Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
классное руководство +1
7 кл—11 кл +1
09.01.2018
Элективный курс «Основы исследовательской деятельности» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе. Реализация программы курса предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"
Эл курс Исслед деят.docx
МБОУ Чалтырская
Программа элективного курса
«Основы исследовательской
деятельности
Составитель:
Гайбарян В.М. Программа элективного курса
«Основы исследовательской
деятельности
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования одной из основных
задач школы является формирование ключевых компетенций учащихся.
Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и
исследовательской культуры школьников,
создание условий для
самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в
процессе обучения. Элективные учебные предметы направлены на
удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и
склонностей каждого ученика.
Элективный курс «Основы исследовательской деятельности» позволяет
познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно
исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе
и сформировать познавательную самостоятельность, так как именно
исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими
участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации.
Реализация программы курса предполагает активное участие
школьников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с
целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.
Цель курса: познакомить школьников с теорией и практикой
организации
способствовать
формированию целостного представления об исследовательской
деятельности.
научноисследовательской
работы,
Задачи курса:
систематизировать
об
исследовательской деятельности через овладение основными
понятиями;
представление
обучающихся
сформировать основы практических умений организации научно
исследовательской работы;
развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и
предмет исследования;
совершенствовать умение поиска информации из разных
источников; формировать культуру публичного выступления;
оказать методическую поддержку учащимся при проведении
исследовательских работ и подготовке выступлений на научно
практических конференциях.
Организация учебного процесса
Программа кружка рассчитана на 170 часов и предлагается для
учащихся7 10 класса. Возможно изучение данного курса и в 11 классе.
Курс имеет практикоориентированную направленность.
В
тематическом планировании предусмотрены как теоретические, так и
практические занятия. Обучение методике исследовательской работы
проводится параллельно с работой учащихся над собственными
исследованиями.
Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне
развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать,
замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить
известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения.
Происходит развитие не только практических умений организации
научноисследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений.
В условиях информатизации современного общества особую
актуальность приобретает формирование информационной культуры
личности. Требуются специальные поисковые знания. Необходимо обучать
школьников методам поиска и обработки информации. Одним из основных
источников информации в современных условиях является Интернет. В
Приложении № 1 к программе приведен список сайтов, которые могут
оказать помощь учителю при проведении занятий данного элективного
курса.
Приоритетными методами организации деятельности педагога и
детей в кружке являются
Методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры,
дискуссии, методы учебного поощрения…)
Методы организации и осуществления учебных действий и операций
(словесные, наглядные, практические, методы самоуправления
учебными действиями)
Методы контроля и самоконтроля (наблюдение педагога за
практической деятельностью, контроль при помощи компьютера,
письменный и устный контроль).
Формы организации деятельности детей на занятии:
Индивидуальные
Групповые
Коллективные
Формы обучения: Экскурсии
Семинары
Интеллектуальные игры.
Итоговой формой контроля предполагается выполнение учащимися
своего исследования, написание исследовательской работы, реферата,
проекта и последующее выступление учащихся на научнопрактических
конференциях различных уровней.
Предполагаемый результат
Приобретение знаний, умений и навыков в области исследовательской
работы, участие в конкурсах, выставках.
По окончании изучения курса учащиеся должны
знать:
виды различных исследовательских работ;
структуру научноисследовательской работы;
методы научного исследования;
уметь:
работать с различными источниками информации;
обосновывать актуальность выбранной темы;
составлять индивидуальный рабочий план; библиографический
список, тезисы к работе и т.д.;
выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы.
Реализация программы обеспечивает следующий воспитательный
эффект:
положительные изменения в общении, речи, поведении, внешнем
виде;
ценностные ориентации: трудолюбие, ответственность, активную
жизненную позицию ребёнка, любовь к своей школе, краю, стране;
коммуникативные качества личности;
Примерная программа составлена на основе учебнометодического
пособия Тыртышниковой Е.А. «Научноисследовательская и проектная
деятельность учащихся средних общеобразовательных учреждений в условиях
преемственности образования и планирования профессиональной
деятельности», рекомендации А. И. Савенкова, А. В. Масленниковой, С. Л.
Белых, Н.И. Дереклеевойи Ю. Г. Юдиной «Основы исследовательской
деятельности» (http://festival.1september.ru).
Условия реализации Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной
целью овладением навыками исследования. Для достижения цели и
выполнения задач программой используются современные методики основам
исследовательской деятельности. Занятия проводятся с учётом возрастных и
психологических особенностей.
Программа курса170ч.
Введение в исследовательскую деятельность (2 ч.)
Цели,
задачи,
Учебно
исследовательская и научноисследовательская деятельность. Основные виды
исследовательских работ
содержание элективного курса.
Раздел 1. Методология и технология написания научно
исследовательской работы (20 ч.)
Наука и научное исследование. Классификация наук. Основные этапы
научного исследования. Основные понятия исследовательской работы: аспект,
гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово,
метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина,
научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание,
научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип,
проблема, теория, умозаключение. Проблемы и их виды. Развитие умений
видеть проблемы
Выбор темы исследовательской работы. Принципы выбора темы и
обоснование ее актуальности. Формулирование гипотезы исследования.
Постановка цели и задач исследования
Методы научного исследования (теоретические и эмпирические).
Эксперимент и наблюдение, их отличие.. Описательный метод. Сравнительно
исторический метод.
Проведение
самостоятельного исследования по выбранной теме.
Экспериментальные методы.
Раздел 2 Язык и стиль научноисследовательской работы
Стиль написания и содержание научноисследовательской работы
Защита работы (доклад.) Правила изложения научной речи.
Раздел 3 Подготовка и написание научноисследовательской работы
Алгоритм исследовательской деятельности. Текст как продукт
исследовательской работы. Изучение образцов и знакомство со структурой
научных работ.
Работа с источниками информации. Виды информации: обзорная,
реферативная,
Источники информации: книги,
справочная и др. периодические издания, электронные ресурсы и др.
Библиотеки, их
возможности в проведении исследования. Возможности использования
Интернеттехнологий в исследовательской деятельности.
Принципы составления библиографии. Правила оформления ссылок и списка
литературы. Способы обработки полученной информации. Поэтапная работа
над исследовательской работой. Требования к введению исследовательской
работы (аргументация актуальности и характеристика общего состояния
проблемы ко времени начала исследования, формулирование цели, задач,
объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов
исследования). Проведение исследований по выбранным темам . Основная
часть: описание этапов и процесса исследования. Заключение: обобщение
наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования.
Требования к оформлению научных работ.
Оформление работы
Раздел 4. Подготовка к защите исследовательской работы (7 ч.)
Критерии оценки исследовательской работы. Составление тезисов
исследования и компоненты их содержания. Аннотация. Защита учебно
исследовательских работ: алгоритм проведения защиты. Доклад – форма
публичного выступления. Правила публичного выступления. Структура
научного доклада.
Психологический аспект готовности к выступлению. Культура
выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на
вопросы, заключительное слово. Тематическое планирование курса
№
Название разделов и тем
Введение в исследовательскую деятельность(2 ч.)
Цели, задачи, содержание элективного курса. Учебно
исследовательская и научноисследовательская
деятельность.
1
2
Дата
Ко
л
во
ча
со
в
1
1
2
2
2
2
Основные виды исследовательских работ
Раздел 1. Методология и технология написания научно
исследовательской работы (32 ч.)
Наука и научное исследование
Классификация наук
Основные этапы научного исследования.
34
56
78
910 Основные понятия исследовательской работы: аспект,
гипотеза, дедукция, идея, индукция и т.д.
1112 Практическая работа №1 Составление глоссария
1314 Проблемы и их виды. Развитие умений видеть проблемы
2
2 1516 Выбор темы исследовательской работы. Принципы выбора
темы и обоснование ее актуальности.
1718 Практическая работа №2 Выбор темы исследовательской
работы, обоснование ее актуальности. (групповая работа )
1920 Формулирование гипотезы исследования. Постановка цели
и задач исследования.
2122 Практическая работа №3 Формулирование гипотезы
исследования. Постановка цели и задач исследования.
2324 Методы научного исследования (теоретические и
эмпирические). Эксперимент и наблюдение, их отличие.
2526 Практическая работа№4 Выбор методов исследования.
2728 Описательный метод. Сравнительноисторический метод.
Экспериментальные методы.
2930 Методика систематизации результатов собственных
изысканий.
3132 Методика трансформации мысли в графический образ
3334
Практическая работа№5 Отчёт каждой группы о
проделанной работе
РАЗДЕЛ 2 Язык и стиль научноисследовательской работы (8ч.)
3536 Стиль написания и содержание научноисследовательской
работы
3738 Защита работы (доклад.) Правила изложения научной речи.
3940 Практическая работа №6 Составление научного
доклада.
4142 Практическая работа №7 Устная презентация доклада
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
6
Раздел 3 Подготовка и написание научноисследовательской
работы (90ч)
4344 Алгоритм исследовательской деятельности.
4546 Текст как продукт исследовательской работы.
4748 Изучение образцов и знакомство со структурой научных
работ. Лист собственных размышлений и выводов
4950 Практическая работа№8 Составление листа собственных
размышлений и выводов
5152 Библиотеки, их возможности в проведении исследования.
Возможности использования Интернеттехнологий в
исследовательской деятельности.
5354 Принципы составления библиографии.
Правила
оформления ссылок и списка литературы.
5560 Практическая работа №9 Работа с источниками
информации. Виды информации: обзорная, реферативная, справочная и др. Источники информации: книги,
периодические издания
6166 Практическая работа № 10
Работа с поисковыми системами в Интернете. Создание
списка полезных ресурсов.
6768 Практическая работа № 11
Составление и оформление списка источников по теме
исследования.
6972 Практическая работа № 12.Способы обработки
полученной информации
7376 Экскурсия в ДГТУ. Встреча с координаторами проекта
« В будущее с инженерным образованием»
Инструктаж по ТБ
7778 Поэтапная работа над исследовательской работой.
Требования к введению исследовательской работы.
7982 Практическая работа № 13
Написание введения.
8384 Основная часть: описание этапов и процесса исследования.
8586 Самостоятельная работа . Консультация с учителями
предметниками
8790 Экскурсии на объекты исследования
9196 Практическая работа № 14
Проведение исследований по выбранным темам
9798 Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований
Практическая работа № 15Обработка данных
исследования
Практическая работа № 16.
Работа над основной частью исследования.
Заключение: обобщение наиболее важных результатов
исследования и перспективы исследования.
Практическая работа № 17. Написание заключения.
Требования к оформлению научных работ
Практическая работа № 18. Оформление работы
6
2
4
4
2
4
2
2
4
6
2
4
1
8
2
4
2
4
99
102
103
120
121
122
123
126
127
128
129
132
133
134
Раздел 4. Подготовка к защите и защита исследовательской
работы (38ч.)
Критерии оценки исследовательской работы.
2 Составление тезисов исследования и компоненты их
содержания. Аннотация
Практическая работа № 19.
Составление тезисов к работе
Защита учебноисследовательских работ: алгоритм
проведения защиты.
Доклад – форма публичного выступления. Правила
публичного выступления. Структура научного доклада.
Практическая работа № 20.
Составление текста доклада.
Обсуждение содержания презентаций исследовательских
работ учащихся
Практическая работа№21: Презентация Microsoft Power
Point исследовательской работы – мультимедийная
поддержка доклада ученика
Графический способ изложения иллюстративного
материала. Работа с таблицами
Практическая работа№22 Построение графиков,
диаграмм, схем
Практическая работа Оформление таблиц
Психологический аспект готовности к выступлению.
Культура выступления и ведения дискуссии.
Практическая работа № 23. Защита исследовательской
работы. Представление и Выступление учащихся на
школьной научной конференции.
Анализ выступления, самоанализ.
Выступление на конференции в ДГТУ
2
2
1
1
2
2
6
2
4
2
2
4
2
4
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
150
151
152
153
156
157
158
159
160
161
164
165
166
167
170
Список литературы
1. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика:
Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев.
2е, испр. доп. изд. / Под ред. А.С. Обухова. – Ижевск, 2007. 2. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от
других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. –
2001. №1. – С 105107.
3. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской
работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. №1. – С.102105.
4. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы
исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова //
Практика административной работы в школе. – 2004. №5. С. 5160.
5. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический
сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
6. Сабитов Р.А.Основы научных исследований: Учеб. Пособие/Челяб. гос.
унт. Челябинск,2002.138с.
7. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по
самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков //
Практика административной работы в школе. – 2004. №5. С. 6166.
8. Система работы по организации исследовательской деятельности
учащихся. В помощь учителю. – Экибастуз, 2006
htth://school1.ekibastuz.kz/…/systema_deyat.doc
9. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научноисследовательских
работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003.
№4. – С. 3445.
10.Тыртышникова Е.А.
Научноисследовательская и проектная
деятельность учащихся средних общеобразовательных учреждений в
условиях преемственности образования и планирования
профессиональной деятельности Учебнометодическое пособие. / Под
ред. Чубовой Е.П. – ООО «Лаборатория развития», 2012.С.354
11. Юдина Ю.Г. Основы исследовательской деятельности. Программа по
курсу. http://festival.1september.ru/articles/502200/
Приложение № 2
Список Интернетресурсов для учителя и учащихся
1. Интернетпортал «Исследовательская деятельность школьников»
http://www.researcher.ru/ (большое количество материалов по методике и практике исследовательской деятельности учащихся, а также
содержится дополнительная информация, которая поможет учителю в
повседневной образовательной и методической деятельности)
2. Центр развития исследовательской деятельности учащихся
http://www.redu.ru/
Сайты библиотек
1. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru
2. Государственная научная педагогическая библиотека
им. К.Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru
Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"
Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"
Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"
Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"
Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"
Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"
Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"
Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"
Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"
Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"
Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"
Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.