Данная программа была реализована в рамках внеурочной деятельности с учащимися 5 класса 2 часа в неделю в 2013-2014 учебном году.
Программа разработана учителем Ганьжиной Н.Н. Детское объединение «Чудесная мастерская - РИМАЙКО» это мастерская, где не только каждый ребёнок сможет смастерить полезные и красивые вещи, но радостно и увлекательно провести время.
I
Пояснительная записка.
Детское объединение «Чудесная мастерская РИМАЙКО» это мастерская,
где не только каждый ребёнок сможет смастерить полезные и красивые
вещи, но радостно и увлекательно провести время.
Знают мамы, знают дети,
Знают взрослый и малыш:
На безногом табурете
Ни за что не усидишь.
Без колёс не сдвинешь воза,
Хоть впряги в него коня,
Не спасёшься от мороза,
Если в печке нет огня.
От иголки мало толка,
Если без ушка иголка.
Так и руки – без труда
Не годятся никуда.
Название объединения связано с английским словом REMAKE, что
означает переделка. Римейко – это один из интереснейших видов творчества.
Многие современные технологии носят это название. Сырьём для
производства служат уже использованные материалы: ткани, бумага, пластик
и т.д. Такой процесс в промышленности очень важен. Сохраняются природные
ресурсы, а старые использованные и уже ненужные вещи и материалы
получают новую жизнь.
Материалом для изготовления поделок на занятиях являются бросовый
материал и природный материал (шишки, палки, листья, желуди и т.д.)
Сделанная собственными руками поделка принесёт детям и педагогу
удовлетворение от хорошо выполненной работы, друзьям и окружающим –
радость от оригинального подарка, дому и школе – тепло и уют.
Труд по изготовлению ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ из разного вида
материала может быть индивидуальным и коллективным.
Основной формой занятий в детском объединении является
коллективная деятельность. Коллективный труд приносит детям большую
радость своей слаженностью, чёткой организованностью. Большое влияние
коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников
доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Однако индивидуальный и дифференцированный подход к
отдельным учащимся должен осуществляться на каждом занятии.
Необходимо всячески поощрять учащихся при успешном и правильном
выполнении задания. Следует также чаще поощрять отдельных учеников прималейшем проявлении инициативы, самостоятельности и творческого подхода
к работе, учитывая их индивидуальные особенности.
Задача: построить деятельность учащихся так, чтобы результат его
работы побуждал к выполнению новых поделок, помочь ребёнку познать и
пережить одно из самых прекрасных чувств радость созидания, творчества,
воспитывать тонкую и чувствительную душу ребёнка, чтобы он видел
необычное в обычном, возможное в невозможном.
Ручной труд способствует:
1. Расширению представлений детей об окружающем мире, учит их
внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность
восприятия при создании поделок из различного материала.
2. Развитию сенсомоторики.
В процессе изготовления поделок
постепенно образуется система специальных навыков и умений.
В.А. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей на
кончиках их пальцев: от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли».
Умственному развитию, развитию мышления учащихся. Во время
работы ручным трудом создаются условия для развития не только
планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения.
3. Развитию внимания. Повышается его устойчивость, формируется
произвольное внимание.
4. Удовлетворению любознательности детей. В труде всегда есть
возможность добиваться более
творческое искание,
новизна,
совершенных результатов.
5. Развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Не так – то
просто изготовить, например, игрушку: её изготовление требует
определенных волевых усилий. Когда ребёнок встречается с
трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Под
руководством взрослого ребёнок учится устанавливать причины своих
неудач, преодолевает их. Постепенно у него формируются такие
качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить
начатое дело до конца.
6. Созданию положительных условий для формирования
общественных мотивов труда.
7. Формированию у детей контроля и оценки собственной
деятельности.
Наряду с этими задачами на занятиях в детском объединении решаются
и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной
деятельности и физических недостатков умственно отсталых школьников.
Коррекционная работа выражается в развитии необходимых для выполнения
трудовых заданий умений:
2 ориентироваться в
задании
(анализировать
объект,
актуализировать прошлый опыт);
предварительно планировать ход работы над изделием;
контролировать свою работу
Участники программы: учащиеся 912 лет
Продолжительность реализации программы: 1 год
III
Содержание программы
Программа включает в себя следующие разделы:
1.Поделки из природного материала18 часов
2.Изонить18 часов
3.Оригами18 часов
4.Поделки из ненужных вещей18 часов
Примечание: Педагог может менять темы программы, учитывая особенности
процесса в образовательном учреждении.
1.Поделки из природного материла
Природа всегда была добрым другом человека, она давала ему одежду,
пищу, кров. Красота её вдохновляла поэтов, художников на создание
величайших произведений. Умение видеть и чувствовать красоту родной
природы большое счастье. Развивать это умение у детей нужно как можно
раньше, т.к. чувства прекрасного, простой человеческой доброты
закладываются именно в детстве.
Дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и
творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в
прекрасные изделия.
Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества,
воображения. Поделки из природного материала, разнообразные по технике
изготовления и материалу, необходимому для работы, можно разделить на две
группы:
1. конструирование из природного материала;
2. аппликация из природного материла
Конструирование – это художественная техника создания объёмных изделий
путём соединения деталей друг с другом.
Аппликация – это художественная техника создания изображения путем
присоединения деталей к фону.
Для конструирования игрушек, фигурок сказочных героев, птиц, животных,
человека используется самый разнообразный природный материал. Найти его
можно повсюду: в лесу, в парке, в поле, у реки, на огороде. Это шишки,
солома, береста, ветки и многое другое.
32.Изонить
Каждый ребёнок любит и посвоему умеет рисовать. Стоит только
родителям приобрести карандаши, кисти, краски и на белом листе бумаги
появляются сказочные персонажи, удивительные цветы, птицы, животные.
Дети рисуют карандашами и красками, палочкой на снегу и пальцем на
замёрзшем окне, мелом и углём, стёклышком и многими другими
инструментами и материалами. Оказывается, можно выполнить рисунок даже
нитью и, при этом, научиться прекрасно владеть иглой.
Изонить – изображение нитью. Так называется этот вид деятельности.
Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их
внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные
части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического
узора. Техника изонити требует от ребёнка ловких действий, в процессе
систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Работа в
технике изонити формирует такие качества, как настойчивость. Умение
доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, т.е.
способствует развитию личности ребёнка.
3.Оригами.
Оригами – это искусство, близкое и доступное ребёнку.
Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекают
детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с
бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание,
склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под
контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные
движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как
заставляет сосредоточиться на процессе изготовления.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного
мышления детей, их художественного вкуса.
Этот вид деятельности стимулирует и развитие памяти, т.к.
ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её
изготовления, приёмы и способы складывания.
Во время работы происходит обогащение словаря учащихся
специальными терминами.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из
бумаги маски животных, дети включаются в игру драматизацию по знакомой
сказке, становятся сказочными героями и т.д.
Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует
культуру труда.
Систематические занятия с ребёнком оригами – гарантия его
всестороннего развития и успешной подготовки к занятиям в школе.
44.Поделки из ненужных вещей.
Все работы, сделанные детьми на занятиях в детском объединении
«Чудесная мастерская – РИМЕЙКО», должны быть оценены. В качестве
оценки необходимо организовывать выставки работ учащихся, проводить
обобщающие занятия разных видов, на которых можно вручить детям
грамоты, медальки за их творчество.
II
Учебно тематический план детского объединения
«Чудесная мастерская» на 1 год обучения.
Раздел
Поделки из
природного
материала
1 группа
Тема
1.Вводное занятие:
«Добро пожаловать!»
Техника безопасности
2.Поделки из шишек. Гриб мухомор.
3.Поделка из шишек. Попугай.
4.Поделка из шишек. Ёлка
5.Поделки из ракушек.
6.Поделки из скорлупы яйца и орехов.
7.Аппликация из соломки
8.Аппликация из срезов веток
9.Обобщающее занятие – игра
«Природа дарит нам …»
Изонить
1.Вводное занятие:
«До свидания, природный материал!
Здравствуй, изонить!»
Техника безопасности
2.Виды швов. Аппликация
1
1
1
1
2
4
4
3
1
1
4
Колво
часов
Форма
Беседа
Практическое занятие с
элементами игры
Практическое занятие
Практическое занятие с
применением ИКТ
Экскурсия.
Практическое занятие
Беседа. Применение
ИКТ.
Практическое занятие.
Экскурсия в природу.
Применение ИКТ.
Практическое занятие
Поход. Игры.
Практическое занятие.
Беседы
Познавательно
развлекательная игра.
Выставка работ
ИТОГО:18 часов
Игра с элементами
беседы. Использование
ИКТ.
Практическая работа
Практическая работа
53.Заполнение угла. Заполнение
окружности.
4Солнышко
5.Рыбка
6Паутинка
7.Что могут нитки и иголка
9.Обобщающее занятие :Все на выставку.
Оригами
1.Вводное занятие
«До свидания, изонить! Здравствуй,
оригами!
2.Гриб
3.Бабочка
4.Рыбка
5.Самолет
6.Щенок
7.Зайчик
8.Кораблик
9.Стаканчик
10.Синица
11.Курочка
12.В гостях у сказки!
13. Обобщающее занятие игра
1.Вводное занятие «До свидания, оригами!
Здравствуй, новая жизнь!»
Техника безопасности
2
3
2
2
3
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
2
2
1
1
Практическая работа.
Использование ИКТ.
Практическая работа.
Выставка
Практическое занятие с
применением ИКТ.
Практическое занятие
Беседа. Применение
ИКТ.
Практическое занятие.
Ярмарка
ИТОГО:18 часов
Игра.
Практическое занятие
Практическое занятие.
Игра.
Практическое занятие.
Рассматривание книг.
Экскурсия в зоомагазин.
Практическое занятие
Практическое занятие с
применением ИКТ
Практическое занятие.
Беседа.
Беседа. Применение
ИКТ.
Практическое занятие.
Практическое занятие
Игры. Практическое
занятие. Беседа
Беседа. Практическое
занятие. Написание
сочинений
Практическое занятие.
Использование ИКТ.
Рассматривание книг
Кукольный театр
Игра
ИТОГО: 18 часов
Применение ИКТ.
Выставка. Беседа.
Практические занятия.
6Поделки из
ненужных
вещей
2.Открытка «Солнышко»
3.Машина из спичечных коробков.
4.Конь из коробков
5.Кукольная комната из обувной коробки и
спичечных коробков
6. Держатель для карандашей
7.Колье из пуговиц и бусинок
8.Пластиковые упаковки
9.Книга аппликаций
10. Зажги свою звезду
2 группа
Поделки из
природного
материала
1.Вводное занятие:
«Добро пожаловать!»
Техника безопасности
2.Поделки из шишек. Старичок –
лесовичок.
3.Поделка из шишек. Журавлёнок.
4.Сказка из шишек.
5.Поделки из ракушек.
6.Поделки из скорлупы яйца и орехов.
7.Аппликация из соломки
8.Аппликация из срезов веток.
9.Обобщающее занятие игра «Природа
дарит нам…»
Изонить
1.Вводное занятие:
1
1
1
2
2
1
3
4
1
1
1
1
3
2
3
3
3
1
1
Практическое занятие.
Практическое занятие.
Беседа. Экскурсия
Экскурсия. Беседа.
Практическое занятие
Практическое занятие с
применением ИКТ. Игра
Практическое занятие
Беседа. Применение
ИКТ.
Практическое занятие.
Экскурсия в природу.
Применение ИКТ.
Практическое занятие .
Беседа
Игры. Практическое
занятие. Беседы
Выставка
Познавательно
развлекательная игра.
Выставка работ
ИТОГО:18 часов
Всего:72 часа
Беседа. Использование
ИКТ. Игры.
Поход в лес.
Практическое занятие
Беседы. Использование
ИКТ. Практическое
занятие
Практическое занятие.
Поход в библиотеку.
Спектакль
Экскурсия к реке.
Практическое занятие.
Беседа
Практическое занятие.
Практическое занятие
Экскурсия в парк.
Практическое занятие.
Наблюдения в природе
Игра.
ИТОГО:18 часов
Поле чудес.
7«До свидания, природный материал!
Здравствуй, изонить!»
Техника безопасности
2.Виды швов
3.Заполнение угла. Заполнение
окружности.
4.Паутинка
5.Солнышко
6Звёздочка
7.Рыбка и море
8.Что могут нитки и иголка
9. Обобщающее занятие : в соответствии
Все на выставку.
Оригами
1.Вводное занятие
«До свидания, изонить! Здравствуй,
оригами!
2.Подводная лодка
3. Голубь
4.Попугай
5.Лев
6.Изготовление головных уборов
7.Поделки для сыпучих и мелких
материалов
8.Птица солнце
9.Обобщающее занятие игра
3
1
1
1
2
4
4
1
1
1
2
2
2
2
3
3
2
1
Беседа.
Практическое занятие.
Игры
Практическое занятие
Экскурсия. Практическое
занятие
Практическое занятие с
применением ИКТ
Экскурсия. Практическое
занятие
Беседа. Применение
ИКТ.
Практическое занятие.
Экскурсия в природу.
Применение ИКТ.
Практическое занятие
Выставка. Беседа.
Познавательно
развлекательная игра.
Выставка работ
ИТОГО:18 часов
Практическое занятие.
Применение ИКТ
Практическое занятие.
Применение ИКТ
Экскурсия .
Практическое занятие
Практическое занятие с
применением ИКТ.
Экскурсия в зоомагазин
Практическое занятие.
Беседа. Применение
ИКТ.
Практическое занятие.
Показ мод
Применение ИКТ.
Практическое занятие
Игры. Практическое
занятие. Беседы
Познавательно
развлекательная игра.
Выставка работ
ИТОГО:18 часов
8Поделки из
ненужных
вещей
1. Вводное занятие «До свидания, оригами!
Здравствуй, новая жизнь!»
Техника безопасности
2.Книжка – игрушка «Репка»
3.Открытка «Ромашка»
4.Карандашница «Колобок».
5.Панно из вязаных косичек
6.Перчатки. Попугай Кеша.
7. Карточка для праздничного стола из
таблеточных упаковок
8.Мягкая игрушка из меха
9.Календарь дней рождения
10. «Зажги свою звезду» обобщающее
занятие
1
4
1
2
2
2
1
2
3
1
Беседа. Игры.
Практическое занятие
Практическое занятие с
применением ИКТ.
Кукольный театр
Практическое занятие.
Практическое занятие.
Беседа.
Беседа. Практическое
занятие
Практическое занятие с
применением ИКТ.
Практическое занятие
Беседа. Применение
ИКТ.
Практическое занятие.
Применение ИКТ.
Практическое занятие .
Беседа
Познавательно
развлекательная игра.
Выставка работ
ИТОГО:18 часов
Всего:72 часа
1.Конышева Н.М.
Чудесная мастерская. М.: LINKA PRESS, 1995
Литература
2.Ллимос Анна
Легко и быстро (6 книг для совместной работы родителей и детей): Книжный
клуб «Клуб семейного досуга», 2005
3.Новикова И.В.
100 поделок из природного материала Ярославль: Академия развития, 2003
4.Тарабарина Т.Н.
Оригами и развитие ребёнка.Ярославль: «Академия развития:»,1997
5.Цамуталина Е.Е.
100 поделок из ненужных вещей Ярославль: Академия развития, 2003
96.Чибрикова О.В.
Прикольные подарки к любому празднику. М.:Эксмо,2007
10