Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
11.11.2018
С целью организации летнего отдыха детей на базе школы организуется детский оздоровительный лагерь «Радуга» с дневным пребыванием детей в летнее время.
Лагерь открывается на основании приказа директора по учреждению и комплектуется из обучающихся 1-4 классов (в возрасте 7 – 10 лет). Формируются 3отряда в количестве 60 человек (по 20 человек в каждом). Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей). Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
В лагере организуются отряды с учётом возрастных особенностей и интересов обучающихся, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности. Продолжительность смены составляет 21 рабочий день. Открытие оздоровительного учреждения осуществляется при наличии документа, подтверждающего его соответствие санитарным правилам, выданного Роспотребнадзором.С целью организации летнего отдыха детей на базе школы организуется детский оздоровительный лагерь «Радуга» с дневным пребыванием детей в летнее время.
Лагерь открывается на основании приказа директора по учреждению и комплектуется из обучающихся 1-4 классов (в возрасте 7 – 10 лет). Формируются 3отряда в количестве 60 человек (по 20 человек в каждом). Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей). Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
В лагере организуются отряды с учётом возрастных особенностей и интересов обучающихся, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности. Продолжительность смены составляет 21 рабочий день. Открытие оздоровительного учреждения осуществляется при наличии документа, подтверждающего его соответствие санитарным правилам, выданного Роспотребнадзором.
Метод. разраб. Пильтяева И.Е..docx
ПРОГРАММА
детского оздоровительного лагеря
«РАДУГА»
дневного пребывания детей
в летнее каникулярное время
Выполнила:Пильтяева Ирина Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №8 п.г.т. Алексеевка
г.о. Кинель Самарская область 2018
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………36
Цели и задачи…………………………………………………………………79
Участники программы……………………………………………………..1012
Этапы реализации программы……………………………………………..1317
Срок действия программы……………………………………………………..18
Содержание программы…………………………………………………....1930
Ожидаемые результаты и критерии оценки результатов………………...3132
Материально техническое обеспечение…………………………………...…33
Список литературы…………………………………………………………….34
Приложение…………………………………………………………………3545
2 2.Пояснительная записка
Ухудшение здоровья детей в нашей стране, увеличение учебных нагрузок,
неблагоприятные психологические воздействия, рост детской преступности и еще
целый ряд социально зависимых показателей неблагополучия свидетельствует об
острой необходимости оздоровления детей и любых форм организации досуга, в том
числе вовремя наиболее продолжительных летних каникул.
Лето это каникулы, отдых, смена деятельности, новый коллектив, природное
окружение. Летнее время представляет собой уникальную возможность
оздоровления, развития ребенка во взаимодействии с окружающим миром,
воспитания правильных представлений об общечеловеческих нормах
поведения.Летние каникулы составляют значительную часть годового объема
свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить
своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.В летние каникулы
важно использовать мало затратные формы организации летнего отдыха детей,
которые дают возможность максимально охватить учащихся организованным
досугом. В школе это детский оздоровительный лагерь, соединяющий в себе
игровую, познавательную, коммуникативную и другие виды деятельности.
Летний оздоровительный лагерь рассматривается не только как временное
местонахождение ребенка, где он приобретает те или иные навыки и знания, где
занимательно проводит свое свободное время, но и как необходимое бытие,
позволяющее раскрыться всем его потенциальным, духовным и физическим
возможностям.
Детский оздоровительный лагерь является частью социальной среды, в которой
дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и
социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной
стороны, формой организации свободного времени детей, с другой – пространством
3 для оздоровления, развития художественного, технического, социального
творчества.
Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким
уровням самоуважения и самореализации.Летние каникулы это период, когда дети
могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и
занятий, могут научитьсяпеть, танцевать, играть, с пользой провести свободное
время.Именно такие возможности для каждого ребенка открывают детские
оздоровительные лагеря.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно
правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка
Конституцией РФ
Законом РФ «Об образовании»
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.98 г. № 124ФЗ
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197ФЗ
Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным
пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от
13.07.2001 г. № 2688.
Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор. Пособие для учителя.
Под редакцией Д. В. Григорьева. П.В.Степанова. Москва, 2010.
4 Распоряжение правительства РФ «Об организации отдыха, оздоровления и
занятости детей и молодежи»
С целью организации летнего отдыха детей на базе ГБОУ СОШ №8г.о.Кинель
организуется детский оздоровительный лагерь «Радуга» с дневным пребыванием
детей в летнее время.
Лагерь открывается на основании приказа директора по учреждению и
комплектуется из обучающихся 14 классов (в возрасте 7 – 10 лет).Формируются
3отряда в количестве 60 человек (по 20 человек в каждом). Зачисление производится
на основании заявления родителей (законных представителей).Обязательным
является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
В лагере организуются отряды с учётом возрастных особенностей и интересов
обучающихся, строго соблюдаются требования санитарногигиенических норм и
правил, правил техники безопасности. Продолжительность смены составляет 21
рабочий день. Открытие оздоровительного учреждения осуществляется при
наличии документа, подтверждающего его соответствие санитарным правилам,
выданного Роспотребнадзором.
Лагерь неслучайно носит название «Радуга», так как слово «радуга» ассоциируется
всегда с чемто приятным, сулящим радость, со счастьем. Ведь понятие «счастье»
Это
определяется как состояние высокой удовлетворенности жизнью.
удовлетворение мы испытываем, когда ощущаем себя связанными с людьми,
природой, когда мы находимся в истинном согласии с самим собой.
Содержание работы лагеря строится по его плану на принципах демократии,
развития инициативы и самостоятельности, привития норм здорового образа жизни.
В лагере создаются условия для осуществления спортивнооздоровительной
работы, трудового воспитания, развития творческих способностей детей.Питание
детей и подростков организуется на базе учреждения при наличии санитарно
5 эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и
определения графика приема пищи (питание 2х разовое)
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает
в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления
оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
В основном, программа направлена на:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественноэстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях
физической культурой и спортом;
социализацию и адаптацию учащихся к жизни, к школе, формирование общей
культуры поведения.
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы:
познавательные игры и викторины;
спортивные игры и соревнования;
подвижные игры;
беседы, конкурсные программы;
творческие мастерские;
праздники, концерты, и др.
Посещая лагерь дневного пребывания, ребенок не отрывается от семьи, находится
под присмотром педагогов, соблюдая правила внутреннего распорядка, а вечером и
в выходные дни он находится в кругу семьи.
6 3. Цель и задачи программы
Целью программы является – создание благоприятных условий для укрепления
здоровья детей, для реализации творческого потенциала ребёнка, его самопознания
и самореализации, и организация досуга во время летних каникул.
Для достижения поставленной цели необходимы организация и
проведениекомплекса мероприятий, направленных на:
формирование гражданских качеств, культуры межличностных
взаимоотношений;
воспитание уважения к символам и атрибутам нашего государства;
развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно
творческие дела смены;
сплочение детского коллектива, поддержания духа сотрудничества и
взаимопомощи;
7 расширение кругозора ребенка через игровой сюжет с учетом интереса
возрастных особенностей и интеллектуального уровня;
формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков
в повседневной жизни;
создание условий, способствующих раскрытию и развитию творческих
возможностей детей.
Основные задачи программы
способствовать формированию навыков здорового образа жизни; создать
необходимые условия для творческого роста каждого ребенка через удовлетворение
личностных потребностей в сфере художественного творчества, познание различных
сфер эстетической деятельности, включение участников в различные виды
деятельности;
воспитывать культуру поведения в обществе;
изучать природу, историю и культуру Отечества и родного края;
способствовать воспитанию гражданской позиции,
приобщать к традициям
национальной культуры и общечеловеческим ценностям;
способствовать формированию у ребят навыков общения и толерантности;
совершенствовать знания и умения по правилам дорожного движения, правилам
пожарной безопасности, правилам поведения на воде;
профилактика детской безнадзорности в летнее каникулярное время;
Организация летнего отдыха осуществляется по следующим направлениям:
1. гражданскопатриотическое
2. художественнотворческое
3.познавательно – образовательное
4. экологически трудовое
5.нравственно – эстетическое
6. спортивнооздоровительно;
7.культурно – досуговое
8 Основными видами деятельности являются:
Конкурсы, викторины, спортивные соревнования, эстафеты, утренняя
гимнастика, выходы в учреждения культуры, игры, изобразительная деятельность,
музыкальные занятия, мониторинговая деятельность, праздники, ярмарки. концерты,
выставки, бытовой, самообслуживающий труд; общественно значимый труд,
творческие мастерские.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
Безусловная безопасность всех мероприятий.
Учет возрастных особенностей каждой личности.
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и
творческой деятельности всеми участниками лагеря.
Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей
деятельности лагеря.
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками
лагеря.
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий
детей и взрослых.
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря
высказать свое мнение о прошедшем дне.
9 4. Участникипрограммы обучающиеся 14 классов
Возрастные и психологические особенности учащихся младших классов
Младший школьный возраст начало школьной жизни. Границы младшего школьного
возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в
настоящее время с 67 до 910 лет.Физическое развитие, запас представлений и
понятий, уровень развития мышления и речи, желание идти в школу — все это
создает предпосылки того, чтобы систематически учиться.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни по сравнению с дошкольным
возрастом: новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый
вид деятельности — учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые
знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего
места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад
жизни.
10 С физиологической точки зрения — это время физического роста, когда дети быстро
тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает
нервнопсихическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении
нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство,
повышенная потребность в движениях.
Особенности младшего возраста:
дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка,
обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;
совершенствование работы головного мозга и нервной системы;
неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;
нервнопсихическая ранимость ребенка;
неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость,
эмоциональность;
развитие познавательных потребностей;
развитие словеснологического, рассуждающего мышления.
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте — учебная деятельность. Её
характеристики: результативность, обязательность, произвольность. В результате
учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность
психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план
действий (планирование в уме, умение анализировать)
Центральными новообразованиями являются словеснологическое мышление,
вербальное дискурсивное мышление, произвольная смысловая память, произвольное
внимание, письменная речь.
В младшем школьном возрасте дети способны концентрировать внимание, но у них
еще преобладает непроизвольное внимание.78 лет — сензитивный период для
усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм
и правил к их повседневному выполнению).
11 Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего
школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.
Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя
личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах
жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят
новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя
так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается
стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте
дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению
приобретать друзей и находить общий язык с разными людьми.
В младшем школьном возрасте интенсивно формируется личность ребенка. Если в
первом классе личностные качества еще мало выражены, то к концу третьего и
началу четвертого года обучения личность ребенка уже отчетливо проявляется в
системе ценностей и отношений со сверстниками и взрослыми. Стимулом для
оформления системы ценностей ребенка является расширение социальных связей и
значимых отношений.
В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка
приобретает его общение со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не
только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и
формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного
поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ними делают группу
сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной.
Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным
этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены
ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими
для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок
должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни переход в
среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это
связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия
предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и
12 внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у
учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.
Задача учителя начального звена и родителей заключается в знании и учете
психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и
воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя
различные игры, задания, упражнения.
Знание и учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста
позволяют нам правильно выстроить нашу воспитательную работу в школе. Поэтому
каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми
начальных классов.
5. Этапы реализации программы.
I этап. Подготовительный –
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего
апрель май
оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону.
13 Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по
воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного
лагеря с дневным пребыванием детей «Радуга»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
установить взаимодействие с учреждениями дополнительного образования,
культурно досуговыми организациями;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план
сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 23 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
проведение родительского собрания о правилах поведения детей в лагере;
проведение инструктажей по технике безопасности с детьми, пребывающими
в лагере;
проведение экскурсии по лагерю и ознакомление детей с распорядком дня;
оформление уголков отрядов;
проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и
творческих способностей;
запуск программы «Радуга»;
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
работа кружков и творческих мастерских;
14 участие в городских, окружных и внутри лагерных мероприятиях;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно творческих
дел;
IV этап. Аналитический – июнь
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детей, родителей, педагогов по деятельности летнего
оздоровительного лагеря.
публикация на сайте ГБОУ СОШ №8 г.о. Кинель информации о деятельности
лагеря;
публикация в СМИ в районной газете «Кинельская жизнь» о проделанной
работе;
МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В соответствии с основной целью и спецификой детского коллектива, работа в
лагере «Радуга» проводится по двум направлениям:
диагностическая работа;
коррекционноразвивающая работа.
1. Диагностика в детском оздоровительном в детском оздоровительном лагере
«Радуга» проводится в три этапа.
I этап – первичная диагностика
Проводится в первые дни пребывания детей в лагере.
Цель первичной диагностики – исследование контингента детей, их ожиданий
от отдыха, привлекательных видов деятельности, круга интересов.
Используемые методы на первом этапе – это беседа и анкетирование.
15 Данные первичной диагностики используются для организации деятельности
детей с учетом интересов, умений и пожеланий.
II этап – текущая диагностика.
Проводится в течение основного периода пребывания детей в лагере.
Целью диагностической работы на этом этапе является исследование
характера межличностных отношений,
сплоченности детей в отрядах,
эмоционального благополучия и самочувствия, отношение детей к лагерным
мероприятиям, к занятиям в кружках, к уюту и оснащенности помещений.
Текущая диагностика предусматривает использование следующих методов:
опрос, беседа, социометрические методики, наблюдение за поведением детей в
различных видах деятельности, отслеживание самочувствия детей по «календарю
настроений».
III этап – итоговая диагностика
Проводится в последние дни лагерной смены.
Данные этой диагностики позволяют отследить уровень сплоченности детей в
конце смены, вовлеченность их в жизнь лагеря, степень удовлетворенности ребят
отдыхом, реализации их ожиданий.
Используются такие методы как беседа, опрос, социометрические методики,
наблюдение за выступлением детей на праздничном мероприятии «Мы вас любим» в
конце смены.
Выводы по итоговой диагностике используются для рекомендаций на
следующий год.
2. Коррекционноразвивающая работа.
Деятельность в этом направлении заключается в организации работы психолога с
детьми в форме кружковой работы. Работа кружка «Познай себя» проводится 2 раза
в неделю с каждым отрядом.
16 Цель деятельности кружка: формирование детского коллектива, сплочение
детей в отряде, помощь детям в адаптации, преодолении барьеров в общении, снятие
эмоционального напряжения.
Достижение цели осуществляется посредством следующих методов:
беседы;
подвижные игры на сплочение;
свободное и тематическое рисование (индивидуально и по группам);
творческие групповые упражнения.
Занятия в кружке построены таким образом, чтобы новые знания приходили к
детям, прежде всего, через осознание собственного опыта.
Методы диагностики:
№ Мероприятие
Ответственный Дата
1
2
Входное анкетирование
Воспитатели
01.06.
Рефлексия мероприятий.
Воспитатели
втеч. смены
4 Мониторинговое исследование «Выбор»
Воспитатели
1 неделя
5 Мониторинговое исследование «Игра в
Воспитатели
2 неделя
слова»
6 Мониторинг настроения
Воспитатели
ежедневно
7
Итоговое анкетирование
Воспитатели
28.06.
17 V этап (прогностический)
Мы надеемся, что по окончанию сезона, у наших детей появятся: интерес к спорту,
труду, желание вести здоровый образ жизни, становиться более активным, так как
девиз лагеря « Семь цветов одна семья, друг без друга нам нельзя!»
18 6. Срок действия программы–С 1 июняпо 29 июня 2017 года, 1 смена (21 день)
19 7. Содержание программы
Летний оздоровительный лагерь «Радуга» с дневным пребыванием детей это
педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой
личности, гражданина и патриота своей Родины, его духовного и физического
саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности,
целеустремленности, здорового образа жизни. В основу реализации программы
заложены разнообразные направления и виды деятельности.
Направления деятельности обозначены различными цветами, каждый из
которых соответствует определенному виду деятельности:
1. Красный– Гражданско – патриотическая деятельность;
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический,
исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны
воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою
страну, за ее историю и культуру.
20 Мероприятия этого направления формируют у детей соответствующие знания о
праве и правовых нормах.
2. Оранжевый – Художественно творческая деятельность;
Творческая деятельность – это одно из важнейших направлений программы. Оно
должно способствовать творческому развитию детей и их инициативе. Необходимо
создать все условия в лагере для реализации этого направления, т. к. мероприятия
этого направления благоприятствуют самореализации, самосовершенствованию и
социализации ребенка в жизни. Все мероприятия этого направления носят
практический характер. Нет лучше формы приобщения ребенка к познанию, чем
игра. Игра выступает как самостоятельная творческая деятельность образования,
воспитания, обучения, позволяющая детям приобрести знания, умения, навыки,
развить у них намеченные качества и способности. Для этого используют игры
дидактические, познавательные, интеллектуально развивающие, подвижные,
ролевые и др.
3. Желтый– Познавательно – образовательная деятельность;В условиях летнего
лагеря у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного. Просто
это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. Ребята
стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа,
окружающая социальная среда. Определенный интерес у детей вызывают
психологические тесты, которые помогают ребятам узнать о себе что то новое.
Отсюда основные задачи образовательно познавательной деятельности:
расширение знаний детей об окружающем мире;
удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Зеленый – Экологическая и трудовая деятельность; Экологическая
4.
деятельность в лагере дневного пребывания направлена на формирование
экологической культуры у учащихся, на развитие умения воспринимать окружающий
21 мир посредством органов чувств. Мероприятия данной направленности прививают у
ребят гуманное отношение к природе, способствуют пониманию детьми важности
сохранения и приумножения богатства родной природы, систематизируют и
расширяют представления детей о предметах и явлениях природы.
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически
организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума
трудовых умений и навыков, развития трудолюбия и других нравственных качеств,
эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
5. Голубой – Нравственно – эстетическая деятельность;
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между
людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного
умения заложены в каждом ребенке. Развить их – значит воспитывать творчески. Вот
почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью
педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей. Различные
мероприятия этого направления должны способствовать развитию у детей чувства
ответственности, надежности, честности, заботливости и уважения по отношению к
себе, к другим людям и к порученному делу, а также чувства прекрасного, бережного
отношения к природе.
Задачи эстетической деятельности:
пробуждать в детях чувство прекрасного;
формировать навыки культурного поведения и общения в обществе;
прививать детям эстетический вкус.
22 В рамках нравственноэстетического воспитания в пришкольном лагере можно много
сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец;
общение с книгой, природой, произведениями искусства.
6. Синий– Спортивно – оздоровительная деятельность;
В это направление входят мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Разрабатываются и проводятся различные встречи, экскурсии, соревнования,
конкурсные программы по физической культуре, ОБЖ, противопожарной
безопасности, правилам дорожного движения, по оказанию первой медицинской
помощи.
С помощью физкультуры и спорта в пришкольном лагере решаются задачи
физического воспитания: укрепления здоровья, физическое развитие детей.
Творчески подходя к делу, можно разнообразить, сделать увлекательной самую
обыкновенную утреннюю гимнастику.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 1015 минут: в хорошую
погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом помещении. Основная
задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания,
создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на
весь день.
Подвижные игры включают в себя все основные физкультурные элементы: ходьбу,
бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного
настроения у детей, развитию у детей таких физических качеств, как ловкость,
быстрота, выносливость, а коллективные игры еще и воспитанию дружбы.
Задачи физкультурно – оздоровительной деятельности:
вовлечение детей в различные виды физкультурно оздоровительной работы;
выработка и укрепление гигиенических навыков;
расширение знаний об охране здоровья.
7.
Фиолетовый – Культурно – досуговая деятельность.
23 Лето время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный
досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются.
Необходимо, что бы все мероприятия этого направления были веселые,
эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные.
Это направление напрямую связано с другими направлениями программы. Досуговая
деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей
в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития
ребенка, формирования его характера.
Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса
жизнедеятельности ребенка в период пребывания в лагере.
Виды досуговой деятельности:
Развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды
деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовные
способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе.
Отдых в какой то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение
эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
Самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К
самообразованию относятся:
Творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Творческие
способности детей развиваются во время проведения мастерклассов и творческих
мастерских.
Общение является необходимым условием развития и формирования личности на
основе общего интереса.
Каждый день в пришкольном лагере проходит под одним из цветов радуги,
следовательно, вся деятельность этого дня соответствует данному направлению.
24 Направление работы Методы реализации
Сроки реализации
Гражданско –
патриотическая
деятельность
Интеллектуальные
викторины;
Соответствующий
день недели
Конкурсы рисунков (рисунки
на асфальте);
Празднование Дня России;
Возложение цветов к
мемориалу воинам
односельчанам;
Библиотечные часы;
Беседы, игры, викторины по
теме «Мой край родной»
Художественно –
творческая
деятельность
изобразительная
деятельность(оформление
отрядного уголка, конкурс
стенгазет и рисунков);
Соответствующий
день недели
конкурсные программы
(«Алло, мы ищем таланты» и т.
п.);
творческие конкурсы
(«Знакомьтесь –это мы!»);
игровые творческие
программы;
25 концерты «Звездопад»;
творческие игры («День
рекордов»);
праздники («Творческая
волна»);
выставки, ярмарки.
Спортивно
оздоровительная
деятельность
Спортивный час
Ежедневно
Спортивные соревнования,
состязания
Соответствующий
день недели
Игры на свежем воздухе
Ежедневно
Закаливающие процедуры
Ежедневно
Физзарядка
Ежедневно
Познавательно
образовательная
деятельность
экскурсии;
посещение мероприятий ДК;
Соответствующий
день недели
библиотечные часы;
познавательные игры и
конкурсы;
психологические тесты.
26 Культурно
досуговая
деятельность
творческие конкурсы
игровые программы
Соответствующий
день недели
Экологическая и
трудовая
деятельность
театрализованные программы
День защиты детей
Дискотеки
Экскурсии
викторины
трудовые десанты
Соответствующий
день недели
организация лекций об
экологии человека (окружающая
среда и здоровье человека,
вредные привычки);
викторины («Лекарственные
растения нашей местности» и
др.)
игры «Счастливый случай»,
«В гостях у природы»,
«Зоологические забеги»,
«Сказочный цветочный город»);
Нравственно
эстетическая
деятельность
посещение ДК и поселковой
библиотеки, просмотр
кинофильмов
Соответствующий
день недели
конкурсы «Самый умный» и
27 др.
просмотр презентаций по
различным видам искусства.
экскурсии на природу.
Конкурсы рисунков и
поделок
Календарный план – сетка на июнь 2017
Четверг
1июня
Пятница
2 июня
Понедельник
5 июня
Вторник
6 июня
Среда
7 июня
«Ура каникулы!»
«Уютный дом»
«Открытие лагеря
«День футбола»
«День театра»
Тренинговое
Минутка
«Радуга»»
Минутка
Викторина
Урок этикета
мероприятие
здоровья «Зачем
общения «Законы
«Спорт – это
«Как вести себя
«Давайте
нам витамины?»
дружбы»
жизнь»
в театре»
(занятие –
тренинг)
Кружок
«Рисование»
Конкурс
народных игр
Отрядный
огонек
знакомиться!»
Праздник «Ура,
каникулы!»
Отрядные дела
Защита
Веревочный курс
отрядных
Анкетирование
уголков
«Я хотел бы в
Конкурс
лагере…
рисунков «Мое
настроение»
Операция «Уют»
Кружок
Спортивные
Шуточная
«Рисование»
мероприятия в
спартакиада
Открытие
лагерной смены
«Лето звонкое со
мною». Защита
эмблем.
Дискотека
течение дня.
Кружок
«Веселые нотки»
Футбол
Конкурс
рисунков «Что
такое спорт?»
Отрядный огонек
Четверг
Пятница
Понедельник
Вторник
Среда
28 8 июня
9 июня
12 июня
13 июня
14 июня
«День
бантиков»
«Цирк, цирк,
цирк»
Моя родина
Россия
«В мире сказок»
«День здоровья»
Познавательная
программа «Это
ты, моя Россия»;
Литературная
страничка
«Читаем о
Родине»;
Викторина
«Географические
имена»
Сказочная
эстафета
Викторина
«В мире сказок»
Кружок
«Рисование»
Конкурс «В
Беседа –
дискуссия
«Чистая вода»
Викторина
«Светофор»
Кружок «Веселые
нотки»
гостях у сказки»
День здоровья
Дискотека
(эстафета в течение
дня, туристическая
полоса)
Минутка
общения
«Сколько
мусора на
планете»
Конкурс
ребусов
«Угадайка»
Первенство
по настольному
Работа центров
теннису,
здоровья и
армреслингу
Кружок
«Рисование»
Цирковая
программа
Дискотека
красоты
Кружок
«Веселые
нотки»
«Церемония
бантиков»
Отрядный
огонек
Четверг
15 июня
«День
красоты и
дружбы»
Пятница
Понедельник
16 июня
«День
19 июня
«Фабрика звезд»
патриотического
воспитания»
Вторник
20 июня
Среда
21 июня
Зоологический
калейдоскоп
Путешествие в
Спортландию
Конкурс
Урок
Викторина
валентинок
мужества
«Противопожарная
Почта
Конкурс
безопасность»
признаний
рисунков «Нет
Кружок
Свадьбы
«Мисс и
мистер
лагеря
войне»
«Веселые нотки»
Мероприятие
Конкурс «Алло,
«Кругосветка»
пункт оказания
мы ищем
таланты»
29
Минутка
здоровья
«Домашние
животные и наше
здоровье»
Минутка здоровья
«Как снять усталость с
ног»
Творческие
мастерские
Творческие
мастерские
«Эти забавные
«Богатырские
потешки» спортивный «Радуга»
медицинской
Отрядный
2017
Дискотека
помощи;
упражнения
Конкурс строя
и песни
огонек
животные» игра
праздник
Шашечный турнир
«Зов джунглей»
спортивная игра
«Космический
пластилин.зоопар
к»
Четверг
22 июня
День памяти и
скорби.
Пятница
23 июня
Планета
творческих
мастеров
Понедельник
26 июня
«Остров
сокровищ»
Вторник
27 июня
Зоологический
калейдоскоп
Среда
28 июня
Сказочная планета
Возложение
цветов к
обелиску
Минутка
здоровья «Мой
рост и мой вес»;
Посещение
школьного
музея
Викторина о
войне
КТД «Ты –это
я, а я – это ты»
КТД «День
творческих
мастерских»
Подвижные
игры
Минутка
здоровья
«Солнечные
ожоги»
Кружок
«Веселые
нотки»
Минутка
здоровья
«Домашние
животные и наше
здоровье»
Творческие
мастерские
Мероприятие в
течение дня
«Остров
сокровищ»
« Эти забавные
животные» игра
« Зов джунглей»
спортивная игра
Минутка здоровья
«Друзья Мойдодыра
и наше здоровье»
Творческие
мастерские. Викторина
«Путешествие по
сказкам»
«Баба–Яга –
модница» (конкурс
модельеров)
.Подвижные игры
Четверг
29 июня
Закрытие лагеря
«Радуга»
30 Праздничный
концерт
Дискотека
Методическое сопровождение программы
Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной
целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой
деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Психологические услуги.Психологические услуги предоставляются в
следующих формах:
сдетьми в целях
Проведение воспитательнопрофилактической работы
предотвращения или устранения негативных психологических факторов,
ухудшающих их психическое здоровье;
Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их
межличностных взаимоотношений.
Формы и методы работы
31 Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с
использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы
рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); Метод интерактивного
обучения (социальнопсихологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в
которых дети непросто «проходят» чтото, а проживают те или иные конкретные
ситуации; методики коллективнотворческого воспитания.Одним из важнейших
средств и методов организации воспитательного пространства является создание
органов детского самоуправлениясамостоятельности в проявлении инициативы,
принятии решения и его самореализации.
8. Ожидаемые результаты и критерии оценки результатов
В ходе реализации данной программы ожидается:
1.Создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного
открытого общения детей друг с другом и взрослыми, уважительное отношение к
людям старшего поколения, истории своей страны.
Снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности. Раскрепощение
эмоциональной сферы личности, умение проявлять себя в разных сферах
деятельности.
Механизм отслеживания:
диагностики («Автопортрет», «Несуществующие животные», диагностика М. И.
Лисиной, Э.Т. Дорофеевой);
групповые занятия и индивидуальные консультации
2.Усвоение детьми основ гражданственности и патриотизма, развитие чувства
гордости и уважения к истории, традициям и культуре родного края.
Механизм отслеживания:
через участие в экскурсиях и акциях
результативность участия в викторинах, конкурсах, игровых программах
32 3.Приобретение знаний по экологокраеведческой культуре.
Механизм отслеживания:результативность участия в викторинах, конкурсах, игровых
программах
через участие в экскурсиях и акциях
4.Приобретение навыков, умения, опыта, необходимых для адекватного поведения в
обществе.
Механизм отслеживания: методика изучения личностного поведения ребенка по
Т.В.Сенько, анкетирование, повторное анкетирование в сентябре месяце.
5.Развитие творческих способностей, воображения, фантазии детей.
Механизм отслеживания: через работу кружков «Спортивные игры», «Хоровое и
ансамблевое пение», «В мире волшебных красок», «Творческая мастерская»,
организацию выставок детских работ, праздников.
6.Усвоение детьми нравственных норма, коррекция нежелательных черт характера
поведения.
Механизм отслеживания: диагностика по методике Рене Жилю, М.И. Лисиной, Э.Т.
Дорофеевой. Повторное анкетирование в сентябре.
7. Овладение навыками общественно полезного труда. Возникновение желания
внести свой вклад в благоустройство школьного двора, улицы.
Механизм отслеживания: через участие в субботниках, трудовых десантах, КТД.
8.Повышение устойчивости организма к инфекционным и простудным заболеваниям
как результат проведения комплексных оздоровительных мероприятий.
33 Механизм отслеживания: медицинские карты детей.
9.Увеличение числа детейучастников проекта.
Механизм отслеживания: учет заявлений родителей
10.Повышение социальной активности.
Механизм отслеживания: анкетирование, анализ групповых и личностных дневников
детей.
9. Материально техническое обеспечение
В целях обеспечения оздоровительных мероприятий и осуществления досуга и
отдыха детей в лагере открыты спальные комнаты, игровое помещение, спортивный
зал, актовый зал, кабинеты логопеда и психолога
Применение
1
Кабинеты
Спортивный
зал
Спортивная
площадка
2
Комната отдыха, игровые
комнаты, комната психол.
разгрузки
Занятия спортом,
состязания, линейка (в
случае плохой погоды)
Линейка, проведение обще
лагерных игр на воздухе,
Источник
финансирования
и
материальная
база
3
Материальная
база школы.
Материальная
база школы
Ответственные
4
Начальник лагеря,
воспитатели,
технический персонал
Спортивный
руководитель
Материальная
база школы
Спортивный
руководитель
34 спартакиады, спортивные
состязания
Отрядные дела, игры
путешествия
Медицинский контроль
мероприятий лагерной
смены
Литература для педагогов
и детей лагеря
Завтрак, обед
Творческая мастерская
вожатых, воспитателей,
рук. кружков
Туалеты, раздевалка
Школьный
двор
Медкабинет
Школьная
библиотека
Школьная
столовая
Методичес
кий кабинет
Комнаты
гигиены
Материальная
база школы
Материальная
база школы
Материальная
база школы
Материальная
база школы
Материальная
база школы
Воспитатели,
администрация
лагеря
Медицинский
работник школы
Библиотекарь
Заведующая
пищеблоком
Старшая вожатая
Начальник лагеря,
воспитатели,
технический персонал
10.Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов
вузов.М:Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2. Биографии писателей серии «Жизнь замечательных людей».
3. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к
развитию: Учебнометодическое пособие для учителей, студентов средних и
высших учебных заведений, слушателей ИПК. МоскваРостовнаДону:
Творческий центр «Учитель», 2004.
4. Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования
Под редакцией В.А. КараковскогоМосква.1992г.
5. Воспитание…Ценности и цели. Научнометодический сборник. Н Новгород,
2004.
6. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические
рекомендации . Под редакцией Е.Н. Степанова.М.: ТЦ «Сфера», 2001.
35 7. Воспитание продуктивно, если оно системно. Научнометодический сборник.
Н.Новгород, 2005.
8. Дереклеева.Н. И. Справочник классного руководителя.14классы Москва
«ВАКО» 2008.
9. Здоровье: Учебнометодическое пособие для учителей 111 классов .Под
редакцией В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной. Ярославль: Аверс Пресс, 2005.
10.Краеведение в школе. Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., 2007.
11.Литературное краеведение в школе. М., Просвещение, 2005.
12.Организация ученического самоуправления в образовательном учреждении:
13.Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор. Пособие для учителя. Под редакцией Д. В.
Григорьева., П.В.Степанова. Москва, 2010.
14.Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные
действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Под
редакцией А.Г.Асмолова. М,,2010
Режим дня лагеря «РАДУГА»
Приложение 1
36 37 38 Приложение 2
Анкета первичная
Дорогой друг!
39 Мы приветствуют тебя в детском оздоровительном лагере «Радуга»! Этот
летний месяц ты будешь вместе с нами и другими ребятами жить насыщенной и
интересной жизнью.
Просим тебя ответить на вопросы, которые помогут нам лучше узнать тебя, твои
интересы и увлечения.
1. Как тебя зовут? ____________________________________________________
2. Сколько тебе лет? __________________________________________________
3. У тебя есть здесь знакомые дети, друзья? ______________________________
4. Ты знаком (а) с кемто из педагогов или вожатых?
_______________________________________________________________________
5. Ты занимался (ась) в ЦВР «Гармония»?
_______________________________________________________
6. Ты занимаешься в какомнибудь кружке или спортивной секции?
7.Чем ты любишь заниматься дома?
8. В какие игры ты любишь играть?
_______________________________________________________________________
9. Чем бы ты хотел (а) заниматься в лагере?
________________________________________________________________________
10. Что ещё ты хочешь рассказать нам о себе?
40 Приложение 3
Анкета текущая
Мальчишки и девчонки!
Нам интересно узнать, как вы отдыхаете в нашем лагере «Радуга»,
что вам больше всего нравится, а что нет.
1. С желанием ли ты посещаешь лагерь «Радуга»?
__________________________________________________________________
2. Какие кружки тебе больше всего нравятся?
__________________________________________________________________
3. В каких мероприятиях ты участвовал (а)?
___________________________________________________________________
_________________________________________________________________
4. Какие мероприятия, игры тебе больше всего запомнились?
___________________________________________________________________
_________________________________________________________________
5. Появились ли у тебя новые друзья (подруги)?
_________________________________________________________________
6. Нравится ли тебе еда?
_________________________________________________________________
7. О чем еще ты хочешь рассказать нам?
___________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Фамилия, имя _____________________
отряд № _____________________
41 Приложение 4
Анкета итоговая
Дорогие ребята!
Подходит к концу летняя смена в лагере «РАДУГА», через несколько дней мы
попрощаемся с вами. Мы немного грустим и печалимся.
А какие у вас остались впечатления от отдыха в нашем лагере?
Что больше всего запомнилось и понравилось?
Занятия в кружках (каких?): _________________________________________
__________________________________________________________________
Мероприятия: _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Поездки, экскурсии: ________________________________________________
__________________________________________________________________
Спортивные игры: __________________________________________________
__________________________________________________________________
Общение с друзьями: _______________________________________________
__________________________________________________________________
Общение с педагогами: _____________________________________________
__________________________________________________________________
Другое: ___________________________________________________________
Рисунок на память
Фамилия, имя ___________________________
До новых встреч!
42 Законы жителей лагеря «Радуга»
Приложение 5
Закон правды: запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя
людям! Будь правдив!
Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой.
Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Закон заботы: прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к
окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон добра: будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом могут быть люди, у
которых слезы на глазах, помоги им. Не забывай о них.
Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей.
Можно всё, что не мешает окружающим.
43 Закон точности: время дорого у нас, берегите каждый час
44 Приложение 6
Наш девиз: «Семь цветов одна семья,
друг без друга нам нельзя!»
Наша песня «Радуга»
(на мотив песни «Чунгачанга»)
45 Приложение 7
Игратренинг «Давай знакомиться!»
Здравствуйте! Здравствуйте!
Лагерь «Радуга», вновь открывает для вас двери!
И мы рады приветствовать вас!
У вас настроение хорошее?
Ну, тогда начнем знакомиться.
Меня зовут ______! А, как вас зовут, мы сейчас узнаем.
На счет три вы громко кричите свое имя!
Два притопа, два прихлопа,
Ежики, ежики!
Наковали, наковали
Ножницы, ножницы. Бег на месте
Бег на месте
Зайчики, зайчики!
Нука дружно, нука вместе: (по очереди) «Девочки!», «Мальчики!».
Громче кричали девочки и поэтому они делают шаг вперед, образуя круг.
Под музыку внутренний круг идет по часовой стрелке, внешний против часовой,
46 музыка останавливается, ребята поворачиваются к друг другу, жмут друг другу
руку и знакомятся, называя свои имена. Следующая задача остается такой же,
только приветствуем друг друга не рукопожатием, а локтями, плечами, лбами.
Аплодисменты друг, другу и повторяем за мною слова.
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты, я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой – друзья!
Мы с тобой – одна семья: Вы, мы, ты, я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой – друзья!
Мы с тобой – одна семья: Вы, мы, ты, я.
Ущипни соседа справа, Ущипни соседа слева, Мы с тобой – друзья!
Игра «Молекулы»
Все игроки — «атомы», которые беспорядочно движутся, а по сигналу ведущего
объединяются в «молекулы» определенной ведущим величины (по 2,3,4,5 атомов).
«Молекулы» большей или меньшей, по сравнению с заданной, величины должны в
течение 10 секунд перестроиться. «Атомы», не вошедшие в состав «молекул»,
выбывают из игры. Сейчас мои помощники раздадут карточки.
Вам необходимо построится по командам. У нас получилось 6 команд,
посмотрите друг на друга, некоторое время вы будете единой командой, и мы
47 посмотрим,
какая
проявит себя лучше. Вы
команда
должны
выстроиться в 6 рядов. Теперь ваша задача за минуту каждой команде выстроиться
по росту (музыка), по длине волос, по алфавиту первых букв ваших имен.
Следующее задание вам дается 3 минуты, ваша задача выстроиться в фигуру
(звезда, солнце, цветок, снежинка, ромб, корабль). Спасибо за участие,
аплодисменты!
48 49 50 51
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Программа детского оздоровительного лагеря "Радуга"в летнее время
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.