Пояснительная записка
Цели и задачи:
Итоговая аттестация за курс основной школы проходит по новой форме. Экзаменационная работа по алгебре состоит из двух частей. Часть 1 направлена на проверку достижений уровня базовой подготовки учащихся по алгебре. Часть 2 предназначена для дифференцированной проверки повышенного уровня алгебраической подготовки учащихся.
Данный курс предназначен для дополнительной подготовки учащихся 8-го класса к итоговой аттестации по алгебре и включает в себя темы, необходимые для успешной сдачи второй части
экзамена. Курс состоит из 4 разделов: «Числа и вычисления», «Выражения и преобразования», «Уравнения и неравенства», «Функции». Для изучения тем «Уравнения и неравенства», «Функции» отведено 7 и 4 часа соответственно в связи с тем, что наиболее подробно они изучаются в 9-ом классе.
Цели и задачи:
• углубление и расширение знаний учащихся по изучаемым темам;
• подготовка учащихся к успешной сдачи экзамена за курс основной школы по новой форме.
Пояснительная записка
Цели и задачи:
Итоговая аттестация за курс основной школы проходит по новой форме.
Экзаменационная работа по алгебре состоит из двух частей. Часть 1 направлена
на проверку достижений уровня базовой подготовки учащихся по алгебре. Часть
2 предназначена для дифференцированной проверки повышенного уровня
алгебраической подготовки учащихся.
Данный курс предназначен для дополнительной подготовки учащихся 8го
класса к итоговой аттестации по алгебре и включает в себя темы, необходимые
для успешной сдачи второй части
экзамена. Курс состоит из 4 разделов: «Числа и вычисления», «Выражения и
преобразования», «Уравнения и неравенства», «Функции». Для изучения тем
«Уравнения и неравенства», «Функции» отведено 7 и 4 часа соответственно в
связи с тем, что наиболее подробно они изучаются в 9ом классе.
Цели и задачи:
• углубление и расширение знаний учащихся по изучаемым темам;
• подготовка учащихся к успешной сдачи экзамена за курс основной школы
по новой форме.
Нормативноправовые документы, на основании которых составлена программа
Программа составлена на основе нормативных правовых документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» (от 29.12.12 года №273фз).
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования
по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №
1089.
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений.
Приказ Министерства РФ от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных
перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в ОУ,
реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год.
Примерная программа основного общего образования по математике 2004 г
Программа по алгебре 9 кл. Авторская программа А. Г . Мордковича (Мнемозина
– 2009),
Методические рекомендации «О преподавании математики в 20132014 учебном
году в общеобразовательных учреждениях Липецкой области»
Приказ от 16.05.13 №451 «О базисных учебных планах для ОУ Липецкой области
реализующих программы общего образования на 20132014г.»
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Усмани на 20132014 учебный год
Локальный акт школы «Положение о структуре, порядке разработки и
утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
МБОУ СОШ №3»
Сведения о программе
Программа по элективному курсу по математике составлена в соответствии с
требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта
основного общего образования по математике. Определяет последовательность изучения
материала в рамках стандарта для основной школы и пути формирования системы знаний и
умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных
дисциплин, продолжения образования, а также развития учащихся. Составлена в
соответствии с требованиями, предъявляемыми к углубленному уровню обучения.
Обоснование выбора программы
1Программа данного курса является развитием системы ранее приобретенных программных
знаний, его цель создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр
задач, посильных для учащихся. Все свойства, входящие в элективный курс, и их
доказательства не вызовут трудности у учащихся, т.к. не содержат громоздких выкладок, а
каждое предыдущее готовит последующее. При направляющей роли учителя школьники
могут самостоятельно сформулировать новые для них свойства и даже доказать их.
Программа данного курса располагает к самостоятельному поиску и повышать интерес к
изучению предмета.
Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню
подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС.
В ходе освоения содержания математического образования учащиеся овладевают
разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания и решения
прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и
инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера;
использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе
обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации
полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов,
различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально
убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в
результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников
учебного коллектива и мнением авторитетных источников.
Информация о количестве учебных часов.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком МБОУ
СОШ №3, рабочая программа по математике рассчитана на 34 часов (1 часа в неделю).
Формы организации образовательного процесса.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально
групповые,
парные, коллективные, фронтальные, классные и внеклассные
Конкретные формы организации обучения по ведущим целям :
Формирование знаний: лекция, конференция
Формирование умений и навыков: практикум, деловая игра, тренинг
Закрепление и систематизация знаний: семинар, соревнования
Проверка знаний: зачет
Типы уроков:
урок ознакомления с новым материалом
урок закрепления изученного
урок применения знаний и умений
урок обобщения и систематизации знаний
урок проверки и коррекции знаний и умений
комбинированный урок
урок коррекции знаний
урок – лекция
урок – семинар
урок – зачет
2
урок – практикум
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительноиллюстративный и
репродуктивный, частичнопоисковый, проектноисследовательский.
Технологии обучения.
Используются элементы следующих технологий: личностноориентированное
обучение, обучение с применением опорных схем, информационнокоммуникационных
технологий, деятельностных технологий.
При организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения
учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал; обеспечено
поэтапное раскрытие тем с последующей реализацией.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся
Программа предполагает, что успех формирования компетенций определяется рядом
условий:
настроенностью учся на необходимость определенных действий
четкостью и доступностью изложения цели и задач, которые учся должны решать в
ходе учебной деятельности
полнотой и ясностью представления о структуре формируемого умения, показом
учителем способов выполнения той или иной работы
организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями или их
совокупностью с использованием системы задач
применение деятельностного подхода обучения
Содержание программы курса:
Числа и вычисления (11ч)
Рациональные числа. Стандартный вид числа. Проценты. Действия с рациональными
числами. Сравнение рациональных чисел. Нахождение процента от числа. Нахождение
числа по данной величине его процента. Нахождение процентного отношения двух чисел.
Модуль числа. Степень с натуральным показателем. Квадратный корень. Свойства
степени. Свойства квадратного корня.
Выражения и преобразования (12ч)
Буквенные выражения. Область определения буквенного выражения. Разложение на
множители многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Формулы
сокращенного умножения. Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с
алгебраическими дробями. Преобразование рациональных выражений. Свойства
квадратных корней и их применение в преобразования.
Уравнения и неравенства (7 ч)
Решение уравнения. Решение неравенства. Линейное уравнение. Линейное неравенство.
Квадратное уравнение. Квадратное неравенство. Параметр. Уравнения с параметрами.
Функции (4 ч)
Линейная функция и ее свойства. Квадратичная функция и ее свойства.
Итоговая работа (1ч)
Планируемый уровень подготовки на конец учебного года:
В результате изучения математики в основной школе ученик должен
3знать/понимать
• существо понятия математического доказательства; приводить примеры
доказательств;
• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
• как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их
применения для решения математических и практических задач;
• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости;
приводить примеры такого описания;
' Помимо указанных в данном разделе знаний в требования к уровню подготовки
включаются и знания, необходимые для применения перечисленных ниже умений.
• как потребности практики привели математическую науку к необходимости
расширения понятия числа;
• вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры
статистических закономерностей и выводов;
• каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры
геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
• смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности
математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика
Уметь
• выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных
чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел,
арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и
числителем;
• переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь
в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты
— в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с
использованием целых степеней десятки;
• выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать
рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с
целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
• округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с
недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади,
объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
• решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с
пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для
• решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием
при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления
с использованием различных приемов;
• интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с
реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
Уметь
• составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в
выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления,
4осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну
переменную через остальные;
• выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами
и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
• применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и
преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
• решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к
ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
• решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
• решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный
результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;
• изображать числа точками на координатной прямой;
• определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
изображать множество решений линейного неравенства;
• распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с
применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
• находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее
аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или
таблицей;
• определять свойства функции по ее графику; применять графические
представления при решении уравнений, систем, неравенств;
• описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни
• для выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих
зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в
справочных материалах;
• при моделировании практических ситуаций и исследовании построенных моделей с
использованием аппарата алгебры;
• для описания зависимостей между физическими величинами соответствующими
формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
• при интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
• для описания реальных ситуаций на языке геометрии;
• для расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
• при решении геометрических задач с использованием тригонометрии;
• для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин
(используя при необходимости справочники и технические средства);
• при построениях геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль,
транспортир).
Литература и средства обучения
1. Алгебра 8 Часть 1 учебник. А.Г. Мордкович;
2. Алгебра 8 Часть 2 задачник. А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина,
Е.Е. Тульчинская;
3. Алгебра 79. Тесты. А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская;
4. Контрольноизмерительные материалы. Алгебра 8 класс. Л.Ю. Бабушкина;
5. Сборник задач по алгебре 79. М.В. Ткачева, Р.Г. Газарян;
6. Математика 9 класс. Сборник заданий с ответами. Г.И. Ковалева, Т.Ю. Дюмина.
7. Нестандартные задания по математике. 511 классы. В.В. Кривоногов
58. Алгебра 9 класс. Государственная итоговая аттестация. Практикум. Л.Д. Лаппо,
М.А. Попов.
9. ГИА2010. Экзамен в новой форме. Алгебра 9 класс. Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова
и др.
10. Алгебра 9 класс. Государственная итоговая аттестация. Типовые тестовые
задания.2010. С.С. Минаева, Т.В. Колесникова.
11. Алгебра. Тестовые задания к основным учебникам. 9 класс. В.В. Кочагин, м.н.
Кочогина.
№
занятия
Календарно тематическое планирование.
Математика 8 класс.
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Тема занятия
Числа и вычисления
Сравнение рациональных чисел
Действия с рациональными числами
Выполнение действий с числами, записанными в
стандартном виде
Проценты
Основные задачи на проценты
Основные задачи на проценты
Противоположные числа. Модуль числа, геометрический
смысл модуля.
Степень с натуральным показателем, вычисление значений
выражений, содержащих степени
Степень с натуральным показателем, вычисление значений
выражений, содержащих степени
Квадратный корень. Нахождение значений выражений,
содержащих квадратный корень
Квадратный корень. Нахождение значений выражений,
содержащих квадратный корень
Выражения и преобразования
Область определения буквенного выражения
Область определения буквенного выражения
Свойства степени с натуральным показателем,
преобразование выражений, содержащих степени с
натуральным показателем
Сложение, вычитание и умножение многочленов, формулы
сокращенного умножения, преобразование целых
выражений
Разложение многочленов на множители
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Кво часов
Дата проведения
11
1
1
1
1
2
1
2
2
12
2
1
1
2
617
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Разложение многочленов на множители
Алгебраические дроби. Сокращение дробей. Действия с
алгебраическими дробями
Рациональные выражения и их преобразования
Рациональные выражения и их преобразования
Свойства квадратных корней и их применение в
преобразованиях
Свойства квадратных корней и их применение в
преобразованиях
Уравнения и неравенства
Линейное уравнение
Линейное неравенство
Квадратное уравнение
Квадратное неравенство
Квадратное неравенство
Уравнения с параметрами
Уравнения с параметрами
Функции
Линейная функция и ее свойства
Линейная функция и ее свойства
Квадратичная функция и ее свойства
Квадратичная функция и ее свойства
Итоговая работа
1
2
2
7
1
1
1
2
2
4
2
2
1
7