Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология +1
9 кл—11 кл +1
06.09.2019
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб" рассчитана на учащихся 8-9 классов. Целью программы является: углубленное изучение различных разделов биологии, таких как ботаника, зоология. анатомия. цитология. генетика, анатомия человека. А так же опережение изучения школьного курса биологии и успешной сдачи ОГЭ учащимися 9-х классов.
Програа 8-9 класс ОГЭ.docx
Пояснительная записка
общеразвивающей программы
Рабочая программа разработана на основе дополнительной
«Биология.
организмов»
общеобразовательной,
Закономерности
естественнонаучной направленности.
Программа модифицированная, разработана на основе программ и
методических разработок, срок реализации программы 1 год.
функционирования
живых
Цель программы
формирование личности с целостным
естественнонаучным мировоззрением средствами опытноэкспериментальной,
исследовательской и научной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
изучение физических,
географических процессов и явлений;
химических,
биологических и
формирование умений постановки цели эксперимента;
формирование умений сделать выводы из проведенных опытов и
проведение опытов и наблюдений за объектами и процессами
формирование обобщенного знания материала;
формирование интеллектуальных умений;
организация познавательной деятельности учащихся.
экспериментов;
органического мира.
Развивающие:
развитие любознательности и познавательной активности детей;
развитие коммуникативных способностей обучающихся;
создание устойчивой мотивации для формирования интереса к
развитие наблюдательности, абстрактнологического мышления,
естественнонаучным знаниям;
воображения, внимания, памяти.
развить биологическую интуицию, выработать определенную
технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными
заданиями.
Воспитательные:
воспитание способов командного поведения.
воспитание исследовательского отношения к окружающему миру;
воспитание ответственного отношения к окружающей среде;
Условия и сроки реализации
Программа рассчитана на обучающихся 1415 лет. Курс рассчитан на 1
год обучения: 160 учебных часов (4 часа в неделю). Программа ориентирована на знания, полученные на уроках биологии и
смежных науках.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Умения и навыки:
ставить цель эксперимента, проводить опыты, анализировать
результаты, формулировать выводы.
работать в команде, распределять ответственность и функционал при
выполнении коллективных исследовательских или лабораторных работ.
уметь проводить самостоятельно исследовательскую работу, нести
ответственность за качество результата работы.
уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения.
уметь работать с научнопопулярной информацией в
естественнонаучных дисциплинах; применять свои знания при проведении
практических работ.
определять взаимосвязи между природными явлениями.
освоить технологию научного познания через работу с различными
источниками информации;
использовать оптимальные приемы работы с документами;
свободно ориентироваться в библиотечном фонде.
Ученики должны знать:
психофизиологические основы научноисследовательской работы;
методы активизации творческого мышления;
методы опроса;
методы научных исследований;
классификацию научных документов, электронных носителей
информации.
Формы подведения итогов реализации образовательной
программы:
Оценка знаний обучающихся проводится в процессе
собеседований. При этом учитывается правильность изложения
материала, полнота раскрытия темы, умение применять полученные
знания в работе с приборами, в повседневной жизни. Полученные
результаты оцениваются разными способами. В процессе эвристической
беседы выявляется как знание предыдущего материала, так и создаются
условия для активации абстрактного мышления. На практических
занятиях проверяются умения и навыки по проведению опытов и
постановке экспериментов, уходу за растениями, определяется уровень
владения теоретической частью курса. Особая роль в оценке
результатов отводится работе в учебных экспедициях, где на практике
проверяются знания, полученные на занятиях. Оценка полученных
результатов осуществляется и на различных конкурсах городского уровня, экологических лабиринтах, конференциях экспедиционных
отрядов и др.
Учебнотематический план
(160 часов за год)
Разделы
Всего часов
Теоретич
Практич
часть
еская
часть
Введение
1. Психофизиологические основы научно
исследовательской работы учащихся
2.Методологические основы научного познания
и творчества
3. Информационное обеспечение научно
исследовательского процесса
4.
исследований
5.Методы научных исследований
6. Биология живых организмов
Обобщение
Резервное время
Итого:
Организация и проведение научных
2
6
10
13
14
24
76
7
8
160
1
3
7
8
9
6
34
7
8
89
1
3
3
5
5
18
42
71
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1.Основы научноисследовательской работы учащихся
1. Введение (2 ч)
Предмет и задачи курса. Место и роль научноисследовательской
работы (НИР) в учебном процессе. Задачи, содержание, формы НИР
учеников. Основные источники научноисследовательского анализа. Цель и
задачи курса, его структура, обзор литературы по курсу.
2. Психофизиологические основы научноисследовательской
работы учащихся (6 ч).
Роль самовоспитания в формировании личности. Мотивация.
Целеполагание. Приемы активизации мыслительной деятельности.
Факторы, влияющие на работоспособность (гигиена рабочего места, сон,
питание, чередование видов деятельности, планирование распределения
времени, режим деятельности).
Практические работы:
1.Самопознание индивидуальных особенностей (диагностика силы
нервной системы с помощью "тейпингтеста"). 2.Разработка индивидуальной системы повышения научной
трудоспособности (деловая игра "Мой прием").
3. Планирование распределения времени, разработка оптимального
режима дня.
3. Методологические основы научного познания и творчества (10 ч)
Наука как система знаний. Понятие, содержание, цель и функции науки.
Этапы становления и развития науки. Национальная система классификации
наук.
Творческое мышление. Понятие творчества, интуиции, инсайта.
Творческие способности человека. Методы активизации творчества:
положительные и отрицательные качества.
Научное исследование и его методология. Понятие научного
исследования, его объекта, предмета и цели. Общая классификация методов
научных исследований.
Научное наблюдение. Понятие и специфика метода наблюдения. Виды
научного наблюдения: непосредственное и опосредованное, открытое и
скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое, узкоспециальный,
поиск. Подготовка и проведение научного наблюдения, его программа.
Способы фиксации результатов наблюдения: карточки, протоколы и
дневниковые записи; технические средства.
Практические работы:
4.Разработка программы научного наблюдения.
Сбор информации через методы опроса. Беседы и интервью как методы
устного опроса, их специфика и назначение. Виды бесед и интервью:
индивидуальные, групповые, свободные, запрограммированы. Требования по
их проведению. Анкета как метод письменного опроса. Структура анкеты:
вводная часть, основная. Группировка вопросов в анкете, характеристика их
видов: открытые вопросы, закрытые, полузакрытые.
Практические работы:
5. Разработка интервью.
6. Анализ анкет, применяемых для выявления способностей и
склонностей учащихся.
Научный эксперимент. Понятие метода научного эксперимента, его
специфика и назначение. Виды эксперимента: естественный, искусственный,
констатирующий, формирующий, линейный, параллельный. Этапы подготовки
и проведения эксперимента.
Практическая работа:
7.Планирование эксперимента.
4.
Информационное обеспечение научноисследовательского
процесса (13 ч)
Классификация и общая характеристика научных документов.
Монографии, статьи, сборники научных работ, рукописи, периодические издания, архивные фонды, учебники, учебные пособия, брошюры. Методы
фиксации и хранения научной информации.
Классификация электронных носителей информации. Современные
носители информации, их классификация и методы записи.
Справочнобиблиографический аппарат библиотеки, его составляющие,
назначение, функции. Библиотечные каталоги, их виды. Картотеки,
расположение в них карт. Справочные издания: энциклопедии, справочники,
словари.
Практические работы:
8. Экскурсия в библиотеку. Работа с документами в архиве.
Обработка и анализ информации. Карточки с библиографическим
описанием. Описание официальных документов, книг. Аналитическое
описание разделов из книг, статей. Составление списка литературы. Фиксация
содержания изученных книг и документов.
Практическая работа:
9.Написание минирефератов с соблюдением требований.
5. Организация и проведение научных исследований (14 ч)
Алгоритм научноисследовательского процесса. Научное направление,
проблема, тема, научный вопрос. Стадии научноисследовательского
процесса.
Практические работы:
10.Учебный тренинг "Как выбрать тему, определить цели и разработать
алгоритм проекта учащейся научноисследовательской работы".
Научноисследовательская работа как зафиксированный результат
научного поиска. Стандартные структуры и традиционные компоненты
научного текста. Структура построения научной работы. Типичные трудности
и ошибки при конструировании научных текстов.
Редактирование и само редактирования научного текста. Подготовка
рукописи к печати. Рецензия, ее содержание. Памятка рецензенту.
Практические работы:
11. Анализ научных работ.
12. Написание рецензии на научную работу.
Научноисследовательская работа учащихся. Взаимосвязь и единство
учебного и научноисследовательской работы учащихся. НИР, входящий в
учебный процесс на уроках, лабораторных и практическисеминарских
занятиях, при написании рефератов, статей.
НИР во внеурочное время научные кружки и общества учащихся,
МАН предметные олимпиады, выставки, конкурсы, турниры, обзоры научно
исследовательского творчества, конкурсы научных работ учащихся.
Практические работы:
13. Составление плана работы школьного научного общества на учебный
год. 14. Заседание научного кружка учеников.
6. Методы научных исследований. (24часа)
Классификация методов познания природы. Теоретические методы
познания природы: закономерность, закон, теория, гипотеза, мониторинг.
Экспериментальные методы: полевой и лабораторный. Статистические
методы.
Теоретические методы изучения природы Научные знания. Факты.
Гипотезы. Функции гипотезы. Формулировка рабочей гипотезы. Проверка
рабочей гипотезы. Вывод законов и теорий .
Экспериментальные методы изучения природы. Методы сбора и
описания образцов на исследуемой территории. Изучение биологических
особенностей представителей разных царств живой природы. Методы сбора
насекомых и растительных организмов. Работа с определителем. Определение
растительных и животных организмов. Гербаризация растений. Изготовление
коллекций насекомых. Полевой дневник.
Практические работы:
15. Составление экологобиологической характеристики организмов.
16. Определение растений (животных) по определителю.
17. Составление гербария.
Методы экологических исследований.
Характеристика и анализ
абиотических факторов.
Измерение факторов окружающей среды.
Составление карт местности. Аутэкологические исследования. Методы
изучения популяций.
Методы
экологической индикации и экологического мониторинга. Математическое
моделирование.
Синэкологические исследования.
Практическая работа:
18. Изучение приспособления различных групп организмов к условиям
жизни.
Экскурсия. Изучение абиотических факторов и их влияния на живые
организмы.
Лабораторные
методы исследования.
Протоколирование
эксперимента. Наблюдение: качественные; количественные. Эксперимент.
Формулировка научной проблемы наблюдения.
Документирование
результатов наблюдений и исследований. Рисунки, графики, диаграммы.
Практическая работа:
19. Составление графиков и диаграмм.
Методы цитологических и гистохимических исследований. Лупа и
световой микроскоп. Подготовка микроскопа к работе. Постоянные
микропрепараты. Временные микропрепараты. Электронный микроскоп.
Сканирующий электронный микроскоп.
Практические работы:
20. Методика изготовления временных микропрепаратов. 21. Изучение строения клеток.
Методы микробиологических
Морфология
микроорганизмов и их исследования в живом и фиксированном состояние.
Методика получения препаратов "раздавленная капля", "висячая капля" и
"отражение". Изготовление мазка. Высушивание мазка. Фиксация. Покраска.
Рассмотрение фиксированных и окрашенных микропрепаратов с помощью
микроскопа.
исследований.
Практические работы:
22. Исследование зубного налета с помощью микроскопа.
23.
Изготовление питательных сред для культивирования
микроорганизмов.
24. Посев микрофлоры воздуха, воды.
25. Анализ микрофлоры воздуха, воды.
Методы физиологических исследований. Методы изучения процесса
фотосинтеза, обмена веществ. Исследование Кальвина, Кребса.
Лабораторный эксперимент.
Документирование результатов исследований.
Практические работы:
26. Изучение приспособления листа к фотосинтезу.
27. Изучение регенерации у растений.
28. Изучение закономерностей роста у растений.
Методы генетических исследований. Гибридологический метод.
методы.
Популяционностатистические
Генеалогический
Цитогенетический метод. Близнецовый метод. Биохимические методы.
метод.
Практические работы:
29. Наследственность и окружающая среда.
29. Изучение генетики человека.
30. Изучение изменчивости у насекомых.
Обобщение (2 ч)
Раздел 2. Биология организмов (72 часа)
1. Морфология и физиология растений (10 ч)
Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение
корней. Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие
побега. Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа.
Видоизменение листьев.
Многообразие стеблей.
Видоизменение побегов.
Строение стебля.
Цветок и его строение. Соцветия. Строение семян однодольных и
двудольных растений. Плоды и их классификация. Распространение плодов и
семян.
Основные процессы жизнедеятельности ( питание, дыхание, обмен
веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез.
Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Размножение
растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.
Практическая работа:
31. Изучение внутреннего строения органов растения на микропрепаратах
2. Многообразие растений (10 ч)
Общая характеристика растительного царства. Растительные клетки и
ткани. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере.
Охрана растений.
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей.
Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в
природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов.
Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны,
их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни
человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда
обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни
человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда
обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Основные
систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.
Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные
растения. Морфологическая характеристика 34 семейств с учётом местных
условий. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика
злаков и лилейных.
Важнейшие сельскохозяйственные растения,
биологические основы их выращивания и народно – хозяйственное значение.
( Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой
конкретной местности).
Основные экологические факторы и их влияние на растения.
Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь
растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные
сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние
деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной
среды на человека.
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства
исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного
мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.
Практическая работа:
32.
Сравнение представителей разных групп растений по
морфологическим. Физиологическим и экологическим показателям.
3. Беспозвоночные животные (12 ч)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и
поведение. Колониальные организмы. Многоклеточные животные. Тип Губки.
Многообразие, среда обитания, образ жизни. Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Тип Плоские черви.
Многообразие, среда и места обитания. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые
черви. Тип Моллюски. Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ
жизни и поведение. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс
Паукообразные. Многообразие. Класс Насекомые. Отряды Насекомых. Образ
жизни и хозяйственное значение.
4. Позвоночные животные (14 ч)
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие:
круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение.
Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда
обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические
особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и
охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи,
черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение.
Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни
человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Птицы.
Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и
экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие.
Важнейшие представители отрядов
млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и
экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Покровы тела. Опорнодвигательная система и способы передвижения.
Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения.
Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода.
Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности
организма. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением
и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. Эволюция
животного мира. Воздействие человека и его деятельности на животных.
Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции
сельскохозяйственных животных.
Практическая работа
33. Изучение животных занесённых в Красную книгу анализ причин
приведших к сокращению численности.
5. Человек (24 ч)
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с
животными и отличие от них.
Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Нейро
гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная
система. Отделы нервной системы: центральный и периферический.
Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Соматическая и
вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и
их предупреждение. Эндокринная система. Железы внешней и внутренней
секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез.
Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.
Питание. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Пища как
биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества:
белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, вода, витамины. Пищеварение.
Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы.
Роль ферментов в пищеварении. Профилактика пищевых отравлений,
кишечных инфекций, гепатита.
Дыхание. Система органов дыхания и ее роль в обмене веществ.
Механизм вдоха и выдоха. Заболевания органов дыхания и их профилактика.
Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение
мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота
атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи
при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь, ее функции.
Клетки крови. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Переливание
крови. Лимфа. Тканевая жидкость. Иммунитет. Иммунная система человека.
Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л.Пастера и
И.И.Мечникова в области иммунитета. Вакцинация.
Транспорт веществ. Кровеносная система. Значение кровообращения.
Сердце и кровеносные сосуды. Сердечнососудистые заболевания, причины и
предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания
первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система. Значение
лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.
Обмен веществ и превращения энергии как необходимое условие
жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический обмен. Обмен
и роль белков, углеводов, жиров. Водносолевой обмен. Витамины, их роль в
организме, содержание в пище. Суточная потребность организма в витаминах.
Проявления авитаминозов и меры их предупреждения.
Выделение. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их
предупреждения для сохранения здоровья. Опора и движение. Строение и
функции опорнодвигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы
оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно
двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления
позвоночника. Признаки хорошей осанки.
Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания
первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их
профилактика. Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Нарушения
зрения и слуха, их профилактика.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность.
Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина в
создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные
рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека.
Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции,
речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия,
словеснологическое мышление, способность к накоплению и передаче из
поколения в поколение информации.
Практическая работа:
34. создание проекта «Человек будущего»
Обобщение (2 ч).
Резерв 8 часов.
Календарно тематическое планирование
№ Дата
1
2
Количе
ство
часов
по
распис
анию
2
2
Раздел тема
Тема урока
Теори
я
Практи
ка
Введение (2 ч)
Предмет и задачи курса.
Цель и задачи курса, его
структура, обзор литературы
по курсу.
Психофизиологиче
ские основы
Роль самовоспитания в
формировании личности.
1
1
1
1 научно
исследовательской
работы учащихся
(6 ч).
Мотивация. Целеполагание.
Приемы
активизации
мыслительной деятельности.
Факторы,
влияющие на
работоспособность
Практические занятия 1
Практическое занятие 2,3
Методологические
основы научного
познания
и
творчества 10 ч)
Информационное
обеспечение
научно
исследовательског
о процесса (14
часов)
1
1
1
1
мышление.
способности
Методы
Наука как система знаний.
Творческое
Творческие
человека.
активизации творчества.
Научное исследование и его
методология.
Научное
наблюдение.
Практическое занятие 4
Сбор информации через
методы опроса.
Практические занятия 56
Научный эксперимент
.
Практическое занятие 7
Классификация и общая
характеристика
научных
документов.
Методы фиксации и
хранения
научной
информации.
Электронных
носители информации.
Практическое работие 8.
Экскурсия в библиотеку.
Работа с документами в
архиве.
Обработка
информации.
и
анализ
Составление 1
2
2
1
1
2
2
2
1
1
4
3
3
4
5
6
7
7
8
9
10
11
12
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
4 13
14
15
16
17
18
19
20
21
4
2
2
2
2
2
2
2
2
литературы.
содержания
и
книг
списка
Фиксация
изученных
документов.
Практическая работа
9.
Написание минирефератов с
соблюдением требований.
Организация и
проведение
научных
исследований (14
ч)
научно
тема,
направление,
научный
Стадии научно
Алгоритм
исследовательского
процесса.
Научное
проблема,
вопрос.
исследовательского
процесса.
Практическое занятие 10.
Учебный тренинг "Как
выбрать тему, определить
цели и разработать алгоритм
проекта учащейся научно
исследовательской работы".
Научноисследовательская
результат
работа как
поиска.
научного
Стандартные структуры и
научного текста.
Типичные трудности и
ошибки
при
конструировании научных
текстов.
Редактирование.
Рецензия.
Практические занятия 1113
НИР на уроках.
НИР во внеурочное время.
Практические занятия 1314
Методы научных
исследований.
(24часа)
Классификация
познания
Теоретические
познания
закономерность,
методов
природы.
методы
природы:
закон,
4
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1 22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Биология
гипотеза,
теория,
мониторинг.
Научные знания.
Факты.
Гипотезы. Функции гипотезы.
Формулировка
рабочей
гипотезы. Проверка рабочей
гипотезы. Вывод законов и
теорий .
Экспериментальные методы:
полевой и лабораторный.
Методы сбора и описания
образцов на исследуемой
территории.
Изучение
особенностей
представителей
царств живой природы.
Методы сбора насекомых и
растительных организмов.
Работа с определителем.
Гербаризация
Изготовление
насекомых.
дневник.
Практические занятия 1517
растений.
коллекций
Полевой
биологических
разных
экологических
Анализ практических работ.
Статистические методы.
Методы
исследований.
факторов
Измерение
окружающей
среды.
Составление карт местности.
Методы
экологической
индикации и экологического
мониторинга.
Математическое
моделирование.
Практическое занятие 18.
Изучение приспособления
различных групп организмов
к условиям жизни.
Обобщение.
Обобщение.
Строение
корня. 1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1 организмов (76
часа)
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
Строение.
Разнообразие корней.
Побег. Стебель. Строение.
Разнообразие.
Лист.
Разнообразие.
Цветок. Соцветия. Строение.
Разнообразие.
Семена и плоды. Значение.
Разнообразие.
Основные
жизнедеятельности.
Минеральное и воздушное
питание
растений.
Фотосинтез. Обмен веществ
и энергии. Испарение воды.
Размножение растений.
Практическая работа 31
Изучение
внутреннего
строения органов растения
на микропрепаратах
процессы
характеристика
Общая
царства.
растительного
Систематика. Растительные
клетки и ткани.
1
1
1
1
1
1
1
Многообразие
Строение.
Водоросли.
водорослей.
Значение.
Споровые растения: мхи,
плауны, хвощи, папоротники.
Особенности. Значение.
Голосеменные
и
Покрытосеменные растения.
Особенности строения и
жизнедеятельности.
Основные
экологические
факторы и их влияние на
растения.
Основные
экологические
группы
Взаимосвязь
растений.
растений
другими
организмами. П/р 32.
Простейшие. Многообразие. 1
с
1
1
1
2
1
1
1
1
4
1 45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
Губки.
Тип
Тип
Колониальные организмы.
Тип
Кишечнополостные.
Тип Плоские черви.
Тип Круглые черви.
Тип Кольчатые черви.
Сравнение червей.
Тип Моллюски.
Иглокожие.
Тип Членистоногие.
Класс Ракообразные. Класс
Паукообразные.
Многообразие.
Класс Насекомые
Отряды Насекомых. Образ
жизни и хозяйственное
значение.
Тип Хордовые.
Ланцетники.
Надкласс Рыбы.
Класс Земноводные.
Класс
Сравнение.
Класс Птицы. Особенности.
Многообразие.
Класс
Млекопитающие.
Особенности. Многообразие.
Практическая работа 33.
Изучение
животных
занесённых в Красную книгу
анализ причин приведших к
сокращению численности.
Пресмыкающиеся.
Класс
Органы и системы органов
животных.
Процессы
жизнедеятельности.
Особенности.
Эволюция животного мира.
Воздействие человека и его
деятельности на животных.
Промыслы. Одомашнивание.
Разведение,
основы
содержания и селекции
сельскохозяйственных
животных. 57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
в
процессов
Место и роль человека в
системе органического мира.
Строение
и процессы
жизнедеятельности
организма человека.
Нейрогуморальная
регуляция
жизнедеятельности
организма. Нервная система.
Эндокринная система.
Железы. Гормоны.
Питание. Исследования И.П.
Павлова
области
пищеварения. Обмен веществ
и превращения энергии.
Дыхание. Система органов
дыхания и ее роль в обмене
веществ.
Внутренняя среда организма:
кровь,
тканевая
жидкость.
Транспорт
Кровеносная
Лимфатическая система.
Выделение.
Покровы тела.
Органы чувств, их роль в
человека.
жизни
Нарушения
Анализаторы.
зрения и слуха,
их
профилактика.
Высшая
нервная
деятельность. Исследования
И.М.Сеченова, И.П.Павлова,
А.А.Ухтомского,
П.К.Анохина. Безусловные и
условные рефлексы,
их
биологическое значение.
веществ.
система.
лимфа,
Особенности
психики
человека. Память, эмоции,
речь, мышление, восприятие.
Практическая работа 34.
Создание проекта «Человек
будущего». Защита проектов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3 69
70
71
72
73
74
2
2
2
2
2
2
Итого
Обобщение
Обобщение
Резервное время
Резервное время
Резервное время
Резервное время
160
2
2
2
2
2
2
81
79
Методическое обеспечение образовательной программы
На занятиях используются (образец):
обучающие электронные программы по биологии ;
дополнительные интернет ресурсы
Для реализации программы необходимы:
кабинет, оборудованный столами и стульями;
гербарный материал;
таблицы;
схемы;
гипсовые фигуры,
чучела животных;
проекционная аппаратура.
План
воспитате
льной
работы
1
2
3
4
5
6
7
План воспитательной работы
Название мероприятия
Сроки, дата
Место проведения
Инструктаж по охране труда, технике
безопасности. Ознакомление с правилами
поведения для учащихся
Беседа «Безопасный интернет»
Беседа «Правила поведения в общественных
местах»
Посещение выставки «Зоология
беспозвоночных»
Инструктаж по охране труда, технике
безопасности
Беседа «Пропаганда здорового образа жизни
и профилактика вредных привычек»
Беседа «Правила поведения на улицах и
дорогах города»
Музей КФУ 8
Экскурсия к парк КФУ
Ботанический сад КФУ
Участие в мероприятиях (конкурсы, соревнования,
выставки и пр.)
Дата
/сроки
Название мероприятия Организаторы
Место
проведения
Количество
участников
Объединение
Образовательное
Районный уровень
Городской /
Всероссийский уровень
Международный
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Формы
взаимодействия
Родительские
собрания
Совместные
мероприятия
Взаимодействие с родителями
Тема
Дата,
сроки
«Организация учебновоспитательного
процесса. Знакомство с локальными
актами образовательного учреждения:
правилами для обучающихся, уставом,
положением об аттестации»
Организация оздоровительной кампании,
Пропаганда здорового образа жизни и
профилактика вредных привычек
«Итоги учебного года»
Подготовка выставки работ учащихся,
мастеркласс
оформлению
выставочных экспонатов.
Экскурсия в зоологический музей КФУ
по 5. Анкетирование
родителей
Индивидуальные и
групповые
консультации
Педагогический
всеобуч
6.
7.
«Отношения ребенка к занятиям в
секции»
«Развитие творческих способностей
ребенка »
«Психологопедагогические особенности
восприятия окружающего учащимися
среднего звена»
Список литературы
1.
Биология. Пособие для поступающих в вузы / А.Г. Мустафин,
Ф.К. Лагнуев, Н.Г. Быстренина и др., под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая
школа, 2008. – 492 с.
2.
Биология. Справочник студента / А.А. Каменский, А.И. Ким, Л.Л.
Великанов, О.Д. Лопина, С.А. Баландин, М.А. Валовая, Г.А. Беляков. – М.:
Физиологическое общество «СЛОВО» ОО Издво АСТ», 2006. – 640 с.
3.
Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З. Брема,
И. Мейнке. – М.: Дрофа, 2009. – 400 с.
4.
Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. Биология с
основами экологии. Учебник для вузов / Д.В. Вахненко, Т.С. Гарнизоненко,
С.И. Колесников. – РостовнаДону: Феникс, 2009. – 448 с.
5.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д.
Тейлор, под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2007. – Т. 1. – 368 с.
6.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д.
Тейлор, под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2009. – Т. 2. – 325 с.
7.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д.
Тейлор, под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2006. – Т. 3. – 325 с.
8.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию / П. Кемп, К. Армс. – М.:
Мир, 2008. – 671 с.
9.
Лысов П.К., Акифьев А.П., Добротина Н.А. Биология с основами
экологии: Учебник/ П.К.Лысов, А.П.Акифьев, Н.А.Добротина М.: Высшая
школа., 2007. 655 с.
10. Пехов А.П. Биология с основами экологии. Учебное пособие для
вузов с грифом МО / А.П. Пехов. – СПб.: Издво «Лань», 2007. – 672 с.
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Программа дополнительного образования "Биология. Интеллектуальный клуб"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.