополагающая литература педагога для реализации программы.

1.                 Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. - М.: Химия, 1995.

2.                 Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: Задачи и история. - М.: Дрофа, 2008.

3.                 Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии. -М.: Просвещение, 1977.

4.                 Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л.: Химия, 1985. Горбунова Т.С. Химия вокруг нас. - Омск: Издательство ОмГПУ, 2000.

5.                 Гольдфельд М. Г. Химия и общество. - М.: Мир, 2005.

6.                 Девяткин В.В., Ю.М. Ляхова. Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке.

7.                 Левицкий М.М. Увлекательная химия: Просто о сложном, забавно о серьезном. - Воронеж: АСТ, 2008.

8.                 Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

9.                 Фримантл М. Химия в действии. М.: Мир, 2008. – В 2-х т.

10.             Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Введение в химию.- М.: ВЛАДОС, 2008.

 

Рекомендуемая литература для воспитанников, родителей.

1.                 Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.

2.                 Мишенина Л.Н. занимательная химия: Уч.-мето.пособие. – Томск: Изд-во Томск.ун-та, 2007.

3.                 Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М: Дрофа, 2006.

4.                 Тарасов Л.В. В глубины вещества: Живые клетки, молекулы, атомы: книга для школьников... и не только. - М.: ЛКИ, 2013

5.                 Чертиков И.Н., Жуков П.Н. Химический Эксперимент. – М.: Просвещение, 1988.

6.                 Штремплер Г.И. Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

 

Мониторинг уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения ученика по программе «Занимательная химия».

(педагог: __________________________).

 

___полугодие (месяц) ____________ уч. г.

___ группа ___год обучения

ФИО ребенка

1.        Предметные результаты

2.        Метапредметные результаты

3.        Личностные результаты

Средний балл

 

 

1.1 Формирование знаний, умений, навыков

1.2

Владение специальной терминологией

1.3

Умение применять изученный материал на практике

2.1

Умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации

2.2

Осуществление пошагового и итогового самоконтроля

3.1

Мотивационный настрой

3.2

Инициативность и самостоятельность

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения ученика

 

 

 

 

  1. Предметные результаты
  1. Метапредметные результаты
  1. Личностные результаты

Показатели

Уровень

Баллы

1.1 Формирование знаний, умений, навыков

1.2

Владение специальной терминологией

1.3

Умение применять изученный материал на практике

2.1

Умение осуществлять поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников

2.2

Осуществление пошагового и итогового самоконтроля

3.1

Мотивационный настрой

3.2

Инициативность и самостоятельность

 

 

Критерии оценивания

недостаточный

3

Объем усвоенных знаний, умений и навыков составляет 1/3 – 1/2   

Избегает употребление специальных терминов 

Читает/слушает текст, слабо вникая в смысл прочитанного/услышанного

Нуждается в четком изложении действий по поиску информации

Непоследовательное ведение записей в тетради, неорганизованность в подготовке к занятию

Слабая мотивация к изучению

Проявляет слабую инициативность, больше полагаясь на указания педагога

оптимальный

4

Объем усвоенных знаний, умений и навыков составляет более 1/2 – 2/3

Сочетает специальную терминологию с бытовой

Читает/слушает текст, с пониманием большей части текста

Находит необходимую информацию, отталкиваясь от ключевых указателей (темы, модули) педагога

Последовательное ведение записей в тетради, достаточная организация своего времени, но с заметными пробелами в знаниях

Достаточная мотивация, основанная на временных интересах

Проявляет недостаточную инициативность, временами проявляя себя

высокий

5

Объем усвоенных знаний, умений и навыков составляет 2/3,

практически

полностью

Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием

Читает/слушает текст, в полной мере улавливая смысл прочитанного/услышанного

Находит необходимую информацию без помощи педагога, используя все доступные источники

Последовательное ведение записей, четкий контроль своей деятельности, восполнены все пропущенные темы, если таковые имеются

Сильная мотивация к изучению, серьезный настрой

Инициативен в полной мере, стремится показать себя

 

 

 

 

 

 

 



ПРИЛОЖЕНИЕ №2


-4.


 


5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная химия» составлена на основе: -

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная химия» составлена на основе: -

Согласно данной системе в курс основной школы были введены начальные сведения об органических веществах

Согласно данной системе в курс основной школы были введены начальные сведения об органических веществах

Развивающие: - развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели; - развитие учебной мотивации воспитанников на выбор профессии; - развитие внимания, памяти, логического мышления и…

Развивающие: - развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижении цели; - развитие учебной мотивации воспитанников на выбор профессии; - развитие внимания, памяти, логического мышления и…

Метапредметные : - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы…

Метапредметные : - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы…

Личностные : - в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность; - формирование ценности здорового и безопасного образа…

Личностные : - в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность; - формирование ценности здорового и безопасного образа…

ГОД ОБУЧЕНИЯ Цель – познакомить учащихся с химической наукой и сформировать химическое мировоззрение

ГОД ОБУЧЕНИЯ Цель – познакомить учащихся с химической наукой и сформировать химическое мировоззрение

Учебно-тематический план 1 год обучения №

Учебно-тематический план 1 год обучения №

Практикум исследование «Чай»

Практикум исследование «Чай»

Раздел 3. Логика Теория: Данный раздел полностью посвящен практической работе

Раздел 3. Логика Теория: Данный раздел полностью посвящен практической работе

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Практикум исследование «Мороженое»

Практикум исследование «Мороженое»

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы

Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей

Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей

Средства обучения и воспитания: - дидактические материалы по соответствующим темам; - модели молекул и кристаллических решёток; - учебные плакаты; - таблица «Периодическая система химических элементов»;…

Средства обучения и воспитания: - дидактические материалы по соответствующим темам; - модели молекул и кристаллических решёток; - учебные плакаты; - таблица «Периодическая система химических элементов»;…

Основополагающая литература педагога для реализации программы

Основополагающая литература педагога для реализации программы

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Мониторинг уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения ученика по программе «Занимательная химия»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Мониторинг уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения ученика по программе «Занимательная химия»

Критерии оценки уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения ученика

Критерии оценки уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения ученика

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 -4.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 -4.

5.

5.

Программа Живая биология

Программа Живая биология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2022