Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике
Оценка 5

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Оценка 5
Образовательные программы +1
doc
информатика
5 кл
23.04.2017
Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике
Программа по внеурочной деятельности в 5 классе по информатике составлена в соответствии с ФГОС. Программа рассчитана на 34 часа. Проводится в компьютерном кабинете или используется мобильный класс. Учащиеся овладеют компьютерными технологиями, научатся составлять презентации, что пригодится при создании различных проектов по многим предметам.
ПРОГРАММА для 5 класса по внеурочной деятельности «В мире информатики .doc
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» 670000, ул. Новая 44, г. Улан­Удэ, 333­244, 333­544  «Согласовано» Заместитель директора по «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ НМР №44 Банзарханова.Б.Л Приказ № ___ от «___»_________ 2016 г. «Рассмотрено»  на заседании МО естественно­ математического цикла Шалданова. Д. Ц Руководитель МО Стяжкина Ю.Л. Протокол № ___ от «____»___________2016 г. «____»____________2016 г. ПРОГРАММА  для 5 класса по внеурочной деятельности «В мире информатики» Учитель математики и информатики: Идамжапова Дашима  Дашицыреновна 2016г 1 г.Улан­Удэ Оглавление. 1. Пояснительная записка ………………………………………………………2стр 2. Общая характеристика программы. …………………………………………3стр 3. Место программы в учебном плане …………………………………………5стр 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  программы……………………………………………………………………  6стр 5. Содержание курса «В мире информатики» ………………………………   9стр 6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной  деятельности………………………………………………………………… 11стр 7. Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение программы «В  мире информатики ……………………………………………………    22стр       8.Формы контроля и возможные варианты его проведения ………………   25стр       9. Планируемые результаты изучения курса «В мире информатики» …… 36стр       10 Литература. ….……………..………….….…………………………………37стр 2 1. Пояснительная записка. Информатика ­ это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной   природы,   о   методах,   средствах   и   технологиях   автоматизации   информационных процессов, о закономерностях создания и функционирования информационных систем. Все ускоряющиеся темпы общественного развития   влекут за собой необходимость подготовки людей к жизни в условиях быстро меняющегося общества: школа должна готовить учеников к переменам,   развивая   у   них   такие   качества,   как   мобильность,   динамизм,   конструктивизм.   За порогом школы более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться, навыки   исследовательской   деятельности,   способность   самостоятельно   решать   проблемы   в различных сферах деятельности на основе использования освоенного социального опыта.   Наблюдаемый в последние десятилетия лавинообразный рост информации требует от человека умений   и   навыков   информационной   деятельности   –   деятельности   по   регистрации,   сбору, обработке, хранению, передаче, отражению, транслированию,  тиражированию,  продуцированию информации об объектах, явлениях, процессах, основывающейся на использовании средств ИКТ. Изменение характера социальных требований к системе образования  связаны также и с тем, что в условиях   неограниченного   доступа   к   информации   в   выигрыше   остается   тот,   кто   способен оперативно находить информацию и использовать её для решения своих проблем.  Современный   период   общественного   развития   характеризуется   новыми   требованиями   к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.  Создать условия, которые   позволят молодому человеку не только познакомиться с основами наук,   но   и   присвоить     различные     схемы   освоения   опыта,   помочь   учащимся   в   полной   мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из   основных   задач   современной   школы.   Реализовать   эту   задачу   можно,   если   формировать   у учащихся   познавательные   интересы   средствами   современных   образовательных   технологий, развитием критического мышления и занимательности. В   любой   предметной   области   может   быть  выделен   информационный   аспект,     выявлены   виды информационной деятельности и адекватные им виды учебной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий, осуществляемые инвариантными приемами, которые   опираются   на   закономерности   информатики   как   фундаментальной   науки   и представляются ее практическими методами и средствами, в том числе – поиска, моделирования, визуализации информации об изучаемых или исследуемых объектах. 2. Общая характеристика программы.    Программа по внеурочной деятельности «В мире информатики» для 5 класса составлена на основе   федерального   компонента   государственного   стандарта   общего   образования   2004г., примерной   программы   по   информатике   основного   общего   образования,   составленной   Л.Л. Босовой,   федерального   перечня   учебников,   рекомендованных   Министерством   образования 3 Российской   Федерации   к   использованию   в   образовательном   процессе   в   общеобразовательных учреждениях, авторского тематического планирования учебного материала по информатике Л.Л. Босовой, базисного учебного плана, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов.   Обучение   информатике   и   ИКТ   в   5   классе   является   наиболее   благоприятным   этапом   для формирования   инструментальных     личностных   ресурсов,   благодаря   чему   он   может   стать ключевым   плацдармом   всего   школьного   образования,     для   формирования   метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Сегодня человек  обучаемый, стал успешней человека обученного.  Результаты   обучения  – это многокомпонентная   система,  в  которой  образовательную  ценность представляет   не   только   система   знаний   ученика,   но   и   освоение   способов   их   получения, способность   выявлять   потребность   в   новых   знаниях,   умение   быстро   и   эффективно, самостоятельно или во взаимодействии с другими учащимися восполнять имеющиеся пробелы.  Результаты современного школьного образования (личностные, метапредметные и предметные) ­ изменения в личностных ресурсах, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем. Изучение данного курса внеурочной деятельности   в 5 классе направлено на  достижение следующих целей:  формирование   общеучебных   умений   и   способов   интеллектуальной   деятельности   на   основе методов информатики;  формирование у учащихся готовности к использованию средств ИКТ в учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;  усиление межпредметных связей в  школьном образовании; пропедевтика понятий базового курса школьной информатики; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения данной программы  в 5 классе необходимо решить следующие задачи: 1. Показать   учащимся   роль   информации   и   информационных   процессов   в   их   жизни   и   в окружающем мире; 2. организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками   исследовательской   деятельности,   получение   опыта   принятия   решений   и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;  3. организовать   компьютерный   практикум,   ориентированный   на:   формирование   умений использования   средств   информационных   и   коммуникационных   технологий   для   сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и 4 графикой   в   среде   соответствующих   редакторов);   овладение   способами   и   методами освоения   новых   инструментальных   средств;   формирование   умений   и   навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни; 4. создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со   сверстниками   и   взрослыми:   умения   правильно,   четко   и   однозначно   формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ. В   основу   представляемого   внеклассного   занятия   «В   мире   информатики»   для   5   класса положены такие принципы как: 1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени   подготовки   продолжается   осуществление   вводного,   ознакомительного   обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8­9 (основной курс) и 10­11 (профильный курс) классах. 2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей обучаемых). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий. Учить надо настоящему, либо – если что­то слишком сложно для школьников – не учить этому вовсе. 3.   Практическая   ориентированность,   обеспечивающая   отбор   содержания,   направленного   на решение   простейших   практических   задач   планирования   деятельности,   поиска   нужной информации,   инструментирования   всех   видов   деятельности   на   базе   общепринятых   средств информационной   деятельности,   реализующих   основные   пользовательские   возможности информационных  технологий.  При этом исходным  является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его. 4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике:  вначале  общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах. 5.   Принцип   развивающего   обучения   (обучение   ориентировано   не   только   на   получение   новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и активизацию мыслительных процессов,   формирование   и   развитие   у   школьников   обобщенных   способов   деятельности, формирование навыков самостоятельной работы). 3. Место программы в учебном плане. Федеральный   компонент   государственного   стандарта   общего   образования   не   предусматривает изучение предмета  «Информатика и ИКТ» в 5­7 классах, но, за счет регионального компонента и компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет, как в начальной школе, так и в 5­7 классах. Это позволит реализовать непрерывный курс информатики.  Данная программа рассчитана на 34 часа ­  по 1 часу в неделю, продолжительность занятий  40 минут как внеурочная деятельность учащихся 5 класса. 5 № Название темы Количество часов общее практика 1 2 3 Компьютер для начинающих  Информация вокруг нас  Информационные технологии  Итого: 8 15 11 34 Особенности класса. 8 9 10 27 Программа составлена с учётом индивидуальных особенностей учащихся 5 класса «Г». В классе обучаются 27 учащихся. Из них: девочек – 14, мальчиков – 13. Между обучающимися класса отношения   достаточно   ровные,   в   целом   бесконфликтные,   но   есть   группа   учащихся,   которых следует   отнести   к   группе   «отвлекающихся».   В   работе   с   этими   детьми   будет   применяться индивидуальный   подход   при   выборе   форм   и   методов   освоения   учебного   материала,   которые должны   соответствовать   их   личностных   и   индивидуальным   особенностям:   дефицит   внимания, медленная переключаемость внимания, плохая память. Это следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе.  Дети   в   классе   достаточно   коммуникабельные.   Это   позволяет   проводить   объяснение   учебного материала в форме беседы. Работоспособность   класса   достаточно   высокая.   Это   позволяет   организовать   на   уроке разнообразие видов деятельности. По наблюдению психолога, умение быстро переключаться на другие виды деятельности высокое у 18 учащихся. Большая   группа   учеников   (14   человек)   проявляет   желание   и   возможность   изучать   предмет высоком уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки знаний, умений и навыков, так и на этапе контроля. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт,   что   некоторые   из   них   не   отличаются   высоким   уровнем   самостоятельности   в   учебной деятельности   и   более   успешны   в   работе   по   образцу,   нежели   чем   в   выполнении   заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, мнительны, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неуспехи. В целях коррекции этих их особенностей отдельные темы ребята будут изучать самостоятельно с использованием индивидуальных особенностей. Для этого в программу включены проектные уроки, предусматривающие индивидуально­групповую работу, и индивидуальные творческие работы (как на уроке, так и в ходе выполнения домашнего задания).  6 В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти,   внимания,   воображения,   мышления,   уровня   работоспособности,   темпа   деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы. Вместе с тем следует обратить внимание на Гарновских Сашу и Диму, Мархаева Алешу, Жигарева Андрея.   Эти дети неорганизованы, часто не выполняют домашнее задание, нередко нарушают дисциплину,   хотя   обладают   неплохим   потенциалом   для   обучения,   имеют   запас   знаний   для успешного усвоения программы. Учащиеся изучают предмет с 3­го класса и уже обладают навыками работы на компьютере. Это позволяет проводить практические работы более высокого уровня по сравнению с практическими работами, предложенными авторами программы. По  результатам   обследования  класса  психологом   также  выявлено,  что  высокая  мотивация  на учёбу   выявлена   у   17   учащихся,   на   достижение   успеха   –   у   12   учащихся,   высокая   активность усвоения материала – у 12 человек. Исходя из психолого­педагогической характеристики класса в программе:       предусматривается   проведение   проектных   уроков,   направленных   на   самостоятельное активное познание (исходя из индивидуальных особенностей ученика) предусматривается   подготовка   практических   работ,   исходя   из   принципа   избыточности задания; на тему «Метод координат» отводится 2 часа (а не 1­ по программе) с целью мотивации творческой активности учеников) в теме «Методы преобразование информации» предполагается решение логических задач разного уровня сложности (в том числе олимпиадных задач по информатике и математике). запланированное   сквозное   повторение   позволяет   освободить   время   в   конце   года   для организации компьютерного практикума. предусматривается проведение творческих практических работ как на уроке, так и в ходе выполнения домашнего задания; 4. Личностные, метапредметные и предметные  результаты освоения программы. Личностные образовательные результаты: 1. Широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала   в   духовной   и   предметно­продуктивной   деятельности   за   счет   развития   их образного, алгоритмического и логического мышления;  2. Готовность   к   повышению   своего   образовательного   уровня   и   продолжению   обучения   с использованием средств и методов информатики;  3. Интерес к информатике, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;  7 4. Основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов   в   живой   природе,   обществе,   технике   как   одну   из   важнейших   областей современной действительности;  5. Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами,  понять значимость подготовки в области информатики  в условиях развития информационного общества;  6. Готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их   готовность   к   осуществлению   индивидуальной   и   коллективной результаты; информационной деятельности;  7. Способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа   и   критичного   оценивания;   ответственное   отношение   к   информации   с   учетом правовых и этических аспектов ее распространения;  8. Развитие   чувства   личной   ответственности   за   качество   окружающей   информационной среды;  9. Способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные образовательные результаты: Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе изучения  данного курса программы:  1. Уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования   при   изучении   школьных   дисциплин   таких   общепредметных   понятий   как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.; 2. Владение   основными   общеучебными   умениями   информационно­логического   характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание   недостающих  компонентов;  выбор   оснований  и   критериев  для   сравнения, сериации,   классификации   объектов;   обобщение   и   сравнение   данных;   подведение   под понятие, выведение следствий; установление причинно­следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,    и   того, 3. Владение   умениями   организации   собственной   учебной   деятельности,   включающими: целеполагание   как   постановку   учебной   задачи   на   основе   соотнесения   того,   что   уже известно,   что   требуется   установить;   планирование   –   определение последовательности   промежуточных   целей   с   учетом   конечного   результата,   разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для   достижения   цели   при   помощи   фиксированного   набора   средств;   прогнозирование   – предвосхищение   результата;   контроль   –   интерпретация   полученного   результата,   его соотнесение   с   имеющимися   данными   с   целью   установления   соответствия   или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно­познавательная задача;  8 4. Владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; 5. Владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно­графическую или   знаково­символическую   модель;   умение   строить   разнообразные   информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение   выбирать  форму  представления   информации   в  зависимости  от  стоящей  задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; 6. Широкий   спектр   умений   и   навыков   использования   средств   информационных   и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов   информации   (работа   с   текстом,   гипретекстом,   звуком   и   графикой   в   среде соответствующих   редакторов;   создание   и   редактирование   расчетных   таблиц   для автоматизации   расчетов   и   визуализации   числовой   информации   в   среде   табличных процессоров;   хранение   и   обработка   информации   в   базах   данных;   поиск,   передача   и размещение   информации   в   компьютерных   сетях),   навыки   создания   личного информационного пространства;  7. Опыт   принятия   решений   и   управления   объектами   (исполнителями)   с   помощью составленных для них алгоритмов (программ);  8. Владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов;   владение   способами   и   методами   освоения   новых   инструментальных средств; 9. Владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми:   умение   правильно,   четко   и   однозначно   сформулировать   мысль   в   понятной собеседнику   форме;   умение   осуществлять   в   коллективе   совместную   информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя   ей   результаты   своей   работы   с   помощью   средств   ИКТ;   использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни. Предметные образовательные результаты:                                                             В сфере познавательной деятельности: 1. Освоение основных понятий и методов информатики; 2. Выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях; 3. Оценка информации с позиции интерпретации её свойств человеком; 9 4. Выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче; 5. Решение   задач   из   разных   сфер   человеческой   деятельности   с   применением   средств информационных технологий. В сфере ценностно­ориентационной деятельности: 1. Понимание   роли   информационных   процессов   как   фундаментальной   реальности окружающего   мира   и   определяющего   компонента   современной   информационной цивилизации; 2. Использование   ссылок   и  цитирование   источников   информации.   анализ   и   сопоставление различных источников; В сфере коммуникативной деятельности: 1. Осознание основных психологических особенностей восприятия человеком информации; 2. Получение представлений о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи; 3. Овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций; В сфере трудовой деятельности: 1. Определение   средств   информационных   технологий. информационные процессы;   реализующих   основные 2. Выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи; 3. Использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов; 4. Создание и редактирование рисунков; 5. Использование   инструментов   презентаций   при   подготовке   и   проведении   устных сообщений; 6. Приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера. В сфере охраны здоровья: 1. Понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье человека; 2. Соблюдение   требований   техники   безопасности   и   гигиены   в   работе   с   компьютером   и другими средствами информационных технологий. 5. Содержание курса «В мире информатики». 1. Модуль «Теоретическая информатика» Основные понятия:  информация, информативность, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык. Темы для изучения:   Информатика и информация.  Многообразие форм представления информации.  Действия с информацией: поиск, сбор, обработка, хранение, передача.  Кодирование информации. 10  Метод координат как универсальный способ кодирования графической информации с  помощью чисел.  Элементы формальной логики.  Исполнители алгоритмов. 2. Модуль «Средства информатизации» Основные   понятия:  процессор,   оперативная   память,   внешняя   память,   носители   информации, устройства ввода и вывода информации, файл, операционная система. Темы для изучения:   Аппаратное обеспечение компьютера.  Виды памяти в компьютере.  Информационные носители.  Файл, основные операции с файлами.  Программное обеспечение компьютера.  Назначение операционной системы.  Техника безопасности и санитарно­гигиенические нормы при работе на компьютере. 3. Модуль «Информационные технологии» Основные понятия: текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, мультимедийный  документ. Темы для изучения:   Текстовый редактор: назначение и основные функции.  Графический редактор: назначение и основные функции.  Калькулятор и его возможности.  Мультимедийные технологии. 4. Модуль «Социальная информатика» Основные понятия: информационная деятельность человека, информационная этика. Темы для изучения:   Предыстория информатики.  Основные этапы развития вычислительной техники.  Роль информации в жизни общества. 11  Информационная этика.   В   обучении   школьников   5   класса   наиболее   приемлемы   комбинированные   занятия, предусматривающие  смену методов  обучения  и деятельности  обучаемых,  позволяющие  свести работу   за   компьютером   к   регламентированной   норме   (10­15   минут).   С   учетом   данных   о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение.  В комбинированном внеклассном занятии можно выделить следующие основные этапы:  1)   организационный   момент;   2)   активизация   мышления   и   актуализация   ранее   изученного (разминка,   короткие   задания   на   развитие   внимания,   сообразительности,   памяти,   фронтальный опрос по ранее изученному материалу); 3) объяснение нового материала или фронтальная работа по   решению   новых   задач,   составлению   алгоритмов   и   т.д.,   сопровождаемая,   как   правило, компьютерной презентацией; на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности   используя   традиционные   и   электронные   наглядные   пособия;   учитель   в   процессе беседы   вводит   новые   понятия,   организует   совместный   поиск   и   анализ   примеров,   при необходимости переходящий в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих тетрадях; 4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ   компьютерного   практикума,   работа   в   виртуальных   лабораториях,   логические   игры   и головоломки); 5) подведение итогов урока, рефлексия.   Основная   школа   отвечает   за   формирование   учебной   самостоятельности,   которая   является  ключевой   педагогической   задачей   подросткового   этапа   образования   и   рассматривается   как умение расширять свои  знания, умения и способности  по собственной инициативе.  Начальная школа строится на совместной учебной деятельности класса, а не на индивидуальных действиях детей. Поэтому в 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует  уделить  организации  самостоятельной  работы  учащихся.  Очень важно, чтобы каждый ученик   имел   доступ   к   компьютеру   и   пытался   выполнять   практические   работы   по   описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей. Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно   читали   короткие   эмоционально   окрашенные   художественные   тексты   и описания. Поэтому пятиклассники не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических   предписаний,   а   именно   таковыми   являются   описания   последовательностей действий   в   работах   компьютерного   практикума.   Чтобы   выполнение   заданий   компьютерного практикума   шло   успешно,   пятиклассников   следует   подготовить   к   новому   для   них   виду деятельности,   что   каждое   задание   выполняется   в   заданной последовательности и в строгом соответствии с описанием, поэтому нужно очень внимательно читать   каждое   указание   (каждый   пункт),   выполнять   его,   и   только   после   этого   переходить   к следующему указанию (пункту). Нужно чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения,   а,   выявив   истинную   причину   возникшего   у   ученика   затруднения,   направлял   его   к правильному   решению.   Учитель   должен   стремиться   уйти   от   привычной   роли   «оракула»   или «источника знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учебным процессам.   подробно   объяснив, Проведенная в 5–6 классах работа по формированию навыков самостоятельной работы позволяет увидеть в 7 классе свои первые плоды: учащиеся способны самостоятельно работать с учебником, выполнять   задания   в   рабочей   тетради,   выбирать   и   выполнять   посильные   для   себя   задания компьютерного практикума. 12 В   5   классе   большое   внимание   уделяется   развитию   навыков   исследовательской   и   проектной деятельности учащихся. 6.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности №№ п/п Тема урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Основные виды Вид контрол КЭС деятельно сти я 1/1 2/2 Информация.  Компьютер.  Информатика.  Техника  безопасности и  организация  рабочего места. П.р. № 1.  Клавиатурный  тренажер в  режиме ввода  слов. Как устроен  компьютер. П.р. № 2.  Клавиатурный  тренажер в  режиме ввода  слов. Тема 1. Компьютер для начинающих (8 часов). Иметь представление  об информации и  информатике. Знать и  соблюдать правила  безопасности и  гигиены в работе со  средствами ИКТ.  Знать требования к  организации рабочего  места. Уметь набирать слова, используя  клавиатуру.  Знать основные  элементы компьютера  и их назначение. Уметь набирать слова, используя клавиатуру. Информация.  Компьютер.  Информатика.  Техника  безопасности и  организация рабочего места. Клавиатурный  тренажер в режиме  ввода слов. Основные элементы  компьютера  (системный блок,  монитор, клавиатура,  мышь).  Периферийные  устройства  компьютера. Знакомятся с  требования ми ТБ и  правилами  поведения в кабинете,  получают  представле ние о  предмете  изучения Узнают  назначение  основных  устройств  компьютера , учатся  ориентиров аться в  алфавитно­ цифровой  клавиатуре Фронталь ный опрос 1.1.1 Фронталь ный опрос 1.4.1 3/3 Ввод информации в память  компьютера.  Клавиатура.  Информация, её  виды. Способы  введения  Иметь представление  о способах введения  информации в память  компьютера. Тренируют ся вводить  прописные  Провероч ный тест  по теме  2.3.1 13 Группы клавиш. П.р. № 3.  «Знакомство с  клавиатурой». информации в память компьютера.  Клавиатура, группы  клавиш. Знать группы клавиш. 4/4 5/5 Основная позиция клавиш на  клавиатуре. П.р. № 4.  Клавиатурный  тренажер  (упражнения 1­8)  Программы и  файлы. П.р. № 5.  Клавиатурный  тренажер в  режиме игры. Основная позиция  клавиш на  клавиатуре. Программы и файлы. Знать принципы  десятипальцевого  набора текста. Уметь набирать слова  и фрагменты текста,  используя клавиатуру. Иметь представление  о программах и  файлах, графическом  интерфейсе. Уметь определять тип файла по  пиктограмме и  расширению. Уметь набирать слова  и фрагменты текста,  используя клавиатуру. Рабочий стол.  Управление мышью. 6/6 Рабочий стол.  Управление  мышью. П.р. № 6.  «Освоение  мыши». Знать элементы  рабочего стола. Уметь перемещать объекты,  оперировать с окнами  (открыть, свернуть,  восстановить,  изменить размер,  переместить) и строчные  буквы,  различные  значки,  получают  умение  исправить  ошибку в  написании Учатся  ориентиров аться в  алфавитно­ цифровой  клавиатуре Выясняют  принцип  программно й  обработки  данных,  принципы  хранения  данных в  виде  файлов,  отрабатыва ют  основные  действия с  мышью (в  т.ч. вызов  команд) Овладевают терминолог ией, учатся  запускать  программы  из меню  Пуск,  изменять  размеры  «Устройс тво  компьюте ра». 2.3.1 Опрос по  теме  «Группы  клавиш» 1.4.2, 2.3.1 Провероч ная  практичес кая  работа. 1.4.2 Фронталь ный опрос по теме. 14 7/7 8/8 Главное меню.  Запуск программ.  П.р. № 7. «Запуск программ.  Основные  элементы окна  программы».  Главное меню. Запуск программ. Иметь представление  о структуре главного  меню. Уметь  запускать и закрывать  программы и  приложения. Управление  компьютером с  помощью меню Управление  компьютером с  помощью меню. П.р. № 8.  «Управление  компьютером с  помощью меню» Тест. Иметь представление  о способах  управления  компьютером с  помощью меню. Уметь выполнить  основные  управляющие  операции. окна  программы, перемещать окно по  экрану,  реагировать на  диалоговые окна Отрабатыва ют умения  вызывать  программы, команды  меню при  помощи  мыши,  овладевают терминолог ией Отрабатыва ют умения  вызывать  программы, команды  меню при  помощи  мыши,  показывают умения  применять  полученные знания и  навыки для  решения  задач Тема 2. Информация вокруг нас (10 часов). 9/1 Действия с  информацией.  Хранение  информации. Логическая игра  Информация.  Действия с  информацией.  Хранение  Иметь представление  об информации, её  видах, приемах  обработки  информации,  Учатся  приводить  примеры  различных  1.4.2 1.4.2 Трениров очный  тест по  теме  «Графиче ский  интерфей с ОС» Тест по  теме  «Устройс тва  компьюте ра и  основы  пользоват ельского  интерфей са» 1.1.1 Фронталь ный  опрос. 15 (тренировка  памяти) информации. информационных  процессах. Знать основные  действия  оперирования с  информацией. 10/2 Урок­проект. Носители  информации. П.р. № 9.  «Создание  презентации по  теме». Носители  информации Знать основные виды  носителей  информации. Уметь сохранять  информацию на  различные носители. 11/3 Передача  информации. П.р. № 10.  Клавиатурный  тренажер в  режиме ввода  предложений. Передача  информации. Канал  связи. Знать схему передачи  информации, иметь  представление о  канале связи между  получателем и  передающим. Уметь набирать слова  и фрагменты текста,  используя клавиатуру. видов  информаци и,  обрабатыва емых при  помощи  технически х  устройств,  примеры  хранения  информаци и,  овладевают умениями  тренировки памяти Овладевают умениями  объяснить,  что такое  носитель  информаци и,  приводить  примеры  различных  носителей  информаци и,  повторяют  навыки  создания  презентаци й Овладевают умениями  называть  составляющ ие  процессы  передачи  информаци и,  1.4.2, 2.1.2, 2.2.2 Фронталь ный  опрос,  творческа я работа  (презента ция по  теме) 1.2.1, 2.3.1 Фронталь ный опрос по теме. Провероч ная  практичес кая  работа по  набору  текста. 16 12/4 Урок­проект. Кодирование  информации Кодирование и  декодирование  информации, символ,  код. 13/5 Формы  представления  информации.  Метод координат. Формы  представления  информации. Метод  координат. тренируютс я вводить  текст. Осознают  многообраз ие кодов,  окружающи х человека.  Овладевают умениями  кодировать  и  декодирова ть  сообщение. Знакомятся с  принципам и  кодировани я  графическо Иметь представление  о методах  кодирования и  декодирования  информации, уметь  кодировать  информацию,  используя таблицы  кодировки.  Знать формы  представления  информации. Уметь читать  информацию,  представленную на  координатной  плоскости 1.2.2 Творческ ая работа  (создание  системы  кодирова ния)  Творческ ая работа 1.2.2 17 14/6 Формы  представления  информации.  Метод координат. Формы  представления  информации. Метод  координат. Знать формы  представления  информации. Уметь читать  информацию,  представленную на  координатной  плоскости Текст как форма  представления  информации.  Элементы текста. 15/7 Текст как форма  представления  информации. П.р. № 11.  «Создание  текстового  документа в среде текстового  процессора MS  Word» Иметь представление  о структуре и  элементах текста  (слово, абзац,  предложение, раздел,  глава). Уметь  определять элементы  текста. Уметь создавать  документ в среде  текстового  процессора. й  информаци и, учатся  выполнять  перевод  числовой  информаци и в  графическу ю форму,  знакомятся  с  правилами  построения  изображени й в системе  координат,  овладевают навыками  построения  простейших графически х  изображени й в  декартовой  системе  координат Осознают,  что текст –  наиболее  удобная  форма  представле ния  информаци и,  формируют представле ние о  редактиров ании и  форматиро вании  документа 1.2.2 Самостоя тельная  работа по  теме  «Создани е  изображе ние на  координа тной  плоскост и» 2.3.1 Фронталь ный опрос по теме. Индивиду альные  с.р. по  повторен ию 18 Таблица, элементы  таблицы 16/8 Табличная форма  представления  информации. П.р. № 12.  «Создание  таблицы в среде  текстового  процессора» Иметь представление  о табличной форме  представления  информации. Знать  основные элементы  таблицы (ячейка,  строка, столбец). Уметь представлять  информацию в  табличной форме. 17/9 Наглядные формы представления  информации. П.р. № 13.  «Создание  диаграмм» Наглядные формы  представления  информации. Типы диаграмм. Иметь представление  о наглядных формах  представления  информации.  Уметь читать  диаграммы. Уметь представлять  информацию в виде  диаграмм. 18/10 Формы  представления  информации. Тест по теме  «Информация  вокруг нас» Знать формы  представления  информации. Уметь представлять  информацию в  различных формах Формы  представления  информации. Метод  координат. Текст как форма представления информации.  Таблица. Наглядные  формы  представления  информации. Отрабатыва ют навыки  представле ния  однотипной информаци и в виде  таблицы,  умения  создавать и  редактиров ать таблицу в среде  текстового  процессора Получают  представле ние о  наглядных  формах  представле ния  информаци и, учатся  представля ть  информаци ю в виде  диаграмм. Показываю т умения  приводить  примеры  информаци и,  представле нной в  различных  формах,  преобразов ывать  информаци ю из одной  формы в  2.6.1 С.р.  «Перевод  текстовой информац ии в  табличну ю форму» (в ходе  выполнен ия п.р) 2.5.2 С.р.  «Предста вление  текстовой информац ии в  форме  диаграмм » (в ходе  выполнен ия п.р) 1.2.2, 2.3.1, 2.5.2, 2.6.1 Тест по  теме  «Информ ация  вокруг  нас» 19 другую Тема 3. Информационные технологии ( 11 часов). 19/1 Обработка  информации. П.р. № 14.  «Выполнение  вычислений с  помощью  приложения  Калькулятор» Обработка  информации. Вычисления с помощью приложения  Калькулятор. Знать способы  обработки  текстовой, числовой  информации. Уметь выполнять  арифметические  действия с целыми  числами с помощью  Калькулятора Обработка текстовой  информации.  Ввод текста. Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Обработка текстовой  информации.  Редактирование  текста. 20/2 21/3 Урок­проект. Обработка  текстовой  информации. П.р. № 15.  «Работа в среде  текстового  редактора» Обработка  текстовой  информации. Повторение темы  «Информация и  ее виды» П.р. № 16.  «Работа в среде  текстового  процессора MS  Word.  Иметь  представление о  способах обработки  текстовой  информации.  Знать основные  операции с текстом. Уметь осуществлять ввод текста с  клавиатуры в  текстовом  редакторе. Иметь  представление о  способах обработки  текстовой  информации. Иметь  представление о  редактировании  текста. Уметь  редактировать текст (удаление и вставка  Узнают  принципы  обработки  числовой  информаци и,  формируют навыки  выполнения несложные  вычисления при  помощи  приложени я  «Калькулят ор» Узнают  принципы  обработки  текстовой  информаци и,  отрабатыва ют навыки  работы в  текстовом  редакторе. Учатся  редактиров ать  текстовый  документ,  показывают полученные умения и  навыки по  обработки  информаци 1.4.2 Индивиду альные  с.р. по  повторен ию.  Фронталь ный опрос 2.3.1 Провероч ная  практичес кая  работа. 2.3.1 Тест на  повторен ие 20 Редактирование  текста» символов,  исправление  ошибок) и. Обработка текстовой  информации.  Редактирование  текста. Работа с фрагментами  текста. 22/4 Повторении темы  «Метод  координат».  Редактирование  текста. Работа с  фрагментами  текста. Повторение темы  «Действия с  информацией»  П.р. № 17.  «Редактирование  текста» 23/5 Урок­проект. Редактирование  текста. Поиск  информации. П.р. № 18.  «Редактирование  текста» Редактирование  текста. Поиск  информации. Базы данных. Иметь  представление о  способах обработки  текстовой  информации. Иметь  представление о  редактировании  текста. Уметь  редактировать текст (удаление,  копирование и  вставка символов и  фрагментов текста,  исправление  ошибок) Уметь  редактировать текст (удаление символов  и фрагментов  текста, исправление  ошибок. вставка,  копирование и  перемещение  символов и  фрагментов текста). Иметь  представление о  поиске информации, запросах для поиска  информации.  Уметь составить  простой запрос для  поиска информации  в базах данных. 2.3.1 Учатся  редактиров ать  текстовый  документ Индивиду альные  с.р. по  повторен ию Осознают  роль  компьютера в жизни  человека,  учатся  приводить  примеры  использова ния  компьютера в различных сферах  деятельнос ти  человека,  отрабатыва ют умения  применять  приемы  работы с  текстовым  2.3.1, 2.3.2 Провероч ная  практичес кая  работа по  теме  «Редакти рование  текста» 21 24/6 Изменение формы представления  информации.  Систематизация  информации. Обработка  информации.  изменяющей форму  представления, но не  изменяющей ее  содержание. 25/7 26/8 Форматирование  текста. Списки. Форматирование  – изменение  формы  представления  информации. П.р. № 19.  «Форматирование текста» Компьютерная  графика. П.р. № 20.  «Знакомство с  инструментами  рисования  графического  редактора» Компьютерная  графика. Инструменты  рисования  графического  редактора. Палитра цветов. редактором для  создания  документа Учатся  упорядочив ать  информаци ю в  соответств ии с  заданными  критериями Учатся  форматиро вать  текстовый  документ,  отрабатыва ют навыки  работы в  текстовом  редакторе. Знакомятся с  принципам и  обработки  графическо й  информаци и, узнают  назначение  графически х  редакторов, учатся  применять  основные  Знать формы  представления  информации,  способы  систематизации  информации. Уметь  систематизировать  информацию в виде  плана, схемы,  таблицы Иметь  представление о  форматировании  текста. Уметь  форматировать  слово, предложение,  абзац, весь текст,  используя формат  абзаца и шрифт. Иметь  представление о  компьютерной  графике,  графическом  изображении,  рисунке. Знать виды  инструментов  рисования. Уметь выбирать  инструмент  рисования в  зависимости от  задач по созданию  графического  объекта. 2.3.1, 2.3.2, 2.5.2, 2.6.1 Трениров очный  тест на  повторен ии. 2.3.1 Практиче ская  работа Фронталь ный опрос 2.3.3 22 27/9 28/10 29/11 Инструменты  рисования  графического  редактора. Повторение темы  «Устройство  компьютера». П.р. № 21.  «Знакомство с  инструментами  рисования  графического  редактора» Обработка  графической  информации. Тест по теме  «Обработка  информации  средствами  текстового и  графического  редакторов». П.р. № 22.  «Практическая  работа  «Раскраска». Обработка  текстовой и  графической  информации. Повторение темы  «Носители  информации» П.р. № 23.  «Пригласительны й билет»,  «Визитка» Инструменты  рисования  графического  редактора. Палитра цветов. Знать виды  инструментов  рисования. Уметь выбирать  инструмент  рисования в  зависимости от  задач по созданию  графического  объекта. 2.3.3 инструмент ы  рисования  графическо го  редактора. Индивиду альные  с.р. по  повторен ию Инструменты  рисования  графического  редактора. Палитра цветов.  Контур, шаблон,  графические  примитивы. Уметь создавать  рисунок. используя  инструменты  графического  редактора и палитру цветов. 2.3.1, 2.3.3 Тематиче ский тест Обработка текстовой и графической  информации. 2.3.1. 2.3.3 Индивиду альные  с.р. по  повторен ию Уметь создавать  комбинированные  документы,  содержащие  текстовую и  графическую  информацию. Иметь  представление о  структуре  комбинированного  документа. Отрабатыва ют умения  обработки  информаци и,  представле нной в  различной  форме. Тема 4. Информация вокруг нас (5 часов). 30/1 Преобразование  информации по  заданным  правилам.  Преобразование  информации по  заданным правилам.  Уметь выполнять  действия по  заданным правилам. Получают  представле ние о  1.1.1. 1.2.1. Фронталь ный  опрос. Индивиду 23 31/2 32/3 Повторение темы  «Информация.  Действия с  информацией» П.р. № 24.  Выполнение  вычислений с  помощью  приложения  Калькулятор». Преобразование  информации  путём  рассуждения. Повторение темы  «Устройства  компьютера» П.р. № 25.  «Создание  комбинированног о документа» Преобразование  информации путём  рассуждения Уметь  структурировать  текстовый  документ, выделяя  абзацы и разделы,  оформлять  заголовки разделов. Разработка плана  действий и его запись. Алгоритм. План действий. Исполнитель  алгоритма. Разработка плана  действий и его  запись. Повторение темы  «Формы  представления  информации». Логическая игра  «Черный ящик»,  «Переправа» Иметь  представление о  плане действий,  программе,  алгоритме.  Уметь выделять  операции в  действии,  составлять линейные алгоритмы,  определять условие  для  разветвляющегося и  циклического  алгоритма. преобразов ании  информаци и по  заданным  правилам  как способе получения  новой  информаци и Получают  представле ние о  преобразов ании  информаци и путем  рассуждени я по  правилам  как о  способе  получения  новой  информаци и Получают  представле ние о  разработке  плана  действий  как способе обработки  информаци и.  Отрабатыва ют умения  записывать  план  действий в  словесной  форме или  альные  с.р. по  повторен ию 2.3.1, 1.4.1 Фронталь ный  опрос. Индивиду альные  с.р. по  повторен ию 1.1.2 Индивиду альные  с.р. по  повторен ию 24 33/4 Итоговая  контрольная  работа. Создание  движущихся  изображений. П.р. № 26.  «Анимация» Создание движущихся  изображений. Иметь  представление о  движении  изображений. Уметь в презентации создавать анимацию  объектов. Создание движущихся  изображений. Уметь в презентации создавать анимацию  объектов. 34/5 Анализ ошибок  контрольной  работы.  Урок­проект.  Создание  движущихся  изображений. П.р. № 27.  «Создание  движущихся  изображений» 2.3.3 Итоговая  контроль ная  работа. Мини­ проект 2.3.3 в виде  таблицы Показываю т уровень  усвоения  основных  терминов  темы,  умение  приводить  примеры,  умения  применять  полученные знания для  решения  задач Анализиру ют итоги  контрольно й работы,  создают  движущиес я  изображени я. Практическая часть: Вид I триместр II триместр III триместр Год Зачет ( тематический тест) 1 2 Контрольная работа 1 1 4 1 Практические работы 27 7.Учебно­методическое и материально­техническое обеспечение  10 8 9 25 программы «В мире информатики» Содержание   авторской  программы   Босовой   Л.Л.   в     программе   адаптировано   к   условиям используемого программного обеспечения Linux в образовательном процессе. Преподавание   курса   ориентировано   на   использование   учебного   и   программно­ методического комплекса, в который входят:  учебник и рабочая тетрадь для учащихся;    методическое   пособие   для   учителя,   где   последовательно   раскрывается   содержание учебных тем, предлагаются способы и приемы работы с УМК;    комплект цифровых образовательных ресурсов; сборник   занимательных   задач,   в   котором собраны,   систематизированы   по   типам   и ранжированы   по   уровню   сложности   задачи   по   информатике,   а   также   из   смежных   с информатикой   теоретических   областей,   которые   могут   быть   предложены   для   решения учащимся в 5 классе, даны ответы, указания и решения. Название Класс ФИО автора Издательство Год издания Информатика и ИКТ:  Учебник для 5 класса –  2­е изд. Информатика и ИКТ:  Рабочая тетрадь для 5  класса ­ 2­е изд. Информатика и ИКТ:  методическое пособие  для учителей. Набор цифровых  образовательных  ресурсов на диске  «Информатика 5–7». 5 5 5 5 Л.Л. Босова Л.Л. Босова Л.Л. Босова Л.Л. Босова Занимательные задачи по информатике: сборник  задач по информатике  5­7 Л.Л. Босова БИНОМ.  Лаборатория  знаний БИНОМ.  Лаборатория  знаний БИНОМ.  Лаборатория  знаний БИНОМ.  Лаборатория  знаний БИНОМ.  Лаборатория  знаний 2010 2010 2010 2010 2008 26 для 5­7 классов. Информатика и ИКТ.  Учебная программа и  поурочное планирование  для 5–7 классов. 5­7 Л.Л. Босова БИНОМ.  Лаборатория  знаний 2009 Использование электронных средств учебного назначения.. В настоящее время на рынке и в свободном доступе в Интернет существует достаточно много различных электронных средств учебного назначения (ЭСУН) – учебных средств, реализующих возможности   ИКТ   в   представлении   учебной   информации   с   привлечением   средств   технологии мультимедиа, осуществлении обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии, контроле   результатов   обучения   и   продвижения   в   учении,   автоматизации   процессов информационно­методического   обеспечения   учебно­воспитательного   процесса   и организационного управления учебным заведением. При этом под цифровыми образовательными ресурсами понимаются представленные в цифровой форме   фотографии,   видеофрагменты,   статические   и   динамические   модели,   ролевые   игры, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи,   символьные   объекты   и   деловая   графика,   текстовые   документы   и   иные   учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса по выбранному учебнику.  За счет дополнения существующих учебников/УМК наборами ЦОР возможно:      создать условия для повышения качества обучения на основе использования в учебном процессе широкого спектра цифровых ресурсов;  ориентировать   учителя   на   применение   образовательных   технологий,   способствующих формированию у учащихся новых образовательных результатов;  обеспечить учебный процесс методическими материалами, стимулирующими учителей к использованию   современных   образовательных   технологий,   интерактивных   методов обучения;  материалами,   обеспечивающими   возможность  использования   различных  форм учебной работы;  создать условия для того, чтобы ученики приобрели опыт выполнения заданий, требующих выбора стратегии собственных действий.  Ниже дан перечень презентаций, включенных в набор ЦОР.  1. Зрительные иллюзии  2. Техника безопасности  3. Компьютер на службе у человека  4. Хранение информации  5. Носители информации  27 6. Средства передачи информации  7. В мире кодов  8. Текст: история и современность  9. Табличный способ решения логических задач  10. Наглядные формы представления информации  11. Задача о напитках  Компьютерный практикум. Важнейшим   эффектом   и   необходимым   условием   информатизации   школьного   образования является формирование у учащихся способности решать возникающие информационные задачи, используя   современные   информационные   и   коммуникационные   технологии,   иначе   говоря,   их ИКТ­компетентности,   которая   в   настоящее   время   относится   к   числу   ключевых,   обеспечивая школьникам возможность:  успешно продолжать образование в течение всей жизни;  подготовится к выбранной профессиональной деятельности;     жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, основанной на  знаниях.  В условиях информатизации образования, формируемые на уроках информатики умения и навыки в   области   ИКТ   все   более   активно   приобретают   роль   инструмента,   содействующего   усвоению других   предметов.   И   здесь   очень   важно   не   остановиться   на   «инструментальном»   этапе формирования   «пользовательских»   умений.   Необходимо   систематически   и   целенаправленно формировать   ИКТ­компетентность   школьника,   делая   шаг   от   «умения   использовать   ИКТ   для решения информационных задач» к «умению решать информационные задачи, используя ИКТ». Именно   на   занятиях   информатикой   у   школьников   формируется   достаточно   широкий   спектр пользовательских   навыков,   позволяющих   им   эффективно   применять   ИКТ   в   своей информационно­учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития. Кроме того, современные школьники, чтобы «успевать» за стремительно меняющимися технологиями, должны осваивать не только конкретные инструментальные навыки, но овладевать способами и методами освоения новых инструментальных средств.  Большая   роль   в   формировании   ИКТ­компетентности   учащихся   5   класса   отводится компьютерному практикуму, выстраивая который мы ставили следующие цели:  1. сформировать  у  школьников   достаточный  спектр  пользовательских  (инструментальных) навыков, позволяющих им эффективно применять ИКТ в своей информационно­учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;  2. вооружить учащихся способами и методами освоения новых инструментальных средств;  3. сформировать у школьников основы ИКТ­компетентности, состоящей в их способности решать   возникающие   информационные   задачи,   используя   современные   общедоступные информационные ресурсы (инструменты и источники).  При   разработке   практикума   надо   опирались   на   принципы   доступности,   самостоятельности, межпредметности,   практической   направленности,   многофункциональности,   концентричности   и избыточности.  28 8. Формы контроля и возможные варианты его проведения. Тематический  контроль осуществляется  по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. Итоговый контроль осуществляется по завершении каждого года обучения.  В   качестве   одной   из   основных   форм   контроля   мы   рассматриваем   тестирование.   Организации тестирования в 5 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Если ваши пятиклассники не работали с тестами в начальной школе, то до организации первого тестирования их следует более детально   познакомить   с   тестовыми   заданиями,   рассказать   о   системе   оценивания, продемонстрировать   бланк   с   тестовыми   заданиями,   дать   подробную   инструкцию   по   их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.  Для  того  чтобы   настроить  школьников  на  вдумчивую   работу  с  тестами,   важно  им   объяснить правила, которых мы рекомендуем придерживаться при оценивании:     за каждый правильный ответ начисляется 1 балл; за каждый ошибочный ответ начисляется штраф в 1 балл; за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), ничего не начисляется. Такой   подход   позволяет   добиться   вдумчивого   отношения   к   тестированию,   позволяет сформировать  у школьников навыки самооценки и ответственного  отношения к собственному выбору. Тем не менее, учитель может отказаться от начисления штрафных баллов, особенно на начальном этапе тестирования. При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:     50­70% — «3»; 71­85% — «4»; 86­100% — «5». По   усмотрению   учителя   при   тестировании   в   5   классе   эти   требования   могут   быть   снижены. Особенно   внимательно   следует   относиться   к   «пограничным»   ситуациям,   когда   один   балл определяет   «судьбу»   оценки,   а   иногда   и   ученика.   В   таких   случаях   следует   внимательно проанализировать   ошибочные   ответы   и,   по   возможности,   принять   решение   в   пользу   ученика. Важно   создать   обстановку   взаимопонимания   и   сотрудничества,   сняв   излишнее   эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования. Компьютерное   тестирование   интересно   детям,   а   учителя   оно   освобождает   от   необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся   более   полно   понять   новую   для   них   форму  учебной   деятельности.   При   правильном подходе к организации тестирования в 5 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений. В 5­м классе используется несколько различных форм контроля:   тестирование;  29   контрольная работа на опросном листе;  разноуровневая контрольная работа. Контрольные работы на опросном листе содержат условия заданий и предусматривают места для их   выполнения.   В   зависимости   от   временных   ресурсов   и   подготовленности   учеников   учитель может уменьшить число обязательных заданий, переведя часть из них в разряд дополнительных, выполнение которых поощряется еще одной оценкой. Сегодня,   в   условиях   личностно­ориентированного   обучения   все   чаще   происходит:   смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на   самооценку.   В   этой   связи   большие   возможности   имеет   портфолио,   под   которым подразумевается   коллекция   работ   учащегося,   демонстрирующая   его   усилия,   прогресс   или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.  Тематические и итоговые контрольные работы: № Тематика Вид Форма Устройства компьютера и основы  пользовательского интерфейса Информация и информационные  процессы Обработка информации средствами  текстового и графического редакторов Тематический контроль Интерактивное  тестирование /  тестирование по  опросному листу Тематический контроль Интерактивное  тестирование/  тестирование по  опросному листу Тематический контроль Интерактивное  тестирование/  тестирование по  опросному листу Информационные процессы и  информационные технологии  Итоговый контроль Контрольная работа/ Планирование последовательности  действий. Создание анимации Итоговый мини­проект Творческая работа 1 2 3 4 5 30 Тематический контроль по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского  интерфейса» Тест 1. Вариант – 1. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.  Критерии оценки: 7 ­ 9 баллов — удовлетворительно; 10 ­ 11 баллов — хорошо; 12 ­ 13 баллов — отлично. Всего 8 тестов по 2 варианта. Вариант 1. 1. Отметьте устройство компьютера, предназначенное для обработки информации. o Внешняя память; o Оперативная память; o Процессор; o Монитор; o Клавиатура. 2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер. o Принтер; o Процессор; o Монитор; o Сканер; o Графопостроитель; o Джойстик; o Клавиатура; o Мышь; o Микрофон; o Акустические колонки; o Дискета. 3. Отметьте специальные клавиши. o {End}; 31 o {Пробел}; o {Shift}; o {Home}; o {Esc}; o {PageUp}; o {}; o {Enter}; o {}. 4. Отметьте элементы рабочего стола. o Кнопка Пуск; o Кнопка Закрыть; o Кнопка Свернуть; o Панель задач; o Корзина; o Строка заголовка; o Строка меню; o Значок Мой компьютер. Тест 1. Вариант – 2. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.  Критерии оценки: 7 ­ 9 баллов — удовлетворительно; 10 ­ 11 баллов — хорошо; 12 ­ 13 баллов — отлично. Всего 8 тестов по 2 варианта. Вариант 2. 1. Отметьте устройство, где программы и данные хранятся и после выключения  компьютера. o Внешняя память; o Оперативная память; o Процессор; 32 o Монитор; o Клавиатура. 2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода информации. o Принтер; o Процессор; o Монитор; o Сканер; o Графопостроитель; o Джойстик; o Клавиатура; o Мышь; o Микрофон; o Акустические колонки; o Дискета. 3. Отметьте клавиши управления курсором. o {End}; o {Пробел}; o {Shift}; o {Home}; o {Esc}; o {PageUp}; o {}; o {Enter}; o {}. 4. Отметьте элементы окна программы. o Кнопка Пуск (меню К); o Кнопка Закрыть; 33 o Кнопка Свернуть; o Панель задач; o Корзина; o Строка заголовка; o Строка меню; o Значок Мой компьютер. Тематический контроль по теме «Информация и информационные процессы» Тест 2. Вариант 1. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.  Критерии оценки: 7 ­ 9 баллов — удовлетворительно; 10 ­ 11 баллов — хорошо; 12 ­ 13 баллов — отлично. 1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией). o Разговор по телефону; o Посадка дерева; o Кассета любимой музыкальной группы; o Письмо приятелю; o Выполнение контрольной работы; o Разгадывание кроссворда; o Просмотр телепередачи; o Учебник математики. 2. Отметьте современные информационные носители. o Телевидение; o Бумага; o Интернет; o Телефон; o Дискета; o Лазерный диск; 34 o Телеграф; o Видеокассета 3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в музыкальной  поздравительной открытке. o Текстовая; o Графическая; o Числовая; o Звуковая. 4. Наиболее удобной формой для представления большого количества однотипной  информации является  o Текст; o Таблица; o Схема; o Рисунок. Тест 2. Вариант 2. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.  Критерии оценки: 7 ­ 9 баллов — удовлетворительно; 10 ­ 11 баллов — хорошо; 12 ­ 13 баллов — отлично. Вариант 2. 1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией). o Работа на компьютере с клавиатурным тренажером; o Установка телефона; o Прослушивание музыкальной кассеты; o Чтение книги; o Видеокассета; o Заучивание правила; o Толковый словарь; o Выполнение домашнего задания по истории. 35 2. Отметьте современные информационные каналы. o Телевидение; o Бумага; o Интернет; o Телефон; o Дискета; o Лазерный диск; o Телеграф; o Видеокассета. 3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в школьном учебнике. o Текстовая; o Графическая; o Числовая; o Звуковая. 4. Наиболее удобной формой для наглядного представления числовых данных является  o Текст; o Диаграмма; o Схема; o Рисунок. Тематический контроль по теме «Обработка информации средствами текстового  и графического редакторов» Тест 3. Вариант – 1. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.  Критерии оценки: 8 ­ 11 баллов — удовлетворительно; 12 ­ 14 баллов — хорошо; 15 ­ 16 баллов — отлично. Вариант 1. 1. Отметьте элементы окна текстового редактора. 36 o Название приложения; o Строка меню; o Кнопка закрыть; o Кнопка свернуть; o Панель инструментов; o Палитра; o Панель Стандартная; o Панель Форматирование; o Рабочая область; o Полосы прокрутки. 2. Отметьте операции при редактировании документов. o Вставка; o Удаление; o Замена; o Изменение шрифта; o Изменение начертания; o Изменение цвета; o Поиск и замена; o Выравнивание. 3. Отметьте инструменты графического редактора. o Распылитель; o Прямоугольник; o Ножницы; o Карандаш. 4. Отметьте верное. При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит … o обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации; 37 o обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её  содержания. Тест 3. Вариант 2. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.  Критерии оценки: 8 ­ 11 баллов — удовлетворительно; 12 ­ 14 баллов — хорошо; 15 ­ 16 баллов — отлично. Вариант 2. 1. Отметьте элементы окна приложения Paint (ColorPaint). o Название приложения; o Строка меню; o Кнопка закрыть; o Кнопка свернуть; o Панель инструментов; o Палитра; o Панель Стандартная; o Панель Форматирование; o Рабочая область; o Полосы прокрутки. 2. Отметьте операции при форматировании документов. o Вставка; o Удаление; o Замена; o Изменение шрифта; o Изменение начертания; o Изменение цвета; o Поиск и замена; o Выравнивание. 38 3. Отметьте инструменты графического редактора. o Ластик; o Треугольник; o Кисть; o Заливка. 4. Отметьте верное. При форматировании текстового документа происходит … o обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её  содержания; o обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации. Итоговый контроль по теме «Информационные процессы и информационные  технологии» Тест 4. Вариант 1. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.  Критерии оценки: 12­18 баллов — удовлетворительно; 19 ­ 20 баллов — хорошо; 23 и  более баллов — отлично. Вариант 1. 1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией). o Работа на компьютере с клавиатурным тренажером; o Установка телефона; o Прослушивание музыкальной кассеты; o Чтение книги; o Видеокассета; o Заучивание правила; o Толковый словарь; o Выполнение домашнего задания по истории. 2. Отметьте устройства, предназначенные для вывода информации. o Принтер; 39 o Процессор; o Монитор; o Сканер; o Графопостроитель; o Джойстик; o Клавиатура; o Мышь; o Микрофон; o Акустические колонки; o Дискета. 3. Запишите несколько современных носителей информации: ___________________ ________________________________________________________________________ 4. Отметьте элементы окна приложения Paint. o Название приложения; o Строка меню; o Кнопка закрыть; o Кнопка свернуть; o Панель инструментов; o Палитра; o Панель Стандартная; o Панель Форматирование; o Рабочая область; o Полосы прокрутки. 5. Отметьте операции при форматировании документов. o Вставка; o Удаление; o Замена; 40 o Изменение шрифта; o Изменение начертания; o Изменение цвета; o Поиск и замена; o Выравнивание. 6. Отметьте верное. 1) При форматировании текстового документа происходит … o обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её  содержания; o обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации; o обработка информации не происходит. 2) При разработке плана действий происходит …  o обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её  содержания; o обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации; o обработка информации не происходит. Тест 4. Вариант 2. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.  Критерии оценки: 12­18 баллов — удовлетворительно; 19 ­ 20 баллов — хорошо; 23 и  более баллов — отлично. Вариант 2. 1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией). o Разговор по телефону; o Посадка дерева; o Кассета любимой музыкальной группы; o Письмо приятелю; o Выполнение контрольной работы; o Разгадывание кроссворда; o Просмотр телепередачи; 41 o Учебник математики. 2.Отметьте устройства, предназначены для ввода информации в компьютер. o Принтер; o Процессор; o Монитор; o Сканер; o Графопостроитель; o Джойстик; o Клавиатура; o Мышь; o Микрофон; o Акустические колонки; o Дискета. 3. Запишите несколько древних носителей информации: _______________________ ________________________________________________________________________ 4. Отметьте элементы окна приложения текстового редактора. o Название приложения; o Строка меню; o Кнопка закрыть; o Кнопка свернуть; o Панель инструментов; o Палитра; o Панель Стандартная; o Панель Форматирование; o Рабочая область; o Полосы прокрутки. 5. Отметьте операции при редактировании документов. 42 o Вставка; o Удаление; o Замена; o Изменение шрифта; o Изменение начертания; o Изменение цвета; o Поиск и замена; o Выравнивание. 6. Отметьте верное. 1) При упорядочивании информации в хронологической последовательности происходит  … o обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации; o обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её  содержания; o обработка информации не происходит. 2) При вычислениях по известным формулам происходит … o обработка, связанная с изменением формы информации, но не изменяющая её  содержания; o обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации; обработка информации не происходит. Творческая работа учащихся Данная работа ориентирована на повторении изученного материала за год. Задание: Самостоятельно придумать сюжет для анимации. Дайте ему название и подробно опишите  планируемую последовательность событий.  Реализуйте свой проект средствами графического редактора и мультимедийной презентации.  Подготовьтесь представить свою работу товарищам по классу. Практические работы  В учебнике 5 класса Босовой Л.Л. представлены тексты практических работ под ОС Windows и ее прикладные программы. 43 9.Планируемые результаты изучения курса «В мире информатики» Требования к подготовке школьников  в области информатики и информационных технологий в 5 классе Учащиеся должны:          понимать   и   правильно   применять   на   бытовом   уровне   понятия   «информация», «информационный объект»; различать   виды   информации   по   способам   её   восприятия   человеком,   по   формам представления на материальных носителях; приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; приводить примеры информационных носителей; иметь представление о способах кодирования информации; уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение; знать историю развития вычислительной техники; уметь   приводить   примеры   применения   компьютера   и   компьютерных   технологий   в повседневной жизни. Учащиеся должны уметь:      уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение; определять   устройства   компьютера, информационных функций человека;   моделирующие   основные   компоненты различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; запускать программы из меню Пуск;  44           уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна; вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; уметь   применять   текстовый   редактор   для   набора,   редактирования   и   форматирования простейших текстов;  уметь   применять   простейший   графический   редактор   для   создания   и   редактирования рисунков; уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор; уметь строить изображения, используя метод координат; уметь решать логические задачи, используя различные методы; уметь создавать анимационную картинку; уметь   создавать   мультимедийную   презентацию   с   использованием   различных   режимов настройки показа презентации; знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. ОУУН:  Уметь   планировать   свою   деятельность   при   выполнении   конкретных   учебных   заданий, применять наиболее рациональные способы выполнения,  Уметь систематизировать учебный материал, используя план, схемы, таблицы,  Уметь действовать по предложенному алгоритму при выполнении учебного задания  Уметь развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;   Уметь применять средства ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. 10. Литература (основная и дополнительная) 1. Асмолов   А.Г.,   Бурменская   В.Г.   и   др.,   Как   проектировать   универсальные   учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [под ред. А.Г. Асмолова]. — М.: Просвещение, 2008. — 151с.  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 3. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 4. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. 45 5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно­измерительные материалы по информатике для V­ VII  классов   //   Информатика   в   школе:   приложение   к   журналу   «информатика   и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007. 6. Босова   Л.Л.,   Босова   А.Ю.   Комплект   плакатов   для   5­6   классов.   –   М.:   БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. 7. Босова   Л.Л.   Набор   цифровых   образовательных   ресурсов   «Информатика   5­7».   –   М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.            8.   Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2011   9.  Д.В.Григорьев,   П.В.Степанов   Внеурочная   деятельность   школьников.   Методический конструктор. М.: Просвещение, 2011           9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная  школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.         10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12. 2011 г.         11. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под   ред.   В.А.   Горского,   2­е   издание,   М.   Просвещение   2011.   (стандарты   второго поколения).                 12.   Программы   для   общеобразовательных   учреждений:   Информатика.   2­11   классы   / Составитель М.Н. Бородин. – 6­е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.         13. Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики в школе. [Электронный ресурс] / Ю.В. Скрипкина // Интернет­журнал "Эйдос". ­ 2009.    14. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2011   15.  www   .  standart    .  edu   .  ru   16. http://ripo.unibel.by/oso/rmo_obespech_history.shtml   17.  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243   18. http:     //inform63.blogspot.com/     19. http://school­collection.edu.ru/  20.  http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3        21. Операционная система Windows XP, Alt Linux. Перечень цифровых образовательных ресурсов 46 1. Зрительные иллюзии. 2. Техника безопасности. 3. Компьютер на службе у человека. 4. Хранение информации. 5. Носители информации. 6. Средства передачи информации. 7. В мире кодов. 8. Текст: история и современность. 9. Табличный способ решения логических задач. 10. Наглядные формы представления информации. 11. Задача о напитках. 12. Клавиатурный тренажер. 13. Логические игры «Морской бой», «Переливашки», «Пары». 47

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике

Программа для 5 класса по внеурочной деятельности по информатике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017