Программа экологического образования и воспитания
Оценка 4.6

Программа экологического образования и воспитания

Оценка 4.6
Документация +1
docx
биология +2
Взрослым
15.04.2018
Программа  экологического образования и воспитания
Настоящая программа определяет стратегию развития экологического образования школы и действия по её реализации. Программа носит образовательно-развивающий характер, направлена на формирование общей экологической культуры личности обучающихся, более глубокое ознакомление с экологическими проблемами мира, страны и родного края, приобщение к исследовательской работе. Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании обучающихся.
Прогр экологи образова.docx
Программа  экологического образования и воспитания в муниципальном общеобразовательном учреждении Тимшерской средней общеобразовательной школе. .        Настоящая программа определяет стратегию развития экологического образования школы  и действия по её реализации. Программа носит образовательно­развивающий характер,  направлена на формирование общей экологической культуры личности обучающихся, более  глубокое ознакомление с экологическими проблемами мира, страны и родного края,  приобщение к исследовательской работе.  Законодательная база для разработки программы развития экологического образования 1. Конституция Российской Федерации. Закон РФ «Об охране окружающей природной Среды». 2. Указ Президента Российской Федерации от 1.04.96 г. № 440 «О концепции перехода РФ к  устойчивому развитию». 3. Постановление Правительства РФ от 3.11.94 г. № 1208 «О мерах по улучшению  экологического образования населения».  4. Указ Владимир Путин №1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны  окружающей среды»         В соответствии с Концепцией развития школы определенное место в воспитательной  системе занимает формирование у обучающихся экологической культуры, которая  складывается из ответственного отношения: –  к природе (экология природы),  – к себе как составной части природы (экология здоровья),  – к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души). В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт  работы по экологическому воспитанию обучающихся, совместной деятельности педагогов  школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть  необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему,  которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.        Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа  экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы  деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и  экологическим мышлением.         Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие  развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также  преемственность в воспитании обучающихся.  Цель:  создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу  себе и обществу.  Задачи:   воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного  развития личности;  формирование экологического мышления и экологической культуры  обучающихся;  развитие таланта и способностей как особой ценности;  формирование здорового образа жизни обучающихся.  Прогнозируемый результат Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника, обладающего  экологической культурой:  экологическая ответственность;  прочные знания, повышенный уровень естественно ­ научных знаний;  осознание общественно – значимых проблем и готовность к их решению;  осознание обще – человеческих ценностей: Человек, Здоровье, Культура, Природа,   Земля, Отечество;  готовность к продолжению образования. Анализ экологического образования и воспитания  в школе: концептуальные основания  программы развития экологического образования. Актуальность экологического образования Вопрос об экологическом образовании и воспитании обучающихся  актуален давно. Последние  годы проблема формирования экологической культуры, как часть общей культуры личности  ребёнка, обострилась под влиянием следующих причин:  ­ ученики искренне хотят знать об окружающем мире как можно больше, но последовательное  обучение, без включения обучающихся  в активный процесс познания природы, с каждым годом снижает интерес к учёбе;  ­ учитель ориентирован на то, чтобы передать ученику определённое, строго  детерминированное знание, которое тот должен усвоить.            Изначально требуемое взаимодействие школьника и преподавателя как двух личностей  отходит на второй план или вовсе теряется. Это, в конечном счёте, непременно сказывается на  результате обучения: оно так и остаётся суммой знаний, не затрагивая душу ребёнка, поэтому  необходимо сделать всё возможное, чтобы поддержать интерес детей к познанию окружающего мира.           Возникновение экологического кризиса в современном мире обусловлено, прежде всего,  социально­экологическими факторами. В связи с чем, его решение не может быть  осуществлено только техническими средствами. Выход состоит в повышении культурного  уровня общества, в развитии системы воспитания ­ образования и информирования  школьников. Родная природа – великий учитель, могущественный источник, из которого  ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и  особенно живой природы появляется рано, в младшем школьном возрасте, поэтому очень  важно, поддержать искренний интерес ребёнка к окружающему миру и воспитать бережное  отношение к природе в школьные годы.              Основная концепция программы: развитие  мышления школьников, готовности обучающихся участвовать в решении экологических проблем родного края.       Необходимость совершенствования экологического воспитания обучающихся.             В процессе формирования личности экологическое воспитание как целенаправленное  воздействие на человека играет определяющую роль, так как способствует выработке основных социальных, нравственных и культурных ценностей, которыми руководствуется общество в  своей жизнедеятельности. Акцент на экологических проблемах, который делается только на  уроках, часто рождает отстраненное отношение ученика к глобальным проблемам Земли. Эта  проблема отчуждения снимается, если каждый  предполагает некоторое активное действие.  Проживая его и рефлексируя (отражая, анализируя), обучающийся  осознаёт свою собственную (чаще всего потребительскую или равнодушную) позицию, сталкивается как с отношением  сверстников, поставленных в ту же активную позицию, так и со взглядами учёных­экологов,  гуманистов, носителей новой этики. Внеклассная работа рождает внутренний стимул для  самообразования – интерес. В основе воспитательной работы,  направленной на  экологизацию  обучающихся, лежит ряд  принципов:  ­  приоритетность личностных потребностей учащегося;   ­  создания поддерживающей атмосферы и условий для самопознания;   ­   саморазвития обучающихся, осознания ими необходимости нового экологического     мышления и новой экологической этики гражданина планеты; ­    соответствие мероприятий модели человек­природа­человек;  ­   обязательности рефлексии; ­   вероятностного результата.             Осознанному поиску места человека в современном динамичном мире способствует  обучение в активных формах, таких как технология критического мышления, дебаты,  имитационные игры, технология позиционного обучения, тренинги.        Экология должна быть интересна, поэтому именно достижению этой цели способствует  воспитательная работа. Именно она позволяет использовать активные формы, которые выводят учащихся на уровень субъект ­ субъектных отношений в системах ученик­ученик. Ученик­ учитель, человек­человек, человек­природа. Состояние экологического образования и воспитания  на современном этапе.       Вопросам экологического образования и воспитания в школе уделяется большое внимание  на уроках и во внеурочной деятельности. Педагоги помогают обучающимся осознать роль  человека как этического существа, призванного привнести регулирующие нормы морали и  нравственности в систему мироздания.           В начальной школе на уроках чтения, окружающего мира, обучащиеся получают первые  представления об охране природы. Эти вопросы рассматриваются при чтении рассказов В.  Чаплиной «Погляди в окно», В. Воронковой «Зимой», М. Пришвина «Синички» и других, при  проведении практических уроков: «Уход за комнатными растениями», «Работа на  пришкольном участке», «Сбор семян для зимней подкормки птиц», при постановке опытов  «Проращивание семян», «Влияние густоты посевов на урожайность» и других. Кроме бесед на  уроках чтения и окружающего мира проводятся такие мероприятия, как «Природа в  опасности», «Природа ищет друзей», «Красная книга» , «Во что букет обходится природе»,  «Среда обитания и здоровье человека». «Что такое шумовое загрязнение»  и другие; все они  воспитывают бережное отношение к природе. Ежегодно в начальной школе проводятся такие  праздники как «Лесной детектив», «Птицы наши друзья», «Охранять природу – значит,  охранять Родину». Поддерживают искренний интерес ребёнка к окружающему миру  разнообразные викторины: «Растения Республики Коми», «По лесной тропинке», «Загадки  нашего леса» и многие другие.               При изучении многих тем курса биологии и географии в среднем и старшем звене также рассматриваются экологические вопросы: воздействие человека на природный комплекс,  охрана океана, поверхностных вод, атмосферы; изучаются экологические проблемы, связанные  с добычей полезных ископаемых, проблемы металлургии, и других отраслей хозяйства и  другие. Большое значение уделяется экологической обстановке в родном крае,  и его  окрестностях. На уроках химии, посвященных производству кислот, синтезу белка,  производству и использованию металлов также поднимаются вопросы влияния этих веществ на  окружающую природу.                Обучающиеся школы участвуют в проведении экологических праздников, декад.             На основе проведённого анализа работы по экологическому просвещению обучающихся,  результатов посещения уроков и мероприятий, выявлены проблемы, решение которых позволит создать в школе воспитательно­образовательную среду, формирующую экологическую  культуру личности ребёнка. Анализ жизнедеятельности школы показал, что необходимо  изменить соотношение между воспитанием и обучением, обеспечить единство учебного и  воспитательного процессов. Обширная информация о состоянии окружающего мира, которая  предоставляется детям в ходе их обучения, отодвинула на задний план формирование у них  позиции субъекта собственно познавательной деятельности. Программа развития  экологического образования должна сделать процесс обучения осознанным, знание  действенным, позволит применять экологические методы изучения и исследования на  практике, овладеть навыками проектной деятельности в области экологии. Необходимо разработать мероприятия по следующим направлениям: ­ новшества, формирующие экологическую культуру, в условиях организации образовательного процесса; ­ новшества в технологиях обучения, воспитания и развития с экологической направленностью  (активное использование ИКТ); ­ изучить влияние способа организации образовательного процесса на повышение  экологической культуры обучающихся.  ­ создать такие условия, при которых школьники сами смогут прийти к мысли, что выход из  экологического тупика существует. Совершенствование системы управления школой в связи развитием экологического  образования        Необходимость совершенствования системы управления школой диктуется изменениями в  содержании управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения. Так,  развитие экологического образования и новых его технологий требует усиление методической  работы с учителями. Увеличение объемов исследовательской экологической деятельности  требует специальной работы по её координации и мониторингу.         Главными задачами управленческой деятельности, направленной на развитие  экологического образования, являются:  прогнозирование результатов своей работы;  формирование у учителей мотивации к исследовательской экологической  деятельности, к работе в творческих группах;  качественный внутришкольный контроль, который позволяет вносить  своевременные коррективы в образовательный и воспитательный процесс,  направленный на экологизацию школьников и обладает стимулирующим  характером.    Содержание программы экологического образования и воспитания. Программа экологического образования и  воспитания школьников включает следующие    направления: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них  ориентировано на приобщение обучающихся к тем или иным общечеловеческим ценностям. Направление «Экология природы»   Цель: Задачи: Младший школьник (1–4 классы) Подросток (5–8 классы) Старшеклассник (9–11 классы) Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного  поведения как показателя духовного развития личности Формировать  представление о природе  Формировать  потребность  Становление  экологической  как среде  жизнедеятельности  человека; развивать  эмоционально­ проявлять  активность в  решении  экологических  нравственное отношение к окружающей среде;  проблем;  формировать  воспитывать эстетическое  отношение к окружающей  познавательные,  практические и  ответственности как  основной черты  личности на основе  системных знаний об  экологических  проблемах  современности и  возможности  среде, умение вести себя в соответствии с  творческие умения  экологического  устойчивого развития  современной  общепринятыми нормами.  характера. цивилизации.  Общешкольные  творческие дела Дни защиты окружающей среды от экологической опасности. Природоохранительные акции  «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Каждой печушке – по кормушке»,  «Чистый двор, чистая улица». Тематические линейки  «Родной уголок».  Конкурс экологических сказок. Общение с природой Наблюдения за жизнью  природы (календарь  природы, народные  приметы). Посвящение в  друзей природы. Экологические игры Загадки природы.  Осторожно, их мало!  Почемучкина поляна.  Лесная аптека.   «По лесным тропинкам»  Обследование  флоры и фауны  местной территории.  Экологический  мониторинг. Исследовательская  деятельность.  Знатоки природы.  Путешествие в мир  природы. Знакомые  незнакомцы. Поиск  Экологический КВН.  Организация и  проведение игр для  младших школьников.  нарушителей  природы.   «По лесным  тропинкам» Классные часы, беседы  «Заповеди леса», «Редкие  «Охрана природы –  твоя обязанность»,  растения и животные»,  «Кто в лесу живет, что в  «Эта хрупкая  планета», «Страницы лесу растет?», «Прогулки  в Природоград», «Звери,  любопытных  фактов», «Природа  птицы, лес и я – вместе  дружная семья»,  родного края»,  «Красная книга»,  «Прекрасны солнце,  воздух и вода – прекрасна  «Деревья разные  бывают»,  вся моя Земля». «Памятники  животным». «Природа в  произведениях  искусства», «Человек  есть существо  природное и духовное»,  «Экологический кризис: шанс на спасение». Формы работы с  классом Работа с семьей Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» Экологические акции  «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе». Вылечи  раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за  природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок,  Заповеди растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй  рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь  готов всегда встать на защиту своих младших братьев.  Предполагаемый  результат Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них.  Активное отношение обучающихся к защите прав людей на качество среды  обитания, рост их самостоятельных инициатив.    Цель Задачи Направление «Экология здоровья» Младший школьник (1–4 классы) Подросток (5–8 классы) Старшеклассник (9–11 классы) Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование потребности в здоровом образе жизни. Научить соблюдать  гигиенические нормы и  Формировать  потребность в здоровом  Формировать  валеологическую  культуру быта.  Познакомить с  образе жизни. Развивать  физическую подготовку  культуру школьников.  Повышать уровень  активным отдыхом и  его влиянием на  обучающихся.  Формировать навыки  физической подготовки  обучающихся.  здоровье человека.  Воспитывать  рациональной  организации  Воспитывать  ответственность за  сознательное отношение к труду.  умственного и  физического труда. сохранение  существующих школьных традиций  Общешкольные  творческие дела Спартакиада школьников. Дни здоровья.  Организация дежурства в классе и в школе.  Трудовые десанты.  Работа по благоустройству школы и ее территории. Акция «Выбери жизнь» Акция «Запишись в спортивную школу» Кросс нации Акция «Здоровье детей ­ неприкосновенный запас нации» Акция «Подзарядка – 14» Формы работы с  Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей»  классом Психологические  Психологические  Тренинги «Сам себе  тренинги «Кто я?».  Активные игры на  тренинги «Кто я, какой  я?». психолог».   Военизированные и  воздухе   Подвижные игры на   Спортивно­ развлекательные игры.  спортивно­ развлекательные игры.  переменах.  «Веселые старты». Классные часы, беседы Организация работы   трудовых бригад, ЛТО. «Как стать  Нехворайкой»,  «В гостях у  Мойдодыра», «Что дает спорт  человеку», «Здоровье нации. Как его сохранить?»,   «О чудесных  лекарствах, которые не  «Нет наркотикам –  интернет урок»,   «Твой режим дня»,  «Вредные привычки.  найти в аптеке»,  «Будьте здоровы», «Суд «Достаточно ли  родиться, чтобы стать  Как их искоренить?» над сигаретой». человеком? Деятельность  дополнительного  Спортивные секции: баскетбол, волейбол, лыжи, подвижные игры, стрелковый спорт.  образования Работа с семьей Родительский всеобуч:  «Закаливание ребенка дома», «Вредные привычки у  родителей: курение, употребление алкоголя – и их влияние на детей»,  «Пропаганда ЗОЖ в семье», «Профилактика простудных заболеваний», «Как  сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на  здоровье школьника». Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Акция «Выбери жизнь» (Общешкольное родительское собрание) Заповеди Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и  ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь.  Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью.  Предполагаемый  результат Осознание  обучающихся  значимости физического состояния для будущего  жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для  профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния  здоровья школьников, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости  учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям,  спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях. Направление «Экология души»   Младший школьник (1–4 классы) Подросток (5–8 классы) Старшеклассник (9–11 классы) Цель Задачи Формирование нравственно­здоровой, духовно богатой личности школьника Формировать  потребность в  сознательном,  ответственном  Воспитывать  ответственное  Формировать  потребность в  отношение к учению,  развивать  самообразовании в  условиях развития  отношении к учению.  Пробудить интерес к  познавательную  активность  науки, культуры и  техники. Воспитывать  прошлому своего  народа, воспитывать  обучающихся.  Воспитывать чувство  политическую  культуру, чувство  гордость за  национальную  национальной гордости, бережное отношение к  ответственности за  будущее своей страны.  культуру. Выявлять и  развивать творческие  памятникам истории и  культуры, гражданскую Формировать  эстетические вкусы и  наклонности детей.  Помочь ребенку  ответственность за свое поведение. Развивать  идеалы,  инициативность,  осмыслить себя как  частичку окружающего  духовный мир  школьника, его  творческое отношение к окружающему миру.  мира. творческое мышление,  способности и задатки.  Ориентировать  школьников на  Осознавать  собственную  «постоянный труд  души». значимость в  окружающем мире.  Общешкольные  Интеллектуальные конкурсы.  Предметные олимпиады.   творческие дела  Рассвет Победы. Праздник «Юбилей школы».  Деятельность органов детского самоуправления. Субботник по оказанию помощи пожилым людям. Осенний бал. Формы работы с  Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция  классом «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия. Классные часы, беседы.  «Герб и флаг России»,  «Люблю тебя, мой край  «Что могу я сделать  «Защитники земли  русской», «Азбука  родной», «Моя  родословная», «Жизнь  для своего Отечества?», «Защита Родины – долг  юного гражданина»,  «Правила поведения в  замечательных людей»,  «Мои земляки»,  каждого»,  «Конституция –  обществе», «Что  важнее: знать или  «Учиться с увлечением. Возможно ли это?»,  основной закон  государства»,  выполнять?», «Зачем  учиться в школе?»,  «Наши Читательские  Интересы», «Из  «Обязанности и   ответственность»,  «Твой читательский  формуляр», «Мои  истории праздников»,  «В мире профессий»,  «Доброта и гуманность  сегодня», «Что такое  увлечения», «Про  великих и знаменитых», «Ребенок и его права»,  Встречи с интересными  красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя  «Слово о родном крае». «Олимпийский и  людьми.  «Олимпийский и  параолимпийский  урок». параолимпийский  урок». профессия. Какой ей  быть?», «В мире  красоты и искусства»,  Творческие гостиные.  «Олимпийский и пара  олимпийский урок». Деятельность  Кружки: «Этикет поведения и общения» дополнительного  образования                  «Планета загадок» . Работа с семьей День открытых дверей «Школьный день вместе». Помощь в организации и проведении праздников.  Заповеди Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его  прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа.  Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их!  Каждое дело –  творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе. Предполагаемый  результат Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной  учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания.  Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко­ культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу.  Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им  ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства,  способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися  необходимости познания прекрасного в окружающей действительности. Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего  мира.

Программа экологического образования и воспитания

Программа  экологического образования и воспитания

Программа экологического образования и воспитания

Программа  экологического образования и воспитания

Программа экологического образования и воспитания

Программа  экологического образования и воспитания

Программа экологического образования и воспитания

Программа  экологического образования и воспитания

Программа экологического образования и воспитания

Программа  экологического образования и воспитания

Программа экологического образования и воспитания

Программа  экологического образования и воспитания

Программа экологического образования и воспитания

Программа  экологического образования и воспитания

Программа экологического образования и воспитания

Программа  экологического образования и воспитания

Программа экологического образования и воспитания

Программа  экологического образования и воспитания

Программа экологического образования и воспитания

Программа  экологического образования и воспитания

Программа экологического образования и воспитания

Программа  экологического образования и воспитания

Программа экологического образования и воспитания

Программа  экологического образования и воспитания

Программа экологического образования и воспитания

Программа  экологического образования и воспитания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2018