Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе
Оценка 4.6

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Оценка 4.6
Образовательные программы +1
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
30.06.2017
Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе
При организации работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся в школе основополагающими являются определенные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: - современный национальный воспитательный идеал-это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающую судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа Р.Ф. - система базовых национальных ценностей - основные направления духовно-нравственного развития и воспитания В основу воспитательной системы школы положены вечные ценности: Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир. С учетом сложившихся традиций и уклада школьной жизни приоритетными направлениями духовно-нравственного развития и воспитания являются: - воспитание гражданственности патриотизма, уважение к правам и обязанностям человека; - воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); - воспитание нравственных чувств и эстетического сознания; - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; - воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению.Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основной общеобразовательной школы № 13 города Чусового являются Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, раздела «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа).
Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе.doc
Программа духовно­нравственного развития и воспитания, обучающихся  на ступени начального общего образования Пояснительная записка           Нормативно­правовой и документальной основой программы духовно­ нравственного развития и воспитания  обучающихся на ступени начального общего  образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Основной  общеобразовательной школы  № 13  города Чусового являются Концепция духовно ­  нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанная в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации   «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования, раздела «Программа духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» Примерной  основной образовательной программы образовательного учреждения (начальная школа).  При организации работы по духовно­нравственному развитию и воспитанию  обучающихся  в школе основополагающими являются определенные в Концепции  духовно­нравственного  развития и воспитания личности гражданина России: ­ современный национальный воспитательный идеал­это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающую судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,  укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа Р.Ф. ­ система базовых национальных ценностей ­ основные направления духовно­нравственного развития и воспитания      В основу воспитательной системы школы положены вечные ценности: Родина,  природа, жизнь, здоровье, человек, мир.     С учетом сложившихся традиций и уклада школьной жизни приоритетными  направлениями духовно­нравственного развития и воспитания являются: ­ воспитание гражданственности патриотизма, уважение к правам и обязанностям  человека; ­ воспитание бережного отношения к природе, окружающей среде (экологическое  воспитание); ­ воспитание нравственных чувств и эстетического сознания; ­ формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; ­  воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению. Основными формами деятельности по духовно­нравственному развитию и  воспитанию обучающихся  в школе являются: ­в 1­х классах ­ мероприятия, формирующие социальные знания через  взаимодействие обучающегося со своим учителем (уроки, беседы, диалоги, , вечера  ответов и вопросов, клубы юных почемучек  и др).; ­во 2­3­х классах­ мероприятия, формирующие  опыт переживаний и позитивного  отношения к   базовым ценностям через  взаимодействие обучающихся между собой на  уровне класса, образовательного  учреждения(игры, ролевые игры, конкурсы,  соревнования, КТД  и т. п.);   ­в 3­4­х классах — мероприятия, способствующие  получению обучающимися  опыта самостоятельного общественного действия через их взаимодействие  с  представителями различных социальных субъектов, в т.ч. за пределами  образовательного учреждения, в открытой общественной среде ( социальные проекты,  праздники в социуме, КТД, трудовые общественно­полезные дела для школы, по  месту жительства, в районе, городе и т.п.).            Педагогический коллектив школы на основе обоснованного и  сформулированного Концепцией духовно­нравственного  развития и воспитания  личности гражданина России современного национального воспитательного идеала, с  учетом особенностей первой ступени  общего образования будет решать вопросы  сохранения значимости игровой деятельности, освоения новой социальной позиции,  расширения сферы общения с окружающим миром, развитием потребностей в общении,  познании, социальном признании и самовыражении, сотрудничества со взрослыми и  сверстниками, становления основ гражданской идентичности и мировоззрения     Программа духовно­нравственного развития и воспитания направлена на  организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную,  учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на  системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в  совместной социально­педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов  общественной жизни. Цели и задачи духовно­ нравственного развития и воспитания  обучающихся      Цели и задачи    духовно ­ нравственного развития и воспитания  обучающегося на ступени начального общего образования будут формироваться,  достигаться и  решаться школой в контексте национального воспитательного идеала,  представляющего собой высшую цель образования, нравственного (идеального)  представления о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены  усилия  основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных   общественных организаций. ОСНОВНЫМИ  ЗАДАЧАМИ  являются:    ­ формирование личностной культуры,     ­ формирование социальной культуры, в т.ч.    ­ формирование семейной культуры, в т.ч Ценностные установки духовно нравственного развития и воспитания  обучающихся      Содержанием духовно – нравственного развития и воспитания являются  ценности,  хранимые в культурных, этнических, семейных и др. социокультурных  традициях и передаваемые от поколения к поколению.   Традиционными источниками  нравственности принимаемыми  школой  являются:     ­ Патриотизм     ­ Социальная солидарность     ­ Гражданственность     ­ Семья     ­ Личность     ­ Наука     ­ Традиционные религии      ­ Искусство и литература     ­ Природа     ­ Человечество  Основные направления  духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся Воспитание  гражданственности, патриотизма,  уважение к правам, свободам и  обязанностям человека Классы 1­4 Виды деятельности Урочная деятельность. Разделы программ Русский язык  «Говорим, рассказываем», «Слово»,  «Предложение», «Текст»,   «Повторение»; Букварь «»Учим буквы, учимся читать», «Говорим,  рассказываем»; Литературное чтение «У истоков русской  дет.литературы», «Уроки и переменки», «День победы» Риторика «Общение»,  Окружающий мир «Земля­наш общий дом», «Современная  Россия», «Человек и история человечества», «Человек и  многоликое человечество», «Наша планета», «Мой дом, моя  школа», «Человек в мире людей», «Времена Советской России и  СССР» Внеурочная и внешкольная деятельность Воспитание нравственных  чувств и этического сознания Цикл бесед « В мире народной мудрости» Беседа «Правила поведения в школе»             «Страна, где я живу»             «Государственные символы России» Кл.час « Мы школьники, и значит…» Праздник «За честь школы» КТД «День толерантности» Праздник ко Дню города Уроки Мужества Социально­значимая деятельность Операция «Ветеран живёт рядом» «Милосердие» «Поздравь ветерана» Урочная деятельность. Разделы программ Русский язык «Предложение, текст» Букварь «Учим буквы, учимся читать»,  Литературное чтение «Наш дом», «Сказка мудростью  богата», «Летние путешествия и приключения», «Любимые  книги», «Путешествие продолжается», «Новые встречи со  старыми друзьями», « Мы с мамой и папой», «Попрыгать,  поиграть», «Сказка ложь да в ней намёк» Риторика «Общение», « Как мы говорим» Окружающий мир «Земля­наш общий дом», «Современная  Россия», «Человек в мире людей»,«Человек и единое  человечество», «Человек и многоликое человечество», «Ты и твои друзья», «Как мы узнаем мир», «Человек и его внутренний мир»,  «Ты и твои друзья­твоя семья и друзья» Технология «Практика работы на компьютере» Внеурочная и внешкольная деятельность Беседа « Что такое правила хорошего тона?» «Что такое этикет?» «Как надо разговаривать со взрослыми?» Кл.час «Что значит быть добрым?» Цикл бесед о православии:  «Законы этики» «Россия­наша Родина» «Добро и зло в православии» «Во что верят православные христиане?» «А вы милосердны?» «Православные заповеди» «Православные праздники» «Золотое правило нравственности» Социально­значимая деятельность Акция ко Дню пожилого человека «Не проходи мимо» Декада добрых дел Воспитание бережного  отношения к природе,  окружающей среде (экологическое воспитание) Урочная деятельность. Разделы программ Букварь «Ребятам о зверятах»,  Литературное чтение «Самое обыкновенное чудо» Окружающий мир «Времена года», «Живая оболочка  планеты», «Рукотворная природа»,  «Земля­ наш общий дом»,  «Живые обитатели планеты», «Живые участники круговорота  веществ», «Наша планета» Внеурочная и внешкольная деятельность Цикл экскурсий в природу по временам года. День защиты окружающей среды. Выставка «Природа и фантазия» Социально­значимая деятельность  «Зелёный патруль» Изготовление кормушек для птиц. Операция «Кормушка» Акция «Помоги животным!» Акция «Покормите птиц!» Акция «Береги всё живое!»             «За чистоту родного края» Урочная деятельность. Разделы программ  Русский язык «Говорим, рассказываем», «Учим буквы,  учимся читать» Букварь  Литературное чтение «Наш дом», «Сказка мудростью  богата», «Наполним музыкой сердце», «Самое обыкновенное  чудо», «Новые встречи со старыми друзьями», «Там на  неведомых дорожках» Окружающий мир «Земля наш общий дом», «Как работает  Воспитание ценностного  отношения к прекрасному;  формирование представлений об  эстетических идеалах и ценностях  (эстетическое воспитание) организм человека», «Гармония во всём» ИЗО «Жизнь и искусство», «Художник и музей», Технология «Давным­давно», «Беседы по картинкам»,  Внеурочная и внешкольная деятельность Экскурсии в художественный музей. Экскурсии в библиотеку Конкурсы рисунков  Конкурсы поделок  Посещение театра Неделя детской и юношеской книги Игра­беседа «Я знаю сказки» Игра «Путешествие в книжкино царство» Воспитание трудолюбия,  творческого отношения к учению,  труду, жизни Этическая беседа « В театре» Социально­значимая деятельность КТД «Шефство над памятниками природы» Встречи с представителями творческих профессий  (художниками, дизайнерами, поэтами, композиторами) Урочная деятельность. Разделы программ Русский язык «Имя существительное» Букварь «Говорим, рассказываем», «Учим буквы, учимся  читать» Литературное чтение «Наш дом», «Уроки и переменки» Риторика «Общение» Окружающий мир «Что нас окружает», «Рукотворная  природа», «Наша планета», «Как ты узнаешь мир», «Мой дом­моя школа» Технология « Основы культуры труда», «Жизнь и  искусство», «Гармония образа в искусстве» «Гармония во всём» Информатика «План действий» Математика «Сложение и вычитание множеств» ИЗО « Жизнь и искусство», «Искусство на улицах твоего  города» Внеурочная и внешкольная деятельность Кл.час «Мир профессий» Презентация «Труд наших родителей» Беседа « Обязанности по дому» Беседа «Основы самообслуживания» Цикл бесед о бережливости, отношении к труду, учёбе. Социально­значимая деятельность Акция «Книжкина мастерская»             «Укрась кусочек планеты» Взаимодействие образовательного учреждения, семьи, общественности,            учреждений дополнительного образования, культуры и спорта Формы взаимодействия Партне Мероприятия ры Участие представителей  организаций  ­социальных партнеров  в проведении отдельных  мероприятий в рамках реализации направлений  программы духовно­нравственного развития и  воспитания обучающихся в мероприятиях в рамках  направление ­ воспитание гражданственности  патриотизма, уважение к правам и обязанностям  человека 1.Сбор поколение « Расти патриотами» 3.Уроки мужества (Дни  воинской славы; День воинов  интернационалистов; День  Защитника Отечества; День  Победы) Конкурс гражданско –  патриотической лирики « Как и Клубы  Центры по месту  жительства детского  творчества  «Ровесник» Мероприятия направленные на воспитание  бережного отношения к природе, окружающей среде  (экологическое воспитание) Мероприятия направленные на воспитание  нравственных чувств и эстетического сознания МБУ  СЮН Школа  Мероприятия направленные на воспитание  трудолюбие, творческого отношения к учению, труду  жизни. жить и плакать без тебя» 1.Акции: «Поможем  птицам вместе» 2.«Пернатая радуга» 1. Городской  фестиваль ученических  спектаклей «Играем в театр» 2. Городской  фестиваль певческого  мастерства «Поющая осень» конкурс «Семейные ценности» Городской  Открытый  международный фестиваль   «Ты не один» 3. 4.       5. Библиотечные  часы. 6. 7. Б «Объединения  «Ребята – мастерята» 8.   1.Акция «Мы любим  школу»       2.»Мастерская  ручного труда»        Мероприятия формирующие ценностное  отношение к здоровью и здоровому образу жизни 1. Дни Здоровья . . . .                                                                         Повышение педагогической культуры родителей                                             (законных представителей) обучающихся    Традиционными формами взаимодействия с родительской общественностью в начальной  школе МБОУ ООШ№13 являются: № Виды совместной деятельности 1 2 День открытых дверей для родителей (консультация педагогов, психолога) Изучение образовательных запросов родителей Повышение педагогической культуры родителей по вопросам духовно­нравственного  3 развития и воспитания обучающихся. Проведение интерактивной формы заседания педсовета с приглашением родителей  4 «Взаимодействие школы и семьи во имя личностного развития школьника». 5 Организация, подготовка и проведение коллективно­творческих проектов: ­ День класса ­ Родитель года ­ Самый «классный» классный руководитель ­ День благодарения родителей ­ Родительские встречи ­анкетирование  ­беседа  ­индивидуальные консультации  ­родительские собрания  ­родительские конференции  ­педагогические практикумы  ­совместные классные часы, походы, экскурсии и т.д.  ­психологические тренинги         Планируемые результаты духовно­нравственного развития и воспитания (по уровням  результатов) Ур овни  результат ов /  Направлен ия  деятельно сти о б я з а н н о с т я м   ч е л о в е к а п а т р и о т и з м а ,   у в а ж е н и я     к п р а в а м ,   с в о б о д а м и   В о с п и т а н и е   г р а ж д а н с т в е н н о с т и ,     Вос питание  нравствен ных  чувств и    этическог о сознания 1 уровень Приобретение  обучающимися социальных знаний  (1 класс) ­элементарные  представления об институтах гражданского общества, о  государственном устройстве  и социальной структуре  российского общества,  наиболее значимых  страницах истории страны,  об этнических традициях и  культурном достоянии  своего края, о примерах  исполнения гражданского и  патриотического долга; ­начальные  представления о правах и  обязанностях человека,  гражданина, семьянина,  товарища. ­начальные  представления о моральных  нормах и правилах  нравственного поведения, в  том числе об этических  нормах взаимоотношений в  семье, между поколениями,  этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; ­знание традиций  своей семьи и  образовательного  учреждения, бережное  отношение к ним.  2 уровень Формирование  ценностного отношения к  реальности  (2­3 классы)  3 уровень Получение опыта  самостоятельного общественного  действия   (3­4 классы) ­ценностное отношение к России, своему народу,  своему краю, отечественному  культурно­историческому  наследию, государственной  символике, законам  Российской Федерации,  русскому и родному языку,  народным традициям,  старшему поколению;  ­первоначальный опыт  постижения ценностей  гражданского общества,  национальной истории и  культуры;  ­уважительное  отношение к традиционным  религиям; ­неравнодушие к  жизненным проблемам других людей, сочувствие к  человеку, находящемуся в  трудной ситуации; ­уважительное  отношение к родителям  (законным представителям), к старшим, заботливое  отношение к младшим; ­опыт ролевого  взаимодействия и  реализации гражданской,  патриотической позиции;  ­опыт социальной и  межкультурной  коммуникации;  ­нравственно­ этический опыт  взаимодействия со  сверстниками, старшими и  младшими детьми,  взрослыми в соответствии с  общепринятыми  нравственными нормами; ­способность  эмоционально реагировать  на негативные проявления в  детском обществе и  обществе в целом,  анализировать  нравственную сторону  своих поступков и  поступков других людей; Вос ­элементарные  ­ценностное отношение ­первоначальный  представления о различных  профессиях; ­первоначальные  навыки трудового  творческого сотрудничества  со сверстниками, старшими  детьми и взрослыми; опыт участия в различных  видах общественно  полезной и личностно  значимой деятельности; ­мотивация к  самореализации в  социальном творчестве,  познавательной и  практической, общественно  полезной деятельности. к труду и творчеству,  человеку труда, трудовым  достижениям России и  человечества, трудолюбие; ­ценностное и  творческое отношение к  учебному труду; ­осознание приоритета  нравственных основ труда,  творчества, создания нового; ­потребности и  начальные умения выражать  себя в различных доступных и наиболее привлекательных  для ребёнка видах творческой деятельности; ­первоначальный опыт эстетического,  эмоционально­нравственного отношения к природе; ­элементарные знания  о традициях нравственно­ этического отношения к  природе в культуре народов  России, нормах  экологической этики; ­ценностное отношение ­личный опыт  к природе; ­первоначальный опыт  участия в экологических  инициативах, проектах. участия в природоохранной  деятельности в школе, на  пришкольном участке, по  месту жительства; питание  трудолюб ия,  творческо го  отношени я к  учению,  труду,  жизни Вос питание  ценностно го  отношени я к  природе,  окружающ ей среде  (экологич еское  воспитани е).                Мониторинг результатов духовно­нравственного развития и  воспитания                         обучающегося на ступени начального общего образования Педагогический контроль результатов урочной и внеурочной деятельности в  рамках духовно­нравственного развития и  воспитания школа организует в форме  мониторинговых исследований. Для отслеживания результатов  духовно­нравственного развития и воспитания  обучающегося на ступени начального общего образования были выбраны   диагностические методики,  которые отвечают следующим требованиям: ­возможность применения  диагностических средств в экспресс­режиме; ­отслеживание результативности духовно­нравственного развития и воспитания в  режиме мониторинга:  как «на входе» (II полугодие 1 класс),  так и «на выходе» (II  полугодие 4 класса) с помощью повторного использования  единого банка  диагностических процедур; ­сочетание мониторинга результатов духовно­нравственного развития и  воспитания и мониторинга личностного развития в рамках психологического  сопровождения внедрения ФГОС; ­доступность как процедуры так и интерпретации результатов диагностики  для  учащихся, педагогов, классных руководителей, родителей.   В ходе  мониторинга результатов духовно­нравственного развития и воспитания  обучающегося на ступени начального общего образования предполагается  использовать следующие методики:   ­ Методика «Идеальный человек».   ­Анкета для учащихся: «Как я веду себя»   ­ Анкета для родителей (как ведет себя ребенок)    ­Методика «Определение самооценки» (модификация методики Дембо­ Рубинштейна «Лесенка») Приложение к программе Мониторинг результатов духовно­нравственного развития и воспитания  обучающегося  на ступени начального общего образования Для отслеживания результатов  духовно­нравственного развития и воспитания  обучающегося на ступени начального общего образования были выбраны   диагностические методики,  которые отвечают следующим требованиям: ­возможность применения  диагностических средств в экспресс­режиме; ­отслеживание результативности духовно­нравственного развития и воспитания в  режиме мониторинга:  как «на входе» (II полугодие 1 класс),  так и «на выходе» (II  полугодие 4 класса) с помощью повторного использования  единого банка  диагностических процедур; ­сочетание мониторинга результатов духовно­нравственного развития и  воспитания и мониторинга личностного развития в рамках психологического  сопровождения внедрения ФГОС; ­доступность как процедуры так и интерпретации результатов диагностики  для  учащихся, педагогов, классных руководителей, родителей. В ходе  мониторинга результатов духовно­нравственного развития и воспитания  обучающегося на ступени начального общего образования предполагается  использовать следующие методики. Методика «Идеальный человек». Цель: выявление ценностных ориентаций и идеалов в отношении человека,  представления о том, каким он дол жен быть, т. е. Образ Идеального Человека,  проявления творчества в области человекознания. Инструкция: «Представьте, что существует человек, который является  идеальным, т.е. совершенством во всех отношениях, и лучше его уже не может быть.  Он наделен лучшим, что может быть у человека: прекрасной внешностью, умом и т. д.  Подумайте и напишите, какими качествами, чертами характера он должен, по­вашему,  обладать. Представьте и нарисуйте его цветными карандашами, фломастерами». Обработка результатов: за каждый словесный признак присваивается 1 балл  и заносится в соответствующую графу протокола в соответствии с типами идеала,  выявленными эмпирическим путем: «гуманист» (например, добрый, честный,  справедливый); «труженик» (например, трудолюбивый, умный, работящий),  «спортсмен» (например, выносливый, спортивный), «волшебник» и т.д.  В последнюю  графу вносятся признаки, не подходящие к выделенным типам, они могут образовать  самостоятельный тип у учащегося. Также за каждый признак в рисунке присваивается 1 балл. В протоколе указывается сумма баллов по каждому типу. Если общее  количество признаков по отдельному типу не превышает 5 баллов, то данный тип  считается невыраженным. Данный диагностический инструмент позволяет создать портрет идеального  человека в представлении обучающихся, выявить проблемные зоны в духовно­ нравственном развитии школьников, требующие корректировки, спланировать  дальнейшие направления деятельности специалистов школы и  родителей и т.д. Анкета для учащихся: «Как я веду себя» Цель: изучение компетентности в поведении и общении на основе самооценки. Инструкция: «Напротив каждого высказывания отметь вариант ответа, который к нему наиболее подходит, как ты делаешь. Постарайся отвечать как можно более точно,  как на самом деле поступаешь». Высказывания Н икогда Р Ч П В едко асто сегда очти  всегд а 1. Помогаю маме или папе по их просьбе. 2. Были ли случаю, когда я брал что­то чужое. 3. Могу ударить сверстника или того, кто младше. 4. Обзываю, обижаю словом  другого человека. 5. Легко могу познакомиться,  заговорить со своим сверстником. 6. Понимаю чувства,  переживания родителей, друзей. 7. Делюсь тем, что нужно  другим, если у них этого нет. 8. Внимательно слушаю  взрослых, не перебиваю. 9. Договариваюсь, не ссорясь с  товарищами. 10. Бегаю, кричу, когда учитель  вышел из класса. 11. Благодарю за помощь,  подарок, поддержку, услугу. 12. Берегу свое здоровье. 13. Поддерживаю порядок,  готовлю себе еду, когда остаюсь один  дома. 14. Планирую свои дела на  завтра, на ближайшие дни. 15. Легко выражаю свои  переживания, отношение в речи,  мимике. 16. Извиняюсь, если был не  прав. 17. Когда мне нужна помощь,  прошу об этом. 18. Выполняю правила личной  гигиены. 19. Спрашиваю разрешения,  если нужно взять что­то чужое. 20. Могу возразить, отказать  человеку, если с ним не согласен. 21. Заслуживает ли мое  поведение одобрения? 22. Совершаю хорошие, добрые  поступки. 23. Моим близким нравятся мои привычки. 24. Стремлюсь стать лучше, чем сейчас. В анкете за ответ «никогда» присуждается 0 баллов, за ответ «редко» — 1 балл,  «часто» — 2 балла, «почти всегда» — 3 балла, «всегда» — 4 балла. В пунктах 2, 3, 4, 10  баллы присуждаются в обратном порядке: за «никогда» — 4 балла и т. д. Форма протокола 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 Ф 1 2 .И. . . Анкета для родителей (как ведет себя ребенок) Цель: изучение компетентности в поведении и общении ребенка на основе  оценки родителей. Инструкция: «Уважаемые родители! Оцените по предлагаемой шкале проявления в общении и поведении вашего  ребенка. В крайнем случае, если вы не можете объективно оценить его по какой­либо характеристике, ставьте прочерк». Высказывания Н икогда Р Ч П В едко асто сегда очти  всегд а 1. Вежлив: здоровается,  прощается, благодарит, извиняется. 2. Внимательно слушает других  в разговоре. 3. Умеет договариваться,  согласовывать свои действия с  другими людьми. 4. Может обратиться, вступить  в контакт со взрослым, сверстником. 5. Откликается на попытку  другого человека (знакомого)  вступить в контакт. 6. Понимает состояния других  людей, наблюдателен в отношении  других людей. 7. Анализирует и правильно  оценивает действия других людей. 8. Анализирует и правильно  оценивает свои достоинства и  недостатки. 9. Анализирует и правильно  оценивает свои успехи в учебе. 10. Руководствуется в  поведении нравственными нормами  (честность, справедливость,  заботливость). 11. Контролирует сои действия  и речь. 12. Проявляет сочувствие,  сопереживание по отношению к  другим людям. 13. Принимает сочувствие,  проявляемое со стороны других  людей 14. На свой неуспех реагирует  адекватно: считает, что в другой раз  получится лучше, не «опускает руки». 15. На чужой неуспех реагирует адекватно: разделяет радость других, не завидует. 16. Организует свою  жизнедеятельность: планирует дела на следующий день, на несколько дней. 17. Противостоит чужому  мнению, если не согласен, умеет  сказать «нет». 18. Адекватная реакция на  справедливую критику. 19. Принимает предложенную  помощь. 20. Сам может предложить  помощь товарищу, взрослому. 21. Стремится к творчеству,  самостоятельности в различных  жизненных проявлениях: в делах,  поступках, выполнении поручений и  т.д. 22. Стремится стать лучше,  приобрести полезные привычки. 23. Ценит чужой труд. 24. Ценит самого себя, нравится себе таким, какой он есть. 25. Наблюдаете ли вы за последние 6 – 8 месяцев положительные изменения в  поведении и отношениях ребенка со взрослыми? да   нет    не знаю   (нужное подчеркнуть) 26. Появились ли за последние месяцы положительные изменения в поведении и  отношениях ребенка со сверстниками и друзьями? да   нет    не знаю   (нужное подчеркнуть) 27. Как ребенок знает правила поведения? неудовлетворительно,  удовлетворительно,  хорошо,  отлично   (нужное  подчеркнуть) 28. Назовите положительный, отрицательный поступок ребенка за последнее  время, который поразил, удивил вас (проявления самостоятельности, находчивости и  т. п.). ______________________________________________________________________ __ За ответы «всегда» ставится 4 балла и далее убавляется по 1 баллу, за ответ  «никогда» — 0 баллов (в пунктах 1—24). В пунктах 25—26 ставится 3 балла за ответ  «да». В пункте 27 — от 0 до 3 баллов. Анкета может быть также предложена педагогу, чтобы была возможность  сравнить мнения родителей и учителей. Форма протокола Ф 1 ……………………………………………………………… .И. ………………… 1 2 . . 2 7 Методика «Определение самооценки» (модификация методики Дембо­ Рубинштейна «Лесенка») Цель: изучение уровня самооценки черт характера. Материал: плоскостная «ЛЕСЕНКА», нарисованная на бумаге или картоне и  состоящая из пяти ступенек. Инструкция: «Ты знаешь, что есть разные люди, честные и лживые, добрые и  злые, справедливые и не очень, трудолюбивые и ленивые, вежливые и грубые. В этом тесте есть 40 «лесенок». Рядом с каждой лесенкой находятся с левой  стороны качества, которые могут быть присущи каждому человеку. Тебе необходимо  любым знаком отметить на каждой лесенке ту ступеньку, на которой как тебе кажется,  ты находишься». 1. На самой верхней ступеньке стоят самые активные люди, на самой нижней —  самые неактивные (пассивные). На какую ступеньку ты поставил бы себя? 2. На самой верхней ступеньке — самые раскованные люди, на самой нижней —  заторможенные. На какую ступень ты поставишь себя? 3. На самой верхней ступеньке — самые быстрые люди, на самой нижней — очень  медлительные. На какую ступень ты поставишь себя? (Остальные задания делаются по аналогии.) Активный Раскованный Быстрый Ловкий Сильный Здоровый Оригинальный Остроумный Сообразительный Надежный Откровенный Совестливый Скромный Вежливый Правдивый Соглашающийся Добродушный Серьезный Увлеченный Трудолюбивый Уверенный в себе Смелый Волевой Спокойный Осторожный Аккуратный Целеустремленный Компанейский Послушный Дружелюбный Застенчивый Открытый Миролюбивый Общительный Привлекающий внимание Любит командовать Разговорчивый Хороший ученик Хороший друг Собранный Настойчивый Справедливый Заботливый Честный Порядок обработки полученных данных: Уровень самооценки считается по каждому фактору.  1 фактор Оценка учебной деятельности Вопросы № 1, 9, 10, 15, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 26, 27, 35, 38. 2 фактор Конфликтность  Вопросы № 12, 14, 13, 16, 17, 29, 30, 31, 33. 3 фактор Лидерство Вопросы № 2, 3, 28, 34, 36, 37. 4 фактор Физическое развитие Вопросы № 4, 5, 6. 5 фактор Общительность Вопросы № 11, 28, 30, 32, 34. 6 фактор Самоконтроль Вопросы № 24, 25, 40. 7 фактор Интеллектуальность Вопросы № 7, 8. 8 фактор Хороший друг Вопросы № 10, 39. Приложение № 2 Содержание духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся Основное содержание Основные программные мероприятия 1 кл. 2кл. 3кл. 4кл. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и  обязанностям человека Элементарные  Русски Окружа Окруж Окружа представления о политическом  й язык ющий мир ающий мир ющий мир устройстве Российского  государства, его институтах,  институтах гражданского  общества, их роли в жизни  общества, о его важнейших  законах,     о символах государства Уважительное отношение к  русскому языку как  государственному, языку  межнационального общения «Земля  «Совре – наш общий  дом» менная  Россия» «Челове к и история  человечества» Беседы  о  государственн ых   символах:  Гербе, Флаге  РФ,   «Говор им,  рассказываем » Буквар ь  «Учим  буквы, учимся читать» Беседа Страна , где я живу Симво лика России Буквар язык Русский ь   «Слово» «Текст» Риторик а «Общение»  «Учим буквы, учимся читать» Русски й язык   «Слово» Цикл  бесед В мире  народной  мудрости Русски й язык «Вводн ый урок» Окружа ющий мир «Челове к и многоликое человечество» Русский язык рение» «Повто Учебно­ исследо вательская   деятель ность Начальные представления о  народах России, об их общей  исторической судьбе, о единстве  народов нашей страны,   национальных героях и важнейших  событиях истории России и её  народов  Буквар Русский Окруж ающий мир Литерат урное чтение язык ь  «Учим буквы, учимся читать» Технол огия «Давны м­давно» ИЗО  «Давным­ давно» День  толерантност и   «Предложение » Окружа ющий мир «Земля  – наш общий  дом» День  толерантности «Совре менная  Россия» День  толерантност и «У  истоков русск.  дет.  литературы» Окружа ющий мир «Челове к и история  человечества» День  толерантности Интерес к государственным праздникам и важнейшим  событиям в жизни России,  Ярославля и Ярославской области Окружа Окруж Окружа ющий мир «Челове к и история  человечества» Акция  «Узнай  свой город  лучше» ющий мир «Наша  ающий мир «Совре планета» «Земля  – наш общий  дом» менная  Россия» «Истор ия моего  города–  история  народа» Праздни ки,  посвященные  народным  национальным  праздникам  ь Буквар «Говор им,  рассказываем » ИЗО «Жизн ь и  искусство» «Празд ники для всей  страны» День  рождения  города Литера турное чтение «Урок и и  переменки» Окружа ющий мир «Челове к в мире  людей» Праздни За честь к школы Окружа ющий мир «Челове к и история  человечества» Стремление активно  Окруж Окружа ющий мир «Земля  – наш общий  дом» Окружа ющий мир «Земля  – наш общий  дом» участвовать в делах класса, школы, семьи, своего района, города ающий мир «Мой  дом, моя  школа» Русски й язык «Предл ожение» ик Праздн За  честь школы Любовь к школе, своему   городу, народу, России ь Буквар «Учим  буквы, учимся читать» Окруж ающий мир «Мой  дом, моя  школа» Кл.час. Мы  школьники, а Уважение к защитникам  Родины Умение отвечать за свои  поступки Негативное отношение к  нарушениям порядка в классе,  дома, на улице, к невыполнению  человеком своих обязанностей   это значит Буквар ние ь Лит.чте «Учим  буквы, учимся читать» «Сказоч ные богатыри» Уроки  мужества Уроки  мужества  Окруж ающий мир ние Лит.чте «Твоя  семья и  друзья» «Сказка  мудростью  богата» Окруж ающий мир «Време на Советской  России и  СССР» Литера турное чтение «День  победы» Акция  «Поздр авь ветерана Литера турное чтение «Мы с  мамой и  папой» Окружа ющий мир «Челове к и история  человечества» Операц ия «Ветеран  живет рядом» Акция  милосердия Литерат урное чтение Раздел 4  «Век  20» Риторик а «Общение» Литера турное чтение «Урок и и  переменки» Цикл  бесед Окруж ающий мир «Как  мы понимаем  друг друга» Цикл  бесед Правила поведения в  школе урное чтение Литерат Раздел 4 «Век  20» Воспитание нравственных чувств и этического сознания: первоначальные  Окруж представления о базовых  национальных российских ценностях; Букварь «Учим  буквы, учимся  читать» различение хороших и  плохих поступков, стремление  избегать плохих поступков, не  капризничать, не быть упрямым;  Цикл  бесед Букварь «Учим  буквы, учимся  читать» ающий мир «Земля – наш общий  дом» Окруж ающий мир «Совре менная  Россия» Окружа ющий мир «Челове к и единое  человечество» Лит.чт ение «Сказк а мудростью  Литера турное чтение «Летни е путешествия Чтение  Раздел 2 «Любим ые книги», Р­3 19век  Путешествие  продолжается» Р­4  20век «Новые  встречи со  старыми  друзьями» Окружа ющий мир «Челове к в мире  людей» Чтение «Наш  богата» и  приключения» Ритори ка «Общение» умение признаться в плохом  поступке и проанализировать его; дом» представления о правилах  поведения в образовательном учреждении, дома, на улице,  в населённом пункте, в  общественных местах, на природе; Окружа ющий мир «Как  мы узнаем  мир» Кл час. Что  значит быть  добрым… Беседы  о правилах   поведения в  школе:   «Мы  стали  школьниками»  «Как  надо  разговаривать   со   взрослыми»   «Что такое  правила   хорошего  тона» элементарные  представления о религиозной  картине мира, роли традиционных  религий в развитии Российского  государства, в истории и культуре  нашей страны; уважительное отношение к  родителям, старшим,  доброжелательное отношение к  сверстникам и младшим;  установление дружеских  взаимоотношений в коллективе,  Окружа ющий мир «Ты и  твои друзья» Чтение «Наш  Окружа ющий мир «Челове к и многоликое человечество» Цикл  бесед о  православной  культуре Окружа ющий мир «челове к и его  внутренний  мир» Цикл  бесед о  православной  культуре Литера турное чтение «Сказо чные  человечки» Цикл  бесед о  православной  культуре Литера турное чтение «Мы с  мамой и  папой» основанных на взаимопомощи и  взаимной поддержке знание правил этики,  культуры речи; «Сказк а мудростью  богата» Ритори ка  «Как  мы говорим» дом» Окружа ющий мир «Как  мы узнаем  мир» Подари  другому  радость  Кл.час  Расскажи нам  о себе Права и обязанности  ученика  Акция «Не  проходи  мимо» (ко  дню пожилого человека) Чтение «Попры гать­поиграть» ка Кл час  Этикет –это… Ритори ка Ритори Цикл  мероприятий «Собл юдаем  этикет»  представления о возможном  негативном влиянии на морально­ психологическое состояние  человека компьютерных игр, кино, телевизионных  передач, рекламы; отрицательное  отношение к аморальным  поступкам, грубости, оскорбительным  словам и действиям, в том числе в содержании  художественных фильмов и  Окружа ющий мир «Ты и  твои друзья ­  твоя семья и  друзья» Цикл  бесед Литера турное чтение «Сказк а ложь да в  ней намёк» Ритори ка язык Русский «Предл ожения,  Текст» Чтение Р 2 «У  истоков  русской  детской  литературы»   Декада  добрых дел Акция «Не  проходи мимо» (ко дню  пожилого  человека) Окружа ющий мир «Челове к и общество» Риторик а Все  темы Цикл  мероприятий «Соблю даем этикет»  Техноло гия «Практ ика работы на  компьютере» телевизионных передач. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: элементарные  представления об основных  профессиях Первоначальные  представления о нравственных  основах учёбы, ведущей роли  образования, труда и значении  творчества в жизни человека и  общества ценностное отношение к  учёбе как виду творческой  деятельности  элементарные  представления о роли знаний,  науки, современного производства  в жизни человека и общества первоначальные навыки  коллективной работы, в том числе при разработке и  Русски Окружа ющий мир й язык «Рукотв орная  природа» Техноло гия «Основы  культуры  труда» «Имя  существитель ное» тации Презен «Труд  наших  родителей»   Ритори Общен ка ие Окружа ющий мир «Что  нас окружает» Букварь «Говор им,  рассказываем» Кл.час. Мир  профессий Букварь «Учим  буквы, учимся  читать» Беседы  (обязанности  по дому, в  классе,  вопросы     самообслужив ания Окружа Окруж ющий мир «Как ты узнаешь мир» Чтение «Наш  дом» ающий мир «Наша  планета» Инфор матика Чтение «Мален «План  действий» атика Матем «Слож Окружа ющий мир «Рукотв ение и  вычитание  множеств» орная  природа» ькие  открытия» Школьн ая  конференция Технол огия «Жизнь  Школьн ая  конференция Школь ная  конференция Школь ная  конференция Технол огия огия Технол «Гармо гия Техноло реализации учебных и учебно­ трудовых проектов и искусство» ИЗО «Жизнь  и искусство» ния образа в  искусстве» ИЗО   «Искусство на улицах твоего города» Проект ная  деятельность Работа в группах на  всех уроках умение соблюдать порядок  на рабочем месте, умение  проявлять дисциплинированность,  последовательность и  настойчивость в выполнении  учебных и учебно­трудовых  заданий уважение к труду и  творчеству старших и сверстников,  бережное отношение к результатам  своего труда, труда других людей, к школьному  имуществу, учебникам, личным вещам, отрицательное  отношение к лени и небрежности в  труде и учёбе, небережливому  отношению к результатам труда людей Окружа Технол огия огия Технол «Жизн Техноло гия: на всех  уроках Работа  по  технологическ им картам Инфор матика ь и  искусство», «Гармо ния образа в  искусстве» Литера турное чтение «Урок и и  переменки» Акция «Книж кина  мастерская» «Украс ь кусочек  планеты»  (субботник) ющий мир «Мой  дом ­ моя  школа» Технол огия «Гармо ния во всем» Цикл  бесед гать,  поиграть» Букварь «Попры Чтение «Наш  дом» Окружа ющий мир «Мой  дом, моя  школа» Технол огия «Гармо ния во всем» Цикл  бесед Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): развитие интереса к  природе, природным явлениям и  формам жизни, понимание  активной роли человека в природе; Окружа ющий мир «Време на года» Букварь «Ребята Лит.  чтение  «Самое  обыкновенное чудо» Окруж ающий мир «Жива я оболочка  планеты» Окружа ющий мир «Рукотв орная  природа» ценностное отношение к  природе и всем формам жизни;  бережное отношение к растениям и  животным. элементарный опыт  природоохранительной  деятельности; м о зверятах» Беседы  о родной  природе Выстав ка «Природа и  фантазия» Окружа ющий мир «Живые обитатели  планеты Букварь «Учим  буквы, учимся  читать» Чтение «Ребята м о зверятах» Цикл  экскурсий в  природу по  временам года «Все на  белом свете  солнышкины  дети» Операц ия  «Кормушка» Окруж ающий мир «Земля – наш общий  дом» Лит.  чтение  «Самое  обыкновенное чудо» Окруж ающий мир «Наша  планета» Окруж ающий мир «Земля – наш общий  дом» Изгото вление  кормушек для птиц Окруж ающий мир «Наша  планета» Окруж ающий мир «Земля – наш общий  дом» Окруж Окружа ающий мир «Живы е участники  круговорота  веществ» ющий мир  «Рукотв орная  природа»  Акции  Помогите  животным Акция  «Покор ми птиц» Окружа ющий  мир «Рукотв орная  природа»  День  защиты  окружающей  среды Акции  «Береги все  живое» «Зелены й  патруль»                                                             «З а чистоту  родного  края»                              Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об  эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): представления о душевной и физической красоте человека  дом» Чтение «Наш  ИЗО «Жизнь  Литера турное чтение «Сказк а мудростью  богата» Литера турное чтение «Напол ним музыкой  сердце» и искусство» Физкул ьтура «Легкая атлетика» Окружа ющий мир «Как  работает  организм  человека» Литерат урное чтение Р­4,20  век. «Новые  встречи со  старыми  друзьями» формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного;  умение видеть красоту природы,  труда и творчества; дом» и искусство» Чтение «Наш  ИЗО «Жизнь  интерес к чтению,  произведениям искусства, детским  спектаклям, концертам, выставкам, музыке; Экскур сии в худ.  музей Букварь «Говор им,  рассказываем» Букварь «Учим  буквы, учимся  читать» Окруж ающий мир «Земля – наш общий  дом» ИЗО «Жизн ь и  искусство» Лит.  чтение  «Самое  обыкновенное чудо» Окруж ающий мир Техноло Технол гия «Жизн КТД огия Шефств о над  памятниками  культур ы  Техноло гия и ИЗО «Бесед ы по  картинкам» ь и  искусство» «Чем  красивы люди  вокруг нас» ИЗО «Худо жник и музей» Технол огия «Давны м­давно» Литера турное чтение «Земля – наш общий  дом» «И кот  ученый свои  мне сказки  говорил» Технол огия «Давны м­давно» Неделя детской и  юношеской  книги Посещ ение театров,  музеев Неделя  детской и  юношеской  книги Посеще ние театров,  музеев Неделя детской и  юношеской  книги Посещ ение театров,  музеев Технол огия огия ИЗО темы Технол Все  чтение Лит.  «Там  на неведомых  дорожках» Техноло гия и ИЗО Встречи с  представителя ми  творчес ких профессий Литерат урное чтение Р­4, 20  век. «Новые  встречи со  старыми  друзьями» Путеше ствие в  книжкино  царство Игра­ беседа  Я знаю  народные  сказки Этическ ая беседа В  театре Экскур сии в  библиотеку  Посеще ние театров,  музеев Технол огия «Гармо ния во всем» ИЗО «Жизнь  и искусство» Выстав ки, конкурсы  рис., поделок Букварь «Учим  буквы, учимся  читать» Чтение «Наш  дом» Цикл  бесед Гигиена  и её значение Беседы  «Красивые и  интерес к занятиям  художественным творчеством; стремление к опрятному  внешнему виду; отрицательное  отношение к некрасивым  поступкам и неряшливости. некрасивые  поступки»

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе

Программа духовно нравственного воспитания в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017