Программа элективного курса «Будущие защитники» ориентирована на дальнейшее обучение учащихся 10-11 классов в оборонно-спортивном профиле и направлена на формирование представлений учащихся в области военно-профессиональной деятельности.
Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена тем, что недостаточно уделяется внимания вопросу военной подготовки в школе. У обучающихся нет представления о воинской службе, об обязанностях, отсутствует понятие престижа службы в армии. На данный момент при изучении таких предметов как ОБЖ, физическая культура на ознакомление с этим направлением выделяется ничтожно малое количество часов.
В связи с этим введение данного элективного курса позволит сформировать представление у учащихся о начальной военной подготовке, о деятельности структурных подразделений МО, МЧС.Программа элективного курса «Будущие защитники» ориентирована на дальнейшее обучение учащихся 10-11 классов в оборонно-спортивном профиле и направлена на формирование представлений учащихся в области военно-профессиональной деятельности.
Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена тем, что недостаточно уделяется внимания вопросу военной подготовки в школе. У обучающихся нет представления о воинской службе, об обязанностях, отсутствует понятие престижа службы в армии. На данный момент при изучении таких предметов как ОБЖ, физическая культура на ознакомление с этим направлением выделяется ничтожно малое количество часов.
В связи с этим введение данного элективного курса позволит сформировать представление у учащихся о начальной военной подготовке, о деятельности структурных подразделений МО, МЧС.
Программа элективного курса по физической культуре
«Будущие защитники»
Пояснительная записка
количество учебных часов – 34
образовательная область – физическая культура
направленность – развивающая
тип программы – межпредметная
возрастная группа – 9 класс
Программа
элективного курса
«Будущие защитники» ориентирована на
дальнейшее обучение учащихся 1011 классов в оборонноспортивном профиле и
направлена на формирование представлений учащихся в области военнопрофессиональной
деятельности.
Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена тем, что
недостаточно уделяется внимания вопросу военной подготовки в школе. У обучающихся
нет представления о воинской службе, об обязанностях, отсутствует понятие престижа
службы в армии. На данный момент при изучении таких предметов как ОБЖ, физическая
культура на ознакомление с этим направлением выделяется ничтожно малое количество
часов.
В связи с этим введение данного элективного курса позволит сформировать
представление у учащихся о начальной военной подготовке, о деятельности структурных
подразделений МО, МЧС.
Содержание данного курса предполагает не только материал по физической культуре,
но и ОБЖ, истории, обществознанию.
Прежде всего, курс ориентирован на юношей и девушек, желающих связать свое
дальнейшее профессиональное обучение в структурных подразделениях МВД, МЧС, и др.
различных силовых структурах.
Программа элективного курса «Будущие защитники» составлена на основе программы
«Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т.Смирнова М.:П,2008,
Комплексной программы
учащихся 111 классов
В.И.Ляха,М.:П.,2008.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и предусматривает прохождение
курса в течение года, возрастная группа – учащиеся 9 класса.
практические занятия, лекционные занятия, экскурсии, встречи.
Для более успешного прохождения данного курса предполагается взаимосвязь между
школой, ДОСААФ, МЧС, ПЧ, силовыми структурами города. В связи с этим планируются:
Преобладающими формами организации деятельности учащихся выступают
физического воспитания
Посещение ДОСААФ;
Посещение стрелкового тира;
Экскурсии в пожарную часть;
Встречи с работниками МЧС, спасателями, работниками военкомата, ПЧ.
Из оборудования в наличии должны быть:
Автоматы Калашникова,
Пневматические винтовки,
Противогазы. Полоса препятствия;
Тренажерный зал
Цель курса:
Формирование представлений о профессиональной деятельности сотрудников силовых
структур.
Задачи курса:
1. Воспитание у школьников осознанного отношения к дальнейшей профессиональной
ориентации.
2. Формирование знаний и первоначальных практических навыков и умений в области
НВП.
3. Развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих подготовку к
выбору профессии, связанной с силовыми структурами.
Формы контроля:
1. Планируется участие учащихся, изучающих данный курс в городской игре
«Испытай себя»;
2. Показательные выступления в рамках месячника ВПВ;
3. Творческий отчет «Служить Родине – это...»;
4. Участие в городских соревнованиях по стрельбе.
5. Тест «Основы воинской службы»
Ожидаемые результаты:
Формирование военнопрофессиональной ориентации;
Формирование психологической готовности к военнопрофессиональной
деятельности;
Развитие физических и моральнопсихологических качеств, необходимых для
выполнения военнослужащих по вооруженной защите РФ;
Овладение знаниями в области НВП;
Освоение практических навыков в огневой, строевой подготовке;
Формирование осознанного отношения в выборе профессии;
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения элективного курса «Будущие защитники» учащиеся должны:
знать/понимать
Об истории создания Вооруженных сил РФ;
Структура ВС РФ;
Основные положения воинского устава;
Строевые команды;
Порядок сборкиразборки автомата Калашникова;
О правилах стрельбы и ТБ при огневой подготовке;
уметь
Выполнять основные строевые приемы (упражнения) в соответствии с воинскимуставом;
Производить сборкуразборку автомата Калашникова;
Выполнять стрельбы из различных исходных положений;
Демонстрировать порядок использования средств индивидуальной защиты;
Выполнять КСУ по физической подготовке;
Использовать приобретенные знания и умения для дальнейшей проф.ориентации.
Личностные результаты:
формирование чувства ответственности за личную и общественную безопасность;
освоение знаний об обязанностях граждан по защите государства;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения.
Метапредметные результаты:
проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении
общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за
результаты собственной деятельности.
Предметные результаты:
освоение знаний по начальной военной подготовке;
овладение практическими умениями в строевой, огневой подготовке;
формирование способности организовывать и проводить самостоятельные занятия
по профессиональноприкладной физической подготовке.Содержание элективного курса
«Будущие защитники»
Структурно программа состоит из 6 разделов.
Раздел 1: Основы военной службы. (5 ч)
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Структура Вооруженных сил.
Виды Вооруженных сил, рода войск и их предназначение. Символы воинской чести.
Правовые основы военной службы. Общевойсковые уставы Вооруженных сил Российской
Федерации.
Раздел 2:Гражданская оборона(2ч)
Гражданская оборона, основные понятия и определения.
Безопасность и защита человека. Опасные и чрезвычайные ситуации.
Раздел 3:Строевая подготовка (6 ч)
Общие положения. Строевые приемы и движение без оружия и с оружием. Правила
воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выполнение приемов с оружием
на месте.
Раздел 4: Физическая подготовка(6ч)
Упражнения на развитие силы и выносливости;
Упражнения на развитие быстроты и выносливости;
Раздел 5:Специальноприкладная подготовка(4 ч)
Основные средства защиты органов дыхания. Порядок пользования средствами
индивидуальной защиты.
Упражнения профессиональноприкладной направленности;
Раздел 6: Огневая подготовка(10ч)
Автомат Калашникова, пневматическая винтовка: работа частей механизмов, подготовка к
стрельбе.
Правила и ведение стрельбы. Меры безопасности при стрельбе. Практическая стрельба из
пневматической винтовки. Сборкаразборка автомата.Учебнотематический план
Содержание раздела
Общее колво часов
Основы военной службы
Гражданская оборона
Строевая подготовка
Физическая подготовка
Специальноприкладная подготовка
Огневая подготовка
Итоговое занятие
Всего
5
2
6
6
4
10
1
34
Тематическое планирование
Название разделов и тем Всего
часов
Теория
Практика
Форма
Образовательный
продукт
Основы военной
службы
5
4
1
№
1
2
3
4
5
6
5
№
п/п
Iи
воинской
История
создания
Вооруженных
Сил
Российской Федерации.
Структура
Вооруженных сил. Виды
Вооруженных сил, рода
войск
их
предназначение.
Символы
чести.
основы
Правовые
службы.
военной
Общевойсковые уставы
Вооруженных
сил
Российской Федерации.
Гражданская оборона
Гражданская оборона,
основные понятия и
определения
Безопасность и защита
человека. Опасные и
чрезвычайные ситуации.
Строевая подготовка
Общие
положения
строевого устава ВС
Российской Федерации
Строевые приемы и
движение без оружия и
с оружием. Выполнение
приемов с оружием на
месте.
Правила воинского
приветствия без оружия
на месте и в движении.
Итоговое занятие по
строевой подготовке
Создание
презентаций на
тему
«Вооруженные
силы РФ –
защитники
Отечества»
презентация
Показательные
выступления
2
2
лекция
2
1
2
1
1
6
1
3
1
1
6
3
3
1
1
2
1
1
1
1
1
5
3
1
1
6
3
3
Лекция,
практикум
Лекция,
презентация,
экскурсия
ДОСААФ,
тестирование
в
Круглый стол,
экскурсия
Лекция,
презентация,
экскурсия в ПЧ,
МЧС
Лекция,
презентация
Тренировочные
занятия
Тренировочные
занятия
Тренировочные
занятия
Тренировочные
занятия
1
2
3
4
II
5
6
III
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
IV Физическая
подготовка
Упражнения на развитие
силы и выносливости;
Упражнения на развитие
быстроты и
выносливости;V
19
20
21
22
VI
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Специально
прикладная
подготовка
Основные средства
защиты органов
дыхания. Порядок
пользования средствами
индивидуальной
защиты.
Упражнения
профессионально
прикладной
направленности;
Огневая подготовка
Автомат Калашникова,
пневматическая
винтовка: работа частей
механизмов, подготовка
к стрельбе.
Сборкаразборка
автомата.
Правила и ведение
стрельбы. Меры
безопасности при
стрельбе. Практическая
стрельба из
пневматической
винтовки.
Итоговое занятие
Итого:
4
2
2
10
1
4
5
1
34
1
1
2
1
1
3
1
2
8
3
5
Лекция,
Тренировочные
занятия
Тренировочные
занятия
Лекция
Тренировочные
занятия
Тренировочные
занятия,
посещение
стрелкового
тира
в
Участие
городских
соревнованиях по
стрельбе
1
11
23
Круглый стол
«Служить Родине
– это…»Учебнометодические средства
1. Варламов В.Б., Гамолко С.Н.Допризывная подготовка 1011 класс: примерное
календарнотематическое планирование. Минск. Национальный институт
образования, 2009
2. Воробьев Ю.А.. ОБЖ. 9 класс. М.: Астрель.2008.
3. Губанов В.М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учеб.
пособие / В.М. Губанов Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. М.: Дрофа, 2007. 285, (3)
с. (Высшее педагогическое образование).
4. Жук
А. Б. Энциклопедия стрелкового оружия. — М.: Воениздат, 1998.
5. Купцов А. Г. Беломор и автомат Калашникова // Странная история оружия: С. Г.
Симонов, неизвестный гений России, или кто и как разоружил русского солдата. —
М.: Крафт, 2001.
6. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 111классы.
М.:П.,2008
7. Монетчиков С. Б. История русского автомата. — СПб.: Атлант, 2005.
8. Общевоинские уставы вооруженных сил Российской Федерации. Ростов н./Д:
Феникс, 2008
9. Программа по курсу Основы безопасности жизнедеятельности 111 классы под ред.
Смирнова А.Т. –М.:П.,2008
10. Смирнов А.Т.. ОБЖ. 11 класс. М.: Просвещение. 2006.
11. ТитовС.В.. Тематические игры по ОБЖ. 511 кл. Методическое пособие для
учителей. М.: «Творческий центр», 2004.
12. Физическая культура. 1011 классы: сборник элективных курсов.//Авт. сост.
А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова, Е.Г.Хаустова. Волгоград: Учитель, 200913. Фролов М.П. ОБЖ. 59 кл. Дидактические материалы к учебнику Ю.А.Воробьев.
ОБЖ. 8 класс. М.: «Дрофа», 2004 .