«Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
Физиология млекопитающих
Рабочая программа по курсу
для 7 классов
Кемерово 2017
Содержание
1. Пояснительная записка с. 3 - 4
2. Планируемые результаты освоения курса с. 5 - 6
3. Содержание курса с. 7 - 9
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы с. 10 - 11
Пояснительная записка
Введение факультативного курса «Физиология млекопитающих», как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что возникает необходимость в более полноценном изучении курса биологии 7 класса, в связи с переходом на ФГОС.
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что учащиеся более подробно узнают о строении опорно — двигательной, дыхательной, кровеносной, пищеварительной, выделительной, нервной систем. Более подробно и детально учащиеся узнают о биологических ритмах, образе жизни, факторах, влияющих на жизнедеятельность животных.
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является формирование положительной мотивации к выбору естественнонаучного профиля изучаемой дисциплины.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как основной курс биологии седьмого класса. Программа адресована обучающимся 7 классов, а также может быть частично использована в 9 классах при подготовке к экзаменам.
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:
1. Строении опорно — двигательной системы и способах передвижения животных в окружающей среде
2. Устройстве дыхательной системы и процессе газообмена
3. Работе системы органов пищеварения, обмене веществ у разных классов животных
4. Физиологическом устройстве и работе кровеносной системы
5. Строении органов выделительной системы
6. Специфике работы нервной системы животных, рефлексах, инстинктах
7. Разнообразии органов чувств и регуляции деятельности организма
8. Продлении рода и органах размножения
9. Способах размножения и процессах оплодотворения
10. Развитии животных с превращением и без превращения
знает:
1. Определения и термины курса
2. Разбирается в специфике работы физиологических систем животных
умеет:
1. Различать строение физиологических систем
2. Сравнивать, выявлять различия в работе схожих систем у разных животных
3. Оценивать реакцию физиологических систем на изменение условий окружающей среды
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
1. Покровы тела
2. Опорно — двигательная система
3. Способы передвижения животных
4. Органы дыхания и газообмена
5. Органы пищеварения. Обмен веществ.
6. Кровеносная система. Кровь
7. Органы выделения
8. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт
9. Органы чувств. Регуляция деятельности организма
10. Продление рода. Органы размножения
11. Размножение животных. Оплодотворение. Периодизация жизни
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, проведение тестов, проведение ряда лабораторных работ. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью фронтальных опросов на уроках, письменных ответов, поиска дополнительной информации к урокам. Курс рассчитан на 34 часа лекционно - практических занятий в 7 классе
(1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения курса
Универсальные компетенции, формирующиеся в процессе освоения содержания курса «Физиология млекопитающих»: способность к самореализации и самообразованию; готовность распознавать основные типы и виды физиологических систем животных и определение физиологического состояния животного по морфологическим признакам;
Личностные:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных;
-строение органов и систем органов животных: опорно - двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;
- видовые особенности животных;
- характеристики процессов жизнедеятельности;
-физиологические функции органов и систем органов животных;
-понятие метаболизма, гомеостаза, физиологической адаптации животных;
-регулирующие функции нервной и эндокринной систем;
-функции иммунной системы;
-характеристики процессов размножения;
- характеристики высшей нервной деятельности (поведения).
Метапредметные результаты:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Содержание курса
№ |
Раздел |
Содержание |
1 |
Покровы тела |
Строение покровов тела млекопитающих животных. Строение кожи. Эпидермис, собственно кожа. Подкожно — жировая клетчатка. Особенности строения кожи у разных отрядов млекопитающих |
2 |
Опорно — двигательная система |
Строение опорно — двигательной системы млекопитающих. Строение костей. Строение позвоночника. Черепа. Строение поясов конечностей и добавочного скелета. Специфика строения опроно — двигательной системы у разных отрядов млекопитающих. Л.р. №1 Изучение строения скелета кролика |
3 |
Способы передвижения животных. |
Строение мышечной системы млекопитающих животных. Разнообразие видов передвижения млекопитающих: ходьба, бег, прыжки |
4 |
Органы дыхания и газообмена |
Строение органов дыхательной системы. Строение легких. Механизм вдоха и выдоха. Регуляция газообмена |
5 |
Органы пищеварения. Обмен веществ |
Строение органов пищеварения. Строение ротовой полости. Строение зубов. Специфика строения желудка представителей разных отрядов млекопитающих животных. Пищеварение. Строение кишечника. Печень. Ферменты. Специфика питания млекопитающих животных Л.р. №2 Изучение строения зубов млекопитающих |
6 |
Кровеносная система. Кровь |
Строение кровеносной системы млекопитающих. Строение кровеносных сосудов. Строение сердца. Работа сердца. Большой и малый круги кровообращения. Кровь: строение лимфы и форменных элементов. Функции крови Л.р.№3 Изучение постоянных микропрепаратов крови под микроскопом |
7 |
Органы выделения |
Строение системы органов выделения. Почка: строение, функции |
8 |
Нервная система. Рефлекс. Инстинкт |
Строение нервной системы . Строение нервных клеток. Строение спинного мозга, его функции. Строение головного мозга. Его функции. Строение периферической нервной системы. Нервы, нервные узлы, нервные окончания. Рефлекс, виды рефлексов. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. Инстинкт как генетическая программа. Виды инстинктов. Л.р.№4 Изучение условных рефлексов домашних питомцев |
9 |
Органы чувств. Регуляция деятельности организма |
Строение зрительного, слухового анализатора. Понятие об обонянии, осязании, вкусе; специфика работы анализаторов. Нервная регуляция деятельности организма |
10 |
Продление рода. Органы размножения |
Продление рода. Специфика строения органов размножения мужской и женской особи. Мужские и женские половые железы, их строение и функции. Половые клетки, строение |
11 |
Размножение животных. Оплодотворение. Периодизация жизни |
Размножение животных и его виды. Специфика оплодотворения млекопитающих. Периодизация жизни: эмбриональный период, период роста и развития, период зрелости, Старость |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п |
Раздел, тема |
Количество часов |
Раздел 1. Покровы тела |
1 |
|
1 |
Строение покровов тела. Кожа |
1 |
Раздел 2. Опорно — двигательная система |
3 |
|
2 |
Строение костей. Тест |
1 |
3 |
Строение осевого скелета. Череп. Позвоночник. Л.р. №1 Изучение строения скелета кролика |
1 |
4 |
Строение поясов конечностей и добавочного скелета |
1 |
Раздел 3. Способы передвижения животных |
2 |
|
5 |
Строение мышц |
1 |
6 |
Способы передвижения млекопитающих |
1 |
Раздел 4. Органы дыхания и газообмена |
2 |
|
7 |
Строение системы органов дыхания. Тест |
1 |
8 |
Строение легких. Механизм вдоха и выдоха |
1 |
Раздел 5. Органы пищеварения. Обмен веществ |
4 |
|
9 |
Строение системы органов пищеварения |
1 |
10 |
Физиология ротовой полости млекопитающих. Строение зубов Л.р. №2 Изучение строения зубов млекопитающих |
1 |
11 |
Пищеварение в желудке. Физиология строения желудка отрядов млекопитающих. Ферменты |
1 |
12 |
Обмен веществ |
1 |
Раздел 6. Кровеносная система. Кровь |
4 |
|
13 |
Строение кровеносной системы |
1 |
14 |
Строение кровеносных сосудов. Строение сердца. Тест |
1 |
15 |
Круги кровообращения |
1 |
16 |
Кровь. Строение, функции Л.р.№3 Изучение постоянных микропрепаратов крови под микроскопом |
1 |
Раздел 7. Органы выделения |
2 |
|
17 |
Строение выделительной системы |
1 |
18 |
Почки. Строение, функции |
1 |
Раздел 8. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт |
5 |
|
19 |
Строение нервной системы. Тест |
1 |
20 |
Строение спинного мозга. Функции |
1 |
21 |
Строение головного мозга. Функции |
1 |
22 |
Строение периферической нервной системы |
1 |
23 |
Рефлекс. Виды рефлексов. Инстинкт Л.р.№4 Изучение условных рефлексов домашних питомцев |
1 |
Раздел 9. Органы чувств. Регуляция деятельности организма |
3 |
|
24 |
Строение органов зрения и слуха |
1 |
25 |
Осязание, обоняние, вкус |
1 |
26 |
Нервная регуляция организма животного. Тест |
1 |
Раздел 10. Продление рода. Органы размножения |
3 |
|
27 |
Размножение и его виды |
1 |
28 |
Строение половой системы млекопитающих |
1 |
29 |
Сравнительная характеристика органов размножения позвоночных животных. Тест |
1 |
Раздел 11. Размножение животных. Оплодотворение. Периодизация жизни |
5 |
|
30 |
Оплодотворение |
1 |
31 |
Сравнительная характеристика развития животных с превращением и без превращения |
1 |
32 |
Эмбриональный период развития |
1 |
33 |
Формирование и рост организма |
1 |
34 |
Половая зрелость. Старость
|
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.