Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Оценка 5
Образовательные программы
doc
математика +2
9 кл
26.01.2017
Элективный курс «Профессиональное самоопределение» предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Данный курс составлен в соответствии с Концепцией профильного и предпрофильного обучения. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и всё общество. Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка и его индивидуальные способности, которые проявляются в физическом развитии, возможностях, интересах, склонностях, характере, темпераменте и специальности, с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные способности школьника совпадают с требованиями профессии. Помочь школьнику правильно решить проблему профессионального выбора призван данный курс.документ с текстом
професс.самоопр..doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Каракулинская СОШ»
«Согласовано» «Утверждено»
Протокол №____ Приказ №____
От ____________ От___________
заседания школьного директор школы:
методического объединения _________Г.А.Ножкина
Программа элективного курса для учащихся 9х классов
«Профессиональное самоопределение»
Составитель:
учитель биологии
I кв. категории
Шаклеина Л.В. 2013 год
ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ
ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
(Ф.И.О. учителя, название элективного курса, ОУ)
№
Критерии
Экспертные
оценки
программы
1
2
3
средня
я
1. Соответствие концепции
профильного и
предпрофильного обучения
2. Новизна для обучающихся
3. Мотивирующий потенциал
4. Полнота содержания
5. Связность и системность
изложенного материала
6. Инвариантность содержания
7. Методы обучения
8. Практическая
направленность
Реалистичность с точки
зрения ресурсов
9.
10. Степень контролируемости
11. Формальная структура
программы
Итого:
1. __________________________________________________________
2. __________________________________________________________
3. __________________________________________________________
(Ф.И.О. эксперта, должность, подпись, число) Рецензенты:____________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Аннотация
Элективный курс «Профессиональное самоопределение» предназначен для
учащихся 9х классов общеобразовательных школ. Данный курс составлен в
соответствии с Концепцией профильного и предпрофильного обучения.
Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как
самого человека, так и всё общество. Любой выбор профессии можно
рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка и его индивидуальные
способности, которые проявляются в физическом развитии, возможностях,
интересах, склонностях, характере, темпераменте и специальности, с теми
требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе
индивидуальные способности школьника совпадают с требованиями профессии.
Помочь школьнику правильно решить проблему профессионального выбора
призван данный курс. Школьники, как и их родители, часто даже не подозревают о
фактах, определяющих степень профессиональной и социальной адаптации
молодого человека. Для правильного выбора профессии школьник должен
располагать информацией о будущей профессии. Каждому гражданину нашей
страны предоставлено право выбора профессии, рода занятий и работы. Однако
это право, как показывает практика, очень трудно реализовать – не хватает знаний
о самих профессиях и тех требований, которые они предъявляют к личности
работающего и умения оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности. Приобрести эти знания, умения поможет элективный курс
«Профессиональное самоопределение».
Пояснительная записка
Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника есть вопрос выбора
будущей профессии и приложения своих сил в определенной сфере общественно
полезной деятельности.
Выбор направленности обучения, связанного с
построением жизненного пути, приходится на старший школьный возраст, 1417
лет. Именно в это время возникают ведущие потребности, происходит
дифференциация интересов, появляются основания для выделения жизненных
ценностей,
пробы.
Элективный курс «Профессиональное самоопределение» – курс предпрофильной
профессиональные
совершаются
первые
ориентации
классов.
Программа курса рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).
обучающихся
для
9х
Данный курс даёт школьникам представления об основах выбора профессии.
Знание их обеспечивает обучающимся принятие адекватного решения, как о
выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.
Данная программа составлена на основе программы Е.Н. Прощицкой «Выбирайте
профессию» М:«Просвещение» 1991 г., учебнометодического пособия
«Профориентационная поддержка старшеклассников», Т.В.Черникова,М.Глобус,
2006г.
Цель программы.
Создание и активизация интереса девятиклассников к осознанному и самос
тоятельному выбору профиля обучения.
Задачи курса.
– Ознакомить старшеклассников с классификацией профессий, с перечнем тру
довых действий и качеств личности, как основами выбора профессии. – Исследовать через самодиагностику свойства личности обучающегося: способ
ности, интересы и склонности, характер, темперамент, тип интеллекта.
– Выработать умение адекватно понять себя, всесторонне и объективно оценить
личные запросы и подробности в выборе профессии. Определить «формулу»
будущей профессии.
Ожидаемые результаты осуществления программы.
– Выработка у детей способности правильно оценивать свои склонности и воз
можности.
– Предупреждение или снижение случаев неосознанного выбора профессии.
– Выявление детей, нуждающихся в психологической поддержке и индивидуаль
ном подходе.
– Уметь грамотно мотивировать выбор будущей профессии.
В результате изучения данного курса у школьников должны быть
сформированы:
Знания и представления:
o о требованиях современного общества к профессиональной
деятельности человека;
o о возможностях получения образования по избранной перспективе.
Умение:
o находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором
профессии;
o ставить цели и планировать действия для их достижения.
Формы и методы работы.
– Лекции. Практические работы. Дискуссии. Ролевые игры. Анализ конкретных ситуаций. Психотренинги. Психодиагностические процедуры. Профессиональ
ные консультации.
Критерии оценивания курса: Логика рассуждений. Учёт интересов и способ
ностей. Учёт ошибок при выборе профессии. Учёт спроса на рынке труда. Знания
психологических и психофизиологических требований к профессии. Мотивы
выбора профессии. Пути получения профессии. Навыки самопрезентации.
Предметы, нужные для поступления. План по самоопределению.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование темы
Введение в мир профессий.
Типы профессий. Какого типа твоя будущая
профессия.
Классы профессий, средства и условия труда.
Отделы труда. Выведение «формулы» своей
профессии.
Профессии «человек – человек» и тип
мышления.
Психологические и психофизиологические
требования к профессии.
Ошибки в выборе профессии. Профессии
«человек – техника».
Чувства и эмоции человека. Профессии
«человек – знаковая система».
Учёт общих и специальных способностей при
выборе профессии. Знакомство с профессиями
«человек – художественный образ».
Характер и профессия. Профессии «человек –
природа».
Темперамент и профессия.
Интересы и склонности в выборе профессии.
№
п./п.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Мотивы выбора профессии.
13
Современный рынок труда.
Все
го
ча
сов.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
В том числе
Формы
контроля
Прак
тич.
1
1
1
1
1
1
1
Тео
рия
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тест ДДО
Климова.
ТестТип
мышления
Тест эмоций
Т. Какой у вас
характер
Тест по
темпераменту
Тест «Карта
интересов»
Тест – мотивы
выбора
профессии 14
15
16
Пути получения профессий.
Профессиограмма. Навыки самопрезентации.
Зачёт.
1.ЭССЕ «Моя будущая профессия»
2.Реферат «Всё о моей профессии»
3. Составление личной профессиональной
перспективы (ЛПП).
1
1
1
1
2
1
1
ЭССЕ «Моя
будущая
профессия»
Реферат «Всё о
моей
профессии»
Содержание курса
Данная программа предполагает изучение внутреннего мира обучающихся,
изучение их личностных особенностей. Старшеклассники учатся строить свой
личностный профиль, временную перспективу. Раскрывает широкий спектр
многообразия и сложности мира человека, трудности выбора профессии.
В содержательном плане курс построен по принципу «От общего к частному», что
находит
плане.
Большое внимание уделяется психодиагностике как личностной, так и
подтверждение
тематическом
в
профессиональной. Подростки, пройдя данный курс, выбирают профессию с
учётом своих способностей и склонностей, состояния рынка труда. Проектируют
профессиональный план и самостоятельно его корректируют. Через курс
происходит знакомство с учебными заведениями. Обучающиеся приобретают
личную уверенность в завтрашнем дне.
Тема 1. Введение в мир профессий. Цель занятия: раскрыть детям понятие «профессия», «специальность».
Расширить кругозор о профессиях в современном мире. Познакомить с темами
итоговых работ.
Понятие о профессии, специальности.
Тема 2. Типы профессий. Какого типа твоя будущая профессия.
Цель занятия: познакомить с типами профессий.
По «предмету труда» можно выделить пять типов профессий: «человек–
человек», «человек – техника», «человек –знаковая система», «человек –
природа», «человек– художественный образ».
Тема 3. Классы профессий.
Цель занятия: познакомить с классами профессий, с понятием «формула
профессии».
Средства и условия труда. Отделы профессий. Выведение «формулы» своей
профессии. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий.
гностические профессии; преобразующие профессии; изыскательные профессии.
Классификация профессий по условиям труда. Выделяют четыре группы
профессии: труд в условиях обычного климата; труд на открытом воздухе; труд в
необычных условиях: под землёй, под водой и т.д.; труд с повышенной моральной
и материальной ответственностью за жизнь людей.
Средства труда: ручные и простые приспособления; механические;
автоматические; функциональные; знания, способы мышления.
Отделы профессий. В зависимости от средств труда профессии подразделяются
на отделы:
профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением;
профессии, связанные с использованием ручных орудий труда;
профессии, связанные с использованием автоматизированных систем;
профессии, в которых преобладают функциональные средства, и орудия труда.
Тема 4. Профессия «человек – человек», тип интеллекта и тип мышления. Цель занятия: познакомить с особенностями профессий типа «человек –
человек», типами мышления.
Профессии «человек – человек» имеют социальную значимость. Главное
содержание труда в этих профессиях – эффективное взаимодействие между
людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие – осложняют её.
Тип мышления – это индивидуальный способ переработки информации. Зная свой
тип мышления, можно прогнозировать успешность в конкретных видах
профессиональной деятельности. Различают пять типов мышления, которые
влияют на успешность выбранной профессии:
предметнодейственное мышление свойственно людям, которые усваивают
информацию через движения (спортсмены, танцоры, артисты);
абстрактносимволическим мышлением обладают многие учёные – физики
теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики;
словеснологическое мышление отличает людей с ярко выраженным
вербальным интеллектом: преподаватели, переводчики, филологи, журналисты,
писатели;
нагляднообразным мышлением обладают люди с художественным складом ума.
Это художники, поэты, писатели, режиссёры, архитекторы, дизайнеры,
конструкторы;
креативность – это способность мыслить творчески, находить не стандартные
решения задач. Это незаменимое качество талантливых людей в любой сфере
деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются очень редко, сочетание разных
типов мышления называют синтетическим.
Тема 5. Психологические и психофизические требования профессии.
Цель занятия: познакомить с понятиями «психологические» и
«психофизиологические» требования профессий.
Понятие о психологических и психофизиологических качествах человека.
Психологические качества личности: внимание – способность следить за окружающей обстановкой, её изменениями,
произвольно управляя различными параметрами восприятия, – необходимо в
любой профессии;
память – способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию.
Без памяти не обходится ни одна профессия, но для актёра, например,
повышенные требования к словесной памяти, для художника – к образной;
мышление – деятельность мозга, основанная на способности человека познавать
окружающий мир не только образами, которые воспринимаются органами чувств,
но и узнавать скрытые от них связи и отношения предметов и явлений. Профессии
умственного труда предъявляют мышлению повышенные требования;
воображение – способность человека представлять чтолибо в своём сознании,
мысленно, особенно важно иметь развитое воображение людям творческих
профессий (писателям, художникам, конструкторам, изобретателям);
психофизиологические качества: быстрота реакции нужна водителям транспорта,
кинодублёрам, испытателям; координация движений имеет важное значение для
многих видов труда (тонкая обработка материалов, прикладные искусства);
выносливость в сложных условиях (давление, шум, перегрузки) необходимы для
космонавтов, гонщиков, водолазов.
Тема 6. Ошибки в выборе профессии. Профессии «человек – техника».
Цель занятия: познакомить с ошибками, встречающимися при выборе
профессии.
При выборе профессии могут быть допущены ошибки: выбор из соображений
престижа; выбор профессии за компанию; отождествление интереса к
преподавателю, и его предмету со своей будущей профессией; интерес профессии
под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма.
Ознакомление
профессиями
с
«человек
–
техника».
К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием
и проектированием любой техники (инженер, конструктор, лётчик, машинист,
строитель и др.). особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от
человека сочетания практического склада ума и творческих способностей,
точности, хорошего здоровья.
Тема 7. Чувства и эмоции человека. Профессии «человек – знаковая система».
Цель занятия: познакомить с особенностями профессии «человек – знаковая
система», понятиями «чувства», «эмоции».
Наши чувства и эмоции – это выражение нашего отношения к людям, событиям,
явлениям. Наряду со способностью человека чувствовать природа наделила его
способностью эти чувства выражать. Людям, которые не умеют управлять своими
эмоциями, не следует выбирать профессии, связанные с общением,
обслуживанием, воспитанием, обучением – то есть все профессии, связанные с
людьми. Даже обращение с животными требует умение контролировать себя,
сдерживать гнев и раздражение.
Ознакомление с профессиями типа «человек – знаковая система». Эти профессии
предъявляют требования к вниманию человека, способности долго выполнять
однообразную работу.
Тема 8. Учёт общих и специальных способностей при выборе профессии.
Знакомство с профессиями «человек – художественный образ».
Цель занятия: Дать понятие способностей, общих и специальных.
Способности – индивидуальнопсихологические особенности человека,
определяющие успешность выполнения им какойлибо деятельности. Различают
общие способности, одинаково необходимые для работы в различных сферах
труда (интеллект, работоспособность, целеустремлённость), и специальные,
применяемые в конкретной профессиональной сфере (педагогические,
технические, художественные, коммуникативные, музыкальные) способности. Об
общих способностях можно судить по проявлениям человека в любом виде
деятельности, в том числе учебной, специальные же способности выявляются с
помощью профессиональных проб и тестов, наблюдений и самонаблюдения в
процессе самой деятельности.
Физические способности необходимы представителям многих профессий: тем, кто выбрал профессию, связанную с
военной службой, охраной, спортом, пожарными и аварийноспасательными
работами.
Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их
эмоциональной устойчивости,
умения общаться и коммуникативных
способностей.
Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность работы учителя,
врача,
экономиста…
Профессия «Художественный образ». К этой группе относятся профессии,
психолога,
инженера,
юриста,
связанные с изобразительной, музыкальной, литературнохудожественной,
актёрскосценической деятельностью. Создания произведений искусства – особый
процесс. Для освоения этих творческих профессий мало одного желания –
необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.
Тема 9. Характер и профессия. Профессии «человек – природа».
Цель занятия: познакомить с понятием «характер».
Характером называется индивидуальное состояние устойчивых психических
особенностей человека, которые определяют типичный для него способ
поведения.
Различают четыре группы свойств характера:
Отношение человека к коллективу, другим людям (доброжелательность,
справедливость, общительность, эгоизм, чуткость, искренность);
Отношение к труду (трудолюбие, обязательность, добросовестность,
дисциплинированность);
Отношение к самому себе ( уверенность, гордость, талантливость,
самовлюблённость, зазнайство);
Отношение к природе, вещам (аккуратность, любознательность, гуманность,
бережливость).
Для любой профессии важны целеустремлённость, трудолюбие, сила воли.
Работа над характером через самовоспитание. Тема 10. Темперамент и профессия.
Цель занятия: познакомить с понятием «темперамент».
Темпераментом обычно называют врожденные особенности человека – степень
уравновешенности, эмоциональной подвижности. Темперамент оказывает
серьёзное влияние на личность, но не определяет социальной значимости человека.
В большинстве профессий учёт этих особенностей необходим не для отбора, а для
выработки успешного индивидуального стиля работы, который позволит сгладить
недостатки и полностью использовать достоинства. Научиться управлять своим
темпераментом можно лишь в том случае, если человек обладает сильным
При сильном характере холерик сдержит природную
характером.
флегматик преодолеет свою
неуравновешенность и вспыльчивость,
медлительность, а меланхолик – застенчивость, а сангвиник – умение доводить
начатое до конца. Однако, чтобы работа не была в тягость, надо учитывать
особенности своей нервной системы и соотносить их с выбором профессии.
Теме 11. Интересы и склонности в выборе профессий.
Цель занятия: выявить интересы обучающихся.
Профессиональные интересы проявляются в эмоциональноокрашенном
отношении личности к предпочитаемому труду и в стремлении больше узнать о
нем. Активные и устойчивые интересы перерастают в склонность – стремление к
занятию понравившейся деятельностью. Интересы побуждают овладевать
знаниями, расширяют кругозор, помогают преодолевать препятствия. Между
интересом и склонностью много общего. Интересы выражаются формулой «Хочу
знать», а склонности – «Хочу делать». При выборе профессии следует учитывать:
желание, интересы и склонности личности – то, что можно обозначить словом
«хочу»; возможности личности – знания, способности, психологические
особенности, состояние здоровья – «могу».
Самодиагностика – тест «Карта интересов» (методика А.Е. Голомштока).
Тема 12. Мотивы выбора профессии.
Цель занятия: выявить мотивы выбора профессии. Мотив – это внутренняя побудительная причина поведения человека. Если
расположить мотивы выбора профессии в порядке частоты их встречаемости,
выясняется, что люди, впервые выбирающие себе профессию, хотят, чтобы эта
профессия:
была престижной; хорошо оплачиваемой; была интересной;
имела хорошие условия труда; её легко можно было бы приобрести;
она соответствовала желанию родителей; можно было бы учиться и работать
вместе с друзьями; можно было бы найти работу по специальности.
Самодиагностика через тест «Мотивы выбора профессии».
Тема 13. Современный рынок труда.
Цель занятия: дать понятие «рынок труда».
Рынок труда, или рынок рабочей силы, это система социальноэкономических
взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. Рынок труда
развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует
закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар – рабочую силу. Эта
цена называется заработной платой. Она зависит от квалификации специалиста,
которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы,
личностных и профессионально важных качеств. Чем больше специалистов
определённой квалификации на рынке рабочей силы, тем ниже их цена.
Результатом превышения предложением над спросом является безработица.
Идеальный вариант – число специалистов, предлагающих свои услуги, равно числу
требуемых специалистов. Такая ситуация называется рыночным равновесием.
Ваши ресурсы на рынке труда – это ваше профессиональное образование и опыт
работы, трудовая мотивация и личностные качества (ответственность,
работоспособность, способность к профессиональному и личностномуросту).
Разбор проблемных ситуаций о рынке труда.
Тема 14. Пути получения профессии. Цель занятия: рассмотреть «Матрицу профессионального выбора» и
определить профессиональное образование с учётом предмета труда, который
тебя привлекает, и вида труда.
Рынок образовательных услуг: учреждения высшего; среднего; начального
профессионального образования; профессиональные курсы; возможности
повышения квалификации.
Формы обучения: очная; вечерняя; заочная; дистанционное; экстернат.
Знакомство со справочниками для поступающих.
Тема 15. Профессиограмма. Навыки самопрезентации.
Цель занятия: познакомить с понятием «профессиограмма».
Профессиограмма – это описание профессии, включающее в себя основные
требования предъявляемые профессией к личностным качествам человека.
Схема построения:
название профессии;
вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуаль
ный);
предмет и продукт труда;
знания и умения, необходимые для выполнения работы;
условия работы;
медицинские противопоказания;
требования к человеку;
пути получения профессии.
Навыки самопрезентации помогают получить хорошую работу. Важно знать
невербальные средства общения: мимику, жесты, телодвижения, которые
передают до 80% информации о другом человеке. Деловое общение предполагает:
одеваться соответственно месту, времени, возрасту и статусу человека;
быть активным слушателем;
уважение и доверие к партнеру; соблюдение пространственных позиций (120 – 360 сантиметров для делового
общения).
Метод Корнеги «Как понравиться людям и завоевать себе союзников».
искренне интересуйтесь другими людьми; улыбайтесь; помните, что имя человека
– это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;
будьте хорошим слушателем, и поощряйте партнера говорить о самом себе;
говорите о том, что интересует вашего собеседника;
внушайте своему
собеседнику сознание его значимости и делайте это как можно искреннее.
Реклама своей профессии.
Тема 16. Зачёт.
1. ЭССЕ «Моя будущая профессия».
2. Реферат «Всё о моей профессии».
3. Составление личной профессиональной перспективы (ЛПП).
Список литературы, используемой учителем.
1. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.:«Просвещение», 1991 г.
2. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.
— М.: Вако, 2005.
3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. — М.: Генезис, 2004 4. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.
— М.: Генезис, 2005.
5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. — М.: Генезис, 2005.
Список литературы, рекомендованной для учащихся.
1. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. — М.: Генезис, 2004
2. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника.
— М.: Генезис, 2005.
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.