Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»
Оценка 4.7

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
математика +2
10 кл
27.01.2017
Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»
Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника есть вопрос выбора будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно-полезной деятельности. Выбор направленности обучения, связанного с построением жизненного пути, приходится на старший школьный возраст, 14-17 лет. Именно в это время возникают ведущие потребности, происходит дифференциация интересов, появляются основания для выделения жизненных ценностей, совершаются первые профессиональные пробы. Элективный курс «Профессиональное самоопределение» – курс профильной ориентации для обучающихся 10-х классов.документ с текстом
программа для 10 класса.doc
МОУ  Каракулинская СОШ     «Согласовано»                                                            «Утверждено»     Протокол  №____                                                        Приказ  №____     От ____________                                                         От___________     заседания школьного                                                   директор школы:     методического объединения                                  _________Г.А.Ножкина    «Принято»     Районной экспертной группой     Протокол №____      От ____________ Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»                                                                                    Составитель:                                                                                             учитель биологии                                                                                        I кв. категории                                                                                         Шаклеина Л.В. 2011 год ЛИСТ   ЭКСПЕРТНОЙ   ОЦЕНКИ ПРОГРАММЫ    ЭЛЕКТИВНОГО   КУРСА ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ _________________________________________________ (Ф.И.О. учителя, название элективного курса, ОУ) № Критерии  Экспертные оценки программы 1 2 3 средня я 1. Соответствие концепции  профильного и  предпрофильного обучения 2. Новизна для обучающихся 3. Мотивирующий потенциал 4. Полнота содержания 5. Связность и системность  изложенного материала 6. Инвариантность содержания 7. Методы обучения 8. Практическая  направленность Реалистичность с точки  зрения ресурсов 9. 10. Степень контролируемости 11. Формальная структура  программы Итого: 1. __________________________________________________________ 2. __________________________________________________________ 3. __________________________________________________________ (Ф.И.О. эксперта, должность, подпись, число) Пояснительная записка   совершаются                  Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника есть вопрос выбора будущей профессии и приложения  своих сил в определенной сфере общественно­полезной деятельности. Выбор направленности обучения, связанного с построением жизненного пути, приходится на старший школьный возраст, 14­17 лет. Именно в это время возникают ведущие потребности, происходит   дифференциация   интересов,   появляются   основания   для   выделения   жизненных ценностей, пробы. Элективный курс «Профессиональное самоопределение» – курс профильной ориентации для обучающихся классов. Программа   в   неделю). Данный   курс   даёт   школьникам   представления   об   основах   выбора   профессии.   Знание   их обеспечивает обучающимся принятие адекватного решения, как о выборе конкретного профиля, так образования. Данная программа составлена на основе программы Е.Н. Прощицкой «Выбирайте профессию» М:«Просвещение»   1991   г.,  учебно­методического   пособия   «Профориентационная   поддержка старшеклассников», Т.В.Черникова,М.Глобус, 2006г. профессиональные   рассчитана   на   17   часов   (1   час дальнейшего   первые     курса   и   о   пути     10­х       Цель программы.                                                                                                                                     Создание и активизация интереса десятиклассников к осознанному и самостоятельному выбору  профессии.                                                                                                                                       Задачи курса.                                                                                                                                            – Ознакомить старшеклассников с классификацией профессий, с перечнем трудовых действий и качеств личности, как основами выбора профессии. – Исследовать через самодиагностику свойства личности обучающегося: способности, интересы  и склонности, характер, темперамент, тип интеллекта. – Выработать умение адекватно понять себя, всесторонне и объективно оценить личные запросы и подробности в выборе профессии. Определить «формулу» будущей профессии.        Ожидаемые результаты осуществления программы.                                                                      – Выработка у детей способности правильно оценивать свои склонности и возможности. – Предупреждение или снижение случаев неосознанного выбора профессии. – Выявление детей, нуждающихся в психологической поддержке и индивидуальном подходе. – Уметь грамотно мотивировать выбор будущей профессии. В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:  Знания и представления: o о требованиях современного общества к профессиональной деятельности  человека; o о возможностях получения образования по избранной перспективе.  Умение: o находить выход  из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии; o ставить цели и планировать действия для их достижения. Формы и методы работы.                                                                                                                       – Лекции. Практические работы. Дискуссии. Ролевые игры. Анализ конкретных ситуаций.  Психотренинги. Психодиагностические процедуры.   Проф.консультации.                                        Критерии оценивания курса: Логика рассуждений. Учёт интересов и способностей. Учёт  ошибок при выборе профессии. Учёт спроса на рынке труда. Знания психологических и  психофизиологических требований к профессии. Мотивы выбора профессии. Пути получения  профессии. Навыки самопрезентации. Предметы, нужные для поступления. План по  самоопределению. Учебно­тематический план. № п/п Тема Кол­ во часов Виды деятельности 1 Введение в мир профессий.  2 Типы профессий. Какого типа твоя  будущая профессия. 3 Классы профессий, средства и условия труда. Отделы труда. Выведение  «формулы» своей профессии.  4 Профессии «человек – человек» и тип  мышления.  5  Психологические и  психофизеологические требования к  профессии.  6 Ошибки в выборе профессии.  Профессии «человек – техника».  7 8 Чувства и эмоции человека.  Профессии «человек – знаковая  система».  Учёт общих и специальных  способностей при выборе профессии.  Знакомство с профессиями «человек –  художественный образ».  9 Характер и профессия. Профессии  «человек – природа». 10 Темперамент и профессия.  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Лекция. Тест ДДО Климова. Игра «Цепочка  профессий», «Моя вселенная».  Практическая работа «Выведение своей  формулы профессии». Игра «Самая –  самая». Самодиагностика – тест «Тип мышления».  Игра «Круг уверенности». Мини – исследование своих  психологических и психофизиологических способностей. Упражнение «Держим  осанку». Слушание лекции. Упражнение  «Карандаши», «Цепочка профессий». Самодиагностика «Тест эмоций».  Упражнение «Я – высказывание».  Практическая работа «Определи свои  способности». Упражнение «Цепочка  профессий». Диагностика «Какой у вас характер».  Упражнение «Чем мы похожи», «Я желаю  тебе быть…». Слушание иллюстрированной лекции.  Диагностика своего темперамента. Игра  «Чем мы не похожи». Практическая работа. Изучение своих  профессиональных интересов. Тест «Карта интересов», игра «Интервью». Консультация «Восемь основных  факторов выбора профессии».  Самодиагностика мотивов выбора  профессии. Игра «Лучший мотив».  Беседа о рынке труда. Разбор проблемных  ситуаций «Почтовая пирамида»,  «Домашний офис», «Испытательный  срок», «Сизифов труд». Игра «Радуга»  Знакомство со справочниками для  поступающих. Игра «Путь к цели», «Карта карьеры». Составление профессиограммы, работа с  матрицей профессионального выбора.  Реклама своей профессии. 11 Интересы и склонности в выборе  профессии.  12 Мотивы выбора профессии.  13 Современный рынок труда.  14 Пути получения профессий.  15 Профессиограмма. Навыки  самопрезентации. 16 Зачёт. 1.ЭССЕ «Моя будущая профессия» 2.Реферат «Всё о моей профессии» 3. Составление личной  профессиональной перспективы  (ЛПП). 1 1 1 1 1 2 Содержание курса Данная программа предполагает изучение внутреннего мира обучающихся, изучение их  личностных особенностей. Старшеклассники учатся строить свой личностный профиль,  временную перспективу. Раскрывает широкий спектр многообразия и сложности мира человека, трудности выбора профессии.  В содержательном плане курс построен по принципу«От общего к частному», что находит  подтверждение в тематическом плане. Большое внимание уделяется психодиагностике как личностной, так и профессиональной.  Подростки, пройдя данный курс выбирают профессию с учётом своих способностей и  склонностей, состояния рынка труда. Проектируют профессиональный план и самостоятельно  его корректируют. Через курс происходит знакомство с учебными заведениями. Обучающиеся  приобретают личную уверенность в завтрашнем дне. Тема 1. Понятие о профессии.  Раскрыть детям понятие «профессия»,«специальность».  Расширить кругозор о профессиях в современном мире. Познакомить с темами итоговых работ. Тема 2. Типы профессий по «предмету труда». Можно выделить пять типов профессий:  «человек– человек», «человек – техника», «человек –знаковая система», «человек – природа»,  «человек– художественный образ». Тема 3. Классы профессий. Средства и условия труда. Отделы профессий.Выведение  «формулы» своей профессии. В зависимости от цели труда можно выделить три класса  профессий.    гностические профессии;  преобразующие профессии; изыскательные профессии. Классификация профессий по условиям труда. Выделяют четыре группы профессии:   труд в условиях обычного климата; труд на открытом воздухе;   труд в необычных условиях: под землёй, под водой и т.д.; труд с повышенной моральной и материальной ответственностью за жизнь людей. Средства труда: ручные и простые приспособления;   механические;  автоматические;  функциональные;  знания, способы мышления. Отделы профессий. В зависимости от средств труда профессии подразделяются на отделы:     профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением; профессии, связанные с использованием ручных орудий труда; профессии, связанные с использованием автоматизированных систем; профессии, в которых преобладают функциональные средства, и орудия труда. Тема 4. Профессия «человек – человек», тип интеллекта и тип мышления. Профессии «человек  – человек» имеют социальную значимость. Главное содержание труда в этих профессиях –  эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а  другие – осложняют её. Тип мышления – это индивидуальный способ переработки информации.  Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах  профессиональной деятельности. Различают пять типов мышления, которые влияют на  успешность выбранной профессии:      предметно­действенное мышление свойственно людям, которые усваивают информацию  через движения (спортсмены, танцоры, артисты); абстрактно­символическим мышлением обладают многие учёные – физики­теоретики,  математики, экономисты, программисты, аналитики; словесно­логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным  интеллектом: преподаватели, переводчики, филологи, журналисты, писатели; наглядно­образным мышлением обладают люди с художественным складом ума. Это  художники, поэты, писатели, режиссёры, архитекторы, дизайнеры, конструкторы; креативность – это способность мыслить творчески, находить не стандартные решения  задач. Это незаменимое качество талантливых людей в любой сфере деятельности. В чистом виде эти типы мышления встречаются очень редко, сочетание разных типов мышления  называют синтетическим. Тема 5. Психологические и психофизические требования профессии. Понятие о  психологических и психофизиологических качествах человека. Психологические качества личности:    внимание – способность следить за окружающей обстановкой, её изменениями,  произвольно управляя различными параметрами восприятия, – необходимо в любой  профессии; память – способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию. Без памяти  не обходится ни одна профессия, но для актёра, например, повышенные требования к  словесной памяти, для художника – к образной;  мышление – деятельность мозга, основанная на способности человека познавать  окружающий мир не только образами, которые воспринимаются органами чувств, но и  узнавать скрытые от них связи и отношения предметов и явлений. Профессии  умственного труда предъявляют мышлению повышенные требования;   воображение – способность человека представлять что­либо в своём сознании, мысленно, особенно важно иметь развитое воображение людям творческих профессий (писателям,  художникам, конструкторам, изобретателям); психофизиологические качества: быстрота реакции нужна водителям транспорта,  кинодублёрам, испытателям; координация движений имеет важное значение для многих  видов труда (тонкая обработка материалов, прикладные искусства); выносливость в  сложных условиях (давление, шум, перегрузки) необходимы для космонавтов, гонщиков,  водолазов. Тема 6. Ошибки в выборе профессии:     выбор из соображений престижа; выбор профессии за компанию; отождествление интереса к преподавателю, и его предмету со своей будущей  профессией; интерес профессии под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма. Ознакомление с профессиями «человек –техника».  К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием и  проектированием любой техники (инженер, конструктор, лётчик, машинист, строитель и др.).  особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны,  поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и  творческих способностей, точности, хорошего здоровья.  Тема 7. Чувства и эмоции человека.  Наши чувства и эмоции – это выражение нашего  отношения к людям, событиям, явлениям. Наряду со способностью человека чувствовать  природа наделила его способностью эти чувства выражать. Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями, не следует выбирать профессии, связанные с общением, обслуживанием,  воспитанием, обучением – то есть все профессии, связанные с людьми. Даже обращение с  животными требует умение контролировать себя, сдерживать гнев и раздражение.  Тема 8. Учёт общих и специальных способностей при выборе профессии. Знакомство с  профессиями «человек –художественный образ». Дать понятие способностей, общих и  специальных. Способности – индивидуально­психологические особенности человека, определяющие  успешность выполнения им какой­либо деятельности. Различают общие способности, одинаково необходимые для работы в различных сферах труда (интеллект,работоспособность,  целеустремлённость), и специальные, применяемые в конкретной профессиональной сфере  (педагогические,технические, художественные, коммуникативные,музыкальные) способности.  Об общих способностях можно судить по проявлениям человека в любом виде деятельности, в  том числе учебной,специальные же способности выявляются с помощью профессиональных  проб и тестов, наблюдений и самонаблюдения в процессе самой деятельности.Физические  способности необходимы представителям многих профессий: тем, кто выбрал профессию,  связанную с военной службой, охраной,спортом, пожарными и аварийно­спасательными  работами.  Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной  устойчивости,умения общаться и коммуникативных способностей.  Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность работы учителя, врача,  юриста,психолога, инженера, экономиста… Профессия «Художественный образ». К этой группе относятся профессии, связанные с  изобразительной, музыкальной,литературно­художественной,актёрско­сценической  деятельностью. Создания произведений искусства – особый процесс. Для освоения этих  творческих профессий мало одного желания – необходимы творческие способности,талант,  трудолюбие. Тема 9. Характер и профессия.  Характером называется индивидуальное состояние устойчивых  психических особенностей человека, которые определяют типичный для него способ поведения. Различают четыре группы свойств характера:   Отношение человека к коллективу, другим людям (доброжелательность, справедливость, общительность, эгоизм, чуткость, искренность);  Отношение к труду (трудолюбие, обязательность, добросовестность,  дисциплинированность);  Отношение к самому себе ( уверенность, гордость, талантливость, самовлюблённость,  зазнайство);  Отношение к природе, вещам (аккуратность, любознательность, гуманность,  бережливость).  Для любой профессии важны целеустремлённость, трудолюбие, сила воли.  Работа над характером через самовоспитание. Тема 10. Темперамент и профессия.  Темпераментом обычно называют врожденные  особенности человека – степень уравновешенности, эмоциональной подвижности. Темперамент  оказывает серьёзное влияние на личность, но не определяет социальной значимости человека. В  большинстве профессий учёт этих особенностей необходим не для отбора, а для выработки  успешного индивидуального стиля работы, который позволит сгладить недостатки и полностью  использовать достоинства. Научиться управлять своим темпераментом можно лишь в том  случае, если человек обладает сильным характером. При сильном характере холерик сдержит  природную неуравновешенность и вспыльчивость, флегматик преодолеет свою медлительность,  а меланхолик – застенчивость, а сангвиник – умение доводить начатое до конца. Однако, чтобы  работа не была в тягость, надо учитывать особенности своей нервной системы и соотносить их с выбором профессии. Теме 11. Интересы и склонности в выборе профессий.  Профессиональные интересы  проявляются в эмоционально­окрашенном отношении личности к предпочитаемому труду и в  стремлении больше узнать о нем. Активные и устойчивые интересы перерастают в склонность –  стремление к занятию понравившейся деятельностью. Интересы побуждают овладевать  знаниями, расширяют кругозор,помогают преодолевать препятствия. Между интересом и  склонностью много общего. Интересы выражаются формулой «Хочу знать», а склонности  –«Хочу делать». При выборе профессии следует учитывать:   желание, интересы и склонности личности – то, что можно обозначить словом «хочу»;  возможности личности – знания, способности, психологические особенности, состояние  здоровья – «могу». Самодиагностика – тест «Карта интересов»(методика А.Е.Голомштока). Тема 12. Мотивы выбора профессии.  Мотив – это внутренняя побудительная причина  поведения человека. Если расположить мотивы выбора профессии в порядке частоты их  встречаемости, выясняется, что люди, впервые выбирающие себе профессию, хотят, чтобы эта  профессия:        была престижной; хорошо оплачиваемой; была интересной; имела хорошие условия труда; её легко можно было бы приобрести; она соответствовала желанию родителей;  можно было бы учиться и работать вместе с друзьями;  можно было бы найти работу по специальности.  Самодиагностика через тест «Мотивы выбора профессии». Тема 13. Современный рынок труда. Рынок труда, или рынок рабочей силы, это система  социально­экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу.  Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар –рабочую силу. Эта цена называется  заработной платой. Она зависит от квалификации специалиста,которая складывается из уровня  профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств.  Чем больше специалистов определённой квалификации на рынке рабочей силы, тем ниже их  цена. Результатом превышения предложением над спросом является безработица. Идеальный  вариант – число специалистов, предлагающих свои услуги, равно числу требуемых  специалистов. Такая ситуация называется рыночным равновесием. Ваши ресурсы на рынке труда – это ваше профессиональное образование и опыт работы, трудовая мотивация и личностные  качества (ответственность,работоспособность, способность к профессиональному и  личностному росту). Разбор проблемных ситуаций о рынке труда. Тема 14. Пути получения профессии. Рассмотреть «Матрицу профессионального выбора» и  определить профессиональное образование с учётом предмета труда, который тебя привлекает,  и вида труда.  Рынок образовательных услуг:      учреждения высшего; среднего; начального профессионального образования; профессиональные курсы; возможности повышения квалификации.09 Формы обучения:       очная; вечерняя; заочная; дистанционное; экстернат.  Знакомство со справочниками для поступающих. Тема 15. Профессиограмма. Навыки самопрезентации. Профессиограмма – это описание  профессии,включающее в себя основные требования предъявляемые профессией к личностным  качествам человека. Схема построения:      название профессии; вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, нтеллектуальный); предмет и продукт труда; знания и умения, необходимые для выполнения работы; условия работы;  медицинские противопоказания;   требования к человеку; пути получения профессии. Навыки самопрезентации помогают получить хорошую работу. Важно знать невербальные  средства общения: мимику, жесты, телодвижения,которые передают до 80% информации о  другом человеке. Деловое общение предполагает:    одеваться соответственно месту, времени, возрасту и статусу человека; быть активным слушателем;   уважение и доверие к партнеру; соблюдение пространственных позиций (120 – 360 сантиметров для делового общения). Метод Корнеги «Как понравиться людям и завоевать себе союзников».        искренне интересуйтесь другими людьми; улыбайтесь; помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на  любом языке; будьте хорошим слушателем, и поощряйте партнера говорить о самом себе; говорите о том, что интересует вашего собеседника; внушайте своему собеседнику сознание его значимости и делайте это как можно  искреннее. Реклама своей профессии. Тема 16. Зачёт. 1. ЭССЕ «Моя будущая профессия». 2. Реферат «Всё о моей профессии». 3. Составление личной профессиональной перспективы (ЛПП).

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»

Программа элективного курса для 10 класса «Профессиональное самоопределение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2017