МОУ «Гимназия “Дмитров”»
СОГЛАСОВАНО
протокол заседания методической кафедры
от «___» июня 2___ г. № ___
Руководитель кафедры
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по учебно
методической работе
«____» июня 20____ г.
УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом
МОУ «Гимназия “Дмитров”»
Председатель педагогического совета,
директор гимназии
_______________ Ушакова Л.В.
______________ Ушакова Л.В.
______________ А.В. Курбатова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Начальная школа
ТЕХНОЛОГИЯ
(изучение на базовом уровне)
1 «В» класс
Составитель:
учитель начальных классов
Иванова Наталья Леонидовна
1 г. Дмитров, 2014г.
ТЕХНОЛОГИЯ
33 часа (1 час в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике создана на основе:
• Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
• Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина
образования 2009 г.
России.
• Планируемых результатов начального общего образования.
• Программы по технологии для начальной школы 14 Конышевой Н.М. – Смоленск:
«Ассоциация XXI век», 2013 г.
• Конышева Н.М. Поурочнотематическое планирование по технологии 1 – 4 класс
Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2013 г.
Перечень учебнометодического обеспечения:
Конышева Н. М. Технология. 1 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI
век, 2012 г.
Конышева Н. М. Технология. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – Смоленск:
Ассоциация XXI век, 2013 г.
Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 1
класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век,
2013 г.
Через данный курс проходит важная линия: школьники получают представление о
традициях в мире вещей и знакомятся с основами народной эстетики. Принципиально
важно, что это знакомство начинается с главного – с мировоззренческого смысла народного
искусства, который наглядно проявляется в предметах быта. Любая вещь в народном быту
занимает строго определенной место, имеет духовный (магический) смысл и создается по
строгим канонам. Все эти сведения ученики получают в доступной форме. Все это наряду с
расширением кругозора обогащает детей духовно, способствует формированию у них
национальноисторической памяти. МОУ Гимназия «Дмитров» работает над проектом
«Духовнонравственное воспитание на традициях народной культуры», реализация
которого рассчитана на 2009 – 2019 гг., поэтому данная линия органично вписывается в
систему духовнонравственного воспитания в гимназии.
Кроме того, имеется вариативность учебного материала по предмету, что позволяет
учителю более свободно и творчески планировать содержание уроков. В соответствии с
этим предусмотрено, что содержание и методы организации познавательной деятельности
школьников могут варьироваться в зависимости от уровня подготовленности ученика,
группы, класса в целом, а также предполагают различные формы работы на уроке..
Количество уроков также может меняться; урочная работа может дополняться
внеурочными занятиями — при условии сохранения общей структуры и единой логики
содержания программы. Все эти формы работы удобнее всего организовывать в условиях
«Школы полного дня», т.е. в режиме работы нашей гимназии.
2 Программа по технологии разработана с учётом требований Федерального
государственного стандарта нового поколения к общим целям изучения курса. В качестве
концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно
деятельностный,
культурологический
подходы.
здоровьесберегающий,
гуманноличностный,
Основная цель
изучения данного предмета заключается в углублении
общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и
всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных
(абстрактных),нагляднообразных и нагляднодейственных компонентов познавательной
деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности,
творческих способностей,
а также творческой
самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно
преобразующей деятельности.
изобретательности,
интуиции,
В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование
регулятивных,
универсальных учебных действий всех видов: познавательных,
коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.
Задачи изучения дисциплины:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой
предметнопреобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна,
которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного
мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических
традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих
культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
формирование практических умений использования различных материалов в
творческой преобразовательной деятельности;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей,
изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и
формирования мотивации
успеха и достижений на основе предметнопреобразующей деятельности;
развитие познавательных психических процессов (восприятия,
памяти,
воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализа,
синтеза, сравнения, классификации, обобщения и др.);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование
практических умений;
развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание,
прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и
результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
формирование информационной грамотности, умения работать с различными
источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для
решения практических
задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
духовнонравственное воспитание и развитие социально ценных качеств
личности:организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия,
3 добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе,
уважительного отношения к человекутворцу и т. п.
Содержание курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание
получаемого образования не ограничивается практикотехнологической подготовкой, а
предполагает освоение на доступном уровне нравственноэстетического и социально
исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре. В процессе
изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии
предметного мира, изучают традиционные ремёсла и приёмы работы. В результате мир
вещей выступает для них как источник историкокультурной информации, а мастерство –
как выражение духовной культуры человека; освоение приёмов и способов
преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к
человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из
области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с
миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.
Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное
включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих
задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала
учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на
комплексное развитие всех сторон личности и установление межпредметных связей с
курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной
подготовки учащихся.
Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рациональнологические, так и
эмоциональнооценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные
связи со следующими учебными предметами:
– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как
универсального источника инженернохудожественных идей для мастера; природы как
источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя
материальнокультурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);
– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в
модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация
объектов и пр., выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ
геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);
– изобразительное искусство (использование средств художественной
выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на
основе законов и правил декоративноприкладного искусства и дизайна);
– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов
речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и
обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия,
материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана
деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях,
формулировании выводов);
– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ
литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).
Принцип
вариативности
содержания предусматривает возможность
дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и
разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счёт выделения в
содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной
(дополнительной) части.
4 Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и
умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы;
вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и
объёму, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию
индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, на
решение нестандартных практических задач.
Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение
учащихся в освоении предметного, культурологического и духовноэстетического
содержания курса происходит последовательно, от одного блока к другому, но в то же
время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов с целью
достижения необходимой глубины их понимания строится таким образом, чтобы
школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных
ступенях единого курса.
В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения
учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной,
эмоциональноэстетической,
сфер
личности, что обеспечивается подбором содержания материала и организацией
деятельности учащихся по его усвоению. Содержание курса позволяет реализовать
принцип развития по целому ряду взаимосвязанных направлений.
психофизиологической
духовнонравственной,
Умственное развитие на уроках технологии обусловлено тем, что в основе
развития способности к обобщению и абстрактному мышлению лежит отнюдь не
вербальная, а непосредственная практическая деятельность человека, соединённая с
умственной деятельностью, что особенно актуально в младшем школьном возрасте. В
соответствии с этим для успешного формирования новых умственных действий в процесс
обучения включаются необходимые внешние, материальные действия. Они дают
возможность невидимые внутренние связи сделать видимыми, показать их содержание
учащимся, сделать понятными.
Эмоциональноэстетическое развитие связано с тем, что учащиеся так или иначе
проявляют соответствующее отношение к объектам, условиям, процессу и результатам
труда. Выполнение заданий на уроках художественного конструирования предполагает
учёт основ композиции, средств её гармонизации, правил художественной комбинаторики,
особенностей художественного стиля. Поскольку содержание работы школьников строится
с учётом определённых художественноконструкторских правил (законов дизайна), на
уроках создаются благоприятные условия для формирования представлений о наиболее
гармоничных вещах и среде в целом, для выработки эстетического восприятия и оценки,
художественного вкуса.
Духовнонравственное развитие учащихся в курсе технологии обусловлено
направленностью его содержания на освоение проблемы гармоничной среды обитания
человека, конструируемой с учётом культурных традиций и правил современного дизайна.
Школьники получают устойчивые и систематические представления о достойном человека
образе жизни в гармонии с окружающим миром. Развитию духовности и нравственных
принципов способствует активное изучение образов и конструкций природных объектов,
которые являются неисчерпаемым источником идей для художникаконструктора. Мир
вещей возникает из мира природы и существует рядом с ней, и данная программа
побуждает детей задуматься о взаимосвязи этих двух миров, о способах их
сосуществования. На уроках технологии школьники знакомятся также с народными
ремёслами, изучают народные традиции, которые сами по себе имеют огромный
нравственный смысл. Они получают знания о том, как в обычных утилитарных предметах
повседневного быта в культуре любого народа отражались глубокие и мудрые
5 представления об устройстве мироздания; как гармонична была связь всего уклада жизни
человека с жизнью природы; каким высоконравственным было отношение к природе, вещам
и пр. Все эти вопросы ученики осваивают не на уровне вербальных положений или
абстрактных идей, а пропуская их через собственный опыт и продуктивную творческую
деятельность.
Психофизиологическое развитие на уроках технологии обеспечивается тем, что
работа учащихся сочетает в себе умственные и физические действия. Выполнение
практических заданий связано с определённой мускульной работой, в результате которой
активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними – рост клеток и развитие
мускулов. Предусмотренная в содержании курса система практических операций
способствует ускорению формирования узла связи предплечья и кисти, развитию
координации движений руки и гармонизации физического и общего
психофизиологического развития учащихся.
При составлении программы также учтены принципы классической дидактики
(прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).
Общая характеристика учебного предмета
В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс
технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии
состоит в том, что их основой является предметнопрактическая деятельность, в которой
понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные)
компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение. С
учётом таких уникальных возможностей курс технологии можно рассматривать как
базовый в системе общеобразовательной подготовки младших школьников. Он эффективно
заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не
увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый
противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и
наносит колоссальный ущерб здоровью детей.
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными
особенностями развития младших школьников, в том числе функционально
физиологическими и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально
волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного
опыта и необходимостью их дальнейшего развития.
Учебный материал каждого года имеет системную блочнотематическую структуру,
предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем,
разделов одновременно по таким направлениям, как практикотехнологическая
(предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие
личности.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного
мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной,
индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания
на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно
конструкторский (т. е. преимущественно рациональный, рассудочнологический) аспект,
так и художественноэстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что
позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных
видов учебнопознавательной и творческой деятельности учащихся.
Методической основой организации деятельности школьников на уроке является
система репродуктивных, проблемных и поисковотворческих методов. Проектно
творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу
6 составляет суть учебной работы и неотделима от изучаемого содержания. В соответствии с
этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в
систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов
предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы
не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную
проектнотворческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются от
изготовления поделок и овладения отдельными приёмами работы в сторону
проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и
технологий.
Таким образом, программа и созданный на её основе авторский учебно
методический комплект позволяют учителю избежать как вербального подхода (когда
большая часть содержания усваивается «на словах»), так и узкотехнологического (при
котором основное внимание направлено на обучение приёмам практической работы).
Сочетание интеллектуального, эмоционального и практического компонентов на базе
творческой предметнопреобразовательной деятельности позволяет представить курс
технологии в начальных классах как систему формирования предметных и
метапредметных знаний, умений и качеств личности учащихся.
Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения
в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственноэстетического
развития и творческой деятельности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными программами
начального общего образования предмет «Окружающий мир» изучается с 1го по 4й
класс. На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы
отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс —66ч (33 учебные
недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определённому
ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее одного часа в
неделю во всех классах начальной школы. Наряду с этим в новом государственном
стандарте начального общего образования неоднократно подчёркивается особое
значение предметнопрактических видов деятельности для общего развития личности
ребёнка младшего школьного возраста, важности сохранения его здоровья и
стимулирования эмоционального благополучия в системе общего образования.
Программа и обеспечивающие её учебнометодические материалы (учебники,
тетради на печатной основе) предполагают возможность вариативного планирования
уроков в зависимости от конкретной ситуации и особенностей образовательного
учреждения. В качестве основного варианта для 1 класса ниже предлагается план из
расчёта 1 час в неделю, но содержание учебника допускает увеличение учебного времени
на его освоение до двух часов в неделю.
Помимо этого,
в новом ФГОС отмечается возможность организации
дополнительных занятий по предмету (соответствующих кружков и факультативов) путём
использования часов из объёма,
предусмотренного для внеурочной работы.
Содержательная и методическая поддержка проектной работы и дополнительных
кружковых занятий обеспечена соответствующими разработками, созданными в рамках
целостного УМК
7 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования,
положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения
учиться, оптимальная организация своей деятельности как важнейшего условия
дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к
себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою
точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости,
настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности
критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, разделяющего общечеловеческие
ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и
гуманизма, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми,
оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ
гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств,
вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к
творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и
своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных
ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса
личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием
предметных умений.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно
практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно
практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурноисторической ценности традиций, отражённых в предметном
мире;
представления об общности нравственноэстетических категорий (добре и зле,
красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их
отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с
миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды
обитания.
8 Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметнопрактических
видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным
видам творческой предметнопрактической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в
достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к
культурным традициям других народов.
Предметные
Учащиеся научатся:
использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными
инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы,
нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения
деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих
инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля
и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах,
свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их
подбирать по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам,
экономно расходовать;
выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные
и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей,
их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие
чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим
чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов
соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых
свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность,
уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
утилитарноконструктивные и декоративнохудожественные
определять
возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в
соответствии с характером и задачами предметнопрактической творческой
деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и
конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных
конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е.
могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые
использовали эти вещи);
9
понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые
исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки,
специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с
поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в
других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом
материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинноследственные связи между выполняемыми действиями и их
результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку
хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную
последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и
способы работы для его получения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах
учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи,
эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать
возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их
форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебнопознавательные действия в материализованной и умственной
форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаковосимволические средства для решения задач в умственной или
материализованной форме;
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели,
работать с моделями.
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных
доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в
соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой
конструкторской задачи или передачи определённой художественноэстетической
информации;
10
Учащиеся получат возможность научиться:
воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную
идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный
замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического
воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе:
распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной
деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей,
высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и
результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах:
разработку замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защиту.
Содержание учебного предмета
33 часа (1 час в неделю)
Узнаём, как работают мастера (1 час)
Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков
технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологии.
Учимся работать с разными материалами (12 часов)
Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином,
подготовка пластилина к работе, приёмы обработки пластилина. Изготовление простых
форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.
Работа с бумагой. Простые приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание,
разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых
форм из бумаги способом складывания.
Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из
прямоугольной полосы.
Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных
листьев.
Работа с яичной скорлупой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.
Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.
Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)
Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приёмы рациональной
разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ).
Новые приёмы работы с пластилином. Создание форм и образов разными
способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина.
11 Крепированная бумага как поделочный материал; приёмы обработки
крепированной бумаги для создания различных форм.
Новые приёмы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка
сгибов. Простые приёмы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из
ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья.
Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.
Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне,
обработка поролона.
Использование вторичных материалов для поделок.
Конструируем и решаем задачи (8 часов)
Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям.
Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объёмных форм путём
простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа
на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно
художественные аппликации.
Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций
из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых
деталей, воссоздание конструкции по образцу.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные
У учащихся будут сформированы:
Могут быть сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно
практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно
практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурноисторической ценности традиций, отражённых в предметном
мире;
представления об общности нравственноэстетических категорий (добре и зле,
красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их
отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с
миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды
обитания.
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметнопрактических
видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным
видам творческой предметнопрактической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в
достижении поставленной цели, изобретательность;
12
чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к
культурным традициям других народов.
Предметные
Учащиеся научатся:
использовать в работе приёмы рациональной и безопасной работы с разными
инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы,
нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения
деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих
инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля
и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах,
свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их
подбирать по декоративнохудожественным и конструктивным свойствам,
экономно расходовать;
выбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные
и доступные технологические приёмы их ручной обработки при разметке деталей,
их выделении, формообразовании, сборке и отделке изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие
чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объёмные изделия по образцам, простейшим
чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов
соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых
свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность,
уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности.
определять
утилитарноконструктивные и декоративнохудожественные
возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в
соответствии с характером и задачами предметнопрактической творческой
деятельности;
творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и
конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных
конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи несут в себе историческую и культурную информацию (т. е.
могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые
использовали эти вещи);
понимать наиболее распространённые традиционные правила и символы, которые
исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки,
специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Учащиеся получат возможность научиться:
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
13 планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с
поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в
других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом
материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинноследственные связи между выполняемыми действиями и их
результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку
хода практической работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную
последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и
способы работы для его получения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах
учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи,
эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать
возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их
форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебнопознавательные действия в материализованной и умственной
форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаковосимволические средства для решения задач в умственной или
материализованной форме;
выполнять символические действия моделирования и преобразования модели,
работать с моделями.
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных
доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в
соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой
конструкторской задачи или передачи определённой художественноэстетической
информации;
воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложную проектную
идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создавать конструктивный
замысел, осуществлять выбор средств и способов для его практического
воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе:
распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
14 формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной
деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей,
высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и
результатам их работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах:
разработку замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защиту.
Основные результаты освоения предметного содержания
курса «Технология» в 1 классе
Учащиеся будут знать:
основные требования культуры и безопасности труда:
– о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания
порядка на рабочем месте в течение урока;
– правила безопасной работы с ножницами и иглой;
– приёмы разметки деталей на бумаге различными способами (сгибанием, по шаблону, на
глаз, от руки);
– правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия
материала при разметке);
– правила аккуратной работы с клеем; названия и назначение основных
инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон,
стека, гладилка, дощечка для лепки);
наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин,
природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание,
разрезание, лепка и пр.);
наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и
приёмов обработки материалов в художественноконструкторской деятельности
(разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание,
сплющивание и пр.);
названия отдельных техник, используемых в художественноконструкторской
деятельности (аппликация, лепка);
назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в
соответствии с ней.
Учащиеся могут знать:
Учащиеся будут уметь:
свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для
работы от его свойств;
происхождение отдельных поделочных материалов и способы их подготовки для
работы;
разные виды деталей из набора «Конструктор», способы сборки изделий из
разнообразных наборов.
подготавливать рабочее место и поддерживать на нём порядок в течение урока;
соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;
использовать правила и приёмы рациональной разметки;
15
аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;
аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному
контуру;
аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;
аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;
аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;
изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;
пришивать пуговицы;
выполнять комбинированные работы из разных материалов;
воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии
с инструкцией;
внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и
использовать адекватные способы работы по их воссозданию;
выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца.
Учащиеся могут уметь:
самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать
наиболее подходящие приёмы практической работы, соответствующие заданию;
устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении
отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по её
созданию;
на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в
соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить
адекватные способы работы по её созданию;
мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые
конструкции в соответствии с условиями задания;
создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий
поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического
воплощения;
пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой;
устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;
осуществлять элементарный самостоятельный уход за своими вещами (в школе и в
условиях домашнего быта).
Содержание учебного предмета
Узнаём, как работают мастера (1 час)
33 часа (1 час в неделю)
Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков
технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологии.
Учимся работать с разными материалами (12 часов)
Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином,
подготовка пластилина к работе, приёмы обработки пластилина. Изготовление простых
форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.
Работа с бумагой. Простые приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание,
разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых
форм из бумаги способом складывания.
Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из
прямоугольной полосы.
16 Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных
листьев.
Работа с яичной скорлупой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.
Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.
Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)
Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приёмы рациональной
разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ).
Новые приёмы работы с пластилином. Создание форм и образов разными
способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина.
Крепированная бумага как поделочный материал; приёмы обработки
крепированной бумаги для создания различных форм.
Новые приёмы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка
сгибов. Простые приёмы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из
ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья.
Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.
Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне,
обработка поролона.
Использование вторичных материалов для поделок.
Конструируем и решаем задачи (8 часов)
Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям.
Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объёмных форм путём
простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа
на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно
художественные аппликации.
Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций
из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых
деталей, воссоздание конструкции по образцу.
Тематическое планирование
и основные виды деятельности учащихся
Темы уроков
Колво
часов
Характеристика
деятельности
учащихся
1
сформировать положительное
отношение к учебе , школе;
определять и формулировать цель
деятельности с помощью учителя;
17
№
п
/
п
1. 1 Знакомство с
учебным предметом и учебнометодическим комплектом по
технологии.
С. 4–11 плюс общий обзор всего материала учебника. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Лепим из пластилина. С. 12–25:
– «Чудодерево»(с. 12–19);
Лепим из пластилина.
– «Мышиное семейство» (с. 12–14,
20–21);
Лепим из пластилина. – «Дары осени»
(с. 12–14; 22–25)
Учимся работатьс бумагой. Складывание простых форм из
бумаги.
– Складывание тюльпана. «Цветы»
Учимся работатьс бумагой. Складывание простых форм из
бумаги.– «Колоски. Хлебный букет»
(с. 26–29; 36–39);
Учимся работатьс бумагой. Складывание простых
форм из бумаги.– «Собачка. Весёлые друзья»
(с. 26–29; 40–43)
Аппликация из засушенных листьев.
С. 44–49:– «Золотая осень(с. 44–47);
Аппликация из засушенных листьев.
– «Образы осени»(с. 48–49)
Работаем с яичной скорлупой.
С. 50–53
Лепим из фольги.С. 54–59:
– Разные формы. Ёлочные украшения (с. 54–55);
Лепим из фольги.– «Серебряный паучок» (с. 56–59)
Размечаем детали по шаблону. Аппликация «Снеговик».
С. 60–65
14.
Размечаем по линейке и сгибанием. Цепь из полос бумаги.
С. 66–69
15.
Образы зимней сказки. С. 70–77:– «Новогодняя ёлка» (с. 70–73);
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
интерес к новому;
стремление к положительному
определять и формулировать цель
деятельности с помощью учителя;
Анализировать и сравнивать изделия;
оценивать
их с точки зрения художественно
эстетической выразительности
Анализировать и сравнивать изделия;
оценивать
их с точки зрения художественно
эстетической выразительности
Анализировать и сравнивать образцы.
Анализировать и сравнивать образцы.
Анализировать и сравнивать образцы.
Исследовать (наблюдать) свойства
нового материала.
Сравнивать, сопоставлять свойства
.различных
Проектировать собственный
творческий замысел
Анализировать и сравнивать изделия;
оценивать
их с точки зрения художественно
эстетической выразительности.
следюдать
Исследовать, сравнивать
и сопоставлять свойства
известных материалов Анализировать,
сравнивать выполненные действия и
Создавать в воображении
выразительный образ изделия
интерес к новому;
стремление к положительному
оцениванию работы.
проговаривать последовательность
действий на уроке;
формулировать и удерживать
Воспринимать объяснения и
инструкции учителя.
Анализировать информацию в
учебнике.
Анализировать образцы,
обсуждать их и сравнивать.
Анализировать информацию в
учебнике; планировать и выполнять
практические действия в
соответствии с ин
Аргументировано излагать своё
мнение, выслушивать мнение
18 16.
Образы зимней сказки.– «Сказочный заяц» (с. 74–77)
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Работаем с крепированной бумагой. С. 78–87:
– «Вьюнок» (с. 78–80; 81–85);
Работаем с крепированной бумагой.– «Цветок кактуса»
(с. 78–80; 86–87)
Учимся сгибать картон и плотную
бумагу. С. 88–99:
– Открытка Дню защитника Отечества
(с. 88–89; 90–94);
Учимся сгибать картон и плотную бумагу.
– Открытка
для мамы
Учимся работать с нитками и иглой.
С. 100–115:
– Кисточки
Учимся работать с нитками и иглой.
– Пришивание пуговиц (с. 104–111);
Учимся работать с нитками и иглой. – Лучистая рамка
(с. 112–115)
Новая жизнь капсул «Киндерсюрприз». Губка для обуви.
С. 116–119
Аппликация из геометрических фигур «Парусник».
С. 120–123
Узор из симметричных деталей.
С. 124–127
Аппликация задача «Птица».
С. 128–131
Домик хитрого гнома.
С. 132–135
Разные образы –разные способы работы. С. 136–151: –
Аппликация «Салют» (с. 136–145);
Разные образы –разные способы работы
– Аппликация «Букет» (с. 146–151)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Аргументировано излагать своё
мнение, выслушивать мнение других.
Анализировать, сравнивать
выполненные действия и полученные
результаты.
Создавать в воображении
выразительный образ изделия.
Проектировать собственный
Анализировать и сравнивать изделия;
оценивать
их с точки зрения художественно
эстетической выразительности
развивать патриотические чувства;
делать подарки близким
– уметь составлять композицию;
уметь ориентироваться в
предметнотехнологической карте,
самообслвуживание.
Анализировать информацию в
учебнике. Анализировать, сравнивать
выполненные действия и полученные
самообслвуживание.
Анализировать, сравнивать
Анализировать свойства
нового материала, сравнивать его с
другими известными материалами.
чувство необходимости учения;
предпочтение классных
коллективных занятий
индивидуальным занятиям дома.
Анализировать информацию в
учебнике.
Находить закономерность.
связи в комбинации элементов узора.
Анализировать информацию в
учебнике.
Устанавливать закономерности
Анализировать информацию в
учебнике.
Прогнозировать практические
действия для получения
Анализировать информацию в
учебнике.
Сравнивать и сопоставлять различные
приёмы
Исследовать свойства отдельных
конструктивных элементов и приёмы
работы с ними.
Прогнозировать действия,
необходимые для получения
определённого результата
19 31.
Работаем с набором «Конструктор».
– Решение конструкторских задач
(с. 156–158)
32.
Подведение итогов года. Выставка творческих работ
учащихся.
1
1
Прогнозировать действия,
необходимые для получения
определённого результата
Оценивать результаты работы своей и
своих товарищей.
Излагать своё мнение и
свои впечатления об изделиях и
работе на уроках технологии.
Материальнотехническое обеспечение образовательного процесса
1) Конышева Н. М. Технология. 1 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
2) Конышева Н. М. Технология. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – Смоленск:
Ассоциация XXI век.
3) Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса
общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
4) Конышева Н. М. Дидактические материалы и наглядные пособия для уроков
технологии. 1 класс. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
5) Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках
технологии: Книга для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
6) Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. – Смоленск: Ассоциация XXI век.
7) Конышева Н. М. Дарим людям красоту и радость: Материалы для организации
внеурочной работы с учащимися 1–4 классов(планируется к изданию).
8) http://www.umkgarmoniya.ru/
9)
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках
окружающего мира, относятся:
классная доска с приспособлениями для крепления таблиц;
интерактивная доска;
магнитная доска;
мультимедийный проектор;
цифровой фотоаппарат.
ксерокс;
Учебно-практическое и лабораторное оборудование:
таблицы;
микроскопы;
гербарии, грибы;
коллекции полезных ископаемых.
20
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Программа 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.