Программа 1 класс
Оценка 4.8

Программа 1 класс

Оценка 4.8
Документация
doc
Междисциплинарный 3
1 кл
04.02.2019
Программа 1 класс
Публикация является частью публикации:
Иванова НЛ 1в каллиграфия.doc
МОУ «Гимназия “Дмитров”» СОГЛАСОВАНО протокол заседания методической  кафедры   от «18» июня 2014 г. №15 Руководитель кафедры  СОГЛАСОВАНО Заместитель  директора по  учебно­методической  работе «27» июня 2014г. УТВЕРЖДЕНО педагогическим советом МОУ «Гимназия “Дмитров”» Председатель педагогического совета, директор гимназии «27» июня 2014г. _______________ Левина О.В. ______________ Галиханова Т.В. ______________ А.В. Курбатова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  Начальная школа Кружок «КАЛЛИГРАФИЯ»  (внеурочная деятельность) 1 «В» класс Составитель: учитель начальных классов Иванова Наталья Леонидовна г. Дмитров, 2014г. КАЛЛИГРАФИЯ 33 часа (1 час в неделю)  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа кружка «Каллиграфия» составлена на основе:  Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования 2009 г.  Концепции духовно­нравственного воспитания учащихся    программ: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной «Русский язык» 2010г. (раздел «Совершенствование навыков каллиграфии»)   Желтовской Л.Я. «Чистописание».  При разработке уроков использован опыт работы православной гимназии им. Сергия Радонежского (г. Сергиев Посад).  Перечень учебно­методического обеспечения:  1. Герасименко Е.Н. Методика обучения письму первоклассников. – М., 2011. 2.  Желтовская Л.Я., Соколова Н.Е. Формирование каллиграфических навыков у младших  школьников. – М., 2010г. 3. О.В. Пронина «Тетрадь для письменных упражнений. 1 класс» ­ М.: «Баласс», 2012 г. 4. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.  Методические разработки по русскому языку  для учителя. ­ М.: «Баласс», 2012 г. Для реализации данной программы  в кабинете имеются комплекты металлических перьев   для   каллиграфии,   чернил,   восковые   дощечки.  Первоклассники  только   начинают учиться писать, поэтому много времени уделяется подготовительным упражениям, пись о карандашом, обводке, штриховке.   С духовной точки зрения буква – это материальный носитель   смысла.   И   потому   внимание   к   букве,   к   слову   –   это   путь   постижения Премудрости. А письмо – это первый «рукотворный» шаг на этом пути. Слово «писать» когда­то   имело   давно   позабытое   нами   значение   –   «пестрить,   украшать»,   а   «читать»   ­ «чтить, почитать, преклоняться». Авраам­Эрш Борщевский, художник­каллиграф, сказал: «Не   каждый   народ   имеет   право   на   каллиграфию.   Не   каждая   нация   занимается каллиграфией.   Это   говорит   о   высокой   культуре,   о   сохранении   традиций   народа».   А древние учителя говорили: «Если ты шлифуешь букву, то буква шлифует и оттачивает тебя, воспитывает необходимые качества твоей души». Таким образом, уроки каллиграфии способствуют еще и духовно­нравственному воспитанию учащихся. В современной методической теории каллиграфия понимается как умение писать четким, удобочитаемым и устойчивым почерком, который по мере выработки скорости и 2 связности   письма   приобретает   индивидуальные   черты.   Но   прежде   чем   вырабатывать каллиграфию, т.е. каллиграфический почерк, необходимо научить ребенка воспроизводить буквы и их комплексы в строго определенной последовательности, которая определяется закономерностями   формирования   зрительно­двигательных   образов   письменных графических знаков.   неравномерно. Каллиграфия,   вернее,   каллиграфическое   качество   письма,   начинается формироваться   в   структуре   сложного   речедвигательного   действия   с   самого   начала обучения   ребенка   письму.   Однако   это   качество   как   показатель   сформированности графического   навыка   проявляется   в   письме   ученика   несколько   позже.   Ведь   выработка каллиграфического индивидуального почерка требует специальных условий ускоренного и связного письма, реализация которых на первоначальном этапе овладения письмом чревата весьма   негативными   последствиями   в   виде   различных   графических   ошибок   и каллиграфических   недочетов.   В   этой   связи   синонимическое   понимание   терминов «графический» и «каллиграфический» (навык), сохранившееся до настоящего времени в методике, –   автоматизированный   способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, а также начертание их на бумаге. Это один из видов двигательных навыков, в формировании которых очень много общего с другими двигательными навыками. Однако, в отличие от других двигательных навыков, особенность графических навыков заключается в том, что они   обслуживают   умственные   навыки   (чтение,   счет,   орфографию)   и   формируются одновременно   с   ними.   Поэтому   успешное   овладение   графическими   навыками   письма зависит от прочного овладения навыками чтения и грамотного письма. ẽ Каллиграфия  (производное   от   греч.   слов   "писать")   —   вид   изобразительного   искусства.   Древняя   отрасль   прикладной   графики, эстетическое оформление рукописного шрифта, также — учебная дисциплина, искусство красивого   письма,   т.е.   умение   писать   правильным   (четким)   и   устойчивым   почерком. Термин «каллиграфический» сочетается со словами «почерк», «письмо».  Графический   навык  κάλλος   kallos   "красота"   +   γραφή   graph Графическая   система  –   совокупность   букв   алфавита,   имеющая   определенную структуру, которая характеризуется наличием структурных единиц постоянной формы и пространственно­количественным типом отношений между ними. Традиционное понятие «шрифт»   обозначается   лишь   совокупность   букв   алфавита   определенного   рисунка.   Оно употребляется в сочетаниях со словами «печатный» , «письменный». К  графическим   ошибкам   –  относятся   разнообразные   замены   букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера пространственной ориентации и количества элементов в буквенном знаке. Каллиграфическая   ошибка  (недочеты   письма)   –   это   нарушения   пропорции элементов   букв   по   ширине,   высоте   и   углу   наклона.   Они   являются   следствием несформированности   координации   движений   пальцев,   кисти,   предплечья   и   плечевого отдела руки.  Зрительные   элементы  ­     относительно   законченные   части   рисунка   буквы,   на которые она закономерно расчленяется в процессе ее зрительного восприятия и которые легко   соотносятся   с   определенными   формами:   овал,   полуовал,   прямая   линия,   линия   с закруглением с одной стороны, линия с закруглением с двух сторон, линия с петлей, линия с четвертным овалом и плавная линия. Двигательные элементы  представляют собой относительно законченные отрезки движения   руки,   в   которых,   с   одной   стороны,   учитывается   форма   соответствующих зрительных   элементов,   а   с   другой   –   закономерности   плавного   и   безотрывного воспроизведения их на бумаге.  3 Зрительный   образ   буквы  –   это   зрительное,   более   или   менее   адекватное представление о форме буквенного знака.  Зрительно­двигательный   образ   буквы    представление   о   целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется   на   основе   зрительного   представления   о   ее   форме,   знания последовательности  начертания  ее двигательных  элементов и за счет корректирующего контроля глаза. ­   Технология   обучения   каллиграфии   определяется   системой   специфических   для данного предмета принципов, методов и приемов. Принцип  поэлементного   изучения  букв   теснейшим   образом   связан   с   ведущим общедидактическим принципом развивающего обучения, иллюстрируя конкретный случай его проявления. Учет относительно постоянной формы элементов (прямая линия, линия с закруглением с одной стороны, линия с закруглением с двух сторон, линия с петлей, линия с четвертным овалом, плавная линия, овал и полуовал) и варьирование их переменными свойствами   (размер,   пространственное   положение   и   количество   элементов   в   букве) позволяют   учителю   организовать   учебную   деятельность   по   активному   изучению   форм буквенных   знаков.     В   процессе   такой   деятельности   ученик   осмысленно   и   глубоко овладевает формой каждого буквенного знака и графической системой в целом. Кроме того,   открываются   неиспользованные   возможности   для   развития   интеллектуальных способностей   детей:   у   них   формируются   приемы   умственной   деятельности,   которые реализуются   вначале   на   конкретно­действенном,   затем   наглядно­образном   и   далее   на абстрактно­логическом уровне. Формирование   автоматизированности   графического   навыка   и   индивидуального каллиграфического   почерка   у   учащихся   по   данной   системе   основано   на  генетическом принципе  группировки письменных знаков. Суть этого принципа заключается в том, что все   буквы   объединены   в   восемь   групп   по   признаку   наличия   в   них   общего   (одного   из восьми)   элемента   (прямая   линия,   линия   с   закруглением   с   одной   стороны,   линия   с закруглением с двух сторон, линия с петлей, линия с четвертным овалом, плавная линия, овал и полуовал): 1) и й ш И Ш ; п т р г 2) л Л м М я Я А 3) у ц щ Ц Щ Ч ч 4) с С е Е о О а д б 5) ь ъ ы в и их варианты в соединениях 6) н ю Н Ю К к 7) В З з Э э Ж ж Х х ф 8) Ф У Г П Т Р Б Д. Графический   принцип   группировки   письменных   букв   позволяет   в   довольно короткий срок послебуквенного периода целенаправленно и систематически продолжать формирование   в   памяти   учащихся   четко   дифференцированных   зрительно­двигательных образов письменных букв, а значит, предупредить в их письме графические ошибки и тем самым   заложить   прочные   основы   для   выработки   графического   навыка   на   минутках каллиграфии (чистописания). Ученик не только упражняется в начертании букв и их соединений, но и прежде всего решает различные мыслительные  задачи на анализ, синтез, сравнение,  обобщение, абстрагирование, классификацию письменных знаков.  В   результате   у   младшего   школьника   формируется   целостное   представление   о системе письменных букв русского алфавита как символах соответствующих фонем. 4 В  1   классе  основная   направленность   уроков   каллиграфии   –   упражнения   для развития   мелкой   моторики   (обводки,   штриховки   и   т.п.),   работа   над   отдельными элементами,   а   затем   и   над   формами   отдельных   букв   и   групп   букв,   работа   над буквосочетаниями   с   повторяющимися   одинаковыми   элементами   типа  ши.  Работа выполняется сначала простым карандашом в прописях, затем, после завершения уроков обучения грамоте – пером и чернилами в тетрадях в узкую линию. Творческие задания (придумывание   узоров)   могут   выполняться   на   нелинованных   листах   формата   А­4.   На уроках   отрабатываются   разные   виды   нажимов,   выполняется   письмо   под   счет. Предусматривается   также   работа   над   звуко­буквенным   анализом   слов,   составление   и запись предложений, знакомство с историзмами, встречающимися в текстах для чтения. К урокам   должна   активно   привлекаться   наглядность:   образцы   отдельных   букв   и   таблица алфавита,   выполнения   рукописных   шрифтов.   Учитель   обязательно   показывает   образец написания на листе А­3 тушью и кистью, с соблюдением разных видов нажима. Во   всех   классах   на   уроках   учащиеся   выполняют   различные   творческие   задания: придумывают узоры, собственное начертание букв и т.п., пишут сочинения в форме письма. Широко используются для списывания отрывки из литературных произведений. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Подготовительная работа простым карандашом (24 ч) 1 ч в неделю, всего 33 ч Письмо элементов (9 ч):  Обведение по контуру, штриховка.  Постановка точек. Письмо ровных линий (прямых и наклонных).   Письмо прямых с закруглением вверху или внизу.   Письмо прямых с закруглением вверху и внизу.   Письмо овалов и полуовалов.  Письмо наклонных линий с закруглением вверху или внизу.  Повторение основных графических элементов.  Творческий урок (составление рисунков и орнаментов). Письмо букв, слов, предложений (15 ч). Группировка букв для работы на уроке по генетическому принципу. Обучение письму металлическим пером для каллиграфии (7 ч). Письмо дуг, петель, различной конфигурации шрифтом «английский курсив».  Заполнение рисунков, составление орнаментов. Повторение (2 ч). ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностными   результатами  изучения   предмета   «Каллиграфия»   являются следующие умения:   осознавать роль языка и речи в жизни людей;  эмоционально «проживать» задание, выражать свои эмоции;  5   понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;  высказывать своё отношение к поступкам других людей. Метапредметными   результатами  изучения   курса   «Каллиграфия»   является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:  учителя;    определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью  проговаривать последовательность действий на уроке;  учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с  материалом учебного пособия;   учиться работать по предложенному учителем плану  Познавательные УУД:  обозначениях);  ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных     находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  преобразовывать информацию из одной формы в другую  Коммуникативные УУД:  предложения или небольшого текста);  оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне    слушать и понимать речь других;  договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах  поведения и общения и следовать им;   учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,  исполнителя).  Предметными   результатами  сформированность следующих умений: изучения   курса   «Каллиграфия»   является      правильно располагать на рабочем столе письме тетрадь, перо, чернильницу, знать и соблюдать  правила посадки при письме; писать   в   тетрадях   в   узкую   линию   пером   и   чернилами   с   соблюдением правильного графического написания букв и соединений; иметь представление об изученных фразеологизмах, историзмах, понимать их значение; составлять орнаменты из изученных букв и элементов; правильно списывать слова, предложения, текст (объемом 15 – 20 слов). ПЕРЕЧЕНЬ НАУЧНО­МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ­ РЕСУРСОВ 1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Программа по русскому языку для  четырехлетней начальной школы» http://www.school2100.ru/download/index.php? SECTION_ID=1169 6 2.  Герасименко Е.Н. Методика обучения письму первоклассников. – М., 2011. 3.  Желтовская Л.Я., Соколова Н.Е. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. – М., 2010г. 4. О.В. Пронина «Тетрадь для письменных упражнений. 1 класс»­ М.: «Баласс», 2012 г. 5. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Методические разработки по русскому языку для учителя» ­ М.: «Баласс», 2012 г. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ 1. Из истории каллиграфии. 2. Почему мы так говорим и пишем. 3. Из истории письменных принадлежностей. 4. Каллиграфия разных народов. 7

Программа 1 класс

Программа 1 класс

Программа 1 класс

Программа 1 класс

Программа 1 класс

Программа 1 класс

Программа 1 класс

Программа 1 класс

Программа 1 класс

Программа 1 класс

Программа 1 класс

Программа 1 класс

Программа 1 класс

Программа 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2019