Программа элективного курса «История местного самоуправления моего края».
Оценка 4.6

Программа элективного курса «История местного самоуправления моего края».

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
обществознание
10 кл
11.05.2018
Программа элективного курса «История местного  самоуправления  моего края».
Местное самоуправление, наряду с разделением власти, является обязательным признаком демократического характера организации публичной власти в обществе. В России устойчивой традиции местного самоуправления нет: земская и городская реформы (1864 и 1870 гг.) дали России некоторый опыт самоуправления населения, однако после революции 1917 г. в нашей стране была избрана концепция государственного управления на местах, «советы» были включены в систему органов государственной власти. В 1990-е годы на конституционном уровне в России впервые закреплено местное самоуправление как одна из важнейших форм народовластия и как основной институт конституционного права. В то же время процесс становления местного самоуправления положил начало формированию новой комплексной отрасти российского права – муниципального права. Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Особую роль в организации эффективной работы государства играют органы местного самоуправления. Донская земля – один из самых заметных регионов Российской Федерации. История Донского края богата и насыщена интересными и яркими событиями, громкими именами таких людей, как атаман А. Каледин и глава Донской советской республики Ф.Подтелков. История родного края, как бы она ни была отдалена во времени, - близка, зрима и осязаема. Курс предполагает часы на изучение истории формирования местного самоуправления – с времени управления Области Войска Донского конца 19 – начала 20 вв, во главе с Войсковым наказным атаманом и в то же время городское управление с Городской Думой и градоначальниками до избрания донских депутатов в I Государственную Думу. В курсах обществознания и права в школах основы местного самоуправления рассматриваются как отношения в сфере осуществления местного самоуправления, регулируемого нормами Конституционного права РФ. В курсе детально рассматриваются вопросы в сфере осуществления местного самоуправления. Настоящий элективный курс системно и последовательно раскрывает основные вопросы местного самоуправления, систематизирует знания, полученные обучающимися на уроках истории, обществознания и права. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию, что поможет сдаче ЕГЭ по обществознанию, выбору будущей профессии, формированию у молодых граждан социально-значимых ценностей, взглядов и убеждений, уважения к историко-культурному наследию своей Родины, своего края, своей семьи. Цель изучения курса – формирование представлений о развитии органов местного самоуправления на территории Ростовской области – Донского края.
Элективный курс История местного самоуправления.docx
Всероссийский конкурс среди общеобразовательных организаций Российской Федерации «ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОЕГО КРАЯ» Разработка  элективных  курсов  (по  выбору)   по  теме:  «История местного  самоуправления  моего края». Элективный курс разработан учителем  истории и обществознания  МБОУ  Гимназия № 21 г.Батайска Сеуткиной Александрой Павловной Пояснительная записка Актуальность курса                Местное самоуправление, наряду с разделением власти, является обязательным   признаком   демократического   характера     организации публичной   власти   в   обществе.   В   России   устойчивой   традиции   местного самоуправления нет: земская и городская реформы (1864 и 1870 гг.) дали России некоторый опыт самоуправления населения, однако после революции 1917 г. в нашей стране была избрана концепция государственного управления на   местах,   «советы»   были   включены   в   систему   органов   государственной власти.   В   1990­е   годы   на   конституционном   уровне   в   России   впервые закреплено   местное   самоуправление   как   одна   из   важнейших   форм народовластия  и как  основной  институт  конституционного  права.  В  то  же время   процесс   становления   местного   самоуправления   положил   начало формированию   новой   комплексной   отрасти   российского   права   – муниципального   права.  Основной   задачей   демократического   государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод   его   граждан.   При   этом   вопрос   рационального   государственного устройства   сводится   к   созданию   такой   системы   власти   и   управления,  при которой   эта   задача   решалась   бы   наиболее   эффективно. Особую   роль   в организации   эффективной   работы   государства   играют   органы   местного самоуправления.                          Донская земля – один из самых заметных регионов Российской Федерации. История Донского края богата и насыщена интересными и яркими событиями, громкими именами таких людей, как атаман А. Каледин и глава Донской советской республики Ф.Подтелков. История родного края, как бы она ни была  отдалена во времени, ­ близка, зрима и осязаема. Курс предполагает часы на изучение истории формирования местного самоуправления – с времени управления Области Войска Донского конца 19 – начала 20  вв,  во   главе  с  Войсковым   наказным  атаманом   и  в  то  же   время городское управление с Городской Думой и градоначальниками до избрания донских депутатов в  I  Государственную Думу. В курсах обществознания и права   в   школах   основы   местного   самоуправления   рассматриваются   как отношения в сфере осуществления местного самоуправления, регулируемого нормами   Конституционного   права   РФ.   В   курсе   детально   рассматриваются вопросы в сфере осуществления местного самоуправления.            Настоящий элективный курс системно и последовательно раскрывает основные   вопросы   местного   самоуправления,   систематизирует   знания, полученные   обучающимися   на   уроках   истории,   обществознания   и   права. Выражаясь   компьютерным   языком,   он     должен   «вывести   информацию   из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию, что поможет сдаче ЕГЭ по обществознанию, выбору будущей профессии,  формированию у молодых граждан социально­ значимых   ценностей,   взглядов   и   убеждений,   уважения   к   историко­ культурному наследию своей Родины, своего края, своей семьи. Цель изучения   курса  – формирование представлений о развитии органов местного   самоуправления   на   территории   Ростовской   области   –   Донского края. Задачи курса:  ­ рассмотреть процесс формирования органов местного самоуправления на территории Донского края в контексте развития российской истории;  ­ показать основные функции органов местного самоуправления; ­сформировать   представление   о   деятельности   органов   местного самоуправления, как элемента гражданского общества; ­ способствовать формированию активной гражданской позиции; ­ создать базу для ориентации учеников в   современном экономическом и культурном пространстве. Место элективного курса в образовательной программе учреждений: Элективный   курс   предназначен   для   учащихся   10­11   классов общеобразовательных   школ   и   рассчитан   на   17   часов.   Продолжительность одного   занятия   45   минут.   Курс   может   быть   введен   в   программу общеобразовательного учреждения за счет школьного компонента. Формы и методы работы: ­   Лекция.   Главная   задача   учителя   дополнить   имеющиеся   представления обучающихся  об   истории  органов  местного   самоуправления,  расширить   их представления о функциях этих органов и их роли в жизни общества. Лекция может   носить   характер   беседы   с   постановкой   проблемных   вопросов.   На лекцию могут быть приглашены работники органов местного самоуправления. ­ Игра. Занятие может осуществляться в форме моделирования конкретной жизненной ситуации.  Контроль   может   осуществляться   в   форме   устного   опроса,   написании исследовательской работы, защиты проекта. Компетенции   обучающихся,   формирующиеся   в   результате   изучения элективного курса: Личностными результатами изучения курса  являются: ­ осознание себя как члена общества и государства; понимание социальных проблем   общества   и   участие   в   их   обсуждении;   понимание   связей   органов местного управления и государства; ­   овладение   начальными   навыками   адаптации   в   мире   социальных   и политических отношений; ­ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; ­ развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; участие в принятии решений. Метапредметными результатами изучения курса являются: Познавательные: ­ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; ­   использование   различных   способов   поиска,   сбора,   обработки,   анализа, организации,  передачи   и   интерпретации   информации;   поиск   информации   в газетах,   журналах,   на   интернет­сайтах   и   проведение   простых   опросов   и интервью; ­   формирование   умений   представлять   информацию   в   зависимости   от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы; ­ овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,   установления   аналогий   и   причинно­следственных   связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Регулятивные: ­ понимание цели своих действий; ­ планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; ­ проявление познавательной и творческой инициативы; ­ оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; ­ адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: ­ составление текстов в устной и письменной формах; ­ готовность слушать собеседника и вести диалог; ­ готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; ­ умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; ­ определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный   контроль   в   совместной   деятельности,   адекватно   оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса являются: ­   понимание   основных   принципов   жизни   общества:   представление   о   роли органов местного самоуправления; ­ понимание и правильное использование политических терминов; ­ освоение приемов работы с информацией, ее осмысление;  ­ приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для жизни в современном обществе; ­ развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки различных ситуаций;  ­ развитие кругозора в области социально­политической жизни общества и формирование   познавательного   интереса   к   изучению   общественных дисциплин. Содержание и структура элективного курса. Содержание элективного курса. Тема   1.   Становление   местного   самоуправления   в   России.   Модели местного   самоуправления,   цели,   основные   черты.   Этапы   становления местного самоуправления. Общинное самоуправление в 12­14 веках. Введение   в   тему:   Этапы   становления   местного   самоуправления   в дореволюционной России. Этапы развития федерального законодательства о местном самоуправлении.  Зарождение   общинного   местного   самоуправления.   Производственно­ территориальный   характер   самоуправления.   Вечевая   форма   управления. Принятие   христианства:   церковное   и   монастырское   самоуправление. Старосты и сотские. Земщина в период монгольского нашествия. Основные   термины   и   понятия:  местное   самоуправление,   вервь, континентальная модель, народное вече, вечевая форма управления. Тема 2.Заселение Донской земли казаками к концу XVI в. Казачий круг. Земская   реформа   Ивана   Грозного.  Низовые   и   верховые   казаки. Общественное устройство казачьей общины. Как проходили казачьи круги. Русское правительство и казаки. Казачьи городки – заслон против набегов.  Основные   термины   и   понятия:  атаман,   войсковой   круг,   городок,   есаул, казак, майдан. Тема 3. Перемены XVIII века:  Петр I лишает казаков привилегий. Указ 1708 года – о разделе России на восемь губерний. Указ 1718 лишает права   самостоятельно   назначать   донских   атаманов.   Учреждение   Главного магистрата в 1720 году.  Перемены в организации городского общественного управления.  Основные   термины   и   понятия:   выборная   система,   регламент,   устав, городовой магистрат. Тема 4. Екатерина II: Войсковое гражданское правительство. Станичное управление. Указы Павла I. Принципы   всесословности   и   самостоятельности.   Системный   подход   в организации   управления   обществом.   Торгово­транспортное   значение   Дона. Дальнейшее   развитие   местного   самоуправления   было   завершено   двумя жалованными грамотами Екатерины II – дворянству и крепостное право на Дону.   Выборы в окружные и уездные собрания. Суд. Размежевание земель: определение четких границ области Войска Донского.   Основные   термины   и   понятия:   станица,   сотник,   хорунжий,   войсковая канцелярия,  окружное и уездное собрание. Тема 5.  Князь Александр  – «августейший атаман всех казачьих войск». Реформы Александра II. «Область Войска Донского» в конце  XIX века. Власть войскового атамана и войсковой канцелярии. Станичное правление. Округа.   «Положение   об   управлении   Войском   Донским».   Генерал­ губернаторство. Основные   термины   и   понятия:   сыскное   начальство,   округ,   Областное Войска Донского правление . Тема   6.   Донской   край   на   рубеже   веков.  Область   Войска   Донского, Ростовский уезд и Таганрогское градоначальство. Городские управы – исполнительные органы городских дум. Избирались из представителей городских дум в составе председателя ­ городского головы ­ и   ­6   членов   управы.     Областное   правление   области   войска   Донского   – войсковой наказной атаман. Тема 7. Область  Войска Донского в 1914 ­1917 гг. Местное  управление в округах   Области   войска   Донского.   Февральская   революция   и   Дон.   Донская   советская   республика. А.М.Каледин. Председатель Военно­революционного комитета Ф.Подтелков. Тема 8. «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон... (осень 1917­   весна   1918   гг.)  Ростово­Нахичеванский   Совет.   Ростовская   и Нахичеванская   думы.   Белоказачье государство Великое Войско Донское. Тема 9. Гражданская  война  на Дону  1918 – 1920  гг.  Взаимоотношения власти и донского казачества. Тема 10. Конституция 1977 года: Городской Совет народных депутатов.   «Ростовский   областной   Совет   народных   депутатов».   Городские   Советы народных   депутатов   и   их   деятельность.   Исполнительным   и распорядительным органом городского Совета народных депутатов являлся избираемый им из числа депутатов исполнительный комитет.  Тема   11.   Конституция   РФ   1993   года,   Федеральный   закон   №154­ФЗ от28.08.95  «Об общих принципах организации местного самоуправления в   Российской   Федерации».     Первые   думские   выборы(1993).  Выборы   в Законодательное   собрание   Ростовской   области   1993   г.   Устав   Ростовской области. Губернатор Ростовской области В.Ф. Чуб. Образование ЮФО. Контрольный орган контрольно­счетная палата. Тема 12. Понятие местного самоуправления: принципы формирования, территориальные основы, формы осуществления, структура, функции.  Органы   самоуправления   города:   мэрия,   администрация   города,   городская Дума.   Органы   самоуправления   области:   администрации   городов,   районов, поселков, сел и т.д. Тема 13. Местное самоуправление и государственная власть. Тема 14­17. Проектная деятельность. Структура элективного курса. № 1 2 3 4 5 Тема занятия Тема   1.   Становление   местного   самоуправления   в России.   Модели   местного   самоуправления,   цели, основные   черты.   Этапы   становления   местного самоуправления.   Общинное   самоуправление   в   12­14 веках. К/час 1 Тема 2.Заселение Донской земли казаками к концу XVI  в. Казачий круг. Земская реформа Ивана Грозного. Тема 3. Перемены XVIII века:  Петр I лишает казаков привилегий. Тема   4.   Екатерина  II:   Войсковое   гражданское правительство. Станичное управление. Указы Павла I. Тема 5.  Князь Александр  – «августейший атаман всех казачьих   войск».   Реформы   Александра  II.   «Область Войска Донского» в конце  XIX века. 1 1 1 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема 6. Донской край на рубеже веков. Область Войска Донского,   Ростовский   уезд   и   Таганрогское градоначальство. Тема 7. Область  Войска Донского в 1914 ­1917 гг. Тема 8. «Всколыхнулся, взволновался православный  Тихий Дон... (осень 1917­ весна 1918 гг.) Тема 9. Гражданская война на Дону 1918 – 1920 гг. Тема   10.   Конституция   1977   года:   Городской   Совет народных депутатов. Тема   11.   Конституция   РФ   1993   года,   Федеральный закон   №154­ФЗ   от28.08.95   «Об   общих   принципах организации   местного   самоуправления   в   Российской Федерации».  Первые думские выборы(1993). Тема   12.   Новые   органы   городского   и   сельского самоуправления: принципы формирования, структура, функции.  Тема   13.   Местное   самоуправление   и   государственная власть. Защита проектов Защита проектов Защита проектов Защита проектов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Темы проектов: 1.Общественное устройство казачьей общины. 2.Органы власти донского казачества при Петре I. 3.Областное Войска Донского правление – орган гражданской  власти. 4.Структура управления Области Войска Донского конца 19­ начала 20 вв. 5. Структура городского управления конца 19­ начала 20 вв. 6.Парламентская деятельность донского казачества. 7.Атаман А.М.Каледин. Литература: 1. М.П. Астапенко, Донские казаки. 1550­1920, Изд.НМЦ «Логос»,  Ростов­на­Дону 1992г. 2. О.Г. Веряскина, История донского края (с древнейших времен до  конца XIV в.) “Донской издательский дом», Ростов­на­Дону 2006г. 3. С.А. Кислицын, И.Г. Кислицина, История Донского края (XX век) “Донской издательский дом», Ростов­на­Дону 2006г. 4. Н.В.Корнакова, Мой Дон, Ростов­на­Дону, «Издательство БАРО­ ПРЕСС», 2009 г.

Программа элективного курса «История местного самоуправления моего края».

Программа элективного курса «История местного  самоуправления  моего края».

Программа элективного курса «История местного самоуправления моего края».

Программа элективного курса «История местного  самоуправления  моего края».

Программа элективного курса «История местного самоуправления моего края».

Программа элективного курса «История местного  самоуправления  моего края».

Программа элективного курса «История местного самоуправления моего края».

Программа элективного курса «История местного  самоуправления  моего края».

Программа элективного курса «История местного самоуправления моего края».

Программа элективного курса «История местного  самоуправления  моего края».

Программа элективного курса «История местного самоуправления моего края».

Программа элективного курса «История местного  самоуправления  моего края».

Программа элективного курса «История местного самоуправления моего края».

Программа элективного курса «История местного  самоуправления  моего края».

Программа элективного курса «История местного самоуправления моего края».

Программа элективного курса «История местного  самоуправления  моего края».

Программа элективного курса «История местного самоуправления моего края».

Программа элективного курса «История местного  самоуправления  моего края».

Программа элективного курса «История местного самоуправления моего края».

Программа элективного курса «История местного  самоуправления  моего края».

Программа элективного курса «История местного самоуправления моего края».

Программа элективного курса «История местного  самоуправления  моего края».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2018