Программа элективного курса для 10-11 класса «Страницы истории Земли Пермской»
Оценка 5

Программа элективного курса для 10-11 класса «Страницы истории Земли Пермской»

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
история
10 кл—11 кл
29.08.2018
Программа элективного курса для 10-11 класса  «Страницы истории Земли Пермской»
Программа предназначена для 10-11 классов общеобразовательных школ. Программа рассчитана на 17 часов (0.25 час в неделю в 10 классе - 8 часов и 0,25 час в 11 классе – 9 часов). За основу составления данной программы взяты рекомендации по изучению обязательного минимума содержания основного общего образования по истории Коми – Пермяцкого округа.
Элект. курс 10-11kl.Страницы истории земли Пермской.docx
Программа элективного курса для 10­11 класса  «Страницы истории Земли Пермской» Пояснительная записка Историческое краеведение – обязательная составляющая предмета «История». Современная Россия   столкнулась   с   так   называемым   парадоксом   этничности,   когда   по   мере   углубления интернационализации культуры возрастает уровень национального самосознания народов. Одной из   задач   образования   становится   формирование   человека,     который   обладает   «глобальным видением» мировых процессов, но в то же время является носителем национальной идеи. Решение этой задачи  напрямую связано с национально – региональной историей. История   родного   края   –   это   часть   истории   России   и   всемирной   истории   и   содержит реальные события прошлого в их взаимосвязи и взаимозависимости с событиями других регионов. Коми – Пермяцкий округ, теперь в составе Пермского края – регион с древнейшей историей и культурой. Программа   предназначена   для   10­11   классов   общеобразовательных   школ.   Программа рассчитана  на 17 часов (0.25 час в неделю в  10 классе  ­ 8 часов и 0,25 час в 11 классе – 9 часов). За   основу   составления   данной   программы   взяты   рекомендации   по   изучению   обязательного минимума содержания основного общего образования по истории Коми – Пермяцкого округа. Цели изучения предмета: Овладение учащимися основами знаний о прошлом и настоящем родного края, её народов, их социальном, духовном и нравственном опыте; формирование представлений о будущем края; Обретение ценностной ориентации на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, патриотизма и уважения прав человека; Содействие формированию культуры исторического мышления учащихся. Требования к уровню знаний и умений учащихся: ­ основные события истории края, их последовательность и значение; ­ краткие персоналии; ­ характерные черты культуры и быта населения края. Школьники должны получить представления: ­ о богатой истории своего края; ­ о богатстве культурных традиций народов, населяющих территорию округа; ­ об уникальности культурных традиций коми – пермяков; ­ о взаимосвязи истории коми – пермяков с историей других народов. Учащиеся должны уметь: ­ пользоваться краеведческой литературой, исторической картой, словарём; ­ применять поисковые, исследовательские методы краеведческой работы; ­ выполнять, оформлять рефераты и другие исследовательские задания Учебно – тематическое планирование 10 класс № п/п Тема урока Кол­ во часов Форма   организации деятельности учащихся Организация самостоятельной деятельности учащихся Раздел 1Наш край в далёком прошлом 6 1 2 3 4 5 6 Первобытные   земледельцы   и скотоводы в нашем крае Наш край в lV – Xl веках Наш край в Xl – XlV веках Христианство и   язычество в Прикамье История моего села (деревни, поселка, города)  Кудымкар ­ центр Иньвенской волости Раздел   2  Пермский   край   –   часть Российской империи (Vlll­ XlX вв.) 7 8 Пермский край в XVIII веке Развитие промышленности Отмена   крепостного   права   и развитие сельского хозяйства  1 1 1 1 1 1 2 1 1 Лекция Работа   с   текстом учебника Беседа Беседа  Экскурсия по родным  местам Путешествия по  страницам  устного  журнала   Рисунки   и   лепка   из пластилина   орудий труда  Сообщения о пермском   зверином стиле Составление кроссворда Составление  пантеона богов Презентации Презентация страницы устного журнала Работа с документами Составление Лекция хронологической таблицы Вопросы   и   задания   к тесту Учебно – тематическое планирование 11 класс Тема урока № п/п Кол­ во часов Форма   организации деятельности учащихся Организация самостоятельной деятельности учащихся Наш край в первой половине XX века ­ 7 час 1 2 3­ 4 5­ 6 7 Гражданская   война   «   …и пошёл брат на брата» Индустриализация коллективизация Прикамье Годы великих испытаний и в     Наши земляки на фронтах Великой   Отечественной войны Образование   и   культура военных лет 1 1 2 2 1 Лекция Работа   документами с Конференция Урок мужества   Сообщение   о   белом   и красном терроре Сообщение   «Наш   край   – место ссылки   спецпереселенцев» Сообщение о членах семьи – ветеранах   войны   «Судьба семьи – в судьбе страны» Сообщение   об   участниках войны Работа с текстом Подготовка   вопросов   для викторины Раздел 4 Пермская область и Коми – Пермяцкий округ во второй половине XX ­   начале XXlвека ­2 ­ час 8 Прикамье   и   реформы Сообщения Беседа 1 (1985­1997) Настоящее и будущее края 9 1 «Гражданский форум» Подготовка   к   обсуждению выдвинутых проблем Содержание программы 10 класс Раздел 1. Наш край в далёком прошлом – 8 часов Тема 1. Первоначальное заселение Прикамья – 1 час Процесс   формирования   человека.   Древнейшие   люди   на   Западном   Урале.   Климат   Прикамья эпохи среднего  палеолита.  Древнейшие стоянки Урала. Следы пребывания  неандертальского человека в Прикамье. Прикамье в период позднего палеолита, климатические изменения. Орудие труда эпохи позднего палеолита. Матриархат. Неолитическая революция. Тема 2. Наш край в lV – Xl веках­ 1 час Прикамье   в   эпоху   Великого   переселения   народов.   Полуоседлые   племена.   Курганный   обряд погребения. Курганный могильник у д. ХариноГайнского района. Ломоватовская и неволинская археологические   культуры.   Выделение   обработки   железа   в   ремесло.   Духовная   культура населения   Прикамья   в   эпоху   раннего   средневековья.   Пермский   звериный   стиль.   Древняя иранская серебряная посуда в Прикамье. Формирование культурного облика финно­ угорской (прапермской)   языковой   общности.   География   древнего   и   современного   проживания   финно­ угров.  Тема 3. Наш край в Xl – XlV веках – 1 час Родановская археологическая культура – культура предков коми­пермяцкого народа. Предание о Кудым­Оше. Традиционный звероловческий уклад и пушной промысел. Экономические связи родановского   населения.   Костюм,   снаряжение   охотника   и   украшения   родановских   племен. Гончарное   ремесло.   Духовная   культура   родановских   племен.   Смена   кровно­   родственных отношений соседскими. Разложение родовых отношений и появление неравенства. Тема 4. Христианство и  язычество в Прикамье – 1 час Языческие верования коми­пермяков. Пантеон коми­пермяцких богов. Культ Перуна. Миссия Стефана   Великопермского.   Начало   крещения   коми­пермяков   (1463)   и   сопротивление христианизации. Синтез христианства и язычества в обычаях и обрядах. Тема 5. История моего села (деревни, поселка, города) – 1 час Географическое положение, происхождение, население. Основные занятия, жизненный уровень, связи с внешним миром. Культура: традиции и обычаи, зодчество, исторические памятники.   Тема 6. Кудымкар центр Иньвенской волости – 1 час Первое   упоминание   в   книгах   Яхонтова   (1579).   Кудымкар   –   центр   округи,   состоящий   из   4 деревень   (1609).   Открытие   Строгановского   вотчинного   правления   Иньвенской   дачи. Двухклассное мужское училище (1841). 1850 год – 100 дворов (700 человек). Кудымкар – центр культурно – просветительной работы всего Иньвенского края. Раздел 2 Пермский край – часть Российской империи (Vlll­ XlX вв.) – 6 часов Тема 7. Пермский край в XVlll веке – 1 час Формирование     Уральского   горнопромышленного   района.   Строительство   Пожвинского, Никитинского   и   других   заводов.   Волнения   приписных   и   вотчинных   крестьян   накануне крестьянской   войны   Пугачева.   Волна   старообрядческого   расселения.   Особенности   заселения Юрлинского района. Указ Екатерины II об открытии Пермского наместничества в г. Перми.  Тема   8.   Развитие   промышленности.   Отмена   крепостного   права   и   развитие сельского хозяйства – 1 час Замедление темпов развития горнозаводской промышленности как следствие крепостнической системы.   Пожвинский   завод   и   первые   паровые   двигатели.   Инженеры   Соболевский   П.Г.   и Вологдин В.П. Лесоводство и лесоторговля. Машиностроение. Н.В. Воронцов, Н.Г. Славянов. Жизнь  и   быт   рабочих   (первые   попытки   облегчения   труда   на  Кувинском   заводе).   Кустарная промышленность. Иньвенский край – житница соседних уездов. Крестьяне государственные и владельческие.   Караванная   повинность.   Манифест   19   февраля   1861   года.   Массовое недовольство   крестьян   содержанием   Манифеста.   Военное   подавление   организованных выступлений.   Общественный   резонанс   по   случаю   Ёгвинского   расстрела.   Тяжести   выкупных платежей и растущее малоземелье крестьян. Содержание программы 11 класс Раздел 3 Наш край в первой половине XX века – 7 часов Тема 1. Гражданская война « …и пошёл брат на брата» ­ 1 час Создание комбедов, крестьянские восстания против красных в Полве, Юрле. Май 1918 года: Восточный фронт. Третья Красная армия– против частей Белой армии. Пермь в руках белых (декабрь   191   июнь   1919).   Белые   в   Коми   крае   и   их   изгнание.   Красный   и   белый   террор. Красногвардейские отряды рабочих в Пожве и Майкоре. И.Л. Назукин.  Тема 2. Индустриализация и коллективизация в Прикамье – 1 час Стройки   первых   пятилеток:   Вишерский   и   Камский   ЦБК,   Березниковский   химкомбинат, Соликамский калийный. Развитие энергетики, нефте ­   и угледобычи. 1929 –  год «великого перелома».   Создание   колхозов   и   ликвидация   кулачества.   Голод   1932­1933   годов. Спецпереселенцы на территории округа. Формирование ГУЛАГа. 1037 год в Прикамье.  Аресты среди руководящих кадров и творческой интеллигенции округа. Сухой Лог. Переименование Перми вМолотов.  1933 год ­ Кудымкар – посёлок городского типа 1938 год – город Кудымкар. Тема 3­4. Годы великих испытаний – 2 часа   Индустриальный   рост   Западного   Урала:   эвакуация   промышленных   предприятий,   выпуск военной   продукции.   Фронтовые   здания   лесозаготовителей,   «красные   обозы»,   сбор   средств   в фонд обороны, тыловые госпитали. Труд колхозников округа в годы войны   ­ «в труде как в бою». Тема 5­6. Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны – 2 часа Герои   Советского   Союза,   кавалеры   орденов   Славы,   участники   движения   Сопротивления. Легендарные   разведчики   Н.   И.Кузнецов   и     Г.И.   Братчиков.   Боевой   путь   Уральского добровольческого танкового корпуса. Боевой путь односельчан – участников войны.  Тема 7. Образование и культура военных лет – 1 час Эвакуация учреждений культуры в город Молотов. Работа старших школьников после уроков: на   полях,     фермах,   помощь   семьям   фронтовиков.   Тимуровские   команды.   Сбор   средств   на строительство танковой колонны «Народный учитель». 5000 выбывших учащихся. Драмтеатр им. Горького в годы войны. Произведения Н.В. Попова в сборниках «Фронтовые стихи» и «Громовые годы». Раздел 4 Пермская область и Коми – Пермяцкий округ во второй половине XX ­   начале XXl века – 8 часов  Тема 8. Прикамье и реформы (1985­1997) – 1 час Перестройка. Спад производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. Талонная система   распределения.   Появление   новых   форм   собственности.   Приватизация.   Отставание округа от средне областных показателей. Тема 9. Настоящее и будущее края – 1 час            Урок по методике «Гражданский форум» или беседа по вопросам: 1. Как сберечь природу? 2. Какая судьба ждёт коми­пермяцкий язык? 3. Какие отрасли промышленности надо развивать? 4. Как сделать сельское хозяйство рентабельным? 5. Какова роль малого и среднего бизнеса в нашем регионе? 6. Сможем ли выжить без железной дороги и АЭС? Литература 1. Бачев Г.Т. Коми – Пермяцкий национальный округ. – Пермь, 1997 2. Бачев Г.Т., Зубов Ю.П. Страницы истории Коми­ Пермяцкого автономного округа. – Пермь, 1995 3. Белавин А.М., Агафонова А.Н. Крыласова Н.Б. Страницы истории Земли Пермской с древнейших времен до начала XVlllвека. – Пермь, 1995 4. Климов В.В. Заветный клад. – Кудымкар, 1995 5. Климов   В.В.,   Чагин   Г.Н.   Круглый   год   праздников,   обрядов   и   обычаев   коми­ пермяков. – Кудымкар, 2005 6. Чагин Г.Н. Народы и культура Урала в XlX – XXвеках. – Екатеринбург, 2002

Программа элективного курса для 10-11 класса «Страницы истории Земли Пермской»

Программа элективного курса для 10-11 класса  «Страницы истории Земли Пермской»

Программа элективного курса для 10-11 класса «Страницы истории Земли Пермской»

Программа элективного курса для 10-11 класса  «Страницы истории Земли Пермской»

Программа элективного курса для 10-11 класса «Страницы истории Земли Пермской»

Программа элективного курса для 10-11 класса  «Страницы истории Земли Пермской»

Программа элективного курса для 10-11 класса «Страницы истории Земли Пермской»

Программа элективного курса для 10-11 класса  «Страницы истории Земли Пермской»

Программа элективного курса для 10-11 класса «Страницы истории Земли Пермской»

Программа элективного курса для 10-11 класса  «Страницы истории Земли Пермской»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2018