Программа дополнительного образования «Родная природа»
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Программа дополнительного образования «Родная природа»

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Образовательные программы
doc
биология +1
6 кл—11 кл +1
15.01.2017
Программа дополнительного образования «Родная природа» рассчитана на детей 9-12 лет и является пропедевтическим, ориентационным курсом. Она предусматривает большое количество экскурсий, природоохранных проектов, таких, как «Добрая зима» по зимней подкормке птиц, «Домовёнок Кузя», обучающий экологическому отношению к новогодней ёлочке, «Жалобная книга природы», групповую исследовательскую деятельность по изучению видового многообразия растений и животных и угрожающих им факторов в соответствии с возрастными особенностями детей.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Родная природа.doc
Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы  «Школа № 2075» (ШО 2) Программа  дополнительного образования детей «Родная природа»  (направленность эколого­краеведческая)  возраст детей 10­13 лет срок реализации два года 360 часов (144 часа – I год обучения 216 часов II год.)                                                                                   учитель биологии                       Власова Светлана Николаевна, Автор: Москва 2017 г.                                      Пояснительная  записка. Программа   кружка   “   Родная   природа”  направлена   на   удовлетворение познавательного интереса учащихся в области биологии посредством знакомства с   особенностями   флоры   и   фауны   родного   края,   прежде   всего   в   результате организации походов, экскурсий и практических работ. Таким образом, является эколого­краеведческой   в   рамках   эколого­биологической   направленности.   По форме организации это индивидуально ориентированная кружковая программа, рассчитанная на два года реализации. При разработке программы за основу взяты требования, предусматривающие организацию   дополнительной   учебной   деятельности   воспитанников, обеспечивающей   снижение   последствий   интенсификации   основного   учебного процесса,   повышение   ресурсов   психологической   адаптации   личности. Выполнение     этих   требований   достигается   созданием   для   воспитанников условий   свободного   выбора   основного   направления   деятельности: интеллектуального досуга, углубления знаний и умений, участия в конкурсах, общественно­значимой практической деятельности.   Новизна данного курса заключается в том, что он максимально адаптирован к местным условиям, позволяет учащимся связать знания, получаемые в процессе изучения   школьного   курса   “   Биология”,   с   практической   деятельностью   в природе   окрестностей   родного   поселка.  В   настоящее   время  экологически ориентированная   деятельность   детей,   предусмотренная   программой   кружка, является особенно актуальной и общественно значимой. Каждый этап изучения родной природы –маленький шаг на пути к экологической культуре, которой так не хватает в современном обществе. Отличительной   особенностью   данной   дополнительной   образовательной программы является широкое использование метода экологических проектов, ИКТ,   элементы   исследовательской деятельности.   активная   экскурсионная   работа, Знания,   полученные   при   изучении   комнатных   растений   и   домашних животных, приемах ухода за ними служат основой для формирования понятия о жизнедеятельности   живых   организмов.  Курс   раскрывает   роль   растений   и животных   в   природе,   их   значение     в   жизни   человека,   показывает   влияние деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества на примере растений,   животных   и   их   сообществ,   обитающих   рядом,   буквально   «за околицей»,   обеспечивает   посильный   вклад   воспитанников   в   сохранение биологического и ландшафтного разнообразия природы своей местности. Такой «местнический» подход способствует развитию мотивации к познанию и творчеству, в то же время через местные экологические проблемы приобщает к общечеловеческим ценностям. Педагогическая   целесообразность   программы   объясняется   психическими   и физиологическими особенностями обучающихся данной возрастной категории. Программа   учитывает   эмоциональную   возбудимость   подростков   6­7   классов, позволяет   направить   эмоции   на   глубокое   восприятие   окружающей   природы, построить занятия так, чтобы этот удивительный процесс стал их собственным открытием,   к   которому   они   пришли   в   результате   наблюдений   в   природе, несложных экспериментов и исследований, реализации проектов.    Курс   предусматривает   индивидуальную   работу   с   отдельными воспитанниками в направлении исследовательской деятельности, изготовление поделок   из   природного   материала,   эколого­просветительскую   работу,   что позволит   показать   практическое   значение   формируемой   системы   знаний   о растениях и животных. Программа рассчитана на детей  от 10 до 13 лет и предусматривает два года обучения.   На   первом   году   обучения   дети   познакомятся   с   особенностями природы   родного   края,   ее   живыми   и   неживыми   компонентами,   правилами безопасного   поведения   и   ориентирования   в   природе,   будут   реализованы проекты: «Уголок хорошего настроения», «Жалобная книга природы», «Добрая зима»,   «Мой   зоопарк»,   «Капелька»,   «Животные   в   истории   моей   семьи», «Природа и война», «Загадки народных узоров». На   втором   году   обучения   воспитанники   расширят   свои   знания   об особенностях   живых   организмов   на   примере   растений   и   животных Волгоградской   области,   выявят   закономерности   их   взаимосвязей   с   помощью следующих проектов: «Лесные детективы», «Не проходите мимо»,  «Знакомые незнакомцы»,   «Птичья   столовая»,   «Эко­три»,   «Моя   Красная   книга». Предполагается   закрепление   и   углубление   полученных   умений   и   навыков, формирование основ исследовательской деятельности в индивидуальной работе с воспитанниками, углубленное изучение особенностей природы родного края. Предусматривается   индивидуальное   выполнение   проектов   «Экологическая профессия», «Экомир  моей  семьи», «Мой  проект»,  индивидуальные   эколого­ биологические исследования. Таким   образом,   целевая   направленность   программы   –   учебно­ познавательная, тематическая – эколого­краеведческая.         Цель:  Создание  условий для удовлетворения познавательного  интереса детей и подростков   в   области     биологии   посредством   знакомства     с   особенностями флоры и фауны родного края в процессе походов, экскурсий и практических работ. Задачи: ­   познакомить   воспитанников   кружка   с   особенностями   флоры   и   фауны Московской   области,   биологическим   и   ландшафтным   разнообразием   своей местности; ­ научить ориентироваться в природе; ­ показать взаимную связь между особенностями строения, образа жизни живых   организмов   и   условиями   среды   их   обитания,   роль   человека   как   в разрушении, так и в сохранении этой среды; ­   способствовать     формированию   умений   и   навыков   по   выращиванию   проведению   несложных   биологических   опытов, комнатных   растений, наблюдению за жизнью растений и животных в природе, их распознаванию  и определению; ­ организовать экологически ориентированную деятельность воспитанников  в природе; ­   показать   возможности   участия   каждого   гражданина   в   улучшении экологической среды.  Данная   программа   предусматривает   занятия   два   раза     в   неделю   по   два академических   часа   на   первом   году   обучения   и   два   раза     в   неделю   по   три академических часа на втором году обучения. Реализация программы будет осуществляться  в ходе кабинетных занятий – бесед, рассказов педагога, сообщений воспитанников, работ с энциклопедиями, рисунками, фотографиями; осуществлении экологических проектов, экскурсий, экологических десантов, игр. Ожидаемые результаты  I   год обучения: Воспитанники должны знать:   особенности неживой природы родного края; рельеф, климат, горные породы и полезные ископаемые;    особенности растительного покрова Московской области – растения луга, лесные растения, водные; экологические группы растений;    особенности фауны родного края, многообразие животных различных мест обитания;   роль комнатных растений и домашних животных в жизни человека; уметь:    определять стороны горизонта по местным признакам, типичные растения и животных области по рисункам, фотографиям, следам жизнедеятельности в природе;    называть охраняемые виды растений и животных родного края;      выполнять   приемы   ухода   за   комнатными   растениями   и   домашними животными;    наблюдать за природными объектами;   определять задачи и порядок действий при выполнении проекта. Формы контроля: Викторины, рисунки, конкурсы проектов, практические работы, сообщения. II    год обучения. Воспитанники должны знать:   особенности жизнедеятельности живых организмов на примере растений и животных родного края;    экологические   особенности   различных   видов   биоценозов   Московской области;  природоохранные меры и законодательство, виды охраняемых природных территорий; уметь:  выявлять   экологически   неблагополучные   территории   и   природные объекты;  работать  с научно­популярной литературой;  соблюдать правила безопасного поведения в природе;   организовывать   наблюдения   в   природе,   простейшие   биолого­ экологические  исследования;  подводить   итоги   выполнения   проекта   и   определять,   в   связи   с   ними, направления и задачи новых проектов;  выполнять   и   оформлять     несложные   биолого­экологические исследовательские работы;  уметь   выступать   с   результатами   конференциях;   исследований   на   конкурсах,  применять   полученные   знания   в   индивидуальной   практической природоохранной деятельности. Формы контроля: Викторины,   конкурс   экологического   рисунка   и   плаката,   практические работы, простейшие исследовательские работы, сообщения, тестирование, игры, проекты,   участие   в   конкурсах   различных   уровней,   в   семинарах,   отчеты   по проектам. Форма   подведения   итогов   реализации   данной   дополнительной образовательной   программы   ­   ежегодная   заключительная   юннатская конференция. Методическое обеспечение. Поскольку  это программа дополнительного образования, при проведении любых   форм   занятий   преобладают   технологии   развивающего   обучения; используются такие формы работы, как рисунки, тесты, расчётные и логические задачи, практические работы, игровые моменты и т.д. Психологический климат на   занятиях   должен   гарантировать   свободу   действий   подростков   в   поиске истины,   отсутствие   страха   высказывать   ошибочное   мнение.   Конкурсы, экскурсии, практические работы повышают мотивацию учебной деятельности. Основной   формой   занятий   при   реализации   данной   программы   является экологический проект, который предусматривает слияние теории и практики. Основные этапы разработки метода проектов:  Целеполагание  (совместное с детьми определение  наиболее актуальной и посильной задачи на определенный промежуток времени).  Разработка   проекта   –   определение   плана   деятельности   по   достижению намеченной   цели   (задачи),   какие   шаги   необходимо   предпринять,   где   и какую помощь получить, что использовать, чему научиться и т.п.  Выполнение проекта – его практическая реализация.  Подведение итогов ­ индивидуальное (чего добился, какое значение это имеет) и групповое (конкурс проектов). Таким   образом,   метод     проектов   позволяет   организовывать   активную деятельность  воспитанников на занятиях кружка. Рекомендуется использовать и такие формы занятий, как беседа, экскурсии, игры, конкурсы, практические работы. Материальное обеспечение Материальное   обеспечение   осуществляется   за   счёт   оборудования   и материалов кабинета биологии. Список необходимого оборудования:  1. Набор полезных ископаемых, горных пород и минералов; 2. Атласы и карты; 3. Сантиметровая лента, линейка; 4. Набор посуды для определения свойств почвы; 5. Весы, разновесы; 6. Миллиметровая бумага; 7. Лупы, микроскопы; 8. Реактивы и посуда для получения хроматограмм; 9. Бинокль; 10. Гербарии растений; 11.  Таблицы   по   ботанике,   репродукции   картин   о   природе,   рисунки, фотографии; 12. Микропрепараты по ботанике; 13. Набор удобрений; 14. Влажные препараты животных; 15. Таблицы по зоологии, рисунки, фотографии животных; 16. Скелеты животных различных систематических групп; 17. Оборудование для проведения исследований обитателей воды; 18. Фотоаппарат. Учебно­тематический план I года обучения (144 часа) Перечень разделов, тем. Кол­во часов в том числе практ. экскур. 2 1 ­ 1 4 1 2 ­ 2 ­ 4 ­ теор. 2 1 ­ 1 8 1 6 2 2 2 26 2 № п/п I 1. 2. 3. Введение    Природа Московской области, ее   и   ландшафтное     Методы   исследовательской   дея­ биологическое разнообразие.  .   Значение   растений   и   животных   в природе   и   в   жизни   человека,   их разнообразие. Проект:  «Уголок хорошего настроения».   тельности в природе. Экскурсия:     Разнообразие растений и животных  нашей местности.   Московской области. Практическая работа:       Приёмы   исследовательской деятельности   на   примере   изучения фито­   и   зоопланктона.   Работа   с микроскопом.      История   формирования   природы   II Неживая природа 1.        Наша   область   на   карте   России   и мира. План местности. Практическая работа:    области.   Изучение   карты   Московской 2. 3.     Ориентирование – что это такое? Практическая работа в природе:       Определение   сторон   горизонта   по местным признакам.     Поверхность   холмы, овраги. Экскурсия:     Шишкин Лес.   Рельеф   окрестностей   посёлка   земли:   равнины,     4. Вода в природе.  5.     Какими   бывают   почвы?   Горные Проект:    Капелька.  Экскурсия:     Родники, ручьи, пруды.   породы и происхождение Земли. Практическая работа:     Горные породы и минералы. Экскурсия:      Почвы, породы и кое­что другое. 6. Климат. Народные приметы.  7.  Проект: «Сборник  народных примет»    Азбука юного туриста: «Я в поход с собой возьму» Практическая работа в природе:    костра, правила повеления в природе.      Установка   палатки,   разжигание безопасного     III Растения родного края 1.      2.     Строение   клеток   растительных   Растение   –   живой   организм: строение   растительная   клетка, растения и функции его частей. Практическая работа:    тканей разных видов.    Многообразие растений Московской области:  растения  леса,   луга,  водные растения. Практическая работа:    Определение растений по рисункам и фотографиям. Экскурсия:    Михайловское.   Растения   парка   усадьбы   2 2 4 8 4 4 ­ ­ 1 2 2 1 22 2 12 1 1 ­ 1 2 2 ­ 6 1 6 3 1 1 2 2 4 ­ 3 4 ­ 2 3. 4. 5. 6.     Эфемеры   и   эфемероиды.   Суккуленты. Практическая работа:     Решение экологических задач.      Сожительство растений. Природные сообщества. Экскурсия:    окрестностей посёлка Шишкин Лес.    Значение растений. Проект:    Растения в моей жизни.    Растения Красной книги. Проект:     Жалобная книга природы   Природные   сообщества   4 2 4 7. Удивительное в жизн растенпий      2       2     1       1        ­ 1 1 2 2 1 1 2 ­ 2 ­ ­        ­ IV Животные родного края 1. 2. 3. 4.     Зоогеографические области. Практическая работа:     Работа с картой    Особенности природы родного края. Практическая работа:        Изучение   многообразия   животных пресноводного водоёма. Экскурсии:     1. Изучение животных по следам их деятельности;    примере местного водоёма.      2.   Жизнь   водных   обитателей   на     Многообразие   животного   мира   животные   леса,   родного   края: водоема, степи. Практическая работа:      Наблюдение за жизнедеятельностью птиц в природе весной.  Проект:     Мой зоопарк. Экскурсия в зоологический музей    паразиты. Практическая работа:        Питание   животных.   Животные   –   Изучение   строения   ротового   34 2 13 1 13 1 6 1 1 8 2 2 1 2 1 8 ­ 4 4 ­ 5. 6. 7. 8. 9. 10. аппарата   насекомых   в  связи  с  типом питания.        Размножение   животных.   Забота   о потомстве.    Взаимосвязь растений и животных. Цепи питания. Практическая работа:      Составление цепей питания.    Формы и краски в мире животных. Практическая работа:     Определение животных по рисункам и фотографиям.    Чудеса живой природы. (Удивительное в мире животных)    Часть природы – человек.  Проект: «Именная книга» либо «Добряшка».    Охраняемые животные региона. Методы охраны и восстановления  их численности. Проект:  «Жалобная Книга природы». V Комнатные растения и домашние   животные.     Роль   комнатных   растений   в обеспечении   санитарно­гигиенической и природной среды человека.  Проект: «Мой  зеленый друг» 1. 2.    Ассортимент комнатных растений. Особенности  размножения и ухода за комнатными растениями. Практическая работа:     Уход за комнатными растениями. Экскурсия: ботанический сад. 3. Домашние животные.  4.   Проект:   «Животные   в   истории   моей семьи».    животноводства декоративное. Проект:  «В защиту диких пушных зверей».   Функциональное   значение хозяйственное,   2 2 2 2 2 6 20 2 8 2 4 2 1 1 2 1 2 8 1 2 1 2 ­ 1 1 ­ 1 4 8 1 2 1 2 ­ ­ ­ ­ ­ ­ 4 ­ 4 ­ ­ 5. 6.     Домашние   животные   нашей местности.   Викторина:   «Домашние животные»     Животные живого уголка. Практическая работа:     Решение экологических задач. VI Природа в русской культуре. 1.      Природа в живописи и прикладном творчестве русского народа.    Природа в русских народных песнях.     Проект: «Частушка». 2.  3.  Пословицы и поговорки о природе. 4. 5. Проект:     «Копилка народной мудрости».    Практическая работа: Изготовление поделок из природного материала. Экскурсия:        Сбор   материалов   для   поделок   из природного материала.     Экскурсия в музей изобразительных искусств. Общественно­массовая работа.    Участие  в природоохранных акциях, конкурсах,   экологических   десантах, праздниках, олимпиадах и подготовка к ним. Итого 2 2 20 2 2 2 10 4 16 1 1 4 2 1 1 ­ ­ 1 1 10 ­ 1 1 8 ­ ­ ­ 6 ­ ­ ­ 2 4 144 47 45 34 Часть практических работ и экскурсий целесообразно вынести на весеннее время, прежде всего по темам “Растения родного края”, “Животные родного края”.                               Содержание программы (I год обучения) I.Введение Природа Московской области, ее биологическое и ландшафтное  разнообразие.  Значение растений и животных в природе и в жизни человека. История  формирования растительного покрова нашей местности, его характерные  особенности. Животный мир Московской области, его многообразие. Методы  исследования в биологии. Экскурсия:  Разнообразие растений и животных нашей местности. Проект:  Уголок хорошего настроения.            Викторина:  Природный мир, в котором ты живешь. Практическая работа:   Приемы исследовательской деятельности на примере изучения фито­ и  зоопланктона. Работа с микроскопом. II. Неживая природа                Наша область на карте России и мира. План местности. Ориентирование – что это такое? Поверхность земли: равнины, холмы, овраги. Вода в природе. Какими   бывают   почвы?   Горные   породы   и   происхождение   Земли.   Полезные ископаемые   Московской   области.   Климатические   особенности   окрестностей Москвы. Практические работы. 1. Определение сторон горизонта по местным признакам. 2. Изучение карты Московской области. 3. Горные породы и минералы. 4. Установка палатки, разжигание костра, правила безопасного поведения в природе. Экскурсии:  1. Рельеф окрестностей поселка Шишкин лес. 2. Родники, ручьи, пруды. 3. Почвы, породы и кое­что другое.  Контроль знаний:  работа с картой;  отчеты по экскурсиям;  викторина «Мой край родной»; III. Растения родного края                 Растение – живой организм: растительная клетка, строение   растений и функции его частей. Многообразие растений Московской области.  Растения леса и луга. Эфемеры и эфемероиды. Гигрофиты. Водные растения. Сожительство растений. Удивительное в жизни растений. Растения  Красной книги. Значение растений. Практические работы 1. Строение клеток растительных тканей разных видов. 2. Определение растений по рисункам и фотографиям. 3. Решение экологических задач. Экскурсии: 1. Растения байрачного леса. 2. Природные  сообщества окрестностей пос. Шишкин Лес. Контроль знаний:  выполнение практических работ;  выявление последствий деятельности человека на растения;  отчеты по экскурсиям;  игры, викторины, рисунки. IV Животные родного края       . Зоогеографические области.  Многообразие животного мира родного края.  Животные леса. Животные луга. Животные водоемов. Животные – паразиты.  Питание животных.  Размножение животных. Забота о потомстве.  Взаимосвязь  растений и животных. Цепи питания. Чудеса живой природы.  Формы и краски в мире животных. Человек – часть природы. Охраняемые  животные региона. Методы охраны и восстановления их численности.  Практические работы 1. Изучение многообразия животных пресноводного водоема. 2. Наблюдение за жизнедеятельностью птиц. 3. Изучение строения ротового аппарата насекомых в связи с типом  питания. 4. Определение животных по рисункам и фотографиям. 5. Оформление стенда «Красная книга животных Московской области». 6. Составление цепей питания. Экскурсии: 1. Изучение  животных по следам их деятельности. 2. Жизнь  водных обитателей  на примере местного водоема. 3. Экскурсия в зоологический музей. Контроль знаний  рефераты, доклады, сообщения;  отчеты по практическим работам  и экскурсиям;  рисунки, плакаты по охране природы;  игры, викторины. V. Комнатные растения и домашние животные Роль   комнатных   растений   в   обеспечение   санитарно­гигиенической   и природной     среды   человека.   Ассортимент   комнатных   растений.   Особенности размножения и ухода за комнатными растениями. Домашние   животные.   Функциональное   значение   животноводства: хозяйственное, декоративное. Домашние животные  нашей местности. Животные живого уголка. Практические работы: 1. Вегетативное размножение растений. 2. Уход за комнатными растениями. 3. Решение экологических задач. 4. Викторина «Домашние животные».    Экскурсия в ботанический сад.      Контроль знаний:  рефераты, сообшения;  рисунки;  практические занятия. VI. Природа в русской культуре Природные   мотивы   в   живописи,   прикладном   творчестве,   русских народных песнях, сказках, былинах. Изготовление поделок из природного материала. Практическая работа: изготовление поделок из природного материала. Экскурсия: сбор  природных материалов для поделок.            VII. Общественно­массовая работа         Участие в природоохранных акциях, конкурсах, экологических десантах, праздниках, олимпиадах. Автор   оставляет   за   собой   право   вносить   в   программу   изменения,   не нарушающие общий логический смысл, ее цели и задачи. Учебно­тематический план II года обучения (216 часов) № п/п Перечень разделов, тем Введение 1 Условия среды обитания—фактор,  формирующий особенности живой природы. I Ландшафты планеты пустыня,     горы,   «Экодетектив»,   «Домовёнок   Кузя», Проекты:   «Спасибо!».           Природные   и  культурные   ландшафты. Ландшафты   мира:   полярные   регионы, тундра,     бореальный   лес,   лиственный   лес, полупустыня, лесостепь, тропический   лес,   побережья, материковые воды, моря и океаны. Практическая работа:    Чтение топографических карт. Экскурсия:     Изучение   особенностей   местного ландшафта:   равнины,   балки   и   овраги, водоемы.    Сельский ландшафт. Городской ландшафт. Изменение   ландшафтов   и   экосистем   под влиянием   естественных   причин   и деятельности человека.  Экскурсии: 1. 2. Элементы   урбанизации   в   местном Изучение городского ландшафта.   1 2 1 природном ландшафте. II Природа и культура Проекты:    «За   и   против»,   «Экотоп»,   «Война   – экологическое бедствие»         Природа – источник положительных и отрицательных эмоций. Экскурсии: 1.Эколого­эстетические осеннего парка. особенности   Кол­ во часов Из них Теор. Практ. Экск. 6 6 42 21 6 6 18 12 0 0 0 0 12 12 3 6 21 6 3 12 39 18 18 3 9 3 12 12 2 3     2.Экскурсия в картинную галерею.   Роль   озеленения   в   формировании     Садово­ культурных   традиций   народа. парковое   искусство   –   искусство проектирования   и   создания   парков, лесопарков,   садов   и   скверов.   История садово­паркового   искусства.   Зарождение искусства   создания   садов   в   древних цивилизациях   (Вавилон,   Египет,   Персия, Древняя   Греция,   Рим).   Парки   Европы (Италия, Франция, Англия) и их создатели. Русские сады и парки, их особенности.  Практическая работа:     Эстетическая оценка местного ландшафта: красота и гармония пейзажа, цветовая гамма, степень   уникальности   (можно   использовать репродукции картин и фотографии).      От живого уголка до зоопарка. История содержания   животных   в   неволе.   Роль животных   в   формировании   экологической культуры.  Практическая работа:       Создание  компьютерных  презентаций   по изучаемой теме. «Знакомые   незнакомцы»;   «Эко­три»;             Жизненные   формы   растений   по III Особенности   жизнедеятельности   живых организмов   в   связи   с   условиями   среды обитания         Проекты:    «Добрая зима»   К.Раункиеру, по И.Г. Серебрякову. Практическая работа:        Определение   жизненных   форм   живых организмов   в   связи   с   условиями   среды обитания.   Д.Н.Кашкарову, по В.В.Яхонтову. Практическая работа:        Определение   жизненных   форм   живых организмов   в   связи   с   условиями   среды обитания.     Экологические   группы   растений   и   Жизненные   формы   животных   по 3   1 2   15 12 3 0     6 3 3 0 51 21 18 12 6 6 9 3 3 6 3 6 3 0 0 0 4 5 животных   по   отношению   к   свету, температуре и воде. Практическая работа:     Решение экологических задач      Экологические группы живых организмов по месту обитания, пищевой специализации Практическая работа:     Решение экологических задач Экскурсия в экологический музей.       Особенности   жизнедеятельности   живых организмов   –обитателей   байрачного   леса, смешанного   леса,   лесостепи, полупустыни,   меловых   обнажений,   рек, прудов, ручьёв. Экскурсия:       Особенности   жизнедеятельности   живых организмов   в   связи   с   условиями   среды обитания   (экскурсии   в   байрачный   лес,   в степь, к водоёму).   степи, IV. Жалобная книга природы 1 2 3 4 Проекты:    «Возвращённый   лес»;     «Жалобная   книга природы»;  «По секрету всему свету».    области. Экскурсия:       Красная   книга   растений   Московской Редкие и исчезающие виды раннецветущих растений в своей местности.     Красная   книга   животных   Московской   области. Практическая работа:       Работа   над   проектом   «Жалобная   книга природы» Экскурсия: Редкие   и   исчезающие   виды   животных     в своей местности.       Растения   и   животные   Красной   книги   – обитатели   окрестностей   посёлка   Шишкин Лес. Практическая работа:      Работа над проектом «По секрету всему свету».   природоохранного законодательства.   История   возникновения   и   развития   12 15 60 15 15 9 15 3 6 6 0 3 9 23 19 24 3 3 3 3 0 6 6 6 12 6 0 6 почва, Практическая работа:      Экологическая оценка ландшафта своего населенного   пункта:   рельеф, санитарно­гигиенические   условия,   видовой состав деревьев и кустарников, животные.      Охрана почвы и воды. Землепользование. Эрозия почвы.  Практическая работа: Тест. 5 V.          Общественно­массовая работа.              Участие в природоохранных акциях, конкурсах, экологических   десантах, праздниках, олимпиадах. итого   6 18 216 5 1 0 Содержание программы (II год обучения) Введение Условия среды обитания — фактор, формирующий особенности живой  природы. I Ландшафты планеты      Природные и культурные ландшафты. Ландшафты мира: полярные регионы, тундра,     бореальный   лес,   лиственный   лес,   лесостепь,   пустыня,   полупустыня, тропический лес, горы, побережья, материковые воды, моря и океаны. Сельский ландшафт.   Городской   ландшафт.   Изменение   ландшафтов   и   экосистем   под влиянием естественных причин и деятельности человека.   Проекты:  «Экодетектив», «Домовёнок Кузя», «Спасибо!». Практическая работа:     Чтение топографических карт. Экскурсии: 1. Изучение городского ландшафта. 2. Элементы урбанизации в местном природном ландшафте. II Природа и культура        Природа – источник положительных и отрицательных эмоций. Роль   озеленения   в   формировании   культурных   традиций   народа.   Садово­ парковое искусство – искусство проектирования и создания парков, лесопарков, садов и скверов. История садово­паркового искусства. Зарождение искусства создания   садов   в   древних   цивилизациях   (Вавилон,   Египет,   Персия,   Древняя Греция, Рим). Парки Европы (Италия, Франция, Англия) и их создатели. Русские сады и парки, их особенности.  От живого уголка до зоопарка. История содержания животных в неволе. Роль животных в формировании экологической культуры.  Проекты:   «За и против», «Экотоп», «Война – экологическое бедствие»    Практические работы:  1. Эстетическая оценка местного ландшафта: красота и гармония пейзажа, цветовая гамма, степень уникальности (можно использовать репродукции картин и фотографии).    2. Создание компьютерных презентаций по изучаемой теме. Экскурсии: 1. Эколого­эстетические особенности осеннего парка. 2. Экскурсия в картинную галерею. III Особенности жизнедеятельности живых организмов в связи с условиями среды обитания               Жизненные   формы   растений   по   К.Раункиеру,   по   И.Г.   Серебрякову. Жизненные   формы   животных   по   Д.Н.Кашкарову,   по   В.В.Яхонтову. Экологические   группы   растений   и   животных   по   отношению   к   свету   , температуре   и   воде.   Экологические   группы   живых   организмов   по   месту обитания, пищевой специализации.                 Особенности   жизнедеятельности   живых   организмов   –   обитателей байрачного   леса,   смешанного   леса,   степи,   лесостепи,   полупустыни,   меловых обнажений, рек, прудов, ручьёв. Проекты:   «Знакомые незнакомцы»; «Эко­три»;  «Добрая зима» Практические работы:  1. Определение   жизненных   форм   живых   организмов   в   связи   с   условиями среды обитания. 2. Решение экологических задач Экскурсии:  1. Особенности жизнедеятельности живых организмов в связи с условиями среды обитания (экскурсии в лес, луг, к водоёму). 2. Экскурсия в экологический музей. IV. Жалобная книга природы      Красная книга Московской области. Растения и животные Красной книги – обитатели   окрестностей   посёлка   Шишкин   Лес.   История   возникновения   и развития   природоохранного   законодательства.   Охрана   почвы   и   воды. Землепользование. Эрозия почвы.  Проекты:   «Возвращённый лес»; «Жалобная книга природы»;  «По секрету всему свету».  Практические работы: 1.Экологическая   оценка   ландшафта   своего   населенного   пункта:   почва, рельеф,   санитарно­гигиенические   условия,   видовой   состав   деревьев   и кустарников, животные. 2. Тест. Экскурсии: 1. Редкие и исчезающие виды раннецветущих растений в своей местности. 2. Редкие и исчезающие виды животных в своей местности.          V. Общественно­массовая работа          Участие в природоохранных акциях, конкурсах, экологических десантах, праздниках, олимпиадах. Автор оставляет за собой право вносить в программу изменения, не нарушающие общей логический смысл, ее цели и задачи.                                           Список литературы для педагога: 1. Биология. Еженедельная газета издательского дома «Первое сентября”. 2. Е. Голубева. Занимательное естествознание. Санкт – Петербург., “Тритон”, 1997. 3. Жигарев И.А. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику “Основы экологии” под ред. Н.М. Черновой. 4. Козлова Т.А., Сухова Т.С., Сивоглазов В.И. Экология: книга для учителя. – М.: Школа­Пресс, 1996 5. Красная книга Московской области  6. Мансурова С.Е. и др. Следим за окружающей средой нашего города. 9­11 кл.: Школьный практикум – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДос, 2001 г. 7. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Уч.­мет.   пособ. Минск,  «Асар»,  1996. 8. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: “Академия развития”,1997. 9. Чернова   Н.М.   и   др.   Основы   экологии.   Сборник   задач,   упражнений   и практических работ, М.: «Дрофа», 10.Экология. Учебное электронное издание. М.: МГИЭиМ, 2004 11.Мультимедийное   учебное   пособие:   «Организация   полевых   практикумов   и экологических исследований в природе». Московский полевой учебный центр «Экосистема» 12.  Мультимедийное   учебное   пособие:   «Экологические   исследования школьников в природе». Московский полевой учебный центр «Экосистема» 13.  Мультимедийное   учебное   пособие:   «Здоровая   река   –   здоровая   пойма». Ботанический сад Московского университета Список литературы для воспитанников: 1. Большая энциклопедия природы для детей. Изд. Шантеклер. Бельгия. 1991. Гриф­фонд. Перевод Гуревич, 1994. 2. Гусев В. Животные у нас дома: справочное пособие – М.: Экология, 1992. 3. Красная книга Московской области.  4. Чернова   Н.М.   и   др.   Основы   экологии.   Сборник   задач,   упражнений   и практических работ, М.: «Дрофа» 2002 5. Чернова Н.М. и др. Основы экологии. 9 кл. М.: Просвещение, 1995 6. Экология. Мультимедийное учебное пособие. Под   ред. А.К. Ахлебнина, В.И. Сивоглазова. М.: Дрофа, 2004 г. 7. Мультимедийное   учебное   пособие   «Экогид:   Путеводитель   по экосистемам». Московский полевой учебный центр «Экосистема»
скачать по прямой ссылке