Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Оценка 5

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Оценка 5
Образовательные программы
doc
математика +2
9 кл
26.01.2017
Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Элективный курс «Профессиональное самоопределение» предназначен для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Данный курс составлен в соответствии с Концепцией профильного и предпрофильного обучения. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и всё общество. Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка и его индивидуальные способности, которые проявляются в физическом развитии, возможностях, интересах, склонностях, характере, темпераменте и специальности, с теми требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные способности школьника совпадают с требованиями профессии. Помочь школьнику правильно решить проблему профессионального выбора призван данный курс.документ с текстом
професс.самоопр..doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Каракулинская СОШ»     «Согласовано»                                                            «Утверждено»     Протокол  №____                                                        Приказ  №____     От ____________                                                         От___________     заседания школьного                                                   директор школы:     методического объединения                                  _________Г.А.Ножкина    Программа элективного курса для учащихся 9­х классов «Профессиональное самоопределение»                                                                                    Составитель:                                                                                             учитель биологии                                                                                        I кв. категории                                                                                         Шаклеина Л.В. 2013 год ЛИСТ   ЭКСПЕРТНОЙ   ОЦЕНКИ ПРОГРАММЫ    ЭЛЕКТИВНОГО   КУРСА ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ (Ф.И.О. учителя, название элективного курса, ОУ) № Критерии  Экспертные оценки программы 1 2 3 средня я 1. Соответствие концепции  профильного и  предпрофильного обучения 2. Новизна для обучающихся 3. Мотивирующий потенциал 4. Полнота содержания 5. Связность и системность  изложенного материала 6. Инвариантность содержания 7. Методы обучения 8. Практическая  направленность Реалистичность с точки  зрения ресурсов 9. 10. Степень контролируемости 11. Формальная структура  программы Итого: 1. __________________________________________________________ 2. __________________________________________________________ 3. __________________________________________________________ (Ф.И.О. эксперта, должность, подпись, число) Рецензенты:____________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Аннотация          Элективный курс «Профессиональное самоопределение»   предназначен для учащихся   9­х   классов   общеобразовательных   школ.   Данный   курс   составлен   в соответствии   с   Концепцией   профильного   и   предпрофильного   обучения. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого   человека,   так   и   всё   общество.   Любой   выбор   профессии   можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка и его индивидуальные способности,   которые   проявляются   в   физическом   развитии,   возможностях, интересах,   склонностях,   характере,   темпераменте   и   специальности,   с   теми требованиями,   которые   она   предъявляет   человеку.   При   правильном   выборе индивидуальные способности школьника совпадают с требованиями профессии. Помочь   школьнику   правильно   решить   проблему   профессионального   выбора призван данный курс. Школьники, как и их родители, часто даже не подозревают о фактах,   определяющих   степень   профессиональной   и   социальной   адаптации молодого   человека.   Для   правильного   выбора   профессии   школьник   должен располагать   информацией   о   будущей   профессии.   Каждому   гражданину   нашей страны предоставлено право выбора профессии, рода занятий и работы. Однако это право, как показывает практика, очень трудно реализовать – не хватает знаний о   самих   профессиях   и   тех   требований,   которые   они   предъявляют   к   личности работающего и умения оценить собственные способности, выявить свои интересы и   склонности.   Приобрести   эти   знания,   умения   поможет   элективный   курс «Профессиональное самоопределение». Пояснительная записка          Вопрос выбора профиля обучения для старшеклассника есть вопрос выбора будущей профессии и приложения  своих сил в определенной сфере общественно­ полезной   деятельности.     Выбор   направленности   обучения,   связанного   с построением жизненного пути, приходится на старший школьный возраст, 14­17 лет.   Именно   в   это   время   возникают   ведущие   потребности,   происходит дифференциация   интересов,   появляются   основания   для   выделения   жизненных ценностей, пробы. Элективный курс «Профессиональное самоопределение» – курс предпрофильной профессиональные совершаются первые         ориентации классов. Программа   курса   рассчитана   на   17   часов   (1   час   в   неделю). обучающихся для 9­х         Данный   курс   даёт   школьникам   представления   об   основах   выбора   профессии. Знание   их   обеспечивает   обучающимся   принятие   адекватного   решения,   как   о выборе   конкретного   профиля,   так   и   о   пути   дальнейшего   образования. Данная программа составлена на основе программы Е.Н. Прощицкой «Выбирайте профессию»   М:«Просвещение»   1991   г.,   учебно­методического   пособия «Профориентационная  поддержка старшеклассников», Т.В.Черникова,М.Глобус, 2006г. Цель программы.                                                                                                             Создание и активизация интереса девятиклассников к осознанному и самос­ тоятельному выбору профиля обучения.                                                                         Задачи курса.                                                                                                                    – Ознакомить старшеклассников с классификацией профессий, с перечнем тру­ довых действий и качеств личности, как основами выбора профессии. – Исследовать через самодиагностику свойства личности обучающегося: способ­ ности, интересы и склонности, характер, темперамент, тип интеллекта. – Выработать умение адекватно понять себя, всесторонне и объективно оценить  личные запросы и подробности в выборе профессии. Определить «формулу»  будущей профессии.        Ожидаемые результаты осуществления программы.                                             – Выработка у детей способности правильно оценивать свои склонности и воз­ можности. – Предупреждение или снижение случаев неосознанного выбора профессии. – Выявление детей, нуждающихся в психологической поддержке и индивидуаль­ ном подходе. – Уметь грамотно мотивировать выбор будущей профессии. В результате изучения данного курса у школьников должны быть  сформированы:  Знания и представления: o о требованиях современного общества к профессиональной  деятельности человека; o о возможностях получения образования по избранной перспективе.  Умение: o находить выход  из проблемной ситуации, связанной с выбором  профессии; o ставить цели и планировать действия для их достижения. Формы и методы работы.                                                                                               – Лекции. Практические работы. Дискуссии. Ролевые игры. Анализ конкретных ситуаций. Психотренинги. Психодиагностические процедуры.   Профессиональ­ ные консультации.                                                                                                              Критерии оценивания курса:  Логика рассуждений. Учёт интересов и способ­ ностей. Учёт ошибок при выборе профессии. Учёт спроса на рынке труда. Знания психологических   и   психофизиологических   требований   к   профессии.   Мотивы выбора   профессии.   Пути   получения   профессии.   Навыки   самопрезентации. Предметы, нужные для поступления. План по самоопределению. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Наименование темы Введение в мир профессий.  Типы профессий. Какого типа твоя будущая  профессия. Классы профессий, средства и условия труда.  Отделы труда. Выведение «формулы» своей  профессии.  Профессии «человек – человек» и тип  мышления.  Психологические и психофизиологические  требования к профессии.  Ошибки в выборе профессии. Профессии  «человек – техника».  Чувства и эмоции человека. Профессии  «человек – знаковая система».  Учёт общих и специальных способностей при  выборе профессии. Знакомство с профессиями  «человек – художественный образ».  Характер и профессия. Профессии «человек –  природа». Темперамент и профессия.  Интересы и склонности в выборе профессии.  №  п./п. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Мотивы выбора профессии.  13 Современный рынок труда.  Все­ го ча­ сов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 В том числе   Формы  контроля Прак­ тич. 1 1 1 1 1 1 1 Тео­ рия  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тест ДДО  Климова. Тест­Тип  мышления Тест эмоций Т. Какой у вас  характер Тест по  темпераменту Тест «Карта  интересов» Тест – мотивы  выбора  профессии 14 15 16 Пути получения профессий.  Профессиограмма. Навыки самопрезентации. Зачёт. 1.ЭССЕ «Моя будущая профессия» 2.Реферат «Всё о моей профессии» 3. Составление личной профессиональной  перспективы (ЛПП). 1 1 1 1 2 1 1 ЭССЕ «Моя  будущая  профессия» Реферат «Всё о  моей  профессии» Содержание курса          Данная программа предполагает изучение внутреннего мира обучающихся, изучение   их   личностных   особенностей.   Старшеклассники   учатся   строить   свой личностный   профиль,   временную   перспективу.   Раскрывает   широкий   спектр многообразия   и   сложности   мира   человека,   трудности   выбора   профессии.   В содержательном плане курс построен по принципу «От общего к частному», что   находит плане. Большое   внимание   уделяется   психодиагностике   как   личностной,   так   и подтверждение тематическом   в     профессиональной.   Подростки,   пройдя   данный   курс,   выбирают   профессию   с учётом своих способностей и склонностей, состояния рынка труда. Проектируют профессиональный   план   и   самостоятельно   его   корректируют.   Через   курс происходит   знакомство   с   учебными   заведениями.   Обучающиеся   приобретают личную уверенность в завтрашнем дне. Тема 1. Введение в мир профессий. Цель занятия:   раскрыть детям понятие «профессия», «специальность». Расширить кругозор о профессиях в современном мире. Познакомить с темами итоговых работ. Понятие о профессии, специальности. Тема 2. Типы профессий. Какого типа твоя будущая профессия.         Цель занятия: познакомить с типами профессий.   По   «предмету   труда»   можно   выделить   пять   типов   профессий:   «человек– человек»,   «человек   –   техника»,   «человек   –знаковая   система»,   «человек   – природа», «человек– художественный образ». Тема 3. Классы профессий.           Цель занятия: познакомить с классами профессий, с понятием «формула профессии».   Средства   и   условия   труда.   Отделы   профессий.   Выведение   «формулы»   своей профессии. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий. гностические профессии; преобразующие профессии; изыскательные профессии. Классификация   профессий   по   условиям   труда.   Выделяют   четыре   группы профессии: труд в условиях обычного климата; труд на открытом воздухе; труд в необычных условиях: под землёй, под водой и т.д.; труд с повышенной моральной и материальной ответственностью за жизнь людей. Средства труда: ручные и простые приспособления; механические; автоматические;  функциональные; знания, способы мышления. Отделы профессий. В зависимости от средств труда профессии подразделяются на отделы: профессии, связанные с использованием машин с ручным управлением; профессии, связанные с использованием ручных орудий труда; профессии, связанные с использованием автоматизированных систем; профессии, в которых преобладают функциональные средства, и орудия труда. Тема 4. Профессия «человек – человек», тип интеллекта и тип мышления. Цель занятия: познакомить с особенностями профессий типа «человек – человек», типами мышления.          Профессии   «человек   –   человек»   имеют   социальную   значимость.   Главное содержание   труда   в   этих   профессиях   –   эффективное   взаимодействие   между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие – осложняют её. Тип мышления – это индивидуальный способ переработки информации. Зная свой тип   мышления,   можно   прогнозировать   успешность   в   конкретных   видах профессиональной   деятельности.   Различают   пять   типов   мышления,   которые влияют на успешность выбранной профессии:     ­   предметно­действенное   мышление   свойственно   людям,   которые   усваивают информацию через движения (спортсмены, танцоры, артисты);    ­  абстрактно­символическим   мышлением   обладают  многие учёные – физики­ теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики;     ­   словесно­логическое   мышление   отличает   людей   с   ярко   выраженным вербальным   интеллектом:   преподаватели,   переводчики,   филологи,   журналисты, писатели;   ­ наглядно­образным мышлением обладают люди с художественным складом ума. Это   художники,   поэты,   писатели,   режиссёры,   архитекторы,   дизайнеры, конструкторы;    ­ креативность – это способность мыслить творчески, находить не стандартные решения   задач.   Это   незаменимое   качество   талантливых   людей   в   любой   сфере деятельности. В чистом виде эти типы мышления встречаются очень редко, сочетание разных типов мышления называют синтетическим. Тема 5. Психологические и психофизические требования профессии.                        Цель   занятия:   познакомить   с   понятиями   «психологические»   и «психофизиологические» требования профессий. Понятие о психологических и психофизиологических качествах человека. Психологические качества личности: ­ внимание – способность следить за окружающей обстановкой, её изменениями, произвольно   управляя   различными   параметрами   восприятия,   –   необходимо   в любой профессии;    ­ память – способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию. Без   памяти   не   обходится   ни   одна   профессия,   но   для   актёра,   например, повышенные требования к словесной памяти, для художника – к образной;   ­ мышление – деятельность мозга, основанная на способности человека познавать окружающий мир не только образами, которые воспринимаются органами чувств, но и узнавать скрытые от них связи и отношения предметов и явлений. Профессии умственного труда предъявляют мышлению повышенные требования;   ­ воображение – способность человека представлять что­либо в своём сознании, мысленно,   особенно   важно   иметь   развитое   воображение   людям   творческих профессий (писателям, художникам, конструкторам, изобретателям); психофизиологические качества: быстрота реакции нужна водителям транспорта, кинодублёрам, испытателям; координация движений имеет важное значение для многих   видов   труда   (тонкая   обработка   материалов,   прикладные   искусства); выносливость в сложных условиях (давление, шум, перегрузки) необходимы для космонавтов, гонщиков, водолазов. Тема 6. Ошибки в выборе профессии. Профессии «человек – техника».                    Цель занятия: познакомить с ошибками, встречающимися при выборе профессии. При   выборе   профессии   могут   быть   допущены   ошибки:   выбор   из   соображений престижа;   выбор   профессии   за   компанию;   отождествление   интереса   к преподавателю, и его предмету со своей будущей профессией; интерес профессии под влиянием прочитанной книги или увиденного фильма.   Ознакомление профессиями с       «человек –   техника».   К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием и   проектированием   любой   техники   (инженер,   конструктор,   лётчик,   машинист, строитель и др.). особенность технических объектов в том, что они могут быть точно   измерены   и   просчитаны,   поэтому   профессии   этой   группы   требуют   от человека   сочетания   практического   склада   ума   и   творческих   способностей, точности, хорошего здоровья.  Тема 7. Чувства и эмоции человека. Профессии «человек – знаковая система».       Цель занятия: познакомить с особенностями профессии «человек – знаковая система», понятиями «чувства», «эмоции».  Наши чувства и эмоции – это выражение нашего отношения к людям, событиям, явлениям. Наряду со способностью человека чувствовать природа наделила его способностью эти чувства выражать. Людям, которые не умеют управлять своими эмоциями,   не   следует   выбирать   профессии,   связанные   с   общением, обслуживанием, воспитанием, обучением – то есть все профессии, связанные с людьми.   Даже   обращение   с   животными   требует   умение   контролировать   себя, сдерживать гнев и раздражение.  Ознакомление с профессиями типа «человек – знаковая система». Эти профессии предъявляют   требования   к   вниманию   человека,   способности   долго   выполнять однообразную работу. Тема   8.   Учёт   общих   и   специальных   способностей   при   выборе   профессии. Знакомство с профессиями «человек – художественный образ».         Цель занятия: Дать понятие способностей, общих и специальных. Способности   –   индивидуально­психологические   особенности   человека, определяющие успешность выполнения им какой­либо деятельности. Различают общие   способности,   одинаково   необходимые   для   работы   в   различных   сферах труда   (интеллект,   работоспособность,   целеустремлённость),   и   специальные, применяемые   в   конкретной   профессиональной   сфере   (педагогические, технические, художественные, коммуникативные, музыкальные) способности. Об общих   способностях   можно   судить   по   проявлениям   человека   в   любом   виде деятельности, в том числе учебной, специальные же способности выявляются с помощью   профессиональных   проб   и   тестов,   наблюдений   и   самонаблюдения   в процессе   самой   деятельности.   Физические   способности   необходимы представителям   многих   профессий:   тем,   кто   выбрал   профессию,   связанную   с военной   службой,   охраной,   спортом,   пожарными   и   аварийно­спасательными работами.   Успешность   юриста,   врача,   учителя,   менеджера   во   многом   зависит   от   их эмоциональной   устойчивости,   умения   общаться   и   коммуникативных способностей.   Зная   свой   тип   мышления,   можно   прогнозировать   успешность   работы   учителя,   врача, экономиста… Профессия   «Художественный   образ».   К   этой   группе   относятся   профессии, психолога, инженера, юриста,       связанные   с   изобразительной,   музыкальной,   литературно­художественной, актёрско­сценической деятельностью. Создания произведений искусства – особый процесс.   Для   освоения   этих   творческих   профессий   мало   одного   желания   – необходимы творческие способности, талант, трудолюбие. Тема 9. Характер и профессия. Профессии «человек – природа».        Цель занятия:  познакомить с понятием «характер».   Характером   называется   индивидуальное   состояние   устойчивых   психических особенностей   человека,   которые   определяют   типичный   для   него   способ поведения. Различают четыре группы свойств характера:        ­   Отношение   человека   к   коллективу,   другим   людям   (доброжелательность, справедливость, общительность, эгоизм, чуткость, искренность);     ­   Отношение   к   труду   (трудолюбие,   обязательность,   добросовестность,   дисциплинированность);       ­   Отношение   к   самому   себе   (   уверенность,   гордость,   талантливость, самовлюблённость, зазнайство);      ­ Отношение к природе, вещам (аккуратность, любознательность, гуманность, бережливость).  Для   любой   профессии   важны   целеустремлённость,   трудолюбие,   сила   воли.   Работа над характером через самовоспитание. Тема 10. Темперамент и профессия.      Цель занятия: познакомить с понятием «темперамент».    Темпераментом обычно называют врожденные особенности человека – степень уравновешенности,   эмоциональной   подвижности.   Темперамент   оказывает серьёзное влияние на личность, но не определяет социальной значимости человека. В большинстве профессий учёт этих особенностей необходим не для отбора, а для выработки успешного индивидуального стиля работы, который позволит сгладить недостатки и полностью использовать достоинства. Научиться управлять своим темпераментом   можно   лишь   в   том   случае,   если   человек   обладает   сильным   При   сильном   характере   холерик   сдержит   природную характером.   флегматик   преодолеет   свою неуравновешенность   и   вспыльчивость, медлительность, а меланхолик – застенчивость, а сангвиник – умение доводить начатое   до   конца.   Однако,   чтобы   работа   не   была   в   тягость,   надо   учитывать особенности своей нервной системы и соотносить их с выбором профессии.  Теме 11. Интересы и склонности в выборе профессий.         Цель занятия: выявить интересы обучающихся.           Профессиональные   интересы   проявляются   в   эмоционально­окрашенном отношении личности к предпочитаемому труду и в стремлении больше узнать о нем. Активные и устойчивые интересы перерастают в склонность – стремление к занятию   понравившейся   деятельностью.   Интересы   побуждают   овладевать знаниями,   расширяют   кругозор,   помогают   преодолевать   препятствия.   Между интересом и склонностью много общего. Интересы выражаются формулой «Хочу знать», а склонности – «Хочу делать». При выборе профессии следует учитывать:  желание, интересы и склонности личности – то, что можно обозначить словом «хочу»;   возможности   личности   –   знания,   способности,   психологические особенности, состояние здоровья – «могу». Самодиагностика – тест «Карта интересов» (методика А.Е. Голомштока).  Тема 12. Мотивы выбора профессии.        Цель занятия: выявить мотивы выбора профессии. Мотив  –  это   внутренняя   побудительная   причина   поведения   человека.   Если расположить   мотивы   выбора   профессии   в   порядке   частоты   их   встречаемости, выясняется, что люди, впервые выбирающие себе профессию, хотят, чтобы эта профессия:  была престижной;  хорошо оплачиваемой; была интересной; имела хорошие условия труда; её легко можно было бы приобрести; она   соответствовала   желанию   родителей;   можно   было   бы   учиться   и   работать вместе с друзьями; можно было бы найти работу по специальности. Самодиагностика через тест «Мотивы выбора профессии».  Тема 13. Современный рынок труда.        Цель занятия: дать понятие «рынок труда».   Рынок труда, или рынок рабочей силы, это система социально­экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар – рабочую силу. Эта цена называется заработной платой. Она зависит от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных   и   профессионально   важных   качеств.   Чем   больше   специалистов определённой   квалификации   на   рынке   рабочей   силы,   тем   ниже   их   цена. Результатом   превышения   предложением   над   спросом   является   безработица. Идеальный вариант – число специалистов, предлагающих свои услуги, равно числу требуемых   специалистов.   Такая   ситуация   называется   рыночным   равновесием. Ваши ресурсы на рынке труда – это ваше профессиональное образование и опыт работы,   трудовая   мотивация   и   личностные   качества   (ответственность, работоспособность,   способность   к   профессиональному   и   личностномуросту). Разбор проблемных ситуаций о рынке труда.  Тема 14. Пути получения профессии. Цель   занятия:   рассмотреть   «Матрицу   профессионального   выбора»   и определить   профессиональное   образование   с   учётом   предмета   труда,   который тебя привлекает, и вида труда.  Рынок   образовательных   услуг:   учреждения   высшего;   среднего;   начального профессионального   образования;   профессиональные   курсы;   возможности повышения квалификации. Формы обучения: очная; вечерняя; заочная; дистанционное; экстернат.  Знакомство со справочниками для поступающих. Тема 15. Профессиограмма. Навыки самопрезентации.        Цель занятия: познакомить с понятием «профессиограмма». Профессиограмма   –   это   описание   профессии,   включающее   в   себя   основные требования предъявляемые профессией к личностным качествам человека. Схема построения:  ­ название профессии;  ­ вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуаль­ ный);  ­ предмет и продукт труда;  ­ знания и умения, необходимые для выполнения работы;  ­ условия работы;  ­ медицинские противопоказания;  ­ требования к человеку;  ­ пути получения профессии. Навыки   самопрезентации   помогают   получить   хорошую   работу.   Важно   знать невербальные   средства   общения:   мимику,   жесты,   телодвижения,   которые передают до 80% информации о другом человеке. Деловое общение предполагает:   ­ одеваться соответственно месту, времени, возрасту и статусу человека;   ­ быть активным слушателем;   ­ уважение и доверие к партнеру; ­ соблюдение пространственных позиций (120 – 360 сантиметров для делового общения). Метод Корнеги «Как понравиться людям и завоевать себе союзников».  искренне интересуйтесь другими людьми;  улыбайтесь; помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке; будьте хорошим слушателем, и поощряйте партнера говорить о самом себе; говорите   о   том,   что   интересует   вашего   собеседника;     внушайте   своему собеседнику сознание его значимости и делайте это как можно искреннее. Реклама своей профессии.  Тема 16. Зачёт. 1. ЭССЕ «Моя будущая профессия». 2. Реферат «Всё о моей профессии». 3. Составление личной профессиональной перспективы (ЛПП). Список литературы, используемой учителем. 1. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. ­ М.:«Просвещение»,  1991 г. 2. Пряжников Н.С.   Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. — М.: Вако, 2005.  3. Резапкина Г.В.  Я и моя профессия. — М.: Генезис, 2004 4. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. — М.: Генезис, 2005. 5. Резапкина Г.В.  Психология и выбор профессии. — М.: Генезис, 2005. Список литературы, рекомендованной для учащихся. 1. Резапкина Г.В.  Я и моя профессия. — М.: Генезис, 2004 2. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. — М.: Генезис, 2005.

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Профессиональное самоопределение» (9 класс, психология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2017