Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 09.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Элективный курс «Основы исследовательской деятельности» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе. Реализация программы курса предполагает активное участие школьников в исследовательской деятельности по выбранному профилю с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала.Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности"
Иконка файла материала Эл курс Исслед деят.docx
МБОУ Чалтырская Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности  Составитель: Гайбарян В.М.Программа элективного курса «Основы исследовательской деятельности  Пояснительная записка В   условиях   модернизации   системы   образования   одной   из   основных задач   школы   является   формирование   ключевых   компетенций   учащихся. Компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской   культуры   школьников,   создание   условий   для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе   обучения.   Элективные   учебные   предметы   направлены   на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого ученика.  Элективный курс «Основы исследовательской деятельности» позволяет познакомить   учащихся   с   теорией   и   практикой   организации   научно­ исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе и   сформировать   познавательную   самостоятельность,   так   как   именно исследовательский   подход   в   обучении   делает   учащихся   творческими участниками процесса познания, а не потребителями готовой информации. Реализация   программы   курса   предполагает   активное   участие школьников   в   исследовательской   деятельности   по   выбранному   профилю   с целью расширения их знаний и более глубокого усвоения учебного материала. Цель   курса:  познакомить   школьников   с   теорией   и   практикой организации способствовать формированию   целостного   представления   об   исследовательской деятельности. научно­исследовательской работы,       Задачи курса:    систематизировать об исследовательской   деятельности   через   овладение   основными понятиями;  представление обучающихся  сформировать основы практических умений организации научно­     исследовательской работы;   развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;  совершенствовать   умение   поиска   информации   из   разных источников; формировать культуру публичного выступления;  оказать   методическую   поддержку   учащимся   при   проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на   научно­ практических конференциях. Организация учебного процесса Программа   кружка   рассчитана   на   170   часов   и   предлагается   для учащихся7­ 10 класса. Возможно изучение данного курса и в 11 классе.  Курс   имеет   практико­ориентированную   направленность.   В тематическом   планировании   предусмотрены   как   теоретические,   так   и практические   занятия.   Обучение   методике   исследовательской   работы проводится   параллельно   с   работой   учащихся   над   собственными исследованиями. Формирование   важнейших   умений   и   навыков   происходит   на   фоне развития умственной деятельности, так как школьники учатся анализировать, замечать   существенное,   подмечать   общее   и   делать   обобщения,   переносить известные приемы в нестандартные ситуации, находить пути их решения. Происходит   развитие   не   только   практических   умений   организации научно­исследовательской деятельности учащихся, но и общеучебных умений. В   условиях   информатизации   современного   общества   особую актуальность   приобретает   формирование   информационной   культуры личности. Требуются специальные поисковые знания. Необходимо обучать школьников методам поиска и обработки информации. Одним из основных источников  информации  в  современных  условиях  является Интернет. В Приложении  № 1  к программе  приведен список  сайтов, которые могут оказать помощь  учителю  при    проведении занятий  данного элективного курса.  Приоритетными  методами организации деятельности педагога и детей в кружке являются   Методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры,  дискуссии, методы учебного поощрения…)  Методы организации и осуществления учебных действий и операций  (словесные, наглядные, практические, методы самоуправления  учебными действиями)  Методы контроля и самоконтроля (наблюдение педагога за  практической деятельностью, контроль при помощи компьютера,  письменный и устный контроль).     Формы организации деятельности детей на занятии:  Индивидуальные   Групповые   Коллективные         Формы обучения: Экскурсии  Семинары   Интеллектуальные игры. Итоговой  формой   контроля  предполагается   выполнение   учащимися своего   исследования,   написание   исследовательской   работы,   реферата, проекта   и   последующее   выступление   учащихся   на   научно­практических конференциях различных уровней.  Предполагаемый результат   Приобретение знаний, умений и навыков в области исследовательской работы, участие в конкурсах, выставках. По окончании изучения курса учащиеся должны  знать:   виды различных исследовательских работ;  структуру научно­исследовательской работы;  методы научного исследования;  уметь:   работать с различными источниками информации;  обосновывать актуальность выбранной темы;   составлять   индивидуальный   рабочий   план;   библиографический список, тезисы к работе и т.д.;  выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы. Реализация программы обеспечивает следующий воспитательный эффект:        ­ положительные изменения в общении, речи, поведении, внешнем виде;               ­  ценностные   ориентации:   трудолюбие,   ответственность,   активную жизненную позицию ребёнка, любовь к своей школе, краю, стране;        ­  коммуникативные качества личности; Примерная   программа   составлена   на   основе   учебно­методического пособия   Тыртышниковой   Е.А.   «Научно­исследовательская   и   проектная деятельность учащихся средних общеобразовательных учреждений в условиях преемственности   образования   и   планирования   профессиональной деятельности», рекомендации А. И. Савенкова, А. В. Масленниковой, С. Л. Белых,   Н.И.   Дереклеевойи   Ю.   Г.   Юдиной   «Основы   исследовательской деятельности» (http://festival.1september.ru). Условия реализацииНастоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью­   овладением   навыками   исследования.       Для   достижения   цели   и выполнения задач программой используются современные методики основам исследовательской деятельности. Занятия проводятся с учётом возрастных  и психологических особенностей. Программа курса­170ч. Введение в исследовательскую деятельность (2 ч.) Цели,   задачи, Учебно­ исследовательская и научно­исследовательская деятельность. Основные виды исследовательских работ    содержание   элективного   курса.  Раздел   1.   Методология   и   технология   написания   научно­ исследовательской работы (20 ч.) Наука и научное исследование. Классификация наук. Основные этапы научного исследования. Основные понятия исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод  исследования,  методология  научного  познания,  научная   дисциплина, научная   тема,   научная   теория,   научное   исследование,   научное   познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема,   теория,   умозаключение.   Проблемы   и   их   виды.   Развитие   умений видеть проблемы Выбор   темы   исследовательской   работы.   Принципы   выбора   темы   и обоснование   ее   актуальности.   Формулирование   гипотезы   исследования. Постановка цели и задач исследования   Методы   научного   исследования   (теоретические   и   эмпирические). Эксперимент и наблюдение, их отличие.. Описательный метод. Сравнительно­ исторический   метод.   Проведение самостоятельного исследования по выбранной теме.   Экспериментальные   методы. Раздел 2 Язык и стиль научно­исследовательской работы Стиль написания и содержание  научно­исследовательской работы Защита работы (доклад.) Правила изложения научной речи. Раздел 3 Подготовка  и написание  научно­исследовательской работы Алгоритм   исследовательской   деятельности.  Текст   как   продукт исследовательской работы. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.  Работа   с   источниками   информации.  Виды   информации:   обзорная, реферативная,   Источники   информации:   книги,   справочная   и   др.периодические   издания,   электронные   ресурсы   и   др.     Библиотеки,   их возможности   в   проведении   исследования.   Возможности   использования Интернет­технологий в исследовательской деятельности. Принципы составления библиографии. Правила оформления ссылок и списка  литературы. Способы обработки полученной информации. Поэтапная работа  над исследовательской работой. Требования к введению исследовательской  работы (аргументация актуальности и характеристика общего состояния  проблемы ко времени начала исследования, формулирование цели, задач,  объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов  исследования). Проведение исследований по выбранным темам . Основная  часть: описание этапов и процесса исследования. Заключение: обобщение  наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования. Требования к оформлению научных работ. Оформление работы  Раздел 4. Подготовка к защите исследовательской работы (7 ч.) Критерии   оценки   исследовательской   работы.       Составление   тезисов исследования   и   компоненты   их   содержания.   Аннотация.   Защита   учебно­ исследовательских   работ:   алгоритм   проведения   защиты.   Доклад   –   форма публичного   выступления.   Правила   публичного   выступления.   Структура научного доклада. Психологический   аспект   готовности   к   выступлению.   Культура выступления   и   ведения   дискуссии:   соблюдение   правил   этикета,   ответы   на вопросы, заключительное слово.Тематическое планирование курса № Название разделов и тем  Введение в исследовательскую деятельность(2 ч.) Цели, задачи, содержание элективного курса. Учебно­ исследовательская и научно­исследовательская  деятельность. 1 2 Дата Ко л­ во ча со в 1 1 2 2 2 2 Основные виды исследовательских работ  Раздел   1.   Методология   и   технология   написания   научно­ исследовательской работы (32 ч.) Наука и научное исследование Классификация наук Основные этапы научного исследования.  3­4 5­6 7­8 9­10 Основные   понятия   исследовательской   работы:   аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция и т.д. 11­12 Практическая работа  №1 Составление глоссария 13­14 Проблемы и их виды. Развитие умений видеть проблемы  2 215­16 Выбор темы исследовательской работы. Принципы выбора темы и обоснование ее актуальности. 17­18 Практическая работа №2 Выбор темы исследовательской работы, обоснование ее актуальности. (групповая работа ) 19­20 Формулирование гипотезы исследования. Постановка цели и задач исследования.  21­22 Практическая   работа   №3  Формулирование   гипотезы исследования. Постановка цели и задач исследования. 23­24 Методы   научного   исследования   (теоретические   и эмпирические).  Эксперимент и наблюдение, их отличие. 25­26 Практическая работа№4 Выбор методов исследования. 27­28 Описательный   метод.   Сравнительно­исторический   метод. Экспериментальные методы. 29­30 Методика   систематизации   результатов   собственных изысканий.  31­32 Методика трансформации мысли в графический образ 33­34   Практическая   работа№5  Отчёт   каждой   группы     о проделанной работе  РАЗДЕЛ 2 Язык и стиль научно­исследовательской работы (8ч.) 35­36 Стиль написания и содержание  научно­исследовательской работы 37­38 Защита работы (доклад.) Правила изложения научной речи. 39­40 Практическая работа №6 Составление научного  доклада. 41­42 Практическая работа №7 Устная презентация доклада 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 6 Раздел   3   Подготовка     и   написание     научно­исследовательской работы (90ч) 43­44 Алгоритм исследовательской деятельности.  45­46 Текст как продукт исследовательской работы. 47­48 Изучение   образцов   и   знакомство   со   структурой   научных работ. Лист собственных размышлений и выводов 49­50 Практическая работа№8 Составление листа собственных размышлений и выводов 51­52 Библиотеки, их возможности в проведении исследования. Возможности   использования   Интернет­технологий   в исследовательской деятельности. 53­54 Принципы   составления   библиографии.   Правила оформления ссылок и списка литературы. 55­60 Практическая   работа   №9   Работа   с   источниками информации.  Виды информации: обзорная, реферативная,справочная   и   др.   Источники   информации:   книги, периодические издания 61­66 Практическая работа № 10  Работа с поисковыми системами в Интернете. Создание  списка полезных ресурсов. 67­68 Практическая работа № 11  Составление и оформление списка источников по теме  исследования. 69­72 Практическая работа № 12.Способы обработки  полученной информации  73­76 Экскурсия в ДГТУ. Встреча с координаторами проекта  « В будущее­ с инженерным образованием»   Инструктаж по ТБ 77­78 Поэтапная работа над исследовательской работой.  Требования к введению исследовательской работы. 79­82 Практическая работа № 13   Написание введения. 83­84 Основная часть: описание этапов и процесса исследования. 85­86 Самостоятельная работа . Консультация с учителями­  предметниками 87­90 Экскурсии на объекты исследования 91­96 Практическая работа № 14 Проведение исследований по выбранным темам 97­98 Индивидуальная консультационная работа по проведению  самостоятельных исследований Практическая работа № 15Обработка данных  исследования Практическая работа № 16. Работа над основной частью исследования.  Заключение: обобщение наиболее важных результатов  исследования и перспективы исследования. Практическая работа № 17. Написание заключения. Требования к оформлению научных работ Практическая работа № 18. Оформление работы 6 2 4 4 2 4 2 2 4 6 2 4 1 8 2 4 2 4 99­ 102 103­ 120 121­ 122 123­ 126 127­ 128 129­ 132 133­ 134 Раздел 4.  Подготовка  к защите     и защита  исследовательской работы (38ч.) Критерии оценки исследовательской работы.  2Составление тезисов исследования и компоненты их  содержания. Аннотация Практическая работа № 19.  Составление тезисов к работе Защита учебно­исследовательских работ: алгоритм  проведения защиты. Доклад – форма публичного выступления. Правила  публичного выступления. Структура научного доклада. Практическая работа № 20.   Составление текста доклада. Обсуждение содержания презентаций исследовательских  работ учащихся                                                                            Практическая работа№21: Презентация Microsoft Power  Point исследовательской работы – мультимедийная   поддержка доклада ученика Графический способ изложения иллюстративного  материала. Работа с таблицами Практическая работа№22  Построение графиков,  диаграмм, схем  Практическая работа  Оформление таблиц Психологический аспект готовности к выступлению.  Культура выступления и ведения дискуссии. Практическая работа № 23. Защита исследовательской  работы.  Представление  и  Выступление учащихся на  школьной научной конференции. Анализ выступления, самоанализ. Выступление на конференции в ДГТУ 2 2 1 1 2 2 6 2 4 2 2 4 2 4 135­ 136 137­ 138 139 140 141­ 142 143­ 144 145­ 150 151­ 152 153­ 156 157­ 158 159­ 160 161­ 164 165­ 166 167­ 170 Список литературы 1. Белых   С.Л.   Управление   исследовательской   активностью   ученика: Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2­е, испр. доп. изд. / Под ред. А.С. Обухова. – Ижевск, 2007.2. Леонтович   А.В.   В   чем   отличие   исследовательской   деятельности   от других   видов   творческой   деятельности?   /   А.В.   Леонтович//   Завуч.   – 2001. ­ №1. – С 105­107. 3. Леонтович   А.В.   Рекомендации   по   написанию   исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. ­ №1. – С.102­105. 4. Масленникова   А.В.   Материалы   для   проведения   спецкурса   «Основы исследовательской   деятельности   учащихся»   /   А.В.   Масленникова   // Практика административной работы в школе. – 2004. ­ №5. ­ С. 51­60. 5. Развитие   исследовательской   деятельности   учащихся:   Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с. 6. Сабитов Р.А.Основы научных исследований: Учеб. Пособие/Челяб. гос. ун­т. Челябинск,2002.138с. 7. Савенков   А.И.   Исследователь.   Материалы   для   подростков   по самостоятельной   исследовательской   практике   /   А.И.   Савенков   // Практика административной работы в школе. – 2004. ­ №5. ­ С. 61­66. 8. Система работы по организации исследовательской деятельности  учащихся. В помощь учителю. – Экибастуз, 2006   htth://school1.ekibastuz.kz/…/systema_deyat.doc 9. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно­исследовательских  работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003.  ­ №4. – С. 34­45. 10.Тыртышникова   Е.А.   Научно­исследовательская   и   проектная деятельность   учащихся   средних   общеобразовательных   учреждений   в условиях   преемственности   образования   и   планирования профессиональной деятельности Учебно­методическое пособие. / Под ред. Чубовой Е.П. – ООО «Лаборатория развития», 2012.С.3­54 11.  Юдина Ю.Г. Основы исследовательской деятельности. Программа по курсу. ­ http://festival.1september.ru/articles/502200/ Приложение № 2 Список Интернет­ресурсов для учителя и учащихся 1. Интернет­портал   «Исследовательская   деятельность   школьников» http://www.researcher.ru/  (большое количество материалов по методикеи   практике   исследовательской   деятельности   учащихся,   а   также содержится дополнительная информация, которая поможет учителю в повседневной образовательной и методической деятельности) 2. Центр   развития   исследовательской   деятельности   учащихся http://www.redu.ru/ Сайты библиотек 1. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru 2. Государственная   научная   педагогическая   библиотека им. К.Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru