Программа элективного курса для 10-11 класса «Страницы истории Земли Пермской»
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история
10 кл—11 кл
29.08.2018
Программа предназначена для 10-11 классов общеобразовательных школ. Программа рассчитана на 17 часов (0.25 час в неделю в 10 классе - 8 часов и 0,25 час в 11 классе – 9 часов). За основу составления данной программы взяты рекомендации по изучению обязательного минимума содержания основного общего образования по истории Коми – Пермяцкого округа.
Элект. курс 10-11kl.Страницы истории земли Пермской.docx
Программа элективного курса для 1011 класса
«Страницы истории Земли Пермской»
Пояснительная записка
Историческое краеведение – обязательная составляющая предмета «История». Современная
Россия столкнулась с так называемым парадоксом этничности, когда по мере углубления
интернационализации культуры возрастает уровень национального самосознания народов. Одной
из задач образования становится формирование человека, который обладает «глобальным
видением» мировых процессов, но в то же время является носителем национальной идеи. Решение
этой задачи напрямую связано с национально – региональной историей.
История родного края – это часть истории России и всемирной истории и содержит
реальные события прошлого в их взаимосвязи и взаимозависимости с событиями других регионов.
Коми – Пермяцкий округ, теперь в составе Пермского края – регион с древнейшей историей и
культурой.
Программа предназначена для 1011 классов общеобразовательных школ. Программа
рассчитана на 17 часов (0.25 час в неделю в 10 классе 8 часов и 0,25 час в 11 классе – 9 часов).
За основу составления данной программы взяты рекомендации по изучению обязательного
минимума содержания основного общего образования по истории Коми – Пермяцкого округа.
Цели изучения предмета:
Овладение учащимися основами знаний о прошлом и настоящем родного края, её народов, их
социальном, духовном и нравственном опыте; формирование представлений о будущем края;
Обретение ценностной ориентации на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия
идей гуманизма, патриотизма и уважения прав человека;
Содействие формированию культуры исторического мышления учащихся.
Требования к уровню знаний и умений учащихся:
основные события истории края, их последовательность и значение;
краткие персоналии;
характерные черты культуры и быта населения края.
Школьники должны получить представления:
о богатой истории своего края;
о богатстве культурных традиций народов, населяющих территорию округа;
об уникальности культурных традиций коми – пермяков;
о взаимосвязи истории коми – пермяков с историей других народов.
Учащиеся должны уметь:
пользоваться краеведческой литературой, исторической картой, словарём;
применять поисковые, исследовательские методы краеведческой работы;
выполнять, оформлять рефераты и другие исследовательские задания
Учебно – тематическое планирование
10 класс
№ п/п
Тема урока
Кол
во
часов
Форма организации
деятельности
учащихся
Организация
самостоятельной
деятельности
учащихся
Раздел 1Наш край в далёком прошлом
6 1
2
3
4
5
6
Первобытные земледельцы и
скотоводы в нашем крае
Наш край в lV – Xl веках
Наш край в Xl – XlV веках
Христианство и язычество в
Прикамье
История моего села (деревни,
поселка, города)
Кудымкар центр Иньвенской
волости
Раздел 2 Пермский край – часть
Российской империи (Vlll XlX вв.)
7
8
Пермский край в XVIII веке
Развитие промышленности
Отмена крепостного права и
развитие сельского хозяйства
1
1
1
1
1
1
2
1
1
Лекция
Работа с текстом
учебника
Беседа
Беседа
Экскурсия по родным
местам
Путешествия по
страницам устного
журнала
Рисунки и лепка из
пластилина орудий
труда
Сообщения
о
пермском зверином
стиле
Составление
кроссворда
Составление пантеона
богов
Презентации
Презентация страницы
устного журнала
Работа с документами Составление
Лекция
хронологической
таблицы
Вопросы и задания к
тесту
Учебно – тематическое планирование
11 класс
Тема урока
№
п/п
Кол
во
часов
Форма организации
деятельности
учащихся
Организация
самостоятельной
деятельности учащихся
Наш край в первой половине XX века 7 час
1
2
3
4
5
6
7
Гражданская война « …и
пошёл брат на брата»
Индустриализация
коллективизация
Прикамье
Годы великих испытаний
и
в
Наши земляки на фронтах
Великой Отечественной
войны
Образование и культура
военных лет
1
1
2
2
1
Лекция
Работа
документами
с
Конференция
Урок мужества
Сообщение о белом и
красном терроре
Сообщение «Наш край –
место
ссылки
спецпереселенцев»
Сообщение о членах семьи –
ветеранах войны «Судьба
семьи – в судьбе страны»
Сообщение об участниках
войны
Работа с текстом
Подготовка вопросов для
викторины
Раздел 4 Пермская область и Коми – Пермяцкий округ во второй половине XX начале
XXlвека 2 час
8
Прикамье и реформы
Сообщения
Беседа
1 (19851997)
Настоящее и будущее края
9
1
«Гражданский
форум»
Подготовка к обсуждению
выдвинутых проблем
Содержание программы
10 класс
Раздел 1. Наш край в далёком прошлом – 8 часов
Тема 1. Первоначальное заселение Прикамья – 1 час
Процесс формирования человека. Древнейшие люди на Западном Урале. Климат Прикамья
эпохи среднего палеолита. Древнейшие стоянки Урала. Следы пребывания неандертальского
человека в Прикамье. Прикамье в период позднего палеолита, климатические изменения. Орудие
труда эпохи позднего палеолита. Матриархат. Неолитическая революция.
Тема 2. Наш край в lV – Xl веках 1 час
Прикамье в эпоху Великого переселения народов. Полуоседлые племена. Курганный обряд
погребения. Курганный могильник у д. ХариноГайнского района. Ломоватовская и неволинская
археологические культуры. Выделение обработки железа в ремесло. Духовная культура
населения Прикамья в эпоху раннего средневековья. Пермский звериный стиль. Древняя
иранская серебряная посуда в Прикамье. Формирование культурного облика финно угорской
(прапермской) языковой общности. География древнего и современного проживания финно
угров.
Тема 3. Наш край в Xl – XlV веках – 1 час
Родановская археологическая культура – культура предков комипермяцкого народа. Предание
о КудымОше. Традиционный звероловческий уклад и пушной промысел. Экономические связи
родановского населения. Костюм, снаряжение охотника и украшения родановских племен.
Гончарное ремесло. Духовная культура родановских племен. Смена кровно родственных
отношений соседскими. Разложение родовых отношений и появление неравенства.
Тема 4. Христианство и язычество в Прикамье – 1 час
Языческие верования комипермяков. Пантеон комипермяцких богов. Культ Перуна. Миссия
Стефана Великопермского. Начало крещения комипермяков (1463) и сопротивление
христианизации. Синтез христианства и язычества в обычаях и обрядах.
Тема 5. История моего села (деревни, поселка, города) – 1 час
Географическое положение, происхождение, население. Основные занятия, жизненный уровень,
связи с внешним миром. Культура: традиции и обычаи, зодчество, исторические памятники.
Тема 6. Кудымкар центр Иньвенской волости – 1 час
Первое упоминание в книгах Яхонтова (1579). Кудымкар – центр округи, состоящий из 4
деревень (1609). Открытие Строгановского вотчинного правления Иньвенской дачи.
Двухклассное мужское училище (1841). 1850 год – 100 дворов (700 человек). Кудымкар – центр
культурно – просветительной работы всего Иньвенского края.
Раздел 2 Пермский край – часть Российской империи (Vlll XlX вв.) – 6 часов
Тема 7. Пермский край в XVlll веке – 1 час
Формирование
Уральского горнопромышленного района. Строительство Пожвинского,
Никитинского и других заводов. Волнения приписных и вотчинных крестьян накануне
крестьянской войны Пугачева. Волна старообрядческого расселения. Особенности заселения
Юрлинского района. Указ Екатерины II об открытии Пермского наместничества в г. Перми.
Тема 8. Развитие промышленности. Отмена крепостного права и развитие
сельского хозяйства – 1 час Замедление темпов развития горнозаводской промышленности как следствие крепостнической
системы. Пожвинский завод и первые паровые двигатели. Инженеры Соболевский П.Г. и
Вологдин В.П. Лесоводство и лесоторговля. Машиностроение. Н.В. Воронцов, Н.Г. Славянов.
Жизнь и быт рабочих (первые попытки облегчения труда на Кувинском заводе). Кустарная
промышленность. Иньвенский край – житница соседних уездов. Крестьяне государственные и
владельческие. Караванная повинность. Манифест 19 февраля 1861 года. Массовое
недовольство крестьян содержанием Манифеста. Военное подавление организованных
выступлений. Общественный резонанс по случаю Ёгвинского расстрела. Тяжести выкупных
платежей и растущее малоземелье крестьян.
Содержание программы 11 класс
Раздел 3 Наш край в первой половине XX века – 7 часов
Тема 1. Гражданская война « …и пошёл брат на брата» 1 час
Создание комбедов, крестьянские восстания против красных в Полве, Юрле. Май 1918 года:
Восточный фронт. Третья Красная армия– против частей Белой армии. Пермь в руках белых
(декабрь 191 июнь 1919). Белые в Коми крае и их изгнание. Красный и белый террор.
Красногвардейские отряды рабочих в Пожве и Майкоре. И.Л. Назукин.
Тема 2. Индустриализация и коллективизация в Прикамье – 1 час
Стройки первых пятилеток: Вишерский и Камский ЦБК, Березниковский химкомбинат,
Соликамский калийный. Развитие энергетики, нефте и угледобычи. 1929 – год «великого
перелома». Создание колхозов и ликвидация кулачества. Голод 19321933 годов.
Спецпереселенцы на территории округа. Формирование ГУЛАГа. 1037 год в Прикамье. Аресты
среди руководящих кадров и творческой интеллигенции округа. Сухой Лог. Переименование
Перми вМолотов. 1933 год Кудымкар – посёлок городского типа 1938 год – город Кудымкар.
Тема 34. Годы великих испытаний – 2 часа
Индустриальный рост Западного Урала: эвакуация промышленных предприятий, выпуск
военной продукции. Фронтовые здания лесозаготовителей, «красные обозы», сбор средств в
фонд обороны, тыловые госпитали. Труд колхозников округа в годы войны «в труде как в
бою».
Тема 56. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны – 2 часа
Герои Советского Союза, кавалеры орденов Славы, участники движения Сопротивления.
Легендарные разведчики Н. И.Кузнецов и
Г.И. Братчиков. Боевой путь Уральского
добровольческого танкового корпуса. Боевой путь односельчан – участников войны.
Тема 7. Образование и культура военных лет – 1 час
Эвакуация учреждений культуры в город Молотов. Работа старших школьников после уроков:
на полях, фермах, помощь семьям фронтовиков. Тимуровские команды. Сбор средств на
строительство танковой колонны «Народный учитель». 5000 выбывших учащихся. Драмтеатр им.
Горького в годы войны. Произведения Н.В. Попова в сборниках «Фронтовые стихи» и «Громовые
годы».
Раздел 4 Пермская область и Коми – Пермяцкий округ во второй половине XX начале XXl
века – 8 часов
Тема 8. Прикамье и реформы (19851997) – 1 час
Перестройка. Спад производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. Талонная
система распределения. Появление новых форм собственности. Приватизация. Отставание
округа от средне областных показателей.
Тема 9. Настоящее и будущее края – 1 час
Урок по методике «Гражданский форум» или беседа по вопросам:
1. Как сберечь природу? 2. Какая судьба ждёт комипермяцкий язык?
3. Какие отрасли промышленности надо развивать?
4. Как сделать сельское хозяйство рентабельным?
5. Какова роль малого и среднего бизнеса в нашем регионе?
6. Сможем ли выжить без железной дороги и АЭС?
Литература
1. Бачев Г.Т. Коми – Пермяцкий национальный округ. – Пермь, 1997
2. Бачев Г.Т., Зубов Ю.П. Страницы истории Коми Пермяцкого автономного округа. –
Пермь, 1995
3. Белавин А.М., Агафонова А.Н. Крыласова Н.Б. Страницы истории Земли Пермской
с древнейших времен до начала XVlllвека. – Пермь, 1995
4. Климов В.В. Заветный клад. – Кудымкар, 1995
5. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми
пермяков. – Кудымкар, 2005
6. Чагин Г.Н. Народы и культура Урала в XlX – XXвеках. – Екатеринбург, 2002
Программа элективного курса для 10-11 класса «Страницы истории Земли Пермской»
Программа элективного курса для 10-11 класса «Страницы истории Земли Пермской»
Программа элективного курса для 10-11 класса «Страницы истории Земли Пермской»
Программа элективного курса для 10-11 класса «Страницы истории Земли Пермской»
Программа элективного курса для 10-11 класса «Страницы истории Земли Пермской»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.