Физическая культура и спорт призваны сыграть ведущую роль в формировании здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, поэтому развитие массового спорта среди детей и молодежи является приоритетным направлением молодежной политики.
Состояние здоровья населения страны, особенно молодежи, является важным фактором стабильности государства. Анализ статистических данных здоровья молодого населения нашего города позволяет утверждать, что число хронических заболеваний у детей, особенно с болезнями нервной системы, опорно-двигательной и органов пищеварения не уменьшается.
По-прежнему, актуальна проблема детской преступности, наркомании.Физическая культура и спорт призваны сыграть ведущую роль в формировании здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, поэтому развитие массового спорта среди детей и молодежи является приоритетным направлением молодежной политики.
Состояние здоровья населения страны, особенно молодежи, является важным фактором стабильности государства. Анализ статистических данных здоровья молодого населения нашего города позволяет утверждать, что число хронических заболеваний у детей, особенно с болезнями нервной системы, опорно-двигательной и органов пищеварения не уменьшается.
По-прежнему, актуальна проблема детской преступности, наркомании.
П Р О Г Р А М М А
«Дзион»
Секции каратэдо «Сётокан»
Возраст детей: 617 лет
1С т р у к т у р а п р о г р а м м ы :
I. Пояснительная записка
II. Содержание программы
III. Примерный учебнотематический план занятий по Каратэдо «Сетокан» на
три года
IV. Содержание занятий по Каратэдо «Сетокан» на три года
V. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
VI. Литература
VII.
ПриложенияⅠ. П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а
Физическая культура и спорт призваны сыграть ведущую роль в
формировании здорового образа жизни детей, подростков и молодежи,
поэтому развитие массового спорта среди детей и молодежи является
приоритетным направлением молодежной политики.
Состояние здоровья населения страны, особенно молодежи, является
важным фактором стабильности государства. Анализ статистических данных
здоровья молодого населения нашего города позволяет утверждать, что
число хронических заболеваний у детей, особенно с болезнями нервной
системы, опорнодвигательной и органов пищеварения не уменьшается.
Попрежнему, актуальна проблема детской преступности, наркомании.
Ближайшее социокультурное, бытовое, окружение человека является
мощным фактором социализации личности, тем более молодой, не
сформировавшейся личности. Место проживания – это социальная среда
жизни, которая способна существенно влиять на социальные роли молодого
человека. Будущее молодого поколения во многом зависит от того, удастся
ли создать нравственноздоровые условия именно в жилых микрорайонах.
Все это послужило толчком к разработке модифицированной
программы, способной снизить остроту обозначенных.
Программа «Дзион» направлена на приобщение детей и подростков к
искусству традиционного каратэдо, реализуется на базе клуба по месту
жительства: МОУ ДОД ДЮЦ «Кадет» г. Ноябрьска. «Дзион» с японского
переводиться как «любовь и добродетель».
Данная программа
предоставляет возможности для удовлетворения интересов детей и
подростков, развития их способностей и талантов через взаимодополняемые
блоки: образовательный и воспитательный. Клуб по месту жительства
«Дзион», на базе которого реализуется модифицированная программа,
играет важную роль по воспитанию в условиях открытого социума, т.к.
максимально близко расположен от места проживания детей и подростков,
доступен и открыт для них. Срок реализации программы: три года. Возраст
обучающихся: от 6 до 17 лет. На первом году обучения рекомендуется
проходить занятия до 3х часов в неделю; на втором и последующем году: до
4х часов занятий в секции. Причем, усложняются приемы занятий по темам
третьего года обучения: кумитэ (поединок); упражнения на снарядах:
грушах, лапах; подготовка к соревнованиям; тактика. Важным аспектом
реализации программы является психологический блок работы с детьми: от
групповых тренинговых занятий на сплочение коллектива (не менее 12 часов
3в год) до индивидуальных психологических консультаций с психологом,
работающим по запросу тренера, родителей и учащихся.
Теоретической основой для разработки настоящей программы
послужили:
концепция «Воспитание как педагогический компонент социализации
ребенка» (М.И.Рожков, Л.В. Байбородова)
концепция развивающего обучения (В.В.Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В.
Занков)
культурно историческая теория развития ребенка по видам ведущей
деятельности (Л.В. Выготский, Д.Б. Эльконин)
Программа основывается на следующих принципах:
Гуманистических начал (доброжелательное,
уважительное
отношения к каждому воспитаннику, понимание и принятие его
своеобразия, позитивные отношения к себе и окружающим);
Единство и неразрывность воспитания, обучения, развития (в
любом деле, занятии присутствуют и воспитание, и обучение, и
предпосылки для развития личности ребенка);
Учет индивидуальновозрастных особенностей (каждый ребенок
уникален, ему свойственны индивидуальные черты, но есть типичные
особенности, обусловленные возрастом, знание их позволяет грамотно
выстраивать отношения, отбирая эффективные методы и приемы);
Личностноориентированный подход (создание благоприятных
условий для личностного роста ребенка, раскрытие и реализация его
потенциала);
Практика деятельностный подход (знания и умения лучше
усваиваются в практике, в условиях, когда ребенок действует
самостоятельно, во взаимодействии с кемлибо).
Нормативная база
Конвенция ООН «О правах ребенка»
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266 – I
Концепция развития физической культуры и спорта в РФ на период до
2005г.
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 г.
от 25.10.2001
Основные направления и план действий по реализации Программы
развития воспитания в системе образования России на 2002 – 2004 гг.
Приказ МО России от 25.01.2002 № 193
Федеральная целевая Программа «Молодежь России (2001 – 2005 гг.)»
от 27.12.2000 г. № 1015
Федеральный закон об общественных объединениях от 19.05.1995 г. №
82
4Федеральный закон о государственной поддержке молодежных и
детских объединениях от 28.06.1995 г. № 98
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» от
27.01.1999 г.
Межведомственная программа развития системы дополнительного
образования детей на 2002 – 2005 гг. от 27.12.2000 № 1847
Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011 – 2015
гг.»
от 05.10.2010 г. № 795
Программа «Реализация молодежной политики и развитие физкультуры
и спорта на 20032005 гг.»
Сами по себе занятия по каратэдо являются средством укрепления
здоровья детей, а систематические занятия являются фактором успешной
подготовки к службе в армии. Участие ребят в соревнованиях разного
уровня способствует их гражданскому становлению, т.к. в эти моменты они
представляют лицо города, области, страны.
В клубе царит доброжелательная, комфортная, близкая к домашней
обстановке, поэтому воспитанники любят находиться в нем и в свободное от
занятий время. Им предлагаются игры, видеофильмы, книги. Частые гости в
клубе – братья и сестры воспитанников, их родители.
Педагоги тесно сотрудничают с родителями, организуют совместно с
ними различные развлекательные программы, праздники, соревнования,
тренировки и т.д.
Клуб взаимодействует с другими клубами и учреждениями города,
установлены связи и за пределами города.
5Данная программа содействует более гармоничному развитию
воспитанников, предоставляя широкие и разнообразные возможности для их
положительной социализации.
начальной подготовки;
учебнотренировочной;
углубленного совершенствования.
Процесс обучения условно разбивается на следующие этапы:
Процесс обучения может быть продолжен, если воспитанники,
достигли высоких результатов. В этом случае тренировки проводятся по
индивидуальным программам и планам. Этот этап является усложненным,
рассчитан на определенный уровень мастерства, поэтому в данной
программе не прорабатывается.
Режим занятий:
1. 1год обучения – 3 раза в неделю по 1 часа (группа начальной
подготовки);
2. 2год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа в неделю (учебно
тренировочная группа);
3. 3год обучения – 3 раза в неделю по 3 часа (группа углубленного
обучения).
Формы занятий:
тренировки;
6 соревнования;
показательные выступления;
клубный день (просмотр и обсуждения видео материала,
литературы);
семинары;
аттестация.
Условия реализации программы.
Программа рассчитана на обучение и воспитание детей и подростков от 6
до 17 лет.
Количество воспитанников в группах
Группы 1го года обучения 15 20 человек.
Группы 2го и 3го года обучения 10 6 человек.
При необходимости могут формироваться разновозрастные группы.
Время реализации программы 3 года обучения.
Ожидаемые результаты:
1. Укрепление психофизического здоровья воспитанников.
2. Овладение основами знаний и умений в области каратэдо.
3. Наличие и рост количества воспитанников, имеющих спортивные разряды.
4. Сплочение детскоподросткового коллектива клуба.
5. Передача и усвоение подростками положительного социального опыта
через совместную деятельность детей и взрослых.
6. Снижение асоциальных проявлений в детскоподростковой среде.
7. Увеличение количества воспитанников клуба и их родителей в организации
и участии в разных формах социодосуговой деятельности на разном
уровне (клубном, городском и т.д.).
8. Рост инициативы со стороны детей и их родителей по решению внутренних
проблем клуба.
9. Развиваются организаторские навыки и лидерские качества подростков.
10. Повышение имиджа клуба и популяризация каратэдо в г. Ноябрьске.
К концу 1 года обучения учащиеся должен знать:
историю возникновения каратэдо;
простейшие элементы «кихона» и «ката»;
технику безопасности при занятиях в спортзале;
спортивную терминологию
Должны уметь:
выполнять гимнастические элементы;
выполнять ОФУ;
выполнять простейшие элементы «кихона»;
выполнять «ката» 98 «кю»;
К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:
национальные традиции, спортивную терминологию;
7 технику безопасности при работе с партнером;
приемы первой помощи при травмах;
правила закаливания;
элементы «кихона» и «ката» 76 «кю»;
элементы «кумитэ» 76 «кю».
Должны уметь:
свободно работать со спортивным инвентарем;
выполнять элементы «кихона» и «ката» 76 «кю»;
выполнять элементы базового «кумитэ»;
выступать в театрализованных боях;
К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:
технику безопасности во время учебных боев на соревнованиях;
правила соревнований;
элементы «кихона» и «ката» 54 «кю»;
стратегию поединка.
Должен уметь:
выполнять элементы «кихона» и «ката» 54 «кю»;
выполнять элементы спортивного «кумитэ»;
выполнять технику самообороны;
самостоятельно работать в группе и индивидуально.
Способы проверки результатов:
В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся каждые 2
месяца тесты ОФП:
1. челночный бег;
2. подтягивание;
3. отжимание;
4. выпрыгивание из приседа;
5. качание пресса;
6. контроль за переносимостью физических нагрузок (20 приседаний за 30 с)
Итоговый контроль:
контрольные занятия;
соревнования;
показательные выступления;
аттестация на поясаразряды «кю» (2 раза в год);
Итог реализации программы – аттестация учащихся на 4 «кю»
(ученический разряд – синий пояс).
Программу реализует:
Путинцев Дмитрий Федорович – педагог дополнительного образования
первой категории, имеет квалификацию 2 ДАН JКА (черный пояс), судья
81 региональной категории по единоборствам, международной категории
«С» по каратэдо.
Материальнотехническое обеспечение клуба «Дзион»
Наименование
Спортивный зал (525 м2)
Тренерская комната (12 м2)
Спортивноучебное оборудование:
Количество
1
1
тяжелые груши
подвижные груши
боксерские перчатки
лапа для каратэ «Ракетка»
лапы боксерские
накладки на руки
нагрудники
шлемы
щитки для голени
скакалки
отягощения (грузы)
нунчаки
тонфы
ножи (пластиковые)
катана (большой меч)
вакидзаши (малый меч)
2
2
4 пары
7
20 пар
6 пар
8
7
8 пар
6
3 пары
4
4
4
2
1
1
ⅡСодержание программы
Модифицированная программа «Дзион» состоит из двух
взаимосвязанных и взаимодополняемых блоков:
Обучающий
Воспитательный
блок
блок
9Обучающий блок
Интерес к единоборствам у молодежи довольно высок и устойчив, так
как они
привлекательны и зрелищны. Культура единоборств пяти
континентов имеет свои традиции, формировавшиеся веками под влиянием
множества факторов. Национальные единоборства являются полноправной
частью народных традиций. Каждая народность с большим или меньшим
успехом бережет и развивает традиционную культуру своих предков,
в том числе боевые и состязательные единоборства. Некоторые из них
становятся широко известными за пределами своей исторической родины. Так
случилось с японским единоборством каратэдо.
Обучающий блок представлен следующими направлениями:
философия – изучение духовнонравственных основ каратэдо
(кодекс каратэдо, знакомство с классикой японской этики Хагакурэ,
приобщение к системе общечеловеческих ценностей и т.д.);
искусство – изучение истории единоборств и каратэдо, знакомство с
культурой Японии (икебана, каллиграфия, оригами, обычаями, нравами,
традициями страны);
физическая культура – общая и специальная физическая подготовка,
овладение каратэдо, выход на спортивный уровень, знакомство с играми
разных стран.
основы безопасной жизнедеятельности – предупреждение травматизма,
оказание первой помощи, овладение способами восстановления дыхания,
сердечной деятельности, элементами медитации и т.д.
Направления взаимосвязаны и взаимодополняемы, способствуют
гармонизации личности обучающегося каратэдо, именно поэтому
в каратэдо выявление победителя и побежденного не является высшей целью,
победить воображаемого противника в ката (формальное упражнение)
означает одержать победу над самим собой.
Если не научишься побеждать сам себя, то не сможешь закалить свой дух
в этом и состоит ценность ката.
В данном блоке использованы методические разработки ведущих
специалистов этого вида спорта: Литвинов С.А.
«Методические
рекомендации по каратэ для детскоюношеских клубов физической
подготовки, спортивных школ различного типа» г. Москва, Комитет
физической культуры и спорта, спортивнометодический центр, 2003 г.;
программы японской ассоциации каратэдо JKA,
учебнометодические
рекомендации и разработки российской государственной академии
физической культуры.
В результате обучения достигается, прежде всего, оздоровительный
эффект, а также появляется возможность овладения воспитанником
различных ступеней спортивного мастерства в совокупности с навыком
самообороны.
10Овладение основами медитации – эффективное средство
саморегуляции, самовоспитания, предотвращения и снятия стресса.
Каратэдо обеспечивает физическую и психологическую готовность к
службе в армии.
С младшими воспитанниками (до 12 лет) акцент делается на общую
физическую подготовку, широко используется в учебнотренировочном
процессе игровые технологии. Учитывая оздоровительную и спортивную
направленность программы, в учебнотематический план включены
теоретические и практические занятия, которые целенаправленно знакомят и
обучают воспитанников с современным уровнем каратэдо в области
физической культуры, искусства, философии.
В процессе обучения воспитанники проходят путь:
3. навык
2. у м е н и е
1. з н а н и е
Организация учебного процесса, задачи, учебнотематический план по
каждому году обучения и методическое обеспечение по обучающему блоку
представлены в Приложениях 2
Воспитательный блок
Клуб по месту жительства – это место для самовыражения, развития и
выявления способностей ребенка не только на основе каратэдо, но и вне его.
Воспитательный блок представлен следующими направлениями:
социоклубная работа
каникулярный отдых
работа с детским активом
работа с детьми, имеющими трудности в адаптации
работа с родителями
взаимодействие с социумом
Разнообразие форм и содержание социодосуговой деятельности
укрепляет и обогащает межличностные отношения детей и взрослых,
совершенствует культуру общения, развивает и укрепляет семейные
интересы. Это достигается через разные конкурсные развлекательные
программы, игры, акции, через взаимодействие с другими клубами по месту
жительства.
В каникулы (осенние, зимние, весенние) более широко используются
формы социодосуговой деятельности, особенно экскурсии, в летнее время
11организуются профильный отряд на базе лагеря с дневным пребыванием
детей, учебнотренировочные сборы.
Участие подростков в работе актива и Совета клуба – среда для
развития лидерских и организационных умений.
Работа с детьми, имеющими трудности в адаптации, ведется совместно
с психологом Центра внешкольной работы и родителями.
Участие в социальнозначимых акциях и делах содействует становлению
молодого гражданина.
Возможность провести интересно и весело время в клубе всей семьей,
совместные тренировки детей и родителей – все это сплачивает и укрепляет
семью воспитанника.
Организация воспитательного процесса, система работы и методическое
обеспечение к воспитательному блоку представлены в Приложениях 3
Цель программы:
Создание условий для саморазвития (согласно заявленным знаниям,
умениям и навыкам), самоутверждения, самореализации (по количеству
выпускников, работающих по данному виду деятельности, реализующих
полученные умения и навыки по окончании учебного заведения) детей и
подростков через организацию социодосуговой работы в клубе каратэдо.
Основные задачи программы:
1. Расширение знаний учащихся о мире японской культуры, национальной
японской борьбы, осознание наследуемых ценностей и их усвоение, то есть
включение в свою непосредственную деятельность уже имеющегося массива
культуры;
2. Развитие мотивации личности к познанию и самосовершенствованию, как
основы формирования образовательных запросов и потребностей;
3. Формирование потребности в регулярных занятиях физической
культурой и спортом, каратедо, воспитание осмысленного отношения к ним
как к способу самореализации личностно значимому
проявлению
человеческих способностей;
4. Формирование оптимального объёма, разносторонности и достаточной
глубины знаний по теории каратэдо «Сётокан»;
5. Воспитание и развитие познавательных потребностей и творческих
способностей учащихся;
6. Формирование и совершенствование навыков выполнения
общеподготовительных, специальноподготовительных и соревновательных
упражнений;
7. Формирование и совершенствование навыков и умений ведения учебных,
учебнотренировочных, контрольных, соревновательных и показательных
схваток;
8. Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков показа,
анализа и объяснения элементов техники и тактики каратэдо «Сётокан»;
129. Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков
организации, проведения и судейства соревнований по каратэдо «Сётокан»
10. Подготовка допризывной молодежи к службе в Армии.
11. Оказание педагогической поддержки детям и подросткам в их
самопознании, самореализации и самосовершенствовании в условиях клуба
по месту жительства.
12. Организация содержательного досуга детей, подростков и их родителей.
13. Укрепление и развитие взаимодействия с семьями воспитанников.
14. Профилактика асоциальных проявлений в детскоподростковой среде.
15. Развитие и укрепление творческих и общественнополезных связей с
учреждениями города и области, России и за рубежом.
Ⅲ.
П р и м е р н ы й у ч е б н о т е м а т и ч е с к и й п л а н
з а н я т и й п о К а р а т э д о « С ё т о к а н »
131й год обучения (группы начальной подготовки для детей 610 лет).
№
ТЕМА
Общее
колво
часов
теория Прак
тика
Предпола
гаемый
результат
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Введение
История возникновения и
становления борьбы
каратэдо
Общеразвивающие
упражнения
Стойки и положения в
каратэ
Техника атак
Техника защиты
Кихон (технический
комплекс)
Ката (установочное
упражнение)
Кумитэ (поединок)
Упражнения на снарядах:
грушах, лапах.
Итого:
8
10
20
10
10
10
10
10
10
10
8
10
20
10
10
10
10
10
10
10
108
142го года обучения (учебнотренировочной группы для детей 1014
лет).
№
ТЕМА
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Техника безопасности и
спортивная терминология
Общеразвивающие
упражнения
Стойки и положения в
каратэ
Техника атак
Техника защиты
Кихон (технический
комплекс)
Ката (установочное
упражнение)
Кумитэ (поединок)
Упражнения на снарядах:
грушах, лапах.
Тактика
Психологическая
подготовка
Подготовка к
соревнованиям
Итого:
теория
Прак
тика
Предпола
гаемый
результат
16
5
5
5
10
10
30
10
10
10
20
20
20
20
5
20
Общее
колво
часов
16
30
10
10
10
20
25
25
20
10
10
30
216
153го года обучения ( группы углубленного совершенствования для
детей 1417 лет).
№
ТЕМА
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Техника безопасности и
спортивная терминология
Общеразвивающие
упражнения
Стойки и положения в
каратэ
Техника атак
Техника защиты
Кихон (технический
комплекс)
Ката (установочное
упражнение)
Кумитэ (поединок)
Упражнения на снарядах:
грушах, лапах.
Тактика
Психологическая
подготовка
Подготовка к
соревнованиям
Итого:
теория
Прак
тика
Предпола
гаемый
результат
24
5
5
10
10
10
40
10
10
10
30
40
40
40
10
30
Общее
колво
часов
24
40
10
10
10
30
45
45
40
20
10
40
216
16Ⅳ. С о д е р ж а н и е з а н я т и й п о к а р а т э д о
« С ё т о к а н »
1й год обучения (группы начальной подготовки для детей 610
лет).
Тема 1. Введение
ТЕОРИЯ: Краткая характеристика, цель и задачи курса каратэдо.
Этикет в каратэдо. Правила гигиены, техника безопасности.
Тема 2. История возникновения и становления борьбы каратэдо.
ТЕОРИЯ: Сам термин каратэдо возник сравнительно недавно,
впервые его начали употреблять, в том виде, в каком он сейчас читается, в
начале прошлого века, а официально он был принят в 1936 г. на Окинаве.
Тема 3. Общеразвивающие упражнения.
ТЕОРИЯ: Разнообразные растяжки повышают гибкость мышц и
увеличивают подвижность суставов; развивается сила основных мышечных
групп и снижается риск получения травм, что позволяет учащимся
постепенно переходить к изучению все более сложных движений.
ПРАКТИКА: Разминка конечностей, ходьба по кругу в колоне, на
носках, пятках, в полуприсяде; бег по кругу, передвижение правым и левым
боком вперед, движение спиной вперед, бег с ускорением; круговые и
маховые движения руками и ногами, круговые и наклонные движения
туловищем и головой; упражнения на гибкость, растяжку и формирование
правильной осанки, кувырки вперед и назад. Отжимание на кулаках,
приседание с выпрыгиванием, пресс, челночный бег, прыжки в длину с места,
6минутный бег, подтягивание из виса.
Тема 4. Стойки и положения в каратэ.
ТЕОРИЯ: В каратэ термин стойка (тачиката) означает положение
нижней части тела, бедер и ног, которые буквально несут верхнюю часть
тела. Таким образом, качество выполняемых приемов зависит от оптимально
принятой формы. Это важно при выполнении приема.
ПРАКТИКА: Правильная стойка, устойчивое равновесие и гармонично
скоординированная работа всех частей тела являются основой успешного
выполнения любого приема. Действия ступней, ног, рук, кистей рук должны
хорошо контролироваться и все части тела работать синхронно. Только
соблюдение этих требований позволяет проводить приемы быстро и мощно.
Тема 5. Техника атак.
17ТЕОРИЯ: Атакующие действия руками, локтями бывают двух видов
проникающий прямой удар (цуки) и удар рукой (учи). В каратэ удары ногами
так же важны, как и техника рук; фактически удар ногой имеет большую
силу, чем удар кулаком.
ПРАКТИКА: Удары руками: когда противник находиться перед вами,
рука выпрямляется и удар наносится по цели суставами кулака. Предплечье
вращается внутрь в момент нанесения удара. При ударе ногой у вас должно
быть ощущение, что вы вкладываете в него весь вес вашего тела.
Максимально используете бедра в ударе, но быстро отводите бьющую ногу
назад, принимая нужную стойку для следующего приема, иначе противник
может захватить вашу ногу.
Тема 6. Техника защиты.
ТЕОРИЯ: Каратэ отличается от бокса и других видов единоборств
своими приемами защиты. В каратэ существует много блоков против удара
ногами, в которых применяются как ноги, так и руки. В этом отношении
каратэ уникально.
ПРАКТИКА: Достижение мастерства в данных аспектах необходимо.
Для овладения эффективной техникой блока нужно совершенствовать
следующее: направление силы; вращение предплечья и чувства ритма; работу
бедра; положение локтя; недостатки проноса; блокатака.
Тема 7. Кихон – основные приемы.
ТЕОРИЯ: Передвижение в стойках с выполнением техники ударов и
блоков. У каждого разряда (кю) своя техника выполнения (1 год обучения 8
9 кю). Занимаясь кихон (базовой техникой), ученик овладеет азами каратэ.
Многотысячными повторами шлифуется техника исполнения и развивается
специфическая молниеносная реакция.
ПРАКТИКА: Кихон является важнейшим аспектом обучения каратэ
до «Сетокан». Задача базовой техники «Сетокан» научить принципам
распределения силы и тактики, а малейшие отклонения от формы кихон
ведут к тому, что эти принципы ускользают. Кихон не только форма
исполнения базовой техники, но и пониманием того, что в этой технике
заложено, а также использование этого на практике.
Тема 8. Кумитэ работа с партнерами, схватка.
ТЕОРИЯ: В кумитэ начинающий спортсмен учится правильно и
своевременно выполнять технические приемы. Только на этом этапе хорошо
отработанные приемы становятся реально применимыми на практике.
Дальнейшее совершенствование технике идет рука об руку с овладением
работой с партнерами (при повышении разряда (кю) уровень техники
усложняется).
ПРАКТИКА: Другой вид тренировки, два человека встречаются лицом
к лицу и демонстрируют приемы. Таким образом, кумитэ можно
рассматривать как практическое использование основных приемов,
изученных в ката, в некотором роде спарринг. Существует три вида кумитэ:
базовое кумитэ (основные приемы с учетом индивидуальных способностей),
18иппон кумитэ (атакующие и оборонительные действия, технику
передвижения и понимание) и джию кумитэ (партнерам разрешается
свободно использовать их духовные и физические силы, но с условием
строгого контроля ударов руками и ногами).
Тема 9. Ката – формальные упражнения.
ТЕОРИЯ: Ката предполагает мнимый поединок с несколькими
противниками, существующими лишь в воображении ученика и наблюдателя.
Цель данного упражнения – создание системы круговой обороны при
помощи серии определенных приемов защиты и нападения.
ПРАКТИКА: Основные положения: 1. Каждый ката имеет
определенное количество движений (20, 40 и т.д.). Они должны выполняться
в правильной последовательности. 2. Ката начинается и заканчивается в
одной и то же точке. Ката имеют различный рисунок. 3. Есть ката
обязательные и необязательные. 4. Для динамичного выполнения ката
следует помнить и соблюдать три правила: правильное применение силы;
скорость движения, быстро и медленно; расслабление и напряжение тела. 5.
В начале и в конце ката сделайте поклон, неотъемлемая часть ката.
Выполняя несколько ката подряд, поклонитесь в начале первого ката и в
конце последнего.
Тема 10.Упражнения на снарядах, грушах и лапах.
ТЕОРИЯ: В тренировочной практике боевых искусств используется
самые разнообразные снаряды. У каждого из его видов свое назначение и
функции. Перчатки для отработки точных ударов (нанося удары руками и
ногами по перчаткам, спортсмен отрабатывает их точность и мощь); ручные
мишени (современные ручные мишени подобны по форме своим
предшественницам и бывают одинарными или двойными, благодаря своей
гибкости они очень удобны для тренировки скорости и ловкости, особенно
при выполнении хлестких ударов); тяжелые груши (на тяжелых грушах
тренируют силу и мощь, выполнения всех линейных и угловых техник);
подвижные груши (бывают односторонним или двухсторонним креплением,
применяют для развития ритма, реакции и ловкости при отработки
выполнения техник рук и ног); макивара (специальный станок, с помощью
которого спортсмены добиваются затвердения бьющих поверхностей
ладоней и ступней, локтей и предплечий); отягощения (силовые тренировки
можно разделить на два типа – поднятие тяжестей и занятия с
отягощениями, к поднятию тяжестей относятся все виды работ с гантелями,
штангами и на силовых тренажерах, с отягощениями спортсмены надевают
грузы на определенные части тела для развития силы соответствующих
мышц); скакалки (регулярные занятия со скакалкой развивают выносливость,
чувство времени и координацию движений); видеозапись (использование
видеозаписи является эффективным вспомогательным средством для
изучения новых техник и совершенствование сложных движений).
192го года обучения (группы углубленной подготовки для детей 10
14 лет).
Тема 1. Техника безопасности и спортивная терминология
ТЕОРИЯ: Согласно традиции в каратэ используется японская
терминология. Терминология и язык страны – носители традиции, тесно
связанные с менталитетом народа, живущего там. Так как многие японские
термины не имеют адекватных аналогов в русском языке, то пользуются
термины страны в которой зародилось это боевое искусство.
Тема 2 Общеразвивающие упражнения
ТЕОРИЯ: Занятия боевыми искусствами предполагают использование
практически всех мышц тела. Следовательно, каждую тренировку,
состоящую из активной физической деятельности, крайне необходимо
предварять комплексом общеразвивающих упражнений.
ПРАКТИКА: Разогревающие упражнения; упражнения для растяжки;
упражнения для развития равновесия; упражнения для развития силы;
упражнения для развития выносливости. Разминка конечностей, ходьба по
кругу в колоне, на носках, пятках, в полуприсяде;
бег по кругу,
передвижение правым и левым боком вперед, движение спиной вперед, бег с
ускорением; круговые и маховые движения руками и ногами, круговые и
наклонные движения туловищем и головой; упражнения на гибкость,
растяжку и формирование правильной осанки, кувырки вперед и назад.
Тема 3. Стойки и положения в каратэ
ТЕОРИЯ: В каратэ термин стойка (тачиката) означает положение
нижней части тела, бедер и ног, которые буквально несут верхнюю часть
тела. Таким образом, качество выполняемых приемов зависит от оптимально
принятой формы. Это важно при выполнении приема.
ПРАКТИКА: Правильная стойка, устойчивое равновесие и гармонично
скоординированная работа всех частей тела являются основой успешного
выполнения любого приема. Действия ступней, ног, рук, кистей рук должны
хорошо контролироваться и все части тела работать синхронно. Только
соблюдение этих требований позволяет проводить приемы быстро и мощно.
Тема 4. Техника атак.
ТЕОРИЯ: Атакующие действия руками, локтями бывают двух видов
проникающий прямой удар (цуки) и удар рукой (учи). В каратэ удары ногами
так же важны, как и техника рук; фактически удар ногой имеет большую
силу, чем удар кулаком.
ПРАКТИКА: Удары руками: когда противник находиться перед вами,
рука выпрямляется и удар наносится по цели суставами кулака. Предплечье
вращается внутрь в момент нанесения удара. При ударе ногой у вас должно
быть ощущение, что вы вкладываете в него весь вес вашего тела.
Максимально используете бедра в ударе, но быстро отводите бьющую ногу
назад, принимая нужную стойку для следующего приема, иначе противник
может захватить вашу ногу.
20Тема 5. Техника защиты.
ТЕОРИЯ: Каратэ отличается от бокса и других видов единоборств
своими приемами защиты. В каратэ существует много блоков против удара
ногами, в которых применяются как ноги, так и руки. В этом отношении
каратэ уникально.
ПРАКТИКА: Достижение мастерства в данных аспектах необходимо.
Для овладения эффективной техникой блока нужно совершенствовать
следующее: направление силы; вращение предплечья и чувства ритма; работу
бедра; положение локтя; недостатки проноса; блокатака.
Тема 6. Кихон (технический комплекс)
ТЕОРИЯ: Базовая техника. Передвижение в стойках с выполнением
техники ударов и блоков. У каждого разряда (кю) своя техника выполнения
(1 год обучения 89 кю). Занимаясь кихон (базовой техникой), ученик
овладеет азами каратэ. Многотысячными повторами шлифуется техника
исполнения и развивается специфическая молниеносная реакция.
ПРАКТИКА: Кихон является важнейшим аспектом обучения каратэ
до «Сетокан». Задача базовой техники «Сетокан» научить принципам
распределения силы и тактики, а малейшие отклонения от формы кихон
ведут к тому, что эти принципы ускользают. Кихон не только форма
исполнения базовой техники, но и пониманием того, что в этой технике
заложено, а также использование этого на практике.
Тема 7. Ката (установочное упражнение)
ТЕОРИЯ: Ката предполагает мнимый поединок с несколькими
противниками, существующими лишь в воображении ученика и наблюдателя.
Цель данного упражнения – создание системы круговой обороны при
помощи серии определенных приемов защиты и нападения.
ПРАКТИКА: Основные положения: 1. Каждый ката имеет
определенное количество движений (20, 40 и т.д.). Они должны выполняться
в правильной последовательности. 2. Ката начинается и заканчивается в
одной и то же точке. Ката имеют различный рисунок. 3. Есть ката
обязательные и необязательные. 4. Для динамичного выполнения ката
следует помнить и соблюдать три правила: правильное применение силы;
скорость движения, быстро и медленно; расслабление и напряжение тела. 5.
В начале и в конце ката сделайте поклон, неотъемлемая часть ката.
Выполняя несколько ката подряд, поклонитесь в начале первого ката и в
конце последнего.
Тема 8. Кумитэ (поединок)
ТЕОРИЯ: В кумитэ начинающий спортсмен учится правильно и
своевременно выполнять технические приемы. Только на этом этапе хорошо
отработанные приемы становятся реально применимыми на практике.
Дальнейшее совершенствование технике идет рука об руку с овладением
работой с партнерами (при повышении разряда (кю) уровень техники
усложняется).
21ПРАКТИКА: Другой вид тренировки, два человека встречаются лицом
к лицу и демонстрируют приемы. Таким образом, кумитэ можно
рассматривать как практическое использование основных приемов,
изученных в ката, в некотором роде спарринг. Существует три вида кумитэ:
базовое кумитэ (основные приемы с учетом индивидуальных способностей),
иппон кумитэ (атакующие и оборонительные действия, технику
передвижения и понимание) и джию кумитэ (партнерам разрешается
свободно использовать их духовные и физические силы, но с условием
строгого контроля ударов руками и ногами).
Тема 9. Упражнения на снарядах: грушах, лапах.
ТЕОРИЯ: В тренировочной практике боевых искусств используется
самые разнообразные снаряды. У каждого из его видов свое назначение и
функции. Перчатки для отработки точных ударов (нанося удары руками и
ногами по перчаткам, спортсмен отрабатывает их точность и мощь); ручные
мишени (современные ручные мишени подобны по форме своим
предшественницам и бывают одинарными или двойными, благодаря своей
гибкости они очень удобны для тренировки скорости и ловкости, особенно
при выполнении хлестких ударов); тяжелые груши (на тяжелых грушах
тренируют силу и мощь, выполнения всех линейных и угловых техник);
подвижные груши (бывают односторонним или двухсторонним креплением,
применяют для развития ритма, реакции и ловкости при отработке
выполнения техник рук и ног); макивара (специальный станок, с помощью
которого спортсмены добиваются затвердения бьющих поверхностей
ладоней и ступней, локтей и предплечий); отягощения (силовые тренировки
можно разделить на два типа – поднятие тяжестей и занятия с
отягощениями, к поднятию тяжестей относятся все виды работ с гантелями,
штангами и на силовых тренажерах, с отягощениями спортсмены надевают
грузы на определенные части тела для развития силы соответствующих
мышц); скакалки (регулярные занятия со скакалкой развивают выносливость,
чувство времени и координацию движений); видеозапись (использование
видеозаписи является эффективным вспомогательным средством для
изучения новых техник и совершенствование сложных движений).
Тема 10. Тактика
ТЕОРИЯ: Тактика каратэ – искусство применения технических
средств с учетом индивидуальных техникотактических, моральноволевых и
физических воздействий в бою по стилю и манере противника. В тактике
каратиста проявляется не только уровень его технике, физической и
психологической подготовки, но и главные черты его характера.
Тема 11. Психологическая подготовка
ТЕОРИЯ: Психологическая подготовка спортсмена предусматривает
воспитание у него настойчивости, целеустремленности, смелости,
решительности, силы воли, самообладания, активности и других
положительных качеств.
Тема 12. Подготовка к соревнованиям
22ТЕОРИЯ: Состояние оптимальной готовности к спортивным
достижениям, приобретенное в результате подготовки на каждой новой
ступени спортивной тренировки, называется спортивной формой, она
позволяет каратисту наилучшим образом проявлять свои силы и
способности, добиваться максимальных для него спортивных результатов.
3го года обучения (группы углубленной подготовки для детей 14
17 лет).
Тема 1. Техника безопасности и спортивная терминология
ТЕОРИЯ: Согласно традиции в каратэ используется японская
терминология. Терминология и язык страны – носители традиции, тесно
связанные с менталитетом народа, живущего там. Так как многие японские
термины не имеют адекватных аналогов в русском языке, то пользуются
термины страны в которой зародилось это боевое искусство.
Тема 2. Общеразвивающие упражнения
ТЕОРИЯ: Занятия боевыми искусствами предполагают использование
практически всех мышц тела. Следовательно, каждую тренировку,
состоящую из активной физической деятельности, крайне необходимо
предварять комплексом общеразвивающих упражнений.
ПРАКТИКА: Разогревающие упражнения; упражнения для растяжки;
упражнения для развития равновесия; упражнения для развития силы;
упражнения для развития выносливости. Разминка конечностей, ходьба по
кругу в колоне, на носках, пятках, в полуприсяде;
бег по кругу,
передвижение правым и левым боком вперед, движение спиной вперед, бег с
ускорением; круговые и маховые движения руками и ногами, круговые и
наклонные движения туловищем и головой; упражнения на гибкость,
растяжку и формирование правильной осанки, кувырки вперед и назад.
Тема 3. Стойки и положения в каратэ
ТЕОРИЯ: В каратэ термин стойка (тачиката) означает положение
нижней части тела, бедер и ног, которые буквально несут верхнюю часть
тела. Таким образом, качество выполняемых приемов зависит от оптимально
принятой формы. Это важно при выполнении приема.
ПРАКТИКА: Правильная стойка, устойчивое равновесие и гармонично
скоординированная работа всех частей тела являются основой успешного
выполнения любого приема. Действия ступней, ног, рук, кистей рук должны
хорошо контролироваться и все части тела работать синхронно. Только
соблюдение этих требований позволяет проводить приемы быстро и мощно.
Тема 4. Техника атак
ТЕОРИЯ: Атакующие действия руками, локтями бывают двух видов
проникающий прямой удар (цуки) и удар рукой (учи). В каратэ удары ногами
так же важны, как и техника рук; фактически удар ногой имеет большую
силу, чем удар кулаком.
23ПРАКТИКА: Удары руками: когда противник находиться перед вами,
рука выпрямляется и удар наносится по цели суставами кулака. Предплечье
вращается внутрь в момент нанесения удара. При ударе ногой у вас должно
быть ощущение, что вы вкладываете в него весь вес вашего тела.
Максимально используете бедра в ударе, но быстро отводите бьющую ногу
назад, принимая нужную стойку для следующего приема, иначе противник
может захватить вашу ногу.
Тема 5. Техника защиты
ТЕОРИЯ: Каратэ отличается от бокса и других видов единоборств
своими приемами защиты. В каратэ существует много блоков против удара
ногами, в которых применяются как ноги, так и руки. В этом отношении
каратэ уникально.
ПРАКТИКА: Достижение мастерства в данных аспектах необходимо.
Для овладения эффективной техникой блока нужно совершенствовать
следующее: направление силы; вращение предплечья и чувства ритма; работу
бедра; положение локтя; недостатки проноса; блокатака.
Тема 6. Кихон (технический комплекс)
ТЕОРИЯ: Передвижение в стойках с выполнением техники ударов и
блоков. У каждого разряда (кю) своя техника выполнения (1 год обучения 8
9 кю). Занимаясь кихон (базовой техникой), ученик овладеет азами каратэ.
Многотысячными повторами шлифуется техника исполнения и развивается
специфическая молниеносная реакция.
ПРАКТИКА: Кихон является важнейшим аспектом обучения каратэ
до «Сетокан». Задача базовой техники «Сетокан» научить принципам
распределения силы и тактики, а малейшие отклонения от формы кихон
ведут к тому, что эти принципы ускользают. Кихон не только форма
исполнения базовой техники, но и пониманием того, что в этой технике
заложено, а также использование этого на практике.
ТЕОРИЯ:
Тема 7. Ката (установочное упражнение)
Ката предполагает мнимый поединок с несколькими
противниками, существующими лишь в воображении ученика и наблюдателя.
Цель данного упражнения – создание системы круговой обороны при
помощи серии определенных приемов защиты и нападения.
ПРАКТИКА: Основные положения: 1. Каждый ката имеет
определенное количество движений (20, 40 и т.д.). Они должны выполняться
в правильной последовательности. 2. Ката начинается и заканчивается в
одной и то же точке. Ката имеют различный рисунок. 3. Есть ката
обязательные и необязательные. 4. Для динамичного выполнения ката
следует помнить и соблюдать три правила: правильное применение силы;
скорость движения, быстро и медленно; расслабление и напряжение тела. 5.
В начале и в конце ката сделайте поклон, неотъемлемая часть ката.
24Выполняя несколько ката подряд, поклонитесь в начале первого ката и в
конце последнего.
Тема 8. Кумитэ (поединок)
ТЕОРИЯ: В кумитэ начинающий спортсмен учится правильно и
своевременно выполнять технические приемы. Только на этом этапе хорошо
отработанные приемы становятся реально применимыми на практике.
Дальнейшее совершенствование технике идет рука об руку с овладением
работой с партнерами (при повышении разряда (кю) уровень техники
усложняется).
ПРАКТИКА: Другой вид тренировки, два человека встречаются лицом
к лицу и демонстрируют приемы. Таким образом, кумитэ можно
рассматривать как практическое использование основных приемов,
изученных в ката, в некотором роде спарринг. Существует три вида кумитэ:
базовое кумитэ (основные приемы с учетом индивидуальных способностей),
иппон кумитэ (атакующие и оборонительные действия, технику
передвижения и понимание) и джию кумитэ (партнерам разрешается
свободно использовать их духовные и физические силы, но с условием
строгого контроля ударов руками и ногами).
Тема 9. Упражнения на снарядах: грушах, лапах.
ТЕОРИЯ: В тренировочной практике боевых искусств используется
самые разнообразные снаряды. У каждого из его видов свое назначение и
функции. Перчатки для отработки точных ударов (нанося удары руками и
ногами по перчаткам, спортсмен отрабатывает их точность и мощь); ручные
мишени (современные ручные мишени подобны по форме своим
предшественницам и бывают одинарными или двойными, благодаря своей
гибкости они очень удобны для тренировки скорости и ловкости, особенно
при выполнении хлестких ударов); тяжелые груши (на тяжелых грушах
тренируют силу и мощь, выполнения всех линейных и угловых техник);
подвижные груши (бывают односторонним или двухсторонним креплением,
применяют для развития ритма, реакции и ловкости при отработке
выполнения техник рук и ног); макивара (специальный станок, с помощью
которого спортсмены добиваются затвердения бьющих поверхностей
ладоней и ступней, локтей и предплечий); отягощения (силовые тренировки
можно разделить на два типа – поднятие тяжестей и занятия с
отягощениями, к поднятию тяжестей относятся все виды работ с гантелями,
штангами и на силовых тренажерах, с отягощениями спортсмены надевают
грузы на определенные части тела для развития силы соответствующих
мышц); скакалки (регулярные занятия со скакалкой развивают выносливость,
чувство времени и координацию движений); видеозапись (использование
видеозаписи является эффективным вспомогательным средством для
изучения новых техник и совершенствование сложных движений).
Тема 10. Тактика
ТЕОРИЯ: Тактика каратэ – искусство применения технических
средств с учетом индивидуальных техникотактических, моральноволевых и
25физических воздействий в бою по стилю и манере противника. В тактике
каратиста проявляется не только уровень его технике, физической и
психологической подготовки, но и главные черты его характера.
Тема 11. Психологическая подготовка
ТЕОРИЯ: Психологическая подготовка спортсмена предусматривает
воспитание у него настойчивости, целеустремленности, смелости,
решительности, силы воли, самообладания, активности и других
положительных качеств.
Тема 12. Подготовка к соревнованиям
ТЕОРИЯ: Состояние оптимальной готовности к спортивным
достижениям, приобретенное в результате подготовки на каждой новой
ступени спортивной тренировки, называется спортивной формой, она
позволяет каратисту наилучшим образом проявлять свои силы и
способности, добиваться максимальных для него спортивных результатов.
Ⅴ М е т о д и ч е с к о е о б е с п е ч е н и е
д о п о л н и т е л ь н о й о б р а з о в а т е л ь н о й
п р о г р а м м ы
Важнейшее требование к занятиям: дифференцированный подход к
занимающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной
подготовленности, формирование у детей навыков для самостоятельных
занятий.
Вся разминочная часть тренировки проходит с помощью партнера,
который выполняет роль того или иного тренажера.
Тренировка начинается с комплекса упражнений, медитации. Эти
упражнения являются как бы гранью между обыденной жизнью и
тренировочным процессом.
Медитация помогает плавно перейти к занятию. Резкое переключение
на активные действия вызов законам природы: никогда после темной ночи
сразу не наступает светлый день. Существует промежуточная стадия
равновесия утро. Так и в нашем организме, нельзя его сразу сильно
нагружать.
Поэтому специалисты рекомендуют делать несколько
дыхательных упражнений (комплекс медитации) и гимнастических.
Так и на нашей тренировке: прежде чем приступить к упражнениям,
необходимо подготовиться не только физически, но и эмоционально забыть
26все проблемы, которые волновали вас до прихода в зал, и всецело отдаться
тренировочному процессу. Если мозг будет занят другой информацией, то ни
о какой быстрой реакции говорить не придется. А это один из важных
факторов на занятиях каратэ.
После того как наше тело настроилось на тренировку, приступаем к
выполнению разогревающих и растягивающих упражнений. Этот комплекс
призван увеличить объем движений в суставах тела.
Чем лучше растянуто ваше тело, тем легче выполняется техника
каратэ.
Пластичность можно сравнить с молодым деревом, сгибающимся в
разные стороны во время сильного ветра. Оно будет сильно гнуться, но
никогда не сломается. Так и тело должно гнуться и разгибаться в разные
стороны, и при этом не должны рваться связки и ломаться суставы.
Разогретое и растянутое тело можно подвергать более тяжелым
нагрузкам: общая физическая подготовка, силовая подготовка также
необходима для занятий, как и растяжка. Мышцы должны быть не только
сильными, но и выносливыми.
Силовые упражнения благотворно влияют на сердечнососудистую и
дыхательную системы организма.
После того, как тело разогрето и проработаны мышцы, можно
приступить к следующим этапам: кихон. Это комплекс динамической
техники, призван повысить потенциал выносливости бойца. Упражнения
здесь нужно выполнять с резкими движениями, так как тело подготовлено к
восприятию любой технической информации.
Основная часть тренировки включает в себя изучение защиты (блоки),
ударов, передвижений в стойках.
Затем переходим к оттачиванию техники ката. Во всех восточных
единоборствах существуют подобные комплексы, где занимающиеся
демонстрируют (как правило) без противника свой уровень подготовки.
Несмотря на отсутствие противника, спортсмен должен ставить блоки,
наносить удары, перемещаться столь же реально, как если бы перед ним
находился настоящий соперник.
Резкость, концентрация, сила, скорость движений, понимание
исполняемой техники все это тщательно оценивается судьями. После
отработки ката переходим к кумитэ. Поединки (кумитэ) в каратэдо
проводятся, как правило, без нанесения партнеру реальных ударов
(бесконтактно).
Удары руками и ногами лишь имитируются. При ударах кулаки или
стопы останавливаются на некотором расстоянии от цели.
Японский подход к обучению вообще и к обучениям боевым
искусствам в частности построен на принципе копирования и многократного
повторения, отсюда стремление у японских специалистов к единообразному
исполнению не только ката, но и элементов базовой техники. Кроме
тренировок существуют и другие формы занятий:
27клубный день (собираются все учащиеся, приходят интересные
люди, идет беседа, просмотр и обсуждение видеоматериалов и т. п.);
походы в лес, игры на природе;
участие в фестивалях, соревнованиях по традиционным и
боевым искусствам;
семинары;
показательные выступления и театрализованные бои.
Процесс обучения условно разбивается на следующие этапы:
углубленного
учебнотренировочной;
подготовки;
начальной
совершенствования.
Процесс обучения может быть продолжен, если воспитанники,
достигли высоких результатов. В этом случае тренировки проводятся по
индивидуальным программам и планам. Этот этап рассчитан на уровень
определенного мастерства,
поэтому в данной программе не
прорабатывается.
Периодичность занятий
1 год обучения: 3 раза в неделю по 2 часа (группы начальной
подготовки).
2 год обучения: 3 раза в неделю по 3 часа (учебнотренировочные
группы).
3й год обучения: 3 раза в неделю по 3 часа (Группы углубленного
совершенствования). На 2м и 3м годах обучения организуются
индивидуальные занятия с учащимися, имеющими определенные результаты
и успехи. Для них составляются индивидуальные планы подготовки.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
спортзал (большое светлое и хорошо проветриваемое помещение);
лес (чистая поляна);
спортивный инвентарь: перчатки с открытыми пальцами, маленькие
лапы, большие лапы, груши, маленькие мячи, скакалки, гимнастическая
палка;
желание детей заниматься.
Требование к знаниям и умениям обучающихся. К концу 1го года
обучения дети должны знать:
историю возникновения каратэдо;
простейшие элементы "кихона и "ката";
технику безопасности при занятиях в зале и в лесу.
К концу 1го года обучения дети должны уметь:
мягко кувыркаться вперед, назад и в стороны;
уметь выполнять простейшие элементы "кихона";
уметь выполнять "ката": хэйоншодан.
К концу 2го года обучения дети должны знать:
национальные традиции;
28
технику безопасности при работе с партнером;
приемы первой помощи при травмах;
правила закаливания;
элементы кихона и ката 76 кю.
К концу 2го года обучения дети должны уметь:
свободно работать с грушей;
выполнять элементы кихона и ката 76 кю.
К концу 3го года обучения дети должны знать:
технику безопасности во время учебных боев, на соревнованиях;
элементы кихона и ката 54 кю.
К концу 3го года обучения дети должны уметь:
выполнять элементы кихона и ката 54 кю;
участвовать в соревнованиях.
Оценка результатов обучения детей.
В целях контроля и оценки результативности занятий проводятся
каждые два месяца Тесты на ОПФ:
бег 30 60 м;
прыжки в длину;
подтягивание;
отжимания;
подъем корпуса.
контроль за переносимостью физических нагрузок (20
приседаний за 30 с)
Время восстановления ЧСС.
1. 3 минуты хорошо;
2. 45 минут удовлетворительно;
3. 6 и более минут неудовлетворительно.
Итоговый контроль.
контрольные занятия; соревнования; показательные выступления.
Итоги проведенных мероприятий анализируются и обсуждаются с
учащимися и их родителями на родительских собраниях, проводимых не
менее 4х раз в год. Тематика родительских собраний включает в себя
вводное собрание «Ознакомление с родительским коллективом» (1й год
обучения); знакомство с требованиями и правилами программы «Дзион» (1
год); встречи и беседы с психологом «Возрастные и психологические
особенности младшего подросткового возраста»
(1й год обучения);
«Возрастные и психологические особенности подросткового и юношеского
возраста» (23 год обучения); «Наши достижения» (показательные
выступления для родителей (13 год обучения); «История каратедо. Истоки.
Основы» (23 год обучения); «Как не попасть в беду» (беседы с социальным
29
педагогом, 13 год обучения); «Организация подготовки ребенка к
соревнованиям» (23 год обучения); «Цели и задачи ассоциации восточных
единоборств» (2 год обучения); «Профессиональное ориентирование
учащихся. Куда пойти учиться?» (3й год обучения); «Гигиена и питание
юных единоборцев» (1 год обучения); «Воспитание характера и воли» (23
год обучения); «Творческий отчет объединения» (103 год обучения)
VI. Социально психологический блок.
В работе с подростками, вовлеченными в спортивнооздоровительную
деятельность, необходимо создать условия для самовыражения,
разумного проявления внешней и внутренней активности, занять их
полезными и практически важными видами деятельности, с целью
своевременной профилактики отклонений в социальном развитии
личности. Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении
подростков требует обучения их психологическим навыкам поведения,
умению делать здоровый выбор, укрепления коммуникативных навыков.
Задачи, выявляющие своевременные причины и факторы девиантного
поведения подростков включают в себя следующие направления:
выявление распространенности различных типов и форм отклоняющегося
поведения, факторов их провоцирующих; создание в объединение
психологопедагогических
развитию
эффективного взаимодействия со всеми участниками учебно
воспитательного процесса; организация эффективного дополнительного
образования, удовлетворяющего интересы и потребности подростка,
повышающего его позитивную мотивацию.
Для контактного
взаимодействия и доверительного общения в группе первые недели
формирования детского коллектива проводится тренинг по развитию
коммуникативных навыков и снятию психологического барьера. Занятия
проходят два раза в неделю с продолжительностью от 1 до 2х часов, в
зависимости от коммуникативности подростков и рефлексии занятий.
помогающих
условий,
Примерное содержание тренинговых занятий по методике Овчаровой Р.В.
№ занятия
1
«Знакомство»
2«Я –
отношения»
3
Содержание занятий
Игра «Снежный ком»; Правила группы; мои
положительные поступки; список моих претензий;
Диагностика общительности; Мой стиль общения (д\з).
Рефлексия.
Шерринг; Игра «Комплимент» ; Игра «что важно для
общения?»; игра «Экстрасенс». Игра «Хочу в себе
изменить». Рефлексия.
Нетрадиционное приветствие; шерринг; игра «воздушный
30«Самоанализ» шар»; игра «горячий стул»; игра в парах «Я уверен в
4 «Волшебные
слова»
5 «Будущее
рядом»
тебе»; рефлексия «самоанализ»
Шерринг ; игра «волшебные слова»; упражнение
«Ладошка»; эксперимент «Диалема узника»; анализ
событий «что изменилось в нас?» ; рефлексия «доброе
слово»;
Игра комплимент ; шерринг; диагностика
общительности; психологический чемодан « что я возьму
с собой»; самоанализ. Рефлексия.
Л и т е р а т у р а .
Для педагога:
1. Буйволов Л.Н.: журнал «Внешкольник».
2. Брюс Ли: «Искусство выражения человеческого тела».
3. ВольфДитер Вихман: «Искусство ката».
4. Вильмякин В.Н.: «Боевое самбо и рукопашный бой».
5. Гвоздев С.А.: «Техника самообороны, холодное оружие востока
и запада».
6. Гичин Фунакоши: «Каратэдо: Ньюмон».
7. Диденко В.В.: «Ушу: философия движения».
318. Дон Миллер: «Искусство ДзюДзюцу».
9. Джигоро Конно: «Кодокан Дзюдо».
10.Иванов А.Л.: «Кикбоксинг».
11.ИвановКатанский С.: «Комбинированная техника каратэ».
12.Лапшин С.А.: ««Каратдо», основная техника и методика
преподавания».
13.Лапшин С.А.: «Каратэ для мастеров, стратегия поединка».
14.Линдер И.Б., Оранский С.А.: «Боевые искусства востока».
15.Марков В.В.: «Организация и методика подготовки судей
высокой квалификации в каратэдо».
16.Матвеев Л.П.:
«Проблемы периодизации спортивной
тренировки». М.: ФиС, 1965г.
17.Лю Чжин Син: «Китайские боевые искусства».
18.Методика физического воспитания учащихся 14 классов. Под
ред. Литвинова Е.Н., Погадаева Г.И.
19.Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Основы».
20.Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Кумитэ». Т. 1,2.
21.Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Полный обзор».
22.Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Бассай, Канку».
23.Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Ганку, Джион».
24.Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Джиттэ, Хангецу, Эмпи».
25.Программа квалификационных экзаменов Японской Ассоциации
каратэ (JKA) на 9 кю5 дан.
26.Платонов В.Н.: «Современная спортивная тренировка».
Киев:1991г.
27.Ретюнских А.С.: «Русский стиль рукопашного боя».
28.Санг Х. Ким: «Преподавание боевых искусств».
29.Физическое воспитание учащихся 19 классов. Под ред. Ляха
В.И. – М.: Просвещение, 2001г.
30.Тетсутака Сугавара: «Айкидо».
31.Хедетака Нишияма: Руководство инструктора (методическое
пособие).
32.Юдолин Н.Г.: «Современная система спортивной тренировки».
М.: ФиС, 1970г.
Для учащихся:
1. Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Основы».
2. Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Кумитэ». Т. 1,2.
3. Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Полный обзор».
4. Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Хеаны и Текки».
5. Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Бассай, Канку».
6. Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Ганку, Джион».
7. Накаяма М.: «Лучшее каратэ. Джиттэ, Хангецу, Эмпи»
32Приложение 1.
Принято общим собранием клуба
Протокол № 2
33От « 20 » сентября 2011 г.
Положение
о Совете клуба «Дзион»
1. Общие положения.
1.1. Совет клуба является коллегиальным органом управления клубом и
действует в соответствии с Уставом ОФСК ЯНАО и настоящим
положением.
1.2. Совет клуба является общественным органом управления и работает
в тесном контакте с педагогами клуба, воспитанниками и их родителями,
и другими общественными органами управления и общественными
организациями в соответствии с действующим законодательством.
1.3. Совет клуба создается для оказания помощи педагогическому
коллективу клуба в организации учебно – воспитательного процесса и
социальной защиты воспитанников клуба.
1.4. Возглавляет Совет клуба его председатель.
2. Порядок формирования и состав Совета клуба.
2.1.Совет клуба избирается из числа воспитанников, их родителей и
педагогов клуба
(по 1/3 от каждой группы представителей).
2.2.Выборы Совета проводятся ежегодно не позднее 1 октября текущего
года. Численный и персональный состав выдвигается от каждой группы
представителей
( педагогов, воспитанников и их родителей). Состав Совета клуба
утверждается на общем Собрании клуба не позднее 20 октября текущего
года.
2.3.Председателем Совета клуба является один из педагогов клуба с
правом решающего голоса.
2.4.Секретарь выбирается из числа членов Совета клуба и совместно с
председателем ведет документацию.
2.4. Совет клуба избирают сроком на один год.
2.5. Совет клуба подотчетен общему Собранию клуба.
3. Совет клуба имеет следующие полномочия:
Участвовать в решении вопросов организации образовательно
воспитательного процесса клуба;
34 Вносить предложения по совершенствованию образовательно
воспитательного процесса;
Устанавливать порядок участия родительской общественности в
укреплении материальнотехнической базы клуба, а также посильной
помощи со стороны самих воспитанников.
3. Порядок работы Совета клуба.
4.1.Совет клуба собирается не реже 1 раза в три месяца в соответствии
с планом работы. План работы Совета клуб является составной частью
плана работы клуба.
4.2.Заседание считается правомочным, если на нем присутствует 2/3
численного состава членов Совета клуба.
4.3.Решения Совета клуба принимаются простым большинством голосов.
При равенстве голосов решающим считается голос председателя Совета
клуба.
4.4.Заседание Совета клуба ведет, как правило, председатель Совета.
4.5.Секретарь оформляет протоколы заседаний Совета клуба.
4.6.Решения Совета клуба, принятые в пределах его полномочий и в
соответствии с законодательством,
доводятся до сведения
воспитанников, родителей, педагогов.
4.7.Совет клуба представляет отчет о проделанной работе на общем
Собрании клуба в конце учебного года.
4.7.Совет клуба не в праве вмешиваться непосредственно в служебную
деятельность клуба.
4. Документация Совета клуба.
5.1.Заседания Совета клуба оформляются протокольно. В протоколах
фиксируются ход обсуждения вопросов, предложения и замечания членов
Совета клуба.
5.2.Документация Совета клуба хранится в клубе.
35Приложение 2
Методическое обеспечение к обучающему блоку.
Основой к данному разделу программы послужили «Методические
рекомендации по каратэ» (для детскоюношеских клубов физической
подготовки (ДЮКФП), спортивных школ различного типа) С.А.Литвинова,
М., МГФСО, 2003 г.
При осуществлении
учебновоспитательного процесса
(дидактических)
учитывается :
использование общепедагогических
принципов
воспитывающего обучения: сознательности и активности занимающихся,
наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации, прочности и
прогрессирования;
целевая направленность к достижениям путем неуклонного роста объема
средств общей и специальной подготовки, соотношения между которыми
изменяется из года в год в сторону увеличения объема специальной
подготовки;
оптимальное соотношение
подготовленности воспитанника в процессе многолетнего обучения;
возрастание объема и интенсивности упражнений по мере улучшения
физической подготовленности воспитанников; приоритет, упражнениям
динамического характера, приучая занимающихся к различному темпу их
выполнения;
поиск средств, позволяющих одновременно решать несколько задач
(например, сочетание физической и технической подготовки);
моделирование соревновательной деятельности в тренировочном процессе;
использование централизованной подготовки наиболее перспективных
воспитанников на учебнотренировочных сборах с привлечением к работе
лучших специалистов;
различных сторон
(соразмерность)
Практическая подготовка осуществляется на занятиях (занятия –
тренировки, учебнотренировочные сборы (УТС).
Программный материал для практических занятий включает в себя
основные средства и методы общей, специальной физической и технико
тактической подготовки.
Общая физическая подготовка (ОФП)
К ОФП относятся строевые упражнения, общеразвивающие упражнения
(ОРУ) без предметов и с предметами, упражнения на снарядах (стенка,
скамейка и т.д.), упражнения других видов спорта (легкая атлетика,
36акробатика), подвижные и спортивные игры. При выполнении упражнений
выявляются ошибки в двигательном режиме, осанке, дыхании.
Специальная физическая подготовка (СФП)
К СФП относятся координационные, кондиционные и сопряженные
(координационнокондиционные), специальноподготовительные упражнения:
силовые, скоростносиловые, на скоростную и силовую выносливость, на
гибкость, выполняемые в различном по продолжительности и интенсивности
режиме, и активизирующие аэробные, аэробноанаэробные, анаэробно
лактатные,
анаэробноалактатные механизмы энергообеспечения с
применением:
сопротивления упругих предметов,
акробатических прыжков, противодействия партнера, соревновательных и
специальноподготовительных с отягощением, идеомоторных, имитационных
и тренажерных средств.
Техникотактическая подготовка
самостраховки,
К техникотактическим действиям (ТТД) относятся: атэвадза (удары
руками), укэвадза (блоки), гэривадза (удары ногами), кихон (ТТД в
движении), ката (формальное упражнение), кумитэ (поединок), дачивадза
(стойки), кивашавадза (передвижения), укэмивадза (самостраховка), энбу
(хореография), нагэвадза (броски), фукуго (двоеборье), выполняемые в
различном по продолжительности и интенсивности режиме и активизирующие
аэробные, аэробноанаэробные и прочие с применением: самостраховки,
различных методических приемов: выполнение ТТД с более тяжелыми или
легким партнером, обманными движениями (финтами), быстрой смены
дистанции, частой сменой боевых стоек, на лапах, макиваре и др.
Тренировочный процесс по годам обучения выстраивается с учетом
сензитивных периодов развития физических качеств занимающихся, где не
остаются без внимания развитие качеств, не совершенствующих в данном
возрасте.
Сенситивные периоды развития двигательных качеств
Морфофункциональ
ные
показатели,
физические качества
Рост
Мышечная масса
Быстрота
Возраст
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
37Скоростносиловые
качества
Сила
Выносливость
(аэробные
возможности)
Анаэробные
возможности
Гибкость
Координационные
способности
Равновесие
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
Теоретическая подготовка – формирование у занимающихся
специальных знаний, необходимых для успешной деятельности каратэдо
(японское изречение гласит: «каратэдо – это оружие, физическая культура,
искусство и философия»), осуществляется в ходе практических занятий
(занятийтренировок,
занятий,
самоподготовки воспитанников, в условиях УТС. Теоретическая подготовка
осуществляется в следующих формах: беседы, дискуссии, тесты и т.д.
мастерклассов),
теоретических
Интегральная подготовка
приобретение
соревновательного опыта, повышение устойчивости к соревновательному
стрессу и надежности выступлений. Может осуществляться в процессе
соревнований разного уровня и на учебных тренировках.
направлена
на
Наиболее универсальным тренировочным средством для воспитанников
первого года обучения (до 12 лет) являются подвижные и спортивные игры.
Они занимают наибольшее время в учебнотренировочном процессе.
Применение игрового метода способствует сохранению интереса к занятиям и
смягчению воздействия тренировочных нагрузок, а многообразие видов
движений и относительно небольшого количества стандартных ситуаций
создает необходимые условия для развития координационных способностей,
скоростных, скоростносиловых качеств, выносливости. Игровые приемы
применяются и на дальнейших этапах обучения.
38Приложение 3
Методическое обеспечение к воспитательному блоку:
Досуговая деятельность реализовывается через систему досуговых
мероприятий. Она спонтанна, т.к. отражает изменчивость и неустойчивость
интересов молодежи, скорее планируется (т.е. намечается система
конкретных дел ), чем программируется. Здесь важно помнить о следующем:
нужно выдерживать «красную линию», она – грань меры, допустимая грань
во всем:
в клубе необходимо создать и удержать демократический дух между
воспитанниками и педагогами, переход за линию ведет к панибратству,
лжедружбе, нужна разумная дистанция в отношениях, нарушение линии
ведет к разрушению нормальных контактов между ребятами и педагогами;
это касается и информации любого толка (политики, истории,
национальных проблем и т.п.), а именно ее содержания, «подтекста»;
организация деятельности, связанной с риском для жизни, здоровья,
психики ребят. В детско – подростковом досуге много «зон риска» (походы,
игры порой не безобидны). «Красная линия» контролирует выбираемый
«предел», его подсказывает личный опыт, интуиция, осторожность. Здесь
важно все: мера досуговой деятельности, санитарногигиеническая сторона
досуга, безопасность игр и реквизита, учитывание «политики» досуговых
заблуждений детей и т.д.
досуг в целом – дело коллективное, но союз единомышленников, т.е.
«могучая кучка» являются вдохновителями, организаторами любого дела
(мероприятия). «Могучая кучка» это актив ребят или взрослых (родителей,
друзей коллектива) или и то, и другое.
в работе, сотрудничестве с детьми нельзя терять высоты (надо отслеживать
качество дел, отношений, слов, помыслов), т.е. четко должна прослеживаться
ценность дела, мероприятия для личностного развития и гражданского
становления ребенка.
Любой ребенок должен реализоваться, личная реализация общих ценностей
– регулятор социального поведения; апатию, инфантилизм, инерцию у ребят
рождают неудачи, а в досуге заложен резерв удач, здесь говорим о ситуации
успешности для всех и для каждого; сам по себе качественный и
разнообразный досуг одобряет, выпрямляет, реабилитирует ребят.
В основе воспитательного блока лежат:
Игра – воображаемая или реальная деятельность, организуемая среди ребят
для обучения, досуга, общения, развития. Позиция ребенка зависит от
отводимой ему роли в игре, ее целей и может быть различной: от наблюдателя
до организатора
Мероприятие – относительно завершенная совместная деятельность в
определенный фиксированный промежуток времени, организуемая педагогомс воспитательнообразовательной целью. Позиция ребенка, как и в игре, может
быть разной.
Направленность игр, мероприятий.
Психологическая
( игры, тренинги,
тесты и т.д.)
Социальная
( акции, участие в
проектах,
показательные
выступления )
Развлекательная
( конкурсные
программы, праздники,
мастерклассы и т.д.)
Учитывая школьную нагрузку у ребят, основная доля досуговых дел,
игр, мероприятий приходиться на субботний день, т.к. он самый свободный на
неделе и у ребят, и у их родителей.
Главными движущими силами в клубе являются детскоподростковый
актив клуба и родительский комитет.
Подбор кандидатур в актив и комитет имеет важное значение для
формирования и развития коллектива, клубной атмосферы и деятельности,
поэтому наблюдение, просьбы, беседы, поручения
это основные
педагогические приемы на этапе формирования детскоподросткового актива
и родительского комитета, совместное планирование и рефлексия
прошедшего – на этапе развития и подведения итогов деятельности.
Уклад клуба, его традиции – это тоже воздействует на воспитанников и
их родителей. Общие сборы воспитанников, Устав клуба, афиширование
достижений воспитанников (разумеется не только в каратэдо, но и в
конкурсных программах, акциях и т.д.), система стимулирования – все это в
комплексе воздействует на ребенка, способствует его «удержанию» в клубе.
40