Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Оценка 5
Образовательные программы
doc
экология +1
10 кл—11 кл +1
22.01.2018
На изучение важнейших экологических вопросов в старшем звене( 10-11 кл.) учебного времени выделено крайне мало, поэтому, чтобы заложить фундамент достоверных знаний по экологии , отработать практические умения и навыки, направленные на охрану родной природы в нашей школе был открыт кружок дополнительного образования «Экология и мы». В основу программы кружка входит изучение природных сообществ России , растительного и животного мира Тамбовской области , воздействие человека на природу.
Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, и способствует:
- стимулированию познавательных процессов;
- развитию коммуникативных навыков;
- созданию социокультурной среды общения;
- развитию творческих способностей личности;
- поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;
- творческому использованию жизненного опыта детей;
- самоопределению ребёнка в рамках ведущей деятельности.Программа дополнительного образования для учащихся 10 класса по экологии.
Экология и мы.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа»
города Котовска Тамбовской области
Дополнительная
образовательная программа
« Экология и мы »
экологопедагогической направленности
срок реализации 2 года
возраст обучающихся 1617лет
форма организации образовательной деятельности – кружок
Составитель: Алпацкая Нелли
Алексеевна,
учитель биологии. Котовск 2017
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1. Учреждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение « Средняя общеобразовательная школа»
г.Котовска Тамбовской области
2. Полное название
программы
3. Сведения о составителе:
«Экология и мы»
3.1. Ф.И.О., должность
Алпацкая Н.А., учитель биологии
4. Сведения о программе:
4.1. Область применения
дополнительное образование
4.2. Направленность
экологопедагогическая
4.3. Тип программы
модифицированная
4.4. Вид программы
образовательная
4.5. Возраст обучающихся по
1617 лет
программе
4.6. Продолжительность
2 года
обучения
5. Заключение
методического совета
Протокол заседания № 1 от 29.08.2017 г. Пояснительная записка
Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков,
необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является
неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки
специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания
экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших
принципов государственной экологической политики России. Изучение экологии
школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них:
отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного
отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями
об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную,
дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в
динамическом равновесии,
учатся рассматривать биосферу Земли как
экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка
непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его
чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки – эти
вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное
время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на
чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он
переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.
В процессе становления современной концепции экологического образования
экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации
взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование
ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как
результат экологического образования, сколько как экологического воспитания.
Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного
процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать
познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования
в том, что оно представляет собой не только психологопедагогическую систему, но
и социально педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор,
но и как фактор социальный. Актуальность данной программы заключается в том, что ребёнок
вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу,
между детьми, педагогами , через психологический климат в коллективе.
Данная программа предусматривает развитие экскурсионной и
исследовательской деятельности в пределах экологической тропы города
Котовска , включающей четыре парковых экосистемы .В рамках программы
учащиеся могут моделировать различные экосистемы и экспериментировать в
виртуальной лаборатории биологического конструктора. Всё это должно
способствовать активной деятельности в защиту природы родного края.
Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она
способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на
воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с
природой , что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа
способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что
предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание,
самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические
исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно
используется на конференциях, конкурсах.
Контроль знаний, умений и навыков осуществляется путём индивидуального
(письменного, устного), фронтального опроса, тестового контроля, проведение
практических работ, деловых игр , творческих работ, исследовательских работ,
составление схем, графических изображений , защита проектов, которая
является итогом изучения всего курса « Экология и мы».
Цель программы:
На основе удовлетворения естественного интереса к окружающему нас миру
создать условия к формированию экологической культуры школьника о городских
экосистемах, основной чертой которой является ответственное отношение к
природе родного края.
Задачи программы:
Обучающие:
формировать социальноценные мотивы личностного отношения к природе;
формировать нравственноэкологические знания, соответствующие
интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в
природной среде;
дать учащимся системные знания об окружающем его мире в соответствии с
его возрастом и способностями;
привлекать обучающихся к контролю и оценке социальнозначимых
результатов природоохранной деятельности;
привлекать учащихся к исследованию и охране природы родного
края;
Развивающие: развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным
экологическим проблемам;
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться
красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у старшеклассников навыков психологической
разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого подростка с учётом
его индивидуальности, научить общению в коллективе и с
коллективом.
Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас
миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного
отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания
общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с
природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Программа « Экология и мы» ориентирована на учащихся 1617 лет (1011
класс), на 2 часа в неделю (70 часов в год). Потому что именно в этом возрасте
проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в
самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас
мира. Учебнотематический план
№
п/п Название разделов и тем программы
I. Введение (1час)
1.
Экология наука 21 века.
Экологические законы Б. Коммонера.
II. Общая характеристика экосистем (6 ч.)
2. Состав экосистемы. Типы экосистем.
3. Пищевые цепи и сети в экосистеме.
П/Р№1 «Составление пищевых цепей в
виртуальной лаборатории
экологического конструктора».
Биологическая продуктивность
экосистемы. Экологические пирамиды.
Факторы, ограничивающие
биологическую продуктивность.
Понятие экологического равновесия в
экосистеме.
4.
5.
6. Причины, нарушающие стабильность
популяций в экосистеме.
П/Р №2«Определение нарушения в
сообществе виртуальной лаборатории
экологического конструктора».
Количество часов
Всего
Теория
Практика и
экскурсии
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 7.
Экологические ниши в экосистемах.
Биологическое разнообразие и
биологическая индикация.
1
1
III. Естественные экосистемы Тамбовской области и их использование (9 ч.)
8. Лесные экосистемы Тамбовской
области. Дубрава. Виртуальная
экскурсия.
1
1
9. Цнинский лесной массив Тамбовской
области. Виртуальная экскурсия.
10. Основные нарушения принципов
рационального использования лесных
экосистем.
11. Степные экосистемы Тамбовской
области.
12. Луговые экосистемы.
13. Особенности пресноводных экосистем.
Реки Тамбовской области.
14. Особенности пресноводных экосистем.
Озёра Тамбовской области.
15. Рациональное использование
пресноводных экосистем.
16. Охраняемые территории Тамбовской
области.
IV. Городские экосистемы(17 ч.)
17. Общая характеристика городских
18.
экосистем.
Растения в городе.
П/Р№3 «Определение площади и
видового состава зеленых насаждений в
северном микрорайоне города
Котовска»
19. Животные в городе.
П/Р№4 «Определение видового
состава животных, обитающих в
северном микрорайоне города
Котовска»
Загрязнение окружающей среды.
П/Р №5«Определение шумового
загрязнения северного микрорайона
города Котовска»
20.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2 П/Р№6«Определение загрязнения
северного микрорайона города
Котовска твердыми бытовыми
отходами»
21. Способы уменьшения вреда от
химических загрязнений
22. Очистные сооружения. Изучение
документации об очистных
сооружениях г.Котовска.
23. Экология автомобильного транспорта.
П/Р№7 «Исследование комплексного
влияния транспортных магистралей на
фауну близлежащих территорий»
24. Оценка экологического состояния
микрорайона школы силами учащихся
1
3
2
3
1
1
1
1
V. Комплексная оценка водной экосистемы реки Цны на территории
городского парка Котовска. (12 ч.)
25.
2
1
Морфометрические особенности
участка реки.
26. П/Р№ 8 «Исследование экологической
структуры водного биоценоза и
морфофизиологических особенностей
гидробионтов в связи с условиями их
обитания».
27. П/Р №9«Биоиндикация экологического
состояния водоёмов с помощью
пресноводных моллюсков».
28.
29.
П/Р№10 «Исследование физических и
химических свойств воды».
П/Р№11 «Исследование состояния
водной и береговой растительности»
30. Обработка полученных данных и
результатов. Подготовка учащимися
публикаций, презентаций по
результатам исследований.
2
1
2
2
3
VI. Парковые экосистемы учебной экологической тропы г. Котовска (20 ч.)
31. Экскурсияисследование.
2
2
1
2
1
2
1
2
2
3
2 1
1
П/р №12«Определение степени
деградации древесного фитоценоза
четырёх парковых зон экологической
тропы.»
32. Мониторинг видового разнообразия и
жизненных форм растений в парковых
зонах города.
33. Экскурсияисследование .
П/Р №13«Выявление различий между
экобиоформами растений в пределах
нескольких популяций одного вида»
34. Мониторинг видового разнообразия
животного мира в парковых зонах
города.
35.
36.
Изучение численности птиц
методом маршрутного учета.
Изучение первоцветов на
экологической тропе
37. Изучение фенологии цветения
растений.
38. Картографирование древесных форм
растений.
39. П/Р №14 «Сравнительный анализ почв
парковых зон экотропы на наличие
тяжёлых металлов.»
40. Экскурсияисследование.
П/Р №15«Биоиндикации загрязнения
воздуха по комплексу признаков сосны
обыкновенной».
41. Экскурсияисследование.
П/Р №16« Определение индикации
чистоты воздуха с помощью эпифитных
мхов».
42. Экскурсияисследование.
П/Р №17« Выявление содержания
токсичных веществ в воздухе»
3
2
2
1
1
1
2
2
2
1
1
VII. Проектно исследовательская деятельность(5 часов)
43. Проектно исследовательская
5
деятельность
2
1
2
1
1
1
2
2
2
1
1
5 Итого:
70
27
43
Содержание
Введение( 1 ч.).
Что изучает экология. Роль экологии в жизни современного общества.
Основные объекты экологического изучения и их взаимосвязь. Разделы
экологии. Связь экологии с другими науками.
История развития экологии как науки. Законы экологии Барри Коммонера.
Общая характеристика экосистем (6 ч.)
Сообщество, его основные свойства и показатели. Сходство и различия между
понятиями «экосистема», «биогеоценоз», «биосфера». Структура сообщества,
ее основные показатели. Видовая структура. Видовое разнообразие как признак
экологического разнообразия. Морфологическая структура. Соотношение
между числом видов и жизненных форм организмов в сообществе.
пространственное обособление организмов и его значение: ярусы,
микрогруппировки.
Трофическая структура и ее показатели. Пищевая сеть, пищевая цепь,
трофические уровни. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Консументы и
редуценты.
Потоки энергии и круговорот веществ в экосистеме. Основной источник
энергии и особенности ее передачи по пищевым цепям; правило «десяти
процентов». Пирамиды численности и биомассы.
Пастбищные и детритные пищевые цепи, сходство и различия между ними.
Мертвое органическое вещество. Значение детритных пищевых цепей.
Круговорот веществ в экосистеме. Макро и микротрофные вещества.
Главный фактор сохранения круговорота биогенных элементов.
Биохимические циклы углерода и фосфора.
Продуктивность сообщества. Скорость продуцирования биомассы
организмами (продукция), ее источники. Общая и чистая продукция.
Изменения продукции на разных трофических уровнях. Распределение
биомассы и первичной продукции на суше ив Мировом океане. Факторы,
определяющие первичную продукцию в различных районах.
Экологическая сукцессия. Развитие сообществ во времени, их природа.
Внутренние факторы развития. Дыхание сообщества. Равновесие между
продукцией и дыханием. Типы равновесия. направление изменений,
происходящих в ходе экологической сукцессии. Автотрофная и гетеротрофная
сукцессии. Первичная и вторичная сукцессии, их примеры; сериальные стадии.
Окончательное равновесие. П/Р№1 «Составление пищевых цепей в виртуальной лаборатории
экологического конструктора».
П/Р №2«Определение нарушения равновесия в сообществе виртуальной
лаборатории экологического конструктора».
Естественные экосистемы Тамбовской области и их использование (9 ч.)
Разнообразие и значение лесных экосистем Тамбовской области. Видовое
разнообразие дубравы. Виртуальная экскурсия.
Цнинский лесной массив Тамбовской области. Виртуальная экскурсия.
Основные нарушения принципов рационального использования лесных
экосистем. Превышение расчётной лесосеки. Лесные пожары. Уменьшение
водоохраной роли лесов. Истощение ресурсов побочного лесопользования.
Захламление лесов. Влияние отдыха и туризма.
Степные экосистемы Тамбовской области. Обеднение видового состава лесов и
степей при использовании химических препаратов.
Луговые экосистемы . Поверхностное улучшение травостоя.
Особенности пресноводных экосистем. Нектон, планктон и придонный детрит
сапропель. Реки и озера Тамбовской области, их экологогеографическая
характеристика. Котовское мореводохранилище.
Рациональное использование пресноводных экосистем.
Охраняемые территории Тамбовской области. Воронинский заповедник.
Флора Тамбовщины представители различных экологофитоценотических
групп. Распределение площади земель, покрытых лесной растительностью, по
основным лесообразующим породам. Лесозащитные мероприятия в
экосистемах Тамбовской области.
Городские экосистемы(17 ч.)
Общая характеристика городских экосистем. Нарушение экологического
равновесия в городских экосистемах.
Растения в городе. Польза рудеральных растений. Животные в городе.
Загрязнение окружающей среды. Химическое загрязнение атмосферы ,
водоёмов и почв. Шумовое загрязнение . Радиационное электромагнитное
загрязнение.
Способы уменьшения вреда от химических загрязнений. Новые технологии
переработки мусора,
Очистные сооружения. Механическая очистка. Химическая очистка.
Биологическая очистка.
Экология автомобильного транспорта. Рациональная организация движения
транспорта.
Оценка экологического состояния микрорайона школы силами учащихся П/Р№3 «Определение площади и видового состава зеленых насаждений в
северном микрорайоне города Котовска».
П/Р№4 «Определение видового состава животных, обитающих в северном
микрорайоне города Котовска».
П/Р №5«Определение шумового загрязнения северного микрорайона города
Котовска».
П/Р№6«Определение загрязнения северного микрорайона города Котовска
твердыми бытовыми отходами».
П/Р№7 «Исследование комплексного влияния транспортных магистралей на
фауну близлежащих территорий»
Комплексная оценка водной экосистемы реки Цны на территории
городского парка Котовска. (12 ч.)
Физико географическая характеристика участка реки Цны.
Морфометрические особенности реки. Физические и химические показатели
качества воды. Растительный и животный мир реки. Самоочищающая
способность водоёма. Растения и животные –биоиндикаторы.
П/Р№ 8 «Исследование экологической структуры водного биоценоза и
морфофизиологических особенностей гидробионтов в связи с условиями их
обитания».
П/Р №9«Биоиндикация экологического состояния водоёмов с помощью
пресноводных моллюсков».
П/Р№10 «Исследование физических и химических свойств воды».
П/Р№11 «Исследование состояния водной и береговой растительности»
Парковые экосистемы учебной экологической тропы г. Котовска (20 ч.)
Комплексное экологическое исследование парковых зон города.
П/р №12«Определение степени деградации древесного фитоценоза четырёх
парковых зон экологической тропы.» Мониторинг видового разнообразия и
жизненных форм растений в парковых зонах города.
П/Р №13«Выявление различий между экобиоформами растений в пределах
нескольких популяций одного вида». Мониторинг видового разнообразия
животного мира в парковых зонах города. Изучение численности птиц методом
маршрутного учета. Изучение первоцветов на экологической тропе.
Изучение фенологии цветения растений. Картографирование древесных форм
растений. П/Р №14 «Сравнительный анализ почв парковых зон экотропы на
наличие тяжёлых металлов.» Экскурсияисследование.
П/Р №15« Биоиндикации загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны
обыкновенной». Экскурсияисследование.
П/Р №16« Определение индикации чистоты воздуха с помощью эпифитных
мхов». Экскурсияисследование. П/Р №17« Выявление содержания токсичных веществ в воздухе».
Проектно исследовательская деятельность(5 часов)
Примерные темы для проектной деятельности:
1.Автомобили, автомобили буквально всё заполонили.
2. Бездомные собаки как одна из проблем городской среды.
3.Проблемы луговой экосистемы в пределах города Котовска.
4. Котовск самый зелёный город Тамбовской области: так ли это?
5.Уникальные фильтры нашего города.
Правила и принципы проектной деятельности:
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и
от того, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не
должно быть “спящих партнеров”.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды,
выполняющей проектное задание.
Требования к проекту:
Разрабатываемый проект должен состоять из интерактивных слайдов.
При подготовке проекта предполагается использование современных
пакетов программ типа PowerPoint, и др. При разработке могут быть
использованы основные функции презентационного пакета:
структурирование документа (заголовки, абзацы, символы и т.д.);
наличие таблиц, диаграмм;
использование звуковой информации;
использование данных и графиков из Microsoft Excel;
использование шаблонов и стилей оформления;
рисование графических объектов (линии, стрелки, дуги и т.д.);
создание интерактивных слайдов (возможность управлением, переход к
любому слайду, просмотр видеоклипа, прослушивание звукозаписи или
запуск другого приложения);
все слайды должны быть читаемы.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной
программы .Инструкция для выполнения практических работ
по программе дополнительного образования « Экология и мы».
Практическая работа №1,№2 Равновесие в экосистемах
Лабораторная установка «Равновесие в экосистемах» посвящена основам
экологии. Она позволяет моделировать процессы обмена веществом и энергией,
происходящие в природных экосистемах. Для роста и поддержания
жизнедеятельности всем живым организмам требуются органические вещества.
При распаде химических связей в сложных органических веществах
высвобождается много энергии, которую организм тратит на дыхание, регуляцию
температуры тела, движение и т.п. Кроме того, эти органические вещества могут
использоваться для роста, размножения, синтеза запасных веществ. Таким образом,
организмы должны уметь добывать или синтезировать органические вещества.
Существует три категории живых организмов – продуценты, редуценты,
консументы – которые получают органические вещества разными способами.
Продуценты, редуценты и консументы – это звенья пищевых цепей. Между ними
осуществляется круговорот веществ в экосистеме: продуценты синтезируют
органические вещества из неорганических, консументы передают их с уровня на
уровень, а редуценты переводят органические вещества в неорганические, замыкая
цикл. Связи между видами, относящимися к соседним звеньям пищевых цепей,
называются вертикальными, а между видами одного звена – горизонтальными.
Пример вертикальных связей – взаимодействия между хищными животными и их
жертвами (например, львами и газелями Томпсона). Пример горизонтальных связей
– конкуренция между видами за один пищевой ресурс, количество которого
ограничено (например, конкуренция между львами и леопардами) .Сообщества
могут сильно отличаться по видовому богатству – количеству входящих в них
видов. Так, тропические леса по количеству населяющих их видов на порядки отличаются от лесов умеренных широт. Целый ряд факторов определяет видовое
богатство и структуру сообщества, и среди этих факторов – доступная энергия,
конкуренция, хищничество, абиотические нарушения и др. Виртуальная
лаборатория позволяет создавать экосистемы, моделировать трофические связи,
наблюдающиеся в природных экосистемах, и изучать факторы, определяющие
структуру и биоразнообразие сообществ. Пользователь может:
Создавать поле – участок территории, на котором обитает сообщество видов.
Создавать разные типы ландшафта на поле. Ландшафты имитируют влажные
и засушливые местообитания. Если в среде происходят катастрофические
нарушения (например, пожары), ландшафты могут изменять интенсивность
нарушений.
Создавать виды растений (продуцентов), травоядных (консументов 1го
порядка), хищных (консументов 2го и 3го порядков), наделяя их нужными
свойствами.
Регулировать деятельность редуцентов, определяя процент разложения
мертвых особей за 1 такт времени («день»). При этом мертвые организмы с
течением времени постепенно теряют органические вещества.
Задавать распределение, количество и скорость возобновления ресурсов
(воды, травянистых растений) на территории.
Задавать силу воздействия и периодичность катастрофических нарушений,
убивающих часть популяций видов экосистемы. Отслеживать колебания
численности видов.
Практическая работа № 3, 4
Цель: выявить общую площадь зелёных насаждений , видовой состав
растительного и животного мира в северном микрорайоне города Котовска.
Оборудование: учетные карточки для оценки общего состояния древостоя и
травостоя на объектах города . В учетной карточке ПП (форма 2) указываются следующие параметры и
показатели кустарников:
вид растений,
категория состояния: 1 без признаков ослабления (хорошего состояния), 2
удовлетворительного состояния, 3 неудовлетворительного состояния.
Отнесение кустарников к той или иной категории состояния проводится по
комплексу признаков: цвету листьев и густоте кроны, наличию и доле сухих
ветвей, поврежденности вредителями, болезнями и др.;
к кустарникам 1 категории (хорошего состояния) относятся растения
нормального развития, внешне здоровые, густо облиственные, с характерной
для данного вида окраской и размерами листьев, без признаков заболеваний и
повреждений вредителями или с единичными следами повреждений, без
механических повреждений стволиков, без слома или усыхания ветвей;
к кустарникам 2 категории (удовлетворительного состояния) относятся
растения с признаками замедленного роста, с наличием усыхающих ветвей, с
изреженной или измененной формой кроны, с наличием слабого (до 20%) или
среднего (менее 50%) повреждения листьев и побегов вредителями и
болезнями;
к кустарникам 3 категории (неудовлетворительного состояния) относятся
переросшие или заметно ослабленные растения, с измельченной листвой или
изреженной кроной, со значительной степенью усыхания ветвей более 50%,
могут быть признаки поражения листвы, ветвей и стволиков вредителями и
болезнями.
Общая оценка состояния кустарниковой растительности определяется путем
определения среднего арифметического средний балл состояния кустарников
на ПП (Бск). Это дает возможность охарактеризовать состояние кустарников
на ПП одним числом, которое будет использовано при расчете коэффициента
комплексной экологической оценки объекта ЗНОП.
Оценка качества (соответствия предъявляемым требованиям) газонов
проводится в целом для всех газонов на объекте ЗНОП и оценивается по трем
категориям:
1 хорошее состояние газона: поверхность хорошо спланирована, травостой
густой, интенсивно зеленый, однородный по составу злаков, нежелательная
растительность отсутствует, в связи с регулярной стрижкой растения
равномерны по высоте, тропиночная сеть не выражена;
2 удовлетворительное состояние газона: поверхность газона с заметными
неровностями,
но с примесью нежелательной
растительности, неровный по высоте изза нерегулярной стрижки, доля троп и
проплешин не превышает 20%;
3 неудовлетворительное состояние газона: травостой местами нарушен,
изреженный, с преобладанием в окраске пожелтевших растений, растения
травостой зеленый, неоднородны по высоте изза нерегулярной стрижки, в их составе имеется
значительная примесь нежелательной растительности, доля троп и проплешин
превышает 20%, часто живой напочвенный покров сохраняется лишь
фрагментарно.
Для расчета коэффициента комплексной экологической оценки объекта
северного микрорайона используется балл состояния газонов на ПП .
11. Оценка качества (соответствия предъявляемым требованиям) цветников
проводится в целом для всех цветников на объекте и оценивается по трем
категориям:
1 хорошее состояние цветника поверхность цветника тщательно
спланирована, растения хорошо развиты и декоративны, сорняков и отпада нет,
почва рыхлая и влажная;
2 удовлетворительное состояние цветника поверхность цветника с
заметными неровностями, растения нормально развиты, но имеется
незначительный отпад или сорняки, занимающие не более 10% площади
цветника или количества декоративных растений, почва слежавшаяся и сухая;
3 неудовлетворительное состояние цветника поверхность площади
размещения цветника спланирована грубо, растения слабо развиты, мало
декоративны или их значительная часть (более 10%) усохла или усыхает,
сорняки могут занимать более 10% площади цветника, почва плотная и сухая.
Для расчета коэффициента комплексной экологической оценки объекта
используется балл состояния цветников на ПП (Бсц).
12. Для интегральной оценки состояния всей растительности используется
коэффициент комплексной экологической оценки (ККЭО). Он складывается из
баллов оценки состояния элементов растительности: древесных насаждений,
кустарниковой растительности, газонов и цветников с поправкой на их
значимость ("вес" в общем балансе растительности на объектах) и занимаемую
ими на объектах площадь.
Значимость элементов растительности можно определять по их биологической
продуктивности. Она определяет такие свойства растений, как производство
кислорода, депонирование углерода, фильтрация загрязнений атмосферы и
формирование среды. Биологическая продуктивность растений прямо
пропорциональна их массе, наибольшей у древесных растений.
Поэтому значения поправочных коэффициентов (ПК) при расчете
средневзвешенного балла экологической оценки ЗНОП (ККЭО) условно
принимаются для каждого из элементов растительности следующими:
древостоя 1,0;
кустарников 0,4;
газонов 0,2;
цветников 0,1. ККЭО рассчитывается как сумма произведений баллов состояния (Бс) на
поправочные коэффициенты, разделенная на сумму значений поправочных
коэффициентов (ПК) всех элементов растительности по формуле:
ККЭО = (Бсд x 1 + Бск x 0,4 + Бсг x 0,2 + Бсц x 0,1) / SUM ПКд,к,г,ц.
Учитывая разное функциональное назначение и ландшафтнопланировочное
решение объектов ЗНОП, все градостроительные категории насаждений
следует разделить на две группы:
1 объекты, всю или основную площадь которых занимает древесная и
кустарниковая растительность;
2 объекты, все элементы растительности которых либо занимают примерно
равные площади, либо площадь газонов и цветников заметно преобладает над
площадью, занятой древесной и кустарниковой растительностью.
В первом случае при расчете общей экологической оценки объектов ККЭО
можно ограничиваться только Бсд и Бск с учетом значений ПКд и ПКк и
соотношения занимаемой каждым из этих элементов растительности площади.
Во втором случае следует учитывать балл состояния всех элементов
растительности, включая балл состояния газонов и цветников и занимаемую
ими площадь на объектах.
Поскольку сумма значений SUM ПКд,к,г,ц при наличии на объектах всех
элементов растительности постоянна, ее можно определить заранее:
SUM ПКд,к,г,ц = 1,0 + 0,4 + 0,2 + 0,1 = 1,7.
Например, на произвольно взятом объекте ЗНОП состояние древостоя оценено
как удовлетворительное (Бсд = 2), состояние кустарников как хорошее (Бск =
1), состояние газонов как неудовлетворительное (Бсг = 3) и состояние
цветников как хорошее (Бсц = 1).
Тогда при равной доле площадей, занимаемых каждым элементом
растительности, интегральная оценка экологического состояния всей
растительности на объекте (ККЭО) будет равна:
ККЭО = (2 x 1 + 1 x 0,4 + 3 x 0,2 + 1 x 0,1) / 1,7 = 1,82.
С помощью значений ККЭО для отдельных объектов или для отдельных
районов города за один год или по годам можно будет провести их
сравнительный анализ и получить данные о тенденциях их изменений.
В целях мониторинга динамики состояния насаждений и выявления
происшедших изменений интегральную оценку экологического состояния
объектов целесообразно проводить периодически 1 раз в 35 лет.
¦ П/Р№7 «Исследование комплексного влияния транспортных магистралей
на фауну близлежащих территорий»
Цель: сформировать умения исследовать влияние автомобильных дорог на
фауну; выявить животных, более устойчивых к антропогенному воздействию.
Оборудование: сачок, ватные матрасики, морилки, эфир или хлороформ (100
мл), формалин (300 мл), часы, полиэтиленовые пакеты, полевой дневник, ручка
или карандаш, определители позвоночных и беспозвоночных животных; для
лабораторных исследований: бинокуляр, линейки, пинцеты, препаровалъные
иглы.
Методические рекомендации
Подавляющая часть автомобильных дорог с интенсивным движением
транспорта проходит по участкам, которые являются биотопами для
различных, в том числе редких или охраняемых видов животных и растений.
Дороги оказывают отрицательное опосредованное воздействие на близлежащие
биоценозы. От столкновения с автомашинами на дорогах погибают
позвоночные и беспозвоночные животные. Исследование целесообразно
проводить на шоссейных дорогах за пределами города.
Ход работы
Задание 1. Полевые исследования.
1. Выберите участок дороги с интенсивным двусторонним движением
транспорта. Желательно, чтобы учетная трансекта включала разнообразные
биоценозы (дубравы, боры, луга, антропогенные ландшафты). Протяженность
трансекты может составлять 3 км. В полевом дневнике записшите исходные
данные, подсчитайте количество автомобилей, проходящих по данному
участку за 10 минут. Определите среднюю скорость движения транспорта
2. Медленно продвигаясь по обочине дороги, соберите всех сбитых
автомобилями беспозвоночных животных или их части. Видовые названия
позвоночных животных, отмеченных на автодороге, занесите в полевой дневник
с указанием частоты встречаемости каждого вида на трассе. При затруднении
видового определения животных помещают в полиэтиленовые пакеты,
смачивая формалином, или в сосуды с формалином
и затем переносят в лабораторию для дальнейшего исследования.
4. Проведите наблюдения для выявления комплекса видов позвоночных и
беспозвоночных животных, связанных с автотрассой трофическими
отношениями. Составьте трансформированные цепи и сети питания, укажите количество видов, питающихся сбитыми на дороге животными.
5. Проведите наблюдения для выявления особенностей поведения
придорожных видов животных.
6. Проведите учет беспозвоночных животных в каждом из прилегающих к
дороге биоценозов (по обе стороны от дороги). Учетное кошение сачком
проводить на удалении 200—250 м, 100—150 м от дороги
и вплотную к обочине. Собранный материал заморите с помощью эфира или
хлороформа, разместите на отдельных ватных матрасиках, снабдив
соответствующей этикеткой.
Задание 2. Лабораторные исследования.
1. Разберите насекомых по видовой принадлежности, используя определители
животных, бинокуляр , чашки Петри, пинцеты и препаровальные иглы.
2. Определите вид животных, найденных в лесной подстилке, используя
определители почвенных животных и определители беспозвоночных животных.
Лесную подстилку разбирите мелкими порциями в чашках Петри или на листах
белой бумаги, используя бинокуляр, пинцеты и препаровольные иглы.
Найденных животных или определяют живыми и затем вместе с подстилкой
увозят обратно в лес, или фиксируют в спирте или 4%м формалине.
Животных каждой учетной площадки помещают
в отдельный флакон, который снабжают этикеткой.
3. Определите виды сбитых беспозвоночных животных, используя
определители.
4. Сравните фауну близлежащих к дороге территорий и видовой состав
животных, сбитых на дороге.
5. Сделайте выводы об изменении качественного и количественного состава
животных наземновоздушной фауны и обитателей лесной подстилки.
6. Сделайте выводы о трансформации цепей питания животных в придорожной
зоне и об особенностях пищевого поведения некоторых представителей
исследуемой фауны.
7. Сделайте общий вывод в полевом дневнике об элиминирующей роли
автодорог в природных экосистемах. Осветите следующие вопросы:
1) Основные типы влияния автомагистралей на окружающую среду.
2) Случайна ли гибель животных на автотрассах.
3) Как уменьшить или предотвратить гибель животных на дорогах.
Практическая работа№8 «Исследование экологической структуры
водного биоценоза и морфофизиологических особенностей гидробионтов в
связи с условиями их обитания.» Цель работы: познакомиться с видовым составом водной фауны: выявить
черты приспособленности животных к водному образу жизни и особенности
строения разных экологических групп.
Рекомендуемые места проведения работы: медленно текущие и стоячие
водоемы с обильной водной растительностью в солнечную погоду.
Материалы и оборудование: А) для полевых исследований:
гидробиологический сачок, планктонная сетка, лодка и дночерпатель (если
таковые отсутствуют, возможно, собирать донных животных
гидробиологическим сачком), пинцеты, большие фотографические кюветы (23
шт.), 23литровые банки с марлевыми крышками (45 шт.), веревка (10 м),
ведро, полевые определители водных животных. Б) для камеральных
исследований: микроскоп, предметные и покровные стекла, препоравальные
иглы, пинцеты.
Гидробионтов – обитателей водной среды – принято подразделять как
минимум на три экологические группы: планктонные организмы –
одноклеточные и многоклеточные животные и растения мелких размеров
(водоросли, простейшие, некоторые мелкие черви, личинки некоторых
гидробионтов и др.), свободно плавающие в толще воды и не способные к
активному передвижению (совершают лишь вертикальные миграции и не
могут противостоять даже слабым течениям, волнам и т.д.); нектонные
организмы – обитатели толщи воды, способные к активному
передвижению (рыбы, водные млекопитающие, некоторые беспозвоночные);
бентосные организмы – обитатели дна (личинки амфибиотических
насекомых, ракообразные, некоторые позвоночные животные). Все эти
экологические группы имеют характерные черты приспособленности к
своей среде обитания.
Ход работы
Полевые исследования:
Выбрать участок водоема, записать исходные данные в дневнике.
Используя гидробиологический сачок, плавно проводя им под водой вблизи
водной растительности, собрать водных нектонных животных. Улов выложить
в фотокювету и рассмотреть, помещая некоторых животных в банку с водой.
Используя тот же сачок или лодку и дночерпатель, добыть животных –
обитателей дна (бентос). Дночерпатель опускают на тросе (веревке) с лодки,
измеряя при этом глубину. Если используют сачок, то им водят по поверхности
дна, собирая вместе с илом бентосных организмов. Улов помешают в
фотокювету и тщательно разбирают. Некоторых животных помещают в банку с
водой.
Процедив через планктонную сетку 10 ведер воды, собрать планктон, который
поместить с частью воды в отдельную банку.
Рассматривая внешнее строение каждой экологической группы, выявить черты
приспособленности к среде их обитания.
Зарисовать в рабочих тетрадях представителей каждой экологической группы. Провести наблюдения за передвижением, дыханием и питанием гидробионтов.
Результаты наблюдений занести в полевой дневник.
Камеральные исследования:
Рассмотреть и определить планктонные организмы под микроскопом,
приготовив микропрепараты. Зарисовать типичных представителей.
Составить несколько цепей питания водного биоценоза.
Определить процентное соотношение зоопланктона и фитопланктона в
пробе.Сделать общий вывод.
П/р № 13 «Выявление различий между экобиоформами растений в
пределах одной популяции»
Цель работы: изучить полиморфизм особей растений в пределах одной
популяции и выявить его связь с условиями мест обитания.
Рекомендуемые места проведения работы: парки города.
Материал и оборудование: лупа, рулетка, линейка, калькулятор, гербарные
папки.
Ход работы
Выбрать пробную (учетную) площадку. Площадка не должна выходить за
пределы взятого сообщества. Размер площадки 1 кв.м. Площадки следует
выбирать в разных биотопах одного ареала. Сравнить строение кустов у
различных форм растений одного вида. В качестве объекта исследования могут
быть использованы кусты злаков овсяницы луговой, тимофеевки луговой,
костра безостого), а также клевера лугового, клевера белого, люцерны желтой
и др. Определить экобиоформы конкретного вида.
Жизненные формы тимофеевки луговой, выделенные по форме куста
а — прямостоячая рыхлая; б — развалистая; в — лежачая.
2. Определить характеристики куста. Подсчитать количество метелок и
листьев в кусте. Измерить длину и ширину листьев (приблизительно оценить
толщину листьев). Измерить длину и радиус метелок (для злаков), кисти (для
люцерны), головки (для клевера). Длину листьев определяют от влагалища листа до его вершины, ширину в средней части листа, толщину как среднее
между толщиной края и главной жилки листа. Радиус метелки (головки и т.д.)
половина размера ее ширины. Результаты измерений обозначить следующим
образом:
N количество листьев в кусте;
n — количество метелок в кусте;
а — средняя длина листа, см;
b – средняяшириналиста, см;
c – средняя толщина листа, см;
d – средняя длина метелки, см;
r – средний радиус метелки, см.
3. Результаты учетов оформить в виде таблицы
Характеристики жизненных форм (название растения) в пределах одного
ареала
Форма куста
Прямостоячая
Развалистая
Лежачая
Примечание: в таблицу заносят среднеарифметические значения показателей a,
b, c, d, r.
4. Рассчитать биомассу кустов, обнаруженных жизненных форм.
Биомассу куста рассчитывают по формуле:
m = k ∙ a ∙ b ∙ c ∙ n + k ∙
где k – коэффициент, соответствующий плотности ткани растения.
Так как величина коэффициента определяется экспериментальным путем в
лабораторных условиях, то биомассу в виде двух чисел с коэффициентом
записывают в виде суммы. Например, 240 k + 105k, где первое число отражает
относительную массу вегетативной части, а второе — генеративных органов
(метелки).
5. Сформулировать выводы о влиянии экотопа и биотопа на формирование
комплекса признаков приспособительного характера у растений одного вида.
6.Собрать экобиоформы по признаку формы куста одного из видов растения
для оформления гербария.
π
∙ r ² ∙ d
b
N
n
a
c
d
r
П/Р №12 «Определение степени деградации лесного фитоценоза по
состоянию древесных растений»
Цель работы: оценить степень нарушенности древостоя лесного фитоценоза
под влиянием экологических факторов.
Рекомендуемые места проведения работы: лес, лесопарк. Материалы и оборудование: рулетка, лупа, определитель растений.
Ход работы
1. Заложить пробную площадку. Площадка не должна выходить за пределы
выбранного лесного сообщества (чтобы главный, доминирующий вид был везде
в пределах площадки).
2. Определить виды деревьев, растущих на пробной площадке.
3. Определить состояние отдельных деревьев каждого вида. Оценку состояния
деревьев проводят по внешним признакам по 5балльной шкале
Таблица
Шкала оценки состояния деревьев по внешним признакам
Балл Характеристика состояния деревьев
1
Здоровые деревья без внешних признаков повреждения, величина
прироста соответствует норме
Ослабленные деревья. Крона слабоажурная, отдельные ветви
усохли. Листья и хвоя часто с желтым оттенком. У хвойных
деревьев на стволе сильное самотечение и отмирание коры на
отдельных участках.
2
3 Сильно ослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным
усыханием ветвей, вершина сухая. Листья светлозеленые, хвоя с
бурым оттенком и держится 12 года. Листья мелкие, но бывают и
увеличены. Прирост уменьшен или отсутствует. Самотечение
сильное. Значительные участки коры отмерли.
4 Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие
недоразвитые, бледнозеленые с желтым оттенком; отмечается
ранний листопад. Хвоя повреждена на 60% от общего количества.
Прирост отсутствует. На стволах признаки заселения короедами и
другими вредителями.
5 Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя желтая или бурая
(осыпается или осыпалась). Кора на стволах отслаивается или
полностью опала. Стволы заселены ксилофагами (потребителями
древесины).
Σ
4. Определить коэффициенты состояния древесных пород. Коэффициенты
состояния (К1, К2, К3 и т.д.) определяют для каждого вида деревьев по
формуле:
К1= b1 ∙ n1 : N;
где К1 – коэффициент состояния конкретного вида дерева;
b1 – баллы состояния отдельных деревьев одного вида;
N – общее число учтенных деревьев каждого вида.
5. Результаты визуальных определений и расчетов оформить в виде таблицы
Таблица Состояние
деревьев, баллы
22234
Коэффициент
состояния вида
2,6
Колво деревьев
5
Оценка состояния древостоя смешанного леса
Виды деревьев
Осина…
6. Определить коэффициент состояния лесного древостоя в целом (К) как
среднее арифметическое коэффициентов состояния отдельных видов деревьев
на пробной площадке:
К = К1 + К2 + …+ Кr : R
где К1, К2 , … Кr – коэффициенты состояния видов деревьев;
R – число видов деревьев.
7. Оценить состояние древостоя леса, используя следующую градацию:
К ‹ 1,5 – здоровый древостой;
К = 1,6 2,5 – ослабленный древостой;
К = 2,6 3,5 – сильно ослабленный лес;
К = 3,6 – 4,5 – усыхающий лес;
К › 4,6 – погибающий лес.
При коэффициенте от 2,0 до 2,5 состояние насаждения оценивается как
угрожающее, восстановление его возможно только при снижении уровня
загрязнения атмосферы и применении комплекса мероприятий по
оздоровлению данных лесных насаждений.
При коэффициенте, превышающем 2,5, состояние оценивается как
критическое, соответствующее началу распада лесных насаждений
Определение состояния древесных растений в разных парковых зонах
города
Цель работы: оценить степень угнетения деревьев, произрастающих в разных
зонах города, под действием антропогенных факторов.
Рекомендуемые места проведения работы: город, загородная зона.
Материалы и оборудование: садовый секатор на сборной штанге, бумажные и
полиэтиленовые пакеты, фильтровальная бумага, вата, линейка, план части
города, цветные фотографии.
Ход работы
Определить участки обследования. Для сравнения целесообразнее выбрать
участки, располагающиеся в зонах, различающихся по степени загрязнения.
Это могут быть:
А) придорожные посадки на центральных улицах города;
Б) защитные зоны предприятий, работающих на органическом топливе;
В) загородные парки или дворовые посадки, окруженные плотной застройкой
без гаражей и автостоянок.
На каждом участке закладывают пробную площадку размером 20х20м. Если
проводят оценку зеленых насаждений вдоль улицы (аллеи), выбирают каждое второе дерево. В любом случае в обследование должны быть включены не
менее 10 деревьев одной породы.
Произвести отбор листьев. Отбор листьев осуществляют на высоте 1,5 – 2 м
(высота слоя воздуха, вдыхаемого взрослым человеком) в количестве 10
листьев с одного дерева.
Оценить степень запыленности листовых пластинок. Каждый лист помещают
между двумя слоями увлажненной фильтровальной бумаги и слегка
проглаживают руками. На бумаге остаются отпечатки, по интенсивности
которых судят о степени запыленности листьев. Оценку загрязнения листовых
пластинок осуществляют по следующим градациям:
1 группа – отпечатки на бумаге отсутствуют или слегка заметны;
2 группа – загрязнение листьев около 50%. Отпечаток средней интенсивности,
при просмотре на свет четко видны участки фильтровальной бумаги разной
толщины;
3 группа – загрязнение листьев 100%. Отпечаток интенсивный, дефекты
фильтровальной бумаги на свет не просматриваются.
4. Провести оценку изменения пигментации листьев. На каждой листовой
пластинке отмечают наличие красных, желтых (хлорозы), синефиолетовых,
синих точек и пятен, вызванных попаданием на листья кислот, солей тяжелых
металлов. Визуально оценивают процент (суммарный) поврежденной ткани по
сравнению с общей площадью листа.
5. Определить наличие некрозов и площадь листьев, занимаемую отмершей
тканью. Некротическая ткань (сухая, черноватокоричневого цвета) чаще всего
встречается вдоль жилок листа и у основания черешка. Процент отмершей
ткани определяют визуально.
6. Результаты проведенных учетов и наблюдений оформить в виде таблицы
Таблица
Экологическое состояние деревьев в различных зонах загрязнения
Зона обследования,
учетные показатели
2 … 10
Номера деревьев Среднее
значение
1
показателей
Центральная улица
города:
А) группа запыленности
листьев;
Б) % пигментированных
участков;
В) % отмершей ткани;
Защитная зона
промышленного
предприятия: Загородная зона
(контроль)
7. Охарактеризовать картину загрязнения и повреждения различных древесных
пород. Сведения по разным видам деревьев группы школьников получают в
результате взаимного обмена.
8. Дать сравнительную оценку устойчивости древесных пород к загрязнению в
условиях города, а также – степени загрязнения обследуемых зон города.
9. Нанести на план участка города данные по загрязнению: зона наибольшего
загрязнения – красным цветом, значительного – оранжевым, среднего –
розовым, слабого – светлорозовым, не загрязненная зона – зеленым.
П/Р № 16 «Индикация чистоты воздуха с помощью эпифитных мхов»
Цель работы: оценить уровень загрязненности воздуха по интенсивности
роста эпифитных мхов.
Рекомендуемые места проведения работ: город, загородная зона,
автомагистрали.
Материалы и оборудование: рулетка, квадратсетка, лупа.
Ход работы
1.Определить участки обследования. Участки могут находиться вдоль линии,
перпендикулярной автомагистрали. В этом случае на каждом участке
закладывают пробную площадку размером 100х100 м. Площадки должны быть
расположены на разном расстоянии от автомагистрали: возле дороги, на 100, 200,
500, 1000 м от дороги. Оценку степени загрязненности воздуха можно проводить
в городе. В этом случае учет количества эпифитных мхов осуществляют на
деревьях по обеим сторонам улицы, вдоль аллеи, парка и т.д.
2. Провести описание эпифитных мхов. На пробной площадке выбрать 10
отдельно стоящих старых, но здоровых, растущих вертикально деревьев. Вдоль
улицы (аллеи) обследованию подвергают каждое второе (третье) дерево. На
каждом дереве провести описание мхов от основания до высоты 1,5 м. При
этом необходимо указать количество мхов, описать их внешние признаки,
визуально оценить жизненность мохового покрытия. Для оценки жизненности
мхов используют 3х балльную шкалу: 1 балл – жизненность хорошая (полная)
– мох хорошо развивается, имеет достаточную на ощупь увлажненность,
хорошо развитые спорогоны (органы, в которых развиваются споры); 2 балла
жизненность удовлетворительная (угнетение) – растение угнетено, что
выражается в меньших размерах взрослых особей; 3 балла – жизненность
неудовлетворительная (сильное угнетение) – мох угнетен так сильно, что
наблюдается сильное отклонение во внешнем облике взрослых особей. Проводя
обследование стволов деревьев, следует иметь в виду, что на стволах сосен
эпифитные мхи не поселяются. 3.Зарисовать площадь покрытия ствола каждого дерева эпифитнвми мхами.
На каждом дереве проводят минимум 4 учета с помощью сетки: 2 – у
основания ствола (с разных его сторон) и 2 – на высоте 1,4 – 1,6 м. Для
проведения учетов используют квадратсетку размером 20х20 см. Квадрат –
сетку можно сделать самостоятельно, расчертив полиэтиленовую пленку
шариковой ручкой на квадраты со стороной 1 см. Накладывая сетку на ствол
дерева, подсчитать площадь, занятую эпифитными мхами. Сначала
подсчитывают количество малых квадратов, полностью покрывающих
заросшие мхами участки (А). Затем проводят учет малых квадратов, частично
занятых мхами (В). Процент заселения ствола мхами определяют по формуле:
S=A+0,5B / 4
№
Вид дерева
Жизненность
мхов (баллы)
Число видов
эпифитных
мхов
Площадь
покрытия мхами
(%)
Береза
Тополь черный
1
2
5. Нанести на план местности обнаруженные виды мхов. Составить примерный
план местности, отметить на нем все пробные площадки (на которых работали
и другие группы школьников). Нанести на план с помощью условных
обозначений обнаруженные виды эпифитных мхов.
Сделать вывод о степени загрязнения воздуха в районе пробных площадок.
Оценку уровня загрязнения воздуха проводят по 5балльной шкале
Таблица
Влияние загрязнения воздуха на распространение эпифитных мхов
Зона
загрязнения
воздуха
1
Оценка загрязнения
воздуха
Встречаемость эпифитных мхов
2
3
4
Мхи на стволах деревьев
отсутствуют
Эпифитные мхи отсутствуют. На
северной стороне деревьев
встречается зеленоватый налет
водорослей
У основания деревьев присутствует
незначительное количество особей
мхов 1 вида
Появление мхов на стволах деревьев
по всей обследуемой высоте.
Количество видов – не более 2х
Очень сильное
загрязнение
Сильное загрязнение
Среднее загрязнение
Небольшое
загрязнение П/Р №15 «Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков
сосны обыкновенной»
Цель работы: выявить влияние атмосферного загрязнения на
морфологические признаки и состояние генеративных органов сосны
обыкновенной.
Рекомендуемые места проведения работы: городские посадки, загородные
лесопарки.
Материалы и оборудование: линейка, лупа, миллиметровая бумага.
Ход работы
Определить участки проведения работы.
Участки должны находиться в зонах, контрастных по уровню атмосферного
загрязнения:
А) вблизи автодорог, промышленных предприятий и т.п.;
Б) в зеленой зоне города, загородных лесопарках, заповедных зонах.
2. Определить состояние хвои сосны.
А) Выявить степень повреждения хвои. С ветвей 510 деревьев (в молодых 30
40летних древостоях) отбирают побеги одинаковой длины. С них собирают
всю хвою и визуально анализируют ее состояние. Степень повреждения хвои
определяют по наличию хлоротичных пятен, некротических точек, некрозов и
т.д.
Б) Результаты учетов занести в таблицу (табл.7)
В) Сделать вывод о состоянии хвои в разных участках города и загородной
зоны.
3. Определить продолжительность жизни хвои.
А) Провести визуальную оценку побегов сосны:
Повреждения:
хвоинки без пятен; хвоинки с небольшим числом мелких пятнышек; хвоинки
с большим числом черных и желтых пятен, некоторые из них крупные, на всю
ширину хвоинки.
Усыхание:
нет сухих участков; кончик на 25 мм усох; усохла треть хвоинки; вся
хвоинка желтая или более половины ее длины сухая.
Таблица
Повреждение и усыхание хвои сосны обыкновенной в разных зонах
Состояние хвои
Участок № …
Колво
хвоинок
Участок № …
Колво
хвоинок
% хвоинок от
общего колва
Обследовано хвоинок
Повреждения хвои:
1го класса
% хвоинок от
общего кол
ва
100
100 % от общего
числа деревьев
% от общего
числа
деревьев
100
Участок № …
Колво
деревьев
100
2го класса
3го класса
Усыхание хвои:
1го класса
2го класса
3го класса
Количество учетных деревьев – не менее 20. Продолжительность жизни хвои
устанавливают путем просмотра побегов с хвоей по мутовкам. При записи
результатов исследования применяются следующие обозначения: А1, А2, А3 –
побеги первого, второго, третьего года жизни; Б1, Б2, Б3 – хвоя первого,
второго, третьего года жизни; В – мутовка, Г – почки.
Результаты определений оформить в виде таблицы:
Состояние хвои
Участок № …
Колво
деревьев
Обследовано
деревьев, в т.ч. с
возрастом хвои:
45 и более лет
34 года
23 года
хвоя текущего
года
Рассчитать индекс продолжительности жизни хвои сосны Q по формуле: Q=
3В1+2В2+В3 /В1+В2+В3, где
В1, В2, В3 – количество деревьев с продолжительностью жизни хвои
соответственно 1, 2, 3 года.
Сделать заключение о связи загрязнения воздуха и продолжительности жизни
хвои. Чем выше индекс Q, тем больше продолжительность жизни хвои.
Определить интенсивность годовых приростов побегов.
А) Измерить длину прироста каждого года. Длину прироста каждого года
следует измерять, начиная с последнего года, двигаясь по междоузлиям от года
к году.
Б) Измерить толщину побегов. Ветвление побегов определяют подсчетом
веточек в местах междоузлий.
В) Средние значения по длине прироста, толщине побегов и ветвлении заносят
в таблицу:
Характеристика побегов сосны обыкновенной в разных зонах
№
участка
Ширина побега, мм Ветвление, мм
Длина годового
прироста, мм Г) Сформулировать вывод о зависимости показателей, характеризующих
состояние побегов сосны от условий произрастания.
5. Определить состояние кроны древостоев.
А) Определить количество деревьев с различным состоянием кроны. Для
получения достоверных результатов должно быть рассмотрено не менее 20
деревьев. Визуальную оценку древостоев проводят по совокупности признаков:
состоянию ствола, ветвей, корней, по ажурности крон, приросту по высоте.
Б) Результаты оценки состояния деревьев представить в виде таблицы:
Состояние кроны деревьев в разных зонах
Состояние кроны
Колво деревьев
Участок
№…
Участок
№ …
Обследовано деревьев, в т.ч.
С густой зеленой кроной; отмирающие ветви в нижней
части кроны (В1)
Со слабоажурной кроной; усыхание ветвей в нижней
трети кроны (В2)
С ажурной кроной; сухие ветви в средней и верхней
частях кроны (В3)
С сильно изреженной кроной или с отдельными живыми
ветвями (В4)
Свежий сухостой; ветви усохли в текущем году (В5)
Старый сухостой; ветви усохли в прошлые годы (В6)
В) Вычислить показатель обесхвоенности кроны. Расчет показателя производят
по формуле:
F=В2+2В+3В4+4В5+5В6 / 5 (В1+В2+В3+В4+В5+В6), где
В1, В2, В3, В4, В5, В6 – количество деревьев с соттветствующим состоянием
кроны (табл.)
Г) Сделать вывод о состоянии кроны древостоев на участках, различающихся
по загрязнению воздуха.
6) Определить состояние генеративных органов сосны обыкновенной.
А) Подсчитать число сформировавшихся почек на 3х ветвях каждого из 20ти
деревьев.
Б) Измерить длину и толщину почек.
В) Средние значения подсчетов и изменений занести в таблицу:
Состояние почек сосны обыкновенной в разных зонах
№ участка
Толщина почек, мм
Длина почек, мм
Колво почек,
шт. Г) Сформулировать вывод о взаимосвязи между состоянием почек и условиями
произрастания.
П/Р №14«Определение тяжелых металлов в почве».
Цель: Обнаружить ионы меди и свинца при помощи качественных реакций.
Оборудование и реактивы: сушильный шкаф, фарфоровая ступка с пестиком,
сито, стеклянный стакан на 200 мл, термометр, штатив с пробирками, лист
пергамента, растворы: аммиака, азотной и соляной кислот, йодида калия,
хромата калия, желтой кровяной соли, образцы почв, взятых: а) в
непосредственной близости от автомобильной дороги; б) в черте села (города);
г) в парке и др.
Ход работы:
1. Высушите почву в сушильном шкафу при 30 400С, поместив ее
тонким слоем на лист пергамента.
2. Высушенную почву измельчите в ступке и просейте через сито.
3. Полученный образец почвы поместите в стакан, и добавьте смесь
соляной и азотной кислот в количестве, превышающем количество
почвы в 3 4 раза по объему. После тщательного перемешивания в
течение 10 15 минут и отстаивания отфильтруйте полученную
смесь.
4. Ионы меди старайтесь обнаружить в растворе с помощью
характерных реакций: а) Образование гидроксида меди под
действием раствора аммиака и растворение его в избытке раствора аммиака вследствие образования комплексной соли. Признак
первой реакции появление осадка синеватого или зеленоватого
цвета, а во второй реакции получается раствор василькового цвета.
б) Образование характерного осадка красно бурого цвета под
действием желтой кровяной соли.
5. Ионы свинца постарайтесь обнаружить в растворе с помощью
характерных реакций.
6. Проделайте эти реакции в пробирках при комнатных условиях,
используя по 5 мл фильтрата почвенной вытяжки.
а) Ионы свинца образуют осадок йодида свинца интенсивно
желтого цвета с ионами йода, б) под действием хромат иона
образуется золотисто желтый осадок.
7. Проделайте данный анализ для разных образцов почв.
8. Сделайте вывод.
Требования к уровню подготовки учащихся
— научить учащихся понимать основные закономерности существования
природных систем на организменном, популяционном, экосистемном и
биосферном уровнях, знать основные экологические проблемы, порождаемые
деятельностью человека, пути и методы их решения, воспитывать элементы
экологической культуры, ответственное отношение к природе, ее объектам и
среде жизни, использованию, воспроизводству и охране богатств Земли,
воспитывать убеждение в невозможности решения технических,
экономических, социальных и других вопросов без глубоких экологических
знаний. — назвать (знать) состав понятий, описывающих природные системы
различного ранга, компоненты сред жизни, популяций и экосистем, их
структуру, схемы цепей питания, круговоротов веществ, потоков энергии,
механизмы и следствия нарушения их человеком, экологические факторы,
среды жизни, основные приспособления к ним организмов, факторы
функционирования и устойчивости экосистем и биосферы, роль
биоразнообразия, роль жизни, живого вещества в создании биосферы и
сохранении среды, основные экологические проблемы, их причины, пути и
методы решения;
— описывать закономерности функционирования и устойчивости природных
систем различного ранга, элементарные экосистемы в природных условиях,
закономерности и специфику действия различных факторов (абиотических,
биотических, антропогенных), цепи питания, потоки энергии, круговороты
веществ, свойства биосферы, функции и свойства живого вещества в биосфере
(по В. И. Вернадскому), связи между организмами и организмов со средой
обитания, динамику экосистем и ее виды, масштабы и виды влияния человека
на биосферу и ее звенья (геосферы, экосистемы, популяции, среды жизни,
организмы), основные экологические проблемы, порожденные деятельностью
человека (парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные
дожди, проблемы водных и земельных ресурсов, проблемы здоровья населения
и демографические), пути и методы решения экологических проблем;
— давать определения экологических факторов, сред жизни, популяций,
биоценозов, биотопов, экосистем, биосферы, живого вещества, сукцессий,
природных ресурсов, загрязнения, цепных природных реакций, экологического
кризиса, ноосферы, устойчивого развития;
— знать термины: экологический фактор, среда жизни, популяция,
биотический потенциал, биоценоз, биотоп, экосистема, биосфера,
продуктивность, биомасса, цепь питания, поток энергии, круговорот веществ,
экологическая ниша, гомеостаз, устойчивость, биологическое разнообразие,
экологическая проблема, экологический кризис, устойчивое развитие,
парниковый эффект, озоновый экран, кислотные осадки, биотехнологии,
опустынивание, демографический взрыв, экологический мониторинг.
3. Применять знания:
— приводить примеры экосистем, популяций, цепных реакций, явлений,
обусловливаемых человеческой деятельностью в биосфере;
— различать процессы в природных и в природноантропогенных (измененных
человеком) экосистемах;
— устанавливать связи между различными звеньями экосистем, между
отдельными действиями человека и изменениями в природных системах;
— характеризовать экосистемы в природных условиях, измененные
деятельностью человека и созданные человеком;
— выделять структуру популяций, экосистем, среды, окружающей человека;
— объяснять причины основных изменений в экосистемах и биосфере под
влиянием деятельности человека; — решать простейшие экологические задачи типа: как скажется уничтожение
насекомогоопылителя на экосистемах или уничтожение лесов на других
звеньях природы и биосферных процессах;
— высказывать суждения о роли экологии как науки и учебной дисциплины в
Информационные ресурсы для учителя и учащихся:
1.Требования к выполнению самостоятельных работ слушателями курсов
повышения квалификации по актуальным проблемам реализации
регионального комплексного проекта модернизации образования:
Методические рекомендации. Под ред. Черниковой С.В. Тамбов:
ТОИПКРО, 2009
2.Акимов Е. А. Экология. – М.: Просвещение, 2000
3. Боголюбов С. А. и др. Экология. Учебное пособие. «Знание», 1997
4. Райков Б.Е., РимскийКорсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М.:
Топикал, 1994.
4. Летние школьные практики по пресноводной гидробиологии.
Методическое пособие /Составители С.М. Глаголев, М.В. Чертопруд.
М.: МЦНМО, 1999.
6. Методы гидробиологических исследований: проведение измерений и
описание рек.М.: Экосистема, 1996.
7.Школьный экологический мониторинг. Под ред. Ашихминой Т.Я., изд
во «Агар», 1999 г.
8.Практикум по экологии. С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г. Муравьев,
Э.В. Гущина. Учебное пособие. АО МДС, 1966 г.
9. Криксунов Е.А. и др. Экология. Учебник для общеобразовательных
заведений – М.: Дрофа, 1995.
10. Новиков Ю.В. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991.
11.Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биологический
конструктор. 1С Паблишинг Медиа. 2013.
12.Мультимедийное учебное пособие нового образца. Биология.
Просвещение Медиа. 2002
13.http://
www
. ekolife
. ru / index
. shtml
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Программа дополнительного образования "Экология и мы" ( 10 кл. 2 часа в неделю)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.