Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
Детсад—1 кл
20.02.2018
Представленная программа психологического обследования уровня готовности детей 6-7 лет к школьному обучению предназначена для определения уровня готовности ребёнка к обучению в школе, определения зрелости его психических процессов, составляющих основу самой готовности. В программе собраны пять различных методик определения уровня готовности ребенка к школеПрограмма диагностики готовности к школьному обучению.
программа диагностики готовности к школьному обучению.docx
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Выполнил:
Калугина О.С. г. Кирба – 2017
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Представленная программа психологического обследования уровня
готовности детей 67 лет к школьному обучению предназначена для
определения уровня готовности ребёнка к обучению в школе, определения
зрелости его психических процессов, составляющих основу самой готовности.
1. Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керна–Я. Йирасека.
Процедура тестирования
На каждого ребенка заполняется лист, который включает следующие
данные:
Имя и фамилия ребенка...................................
Возраст.................... лет.................... мес.
Дата рождения.......................................
Дата исследования..................................
Адрес родителей................................................
Задача 1. Рисунок мужской фигуры.
Инструкция: «Здесь нарисуй какогонибудь человека так, как ты это
сумеешь»
Задача 2. Подражание письменным буквам.
Инструкция: «Посмотри, здесь чтото написано. Ты еще не научился
писать, но попробуй, может
быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и
рядом (справа) на пустом месте
напиши так же».
Задача 3. Срисовывание группы точек. Инструкция: «Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй и
нарисуй рядом точно так же».
Обработка данных
Оценка выполнения теста (отметки от 1 до 5) идет по каждой задаче
отдельно.
Задача 1. Рисунок мужской фигуры (ключ).
1 балл – нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и
конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не
больше туловища. На голове имеются волосы (или их покрывает шапка
или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки окончены кистями, на
каждой – пять пальцев. Ноги внизу загнуты. Одежда – мужская.
Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического
метода.
2 балла – исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме
синтетического способа изображения. Три отсутствующие части (шея,
волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из
требований, если это уравновешивается синтетическим способом
изображения.
3 балла – рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки
или ноги нарисованы двойной линией. Допускается отсутствие шеи,
ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.
4 балла – примитивный рисунок с туловищем. Конечности
(достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.
5 баллов – не хватает ясного изображения туловища («головоногое»
изображение или преодоление «головоногого» изображения) или обеих
конечностей.
Ниже приведены образцы для оценки теста Задача 2. Подражание письменным буквам (ключ).
1 балл – совершенно удовлетворительное (в смысле чтения)
подражание написанному образцу. Начальная буква имеет заметную
высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в два слова.
Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии
более чем на 30°.
2 балла – достаточно разборчивое подражание написанному
предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не
учитываются.
3 балла – очевидно расчленение минимально на две части. Можно
разобрать по крайней мере четыре буквы образца.
4 балла – на образец похожи по крайней мере две буквы. Целое еще
образует строчку «писания».
5 баллов – черкание.
Ниже приведены образцы для оценки теста Задача 3. Срисовывание группы точек (ключ).
1 балл – почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем
только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца.
Уменьшение рисунка недопустимо, увеличение не должно быть
больше чем на половину. Рисунок должен быть параллелен образцом.
2 балла – количество и расположение точек должно отвечать образцу.
Можно допустить отклонение даже трех точек на половипромежутка
между рядами или столбцами.
3 балла – целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и
ширине оно не превосходит его больше чем в два раза. Точки не
должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше
двадцати или меньше семи. Допускается любой поворот – даже на
180°.
4 балла – рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он
все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не
имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы.
5 баллов – черкание.
Ниже приведены образцы для оценки выполнения теста. Подсчитывается общий результат теста – это сумма баллов по
отдельным заданиям. Тест позволяет определить, следовательно,
ориентировочную оценку общего умственного развития. Если тест
проводят в группе (достаточно для двух детей одновременно), то
проверяют также, способен ли ребенок подчиняться работе в
коллективных условиях, как это требуется в школе.Развитие детей,
получивших в сумме по трем заданиям от 3 до 6 баллов,
рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до
15 – ниже нормы. Детей, получивших 1215 баллов, необходимо
углубленно обследовать.
2. Опросный лист
(Н.Артюхина, А.М.Щетинина)
Предлагаемый опросный лист предназначен для выявления
особенностей эмоционального состояния ребенка. Он также позволит
определить, благополучен или неблагополучен ребенок в эмоциональном
плане. Прочитайте внимательно вопросы и из предложенных ниже
вариантов ответа выберите нужный (подчеркните его).
1. Каково общее эмоциональное состояние ребенка чаще всего:
а) жизнерадостен;
б) спокоен;
в) угрюм, подавлен.
2. Как ребенок адаптируется к новым условиям:
а) легко; б) с затруднениями;
в) трудно.
3. Как часто проявляет ребенок агрессивные формы поведения
(кусается, дерется, жестоко обращается с игрушками и др.):
а) редко;
б) иногда;
в) часто.
4. Проявляет ли ребенок эмоции в неадекватных ситуациях (смеется,
когда рассказывают грустную историю и др.):
а) никогда;
б) редко;
в) часто.
5. Проявляет ли ребенок сочувствие, сопереживание к сверстникам,
героям сказок и др.:
а) всегда;
б) редко;
в) никогда.
6. Как ребенок общается со сверстниками:
а) активен, инициативен, общается с удовольствием, круг общения
широкий;
б) общается неуверенно, круг общения узкий;
в) почти не общается, замкнут в себе.
7. Как общается ребенок с воспитателями и другими взрослыми:
а) свободно, раскованно;
б) сдержанно, неуверенно;
в) скованно, пассивно.
8. Характерна ли для ребенка боязнь безопасных предметов,
чрезмерная осторожность:
а) нет; б) иногда;
в) часто.
9. Как часто ребенок проявляет капризы, упрямство:
а) редко;
б) иногда;
в) часто. 14
10. Характерны ли для ребенка следующие проявления: замкнутость,
тревожность:
а) нет;
б) в незначительной степени;
в) да.
11. Способен ли ребенок управлять своими эмоциями (сдерживать
смех в ситуации, где он неуместен и др.):
а) почти всегда;
б) редко;
в) никогда.
12. Характерны ли для ребенка следующие вегетативные
проявления:
покраснение кожи, потливость, плохой сон и аппетит, энурез
(недержание мочи), скованность движений и др.:
а) никогда или очень редко;
б) иногда;
в) часто, почти всегда.
Обработка результатов
За каждый ответ, соответствующий букве А, начисляется 0 баллов,
букве Б 1 балл, букве В 2 балла. Затем подсчитывается сумма баллов.
Интерпретация данных. Если получилось в сумме от 0 до 12 баллов, то можно
констатировать,
что ребенок эмоционально благополучен.
Если же сумма равна 1318 баллам, то можно полагать, что ребенок
не вполне эмоционально благополучен.
Показатели от 19 до 24 баллов свидетельствуют об эмоциональном
неблагополучии.
Примечание. Данный опросник может быть предложен для
заполнения воспитателям, которые работают с ребенком, и родителям
или другим взрослым, хорошо знающим этого ребенка.
3. Проективная методика "Неоконченные рассказы"
(Т.П. Гаврилова)
Цель:
изучение характера эмпатии:
эгоцентрическая,
гуманистическая
Материал: 3 неоконченных рассказа.
Проведение исследования: Исследование проводится индивидуально.
Ребенку говорят: "Я расскажу тебе рассказы, а ты, послушав их, ответишь
на вопросы". Если испытуемым является девочка, то в рассказах
фигурировать должна девочка.
Рассказы:
1. Мальчик мечтал завести собаку. Однажды знакомые привели свою
собаку и попросили поухаживать за ней, пока они будут в отъезде.
Мальчик очень привязался к собаке, полюбил ее. Он ее кормил, водил
гулять, ухаживал за ней. Но собака очень тосковала по своим хозяевам,
очень ждала их возвращения. Через некоторое время знакомые вернулись
и сказали, что мальчик сам должен решить вернуть собаку или оставить
ее себе. Как поступит мальчик? Почему? 2. Мальчик нашел на улице котенка и принес его домой. Бабушка
сказала, что котенок может быть больным и выкинула его на улицу.
Мальчик очень рассердился и накричал на бабушку. Вечером бабушка
сказала: "Ну что ж, придется мне уезжать домой, хотя мне там и
одиноко". Как поступит мальчик? Почему?
3. Вася разбил окно. Он испугался, что его накажут и сказал
воспитателю, что окно разбил Андрей. Ребята в детском саду об этом
узнали и перестали с Васей разговаривать, не брали его в игры. Андрей
подумал: "Простить мне Васю или нет?". Как поступит Андрей? Почему?
Интерпретация ответов детей: если ребенок решает ситуацию в
пользу другого (собаки, бабушки, Васи), то это указывает на
гуманистический характер эмпатии; решение ребенком ситуации в свою
пользу – об эгоцентрическом характере эмпатии.
4. Методики изучения особенностей
восприятия и понимания дошкольниками
эмоционального состояния изображенного человека
(А.М.Щетинина)
Цели: 1. Выявить особенности восприятия и понимания детьми 47
лет эмоционального состояния радости, печали, гнева, страха, удивления
интереса изображенных людей при разных условиях восприятия:
а) опознание эмоционального состояния, переданного только
мимикой;
б) опознание эмоционального состояния, переданного мимикой и
позой. (в ряде случаев в качестве дополнительной информации
включалась и обстановка, в которой был изображен человек.)
2. Определить зависимость успешности опознания эмоции от
характера поставленной перед ребенком задачи. 3. Определить возрастные закономерности и различия в типах
восприятия и уровнях понимания детьми разных эмоциональных
состояний изображенного человека.
4.
Установить,
существуют ли различия в восприятии
дошкольниками эмоционального состояния детей и взрослых людей и в
чем эти различия обнаруживаются.
5. Выявить зависимость восприятия и понимания детьми разных
эмоциональных состояний человека от имеющегося у них запаса знаний и
владения соответствующими словесными обозначениями.
Материал: картинки, на которых изображены люди (взрослые и дети)
в изучаемых эмоциональных состояниях.
Для решения поставленных задач были созданы или же частично
модифицированы следующие методики исследования.
1. Высказывание свободных суждений
об эмоциональном состоянии изображенного человека
Каждому ребенкуиспытуемому предоставлялась возможность
высказать свободное суждение об изображенном персонаже, о его
настроении, эмоциональном состоянии.
Цель: выявить наличие интереса и внимания к экспрессии
изображенного человека, умение самостоятельно назвать его. Определить
имеющийся опыт и знания о данном состоянии.
2. Номинация эмоционального состояния
Ребенок получал задание назвать эмоциональное состояние словом, а
в случае затруднения выбрать его из тех, которые предлагал
экспериментатор ("Скажи, какое настроение у человека?", "Какое
выражение его лица?», «Эта девочка радостная, грустная или сердитая,
гневная?" и т.п.). Цель: определить успешность опознания, его адекватность, умение
точно назвать состояние, наличие у ребенка словаря обозначений
эмоционального состояния (активного и пассивного).
3. Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому
эмоциональному состоянию изображенного человека
Испытуемому предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую
состоянию человека, или подобрать из двухтрех предложенных
экспериментатором вербальных ситуаций ту, которая в наибольшей мере
соответствовала бы переживанию изображенного человека ("Что
случилось с этим человеком?" Или: "Как ты думаешь, этот малыш
услышал, как ктото громко и страшно зарычал или же он увидел
заводную обезьянку, которая кувыркается на перекладине?" и т.п.).
Цель:
ребенкомиспытуемым
воспринимаемого эмоциональным состоянием в случае, если он не
понимание
а)
выявить
называет его словом, то есть не дает семантической оценки;
б) определить умение дошкольников раскрывать причину
("подтекст") переживания изображенного человека, выявляя тем самым
уровень его понимания.
4. Подбор изображения к вербальному описанию ситуации
Каждый ребенок получал задание: подобрать изображение человека в
какомлибо эмоциональном состоянии (из 34) к рассказу, в котором
описывался какойто конкретный случай.
Целью использования этого метода, как и предыдущего, являлось
уточнение возможности и степени понимания экспрессии.
5. "Вербальная фиксация" признаков экспрессии с опорой на
изображение
Данная методика представляет собой модификацию методики,
использованной В.А. Лабунской для определения типа эталона
экспрессии.
Вербальная фиксация признаков
экспрессии воспринимаемого ребенком эмоционального состояния изображенного
человека расценивалась нами и как их восприятие экспрессии, в какойто
мере как экстериоризованный образэталон выражения эмоционального
состояния. Перед испытуемым ставилась задача указать те признаки, на
которые он ориентировался, определяя эмоциональное состояние ("Как
ты узнал(а), что у него (нее) радостное (или грустное) настроение?", "На
что он смотрел?", "Как догадался, что ему страшно?" и т.п.).
Цель: определить тип восприятия эмоции и соответственно
возможный тип эталона экспрессии.
6. "Оречевление" или "оживление" (по А.С. Золотниковой)
воспринимаемого персонажа
Испытуемому предлагалось высказать реплику от лица
изображенного человека ("Что бы этот человек сказал в таком
"Оречевление"
настроении, если бы он сейчас заговорил?").
рассматривалось нами как способность ребенка вжиться в состояние
другого, встать на его место (способность к эмпатии) и как показатель
Все методики
глубины понимания эмоционального состояния.
необходимо использовать в комплексном их сочетании в процессе
осуществляемого в форме
психологического эксперимента,
индивидуальных бесед с каждым ребенком по предложенным картинкам.
Обработка результатов
Показатели понимания эмоционального состояния:
умение понять эмоциональное состояние человека через
конкретизацию его житейской ситуацией;
умение детей правильно назвать состояние изображенного человек
прилагательными ("радостный", "грустный" и пр.) или его собственными
заменителями ("его ктото обидел", "он чегото забоялся" и пр.);
умение раскрыть причину, подтекст переживания через подбор
соответствующей ситуации; умение передать состояние через воображаемое высказывание,
реплику изображенного человека ("оречевление").
Эти показатели легли в основу определения уровней качества
понимания детьми эмоционального состояния человека.
Уровни понимания.
I уровень неадекватный: дети не понимают эмоционального
состояния, не могут его назвать или делают грубые ошибки.
II уровень
ситуативноконкретный: а) дети обнаруживают
понимание эмоционального состояния через приведенную, подсказанную
им конкретную ситуацию; б) дети с трудом выбирают словесное
обозначение (глаголом, а не прилагательным) эмоционального состояния
из числа предложенных экспериментатором, т.е. с подсказкой (например,
Ира К., 4 г., 5 мес. (гнев): "Она услышала гром какойто, хотела выйти, а
дверь закрыта… Наверно, сердится, что закрыли ее").
III уровень словесное обозначение и описание экспрессии: а) дети
быстро и точно выбирают название состояния из числа перечисленных
экспериментатором или б) самостоятельно называют эмоциональное
состояние; и выбор, и самостоятельное название расценивались как
знание, обозначение эмоционального состояния; в) выделяют экспрессию
в целом или перечисляют ее элементы, описывают (например, Ира Б., 6 л.,
2 мес. (гнев): 11 "Она злая такая, очень сердитая. Стоит так (проводит
пальцем по всей фигуре), руки сжаты, сложены и глаза злые").
IV уровень
осмысливание в форме описания: а) дети
самостоятельно, правильно называют эмоциональное состояние человека;
б) выделяют и описывают экспрессию; в) самостоятельно осмысливают
ситуацию, дают ее описание (например, Оля Т., 6 л., 5 мес. (гнев): "Я
думаю, что это царица. У нее злое такое настроение, лицо все злое. Она очень сердится. Она думала, что они победят, а победили наши. Ее в
тюрьму посадили за то, что она правила страной со своим королем").
V уровень осмысливание в форме истолкования и проявления
эмпатии: а) дети самостоятельно и точно называют эмоциональное
состояние;
б) истолковывают состояние через анализ экспрессии и через
самостоятельное примысливание ситуации; в) проявляют эмпатию,
"оречевляют" персонажи (высказываются от его лица), обнаруживают
яркое эмоциональное отношение к изображенному человеку в виде
восклицаний, имитаций воспринимаемой экспрессии (например, Владик
Т. 6 л., 4 мес. (гнев): "Сердитая какая! Злая она, потому что так стоит,
руки так (показывает), лицо злое и глаза, и рот (имитирует мимику). Уу
у! Может быть она сердилась потому, что они не отобрали нашу Родину,
хлеб, а мы не отдали. И вот она стоит такая злая и рычит: "Ууу! Рр
р!").
В основу определения типов восприятия эмоций положены
следующие параметры: выделение экспрессивных признаков и
обозначение эмоции словом; степень дифференцированности экспрессий;
степень обобщенности;
отношения и эмпатии.
степень выраженности эмоционального
Типы восприятия.
А довербальный тип. Эмоция не обозначается словом, а ее
опознание обнаруживается через установление детьми соответствия
выражения эмоционального состояния какойлибо ситуации ("Он,
наверное, мультики смотрит" и т.п.).
Б диффузноаморфный тип. Дети уже называют эмоцию, но
воспринимают ее выражение поверхностно, нечетко, глобально
("веселый… так нарисовано", "веселится он", "посмотрел и узнал, что грустит" и т.п.). Повидимому, у детей с таким типом восприятия эмоций
еще не сформирован эталон их выражения. Эталон очень размыт,
составляющие его элементы еще не дифференцированы.
В диффузнолокальный тип. Дети, воспринимая выражение эмоций
глобально и поверхностно, начинают выделять отдельный, единичный
элемент экспрессии (в большинстве случаев глаза).
Г аналитический тип восприятия. Дети этого типа выделяют
элементы экспрессии, перечисляют экспрессивные признаки выражения
лица и позы.
Д синтетический тип. Это уже обобщенное целостное восприятие
("Злая она, потому что вся злая и лицо, и стоит зло"). Элементы
экспрессии дети не дифференцируют.
Е
аналитикосинтетический тип. Дети выделяют элементы
экспрессии и обобщают их ("она веселая, у нее все лицо такое, глаза и
рот", "у малыша удивленное выражение лица, он глаза широко открыл и
ротик открыл немножко и брови высоко поднял").
5. Проективная методика "Рисунок человека"
Цель: выявить у ребенка уровни тревожности и агрессивности.
Материал: альбомный лист, простой карандаш и 6 цветных
карандашей.
Инструкция: нарисуй человека на листе.
Интерпретация.
На тревожность указывают частые обращения к экспериментатору за
поддержкой и одобрением. Чем сильнее нажим на карандаш, тем сильнее
уровень тревожности (его нет, если сочетается со сниженным
эмоциональным настроением). Контур сплошной линией или штриховкой
– крайняя степень тревожности. Частые исправления рисунка, если заштрихованы руки социальные контакты вызывают эмоциональное
напряжение, источник тревоги. О тревожности свидетельствует
подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенный размер о страхах,
особенно если глаза зачернены.
Об агрессивности говорят преувеличенные кулаки, длинные
растопыренные пальцы, военная тематика рисунка, наличие в руках
средств нападения (пистолет, шпага). На наличие вербальных форм
агрессии указывают прорисовка рта, изображение его приоткрытым. О
скрытых формах агрессии говорят военизированность одежды (погоны,
фуражка) без прорисовки средств нападения, спонтанные высказывания
по ходу рисования.
Признаки защитной агрессии размер фигуры человека, сюжетный
рисунок использование технических военных средств. Защитная
агрессия в сочетании со страхом кулаки или средства нападения
заштрихованы, или руки за спиной.
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Программа диагностики готовности к школьному обучению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.