Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Оценка 4.7

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
5 кл
07.02.2019
Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей все оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в среднем звене становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходиться привыкать еще и к новому помещению.Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений.Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации.
5класс адаптация.docx
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов: ­     ­ Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273­ФЗ "Об  образовании в Российской Федерации".                                                                    ­ Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124­ФЗ  "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".                        ­ Санитарно­эпидемиологические правилми и нормативами СанПиН  2.4.2.3286­15 "Санитарно­эпидемиологические требования к условиям и  организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих  образовательную деятельность по адаптированным основным  общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного  государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля  2015 г. № 26).                                                                                                              ­ Приказом  Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва "Об  утверждении Порядка организации и осуществления образовательной  деятельности по основным общеобразовательным программам ­  образовательным программам начального общего, основного общего и  среднего общего образования" (в ред. от 17 июля 2015 г.).                                    ­ Приказом  Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об  утверждении федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)"                                                                                                            ­ Адаптированной основной общеобразовательной программой образования  обучающихсяяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (вариант 1).                                                                                                                  ­ Адаптированной основной общеобразовательной программой образования  обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными  нарушениями развития (вариант 2).                                                                          ­ Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII   вида 1 – 4 классы, под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой,Москва «Просвещение» 2013                                                            ­ Устав  ГОУ «Черновская специальная                                      (коррекционная) школа ­ интернат» Пояснительная записка   Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего  школьного возраста к младшему подростковому. Психологически этот    ­ главного  возраст связан с постепенным обретением «чувства взрослости» личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания сложен,  стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении  от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка референтно­ значимое  влияние, и в первую очередь ­ от семьи. Внешне это отчуждение зачастую  выражается в негативизме ­ стремлении противостоять любым предложениям, суждениям взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми.  При этом негативизм ­ первичная форма механизма отчуждения, она же  является началом поиска младшим подростком собственной уникальности,  познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность младших подростков на  установление доверительно ­ дружеских отношений со сверстниками. В  дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений,  усваиваются навыки самопознания последствий своего или чьего­ то  поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками  происходит постепенная смена ведущей учебной деятельности (что было  характерно для младшего школьника) на ведущую ­ общение. Переход из младшей школы в среднюю ­ важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей все оказывается новым: учителя, форма обучения,  которая в среднем звене становится предметной, а иногда и одноклассники.  Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда  им приходиться привыкать еще и к новому помещению. Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными,  умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый  учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Конечно, есть дети, которые  легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и  социальных отношений. Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям  средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной  готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки,  определяющие успешность адаптации:               Умение осознавать требования учителя и соответствовать им Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы Навыки общения и достойного поведения с одноклассниками Навыки уверенного поведения Навыки совместной (коллективной) деятельности Навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем Навыки самоподдержки Навыки адекватной оценки собственных возможностей и  способностей Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на  создание благоприятных условий для их дальнейшего развития. Цель программы: ¨     Создание условий, позволяющих  пятикласснику легче вступить в новый  этап школьного обучения; поддержание и развитие  интереса к познанию;  помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями. Задачи:  Формирование у учащихся позитивной Я­концепции и устойчивой  самооценки, снижение уровня школьной тревожности  Формирование устойчивой учебной мотивации учащихся  Создание классного коллектива через формирование групповой  сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований Повышение уровня психологической готовности к обучению,  формирование учебных навыков  Освоение учащимися школьных правил     Выработка норма и правил жизни класса Формирование адекватных форм поведения в новых школьных  ситуациях  Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых  для установления межличностных отношений друг с другом, новыми  учителями, другими сотрудниками школы Формы проведения: 1) работа с группой и подгруппами Методы проведения: 1) психогимнастика; 2) арт­терапевтические методы; 3) игры; 4) дискуссии; 5) диалоги; Ожидаемые результаты: 1) положительная динамика социометрических показателей детского  коллектива; 2) умение общаться (развитые коммуникативные навыки); 3) умение правильно себя вести и разрешать конфликтные ситуации; 4) познание себя как человека, ученика, личность; 5) позитивное общение и отношения с учительским составом гимназии; Данная программа составлена на основе книги Е.Г.Коблик «Первый раз в  пятый класс». Занятия рассчитаны на проведение в 5 классе, начиная с 3­ей недели сентября. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 45­ 60 минут.   Календарно­тематическое планирование   Тема занятия № 1 Вводное занятие 2 Давайте знакомиться 3 Перешли мы в 5 класс 4 Друг – это тот кто….. 5 Моя школа, …какая она? 6 Кто поможет мне учиться  7 Кто такой ученик? 8 А если будет страшно? 9 Пес.терапия 10 Настоящий учитель какой он? 11 Сенсорная комната 12 Конфликт или взаимодействие 13 Мой взаимодействия и чувства 14 Эмоционально­волевая сфера 15 Характер 16 Диагностический блок 17 Итоговое занятие 18 Итого часов Количество часов  1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 5 2 3 1 1 3 1 28 ЗАНЯТИЕ №1 «ДАВАЙТЕ, ПОЗНАКОМИМСЯ!» Цели: ­ Сформировать группу участников ­  Способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы  поддержки в группе ­ Выяснить ожидания детей ­ Развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные  моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы 1. Знакомство­ упражнение «Представление имени». 2. Разминка­ упражнение «Если весело живется, делай так…» 3. Работа по теме занятия­ «Принятие правил». 4. Упражнение «Твоя гимназия такая, какой ты ее видишь…» (высказывание  своего мнения о гимназии; конструктивное отношение к школьным  проблемам). 5. Дискуссия на тему занятия (о гимназии). 6. Упражнение «Пустой или полный» (один и тот же факт рассматривается с  позитива и с негатива). 7. Принятие ритуалов приветствия и прощания. 8. Рефлексия занятия. 9. Домашнее задание. 10. Прощание   ЗАНЯТИЕ №2 «ПЕРЕШЛИ МЫ В ПЯТЫЙ КЛАСС» Цели: ­ Дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом,  способствовать формированию групповой сплоченности ­ Помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе 1. Приветствие. 2. Разминка – упражнение «Прошепчи имя». 3. Работа по теме занятия­ упражнение «Найди того, кто…». 4. Упражнение «Прощание с начальной школой» (положительные моменты  учебы, свои успехи и достижения). 5. Упражнение «Игра с мячом» ( выяснение личной мотивации к обучению). 6. Рефлексия занятия. 7. Домашнее задание. 8. Прощание Цели: ЗАНЯТИЕ №3 «ДРУГ­ ЭТО ТОТ, КТО…» ­ Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе ­ Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе ­  Повысить самооценку детей 1. Приветствие. 2. Разминка­ упражнение «Что я люблю делать…». 3. Работа по теме занятия­ упражнение «Найди меня». 4. Упражнение «Настоящий друг» (осознание качеств, которые ценятся в  друге). 5. Дискуссия по теме занятия (дружба). 6. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (принятие другого человека). 7.  Рефлексия занятия. 8. Домашнее задание. 9. Прощание ЗАНЯТИЕ №4 «МОЯ Школа…КАКАЯ ОНА?» Цели: ­  Помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать  особенности своего поведения в различных школьных ситуациях 1. Приветствие. 2. Разминка­ упражнение «Передай ритм по кругу». 3. Обсуждение домашнего задания­ упражнение «Портрет группы». 4. Работа по теме занятия – упражнение «Узнай свою гимназию»  (ознакомление с правилами и уставом гимназии). 5. Дискуссия на тему занятия (правила поведения в гимназии). 6. Рефлексия занятия. 7. Домашнее задание. 8. Прощание ЗАНЯТИЕ №5 «ЧТО ПОМОЖЕТ МНЕ УЧИТЬСЯ?» Цели: ­  Помочь ученикам группы осознать правила работы на уроке ­  Способствовать формированию учебных навыков ­ Способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии 1. Приветствие. 2. Разминка­ упражнение «Нарисуй свое настроение». 3. Обсуждение домашнего задания. 4. Работа по теме занятия – упражнение «Что поможет мне учиться?» 5. Упражнение «Правила поведения на уроке» (осознание и принятие правил  класса). 6. Дискуссия на тему занятия (что поможет мне учиться). 7. Рефлексия занятия. 8. Домашнее задание. 9. Прощание Цели: ЗАНЯТИЕ №6 «КТО ТАКОЙ УЧЕНИК?» ­ Помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику ­ Способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности 1. Приветствие. 2. Обсуждение домашнего задания. 3. Работа по теме занятия – игра «Идеальный ученик» . 4. Упражнение «Незнайка». 5. Упражнение «Кляксы» (налаживание взаимоотношений между детьми). 6. Рефлексия занятия. 7. Домашнее задание. 8. Прощание ЗАНЯТИЕ №7 «А ЕСЛИ БУДЕТ СТРАШНО?» Цели: ­ Научить детей распознавать свои школьные страхи, помочь найти способ их  преодоления  ­Снизить школьную тревожность 1. Приветствие. 2. Разминка – упражнение «Если весело живется, делай так…». 3. Работа по теме занятия­ упражнение «Чего я боюсь?» (прорабатывание  возникающих проблем). 4. Упражнение «На ошибках учатся» (извлечение пользы из совершенных  ошибок). 5. Упражнение «Рисуем слово» (ослабление негативных эмоций и тревоги). 6. Рефлексия занятия. 7. Домашнее задание. 8. Прощание ЗАНЯТИЕ №8­9 «НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ – КАКОЙ ОН?» Цели: ­Расширение и обогащение навыков общения с учителями ­ Формирование у учащихся правильного отношения к оценке, помощь в  осознании критериев оценки ­ Коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях 1. Приветствие. 2. Обсуждение домашнего задания. 3. Работа по теме занятия­ игра «Идеальный учитель». 4. Дискуссия на тему занятия (настоящий учитель). 5. Упражнение «Слушаем внимательно» (ощущение себя в роли учителя). 6. Упражнение «Интервью с учителем». 7.  Рефлексия занятия. 8. Домашнее задание. 9. Прощание ЗАНЯТИЯ №10­11 «КОНФЛИКТ ИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ?» Цели: ­ Развитие навыков общения и разрешения конфликтов ­ Научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои  мысли 1. Приветствие. 2. Разминка­ упражнение «Назови чувство». 3. Обсуждение домашнего задания. 4. Работа по теме занятия – упражнение «Конфликт или взаимодействие?»  (отношение у жизненным ситуациям, как к соревнованиям). 5. Дискуссия на тему занятия (конфликт и взаимодействие). 6. Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации?» (несколько  вариантов поведения в конфликтных ситуациях). 7. Дискуссия на тему занятия (конфликт и взаимодействие). 8. Рефлексия занятия. 9. Домашнее задание. 10. Прощание ЗАНЯТИЯ №12­13 «МОИ НЕГАТИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ЧУВСТВА» Цели: ­ Повышение эмоциональной устойчивости детей ­  Формирование навыков принятия собственных негативных эмоций ­ Формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания 1. Приветствие. 2. Обсуждение домашнего задания. 3. Работа по теме занятия – упражнение «Как реагировать на обидное  замечание?» 4. Дискуссия на тему занятия (негативные переживания). 5. Упражнение «Рисуем обиду». 6. Упражнение – релаксация. 7. Упражнение «Знакомство с закрытыми глазами». 8. Рефлексия занятия. 9. Домашнее задание. 10. Прощание.   ЗАНЯТИЕ №14 «А НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ…» Цели: ­  Помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом  классе ­ Подвести итоги работы группы 1. Приветствие. 2. Упражнение «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои силы?» 3. Работа по теме занятия – упражнение «Инь и Ян» (осознание и принятие  своих достоинств и недостатков). 4. Упражнение «Ставим цели» (осознание результатов тренинга). 5. Упражнение «Доброжелательное послание». 6.  Рефлексия занятия. 7. Прощание.

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"

Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2019