Программа дополнительного образования "Школа проектов"
Оценка 5

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Оценка 5
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 4
5 кл—11 кл +1
21.10.2019
Программа дополнительного образования "Школа проектов"
Программа «Школа проектов» ориентирована на приобретение практических знаний и умений школьников при проведении исследований и в проектной деятельности. Курс разработан для учащихся 5 – 9 класса, рассчитан на 180 часов. Цель программы – способствовать развитию интереса к естественным наукам, выявление и сопровождение учащихся проявляющих интерес к естественным наукам, удовлетворение спроса жителей округа на качественное дополнительное образование.
Программа дополнительного образования Школа проектов.docx
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КРАСНОГОРСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14 МИКРОРАЙОНА "ПАВШИНСКАЯ ПОЙМА" Принята на заседании методического совета КМЦ от «___»________________20___г. Протокол № __________________ Начальник КМЦ _______________/А. Л. Садекова/ УТВЕРЖДАЮ Начальник Управления образования Администрации г. о. Красногорск _______________/Н. С. Тимошина/ «___»____________________20__ г. Муниципальная дополнительная общеразвивающая программа ШКОЛА ПРОЕКТОВ естественнонаучной направленности Уровень программы: базовый Возраст обучающихся: 11 – 15 лет Срок реализации программы: Модули: 1 года (5 класс),   2 года (6­7 класс),  2 года (8­9 класс) Авторы­составители программы:  Тимошина Наталья Сергеевна, начальник Управления образования  Администрации г. о. Красногорск; Каргина Татьяна Сергеевна, Заместитель директора КМЦ; Кузьменко Юлия Евгеньевна, руководитель МПО учителей биологии г. о. Красногорск 2019 Содержание программы 1. Пояснительная записка 2. Краткая характеристика модулей. 3. Участники регионального проекта 4. Сроки и этапы реализации программы (по годам) 5. Содержание программы (по модулям) 1. Пояснительная записка Программа «Школа проектов» ориентирована на приобретение практических знаний и умений   школьников   при   проведении   исследований   и   в   проектной   деятельности.   Курс разработан для учащихся 5 – 9 класса, рассчитан на 180 часов. Цель   программы   –   способствовать   развитию   интереса   к   естественным   наукам, выявление   и   сопровождение   учащихся   проявляющих   интерес   к   естественным   наукам, удовлетворение спроса жителей округа на качественное дополнительное образование. Задачи программы: 1. Увеличение охвата детей дополнительным образованием. 2. Стимулирование интереса к естественным наукам. 3. Применение современных форм и методов дополнительного образования. 4. Использование   возможностей   системы   дополнительного   образования   для профессионального самоопределения школьников, выстраивания  индивидуальной профессиональной   траектории,   содействие   в   получении   профессии   в   области естественных наук  Программа   акцентирует   внимание   учащихся   на   методах,   которые   используются   в естественных науках, и дает возможность учащимся изучить их на практических занятиях.  Освоение учащимися курса  «Школа проектов» будет способствовать  развитию  у них познавательного   интереса   к   познанию   окружающего   мира,   научной   и   исследовательской деятельности; приобретению знаний о научной картине мира и методах, которые используют ученые   для   достижения   научного   знания;   формированию   представлений   о   содержании естественных наук, их значении и перспективах развития. Реализация   программы   направлена   на   формирование   у   школьников   потребности   в изучении природы, использования научных методов для познания окружающей среды и в повседневной жизни, выявление профессиональных интересов и склонностей. Программа состоит из трех модулей:  ­ школа первых открытий – 5 класс (36 часов); ­ школа проектов – 6­7 класс (72 часа); ­ мой проект – 8­9 класс (72 часа). Модули программы могут использоваться отдельно или последовательно. Первый   модуль   программы   –   стартовый.   Реализуется   в   течение   одного   календарного образовательными  организациями   г.  о.  Красногорск,  участвующими  в   проекте.  Второй  и третий  модули  разрабатываются  образовательной  организацией   самостоятельно   с  учетом региональных и муниципальных мероприятий, указанных в характеристике модулей. Отдельные модули и части программы могут быть использованы для организации занятий в каникулярное   время   и   для   индивидуальной   работы   с   одаренными   детьми   в   рамках реализации проектной и исследовательской деятельности учащихся. 2. Краткая характеристика модулей. Модуль 1. Школа первых открытий (5 класс, 36 часов) Ведение   в   проектную   и   исследовательскую   деятельность.   Пропедевтический   курс. Знакомство с естественными науками, предметом и методами исследований в этих областях знаний.   Первичное   знакомство   с   естественными   науками   (астрономией,   биологией, медициной,   физикой,   химией,   экологией).   Знакомство   с   методом   проектов.   Выполнение группового  проекта.   Лабораторный   практикум.   Цикл   учебных   экскурсий   биологической, экологической и краеведческой направленности.       Модуль 2. Школа проектов (6 – 7 классы, 72 часа) Знакомство   с   методом   проектов.   Выполнение   тематических   учебных   проектов   в области естественных наук. Лабораторный практикум. Реализация программы «Наука на каникулах» (подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников). Подготовка и проведение муниципального   конкурса   «Школа   проектов»,   участие   в   муниципальных   мероприятиях естественнонаучной   направленности.   Участие   в   реализации   школьного   долгосрочного проекта «Раздельно в XXI веке».         Модуль 3. Мой проект (8­9 классы, 72 часа) Комплекс   мероприятий   по   выполнению   индивидуального   проекта   учащимися, методическое сопровождение, оформление, подготовка к защите и защита проекта в рамках научно­практических конференций и конкурсов учащихся разного уровня. Создание условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий для учащихся. Организация работы   в   рамках   Школы   интеллектуального   роста   «Перспектива»   (подготовка   к Всероссийской   олимпиаде   школьников),   профориентационная   работа   для   учащихся, проявивших   способности   и   склонности   к   изучению   естественных   наук.  Работа   в   рамках проекта «Большое будущее» совместно с «Красногорским колледжем», организация работы с Высшими учебными заведениями естественнонаучной направленности в соответствии с договорами о сотрудничестве.  3. Участники регионального проекта Роль в проекте ФИО Должность № п/п Управление проектом (муниципальный уровень) 1. Куратор проекта  Тимошина  Наталья Сергеевна 2. Куратор проекта Каргина  Татьяна Сергеевна Начальник Управления   образования Администрации г. о.  Красногорск  Заместитель директора КМЦ 3. Администратор  проекта Кузьменко  Юлия Евгеньевна Руководитель МПО учителей  биологии Методическое обеспечение проекта 1. Авторы (соавторы)  Программы 2. 3. 4. 5. Вохмякова  Татьяна Львовна Зиновьева  Мария Сергеевна Андрианова  Ирина Валентиновна Изох  Елена Анатольевна Сычёва  Екатерина  Владимировна Иванова  Марина Анатольевна Сазонова  Марина Викторовна Изох  Елена Анатольевна Учитель биологии МБОУ гимназия  № 7 им. Д П. Яковлева Учитель биологии МБОУ СОШ №  10 с УИОП Учитель биологии МБОУ  Опалиховская СОШ Учитель химии МБОУ гимназия №  7 им. Д П. Яковлева Учитель биологии ЧОУ СОШ  «Исток» Директор МБОУ гимназия № 7 им.  Д П. Яковлева Заместитель директора по ВР Руководитель кафедры учителей  естественнонаучного цикла и  здорового образа жизни Апробационная площадка реализации Программы МБОУ гимназия № 7 им. Д. П. Яковлева 1. Куратор проекта 2. Администратор  проекта 3. Администратор  проекта Управление проектом (уровень образовательной организации) 1. Куратор проекта Грицук Наталья  Сергеевна Директор МБОУ СОШ №14  микрорайона "Павшинская пойма" 2. Куратор проекта 3. Администратор  проекта Краус Юлия Анатольевна Рубцова Нина  Ивановна Заместитель директора по УВР Руководитель кафедры Разработка программ, организация мероприятий проекта 4. Координатор  проекта Рубцова Нина  Ивановна Руководитель кафедры учителей  естественнонаучного цикла и  здорового образа жизни Руководитель кафедры учителей  математики, физики, информатики 5. Координатор  проекта Хлебанов Владислав  Николаевич Участие в мероприятиях проекта 8. Участники проекта Рубцова Нина Ивановна, учитель биологии Скворцова Елена Сергеевна, учитель биологии Крутько Анастасия Васильевна, учитель географии Хлебанов Владислав Николаевич, учитель физики  4. Сроки и этапы реализации программы (по годам) Название этапа, Мероприятия Ожидаемые результаты сроки реализации Апробация 2019­2020 учебный год Внедрение 2020­2021 учебный год Апробация 1 модуля программы «Школа  первых открытий» Организация и проведение  муниципального конкурса «Школа  проектов естественных наук» Участие в школьных, окружных и  региональных мероприятиях  естественнонаучной направленности Внедрение 1, 2 и 3 модулей программы  «Школа проектов»  Активизация работы ШНОУ Участие в мероприятиях проекта «Наука  в Подмосковье» Основной этап 2021 – 2023  годы Заключительный Реализация 1, 2 и 3 модулей программы  «Школа проектов» Участие в мероприятиях проекта Обобщение опыта.  этап 2024 – 2025 учебный год Определение аудитории  проекта Разработка индикаторов  эффективности  реализации проекта Создание базы площадок  для подготовки,  реализации и защиты  проектов Достижение  индикаторных  показателей: охват учащихся 100­150  человек; Наличие победителей и  призеров  Достижение  индикаторных  показателей Представление опыта  реализации программы в  педагогическом  сообществе округа Приложение 1. Программа 1 модуля «Школа первых открытий» Пояснительная записка Программа  «Школа первых открытий»  ориентирована на приобретение практических знаний и умений школьников применять полученные знания при проведении исследований и в проектной деятельности. Курс разработан для учащихся 11­12 летнего возраста (5 класс) и носит пропедевтический характер. Программа   акцентирует   внимание   учащихся   на   методах,   которые   используются   в естественных науках, и дает возможность учащимся изучить их на практических занятиях.  Освоение учащимися курса «Школа первых открытий» будет способствовать развитию у   них  познавательного   интереса   к   познанию   окружающего   мира,   научной   и исследовательской деятельности; приобретению знаний о научной картине мира и методах, которые используют ученые для достижения научного знания; формированию представлений о содержании естественных наук, их значении и перспективах развития. Реализация   программы   направлена   на   формирование   у   школьников   потребности   в изучении природы, использования научных методов для познания окружающей среды и в повседневной   жизни,   выявление   профессиональных   интересов   и   склонностей   в   будущей жизни. В   программе   предусмотрено   проведение   17   практических   работ   и   2   экскурсии   (в каникулярное время). Большинство   учебных   занятий   проходит   в   групповой   форме.   В   ходе   реализации программы предусмотрено проведение защиты проектов и учебных экскурсий.  Программа «Школа первых открытий» рассчитана на 36 часов. Содержание программы Введение.   Научный   метод   познания   природы   (1   ч.).   Методы.   Наблюдение, описание, обобщение. Факты и данные. Эксперимент. Выводы. Гипотезы и теории. Как это связано друг с другом и как ученые используют это в научных исследованиях Раздел   1.  Наблюдения   и   измерения   (5   ч.).   В   чем   разница   между   «смотреть»   и «наблюдать».   Почему   необходимо   записывать   наблюдения   и   как   это   сделать   правильно. Выбор объекта для наблюдений. Оформление дневника наблюдений. Что можно измерить. Простейшие измерители и простейшие измерения. Практическая работа №1. Наблюдение за природным объектом или явлением. Практическая работа №2. Проведение измерений с помощью простейших приборов. Практическая работа №3. Проведение измерений природных объектов или явлений. Раздел 2. Работа в лаборатории (10 ч.). Правила работы в лаборатории. Приборы и лабораторное   оборудование.   Экскурсии   в   кабинеты   биологии   и   химии.   Демонстрация опытов.   Устройство   увеличительных   приборов   (лупа   и   штативная   лупа,   микроскоп)   и правила работы с ними.  Практическая   работа   №4.   Рассматривание   объектов   с   помощью   увеличительных приборов. Практическая работа №5. Рассматривание макрообъектов при помощи увеличительных приборов. Практическая   работа   №6.   Рассматривание   готовых   микропрепаратов   под микроскопом.  Практическая работа №7. Изготовление микропрепарата. Практическая работа №8. Работа цифрового микроскопа. Раздел   3.  Поиск   и   обработка   информации   (8   ч.).   Коллекции   и   определители. Понятие   о   классификации.   Принципы   составления   ключа   к   определению.   Поиск информации по карте. Работа с информацией в библиотеке и глобальной сети Интернет.  Практическая работа №9. Работа с определителем или с определительной карточкой. Практическая работа №10. Составление ключа к определению предметов, объектов живой или неживой природы. Практическая работа №11. Работа с картой.  Практическая работа №12. Работа в библиотеке. Поиск книг по каталогу. Работа в читальном зале. Практическая   работа   №13.   Поиск   информации   в   интернете.   Адрес   электронного документа. Раздел 4. Школа проектов (4 ч.). Выполнение проектов по биологии, гидробиологии, экологии.   (по   разделам:   определители,   гидробиология,   приготовление   микропрепаратов, живая и неживая природа и др.) Оформление проекта. Защита проекта. Практическая работа №14. Часть 1. Алгоритм выполнения проекта.   (1) выбор темы проекта;   2)   выполнение   проектного   исследования   с   использованием   инструктивной карточки;   3)   оформление   результатов   проектного   исследования   в   виде   презентации PowerPoint$ 4) Подготовка проекта к защите и защита проекта) Темы проектов: Определители:   1)   определение   минералов;   2)   классификация   плодов   и   семян;   3) определение побегов древесных растений; 3) определение хвойных растений. Гидробиология:   1)   определение   некоторых   показателей   химического   состава   воды (кислотность,   окисляемость,   жёсткость);   2)   определение   водорослей   и   простейших;   3) определение степени обрастания стенок аквариума Приготовление микропрепаратов: 1) многообразие клеток; 2) рассматривание мукора под   микроскопом;   2)   плазмолиз/деплазмолиз   в   клетках   кожицы   лука;   3)   движение цитоплазмы в клетках листа элодеи *примечание.   Набор   проектно­исследовательских   работ   может   быть   изменен   и дополнен по усмотрению учителя.  Практическая   работа   №15.   Конференция   «Школа   проектов   естественных   наук» (школьный тур) Раздел   5.  Моделирование   природных   объектов   и   явлений.  (4   ч.).  Что   такое моделирование. Почему применяют этот метод и когда это выгодно. Подготовка стендового доклада   и   демонстрации   модели.   Проведение   выставки   моделей   природных   объектов   и явлений.   (Моделирование   процессов:   заселение   водоема,   высыхание   водоема,   влияние гигроскопичности   почвы   на   расход   воды   при   поливе   комнатных   растений,   условия прорастания семян) Практическое занятие №16. Разработка модели природного объекта или явления (продолжительность занятия два академических часа). Раздел   6.  Создание   экологической   тропы   на   пришкольной   территории   (4   ч.). Проведение   экологической   экскурсии   по   пришкольной   территории.   Выбор   природных объектов. Создание и оформление экологической тропы. (1. «Многообразие растений»; 2. «Экологические   факторы»;   3.   «Интродуцированые   виды»)   Разработка   и   проведение экскурсии по экологической тропе для дошкольных групп. Практическая   работа   №   17.   Определение   этапов   экологической   тропы.   Описание природных объектов. Учебный план Название раздела/темы Введение Наблюдения и измерения № п/п 1. 2. 3. Работа в лаборатории Поиск и обработка информации 4. 5. Школа проектов 6. Моделирование природных  7. объектов и явлений Создание экологической тропы на пришкольной территории Количество часов Теория  Практика Формы контроля 1 2 5 3 2 3 3 3 5 5 2 1 1 Оформление  наблюдений Оформление  лабораторных работ Материалы Презентация Модель Проект  19 17 Всего 1 5 10 8 4 4 4 36 Календарно­тематическое планирование Темы/занятия № п/п Введение (1 час) Введение 1. Раздел 1. Наблюдения и измерения (5 ч.) 2. Проведение наблюдений в природе 3. 4. Выбор объекта для наблюдений Оформление дневника наблюдений. 5­6. Простейшие измерители и  простейшие измерения. Научный метод познания природы.  Методы. Наблюдение, описание,  обобщение. Факты и данные.  Эксперимент. Выводы. Гипотезы и  теории В чем разница между «смотреть» и  «наблюдать». Почему необходимо  записывать наблюдения и как это  сделать правильно. Выбор объекта для  наблюдений. Практическая работа №1. Наблюдение  за природным объектом или явлением. Зачем нужен дневник наблюдений?  Представление данных в виде таблиц,  диаграмм графиков. Как рисовать  биологические рисунки Линейка, нить, сетка, маркеры. Практическая работа №2. Проведение  измерений с помощью простейших  приборов. Практическая работа №3. Проведение  измерений природных объектов или  явлений. Раздел 2. Работа в лаборатории (10 ч.) Правила работы в лаборатории 7. Техника безопасности при работе в  кабинете химии и биологии.  Изучение лабораторного  оборудования. Выполнение  Содержание Виды деятельности Сроки  Анализ объяснения учителя, отбор и отбор материала беседы. 1 неделя Наблюдение за демонстрациями,  анализ полученных результатов,  изучение устройств по моделям и  плакатам. Выполнение  практических работ 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя 6 неделя 7 неделя 8. Знакомство с химической  лабораторией 9­10 Устройство увеличительных  приборов (лупа и штативная лупа,  микроскоп) и правила работы с  ними. 11. Ручная лупа и штативная лупа. Работа с микроскопом 12­ 13. 14. Работа в цифровым микроскопом 15. Использование цифровых устройств  для увеличения объектов 16. Цифровая фотография  микрообъектов Знакомство с увеличительными  приборами  Правила оформления лабораторной  работы. Лабораторный практикум: Знакомство с химической лабораторией, демонстрация опытов Устройство увеличительных приборов  (лупа и штативная лупа, микроскоп) и  правила работы с ними. Практическая работа №4.  Рассматривание объектов с помощью  увеличительных приборов. Практическая работа №5.  Рассматривание макрообъектов при  помощи увеличительных приборов. Практическая работа №6.  Рассматривание готовых  микропрепаратов под микроскопом Практическая работа №7. Изготовление  микропрепарата. Практическая работа №8. Работа  цифрового микроскопа. Как использовать мобильный телефон  как увеличительный прибор Просмотр изображений макро и  микрообъектов.  Как рисовать микрообъекты проектно­исследовательских работ.  Объяснение наблюдаемых явлений.  Формулирование выводов по  результатам опытов Выполнение групповых  индивидуальных и самостоятельных работ  8 неделя 9 неделя 10 неделя 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя 15 неделя 16 неделя Раздел 3. Поиск и обработка информации (8 ч.) 17. Коллекции и определители Коллекции и определители. Понятие о  классификации. Принципы составления  ключа к определению. Поиск информации в библиотеке и в сети Интернет. Работа с каталогами  и определителями. Работа с картой 17 неделя Работа с определителем Экскурсия в библиотеку 18­ 19. 20­ 21. 22. Работа с картой 23. Поисковая система библиотеки 24. Поиск информации в Интернете Раздел 4. Школа проектов (4 ч.) 25. Что такое проект?  Понятие «Теза» и «антитеза». Практическая работа №9. Работа с  определителем или с определительной  карточкой. Практическая работа №10. Составление  ключа к определению предметов,  объектов живой или неживой природы. Устройство библиотеки  Составление списка библиографических источников Поиск объектов на карте. Условные  обозначения.  Практическая работа №11. Работа с  картой. Поисковая система библиотеки.  Систематический и алфавитный  каталоги.  Практическая работа №12. Работа в  библиотеке. Поиск книг по каталогу.  Работа в читальном зале. Поиск информации в Интернете  Составление списка библиографических источников Практическая работа №13. Поиск  информации в интернете. Адрес  электронного документа. Алгоритм выполнения проекта. Практическая работа №14. Часть 1.  Алгоритм выполнения проекта.  ( 1)  выбор темы проекта; 2) выполнение  проектного исследования с  18 неделя 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 неделя 23 неделя 24 неделя Выполнение учебного проекта 25 неделя 26. Выполнение проектов по биологии,  гидробиологии и экологии 27. Подготовка проекта к защите использованием инструктивной  карточки; 3) оформление результатов  проектного исследования в виде  презентации PowerPoint$ 4) Подготовка  проекта к защите и защита проекта) Практическая работа №14. Часть 2.  Темы проектов: Определители: 1) определение  минералов; 2) классификация плодов и  семян; 3) определение побегов  древесных растений; 3) определение  хвойных растений. Гидробиология: 1) определение  некоторых показателей химического  состава воды (кислотность,  окисляемость, жёсткость); 2)  определение водорослей и простейших;  3) определение степени обрастания  стенок аквариума  Приготовление микропрепаратов: 1)  многообразие клеток; 2) рассматривание мукора под микроскопом; 2)  плазмолиз/деплазмолиз в клетках  кожицы лука; 3) движение цитоплазмы в клетках листа элодеи *примечание. Набор проектно­ исследовательских работ может быть  изменен и дополнен по усмотрению  учителя. Оформление проекта, подготовка  презентации проекта. Подготовка  выступления 26 неделя 27 неделя 28. Конференция Практическая работа №15.  Конференция «Школа проектов  естественных наук» (школьный тур) 28 неделя Раздел 5. Моделирование природных объектов (4 ч.) 29. Что такое моделирование. Методы  моделирования. Моделирование процессов 30­ 31. 32. Проведение выставки моделей  природных явлений Раздел 6. Создание экологической тропы (4 ч.) 33. Что такое экологическая тропа? Что такое моделирование.  Что такое  моделирование. Почему применяют этот метод и когда это выгодно. Моделирование процессов: заселение  водоема, высыхание водоема, влияние  гигроскопичности почвы на расход воды при поливе комнатных растений,  условия прорастания семян Практическое занятие №16. Разработка  модели природного объекта или явления (продолжительность занятия два  академических часа). Подготовка стендового доклада,  демонстрация модели. Проведение экскурсии по  экологической тропе. Выбор объектов  для экологической тропы. Создание и  описание маршрута Создание экскурсий по экологической  тропе на пришкольной территории: 1.  «Многообразие растений»; 2.  «Экологические факторы»; 3.  «Интродуцированые виды» Практическая работа № 17.  Определение этапов экологической  тропы. Описание природных объектов. Разработка и проведение экскурсии по  Моделирование и конструирование 29 неделя 30 неделя 31 неделя 32 неделя Маршрутизация. Составление карты маршрута и паспортизация объектов 33 неделя 34 неделя 35 неделя 34. Создание и оформление  экологической тропы 35. Проведение экскурсии по экологической тропе экологической тропе для дошкольных  групп. 36. 36 неделя Список литературы 1 Алексеев Н.Г.  О  целях   обучения   школьников   исследовательской   деятельности //VII юношеские чтения им. В.И. Вернадского: Сб. методических материалов. ­ М., 2000.  2 Бреховских   Л.М.  Как   делаются   открытия   //Методический   сборник   «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001. 3 Всествятский Б.В. Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926.  4 Исследовательская   деятельность   учащихся   в   современном   образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. п. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.  5 Леонтович А.В.  «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), Издание МГДД(Ю)Т .М.2003. 6 Леонтович   А.В.  Каждый   человек   –   исследователь//Алхимия   проекта:   Метод разработки   мини­тренингов   для   слушателей   и   преподавателей   программы   Intel «Обучение для будущего» /Под ред. Ястребцевой ЕН. И Быховского Я.С. – 2­е изд., доп. – М., 2005 . 7 Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать  знания. – Ярославль, 2002. Рекомендуемая литература для учащихся 1. Грешневиков, А. Н.   Экологический   букварь:   для   средних   и   старших   классов   / А. Н. Грешневиков. – М. : Экос­Информ, 1995. – 75 с.  2. Махлин М. Д., Солоницына Л. П. Аквариум в школе: Кн. для учителя. — М.:  Просвещение, 1984.— 144 с. 3. Чистякова   С.Н.,   Лернер   П.С.,   Титов   Е.В.   и   др.   Исследовательская   практика школьников в профильном обучении: книга для учителя. – М.: 2006. –145 С. 4. Школьный экологический мониторинг: Учебно­методическое пособие/ Под. ред. Т.Я. Ашихминой. – М.: АГАР, 2000. – 387 с. 5. Виртуальная образовательная лаборатория (http://www.virtulab.net/  ) [электронный  ресурс]  Описание: коллекция образовательных интерактивных работ по физике,  химии, биологии, позволяет учащимся проводить виртуальные эксперименты  (период обращения сентябрь 2017г) 6. Олимпиада Национальной технологической инициативы (https://nti­contest.ru/ )  [электронный ресурс]

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"

Программа дополнительного образования "Школа проектов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2019