Программа элективного курса по информатике Создание презентаций нового типа Prezi
Оценка 4.7
Образовательные программы +1
docx
информатика
9 кл—11 кл
13.02.2019
Данная программа ориентирована на учащихся 8-11х классов и направлена на развитие творческих способностей учащихся, привития интереса к информатике, развитие компьютерной грамотности, расширения кругозора учеников.
Курс рассчитан на изучение материала под контролем учителя, с обязательным освоением основных навыков и приёмов практической работы в электронных презентациях, публикациях, сайтах. В процессе обучения учащиеся закрепляют знания на практике и выполняют итоговую работу по курсу, демонстрируя все полученные знания при защите своей работы, рассказывая процесс её выполнения.
Программа элективного курса «Создание презентаций нового типа Prezi» – насыщенный учебный курс по включению в школьную практику технологий, которые в настоящее время широко используются за пределами учебных классов. Главная цель программы – показать, как технологии могут быть эффективно использованы в современной жизни школьников.
Элективный курс по информатике.docx
Программа элективного курса по информатике
Создание презентаций нового типа Prezi
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………….1
Учебнотематический план………………………………………………………...2
Содержание программы...………………………………………………………….3
Рекомендуемая литература………………………………………………………..12
Приложение: модули (в электронном виде)
Пояснительная записка
Данная программа ориентирована на учащихся 811х классов и
направлена на развитие творческих способностей учащихся, привития
интереса к информатике, развитие компьютерной грамотности, расширения
кругозора учеников.
Курс рассчитан на изучение материала под контролем учителя, с
обязательным освоением основных навыков и приёмов практической работы в
электронных презентациях, публикациях, сайтах. В процессе обучения
учащиеся закрепляют знания на практике и выполняют итоговую работу по
курсу, демонстрируя все полученные знания при защите своей работы,
рассказывая процесс её выполнения.
Программа элективного курса «Создание презентаций нового типа Prezi» –
насыщенный учебный курс по включению в школьную практику технологий,
которые в настоящее время широко используются за пределами учебных
классов. Главная цель программы – показать, как технологии могут быть
эффективно использованы в современной жизни школьников.
Цель курса: познакомить учащихся с технологией создания нового вида
презентаций в среде Prezi.
Задачи курса:
1. Заинтересовать учащихся, реализовать их смелые замыслы, нестандартное
видение предмета.
1 2. Развить воображение и художественный вкус.
3. Научить новым приёмам работы с компьютером, не входящим в базисный
учебный план по информатике.
4. Получение и развитие теоретических знаний и практических навыков в
области компьютерного дизайна.
5. Формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения
и самоконтроля.
Отличительной особенностью предлагаемой программы
заключается в содержании преподавания курса, из которого слушатели
могут не только научиться работать в среде Prezi, но и приобретут
навыки учебного исследования, научатся демонстрировать свою работу
и защищать её.
В результате изучения программы учащиеся должны знать:
1. Как работает оболочка Prezi, её возможности и область применения.
Способы создания презентаций.
2. Как можно создать собственную презентацию с помощью Prezi.
3. Какие виды презентаций существуют и где применяются.
Уметь:
1. Самостоятельно создавать типовую презентацию и проектировать свою
собственную, разрабатывать и создавать публикацию, создавать интернет
страницу.
2. Демонстрировать свою работу и защищать её (рассказывать как создавалась
работа).
Программа рассчитана на 17 часов
Учебнотематический план
тема
Введение. Знакомство с программой. Техника безопасности.
Регистрация на портале Prezi.com .
Знакомство с инструментом «Зебра»
Добавление текста
Добавление изображений
Рамки, группировка объектов
Невидимая рамка
Создание сюжета для презентации
Создание презентации
№
темы
1
2
3
4
5
6
7
8
Кол.
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
2 9
10
11
12
13
14
15
16
17
Создание презентации
Создание презентации
Запись презентации на ПК
Показ презентации
Вставка Prezi в блог
Генерация ссылки и кода презентации в Prezi.соm
Создание Вебссылок в Prezi
Как проголосовать и поделиться презентацией в Prezi.соm
Защита проекта
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого 17
Содержание программы
Создание и разработка презентаций Prezi
Создание презентации учащегося
Задачи:
1. Обсудить возможности использования Prezi в школе.
2. Спланировать презентацию учащегося как представление результатов
исследования
в рамках учебного проекта.
3. Создать презентацию учащегося.
4. Разработать критерии оценивания презентации учащегося.
В результате изучения модуля будут иметь представление о:
• структуре учебного исследования;
• требованиях к оформлению презентаций.
В результате изучения модуля слушатели смогут:
• спланировать презентацию;
• создать презентацию;
• разработать критерии оценки презентации.
Этапы освоения курса
1й этап. Что такое учебное исследование?
2й этап. Знакомство с материалами сайта.
3й этап. Планирование презентации.
4й этап. Создание презентации.
5й этап. Разработка критериев оценки презентации
учащегося.
3 1й этап
Что такое учебное исследование?
Основные понятия учебноисследовательской деятельности
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная
технология, использующая в качестве главного средства достижения
образовательных задач учебное исследование.
Такая деятельность
предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с
заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об
объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста –
руководителя исследовательской работы.
Для исследовательской деятельности, в какой бы сфере она не
осуществлялась, характерны следующие этапы:
• Определение объекта исследования – «большой идеи», определяющей
концепцию исследования, направленной на понимание важности решения
исследовательской проблемы в общей системе миропонимания
(основополагающий вопрос).
• Постановка проблемы и определение предмета (темы) исследования
(проблемный вопрос учебной темы).
• Определение цели и задач исследования, выдвижение гипотезы.
• Изучение теории, связанной с выбранной темой, подбор методик и
практическое овладение ими, сбор собственного материала.
• Анализ теоретических положений и практических данных,
собственные выводы (соотнесение их с предметом и объектом).
Такая последовательность является нормой (общим алгоритмом)
исследовательской деятельности в любой предметной области.
Учебное и научное исследование. Исследование в образовательном
процессе является учебным. В науке главной целью исследования является
получение новых знаний, новых теоретических и практических приращений,
направленных на изменение и развитие предмета и объекта исследования. В
образовательном процессе при организации учебного исследования к цели
познания добавляется педагогическая цель – приобретение учащимися
функционального навыка исследования как универсального способа освоения
окружающего мира,
развитие критического мышления (мышления
исследовательского типа), активизация личностной позиции учащегося в
образовательном процессе через развитие познавательного интереса на основе
приобретения субъективно новых знаний и формирования способов
деятельности.
Под субъективно новыми способами деятельности и знаниями можно
понимать освоение форм и методов организации собственной познавательной
и образовательной деятельности, самостоятельно получаемые знания, которые
являются новыми и личностно значимыми для конкретного ученика. Иными
словами,
столь
4
происходит становление компетентности ученика, необходимой для человека ХХI века, появляются условия для создания
личностно значимой, комфортной образовательной среды.
Отличие и взаимосвязь исследовательской деятельности и метода
проектов. Главным результатом исследовательской деятельности является
интеллектуальный продукт. Для исследования он самоценен. Метод же
проектов – это способ эффективного выстраивания какоголибо типа
деятельности (в т. ч. исследовательской). Таким образом, исследовательская
деятельность учащихся может быть организована методом проектов.
Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению
исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руко
водителем в соответствии с этапами исследовательской деятельности.
Главной целью исследовательского проекта учащегося является
получение представлений о том или ином явлении, процессе, предмете,
организованное оптимальным способом.
Специфика реализации исследовательских задач в школе. На
тематику, характер и объем исследований учащихся накладываются
закономерности возрастной психологии. Для подросткового и юношеского
возраста характерны невысокий уровень образования, несформированность
мировоззрения, недостаточная развитость способности к самостоятельному
анализу окружающей действительности. Поэтому не каждая задача, взятая из
научной тематики, может быть пригодна для учебного исследования.
Исследовательские задачи для учащихся должны удовлетворять
определенным требованиям. Например, результаты их решения должны
находиться в зоне ближайшего развития ученика; задачи могут быть связаны с
исследованием влияния какоголибо одного параметра на изменения объекта
(задачи практикума), с исследованием изменений в зависимости от влияния
нескольких несложных факторов (исследовательские задачи). Выбор более
сложных задач, особенно на первых этапах организации исследований
учащихся, может скорее заглушить естественный познавательный интерес
ученика, нежели поддержать его и развить.
исследований.
результатов
исследований имеет решающее значение во всей работе. Представлению
результатов исследовательской деятельности присущи очень четко
выраженные и характерные именно для этой деятельности атрибуты.
Результаты научных исследований принято представлять в следующих
формах: тезисы, научная статья, популярная статья, устный доклад,
стендовый доклад, диссертация, монография.
Представление
Представление
В этих формах могут быть представлены и неисследовательские работы
учащихся, например, рефераты, экспериментальные работы, описательные
работы, которые впоследствии могут перерасти в исследовательские или быть
их составной частью.
5 Это интересно!
Классификация типов творческих работ учащихся (по А.В.
Леонтовичу):
• Реферативные – работы, написанные на основе нескольких
литературных источников, предполагающие выполнение задачи сбора и
представления максимально полной информации по избранной теме. Пример:
«Кто он, герой нашего времени?», «Какие способы сохранения мира
использует современное человечество?»,
«Каковы современные
представления о проблеме озоновых дыр?»
Носят скорее иллюстративный характер,
• Экспериментальные – работы, которые написаны на основе
выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный
результат.
предполагают
самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от
изменения исходных условий. Пример: «Как зависит яркость свечения
вольфрамовой проволоки от ее температуры?», «Каковы различия
представлений моих сверстников о гражданском обществе в зависимости от
их социальной активности?»
• Натуралистические описания – работы, направленные на наблюдение
и качественное описание какоголибо явления по определенной методике с
фиксацией результата. При этом не выдвигается какихлибо гипотез и не
делается попыток интерпретации результата. Пример: «Каковы параметры
температуры воздуха, влажности и атмосферного давления в зимние месяцы в
нашем населенном пункте?», «Сколько новых слов и каких встретилось в
рассказе/статье..?», «Какие цвета представлены на флагах государств мира?»
• Исследовательские – работы, выполненные с помощью корректной с
научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой
методики собственный экспериментальный материал, на основании которого
делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью
таких работ является неопределенность результата, который могут дать
исследования. Пример: «Как голосуют на выборах жители Nского
муниципального образования и почему?», «Что определяет поступки героев
литературного произведения?»,
«В чем заключаются особенности
геологической истории реки..?»
• Проектные – работы, связанные с планированием, достижением и
описанием определенного результата (построением установки, нахождением
какоголибо объекта и т.д.). Могут включать в себя этап исследования как
способа достижения конечного результата.
Пример: «Как сделать интересным школьный праздник?», «Почему
школьные столы бывают неудобными?», Почему существует молодежная
лексика?»
Итак, если УМП слушателя будет направлен на организацию учебного
исследования по проектной методике, то он как учитель должен быть готов
6 помочь учащимся ответить на следующие вопросы: какова цель/результат
моего (нашего) исследования? в какой форме результат будет представлен?
каков инструмент публичного представления результата (презентация как
инструмент сопровождения представления результата)?
Кроме обозначенных выше форм представления результатов
исследовательских проектов, приведем перечень и других возможных
выходов проектной деятельности: webсайт, анализ данных социологического
опроса, атлас, атрибуты несуществующего государства, бизнесплан,
видеофильм, видеоклип, выставка, газета, журнал, действующая учебная
фирма, законопроект, игра, карта, коллекция, костюм, макет, модель,
музыкальное произведение, мультимедийный продукт, оформление кабинета,
пакет рекомендаций, письмо в …, праздник, прогноз, путеводитель, серия
иллюстраций, система школьного самоуправления, сказка, справочник,
сравнительносопоставительный анализ, чертеж, сценарий, экскурсия и др.
2й этап
Знакомство с материалами сайта
Этот этап очень важен по трем причинам. Первая причина – осмысление
информации, полученной слушателем на первом этапе. Вторая причина –
знакомство с опытом слушателей, которые зарегистрированы на сайте
Prezi.соm . Третья причина пропедевтическая подготовка слушателей к
разработке осмысленных и качественных критериев оценивания презентации.
Для организации этого этапа можно порекомендовать слушателям
выступить в качестве экспертов.
3й этап
Планирование презентации
Итак, с позиции учителя слушателю теперь понятно, что такое учебное
исследование, как оно может быть спланировано и организовано. Теперь очень
важно пояснить слушателю, что, планируя презентацию, он становится
учеником, учеником 1го, 2го, 3го и т.д. класса (в зависимости от выбранной
темы проекта).
Для настроя перехода слушателя на позицию ученика имеет смысл
предложить каждому слушателю произнести текст примерно следующего
содержания: «Я ученик! Я ученик такогото класса. У меня есть вопрос для
исследования (воспроизвести вопрос). Я хочу ответить на вопросы: что я
исследую? какие результаты предполагаю получить в результате
исследования? как я организую свое исследование? Какая информация мне
для этого нужна? какие методы и методики я могу использовать? в какой
форме я хочу представить результат своего исследования? как я доведу
результаты исследования до других?»
Ответы на эти вопросы кратно можно обсудить в парах или в рамках 3
5минутной групповой дискуссии.
7 В процессе постановки самому себе таких вопросов у слушателя может
возникнуть необходимость корректировки вопросов для исследований
учащихся, сформулированных в Модуле 1. Здесь учителю важно пояснить
слушателям, что корректировка не только возможна, но и приветствуется,
уже с позиций более глубокого понимания, что такое учебное исследование.
Если корректировка вопросов произошла, посоветовать слушателям
зафиксировать изменения.
В итоге обсуждения складывается обобщенная структура презентации
результатов исследования, не зависящая от предмета (тов), в рамках которых
организуется проект.
Структура презентации может быть примерно следующей.
1й слайд. Вопрос для исследования ученика / Тема исследования
ученика, автор(ы).
2й слайд. Вопрос учебной темы (как объект исследования), гипотеза
исследования.
3й слайд. Цель исследования, задачи исследования (что я поэтапно и
конкретно сделал, чтобы достичь цели).
4й слайд – nй слайд. Краткое/тезисное представление решенных
задач (или, иными словами, представление хода исследования).
Здесь важно еще раз обратить внимание слушателей на то, что
презентация является визуальным представлением и сопровождением
результатов проведенного исследования, поэтому для лучшего понимания
целесообразно иллюстрировать тезисы графическими изображениями,
схемами, диаграммами, таблицами.
n +1 слайд. Выводы, которые могут быть представлены в форме
обобщений, перечня результатов, предложений, рекомендаций, алгоритмов
деятельности и др.
Здесь важно еще раз обратить внимание слушателей на соотнесение
выводов с целью и гипотезой исследования.
n +2 слайд. Использованные источники.
4 й э т а п
Создание презентации
Учителю необходимо поинтересоваться, знакомы ли слушатели с
технологией создания мультимедийных презентаций PowerPoint, и если есть
необходимость, познакомить желающих с основными приемами работы
создания презентаций (с использованием мультимедийного проектора).
Именно на этом этапе оказывается необходимым обратить внимание
слушателей на рекомендации по оформлению слайдов и представлению
информации на слайдах. Знакомство с этой информацией сейчас очень
помогает слушателям в создании хороших с точки зрения визуального
восприятия презентаций.
8 В процессе создания презентаций учитель дает слушателям
консультации по особенностям использования технологии PowerPoint в
зависимости от потребностей каждого.
Эффективным завершением этапа является организация знакомства
слушателей с работами друг друга. Такая работа позволяет слушателям
вспомнить, какую тему разрабатывает каждый, увидеть первые результаты
работы, настроиться на разработку критериев оценки мультимедийной
презентации.
5й этап
Разработка критериев оценки презентации учащегося
Критерии оценки являются своего рода соглашением о «правилах
игры», то есть содержат перечень признаков, по которым будут оцениваться
результаты ученических исследований.
Поясняя слушателям важность разработки критериев оценки работы,
можно организовать небольшую дискуссию, обсуждая, например, следующую
ситуацию.
Только что Вы в роли учеников провели исследование и представили
результаты этого исследования посредством мультимедийной презентации.
Давайте попытаемся ответить на следующие вопросы:
• Вы хотите, чтобы Вашу работу оценили?
• Почему у Вас получилась именно такая презентация?
• Что общего в представленных Вами презентациях?
• Чем Ваши презентации различаются?
• Какие рекомендации Вы учитывали, создавая презентацию?
Ответы на вопросы рекомендуется записывать на доске или флипчарте.
В результате обсуждения ответов слушатели формулируют те общие
позиции, на которые они обращали внимание, создавая презентации:
структура, содержание, корректность текста, оформление презентации. Эти
позиции и являются теми обобщенными критериями, по которым может
происходить оценивание, сравнение.
Например:
Структура презентации (нижеследующие показатели могут быть
общими для всех)
• вопрос для исследования сформулирован, авторство указано;
• цель сформулирована;
• гипотеза сформулирована;
• задачи и ход исследования понятны;
• методы исследования ясны;
• эксперимент проведен (в зависимости от типа проекта);
• результаты получены;
• выводы сделаны;
• результат/выводы соответствуют поставленной цели;
9 • пути использования результатов предложены;
• использованные ресурсы указаны.
Содержание презентации (нижеследующие показатели у слушателей
должны получиться разными и отражать содержание и методы той
предметной области,
в рамках проблем которой организуется
учебноеисследование). Идея такова – по показателям, характеризующим
содержание, можно увидеть само исследование.
Например:
• подробно описаны признаки художественного произведения
направления «импрессионизм»;
• проанализировано влияние окружающей среды на изменение
популяции форели в местной реке за прошедшие 5 лет;
• систематизирован и проаннотирован набор оригинальных рисунков,
точно показывающих цикл жизни лягушки;
• выделены признаки сравнения развития двух столиц в XVIII веке,
результаты сравнения по выделенным признакам представлены в форме
таблицы;
•
число действующих вулканов на разных материках
проиллюстрировано гистограммой;
• выделены и обоснованы характеристики человека, которого можно
назвать «героем нашего времени»;
• в хронологическом порядке представлены молодежные музыкальные
стили;
• обоснована достоверность полученных результатов исследования;
• другое.
Защита учебных проектов
Задачи:
1. Разработать предложения по процедуре защиты учебных проектов
учащимися.
2. Представить коллегам по учебной группе разработанные учебные
проекты.
3. Оценить опыт коллег по созданию учебных проектов.
4. Оценить работу по программе «Обучение для будущего» при
заполнении выходной анкеты.
В результате слушатели будут иметь представление о:
• способах защиты учебных проектов;
10 • возможных путях разработки учебных проектов на основе опыта,
представленного коллегами по группе.
В результате изучения слушатели смогут:
• представить учебнометодические пакеты (УМП) по проекту;
• оценить результативность своей работы по программе «Обучение для
будущего».
Характеристики проекта
Тема проекта
Основополагающий Вопрос
Вопросы Учебной Темы
Проблемы, которые исследуют учащиеся
Тема презентации учащегося
Первоначальный замысел
Окончательный вариант
Защита проектов
Перед защитой проектов важно обсудить следующие процедурные
вопросы.
• Какую информацию необходимо представить в процессе защиты
проекта?
• Каков регламент защиты?
• Какая форма защиты будет использоваться?
Информация, которую необходимо представить в процессе защиты
Целесообразно, чтобы в процессе защиты каждый участник представил
следующую информацию:
• Учебный предмет (предметы).
• Возраст учащихся.
• Вид деятельности (учебная/внеучебная).
• Тема проекта.
• Основополагающий вопрос.
• Вопросы учебной темы.
• Проблемы, которые исследуют учащиеся.
• Тема презентации учащегося, основные идеи презентации.
• Как выполнялись разработки?.
Регламент защиты
Защита проекта – 57 минут
Обсуждение проекта – 5 минут
Форма защиты
Очень важно обеспечить эффективную защиту проектов участниками
учебной группы. Эффективность защиты определяется не только тем, как
каждый участник группы представил свой проект, но также и тем, как
11 проходило обсуждение. Важно, чтобы каждый участник группы смог
воспользоваться опытом своих коллег по группе, вынес из процесса
обсуждения более глубокое понимание сущности метода проектов,
возможные варианты представления разработок учащихся.
Основная проблема защиты обычно состоит в том, что разработчик
проекта «замыкается» только на своем проекте, не слушает коллег по группе;
при этом защита носит чисто формальный характер.
Вторая проблема – в том, что разработчики слишком много внимания
уделяют содержательной, а не методической стороне проекта, иногда даже
зачитывают содержание презентаций, публикаций, сайтов.
Анкета.
Что понравилось. Какие возникли вопросы.
Автор пожелания _______________
Автор вопроса, предложения_______________________
Пожелание: Вопрос, предложение
Лист пожеланий
Автор проекта ____________
Название проекта ____________________________________
Положительные стороны варианта
• Каждый слушатель получает в письменном виде пожелания,
предложения, вопросы по своему проекту.
Литература и ресурсы Интернет
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования / Под ред. Е.С. Полат [Текст]. М., 2000.
2. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений
[Текст] М.: АРКТИ, 2005. 80 с.
3.
Романовская М.Б.
Метод проектов в контексте профильного
обучения в старших классах: современные подходы: научнометодическое
пособие для повышения квалификации работников образования [Текст] М.:
АПКиПРО, 2002. 32 с.
4. Крупник А. Поиск в Интернете: самоучитель [Текст]. СПб., Питер,
2002. 272 с.
5.
Межгосударственный стандарт «Библиографическая запись.
Библиографическое описание» [Текст]. Общие требования и правила
составления. М., 2004.
12 6. Общие принципы поиска информации в Internet. Закон Зипфа. Общие
принципы поиска информации. [Электронный ресурс]. http://www.dist
cons.ru/modules/searchinf/z/a14/inter.net.ru/7/18.html.
7. Механизм поиска в Internet. [Электронный ресурс]. http://www.dist
cons.ru/modules/searchinf/z/a4/www.ortv.ru/internet/tools/search.htm.
8. Принципы работы поисковых систем. [Электронный ресурс].
http://www0.krgtu.ru/WD/TUTOR/int/search1.htm.
9. Поиск информации в сети Internet [Электронный ресурс].
http://www.distcons.ru/modules/searchinf/tm1/main1.html.
10. Основы поиска информации в Internet [Электронный ресурс].
http://www.kokoc.com/searchengines/search_engines_list.shtml.
11. Леонтович А.В. Разговор об исследовательской деятельности:
Публицистические статьи и заметки / Под ред. А.С. Обухова [Текст]. М.:
Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. 112 с.142
12. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. [Текст]. М.: Издво
Эксмо, 2002. 224 с.
13. Алхимия проекта: Методические разработки минитренингов для
слушателей и преподавателей программы Intel® «Обучение для будущего» /
Под ред. Е.Н. Ястребцевой и Я.С. Быховского. 4й раздел [Текст]. М., 2005.
212 с.
13
Программа элективного курса по информатике Создание презентаций нового типа Prezi
Программа элективного курса по информатике Создание презентаций нового типа Prezi
Программа элективного курса по информатике Создание презентаций нового типа Prezi
Программа элективного курса по информатике Создание презентаций нового типа Prezi
Программа элективного курса по информатике Создание презентаций нового типа Prezi
Программа элективного курса по информатике Создание презентаций нового типа Prezi
Программа элективного курса по информатике Создание презентаций нового типа Prezi
Программа элективного курса по информатике Создание презентаций нового типа Prezi
Программа элективного курса по информатике Создание презентаций нового типа Prezi
Программа элективного курса по информатике Создание презентаций нового типа Prezi
Программа элективного курса по информатике Создание презентаций нового типа Prezi
Программа элективного курса по информатике Создание презентаций нового типа Prezi
Программа элективного курса по информатике Создание презентаций нового типа Prezi
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.