МОУ «Гимназия “Дмитров”»
СОГЛАСОВАНО
протокол заседания методической кафедры
от «18» июня 2014 г. № 15
Руководитель кафедры
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебно
методической работе
«27» июня 2014г.
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
МОУ «Гимназия “Дмитров”»
Председатель педагогического совета,
директор гимназии
«27» июня 2014 г.
_______________ Левина О.В.
______________ Галиханова Т.В.
______________ А.В. Курбатова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Начальная школа
Факультатив
РЕЧЬ И КУЛЬТУРА
ОБЩЕНИЯ
(внеурочная деятельность)
1 «В» класс
Составитель: учитель начальных классов
Иванова Наталья Леонидовна г. Дмитров, 2014г.
2 РЕЧЬ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ
33 часа (1 час в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Речь и культура общения» создана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования 2009 г.
Программы «Риторика» Ладыженской Т.А., Ладыженской Н.В. – М.: «Ювента»,
2010 г.
Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. «Детская
риторика в рассказах и рисунках. 1 класс. Методические рекомендации» М.:
«ЮВЕНТА», 2012 г.
Учебнометодическое обеспечение:
1. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. «Детская риторика в рассказах и рисунках.
Учебник для 1го класса. В 2х ч. » (под ред. Ладыженской Т.А.) – М.: «ЮВЕНТА»,
2012 г.
2. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И. «Детская
риторика в рассказах и рисунках. 1 класс. Методические рекомендации» М.:
«ЮВЕНТА», 2012 г.
3. Обучение общению: методика школьной риторики. Учебное пособие для педагогов,
студентов педвузов, преподавателей и слушателей системы повышения
квалификации. Сост. И.В. Кузнецова, Е.А. Самойлова. / Т.А. Ладыженская, Н.В.
Ладыженская, З.И. Курцева, Н.И. Мах новская, Е.В. Бунеева, Ф.А. Новожилова,
Т.М. Ладыженская; под ред. Т.А. Ладыженской. – М. : Баласс, 2013. – 144 с.
Данный курс является составной частью курса «Русский язык» Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева,
который будет изучаться в данном классе.
Изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных
стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла –
научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников
эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные
задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных
школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как
учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие
приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями,
грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как
инновационный,
практикоориентированный предмет помогает решать задачи
формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет
3 способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного
общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского
общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…>
состава российского общества»1.
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики
можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением;
речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда
говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации
общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в
общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и
особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой
коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры
художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой
практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания,
объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с
условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые
актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к
осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач,
которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи –
основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку,
поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как
основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники
анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с
изученными правилами.
Место учебного предмета в учебном плане
Преподавание риторики как предмета филологического цикла может осуществляться
за счёт часов, отведённых на изучение предметов этого цикла. Объём учебного времени,
отводимого на изучение риторики с 1го по 4й класс – 1 час в неделю, 33 часа для 1го
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник
образования России. – 2009. – № 2. – С. 47.
4 класса и 34 часа для 24 классов, общий объём учебного времени составляет 135 часов.
Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов,
внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов,
газет, фотовыставок) и т.д.
Если в условиях данного учебного заведения нет возможности включать риторику в
число базовых учебных предметов, то целесообразно организовать обучение ей во второй
половине дня. Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что
«Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания –
осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей,
своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы
как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди
соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной
жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например,
поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь
милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и
взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к
старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей
жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей
области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости,
милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества;
желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны,
восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1 класс (33 часа)
I.
Общение.
Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди
могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и
несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
5 Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение.
Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для
собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые
выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы)
приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
II.
Текст. Речевые жанры.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст
и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как
смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры).
Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки,
считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
1й класс
Личностными результатами изучения курса в 1м классе является формирование
следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности,
тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении
(правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной
деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и
неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
6 – самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать
недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной
деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения курса в 1м классе является формирование
следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения
при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости,
некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров
приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания,
благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать
заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как
важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений,
рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном
тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях
общения.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно
использоваться на уроках риторики, относятся:
7 DVDплеер, (видеомагнитофон), телевизор;
цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
компьютеры ( с выходом в Интернет) и т.д.
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения
этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время,
так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия,
создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
– виды деятельности учеников на уроке;
– приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);
– процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и
т.д.
Приведём примеры работ при использовании компьютера:
анализ положительного или негативного примера речевого жанра;
редактирование (взаиморедактирование);
создание текста, его коллективное обсуждение;
создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);
создание речевых жанров с использованием многомерного представления
информации: текста, графики, голоса (звука).
При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках
информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми,
графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и
привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с
помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы
анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует
развитию умений оценки и самооценки учеников.
Технические средства на уроках риторики широко привлекаются также при создании:
классных газет и журналов (компьютер);
фотоальбомов (фотоаппарат);
DVD и видеозаписей (DVD и видеокамера, DVDплеер и видеомагнитофон)
риторических праздников, конкурсов и т.д.
Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники
учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике
применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается
уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями
Программнометодический комплекс
«Фантазёры. Волшебный конструктор»
Основной особенностью ПМК является то, что предлагаемые интерактивные
дидактические игры основаны на содержании Федерального базисного учебного плана
начального общего образования. Это даёт возможность использовать содержание ПМК при
работе в школе по любым учебникам и учебнометодическим комплексам. Материалы
комплексов обеспечивают:
привлекательность и личностную значимость информации для учащихся, ценностно
смысловую направленность её содержания;
доступность излагаемого материала;
8
разнообразие используемых методов и приёмов, позволяющее придавать работе
комплексность и взаимодополняемость;
возможность использования предметного диалога при взаимодействии учителя и
ученика;
технологическую простоту доступа к качественной наглядной предметной
информации;
основу для использования технологии проблемного обучения;
достаточную информационную поддержку учащегося при самостоятельном
изучении предмета.
Активная деятельность учащегося при работе с материалами ПМК позволит максимально
актуализировать полученные знания и сделать их личными достижениями обучаемого.
Практическая направленность комплексов расширяет и укрепляет связь изучаемого
материала с окружающей учащегося реальностью, придаёт новому знанию большую
осознанность и глубину, формирует гибкость и оперативность и умение эффективно
применять эти качества при решении жизненных проблем.
Раздел, тема
Речь и речевое
общение
Блок ПМК
«Цветочная фантазия»
«Сказки природы»
«Театр из бумаги»
Предметноразвивающая, игровая среда
Демонстрационный материал
художественнолитературного содержания:
стихи, сказки, рассказы.
Набор картин
Книжные иллюстрации
Подбор музыкальных произведений разных
по характеру
ПЕРЕЧЕНЬ НАУЧНОМЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ
РЕСУРСОВ
1. Ладыженская Т.А. Программа «Риторика»
http://www.school2100.ru/uroki/elementary/rit.php#m1
2. «Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник для 1го класса. В 2х ч. »
(под ред. Ладыженской Т.А.) – М.: «ЮВЕНТА», 2012.
3. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В., Никольская Р.И., Сорокина Г.И.
«Детская риторика в рассказах и рисунках. 1 класс. Методические
рекомендации» М.: «ЮВЕНТА», 2012.
4. Обучение общению: методика школьной риторики. Учебное пособие для
педагогов, студентов педвузов, преподавателей и слушателей системы
повышения квалификации. Сост. И.В. Кузнецова, Е.А. Самойлова. / Т.А.
Ладыженская, Н.В. Ладыженская, З.И. Курцева, Н.И. Мах новская, Е.В. Бунеева,
Ф.А. Новожилова, Т.М. Ладыженская; под ред. Т.А. Ладыженской. – М. :
Баласс, 2013.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
9 Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Составление текста по его части.
Сочинение сказок.
1
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.