Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
04.03.2018
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования составлена с учетом планируемых результатов основной общеобразовательной программы начального общего образования, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на 2015-2025 годы. В основу программы положены основные воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа ДНРиВ ООП НОО.docx
2.3. Программа духовнонравственного воспитания,
развитияучащихся при получении начального общего
образования
Программа духовнонравственного развития и воспитания учащихся на
уровне начального общего образования МАОУ «СОШ № 36» разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Стратегией
развития воспитания в Российской Федерации на 20152025 гг..,. направлена
на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего
воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность
учащихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей,
реализуемого в совместной социально
моральных приоритетов,
педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов
общественной жизни.
При разработке программы, мы учитывали конкретные возможности
школы, материальное и методическое обеспечение, учитывали запросы
семей, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования,
основные направления работы школы: гражданскопатриотическое,
духовнонравственное и здоровьесберегающее направление деятельности
школы.
Одним из приоритетных направлений в воспитании МАОУ «СОШ №
36» является – создание условий для формирования гражданственности,
патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи,
базовые национальные ценности российского общества.
Программа предусматривает приобщение учащихся к культурным
ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым
национальным ценностям российского общества, общечеловеческим
ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:
создание системы воспитательных мероприятий,
позволяющих
учащемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную,
внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко
культурную, этническую и региональную специфику;
формирование у учащегося активной деятельностной позиции;
ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры,
духовными ценностями отечественной культурынравственно
эстетическими ценностями многонационального народа России и народов
других стран;
формирование у учащихся при получении начального общего
образования ценностных ориентаций общечеловеческого содержания,
активной жизненной позиции, потребности в самореализации в
образовательной и иной творческой деятельности;
развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;
формирование и расширение опыт позитивноговзаимодействия с
окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической и
экологической культуры.
Программа
содержит
переченьпланируемыхрезультатов
воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных
компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по
организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и
внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора,
развитие общей культуры.
2.3.1. Цель и задачи духовнонравственного развития, воспитания и
социализации учащихся. Целью духовнонравственного развития и воспитания учащихся при
получении начального общего образования является социально
педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу
Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовнонравственного развития и воспитания учащихся
приполучении начального общего образования:
Область формирования
задачи
В области формирования
нравственной культуры:
развитию,
формирование
способности к
духовному
реализации
творческого потенциала в учебно игровой
предметнопродуктивной, социально
ориентированной деятельности
на основе нравственных установок и
моральных
и
образования,
универсальной духовнонравственной
компетенции — «становиться лучше»;
нравственности,
самовоспитания
укрепление
норм,
непрерывного
основанной на свободе воли и духовных
отечественных
традициях, внутренней
установке личности школьника поступать
согласно своей совести;
формированиеоснов нравственного
личности
(совести) —
младшего школьника
самосознания
способности
формулировать
нравственные
осуществлять
самоконтроль, требовать
выполнения моральных норм, давать
нравственную оценку своим и чужим
собственные
обязательства,
нравственный
себя
от поступкам;
формирование нравственного смысла
учения;
формирование основ
морали
осознанной учащимся необходимости
определённого
поведения,
обусловленного принятыми в обществе
представлениями о добре и зле, должном
и
укрепление у
учащегося
самооценки, самоуважения и жизненного
оптимизма;
позитивной нравственной
недопустимом,
принятие учащимся
базовых
национальных ценностей, национальных и
этнических духовных традиций;
формирование
эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто
выражать и отстаивать свою нравственно
оправданную позицию,
проявлять
критичность к собственным намерениям,
мыслям и поступкам;
формирование способности
к
самостоятельным поступкам и действиям,
совершаемым
морального
выбора, к принятию ответственности заих
результаты;
на основе
В области формирования
социальной культуры:
развитие трудолюбия, способности к
преодолению
целеустремлённости и
достижении результата.
формирование
трудностей,
настойчивости в
основ
российской
гражданской идентичности;
пробуждение веры в Россию, в свой
народ, чувства личной ответственности за
Отечество;
воспитание ценностного
отношения
к своему национальному языку и культуре;
формирование
патриотизма и
гражданской солидарности;
развитие
навыков организации
сотрудничества
осуществления
педагогами, сверстниками, родителями,
старшими детьми в решении общих
проблем;
и
с
укрепление доверия к другим людям;
и
развитие
эмоциональной отзывчивости, понимания
других людей и сопереживания им;
доброжелательности
становление
гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
отношения
осознанного
и
к
религиям и
формирование
уважительного
традиционным российским
религиозным организациям, к вере и
религиозным убеждениям;
формирование
и
основ культуры межэтнического общения,
уважения
культурным,
религиозным традициям, истории и
образу жизни представителей
России.
толерантности
к языку,
народов
у
как основе российского общества;
формирование
учащегося
уважительного отношения к родителям,
осознанного, заботливого отношения к
старшим и младшим;
формирование
семейных
семейных ролях и уважения к ним;
историческими
традициями российской семьи.
знакомство учащегося с культурно
представления
ценностях,
гендерных
и
этническими
о
В области формирования формирование
отношения к семье
семейной культуры: При определении целей воспитания, основывающихся на системе
ценностей, очень важны гармоничная связь, взаимодополняемость и
соблюдение разумного баланса между традиционными российскими
национальными ценностями и общечеловеческими.
2.3.2.Основные направления и ценностные основы
духовнонравственного развития, воспитания и социализации
учащихся
Общие задачи духовнонравственного развития, воспитания и
социализации учащихся на уровне начального общего образования
классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно
связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно
нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из направлений духовнонравственного развития, воспитания и
социализации учащихся основано на определенной системе базовых
национальных ценностей и направлено на их усвоение учащимися.
Организация духовнонравственного развития и воспитания учащихся
МАОУ «СОШ №36» осуществляется по следующим направлениям:
Гражданско патриотическое воспитание
Нравственное и духовное воспитание
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
Экологическое воспитание
Интеллектуальное воспитание
Здоровьесберегающее воспитание
Социокультурное и медиакультурное воспитание
Культуротворческое и эстетическое воспитание
Правовое воспитание и культура безопасности Воспитание семейных ценностей
Все направления духовнонравственного развития,
воспитания и
социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие
личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных
традиций. В школе создаются условия для реализации всех направлений
духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
2.3.3. Основное содержание духовнонравственного развития,
воспитания и социализации учащихся
Направление
Гражданско
патриотическое
воспитание:
государство;
общество;
Ценности
любовь к России, своему
народу, своему краю;
служение Отечеству;
правовое
гражданское
закон и правопорядок;
свобода
национальная;
доверие
к
людям,
институтам государства и
гражданского общества
личная
и
народам
представления
Содержание
ценностные представления о любви к
Родине,
Российской
Федерации, к своей малой родине –
Республике Коми;
нравственные
первоначальные
представления о долге,
чести и
достоинстве в контексте отношения к
отечеству, к согражданам, к семье,
школе, одноклассникам;
элементарные
о
политическом устройстве Российского
государства, его институтах, их роли
жизни общества, важнейших законах
государства;
представления о символах государства
– Флаге, Гербе России, о флаге и гербе
Республики Коми;
интерес к государственным праздникам
и важнейшим событиям
России и
Республики Коми;
уважительное отношение к русскому
языку как государственному;
ценностное отношение к коми языку и
культуре коми народа;
первоначальные
о
народах России, об их общей
исторической судьбе,
о единстве
народов нашей страны;
первоначальные представления о
национальных героях и важнейших
событиях истории России и ее народов;
уважительное отношение к воинскому
прошлому и настоящему нашей страны,
представления Нравственное
и
духовное воспитание:
достоинства
духовный мир человека,
нравственный выбор;
жизнь и смысл жизни;
справедливость;
милосердие;
честь;
достоинство;
уважение
человека, равноправие;
ответственность и чувство
долга;
забота и помощь, мораль,
щедрость
честность,
свобода
и
вероисповедания;
вера;
традиционные религии и
духовная культура народов
России,
российская
светская(гражданская)
этика.
совести
Воспитание
положительного
отношения к труду и
творчеству:
уважение к труду, человеку
труда;
творчество и созидание;
стремление к познанию и
совести
и
общества,
свободе
представления
уважение к защитникам Родины.
первоначальные
о
морали, об основных понятиях этики
(добро и зло, истина и ложь, смысл
и ценность жизни, справедливость,
милосердие,
нравственный выбор,
достоинство, любовь и др.);
первоначальные представления о
значении религиозной культуры в жизни
человека
связи
религиозных культур народов России и
российской гражданской (светской)
этики,
и
вероисповедания,
роли
традиционных религий в развитии
Российского государства, в истории и
культуре нашей страны;
первоначальные представления о
духовных ценностях народов России и
народов Республики Коми;
уважительное отношение к традициям,
культуре и языку коми народа и других
народов России;
знание и выполнение правил поведения в
школе, дома, на улице, в населенном
пункте, в общественных местах, на
природе;
уважительное отношение к старшим,
доброжелательное
к
сверстникам и младшим;
дружеских
установление
взаимоотношений
коллективе,
основанных на взаимопомощи и
взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему
живому;
стремление
плохих
поступков, не капризничать, не быть
упрямым; умение признаться в плохом
поступке и проанализировать его;
отрицательное
к
отношение
аморальным поступкам, грубости
оскорбительным словам и действиям,
содержании
в
художественных
и
телевизионных передач.
первоначальные
о
нравственных основах учебы, ведущей
роли образования, труда и значении
творчества
жизни человека и
представления
отношение
фильмов
избегать
том
числе
в
в
в и
работа в
истине;
целеустремлѐнность
настойчивость;
бережливость;
трудолюбие,
коллективе;
ответственное отношение к
труду и
творчеству,
активная
жизненная
позиция, самоорганизация в
профессии
Интеллектуальное
воспитание:
образование;
истина;
интеллект;
наука;
интеллектуальная
деятельность;
интеллектуальное развитие
личности;
знание, общество знаний.
о
проявлять
представления
представления об
общества;
уважение к труду и творчеству старших
и сверстников;
элементарные
основных профессиях;
ценностное отношение к учебе как виду
творческой деятельности;
элементарные
современной экономике;
первоначальные навыки коллективной
работы, в том числе при разработке и
реализации учебных и учебнотрудовых
проектов;
умение
дисциплинированность,
последовательность и настойчивость в
выполнении учебных и учебнотрудовых
заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем
месте;
бережное отношение к результатам
своего труда, труда других людей к
школьному имуществу,
учебникам,
личным вещам;
отрицательное отношение к лени и
небрежности в труде и учебе,
небережливому
к
результатам труда людей
первоначальные
представления
о
возможностях
интеллектуальной
деятельности, о ее значении для
развития личности и общества;
представление об образовании и
самообразовании как общечеловеческой
качестве
ценности,
необходимом
современного человека,
условии
достижении личного успеха в жизни;
элементарные представления о роли
знаний,
развитии
современного производства, в жизни
человека и общества, об инновациях,
инновационном обществе о знании как
производительной силе, о связи науки и
производства;
первоначальные представления о
содержании,
и
современного
безопасности
информационного пространства;
интерес к познанию нового;
уважение интеллектуального труда,
ценности
отношению
науки
в науки,
навыки
занятий
его
значения
представителям
людям
творческих профессий;
элементарные навыки работы с научной
информацией;
первоначальный опыт организации и
реализации учебноисследовательских
проектов;
первоначальные представления об
ответственности за использование
результатов научных открытий.
первоначальные представления о
здоровье человека как абсолютной
ценности,
для
полноценной человеческой жизни, о
физическом, духовном и нравственном
здоровье;
формирование
начальных
представлений о культуре здорового
образа жизни;
базовые
сохранения
собственного здоровья, использования
здоровьесберегающих технологий в
процессе обучения и во внеурочное
время;
о
первоначальные
физической
ценности
культурой и спортом, понимание
влияния
на
развитие личности человека, на процесс
обучения и взрослой жизни;
элементарные знания по истории
российского и мирового спорта,
уважение к спортсменам России и
Республики Коми;
отрицательное
к
употреблению психоактивных веществ,
к курению и алкоголю, избытку
компьютерных игр и интернета;
понимание опасности, негативных
последствий
употребления
алкоголя,
психоактивных
веществ,
табака,
бесконтрольного
употребления
лекарственных
препаратов,
возникновения суицидальных мыслей.
первоначальное понимание значений
понятий«миролюбие»,
«гражданское
согласие», «социальное партнерство»,
важности этих явлений для жизни и
развития человека, сохранения мира в
веществ,
наркотических
этой
деятельности
представления
отношение
Здоровесберегающее
воспитание:
здоровье
физическое,
духовное и нравственное,
здоровый образ жизни,
здоровьесберегающие
технологии,
физическая культура и
спорт
Социокультурное и
медиакультурное
воспитание
гражданское
социальное
культурное,
миролюбие,
согласие,
партнерство,
межкультурное
сотрудничество, обогащение
личности,
духовная и культурная
консолидация общества;
поликультурный мир.
Культурологическое
и
воспитании:
эстетическое
красота;
гармония;
эстетическое развитие,
самовыражение
творчестве и искусстве,
культуросозидание,
индивидуальные творческие
способности,
диалог
цивилизаций.
культур
и
в
опыт
семье, обществе, государстве;
первоначальное понимание значений
агрессия»,
понятий «социальная
рознь»,
«межнациональная
«экстремизм»,
«терроризм»,
«фанатизм», формирование негативного
отношения к этим явлениям,
элементарные знания о возможностях
противостояния им;
первичный опыт межкультурного,
межнационального,
межконфессионального сотрудничества,
диалогического общения;
первичный
социального
партнерства и межпоколенного диалога;
первичные навыки использования
информационной
среды,
телекоммуникационных технологий для
организации
межкультурного
сотрудничества,
культурного
взаимообогащения.
первоначальные представления об
эстетических идеалах и ценностях;
навыки
первоначальные
культуроосвоения
и
культуросозидания; направленные на
достижениям
приобщение
общечеловеческой
и национальной
культуры Республики Коми;
проявление и развитие индивидуальных
творческих способностей;
способность
собственные
предпочтения;
представления о душевной и
физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов,
чувства прекрасного;
умение видеть красоту природы, труда и
творчества;
начальные представления об искусстве
народов России и Республики Коми;
интерес к чтению, произведениям
искусства,
спектаклям,
концертам, выставкам, музыке;
интерес к занятиям художественным
творчеством;
стремление к опрятному внешнему
виду;
отрицательное отношение к некрасивым
формулировать
эстетические
детским
к Правое воспитание и
культура
безопасности
правовая культура,
права и обязанности
человека,
свобода личности,
демократия,
электоральная культура,
безопасность,
безопасная
среда школы,
безопасность
информационного
пространства,
безопасное поведение в
природной и техногенной
среде
Воспитание семейных
ценностей
и
психология
семья;
семейные традиции;
культура семейной жизни;
этика
семейных отношений;
любовь
родителям, прародителям;
забота о старших и
младших.
и уважение к
представления
представления
поступкам и неряшливости.
элементарные
представления об
институтах гражданского общества, о
возможностях участия граждан в
общественном управлении;
первоначальные
о
правах, свободах и обязанностях
человека;
элементарные
о
верховенстве закона и потребности в
правопорядке, общественном согласии;
интерес к общественным явлениям,
понимание активной роли человека в
обществе;
стремление активно участвовать в делах
класса, школы, семьи, своего села,
города;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям
порядка в классе, дома, на улице, к
невыполнению человеком
своих
обязанностей;
знание правил безопасного поведения
в школе, быту, на отдыхе, городской
среде, понимание необходимости их
выполнения;
первоначальные представления об
информационной безопасности;
представления о возможном негативном
влиянии на моральнопсихологическое
состояние человека компьютерных
телевизионных
игр,
передач,
элементарные
представления о девиантном и
делинквентном поведении.
первоначальные представления о семье
как социальном институте о роли семьи
в жизни человека и общества;
знание правила поведения в семье,
понимание
их
выполнения;
представление о семейных ролях,
правах и обязанностях членов семьи;
знание истории, ценностей и традиций
своей семьи;
уважительное, заботливое отношение
к родителям, прародителям, сестрам и
братьям;
элементарные представления об этике
и психологии семейных отношений,
кинофильмов,
рекламы;
необходимости Формирование
коммуникативной
культуры:
русский язык,
языки народов России,
культура общения,
межличностная
межкультурная
коммуникация,
ответственное отношение
к слову как к поступку,
продуктивное и безопасное
общение
и
Экологическое
воспитание:
родная земля;
заповедная природа;
планета Земля;
освоение
бережное
природных
ресурсов
региона, страны, планеты;
экологическая культура,
забота об окружающей
среде, домашних животных.
на
здоровья
родного
языка,
представления
представления
основанных
традиционных
семейных ценностях народов России и
Республики Коми.
первоначальные
о
значении общения для жизни человека,
развития личности, успешной учебы;
знания
правил
первоначальные
эффективного
бесконфликтного,
безопасного общения в классе, школе,
семье, со сверстниками, старшими и
младшими;
понимание значимости ответственного
отношения к слову как к поступку,
действию;
первоначальные знания о безопасном
общении в Интернете;
ценностные представления о родном
языке;
первоначальные
истории
особенностях и месте в мире;
элементарные
современных
коммуникации;
элементарные навыки межкультурной
коммуникации.
ценностное отношение к природе и всем
формам жизни;
элементарный
природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и
животным;
понимание взаимосвязи
человека и экологической культуры;
первоначальные навыки определения
экологического
компонента в
проектной и учебноисследовательской
формах
деятельности,
деятельности;
образовательной
элементарные
знания
законодательства
области
в
защиты окружающей среды.
представления
других
о
технологиях
опыт
об
его
Создание пространства духовнонравственного воспитания и развития
учащихся является важнейшей задачей деятельности школы. Именно в этом
пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и
реализуются нравственные ценности. Направление
Гражданско
патриотическо
е воспитание
Виды деятельности
Формы занятий
о
• получение
первоначальных
представлений
Конституции
Российской Федерации, ознакомление с
государственной символикой — Гербом,
Флагом Российской Федерации, гербом
и флагом Республики Коми, гербом
города Сыктывкара, флагом, гимном,
символикой школы;
• ознакомление с героическими
страницами истории России, жизнью
замечательных людей, явивших примеры
гражданского служения, исполнения
патриотического долга, с обязанностями
гражданина;
• ознакомление с историей и
культурой Республики Коми, народным
этнокультурными
творчеством,
традициями,
фольклором,
особенностями быта народов России;
с
• знакомство
важнейшими
событиями в истории нашей страны,
содержанием
значением
государственных праздников;
и
• знакомство с деятельностью
организаций
общественных
и
гражданской
патриотической
направленности,
детскоюношеских
движений, организаций, сообществ, с
правами гражданина;
армии,
• участие в просмотре учебных
фильмов, отрывков из художественных
фильмов, проведении бесед о подвигах
Российской
защитниках
Отечества, подготовке и проведении игр
военнопатриотического содержания,
конкурсов и спортивных соревнований,
сюжетноролевых игр на местности,
встреч
и
военнослужащими;
ветеранами
с
• получение первоначального опыта
межкультурной коммуникации с детьми
и взрослыми — представителями разных
Игра «Что? Где? Когда?» на основе
изучения школьниками геральдики
субъектов РФ.
Географический диктант (версия для
начальной школы)
Конкурс сочинений, что нам
рассказали о народах России флаги,
гербы и гимны.
Включение учащихся в проектирование
геральдики класса и семьи.
Проведение праздничных мероприятий
с познавательным этапом, подготовкой
которого занимаются Советы дела:
7 января православное
Рождество;
23 февраля День защитника
Отечества;
8 марта Международный
женский день;
1 мая Праздник Весны и
Труда;
9 мая День Победы;
12 июня День России; День
Сыктывкара;
22 августа – День Республики
Коми
4 ноября День народного
единства.
12 декабря – день Конституции
РФ
И др.
Традиция школы:
празднование 27 января – Дня снятия
блокады Ленинграда– Дня воинской
славы России (экскурсии в школьный
музей);
15 февраля – День память воинов
интернационалистов (подготовка и
проведение сбора, посвященного
национальным героям (в том числе
выпускникам школы, явившими собой
достойные примеры народов России,
знакомство с
особенностями их культур и образа
жизни;
своей
• участие во встречах и беседах с
школы,
выпускниками
ознакомление
биографиями
выпускников, явивших собой достойные
примеры
и
патриотизма;
гражданственности
с
• участие в программах и проектах,
направленных
воспитание
уважительного отношения к воинскому
прошлому и настоящему нашей страны
на
Воспитание
нравственных
чувств и
этического
сознания:
• участие в проектах, направленных
на изучение истории своей семьи в
контексте значимых событий истории
родного края, страны.
• получение
первоначального
представления о базовых ценностях
отечественной культуры, традиционных
моральных нормах российских народов
(в процессе изучения учебных
инвариантных и вариативных предметов,
бесед, экскурсий, заочных путешествий,
участия в творческой деятельности,
такой, как театральные постановки,
литературномузыкальные композиции,
художественные выставки и др.,
отражающие культурные и духовные
традиции народов России);
• ознакомление
представителей)
по желанию
учащихся и с согласия родителей
(законных
с
традиционных
деятельностью
религиозных организаций
(путём
проведения экскурсий в места
богослужения);
• участие в проведении уроков
внеурочных мероприятий,
этики,
формирование
направленных на
представлений о нормах морально
нравственного поведения,
игровых
программах, позволяющих учащимся
гражданственности и патриотизма, и
важнейших событиям истории России и
ее народов),
празднование Масленицы «Это
Масленица идет, блин да мед несет».
Проекты «Достояния Республики
Коми»; «Достояния России» и т.п.
Проект «Их именами славится
Россия», Республика Коми.
Фотоконкурс «Восхительное
рядом», «Сыктывкар в
фотообъективе»
Образовательные экскурсии в
музеи и выставочные залы г.
Сыктывкара и РК с фотоотчетом и
детскими комментариями.
Квесториентирование «По улицам
Сыктывкара..» и т.п.
с
Коммуникативной
линии:
формирование норм поведения, норм
общения,
норм коммуникативного
взаимодействия (умение организовать
учебное сотрудничество и совместную
учителем и
деятельность
сверстниками;
работать
индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта
различных интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё
мнение, умение осознанно использовать
речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и потребностей;
планировать
регулировать
совместную деятельность исходя из
общей цели;
владеть устной и
письменной речью, монологической
контекстной речью).
Социальная практика в виде
«отработки» норм на уроках и
внешкольной жизни.
Просмотр фильмов о дружбе, плохих
поступках и т.п.
и приобретать
нравственного взаимодействия;
опыт
ролевого
• ознакомление с основными
правилами поведения в школе,
общественных местах,
обучение
распознаванию хороших и плохих
поступков;
«Уроков
Проведение
добра»
(формирование
уважительного
отношения к детям с ограниченными
возможностями здоровья» (5 уроков).
Проект «Копилка добрых дел»
Проект «Первые дискуссии»
• усвоение первоначального опыта
нравственных взаимоотношений в
коллективе класса и образовательной
организации — овладение навыками
приветливого,
вежливого,
внимательного
к
сверстникам, старшим и младшим
детям, взрослым, обучение дружной
игре, взаимной поддержке, участию в
коллективных играх,
приобретение
опыта совместной деятельности;
отношения
• посильное участие в делах
благотворительности, милосердия, в
оказании помощи нуждающимся, заботе
о животных, других живых существах,
природе;
о
первоначальных
нравственных
• получение
представлений
взаимоотношениях в семье;
• расширение
опыта позитивного
взаимодействия в семье (в процессе
проведения открытых
семейных
праздников, выполнения и презентации
совместно с родителями (законными
представителями) творческих проектов,
проведения других мероприятий,
раскрывающих
семьи,
воспитывающих уважение к старшему
поколению,
укрепляющих
преемственность между поколениями).
историю
Воспитание
трудолюбия,
творческого
отношения к
учению,
труду, жизни:
• получение
первоначальных
представлений о роли знаний, труда и
значении творчества в жизни человека и
общества в процессе изучения учебных
дисциплин и проведения внеурочных
мероприятий;
•
получение
элементарных
мероприятия,
Внеурочные
пресвященные профессиям родителей.
Экскурсии на предприятия родителей.
Трудовые десанты в классе, школе,
микрорайоне.
Рейды по проверке состояния школьных учебников.
Проведение собраний класса по
вопросам по отношении к труду
уборщиц в школе,
школьному
имуществу.
о
представлений
современной
инновационной экономике – экономике
знаний, об инновациях в процессе
изучения учебных дисциплин и
проведение внеурочных мероприятий,
выполнение учебноисследовательских
проектов;
• участие в экскурсиях по городу
для ознакомления с различными видами
труда, профессиями;
• знакомство с профессиями своих
родителей (законных представителей) и
прародителей, участие в организации и
проведении презентаций «Труд наших
родных»;
• получение
первоначальных
навыков сотрудничества,
ролевого
взаимодействия со сверстниками,
старшими детьми, взрослыми в учебно
трудовой деятельности
(в ходе
сюжетно ролевых экономических игр,
посредством создания игровых ситуаций
по мотивам различных профессий,
проведения внеурочных мероприятий
(праздники труда, ярмарки, конкурсы,
города мастеров, организации детских
фирм и т. д.), раскрывающих перед
спектр
детьми
профессиональной
трудовой
деятельности);
широкий
и
• приобретение
опыта
уважительного и творческого отношения
к учебному труду;
• освоение навыков творческого
применения знаний, полученных при
изучении учебных предметов на
практике
(в рамках предмета
«Технология», участия в разработке и
реализации различных проектов);
• приобретение начального опыта
участия в различных видах общественно
полезной деятельности;
• приобретение умений и навыков «Проектная деятельность»,
Обязательным условием проектной
деятельности является освоение
навыков работы на компьютере.
Реализация внеурочных конкурсов по
предметам «Литературное чтение»,
«Русский язык», «Математика»,
«Окружающий мир», ориентированных
на создание условий для демонстрации
знаний, умений и навыков по
предметам всеми учащимися первых
классов; обеспечение возможности
проявить свой потенциал каждым
учащимся вне зависимости от его
учебных успехов (создание условий
для переживания ситуации успеха
каждым учащимся).
Игры «Игры со словами и тестами»
(направлен на развитие логических
умений учащихся)
Интеллектуал
ьное
воспитание:
самообслуживания в школе и дома;
биографиями
• участие во встречах и беседах с
выпускниками своей школы, знакомство
выпускников,
с
показавших достойные
примеры
высокого
профессионализма,
творческого отношения к труду и жизни.
получение первоначальных
представлений о роли
знаний,
интеллектуального труда и творчества в
жизни человека и общества в процессе
изучения учебных дисциплин и
проведения внеурочных мероприятий;
•
•
получение
о
элементарных
представлений
возможностях
интеллектуальной деятельности и
направлениях развития личности в
рамках деятельности детских научных
сообществ,
кружков и центров
интеллектуального развития, в ходе
проведения интеллектуальных игр и т.
д.;
•
получение первоначальных
представлений об образовании и
интеллектуальном развитии как
общечеловеческой ценности в процессе
учебной и внеурочной деятельности;
• участие в олимпиадах, конкурсах,
творческих
лабораториях,
интеллектуальных играх, деятельности
детских научных сообществ, кружков и
центров
интеллектуальной
направленности и т. д.;
• получение элементарных навыков
научноисследовательской работы в
ходе
учебно
исследовательских проектов;
реализации
•
получение первоначальных
навыков сотрудничества,
ролевого
взаимодействия со сверстниками,
старшими детьми,
взрослыми в
творческой
интеллектуальной
деятельности (в ходе сюжетноролевых
игр, посредством создания игровых •
ситуаций по мотивам различных
интеллектуальных
профессий,
проведения внеурочных мероприятий,
раскрывающих перед детьми широкий
спектр интеллектуальной деятельности);
получение первоначальных
представлений об ответственности,
возможных негативных последствиях
интеллектуальной
деятельности,
знакомство с этикой научной работы в
процессе учебной и внеурочной
деятельности,
выполнения учебно
исследовательских проектов.
Воспитание
ценностного
отношения к
природе,
окружающей
среде
(экологическо
е воспитание):
• усвоение
элементарных
представлений об экокультурных
ценностях, о традициях этического
отношения к природе в культуре
народов России, других стран, нормах
экологической этики, об экологически
грамотном взаимодействии человека с
природой;
• получение первоначального опыта
эмоциональночувственного
непосредственного взаимодействия с
природой, экологически грамотного
поведения в природе;
• получение первоначального опыта
природоохранной
участия
в
деятельности;
• посильное участие в деятельности
общественных
детскоюношеских
экологических организаций;
• усвоение в семье позитивных
образцов взаимодействия с природой:
при поддержке родителей (законных
представителей) расширение опыта
общения с природой, заботы о животных
и растениях,
участие вместе с
родителями
(законными
представителями) в экологической
деятельности по месту жительства.
Акции в рамках международных и
российских экологических акций:
20 марта – День земли
(Международный день леса);
28 марта Час Земли.
15 апреля – День экологических
знаний,
20 апреля – Марш парков,
9 мая – Всероссийский день посадки
леса,
3 октября – Международный день
наблюдения птиц, 4 октября –
Всемирный день животных,
12 ноября – Синичкин день (встреча
зимних гостей),
11 ноября – Международный день
здоровьесбережения,
30 ноября – Всемирный день
домашних животных,
10 декабря – Международный день
прав животных.
Каждая акция готовится советом
дела в каждом классе, начинается с
познавательного этапа, проводится в
форме КТД с выпуском презентации по
итогам проведения акции.
Проектная и исследовательская
деятельность в рамках предмета
«Окружающий мир».
Участие в трудовых десантах
«Наш школьный двор» Здоровьесбере
гающее
воспитание:
инициируемые
Социальные акции,
детьми, по уборке микрорайона.
Беседы о правильном питании и образе
жизни.
Беседы, тематические игры,
театрализованные представления для
младших школьников, сверстников,
населения.
Обсуждение фильмов, посвящённых
разным формам оздоровления.
11 ноября – Международный день
здоровьесбережения,
Уроки здоровья.
Дни здоровья
Походы.
Туристический слет традиция школы
№36.
Тренинги, ролевые игры.
Малая школьная спартакиада.
Спортивный фестиваль ГТО «Мы
олимпийское завтра России»
Школьная генеральная уборка.
Пришкольная генеральная уборка.
Акции в рамках всемирного дна сердца
«Зарядка для жизни»
Акция в рамках всемирного дня зрения
«Зоркий глаз»
Участие в проекте «Кросс Нации»,
«Лыжня России», «Лёд надежды
нашей».
•получение
первоначальных
представлений о здоровье человека как
абсолютной ценности, его значении для
полноценной человеческой жизни, о
физическом, духовном и нравственном
здоровье, о природных возможностях
организма человека, о неразрывной
связи здоровья человека с его образом
жизни в процессе учебной и внеурочной
деятельности;
• участие в пропаганде здорового
образа жизни (в процессе бесед,
тематических игр, театрализованных
представлений,
проектной
деятельности);
•организацию правильного режима
занятий физической культурой,
спортом, туризмом, рациона здорового
питания, режима дня, учебы и отдыха;
•получение
элементарных
представления о первой доврачебной
помощи пострадавшим;
•получение представления о
влиянии
возможном негативном
компьютерных игр,
телевидения,
рекламы на здоровье человека (в рамках
бесед с педагогами,
школьными
психологами,
медицинскими
работниками, родителями), в том числе
к аддиктивным проявлениям различного
рода наркозависимость, игромания,
табакокурение,
интернетзависимость,
алкоголизм и др., как факторам
ограничивающим свободу личности;
•получение элементарных знаний и
умений противостоять негативному
влиянию открытой и скрытой рекламы
ПАВ,
табакокурения
(научиться говорить «нет») (в ходе
дискуссий, тренингов, ролевых игр,
обсуждения видеосюжетов и др.);
проектах
алкоголя,
•участие
в
и здоровью,
форм
мероприятиях,
направленных на
воспитание ответственного отношения к
своему
профилактику
возникновения вредных привычек,
различных
асоциального
поведения, оказывающих отрицательное
воздействие на здоровье человека
(лекции,
встречи с медицинскими
работниками,
сотрудниками
правоохранительных органов, детскими
психологами, проведение дней здоровья,
олимпиад, конкурсов и пр.);
•разработку и реализацию учебно
исследовательских и просветительских
проектов по направлениям: здоровье,
здоровый образ жизни, физическая
культура и спорт,
выдающиеся
спортсмены;
•регулярные
занятия физической
культурой и спортом (в спортивных
секциях и кружках, на спортивных
площадках, в детских оздоровительных
лагерях и лагерях отдыха), активное
участие в школьных спортивных
мероприятиях, соревнованиях
•получение
первоначального
представления о значении понятий
«миролюбие», «гражданское согласие»,
«социальное партнерство», осознают
важности этих явлений для жизни и
развития человека, сохранения мира в
семье, обществе, государстве в процессе
изучения учебных предметов, участия в
проведении
и
школьных праздников «Диалог культур
во имя гражданского мира и согласия»,
выполнения проектов, тематических
классных часов и др.;
государственных
Социокультур
ное и
медиакультур
ное
воспитание
•приобретение
элементарного
межкультурного,
опыта,
межнационального,
межконфессионального сотрудничества,
диалогического общения в ходе встреч с
представителями
различных
Тематические классные часы,
направленные на формирование
представлений учащихся о значении
понятий «миролюбие», «гражданское
согласие», «социальное партнерство»,
важности этих явлений для жизни и
развития человека, сохранения мира в
семье, обществе, государстве (3
класс), а также о значении понятий
«социальная агрессия»,
«межнациональная рознь»,
«экстремизм», «терроризм»,
«фанатизм» (4 класс).
Участие в подготовке Фестиваля «Мы
вместе!» (исполнение песен, стихов,
танцев разных народов и
национальностей).
волонтерство экскурсионных
традиционных конфессий, этнических
групп,
поездок,
выполнения проектов социокультурной
направленности,
отражающих
культурное разнообразие народов,
проживающих на территории родного
края, России;
партнерства
•приобретение первичного опыта
социального
и
межпоколенного диалога в процессе
посильного участия в деятельности
детскоюношеских
организаций,
школьных дискуссионных клубов, школ
юного педагога, юного психолога, юного
социолога и т. д.;
•моделирование
(в
виде
фото и
презентаций,
описаний,
видеоматериалов и др.)
различных
ситуации, имитирующих социальные
отношения в семье и школе в ходе
выполнения ролевых проектов;
•посильное участие в разработке и
реализации разовых мероприятий или
программ
добровольческой
деятельности, направленных на решение
конкретной социальной проблемы
класса, школы, прилегающей к школе
территории;
•приобретение первичных навыков
использования информационной среды,
телекоммуникационных технологий для
организации
межкультурного
культурного
сотрудничества,
взаимообогащения
рамках
деятельности кружков информатики,
деятельности школьных дискуссионных
клубов, интерактивного общения со
сверстниками из других регионов
России.
в
Воспитание
ценностного
отношения к
прекрасному,
• получение
элементарных
представлений об эстетических идеалах
и художественных ценностях культуры
России, культур народов России;
• ознакомление с эстетическими
Занятия в школьном театрестудии
«ШИК» с выходом на постановку и
показ спектаклей, в том числе в
детских садах.
Проекты в области изучения культуры народов России, культуры коми
народа, народов мира.
Битва хоров, конкурсы стихов,
рисунков, творческих работ учащихся.
День театра: посещение спектаклей.
День кино: кинопросмотр с
последующим обсуждением.
Беседы на тему внешнего вида ученика.
Помощь товарищам в соблюдении
опрятного внешнего вида. Акции
«Самый культурный класс». Проекты
по типу копилка добрых дел и т.п.
формирование
представлений
об
эстетических
идеалах и
ценностях
(эстетическое
воспитание)
и
навыков
• освоение
идеалами, традициями художественной
культуры Республики Коми,
с
фольклором
народными
художественными промыслами;
видеть
прекрасное в окружающем мире,
природе родного края, в том, что
окружает учащихся в пространстве
образовательного учреждения и дома,
пригородном и городском ландшафте, в
природе в разное время суток и года, в
различную погоду;
разучивание
стихотворений, знакомство с картинами,
участие в просмотре учебных фильмов,
фрагментов художественных фильмов о
природе,
городских и сельских
ландшафтах; развитие умения понимать
красоту окружающего мира через
художественные образы;
навыков
• освоение
видеть
прекрасное в поведении, отношениях и
труде людей, знакомство с местными
мастерами прикладного искусства,
наблюдение за их работой (участие в
беседах «Красивые и некрасивые
поступки», «Чем красивы люди вокруг
нас», в беседах о прочитанных книгах,
художественных
фильмах,
телевизионных
передачах,
компьютерных играх); развитие умения
различать добро и зло, отличать
красивое от безобразного, плохое от
хорошего,
от
разрушительного;
созидательное
• получение первоначального опыта
самореализации в различных видах
творческой деятельности,
умения
выражать себя в доступных видах и
формах художественного творчества (на
уроках художественного труда и в
системе учреждений дополнительного
образования);
• участие вместе с родителями выставок
в
(законными представителями)
семейного
проведении
художественного
творчества,
музыкальных вечеров, в экскурсионно
краеведческой деятельности, реализации
программ,
культурнодосуговых
объектов
включая
художественной
с
последующим представлением
в
образовательной организации своих
впечатлений и созданных по мотивам
экскурсий творческих работ;
посещение
культуры
• получение
элементарных
представлений о стиле одежды как
способе
душевного
состояния человека;
выражения
Правовое
воспитание и
культура
безопасности
• участие
в художественном
оформлении помещений.
о
•получение
элементарных
представлений
политическом
устройстве России, об институтах
гражданского общества, о законах
страны,
о возможностях участия
граждан в общественном управлении, о
верховенстве закона и потребности в
правопорядке, общественном согласии;
•получение
первоначальных
представлений о правах, свободах и
обязанностях человека, умение отвечать
за
достигать
общественного согласия по вопросам
школьной жизни;
свои поступки,
•получение элементарного опыта
ответственного социального поведения,
реализации прав гражданина;
•получение первоначального опыта
общественного самоуправления в
рамках участия в школьных органах
самоуправления;
•получение
элементарных
представлений об информационной
безопасности,
о девиантном и
делинквентном поведении, о влиянии на
безопасность
отдельных
детей
Развитие самоуправления в классе на
основе коллективного планирования и
распределения дел между творческими
и инициативными группами по
следующим направлениям:
и
дела
информационная
учебнопознавательные дела;
общественнополезные и трудовые
дела;
культурномассовые
организация досуга;
служба
(журналисты, репортеры, редакторы
классных уголков);
здоровый образ жизни;
самовоспитание и самоопределение.
гражданскопатриотическое
Организация
проектов инициативными группами.
Ведение портфолио класса.
Организация работы общего собрание
класса как высшего органа классного
самоуправления в компетенции
которого входит:
обсуждение вопросов коллектива и
принятие по ним необходимые
добрых дел, акций, молодежных субкультур;
•получение
первоначальных
представлений о правилах безопасного
поведения в школе, семье, на улице,
общественных местах;
жизнедеятельность
решения, в том числе по исполнению
локальных актов школы,
планирование
классного коллектива
избирание лидера класса
распределение
обязанности,
постоянных поручений среди учащихся
заслушивание отчетов ответственных
лиц и органов самоуправления о
проделанной работе,
выполнении
поручений
высказывание пожеланий и
предложений по улучшению учебно
воспитательного процесса в классе
избирает делегатов на школьные
советы дела;
в пределах своей компетенции решает
вопросы и поощрении учащихся своего
класса.
Воспитание
семейных
ценностей:
•
получение первоначальных
представлений о семье как социальном
институте, о роли семьи в жизни
человека и общества;
• знания правил поведение в семье,
их
необходимости
понимание
выполнения;
• представления о семейных ролях,
правах и обязанностях членов семьи;
• знания истории, ценностей и
Проведение
с
родителями праздников, совместных
собраний и мероприятий:
совместно
«Посвящение в Ученики»,
«Семейная
литературная
гостиная»
«Профессии моих родителей»
«Бабушкам и дедушкам»
«Семейный спортивный турнир»
«День семейных национально
традиций своей семьи;
культурных традиций»
•
уважительного,
заботливого
отношения к родителям, прародителям,
сестрам и братьям;
•
получение
элементарных
представлений об этике и психологии
семейных отношений, основанных на
традиционных семейных ценностях
народов России.
Праздник, посвященный 15 мая
Международному дню семьи. (готовят
ученики 4 классов совместно с
учителями с привлечением всех
учащихся начальной школы)
Экскурсии, походы в театр.
Проект «Генеалогическое древо
«Наши семейные
моей семьи»,
традиции», «Семейные традиции наших
предков» (народов мира),
«Мои
домашние обязанности»
Социальная практика: осваиваю
домашние обязанности.
Фестиваль семейных проектов в
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.