Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности". 8–9-й классы
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
история +1
8 кл—11 кл +1
08.03.2018
Курс "Основы исследовательской деятельности" предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов в объёме 8 (16*) часов. Данный курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений.
Курс позволяет выделить из числа учащихся наиболее способных, творческих, развивать их интеллектуальный потенциал. Данный учебный курс является основополагающим в рамках предпрофильной и профильной школы, так как вооружает учащихся методикой исследовательской деятельности.
Программа элективного курса 15.doc
Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности".
8–9й классы
Курс "Основы исследовательской деятельности" предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9х классов в
объёме 8 (16*) часов. Данный курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их
метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для
школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений.
Курс позволяет выделить из числа учащихся наиболее способных, творческих, развивать их интеллектуальный потенциал.
Данный учебный курс является основополагающим в рамках предпрофильной и профильной школы, так как вооружает
учащихся методикой исследовательской деятельности.
Цели и задачи курса:
создать целостное представление о структуре, формах и перспективах исследовательской деятельности;
ознакомление учащихся с методикой проведения учебного исследования;
обучение учащихся основным алгоритмам исследовательской деятельности;
формирование научного мировоззрения учащихся;
развитие творческих способностей учащихся, умения самостоятельно мыслить, приобретать и применять знания;
организация сотрудничества: "учитель ученик", "ученик ученик", "ученик социум".
Поставленные цели и задачи решаются посредством использования современных образовательных технологий
(информационных, проектных, дистантных и др.), а также организации самостоятельной познавательной деятельности
учащихся (работа с источниками, решение логических задач, работа в группе, дискуссия, мозговой штурм, учебное
исследование и др.).
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
наблюдать и изучать общественные явления;
описывать результаты наблюдений;
анализировать и систематизировать полученную информацию;
выдвигать гипотезы;
отбирать необходимые методы исследования;
представлять и интерпретировать результаты;
делать выводы;
обсуждать результаты, участвовать в дискуссии;
представлять результаты в виде проектов, исследовательских работ.
Образовательные результаты:
Овладение курсом позволяет учащимся получить первичные представления о теории и практике исследовательской
деятельности
Основные формы работы: парная, групповая, индивидуальная.
Формы итоговой отчётности(измерители): презентация документов, рефератов, малых исследовательских работ,
участие в конференциях, конкурсах.
Учебно тематическое планирование 8 ч теоретический курс; 16 ч практико теоретический курс (в
планировании обозначен *) №
п/п
Тема урока
Содержание
урока
Основные
умения и
навыки
Формы работы
(виды
деятельности)
Основные этапы
исследовательск
ой деятельности
1.
(1
2*)
Исследование
шаг в
неизведанное
2.
(3
4*)
Приключение
идей: в поисках
проблем и
противоречий
Формулировани
е целей и задач
курса.
Виды
исследовательск
их работ:
реферат,
проект, малая
исследовательск
ая работа.
Этапы
исследовательск
ой
деятельности.
Структура
исследовательск
ой работы.
Выдвижение
гипотез.
Формулировани
е целей и задач
исследования.
Предмет и
объект
исследования.
Понятие
способ борьбы с
неясностью.
Технология
исследования.
3.
(5
7*)
Эмпирические и
теоретические
методы
исследования.
Уметь: работать
по алгоритму
(написание эссе,
участие в
дискуссии,
решение
исследовательски
х задач);
Знать:
исследование,
творчество,
мировоззрение,
умозаключение;
Характеризовать:
этапы
исследовательско
й деятельности
Умение:
постановка задач,
выдвижение
гипотез,
формулирование
темы;
Знать: парадокс,
гипотеза,
предмет и объект
исследования.
Выявить:
противоречия и
проблемы.
Определять:
предмет и объект
исследования.
Написание эссе:
"Что значит быть
исследователем?"
организация
дискуссии: "Все
ли могут быть
исследователями?
"
Решение
логических и
проблемных
задач.
Практикум*:
основные этапы
работы над
проектом
(рабочий план)
"Мозговой
штурм"
(выдвижение
гипотез по темам
исследований)
Решение
проблемных
задач;
Практикум*:
Формулирование
целей, задач,
объекта и
предмета
исследования
Выбор
направления,
темы и формы
исследования
Создание
программы
исследования
(индивидуальные
консультации,
создание рабочих
групп)
Составление
рабочего плана
Выдвижение
гипотез
Определение
целей и задач
исследования
Поэтапное
решение целей и
задач (согласно
программе
исследования).
Определение
предмета и
объекта
исследования.
Уметь: выбирать
методы
исследования в
соответствии с
планом, целями и
задачами работы.
Знать: анализ,
синтез, индукция,
дедукция,
Составление
таблицы:
"Основные
методы
исследовательско
й деятельности"
Диагностика*:
ОУУН учащихся
(умение
Отбор основных
методов
исследования
Разработка
анкет по теме
исследования
Пилотажное
исследование
(начальный этап систематизация,
классификация,
сравнение,
аналогия
(теоретические
методы)
Характеризовать:
эмпирические
(практические
методы)
Наблюдать и
описывать
общественные
явления.
Уметь: выделять
главное, работать
по алгоритму
(анализировать
источник);
Уметь:
пользоваться
каталогами
(алфавитными,
тематическими,
электронными)
Уметь:
оформлять
сноски, список
литературы
Знать: источник,
виды источников,
документ (типы)
Знать: алгоритм
оформления
исследовательско
й работы (её
составных
частей).
Систематизирова
ть: данные
исследования в
виде таблиц,
схем
Уметь:
использовать КТ
для оформления
работы и
написания
работы)
Написание
введения
сравнивать,
обобщать,
выделять главное,
анализировать)
Практикум*:
технология
проведения
социологического
опроса.
Отбор и анализ
литературы и
источников
(конспектировани
е, составление
тезисов, выбор
цитат)
Оформление
сносок и
библиографии
* Корректировка
рабочего плана (и
темы работы)
Практикум:
работа с
источником
(использование
памятки)
Практикум*:
оформление
сносок,
составление
библиографическ
ого списка.
Практикум*:
Информационные
ресурсы школьной
библиотеки
(привлечение
специалиста)
Практикум:
оформление
титульного листа
и плана.
Практикум*:
оформление
приложений
(таблиц, схем)
Практикум*:
использование
современных КТ и
Интернет
ресурсов для
оформления и
написания
Разделение
работы на части
(введение,
основная часть,
заключение)
Написание
работ (с учётом
требований к
структуре и
оформлению)
Корректировка
оформления
работы с учётом
специфики
положений о
45
(8
9*)
Отбор
литературы по
проблеме
Отбор
литературы по
теме
исследования.
Анализ
источников
(документов).
6.
(10
11*)
Оформление
исследовательск
их работ
Общие
требования к
оформлению
работы
(реферата,
проекта) приложений
(12*
)
Логика основа
исследовательск
ой деятельности
Педагогическое
управление
исследованием.
Написание
исследовательск
ой работы.
Применять
полученные
знания и умения.
Объединять
составные части
работы.
7.
(13
14*)
Подведение
итогов
исследовательск
ой работы
Анализ
результатов
исследования.
Формы
итоговой
отчётности.
Подготовка
тезисов и
защиты по теме
исследования.
8.
(15
16*)
Презентация
достижений
(защита
исследовательск
их работ*)
Подведение
итогов
исследовательск
ой
деятельности.
Уметь: делать
выводы,
умозаключения,
анализировать;
Составлять:
тезисы,
аннотацию к
работе;
Анализировать:
собственные
научные
достижения.
Анализировать:
итоги
исследовательско
й деятельности
(индивидуальные,
групповые)
Оценивать:
степень новизны
и собственных
достижений
Уметь:
организовать
защиту
исследовательско
й работы
Оформить:
зрительный ряд
для защиты.
исследовательски
х работ
(привлечение
специалиста)
конкурсах
исследовательски
х работ
(школьных,
городских,
областных,
всероссийских)
Индивидуальные
консультации;
работа в группах
Написание
основной части
(веление на
главы, разделы)
Самоанализ:
"Сильные и
слабые стороны в
работе".
Ролевая игра: "В
роли защитника и
оппонента".
Творческий
отчёт* о
проведённой
работе
Психологический
тренинг: как
выступать перед
аудиторией?
(привлечение
специалиста)
Защита
(подготовка к
защите)
анализ
предварительных
результатов
(выводов);
сопоставление
выводов с
гипотезой,
целями и
задачами
исследования;
Написание
заключения
(общие выводы)
Презентация
работы
школьная
конференция
День Науки (в
рамках
предметной
недели);
конкурс
"Интеллект"
областные,
всероссийские
конкурсы
Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности". 8–9-й классы
Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности". 8–9-й классы
Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности". 8–9-й классы
Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности". 8–9-й классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.