Программа элективного курса «История местного самоуправления моего края».

  • Образовательные программы
  • docx
  • 11.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Местное самоуправление, наряду с разделением власти, является обязательным признаком демократического характера организации публичной власти в обществе. В России устойчивой традиции местного самоуправления нет: земская и городская реформы (1864 и 1870 гг.) дали России некоторый опыт самоуправления населения, однако после революции 1917 г. в нашей стране была избрана концепция государственного управления на местах, «советы» были включены в систему органов государственной власти. В 1990-е годы на конституционном уровне в России впервые закреплено местное самоуправление как одна из важнейших форм народовластия и как основной институт конституционного права. В то же время процесс становления местного самоуправления положил начало формированию новой комплексной отрасти российского права – муниципального права. Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Особую роль в организации эффективной работы государства играют органы местного самоуправления. Донская земля – один из самых заметных регионов Российской Федерации. История Донского края богата и насыщена интересными и яркими событиями, громкими именами таких людей, как атаман А. Каледин и глава Донской советской республики Ф.Подтелков. История родного края, как бы она ни была отдалена во времени, - близка, зрима и осязаема. Курс предполагает часы на изучение истории формирования местного самоуправления – с времени управления Области Войска Донского конца 19 – начала 20 вв, во главе с Войсковым наказным атаманом и в то же время городское управление с Городской Думой и градоначальниками до избрания донских депутатов в I Государственную Думу. В курсах обществознания и права в школах основы местного самоуправления рассматриваются как отношения в сфере осуществления местного самоуправления, регулируемого нормами Конституционного права РФ. В курсе детально рассматриваются вопросы в сфере осуществления местного самоуправления. Настоящий элективный курс системно и последовательно раскрывает основные вопросы местного самоуправления, систематизирует знания, полученные обучающимися на уроках истории, обществознания и права. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию, что поможет сдаче ЕГЭ по обществознанию, выбору будущей профессии, формированию у молодых граждан социально-значимых ценностей, взглядов и убеждений, уважения к историко-культурному наследию своей Родины, своего края, своей семьи. Цель изучения курса – формирование представлений о развитии органов местного самоуправления на территории Ростовской области – Донского края.
Иконка файла материала Элективный курс История местного самоуправления.docx
Всероссийский конкурс среди общеобразовательных организаций Российской Федерации «ИСТОРИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МОЕГО КРАЯ» Разработка  элективных  курсов  (по  выбору)   по  теме:  «История местного  самоуправления  моего края». Элективный курс разработан учителем  истории и обществознания  МБОУ  Гимназия № 21 г.Батайска Сеуткиной Александрой ПавловнойПояснительная записка Актуальность курса                Местное самоуправление, наряду с разделением власти, является обязательным   признаком   демократического   характера     организации публичной   власти   в   обществе.   В   России   устойчивой   традиции   местного самоуправления нет: земская и городская реформы (1864 и 1870 гг.) дали России некоторый опыт самоуправления населения, однако после революции 1917 г. в нашей стране была избрана концепция государственного управления на   местах,   «советы»   были   включены   в   систему   органов   государственной власти.   В   1990­е   годы   на   конституционном   уровне   в   России   впервые закреплено   местное   самоуправление   как   одна   из   важнейших   форм народовластия  и как  основной  институт  конституционного  права.  В  то  же время   процесс   становления   местного   самоуправления   положил   начало формированию   новой   комплексной   отрасти   российского   права   – муниципального   права.  Основной   задачей   демократического   государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод   его   граждан.   При   этом   вопрос   рационального   государственного устройства   сводится   к   созданию   такой   системы   власти   и   управления,  при которой   эта   задача   решалась   бы   наиболее   эффективно. Особую   роль   в организации   эффективной   работы   государства   играют   органы   местного самоуправления.                          Донская земля – один из самых заметных регионов Российской Федерации. История Донского края богата и насыщена интересными и яркими событиями, громкими именами таких людей, как атаман А. Каледин и глава Донской советской республики Ф.Подтелков. История родного края, как бы она ни была  отдалена во времени, ­ близка, зрима и осязаема.Курс предполагает часы на изучение истории формирования местного самоуправления – с времени управления Области Войска Донского конца 19 – начала 20  вв,  во   главе  с  Войсковым   наказным  атаманом   и  в  то  же   время городское управление с Городской Думой и градоначальниками до избрания донских депутатов в  I  Государственную Думу. В курсах обществознания и права   в   школах   основы   местного   самоуправления   рассматриваются   как отношения в сфере осуществления местного самоуправления, регулируемого нормами   Конституционного   права   РФ.   В   курсе   детально   рассматриваются вопросы в сфере осуществления местного самоуправления.            Настоящий элективный курс системно и последовательно раскрывает основные   вопросы   местного   самоуправления,   систематизирует   знания, полученные   обучающимися   на   уроках   истории,   обществознания   и   права. Выражаясь   компьютерным   языком,   он     должен   «вывести   информацию   из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию, что поможет сдаче ЕГЭ по обществознанию, выбору будущей профессии,  формированию у молодых граждан социально­ значимых   ценностей,   взглядов   и   убеждений,   уважения   к   историко­ культурному наследию своей Родины, своего края, своей семьи. Цель изучения   курса  – формирование представлений о развитии органов местного   самоуправления   на   территории   Ростовской   области   –   Донского края. Задачи курса:  ­ рассмотреть процесс формирования органов местного самоуправления на территории Донского края в контексте развития российской истории;  ­ показать основные функции органов местного самоуправления; ­сформировать   представление   о   деятельности   органов   местного самоуправления, как элемента гражданского общества; ­ способствовать формированию активной гражданской позиции;­ создать базу для ориентации учеников в   современном экономическом и культурном пространстве. Место элективного курса в образовательной программе учреждений: Элективный   курс   предназначен   для   учащихся   10­11   классов общеобразовательных   школ   и   рассчитан   на   17   часов.   Продолжительность одного   занятия   45   минут.   Курс   может   быть   введен   в   программу общеобразовательного учреждения за счет школьного компонента. Формы и методы работы: ­   Лекция.   Главная   задача   учителя   дополнить   имеющиеся   представления обучающихся  об   истории  органов  местного   самоуправления,  расширить   их представления о функциях этих органов и их роли в жизни общества. Лекция может   носить   характер   беседы   с   постановкой   проблемных   вопросов.   На лекцию могут быть приглашены работники органов местного самоуправления. ­ Игра. Занятие может осуществляться в форме моделирования конкретной жизненной ситуации.  Контроль   может   осуществляться   в   форме   устного   опроса,   написании исследовательской работы, защиты проекта. Компетенции   обучающихся,   формирующиеся   в   результате   изучения элективного курса: Личностными результатами изучения курса  являются: ­ осознание себя как члена общества и государства; понимание социальных проблем   общества   и   участие   в   их   обсуждении;   понимание   связей   органов местного управления и государства; ­   овладение   начальными   навыками   адаптации   в   мире   социальных   и политических отношений; ­ развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; ­ развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками; участие в принятии решений.Метапредметными результатами изучения курса являются: Познавательные: ­ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; ­   использование   различных   способов   поиска,   сбора,   обработки,   анализа, организации,  передачи   и   интерпретации   информации;   поиск   информации   в газетах,   журналах,   на   интернет­сайтах   и   проведение   простых   опросов   и интервью; ­   формирование   умений   представлять   информацию   в   зависимости   от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы; ­ овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации,   установления   аналогий   и   причинно­следственных   связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Регулятивные: ­ понимание цели своих действий; ­ планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; ­ проявление познавательной и творческой инициативы; ­ оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; ­ адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: ­ составление текстов в устной и письменной формах; ­ готовность слушать собеседника и вести диалог; ­ готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; ­ умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; ­ определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлятьвзаимный   контроль   в   совместной   деятельности,   адекватно   оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса являются: ­   понимание   основных   принципов   жизни   общества:   представление   о   роли органов местного самоуправления; ­ понимание и правильное использование политических терминов; ­ освоение приемов работы с информацией, ее осмысление;  ­ приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для жизни в современном обществе; ­ развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки различных ситуаций;  ­ развитие кругозора в области социально­политической жизни общества и формирование   познавательного   интереса   к   изучению   общественных дисциплин. Содержание и структура элективного курса. Содержание элективного курса. Тема   1.   Становление   местного   самоуправления   в   России.   Модели местного   самоуправления,   цели,   основные   черты.   Этапы   становления местного самоуправления. Общинное самоуправление в 12­14 веках. Введение   в   тему:   Этапы   становления   местного   самоуправления   в дореволюционной России. Этапы развития федерального законодательства о местном самоуправлении.  Зарождение   общинного   местного   самоуправления.   Производственно­ территориальный   характер   самоуправления.   Вечевая   форма   управления. Принятие   христианства:   церковное   и   монастырское   самоуправление. Старосты и сотские. Земщина в период монгольского нашествия. Основные   термины   и   понятия:  местное   самоуправление,   вервь, континентальная модель, народное вече, вечевая форма управления.Тема 2.Заселение Донской земли казаками к концу XVI в. Казачий круг. Земская   реформа   Ивана   Грозного.  Низовые   и   верховые   казаки. Общественное устройство казачьей общины. Как проходили казачьи круги. Русское правительство и казаки. Казачьи городки – заслон против набегов.  Основные   термины   и   понятия:  атаман,   войсковой   круг,   городок,   есаул, казак, майдан. Тема 3. Перемены XVIII века:  Петр I лишает казаков привилегий. Указ 1708 года – о разделе России на восемь губерний. Указ 1718 лишает права   самостоятельно   назначать   донских   атаманов.   Учреждение   Главного магистрата в 1720 году.  Перемены в организации городского общественного управления.  Основные   термины   и   понятия:   выборная   система,   регламент,   устав, городовой магистрат. Тема 4. Екатерина II: Войсковое гражданское правительство. Станичное управление. Указы Павла I. Принципы   всесословности   и   самостоятельности.   Системный   подход   в организации   управления   обществом.   Торгово­транспортное   значение   Дона. Дальнейшее   развитие   местного   самоуправления   было   завершено   двумя жалованными грамотами Екатерины II – дворянству и крепостное право на Дону.   Выборы в окружные и уездные собрания. Суд. Размежевание земель: определение четких границ области Войска Донского.   Основные   термины   и   понятия:   станица,   сотник,   хорунжий,   войсковая канцелярия,  окружное и уездное собрание. Тема 5.  Князь Александр  – «августейший атаман всех казачьих войск». Реформы Александра II. «Область Войска Донского» в конце  XIX века. Власть войскового атамана и войсковой канцелярии. Станичное правление. Округа.   «Положение   об   управлении   Войском   Донским».   Генерал­ губернаторство.Основные   термины   и   понятия:   сыскное   начальство,   округ,   Областное Войска Донского правление . Тема   6.   Донской   край   на   рубеже   веков.  Область   Войска   Донского, Ростовский уезд и Таганрогское градоначальство. Городские управы – исполнительные органы городских дум. Избирались из представителей городских дум в составе председателя ­ городского головы ­ и   ­6   членов   управы.     Областное   правление   области   войска   Донского   – войсковой наказной атаман. Тема 7. Область  Войска Донского в 1914 ­1917 гг. Местное  управление в округах   Области   войска   Донского.   Февральская   революция   и   Дон.   Донская   советская   республика. А.М.Каледин. Председатель Военно­революционного комитета Ф.Подтелков. Тема 8. «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон... (осень 1917­   весна   1918   гг.)  Ростово­Нахичеванский   Совет.   Ростовская   и Нахичеванская   думы.   Белоказачье государство Великое Войско Донское. Тема 9. Гражданская  война  на Дону  1918 – 1920  гг.  Взаимоотношения власти и донского казачества. Тема 10. Конституция 1977 года: Городской Совет народных депутатов.   «Ростовский   областной   Совет   народных   депутатов».   Городские   Советы народных   депутатов   и   их   деятельность.   Исполнительным   и распорядительным органом городского Совета народных депутатов являлся избираемый им из числа депутатов исполнительный комитет.  Тема   11.   Конституция   РФ   1993   года,   Федеральный   закон   №154­ФЗ от28.08.95  «Об общих принципах организации местного самоуправления в   Российской   Федерации».     Первые   думские   выборы(1993).  Выборы   в Законодательное   собрание   Ростовской   области   1993   г.   Устав   Ростовской области. Губернатор Ростовской области В.Ф. Чуб. Образование ЮФО. Контрольный орган контрольно­счетная палата.Тема 12. Понятие местного самоуправления: принципы формирования, территориальные основы, формы осуществления, структура, функции.  Органы   самоуправления   города:   мэрия,   администрация   города,   городская Дума.   Органы   самоуправления   области:   администрации   городов,   районов, поселков, сел и т.д. Тема 13. Местное самоуправление и государственная власть. Тема 14­17. Проектная деятельность. Структура элективного курса. № 1 2 3 4 5 Тема занятия Тема   1.   Становление   местного   самоуправления   в России.   Модели   местного   самоуправления,   цели, основные   черты.   Этапы   становления   местного самоуправления.   Общинное   самоуправление   в   12­14 веках. К/час 1 Тема 2.Заселение Донской земли казаками к концу XVI  в. Казачий круг. Земская реформа Ивана Грозного. Тема 3. Перемены XVIII века:  Петр I лишает казаков привилегий. Тема   4.   Екатерина  II:   Войсковое   гражданское правительство. Станичное управление. Указы Павла I. Тема 5.  Князь Александр  – «августейший атаман всех казачьих   войск».   Реформы   Александра  II.   «Область Войска Донского» в конце  XIX века. 1 1 1 16 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема 6. Донской край на рубеже веков. Область Войска Донского,   Ростовский   уезд   и   Таганрогское градоначальство. Тема 7. Область  Войска Донского в 1914 ­1917 гг. Тема 8. «Всколыхнулся, взволновался православный  Тихий Дон... (осень 1917­ весна 1918 гг.) Тема 9. Гражданская война на Дону 1918 – 1920 гг. Тема   10.   Конституция   1977   года:   Городской   Совет народных депутатов. Тема   11.   Конституция   РФ   1993   года,   Федеральный закон   №154­ФЗ   от28.08.95   «Об   общих   принципах организации   местного   самоуправления   в   Российской Федерации».  Первые думские выборы(1993). Тема   12.   Новые   органы   городского   и   сельского самоуправления: принципы формирования, структура, функции.  Тема   13.   Местное   самоуправление   и   государственная власть. Защита проектов Защита проектов Защита проектов Защита проектов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Темы проектов: 1.Общественное устройство казачьей общины. 2.Органы власти донского казачества при Петре I. 3.Областное Войска Донского правление – орган гражданской  власти.4.Структура управления Области Войска Донского конца 19­ начала 20 вв. 5. Структура городского управления конца 19­ начала 20 вв. 6.Парламентская деятельность донского казачества. 7.Атаман А.М.Каледин. Литература: 1. М.П. Астапенко, Донские казаки. 1550­1920, Изд.НМЦ «Логос»,  Ростов­на­Дону 1992г. 2. О.Г. Веряскина, История донского края (с древнейших времен до  конца XIV в.) “Донской издательский дом», Ростов­на­Дону 2006г. 3. С.А. Кислицын, И.Г. Кислицина, История Донского края (XX век) “Донской издательский дом», Ростов­на­Дону 2006г. 4. Н.В.Корнакова, Мой Дон, Ростов­на­Дону, «Издательство БАРО­ ПРЕСС», 2009 г.

Посмотрите также