Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"
Оценка 4.9

Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
классное руководство +1
7 кл—11 кл +1
09.01.2018
Программа элективного курса  «Основы исследовательской деятельности"
Элективный курс «Основы исследовательской деятельности» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе. Реализация программы курса предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"
Эл курс Исслед деят.docx
МБОУ Чалтырская Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности  Составитель: Гайбарян В.М. Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности  Пояснительная записка В   условиях   модернизации   системы   образования   одной   из   основных задач   школы   является   формирование   ключевых   компетенций   учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской   культуры   школьников,   создание   условий   для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе   обучения.   Элективные   учебные   предметы   направлены   на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого ученика.  Элективный курс «Основы исследовательской деятельности» позволяет познакомить   учащихся   с   теорией   и   практикой   организации   научно­ исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе и   сформировать   познавательную   самостоятельность,   так   как   именно исследовательский   подход   в   обучении   делает   учащихся   творческими участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Реализация   программы   курса   предполагает   активное   участие школьников   в   исследовательской   деятельности   по   выбранному   профилю   с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала. Цель   курса:  познакомить   школьников   с   теорией   и   практикой организации способствовать формированию   целостного   представления   об   исследовательской деятельности. научно­исследовательской работы,       Задачи курса:    систематизировать об исследовательской   деятельности   через   овладение   основными понятиями;  представление обучающихся  сформировать основы практических умений организации научно­     исследовательской работы;   развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;  совершенствовать   умение   поиска   информации   из   разных источников;  формировать культуру публичного выступления;  оказать   методическую   поддержку   учащимся   при   проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на   научно­ практических конференциях. Организация учебного процесса Программа   кружка   рассчитана   на   170   часов   и   предлагается   для учащихся7­ 10 класса. Возможно изучение данного курса и в 11 классе.  Курс   имеет   практико­ориентированную   направленность.   В тематическом   планировании   предусмотрены   как   теоретические,   так   и практические   занятия.   Обучение   методике   исследовательской   работы проводится   параллельно   с   работой   учащихся   над   собственными исследованиями. Формирование   важнейших   умений   и   навыков   происходит   на   фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать   существенное,   подмечать   общее   и   делать   обобщения,   переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения. Происходит   развитие   не   только   практических   умений   организации научно­исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений. В   условиях   информатизации   современного   общества   особую актуальность   приобретает   формирование   информационной   культуры личности. Требуются специальные поисковые знания. Необходимо обучать школьников методам поиска и обработки информации. Одним из основных источников  информации  в  современных  условиях  является Интернет. В Приложении  № 1  к программе  приведен список  сайтов, которые могут оказать помощь  учителю  при    проведении занятий  данного элективного курса.  Приоритетными  методами организации деятельности педагога и детей в кружке являются   Методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры,  дискуссии, методы учебного поощрения…)  Методы организации и осуществления учебных действий и операций  (словесные, наглядные, практические, методы самоуправления  учебными действиями)  Методы контроля и самоконтроля (наблюдение педагога за  практической деятельностью, контроль при помощи компьютера,  письменный и устный контроль).     Формы организации деятельности детей на занятии:  Индивидуальные   Групповые   Коллективные         Формы обучения:  Экскурсии  Семинары   Интеллектуальные игры. Итоговой  формой   контроля  предполагается   выполнение   учащимися своего   исследования,   написание   исследовательской   работы,   реферата, проекта   и   последующее   выступление   учащихся   на   научно­практических конференциях различных уровней.  Предполагаемый результат   Приобретение знаний, умений и навыков в области исследовательской работы, участие в конкурсах, выставках. По окончании изучения курса учащиеся должны  знать:   виды различных исследовательских работ;  структуру научно­исследовательской работы;  методы научного исследования;  уметь:   работать с различными источниками информации;  обосновывать актуальность выбранной темы;   составлять   индивидуальный   рабочий   план;   библиографический список, тезисы к работе и т.д.;  выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы. Реализация программы обеспечивает следующий воспитательный эффект:        ­ положительные изменения в общении, речи, поведении, внешнем виде;               ­  ценностные   ориентации:   трудолюбие,   ответственность,   активную жизненную позицию ребёнка, любовь к своей школе, краю, стране;        ­  коммуникативные качества личности; Примерная   программа   составлена   на   основе   учебно­методического пособия   Тыртышниковой   Е.А.   «Научно­исследовательская   и   проектная деятельность учащихся средних общеобразовательных учреждений в условиях преемственности   образования   и   планирования   профессиональной деятельности», рекомендации А. И. Савенкова, А. В. Масленниковой, С. Л. Белых,   Н.И.   Дереклеевойи   Ю.   Г.   Юдиной   «Основы   исследовательской деятельности» (http://festival.1september.ru). Условия реализации Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью­   овладением   навыками   исследования.       Для   достижения   цели   и выполнения задач программой используются современные методики основам исследовательской деятельности. Занятия проводятся с учётом возрастных  и психологических особенностей. Программа курса­170ч. Введение в исследовательскую деятельность (2 ч.) Цели,   задачи, Учебно­ исследовательская и научно­исследовательская деятельность. Основные виды исследовательских работ    содержание   элективного   курса.  Раздел   1.   Методология   и   технология   написания   научно­ исследовательской работы (20 ч.) Наука и научное исследование. Классификация наук. Основные этапы научного исследования. Основные понятия исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод  исследования,  методология  научного  познания,  научная   дисциплина, научная   тема,   научная   теория,   научное   исследование,   научное   познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема,   теория,   умозаключение.   Проблемы   и   их   виды.   Развитие   умений видеть проблемы Выбор   темы   исследовательской   работы.   Принципы   выбора   темы   и обоснование   ее   актуальности.   Формулирование   гипотезы   исследования. Постановка цели и задач исследования   Методы   научного   исследования   (теоретические   и   эмпирические). Эксперимент и наблюдение, их отличие.. Описательный метод. Сравнительно­ исторический   метод.   Проведение самостоятельного исследования по выбранной теме.   Экспериментальные   методы. Раздел 2 Язык и стиль научно­исследовательской работы Стиль написания и содержание  научно­исследовательской работы Защита работы (доклад.) Правила изложения научной речи. Раздел 3 Подготовка  и написание  научно­исследовательской работы Алгоритм   исследовательской   деятельности.  Текст   как   продукт исследовательской работы. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.  Работа   с   источниками   информации.  Виды   информации:   обзорная, реферативная,   Источники   информации:   книги,   справочная   и   др. периодические   издания,   электронные   ресурсы   и   др.     Библиотеки,   их возможности   в   проведении   исследования.   Возможности   использования Интернет­технологий в исследовательской деятельности. Принципы составления библиографии. Правила оформления ссылок и списка  литературы. Способы обработки полученной информации. Поэтапная работа  над исследовательской работой. Требования к введению исследовательской  работы (аргументация актуальности и характеристика общего состояния  проблемы ко времени начала исследования, формулирование цели, задач,  объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов  исследования). Проведение исследований по выбранным темам . Основная  часть: описание этапов и процесса исследования. Заключение: обобщение  наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Требования к оформлению научных работ. Оформление работы  Раздел 4. Подготовка к защите исследовательской работы (7 ч.) Критерии   оценки   исследовательской   работы.       Составление   тезисов исследования   и   компоненты   их   содержания.   Аннотация.   Защита   учебно­ исследовательских   работ:   алгоритм   проведения   защиты.   Доклад   –   форма публичного   выступления.   Правила   публичного   выступления.   Структура научного доклада. Психологический   аспект   готовности   к   выступлению.   Культура выступления   и   ведения   дискуссии:   соблюдение   правил   этикета,   ответы   на вопросы, заключительное слово. Тематическое планирование курса № Название разделов и тем  Введение в исследовательскую деятельность(2 ч.) Цели, задачи, содержание элективного курса. Учебно­ исследовательская и научно­исследовательская  деятельность. 1 2 Дата Ко л­ во ча со в 1 1 2 2 2 2 Основные виды исследовательских работ  Раздел   1.   Методология   и   технология   написания   научно­ исследовательской работы (32 ч.) Наука и научное исследование Классификация наук Основные этапы научного исследования.  3­4 5­6 7­8 9­10 Основные   понятия   исследовательской   работы:   аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция и т.д. 11­12 Практическая работа  №1 Составление глоссария 13­14 Проблемы и их виды. Развитие умений видеть проблемы  2 2 15­16 Выбор темы исследовательской работы. Принципы выбора темы и обоснование ее актуальности. 17­18 Практическая работа №2 Выбор темы исследовательской работы, обоснование ее актуальности. (групповая работа ) 19­20 Формулирование гипотезы исследования. Постановка цели и задач исследования.  21­22 Практическая   работа   №3  Формулирование   гипотезы исследования. Постановка цели и задач исследования. 23­24 Методы   научного   исследования   (теоретические   и эмпирические).  Эксперимент и наблюдение, их отличие. 25­26 Практическая работа№4 Выбор методов исследования. 27­28 Описательный   метод.   Сравнительно­исторический   метод. Экспериментальные методы. 29­30 Методика   систематизации   результатов   собственных изысканий.  31­32 Методика трансформации мысли в графический образ 33­34   Практическая   работа№5  Отчёт   каждой   группы     о проделанной работе  РАЗДЕЛ 2 Язык и стиль научно­исследовательской работы (8ч.) 35­36 Стиль написания и содержание  научно­исследовательской работы 37­38 Защита работы (доклад.) Правила изложения научной речи. 39­40 Практическая работа №6 Составление научного  доклада. 41­42 Практическая работа №7 Устная презентация доклада 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 6 Раздел   3   Подготовка     и   написание     научно­исследовательской работы (90ч) 43­44 Алгоритм исследовательской деятельности.  45­46 Текст как продукт исследовательской работы. 47­48 Изучение   образцов   и   знакомство   со   структурой   научных работ. Лист собственных размышлений и выводов 49­50 Практическая работа№8 Составление листа собственных размышлений и выводов 51­52 Библиотеки, их возможности в проведении исследования. Возможности   использования   Интернет­технологий   в исследовательской деятельности. 53­54 Принципы   составления   библиографии.   Правила оформления ссылок и списка литературы. 55­60 Практическая   работа   №9   Работа   с   источниками информации.  Виды информации: обзорная, реферативная, справочная   и   др.   Источники   информации:   книги, периодические издания 61­66 Практическая работа № 10  Работа с поисковыми системами в Интернете. Создание  списка полезных ресурсов. 67­68 Практическая работа № 11  Составление и оформление списка источников по теме  исследования. 69­72 Практическая работа № 12.Способы обработки  полученной информации  73­76 Экскурсия в ДГТУ. Встреча с координаторами проекта  « В будущее­ с инженерным образованием»   Инструктаж по ТБ 77­78 Поэтапная работа над исследовательской работой.  Требования к введению исследовательской работы. 79­82 Практическая работа № 13   Написание введения. 83­84 Основная часть: описание этапов и процесса исследования. 85­86 Самостоятельная работа . Консультация с учителями­  предметниками 87­90 Экскурсии на объекты исследования 91­96 Практическая работа № 14 Проведение исследований по выбранным темам 97­98 Индивидуальная консультационная работа по проведению  самостоятельных исследований Практическая работа № 15Обработка данных  исследования Практическая работа № 16. Работа над основной частью исследования.  Заключение: обобщение наиболее важных результатов  исследования и перспективы исследования. Практическая работа № 17. Написание заключения. Требования к оформлению научных работ Практическая работа № 18. Оформление работы 6 2 4 4 2 4 2 2 4 6 2 4 1 8 2 4 2 4 99­ 102 103­ 120 121­ 122 123­ 126 127­ 128 129­ 132 133­ 134 Раздел 4.  Подготовка  к защите     и защита  исследовательской работы (38ч.) Критерии оценки исследовательской работы.  2 Составление тезисов исследования и компоненты их  содержания. Аннотация Практическая работа № 19.  Составление тезисов к работе Защита учебно­исследовательских работ: алгоритм  проведения защиты. Доклад – форма публичного выступления. Правила  публичного выступления. Структура научного доклада. Практическая работа № 20.   Составление текста доклада. Обсуждение содержания презентаций исследовательских  работ учащихся                                                                            Практическая работа№21: Презентация Microsoft Power  Point исследовательской работы – мультимедийная   поддержка доклада ученика Графический способ изложения иллюстративного  материала. Работа с таблицами Практическая работа№22  Построение графиков,  диаграмм, схем  Практическая работа  Оформление таблиц Психологический аспект готовности к выступлению.  Культура выступления и ведения дискуссии. Практическая работа № 23. Защита исследовательской  работы.  Представление  и  Выступление учащихся на  школьной научной конференции. Анализ выступления, самоанализ. Выступление на конференции в ДГТУ 2 2 1 1 2 2 6 2 4 2 2 4 2 4 135­ 136 137­ 138 139 140 141­ 142 143­ 144 145­ 150 151­ 152 153­ 156 157­ 158 159­ 160 161­ 164 165­ 166 167­ 170 Список литературы 1. Белых   С.Л.   Управление   исследовательской   активностью   ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2­е, испр. доп. изд. / Под ред. А.С. Обухова. – Ижевск, 2007. 2. Леонтович   А.В.   В   чем   отличие   исследовательской   деятельности   от других   видов   творческой   деятельности?   /   А.В.   Леонтович//   Завуч.   – 2001. ­ №1. – С 105­107. 3. Леонтович   А.В.   Рекомендации   по   написанию   исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. ­ №1. – С.102­105. 4. Масленникова   А.В.   Материалы   для   проведения   спецкурса   «Основы исследовательской   деятельности   учащихся»   /   А.В.   Масленникова   // Практика административной работы в школе. – 2004. ­ №5. ­ С. 51­60. 5. Развитие   исследовательской   деятельности   учащихся:   Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с. 6. Сабитов Р.А.Основы научных исследований: Учеб. Пособие/Челяб. гос. ун­т. Челябинск,2002.138с. 7. Савенков   А.И.   Исследователь.   Материалы   для   подростков   по самостоятельной   исследовательской   практике   /   А.И.   Савенков   // Практика административной работы в школе. – 2004. ­ №5. ­ С. 61­66. 8. Система работы по организации исследовательской деятельности  учащихся. В помощь учителю. – Экибастуз, 2006   htth://school1.ekibastuz.kz/…/systema_deyat.doc 9. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно­исследовательских  работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003.  ­ №4. – С. 34­45. 10.Тыртышникова   Е.А.   Научно­исследовательская   и   проектная деятельность   учащихся   средних   общеобразовательных   учреждений   в условиях   преемственности   образования   и   планирования профессиональной деятельности Учебно­методическое пособие. / Под ред. Чубовой Е.П. – ООО «Лаборатория развития», 2012.С.3­54 11.  Юдина Ю.Г. Основы исследовательской деятельности. Программа по курсу. ­ http://festival.1september.ru/articles/502200/ Приложение № 2 Список Интернет­ресурсов для учителя и учащихся 1. Интернет­портал   «Исследовательская   деятельность   школьников» http://www.researcher.ru/  (большое количество материалов по методике и   практике   исследовательской   деятельности   учащихся,   а   также содержится дополнительная информация, которая поможет учителю в повседневной образовательной и методической деятельности) 2. Центр   развития   исследовательской   деятельности   учащихся http://www.redu.ru/ Сайты библиотек 1. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru 2. Государственная   научная   педагогическая   библиотека им. К.Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru

Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса  «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса  «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса  «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса  «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса  «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса  «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса  «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса  «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса  «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса  «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса  «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"

Программа элективного курса  «Основы исследовательской деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2018