Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шекшемская средняя общеобразовательная школа
Шарьинского муниципального района Костромской области
Программа кружка
« Художественная обработка древесины»
Целью обучения по курсу "Художественная обработка древесины" является : формирование знаний, первоначальных умений и навыков по обработке древесины, а также обеспечение творческого развития личности подростка.
Обучение предполагает решение следующих задач:
- Сформировать у школьников эстетическое отношение к труду.
- Научить пользоваться инструментом, станками и оборудованием.
- Ценить красоту.
- Побуждать к творчеству и самостоятельности
- Воспитывать чувство товарищества.
Ожидаемый результат: Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно, что способствует развитию умения взаимодействовать с другими партнерами для получения общего продукта . Итоговые работы, самостоятельно выполненные учащимися и являющиеся законченными произведениями, могут быть использованы в их личных целях, а также направлены по заказу в местный детский сад, группы продленного дня; их планируется представлять на смотрах, выставках, школьных ярмарках.
Программа включает:
Пояснительная записка.
Данная программа рассчитана на три года обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".
Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественной обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами. Теоретический материал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых школьники создают собственные композиции художественных изделий. Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.
Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности.
Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, учащиеся на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.
Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, отвечает функциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.
Для усиления профессиональной направленности обучения ученики знакомятся с разными специальностями, основными этапами производственного процесса.
В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она рассчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.
Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.
Программа ставит своей целью – развивать "чувство материала", его художественные и технологические возможности. Она нацелена на формирование художественного вкуса. приобщает учеников к процессу создания резных изделий.
Программой предусмотрено изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний о материалах, принципах действия и устройствах машин.
В процессе обучения обращается внимание учеников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования.
Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным учащимся, на изучение и усвоение материала всеми учениками не ниже требований программы.
Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":
Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей учащихся, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.
В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовке учеников.
В программе предложена система самопроверки знаний учениками и контроля знаний учителем технологии.
Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний учащимися. Для чего в работе используются:
На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.
Продолжительность изучения курса - 3 года, составляет около 102 часов. Содержание программы предусматривает подведение обучающихся к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю «Художественная обработка дерева".
По завершению изучения данной программы ученики должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Учащиеся должны :
знать:
уметь:
Учащиеся должны освоить, отработать и закрепить следующие
навыки:
Формы организации учебной деятельности:
Критерии и показатели оценки знаний учащихся.
Прямые:
Косвенные:
Материальная база учебной мастерской
Столярная мастерская имеет площадь 60квадратных метров и подсобное помещение для пиломатериалов – 8 квадратных метров.
Станочный парк мастерской имеет 1 циркулярную пилу, 2 токарных станка по обработке древесины, 1 сверлильный станок
В столярной мастерской 6 рабочих мест. Все рабочие места оборудованы комплектом ручных столярных инструментов.
Отопление и освещение соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
В достаточном количестве имеются учебные пособия, научно-методическая литература, дидактический материал, учебные таблицы и наглядные пособия, изготовленные учащимися и учителем. В необходимом количестве имеются пиломатериалы мягких пород древесины.
Список литературы:
· 1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.
· 2. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.
· 3. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.
· 4. Алфёров Л. Технология росписи. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000.
· 5. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
· 6. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.:Полымя, 1990.
· 7. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993
· 9. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.:Просвещение, 2008.
· 10. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.:Винтана - Граф, 2008.
· 11. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.:Винтана - Граф, 2008.
Тематический план
кружка «Художественная обработка древесины»
1 – й год обучения 5 класс
№ п/п. |
Темы |
Количество часов |
|||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
Выпиливание лобзиком |
5 |
12 |
17 |
||
1. |
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. |
1 |
|
1 |
|
2. |
Основы материаловедения. |
1 |
|
1 |
|
3 |
Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия. |
1 |
2 |
3 |
|
4. |
Материалы, инструменты и приспособления. |
1 |
1 |
2 |
|
5. |
Построение орнамента. |
|
2 |
2 |
|
6. |
Технические приёмы выпиливания орнамента. |
|
2 |
2 |
|
7. |
Конструирование различных изделий. Техника выполнения различных конструкций изделий. |
|
4 |
4 |
|
8. |
Отделка изделия |
1 |
1 |
2 |
|
Художественное выжигание |
4 |
13 |
17 |
||
1. |
Охрана труда Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. Подготовка заготовок к работе. |
1 |
1 |
2 |
|
2 |
Основы композиции |
1 |
2 |
3 |
|
4. |
Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
|
1 |
3 |
4 |
|
6. |
Основные приёмы выжигания. |
|
2 |
2 |
|
8. |
Изготовление изделий и декорирование их выжиганием. |
|
4 |
4 |
|
9. |
Отделка изделия |
|
2 |
2 |
|
|
ВСЕГО ЧАСОВ ЗА ГОД |
9 |
25 |
34 |
|
2 – й год обучения 6 класс
№ п/п. |
Темы |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
Резьба по дереву |
8 |
26 |
34 |
|
1 |
Охрана труда. Основы материаловедения для художественных работ из дерева. |
1 |
|
1 |
2 |
Столярные соединения. Технология изготовления изделий. Виды художественной резьбы по дереву |
2 |
4 |
6 |
3 |
Геометрическая резьба по дереву. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. |
1 |
3 |
4 |
4 |
Нанесение элементов геометрического рисунка на заготовку. Составление и нанесение на заготовку более сложных элементов резьбы. Способы резания. Резание рисунка. |
1 |
4 |
5 |
5 |
Составление и нанесение на заготовку геометрического орнамента. Резание орнамента. |
1 |
4 |
5 |
6 |
Основы композиции. Составление резной геометрической композиции. Перенос ее на заготовку. Резание композиции. |
1 |
4 |
5 |
7 |
Изготовление солонки и декорирование ее геометрической резьбой. Отделка изделия |
|
3 |
3 |
8 |
Изготовление набора из двух разделочных досок. Отделка изделия |
|
4 |
4 |
9 |
Обобщающее занятие |
1 |
|
1 |
3 – й год обучения 7 класс
№ п/п. |
Темы |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
Резьба по дереву |
6 |
28 |
34 |
|
1 |
Вводное занятие. Техника безопасности. |
1 |
|
1 |
2 |
Контурная резьба по дереву. Изготовление и декорирование художественных изделий контурной резьбой. |
1 |
2 |
3 |
3 |
Основы композиции. Выполнение композиций |
1 |
2 |
3 |
4 |
Технология изготовления художественных изделий токарным способом. |
|
2 |
2 |
5 |
Изготовление простого художественного изделия токарным способом и декорирование его геометрической резьбой. |
|
7 |
7 |
6 |
Плоскорельефная резьба по дереву. Выполнение изделий с плоскорельефной резьбой. |
1 |
4 |
5 |
7 |
Изготовление панно с растительным и животным орнаментом в технике плоскорельефной резьбы |
|
3 |
3 |
8 |
Накладная резьба. Изготовление изделия с накладной резьбой. |
1 |
3 |
4 |
9 |
Выполнение художественного изделия (итоговая работа). |
|
5 |
5 |
10 |
Итоговое занятие |
|
1 |
1 |
Рабочая программа занятий
1-й год обучения. 5 класс
№ занятия |
Тема раздела |
Запланировано часов |
Основные вопросы рассматриваемые на занятии |
Формы и методы работы, виды контроля |
Выпиливание лобзиком 17 часов |
||||
1 |
Вводное занятие Охрана труда при производстве художественных изделий. |
1 |
Правила: - поведения и техники безопасности; - пожарной и электробезопасности; - пром. санитарии и личной гигиены; - задачи на год. |
Инструкти-рование. Беседа. |
2 |
Основы материаловеде-ния. |
1 |
Древесина: - основные свойства и пороки; - характеристика пород; - фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы, клеи. |
Беседа. «Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами». |
3-5 |
Выпиливание лобзиком – разновидность оформления изделия. |
3 |
- Особенности работы лобзиком; - источники и осбенности узоров для выпиливания. |
Беседа. Демонстрации Практическая работа. |
6-7 |
Материалы, инструменты и приспособления. |
2 |
- Основные свойства материалов; - характеристики инструмента и приспособлений. |
Беседа. Практическая работа «Знакомство с видами мате-риалов и инст-рументом». |
8-11 |
Построение орнамента Технические приёмы выпиливания орнамента. |
4 |
- Подготовка материалов, рисунков; - перевод рисунка на заготовку; - приёмы выпиливания; - способы соединения деталей. -- сборка изделия; - прозрачная отделка. |
Практическая работа «Подготовка материалов. Приёмы выпиливания. Способы соединения деталей». |
12-15
|
Конструирова-ние различных изделий. Техника выполнения различных конструкций изделий. |
4
|
- Плоские, объёмные изделия; - изделия округлой формы; - изделия со сложным орнаментом.
|
Практическая работа: Выполнение изделий различной конструкции |
16-17
|
Отделка изделия
|
2
|
- Отделочные материалы; - нетрадиционные материалы; - облицовывание шпоном; - шлифование; - устранение дефектов; - прозрачная отделка. |
Практическая работа: «Отделка изделия». |
Художественное выжигание 17 часов |
||||
18-19
|
Охрана труда Инструменты, приспособления для выполнения работ.
|
2 |
Правила: - поведения и техники безопасности; - пожарной и электробезопасности; Инструменты для выжигания - Основные требования к инструменту; - уход за инструментом. |
Инструкти-рование. Беседа. Практическая работа: «Подготовка инструмента». |
20-22 |
Основы композиции. |
3 |
- Основные принципы композиции; - форма и конструкция изделия. |
Беседа Практическая работа: «Построение композиции. Разработка формы». |
23-26 |
Технология декорирования художественных изделий выжиганием. |
4 |
- Подготовка материалов; - перевод рисунка; - приёмы выжигания; - способы соединения деталей; - сборка изделия; - устранение дефектов; - прозрачная отделка. |
Практическая работа: «Подготовка материалов. Приёмы выжигания. Способы соединения деталей. Сборка и отделка изделий». |
27-28 |
Основные приёмы выжигания. |
2 |
- Освоение приёмов выжигания. |
Практическая работа. |
29-32 |
Изготовление художественного изделия и декорирование его выжиганием. |
4 |
- Форма и конструкция изделия; - назначение и виды орнамента; - симметрия; - изделия со сложным орнаметом. |
Практическая работа: «Изготовле-ние изделия». |
33-34 |
Отделка изделия. |
2 |
- Отделочные материалы; - нетрадиционные материалы; - устранение дефектов; - прозрачная отделка. |
Практическая работа: «Отделка изделий». |
2-й год обучения. 6 класс
№ занятия |
Тема раздела |
Запланировано часов |
Основные вопросы рассматриваемые на занятии |
Формы и методы работы, виды контроля |
Резьба по дереву 34 часа. |
||||
1 |
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. Основы материаловедения |
1 |
Технико-технологические сведения: - требования ОТ и ТБ при работе; - причины травматизма; - причины пожаров; - правила пользования первичными средствами пожаротушения. Технико-технологические сведения: - декоративные свойства дерева; - клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий; - отделочные материалы и отделка; - способы предупреждения и устранения дефектов. |
Инструктирование. Беседа. |
2-7 |
Столярные соединения. Технология изготовления изделий. Виды художественной резьбы. |
6 |
Технико-технологические сведения: - виды столярных соединений; - технологическая карта; - способы раскроя материала по заданным размерам; - сборка изделия; - подготовка поверхности изделия для резьбы; - виды резьбы по дереву; - их характерные особенности и разновидности; - правила безопасности труда при работе режущими инструментами. |
Беседа. Практическая работа: «Знакомство с видами столярных соединений. Технологическая последовательность выполнения резьбы. Требования к качеству выполнения резьбы». |
8-11 |
Геометрическая резьба. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы. |
4 |
Технико-технологические сведения: - история возникновения и развития; - особенности; - элементы геометрической резьбы; - сочетание различных элементов; - способы вычерчивания орнамента; - материалы, инструменты; - способы выполнения резьбы; - безопасность труда при резьбе. |
Беседа. Практическая работа: «Знакомство с элементами, орнаментами резьбы. Способы вычерчинания орнамента по поверхности изделия. Выполнение резьбы. Безопасность труда. |
12-16 |
Нанесение элементов рисунка на заготовку. Составление более сложных элементов резьбы. Способы резания. |
5 |
Технико-технологические сведения: - нанесение элементов резьбы; - составление сложных элементов; - способы вычерчивания; - материалы, инструменты; - способы выполнения резьбы; - безопасность труда при резьбе. |
Практическая работа: «Составление и нанесение элементов: лесенка, витейка, бусинки, змейка, сияние, сколышки». Способы резания. Выполнение резьбы. Безопасность труда. |
17-21 |
Составление орнамента и нанесение его на заготовку. Резание орнамента. |
5 |
Технико-технологические сведения: Сочетание треугольников: - с прямыми и кривыми сторонами; - со сторонами разной длины; - с миндалевидными углублениями; - морщинистая резьба; - безопасность труда при резьбе. |
Практическая работа: «Составление и нанесение элементов. Выполнение резьбы». |
22-26 |
Основы композиции. Резание. |
5 |
Технико-технологические сведения: - составление резной композиции; - способы вычерчивания; - нанесение ее на заготовку; - способы выполнения резьбы; - безопасность труда при резьбе. |
Практическая работа: «Составление и нанесение композиции. Способы резания. Выполнение резьбы». |
27-29 |
Изготовление солонки и декорирование её геометри-ческой резьбой. Отделка изделия. |
3 |
Технико-технологические сведения: - подбор материала; - составление резной композиции; - перенос ее назаготовку; - способы выполнения резьбы; - отделка изделия; - безопасность труда при резьбе. Технико-технологические сведения: - отделочные материалы; - нетрадиционные материалы; - устранение дефектов; - прозрачная отделка. |
Практическая работа: Практическая работа: «Изготовле-ние солонки и и выполнение резьбы». Практическая работа: «Отделка изделий». |
30-33 |
Изготовление набора из двух разделочных досок и декорирование резьбой. Отделка изделия. |
4 |
Технико-технологические сведения: - подбор материала; - составление резной композиции; - перенос ее назаготовку; - выполнение резьбы; - отделка изделия; - безопасность труда при резьбе. |
Практическая работа: «Изготовле-ние разделочных досок , выполнение резьбы». Практическая работа: «Отделка изделий». |
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
Обобщение |
Обсуждение проделанной работы за год. |
3-й год обучения. 7 класс
№ п/п. |
Тема раздела |
Запланировано часов |
Основные вопросы рассматриваемые на занятии |
Формы и методы работы, виды контроля |
Резьба по дереву 34 часа. |
||||
1. |
Вводное занятие. |
1 |
Технико-технологические сведения: - правила поведения в мастерских; - техника пожарной и электробезопасности; - пром. санитарии; - основные направления работы; - задачи на год. |
Инструктирование. Беседа. |
2-4 |
Контурная резьба. |
3 |
Технико-технологические сведения: - своеобразие резьбы; - особенности композиции орнаментов; - подготовка изделия к резьбе. |
Беседа Практическая работа: «Приемы выполнения контурной резьбы. Безопасность труда». |
5-7 |
Основы композиции. Выполнение композиции. |
3 |
Технико-технологические сведения: - принципы творческой переработки природных форм в орнаментные мотивы и сюжетные композиции; - своеобразие трактовки форм растений, фигур птиц и животных выполняемых в технике резьбы и мозаики по дереву; - зарисовки растений, птиц, животных; - понятие о колорите; - цветовой круг; - цвета в композиции; - однотонная и многоцветная композиция. |
Беседа. Практическая работа: «Составление эскиза изделия с контурной резьбой. Практическая работа: Выполнение изделия с контурной резьбой. |
8-9 |
Технология изготовления художественных изделий токарным способом. |
2 |
Технико-технологические сведения: - виды и назначение станков; - устройство станков; - инструменты и приспособления; - организация рабочего места; - безопасные приемы работы. |
Практическая работа: «Знакомство с устройством станков. Организация рабочего места. Приемы управления работой станка. Безопасность труда при работе на станках». |
10-16 |
Изготовление изделия на токарном станке и декорирование его геометри- резьбой. Изготовление конфетницы. |
3 |
Технико-технологические сведения: - точение фасонных поверхностей; - точение внутренних поверхностей; - технологическая последовательность изготовления изделий. Технико-технологические сведения: - точение тарелки; - составление и перенос рисунка на заготовку; - резание рисунка; - отделка изделия. |
Практическая работа: «Изготовле-ние конфет-ницы на токарном станке. Декорирова-ние ее резьбой». |
|
Изготовление подсвечника с тремя стойками и декорирование. |
4 |
Технико-технологические сведения: - последовательность изготовления изделия; - составление рисунка; - точение подставки; - точение стоек и шариков; - нанесение рисунка и резание его; - сборка и отделка изделия; - безопасность труда при работе. |
Практическая работа: «Изготовление изделия на токарном станке. Декорирова-ние его резьбой». |
17- 21 |
Плоскорельеф-ная резьба. Выполнение изделий с плоскорельеф-ной резьбой |
5 |
Технико-технологические сведения: - виды плоскорельефной резьбы; - художественно-стилевые особенности резьбы; - материалы, инструменты и приспособления; - приемы выполнения видов резьбы; - требования к качеству резьбы; - безопасность труда при ее выполнении. |
Беседа. Практическая работа: «Приемы и способы плоскорельефной резьбы. Изготовление изделия».
|
22-24 |
Изготовление панно с растительным и животным орнаментом в технике плоскорельефной резьбы |
3 |
-Последовательность изготовления панно - нанесение орнамента |
Практическая работа: Изготовление изделия». |
25- 28 |
Накладная резьба.Изготовление шкатулки в форме «боченок» с накладной резьбой. |
4 |
Технико-технологические сведения: - технология изготовления; - составление технического рисунка; - точение корпуса; - точение крышки; - подгонка деталей и сборка изделия; - составление композиции, - выпиливание листиков и веточек; - вытачивание ягодок; - нанесение и резание рисунка; - сборка изделия; - отделка изделия. |
Практическая работа: «Изготовление изделия». |
29-33 |
Изготовление художественного изделия (по выбору). Итоговая работа. |
5 |
Технико-технологические сведения: - консультации по выбору и изготовлению изделия. |
Практическая работа: «Изготовление изделия». |
34 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
Выставка работ учащихся их обсуждение.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.