Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
психологическая работа +1
5 кл
07.02.2019
Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей все оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в среднем звене становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходиться привыкать еще и к новому помещению.Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений.Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации.
5класс адаптация.docx
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124ФЗ
"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Санитарноэпидемиологические правилми и нормативами СанПиН
2.4.2.328615 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья" (утверждены постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля
2015 г. № 26).
Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования" (в ред. от 17 июля 2015 г.).
Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)"
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихсяяс умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1).
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными
нарушениями развития (вариант 2).
Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида 1 – 4 классы, под редакцией доктора педагогических наук
В.В.Воронковой,Москва «Просвещение» 2013
Устав ГОУ «Черновская специальная (коррекционная)
школа интернат» Пояснительная записка
Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего
школьного возраста к младшему подростковому. Психологически этот
главного
возраст связан с постепенным обретением «чувства взрослости»
личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания сложен,
стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении
от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка референтно значимое
влияние, и в первую очередь от семьи. Внешне это отчуждение зачастую
выражается в негативизме стремлении противостоять любым предложениям,
суждениям взрослых. Отсюда такое количество конфликтов со взрослыми.
При этом негативизм первичная форма механизма отчуждения, она же
является началом поиска младшим подростком собственной уникальности,
познания собственного Я.
Этому же способствует и ориентированность младших подростков на
установление доверительно дружеских отношений со сверстниками. В
дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений,
усваиваются навыки самопознания последствий своего или чьего то
поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности.
Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками
происходит постепенная смена ведущей учебной деятельности (что было
характерно для младшего школьника) на ведущую общение.
Переход из младшей школы в среднюю важный момент в жизни школьника. В
пятом классе для детей все оказывается новым: учителя, форма обучения,
которая в среднем звене становится предметной, а иногда и одноклассники.
Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда
им приходиться привыкать еще и к новому помещению.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными,
умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый
учитель оценил и увидел все самое лучшее в них. Конечно, есть дети, которые
легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и
социальных отношений.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям
средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной
готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки,
определяющие успешность адаптации:
Умение осознавать требования учителя и соответствовать им
Умение устанавливать межличностные отношения с педагогами
Умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы
Навыки общения и достойного поведения с одноклассниками
Навыки уверенного поведения
Навыки совместной (коллективной) деятельности
Навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем
Навыки самоподдержки
Навыки адекватной оценки собственных возможностей и
способностей
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на
создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
Цель программы:
¨ Создание условий, позволяющих пятикласснику легче вступить в новый
этап школьного обучения; поддержание и развитие интереса к познанию;
помочь им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями.
Задачи:
Формирование у учащихся позитивной Яконцепции и устойчивой
самооценки, снижение уровня школьной тревожности
Формирование устойчивой учебной мотивации учащихся
Создание классного коллектива через формирование групповой
сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований
Повышение уровня психологической готовности к обучению,
формирование учебных навыков
Освоение учащимися школьных правил
Выработка норма и правил жизни класса
Формирование адекватных форм поведения в новых школьных
ситуациях
Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых
для установления межличностных отношений друг с другом, новыми
учителями, другими сотрудниками школы
Формы проведения:
1) работа с группой и подгруппами
Методы проведения:
1) психогимнастика;
2) арттерапевтические методы;
3) игры;
4) дискуссии;
5) диалоги;
Ожидаемые результаты:
1) положительная динамика социометрических показателей детского
коллектива;
2) умение общаться (развитые коммуникативные навыки);
3) умение правильно себя вести и разрешать конфликтные ситуации;
4) познание себя как человека, ученика, личность;
5) позитивное общение и отношения с учительским составом гимназии;
Данная программа составлена на основе книги Е.Г.Коблик «Первый раз в
пятый класс».
Занятия рассчитаны на проведение в 5 классе, начиная с 3ей недели сентября. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 45 60 минут.
Календарнотематическое планирование
Тема занятия
№
1 Вводное занятие
2 Давайте знакомиться
3 Перешли мы в 5 класс
4 Друг – это тот кто…..
5 Моя школа, …какая она?
6 Кто поможет мне учиться
7 Кто такой ученик?
8 А если будет страшно?
9 Пес.терапия
10 Настоящий учитель какой он?
11 Сенсорная комната
12 Конфликт или взаимодействие
13 Мой взаимодействия и чувства
14 Эмоциональноволевая сфера
15 Характер
16 Диагностический блок
17 Итоговое занятие
18
Итого часов
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
5
2
3
1
1
3
1
28 ЗАНЯТИЕ №1
«ДАВАЙТЕ, ПОЗНАКОМИМСЯ!»
Цели:
Сформировать группу участников
Способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы
поддержки в группе
Выяснить ожидания детей
Развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные
моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы
1. Знакомство упражнение «Представление имени».
2. Разминка упражнение «Если весело живется, делай так…»
3. Работа по теме занятия «Принятие правил». 4. Упражнение «Твоя гимназия такая, какой ты ее видишь…» (высказывание
своего мнения о гимназии; конструктивное отношение к школьным
проблемам).
5. Дискуссия на тему занятия (о гимназии).
6. Упражнение «Пустой или полный» (один и тот же факт рассматривается с
позитива и с негатива).
7. Принятие ритуалов приветствия и прощания.
8. Рефлексия занятия.
9. Домашнее задание.
10. Прощание
ЗАНЯТИЕ №2
«ПЕРЕШЛИ МЫ В ПЯТЫЙ КЛАСС»
Цели:
Дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом,
способствовать формированию групповой сплоченности
Помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе
1. Приветствие.
2. Разминка – упражнение «Прошепчи имя».
3. Работа по теме занятия упражнение «Найди того, кто…».
4. Упражнение «Прощание с начальной школой» (положительные моменты
учебы, свои успехи и достижения). 5. Упражнение «Игра с мячом» ( выяснение личной мотивации к обучению).
6. Рефлексия занятия.
7. Домашнее задание.
8. Прощание
Цели:
ЗАНЯТИЕ №3
«ДРУГ ЭТО ТОТ, КТО…»
Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе
Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе
Повысить самооценку детей
1. Приветствие.
2. Разминка упражнение «Что я люблю делать…».
3. Работа по теме занятия упражнение «Найди меня».
4. Упражнение «Настоящий друг» (осознание качеств, которые ценятся в
друге).
5. Дискуссия по теме занятия (дружба).
6. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» (принятие другого человека).
7. Рефлексия занятия.
8. Домашнее задание.
9. Прощание
ЗАНЯТИЕ №4 «МОЯ Школа…КАКАЯ ОНА?»
Цели:
Помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать
особенности своего поведения в различных школьных ситуациях
1. Приветствие.
2. Разминка упражнение «Передай ритм по кругу».
3. Обсуждение домашнего задания упражнение «Портрет группы».
4. Работа по теме занятия – упражнение «Узнай свою гимназию»
(ознакомление с правилами и уставом гимназии).
5. Дискуссия на тему занятия (правила поведения в гимназии).
6. Рефлексия занятия.
7. Домашнее задание.
8. Прощание
ЗАНЯТИЕ №5
«ЧТО ПОМОЖЕТ МНЕ УЧИТЬСЯ?»
Цели:
Помочь ученикам группы осознать правила работы на уроке
Способствовать формированию учебных навыков
Способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии
1. Приветствие.
2. Разминка упражнение «Нарисуй свое настроение».
3. Обсуждение домашнего задания. 4. Работа по теме занятия – упражнение «Что поможет мне учиться?»
5. Упражнение «Правила поведения на уроке» (осознание и принятие правил
класса).
6. Дискуссия на тему занятия (что поможет мне учиться).
7. Рефлексия занятия.
8. Домашнее задание.
9. Прощание
Цели:
ЗАНЯТИЕ №6
«КТО ТАКОЙ УЧЕНИК?»
Помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику
Способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности
1. Приветствие.
2. Обсуждение домашнего задания.
3. Работа по теме занятия – игра «Идеальный ученик» .
4. Упражнение «Незнайка».
5. Упражнение «Кляксы» (налаживание взаимоотношений между детьми).
6. Рефлексия занятия.
7. Домашнее задание.
8. Прощание
ЗАНЯТИЕ №7 «А ЕСЛИ БУДЕТ СТРАШНО?»
Цели:
Научить детей распознавать свои школьные страхи, помочь найти способ их
преодоления
Снизить школьную тревожность
1. Приветствие.
2. Разминка – упражнение «Если весело живется, делай так…».
3. Работа по теме занятия упражнение «Чего я боюсь?» (прорабатывание
возникающих проблем).
4. Упражнение «На ошибках учатся» (извлечение пользы из совершенных
ошибок).
5. Упражнение «Рисуем слово» (ослабление негативных эмоций и тревоги).
6. Рефлексия занятия.
7. Домашнее задание.
8. Прощание
ЗАНЯТИЕ №89
«НАСТОЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ – КАКОЙ ОН?»
Цели:
Расширение и обогащение навыков общения с учителями
Формирование у учащихся правильного отношения к оценке, помощь в
осознании критериев оценки
Коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях
1. Приветствие. 2. Обсуждение домашнего задания.
3. Работа по теме занятия игра «Идеальный учитель».
4. Дискуссия на тему занятия (настоящий учитель).
5. Упражнение «Слушаем внимательно» (ощущение себя в роли учителя).
6. Упражнение «Интервью с учителем».
7. Рефлексия занятия.
8. Домашнее задание.
9. Прощание
ЗАНЯТИЯ №1011
«КОНФЛИКТ ИЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ?»
Цели:
Развитие навыков общения и разрешения конфликтов
Научить детей умению свободно, не боясь неодобрения, высказывать свои
мысли
1. Приветствие. 2. Разминка упражнение «Назови чувство».
3. Обсуждение домашнего задания.
4. Работа по теме занятия – упражнение «Конфликт или взаимодействие?»
(отношение у жизненным ситуациям, как к соревнованиям).
5. Дискуссия на тему занятия (конфликт и взаимодействие).
6. Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации?» (несколько
вариантов поведения в конфликтных ситуациях).
7. Дискуссия на тему занятия (конфликт и взаимодействие).
8. Рефлексия занятия.
9. Домашнее задание.
10. Прощание
ЗАНЯТИЯ №1213
«МОИ НЕГАТИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ЧУВСТВА»
Цели:
Повышение эмоциональной устойчивости детей
Формирование навыков принятия собственных негативных эмоций
Формирование умения адекватно воспринимать обидные замечания
1. Приветствие.
2. Обсуждение домашнего задания.
3. Работа по теме занятия – упражнение «Как реагировать на обидное
замечание?»
4. Дискуссия на тему занятия (негативные переживания). 5. Упражнение «Рисуем обиду».
6. Упражнение – релаксация.
7. Упражнение «Знакомство с закрытыми глазами».
8. Рефлексия занятия.
9. Домашнее задание.
10. Прощание.
ЗАНЯТИЕ №14
«А НАПОСЛЕДОК Я СКАЖУ…»
Цели:
Помочь детям в осмыслении личных целей на период обучения в пятом
классе
Подвести итоги работы группы
1. Приветствие.
2. Упражнение «Определи, насколько ты веришь в себя, в свои силы?»
3. Работа по теме занятия – упражнение «Инь и Ян» (осознание и принятие
своих достоинств и недостатков).
4. Упражнение «Ставим цели» (осознание результатов тренинга).
5. Упражнение «Доброжелательное послание».
6. Рефлексия занятия.
7. Прощание.
Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Программа адаптации учащихся " Перешли мы в пятый класс"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.