Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология +1
6 кл
13.02.2017
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс, разработана с условиями ФГОС.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы. Работа строится на практической деятельности. Проводятся мониторинги парка, водоёма, луга. Ребята оформляют результаты в проекты и защищают их на занятии
элективный курс по биологии 6 класс.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Самохваловская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
на заседании методического
Совета протокол № _______
от _____________________
«Согласовано»
заместитель директора
по УВР
________________________
Л.Л. Соловьёва
«Утверждаю»
Директор школы
_________Г.Н. Палкин»
Приказ № ______ от ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
6 класс
Автор составитель: Ядрышниколва Любовь Геннадьевна учитель химии, биологии,
первой квалификационной категории Пояснительная записка
Рабочая учебная программа элективного курса «Юный исследователь» для учащихся 6
класса общеобразовательной школы составлена на основе:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273ФЗ от 29 декабря
2012года;
Федерального
государственного образовательного стандарта основного
общего
образования. МО РФ.;
Примерной программы общеобразовательных учреждений: Исследовательская и
проектная деятельность.. Иванов А. В., М.: Просвещение.;
Авторской программы элективных курсов для 5 классов. Мониторинг окружающей среды
/ Мансурова С. В., Шклярова О. А., М.: «5 за знания», 2012г.;
Учебного плана на 20162017 учебный год.
В связи с экологическим направлением школы экологическое воспитание на ступени
среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
Создание условий, способствующих развитию и совершенствованию исследовательских
умений во внеурочной деятельности.
Изучение методов биологических наук, освоение некоторых из них, использование их в
процессе изучения биологии и экологии.
оказание методической поддержки учащимся при проведении исследовательских работ по
биологии и последующей их защите на научнопрактических конференциях различного
уровня.
задачи:
Актуализация биологических и экологических знаний о живых объектах и методах
познания
Освоение простейших методов биологических наук, постановки опытов, мониторинговых
исследований
Развитие исследовательских навыков, формирование и развитие у учащихся ключевых
компетенций
Воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, культуры поведения в
природе.
Новизна. Отличительной особенностью содержания рабочей программы от авторской
является то,
что позволяет обучающимся «погрузиться» в самостоятельную
исследовательскую практику, научиться выявлять проблемное поле, самостоятельно его
исследовать и оценивать результаты исследовательской деятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в результате изучения
курса обучающийся научится использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа, интерпретации и использования информации;
выбора форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях в
мире и стране;
осуществления учебных исследований и проектов.
Методы.
В основе элективного курса: реализация деятельностного подхода (обучение через моделирование ситуаций,
практическое решение задач, проектную деятельность на занятии и за его пределами,
социальную практику);
продуктивное обучение (обучающиеся не получают знания в готовом виде, а самостоятельно
продуцируют их, выполняют различные творческие задания как индивидуально, так и в парах
или в группах);
изменение системы взаимоотношений между учителем и обучающимися (переход от
субъектобъектных к субъектсубъектным взаимоотношениям);
обязательность мотивационного и рефлексивного периодов в процессе обучения.
В основе проведения занятий методы и формы эвристической технологии обучения.
При конструировании занятий эвристического типа приоритет отдается целям творческой
самореализации, а затем формам и методам обучения, потом содержанию учебного
материала. Такой подход усиливает личностную направленность обучения.
Методика работы предполагает изучение фактического материала, текстов
источников, а далее творческую работу обучающихся. В процессе обучения используются
активные методы: имитационные и неимитационные.
Неимитационные: проблемные лекции, дискуссии, семинары, защиты проектов,
конференции помогают формировать умения анализировать, оценивать, прогнозировать и
принимать решения.
Имитационные: игровые (деловые и ситуационноролевые игры) и неигровые
(решение производственных задач, анализ конкретных и случайных ситуаций) способствуют
накоплению знаний, выработке убеждений, учат оценивать и делать мысленный выбор,
моделировать поведение. С помощью деловых и ролевых игр создаются стимулы для изучения
предмета, появляется мотивация для подготовки к занятиям. Игровой аспект и связанная с
ним эмоциональная вовлеченность в занятия помогают школьникам долго помнить весь
пройденный материал; ролевая методика вдохновляет учеников на активное участие в жизни
общества в дальнейшем.
Технологии
Технология проблемного обучения (такая организация занятий, которая предполагает
создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое
овладение знаниями и развитие мыслительных способностей).
Технология коллективного способа обучения (такая организация занятий, при которой
происходит общение учащихся в минигруппах по 23 человека, когда каждый учит каждого).
Технология индивидуального обучения (такая организация занятий, при которой происходит
как взаимодействие учителя с каждым учащимся, так и взаимодействие каждого учащегося с
источниками информации).
Технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств
личности (такая организация занятий, при которой каждая личность воспринимается
непризнанным гением).
Технология поэтапного формирования умственных действий (такая организация занятий,
при которой познание нового происходит за несколько этапов).
Технология уровневой дифференциации (такая организация занятий, при которой происходит
обучение каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей).
Технология саморазвивающего обучения (такая организация занятий, при которой акценты
целей расставляются на формирование человека самосовершенствующегося, на воспитание
доминанты саморазвития личности).
Технология широкого использования потенциала личностноориентированного подхода в
обучении (такая организация занятий, при которой каждая личность признаётся носителем субъектного опыта; широко используются эффекты исследования проблемного и творческого
поиска).
Среди наиболее значимых стратегий обучения детей на современном этапе выделяется
“исследовательское обучение”. Главная особенность данного подхода – опора на своеобразие
каждого ребёнка. Опираясь на такие качества учащихся как высокое концентрирование
внимания, способность к длительной работе в выбранном направлении и целеустремлённость
к максимально высокому уровню результатов деятельности, учитель, заинтересованный в
развитии личности каждого учащегося, может предоставить ему возможность самореализации
через исследовательскую деятельность по предмету. Исследовательское обучение придаёт
познавательной деятельности творческий характер и является одновременно одним из
вариантов индивидуализации обучения.
Общая характеристика элективного курса
При составлении рабочей программы элективного курса «Юный исследователь» был
учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает
обязательный минимум содержания курса экологии.
Направление: естественноматематическое
профиль: экология
Программа является одним из этапов экологического образования, практикуемого в
МКОУ «Самохваловская ООШ».
Формы проведения занятий: обучающие семинары, экскурсии, практические занятия,
работа с интернет ресурсами, работа в библиотеках, круглый стол, индивидуальные занятия.
Актуальность элективного курса:
Одной из основных
задач современного образования сводится к развитию
интеллектуальнотворческого потенциала личности ребенка путем развития и
совершенствования его исследовательских способностей.
Под исследовательской деятельностью мы понимаем творческий процесс
совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения
неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля
мышления и мировоззрения в целом.
Основная идея программы знакомство, изучение и практическое использование
доступных для учащихся методов естественных наук. После прохождения курса «Юный
исследователь» увлечённым биологией учащимся предоставляется возможность стать в
дальнейшем участниками полевого (экологического) практикума, и тем самым продолжить
своё экологическое образование. Обучающиеся не только развивают навыки работы с
микроскопом и лабораторным оборудованием, но и обучаются простейшим методам
исследовательской деятельности.
Программа состоит из нескольких блоков, посвящённых:
изучению некоторых методов полевых исследований, постановки экспериментов
простейшему мониторингу окружающей среды
•
•
• методам ведения опытнической работы
• методам микроскопирования
• методам гербаризации, монтировки насекомых и оформления коллекций
Практическая значимость программы элективного курса состоит в том, что разработана
методическая система обучения для развития навыков исследовательской работы учащихся
на начальном этапе основного звена.
Программа способствует формированию умения оперировать усвоенным материалом
в соответствии с различными задачами, которые могут встать при использовании
приобретенных знаний в теоретических и практических целях. Наиболее прочно усваиваются знания, добытые самостоятельно, при выполнении исследовательских, поисковых, творческих
заданий
Данный элективный курс углубляет межпредметные связи с основными курсами
биологии, географии и математики. Лучшему усвоению курса способствует сочетание
теоретического материала и практических работ. В завершении курса учащимся
предлагается выполнить исследовательскую или творческую работу.
Элективный курс включает материал, в процессе изучения которого открывается
возможность реализовать систему обобщений, что позволяет учащимся понять роль экологии
среди других наук о природе, её значение для человечества.
Рабочая программа элективного курса «Юный исследователь» учитывает
региональные особенности Курганской области. С этой целью будут использоваться
публикации из районной газеты «Сельская новь», статистические данные и материалы
местного центра государственного санитарноэпидемиологического надзора.
Описание места элективного курса в учебном плане
Место элективного курса «Юный исследователь» в системе проектно
исследовательской экологической работы в школе: курс рассматривается как
вспомогательная дисциплина к проектноисследовательским работам учащихся, к их
сотрудничеству с учителем.
В связи с усилением экологобиологического просвещения учащихся 6 класса и
экологического направления школы в Учебном плане школы на 20162017 учебный год
запланирован 0,5 часа (17 часов) элективного курса «Юный исследователь» как компонент
образовательного учреждения.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного
предмета.
Универсальные учебные действия, развиваемые в ходе реализации программы:
1. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные
ситуации.
2. Применение полученных знаний для определения порядка действий в конкретных
ситуациях.
типа.
3. Умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
4. Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках разного
5. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения
задач творческого и поискового характера.
6. Участие в проектной деятельности.
7. Овладение приёмами исследовательской деятельности.
8. Формулирование полученных результатов.
9. Пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями в
работе.
10. Владение основными видами публичных выступлений.
В рамках освоения содержания программы обучающиеся принимают участие в
различных интеллектуальнотворческих мероприятиях: в олимпиадах; проводят учебные
исследования и представляют их на научнопрактических конференциях; в социально
значимых проектах, гражданских инициативах; выполнять творческие задания конкурсов,
фестивалей и викторин (в том числе и телекоммуникационных).
Универсальные учебные действия личностные
активно включаться в
общение и
взаимодействие со
сверстниками на
принципах уважения и
доброжелательности,
взаимопомощи и
сопереживания;
осмысление мотивов
своих действий при
выполнении заданий с
жизненными
ситуациями;
проявлять
дисциплинированность,
трудолюбие и упорство
в достижении
поставленных целей;
оказывать
бескорыстную помощь
своим сверстникам,
находить с ними общий
язык и общие интересы.
коммуникативные
оформлять свои
мысли в устной и
письменной форме
(на уровне
предложения или
небольшого
текста);
слушать и понимать
речь других;
выразительно
читать и
пересказывать
текст;
договариваться с
одноклассниками
совместно с
учителем о
правилах поведения
и общения и
следовать им;
учиться работать в
паре, группе;
выполнять
различные роли
(лидера
исполнителя).
Учиться критично
относиться к
своему мнению, с
достоинством
признавать
ошибочность своего
мнения (если оно
таково) и
корректировать его.
Уметь взглянуть на
ситуацию с иной
позиции и
договариваться с
людьми иных
позиций..
познавательные
воспринимать на
слух
художественный
текст (рассказ,
стихотворение) в
исполнении учителя,
учащихся;
отвечать на вопросы
учителя по
содержанию
прочитанного;
подробно
пересказывать текст;
составлять устный
рассказ по
картинке;соотносить
автора, название и
героев прочитанных
произведений;
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно
следственных
связей.
Создавать модели с
выделением
существенных
характеристик
объекта,
преобразовывать
модели с целью
выявления общих
законов,
определяющих
данную предметную
область.
Представлять
информацию в виде
конспектов, таблиц,
схем, графиков.
ориентироваться в
книге (на развороте,
в оглавлении, в
условных
обозначениях);
находить ответы на
вопросы в тексте,
регулятивные
Самостоятельно
обнаруживать и
формулировать
проблему в
классной и
индивидуальной
учебной
деятельности.
Выдвигать версии
решения проблемы,
осознавать
конечный
результат, выбирать
из предложенных и
искать
самостоятельно
средства
достижения цели.
Составлять
(индивидуально или
в группе) план
решения проблемы
(выполнения
проекта).
Подбирать к
каждой проблеме
(задаче)
адекватную ей
теоретическую
модель.
определять и
формировать цель
деятельности на
уроке с помощью
учителя;
проговаривать
последовательность
действий на уроке;
учиться
высказывать своё
предположение
(версию) на основе
работы с
иллюстрацией
книги;
учиться работать
по предложенному
учителем плану иллюстрациях;
делать выводы в
результате
совместной работы
класса и учителя;
преобразовывать
информацию из
одной формы в
другую: подробно
пересказывать
небольшие тексты.
освоения программы элективного курса «Юный исследователь»
Планируемые результаты
получение представлений об использовании экологических знаний в различных
областях человеческих знаний;
развитие познавательных интересов, творческих способностей учащихся;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и классификации информации
по выбранной теме;
составление реферата и устного доклада по составленному реферату;
приобретение опыта составления компьютерной презентации, публичного
участие учеников в научнопрактических конференциях различного уровня;
сознательное определение учеником профиля обучения и профессиональной
выявлять признаки биологических объектов – клеток и организмов растений, животных,
грибов, бактерий
понимать многообразие и сложность строение живых объектов
пользоваться увеличительными приборами
различать ядовитые грибы
оказывать первую доврачебную помощи
•
•
•
•
Ученик получит возможность научиться:
•
•
•
изучать биологические объекты и процессы
ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов
наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в
природе
рассматривать готовые микропрепараты и описывать экологические объекты.
сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения
определять принадлежность биологических объектов к определённой
систематической группе
проводить самостоятельный поиск биологической информации
использовать
деятельности
приобретённые ЗУН в повседневной жизни и практической
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса « Юный
исследователь»
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по
формированию умения проектировать свою деятельность являются:
выступления;
деятельности.
Ученик научится:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
• •
•
•
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для
достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоциональнояркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по
формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
•
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
•
•
•
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по
формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
•
•
•
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая
знания из различных областей
Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле
Умение находить несколько вариантов решения проблемы
Умение устанавливать причинноследственные связи
Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач
Умение выдвигать гипотезы
•
•
•
•
•
•
•
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по
формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения:
•
Использовать средства Интернет для нахождения графических иллюстраций, аудио
объектов;
Создавать рисунки в графическом редакторе;
•
• Диагностический инструментарий:
Контроль уровня достижений
создание портфеля «достижения ребенка» по курсу: результаты исследовательской
деятельности и другие дополнительные материалы, созданные самими детьми (тесты,
схемы, таблицы, списки Интернетсайтов, других источников информации, которые
использовались для самостоятельной работы).
• Оценивается: полнота представленных материалов (по темам или по курсу в целом) и
качество их выполнения;
• Оценивание проекта, выполненного группой обучающихся и индивидуально;
• Самооценка, реализуемая через выполнение рефлексивных заданий.
Виды контроля: обсуждение результатов визуальных наблюдений и исследований
отчёты по лабораторным, практическим занятиям и экскурсиям, групповые работы,
самостоятельная разработка и постановка опытов, защита исследовательских и проектных
работ.
Особенности исследования:
• Исследовательская деятельность не должна и не может носить массовый характер. • Выходит за рамки школьного курса.
• По тематике находится на стыке различных областей знаний.
• Проблема исследования должна быть достаточно узкой, значимой для ученика. Поэтому
её необходимо выбрать самому ученику
Содержание учебного предмета
Обоснование выбора рабочей программы с учётом особенностей классов:
Рабочая программа элективного курса «Юный исследователь» составлена с учётом
особенностей коллективов обучающихся 5 класса. Это в основном дети со средним уровнем
способностей.
Содержание
Количество
часов по
примерной
программе
Количество часов
согласно рабочей
программе
1.Введение
2.Опытническая работа на пришкольном участке в
осенний период
3.Осеннее обследование пришкольного парка (4 ч)
4.Изучение биоценоза р. Ирюм
5.Простейший мониторинг окружающей среды.
Биоиндикация
6.Микроскопирование
7.Микроскопирование разных групп организмов
8.Экологический мониторинг села и жилого
помещения
9.Методика постановки биологических
экспериментов
1
2
4
4
7
5
2
3
7
1
2
2
2
3
2
2
1
2
Количество часов по разделам в рабочей программе элективного курса «Юный
исследователь» в 6 классе, по сравнению с авторской, не совпадает в полном объёме.
Перечень лабораторных и практических работ
№
четвер
Тема лабораторной,
практической работы
тема экскурсии
Экскурсия №1 «Осенние явления в жизни
растений, животных и птиц»
Экскурсия № 2 на водоём «Методы,
используемые для отбора проб планктона,
бентоса»
Экскурсия № 3 «Экологический мониторинг
пришкольного парка»
ти
1
2
3
Практическая работа №1
«Осенние явления в природе»
Практическая работа №2
«Экологический мониторинг
почв и воды»
Практическая работа № 3
Экологический мониторинг
воздуха
Лабораторная работа №1
«Приготовление временного
микропрепарата» Лабораторная работа №2
«Рассматривание
готовых
микропрепаратов
под
микроскопом»
Лабораторная работа № 3
«Микроскопирование
водорослей, грибов мхов и
папоротников, голосеменных»
Тематическое планирование
с определением основных видов деятельности учащихся
основное содержание по темам
Одежда для полевой работы. Движение в
группе.
Размер выборки, количество повторностей,
контроль. Биометрические показатели
Оформление дневника наблюдений
Видовое разнообразие растений в парке.
Видовой состав насекомых. Характер
повреждений листовой пластинки разными
видами вредителей
Видовой состав птиц. Их приспособление к
среде обитания
БГЦ. Цепи питания Знать распространённые
в данной местности виды водных растений и
беспозвоночных Знать простейшие методы
отбора проб планктона, бентоса. Методы
отбора проб воды. Схема отбора проб
Экологический мониторинг воды, почвы,
воздуха. Биоиндикаторы
Мониторинг парка. Трофические цепи. Знать
простейшие методы отбора проб планктона,
бентоса, давать им характеристику.
Лихеноиндикация Экологический
мониторинг воды
Устройство микроскопа. Уметь
пользоваться лабораторным оборудованием.
Последовательность приготовления
микропрепарата
Зачем окрашивают микропрепараты. Метод
чёрного поля, микроскопирование с
иммерсионным маслом. Биологический
рисунок. Правила оформления рабочей
тетради
основные виды
деятельности
Знать особенности
строения цветка люцерны,
опыления их пчёлами.
Суточные ритмы
активности насекомых.
Знать отличительные
признаки растений
различных ярусов
изучаемого БГЦ.
Распознавать наиболее
распространенных
насекомых своей
местности по
повреждениям. Взрослые
стадии без определителя.
Знать названия осёдлых
птиц, уметь различать их
по голосам и оперению.
Знать отличительные
признаки растений
различных ярусов
изучаемого БГЦ. Знать
видовое разнообразие
растений р. Ирюм.
Трофические цепи
Разнообразие моллюсков и
водорослей р.Ирюм.
Уметь определять
органолептические
свойства воды.
Определять по полевым
определителям водных
беспозвоночных, уметь
пользоваться простейшим
полевым оборудованием.
Раздел
программы
1.Введение
2.Опытническа
я работа на
пришкольном
участке в
осенний
период
3.Осеннее
обследование
пришкольного
парка
4.Изучение
биоценоза р.
Ирюм
5.Простейший
мониторинг
окружающей
среды.
Биоиндикация
6.Микроскопир
ование 7.Микроскопи
рование разных
групп
организмов
8. Методика
постановки
биологических
экспериментов
Отличительные признаки шляпочных грибов
от плесневых. Размножение водорослей.
уметь настраивать микроскоп для работы,
рассматривать готовые микропрепараты
Биологический эксперимент. Методика
гербаризации. Значение коллекций
насекомых. Охрана редких видов.
Фотопериодизм. Энтомофаги. Стадии
развития насекомых. Знать основные
отличительные признаки различных видов
растений, насекомых
Знать основные
биоиндикаторы воды,
почвы, воздуха. Уметь
приготавливать временный
препарат кожицы лука,
срез листа, стебля, корня.
Уметь по отличительным
признакам распознавать
препараты грибов.
Выполнять временный
препарат соскоба с коры
дерева и цветочного
горшка, находить клетки
водорослей
Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
образовательного процесса
I.Классификация и систематика;
II.Клетка;
III.Экосистемы.
1. Авторская программа элективного курса «Мониторинг окружающей среды» для 5
класса /Мансурова С. В., Шклярова О. А. – Москва, «5 за знания», 2012 г.;
Экраннозвуковые пособия:
2. CD «Дидактический и раздаточный материал. Биология 56 классы». – Волгоград, Учитель,
2014.
3. «Лабораторный практикум. Биология 511 класс» (учебное электронное издание).
Республиканский мультимедиа центр, 2014.
4. Лаборатории:
•
•
•
5. ЭОР Единой коллекции. Природоведение 5 класс
6. Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2010.
7. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева,
к.б.н. Н.А. Рябчикова
8. Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н.
А.В. Маталина.
9. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий»,
1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В.
Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
Список научнометодической литературы
1. Бабенко В. Г. Биология: материалы к урокамэкскурсиям, М.: НЦ ЭНАС, 2002
2. Корнелио М. П. школьный атлас определитель бабочек, М: Просвещение 2009
3. Плавильщиков Н. И. Краткий определитель наиболее распространённых насекомых
европейской части России
4. Свиридов П. В. экология: учебнопрактическое пособие, Волгоград: Перемена, 1998
Периодические издания:
1. газета «Сельская новь»
2. «Учительская газета»,
3. «Первое сентября»,
4. «Практика административной работы в школе»,
5. «Практические советы учителю»,
6. «Планета знаний» ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ
1. Центр образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/
2. Педсовет: http://pedsovet.org/
3. Официальный информационный портал единого государственного экзамена:
http://www1.ege.edu.ru/
4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: http://obrnadzor.gov.ru/
5.Федеральный институт педагогических измерений: http://fipi.ru/
6. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window
7. Сеть творческих учителей: http://www.itn.ru/
8. Учеба.RU: http://www.ucheba.ru/ege/
9. Кирилл и Мефодий – КМ образование: http://kmschool.ru/company/companies.asp
10. Федеральный образовательный портал: http://www.edu.ru/
11. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru/default.asp
12. Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
13. *www. boges. ru/eco/
14http://rudocs.exdat.com/docs/index24027.html
15. http://pochemu4ka.ru/
16. http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/04_07_00_04.htm
17. http://www.researcher.ru/editors/
18. www.subscribe.dnttm.ru
19 http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/ Календарнотематическое планирование
Планируемые результаты
Ко
л
во
ч.
1
Дата
Тема урока
т.
П
р.
Введение
Практическая
работа №1
«Осенние явления в
природе»
предметные
Обосновывать
суждения, давать
определения,
приводить
доказательства
Материаль
но
техническо
е
оснащение
Основные виды
учебной
деятельности
Дома
ш нее
задани
е
мультимеди
а проектор
Одежда для
полевой работы.
Движение в
группе.
Личностные
Проявлять
дисциплиниро
ванность,
трудолюбие и
упорство в
достижении
поставленных
целей;
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные.
Составлять устный
рассказ по картинке;
договариваться с
одноклассниками
совместно с учителем о
правилах поведения и
общения и следовать
им;
учиться работать в
паре, группе;
выполнять различные
роли (лидера
исполнителя).
Учиться критично
относиться к своему
мнению, с
достоинством
признавать
ошибочность своего
мнения (если оно
таково) и
корректировать его.
Опытническая
работа на
пришкольном
участке в осенний
период
2 Искать нужную
информацию по
заданной теме в
источниках
различного типа
и извлекать
необходимую
информацию из
источников.
мультимеди
а проектор
Осмысливать
мотив своих
действий при
выполнении
заданий с
жизненными
ситуациями;
Размер выборки,
количество
повторностей,
контроль.
Биометрические
показатели.
Оформление
дневника
наблюдений
№
п/
п
1
2
3 Осеннее обследование пришкольного парка (2 ч)
Экскурсия № 3
«Экологический
мониторинг
пришкольного
парка»
1 Искать нужную
информацию по
заданной теме в
источниках
различного типа и
извлекать
необходимую
информацию из
источников.
находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях;
делать выводы в
результате
совместной работы
класса и учителя;
активно
включаться в
общение и
взаимодействи
е со
сверстниками
на принципах
уважения и
доброжелатель
ности,
взаимопомощи
и
сопереживани
я
активно
включаться в
общение и
взаимодействи
е со
сверстниками
мультимеди
а проектор
Видовое
разнообразие
растений в парке.
Видовой состав
насекомых.
Характер
повреждений
листовой
пластинки
разными видами
вредителей
мультимеди
а проектор
Видовой состав
птиц. Их
приспособление
к среде обитания
1 Искать нужную
информацию по
заданной теме в
источниках
различного типа и
извлекать
необходимую
информацию из
источников.
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно
следственных связей.
1 Участие
Изучение биоценоза р. Ирюм 2 часа
в
Экскурсия №1
«Осенние явления в
жизни растений,
животных и птиц»
Экскурсия № 2 на
водоём «Методы,
используемые для
отбора проб
планктона,
бентоса»
проектной
деятельности.
Овладение
приёмами
исследовательской
деятельности.
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно
следственных связей.
оказывать
бескорыстную
помощь своим
сверстникам,
находить с
ними общий
язык и общие
мультимеди
а проектор
Знать
простейшие
методы отбора
проб планктона,
бентоса. Методы
отбора проб
воды. Схема
4
5
6 Изучение биоценоза
р. Ирюм
1
интересы.
отбора проб
мультимеди
а проектор
Осмысливать
мотив своих
действий при
выполнении
заданий с
жизненными
ситуациями;
Цепи питания.
Знать
распространённы
е в данной
местности виды
водных растений
и
беспозвоночных
Формулирование
полученных
результатов.
Владение
основными видами
публичных
выступлений.
Пользование
мультимедийными
ресурсами
и
компьютерными
технологиями в
работе.
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно
следственных связей.
Учиться критично
относиться к своему
мнению, с
достоинством
признавать
ошибочность своего
мнения (если оно
таково) и
корректировать его.
Простейший мониторинг окружающей среды. Биоиндикация 3 часа.
1 Формулирование
полученных
результатов.
Экологический
мониторинг воды,
почвы, воздуха.
Биоиндикаторы
Практическая
работа
Экологический
мониторинг
воздуха
№ 3
мультимеди
а проектор,
микроскоп,
микропрепа
раты
оказывать
бескорыстную
помощь своим
сверстникам,
находить с
ними общий
язык и общие
интересы.
Уметь
определять
органолептическ
ие свойства воды.
Определять по
полевым
определителям
водных
беспозвоночных.
Создавать модели с
выделением
существенных
характеристик
объекта,
преобразовывать
модели с целью
выявления общих
законов,
определяющих
данную предметную
область.
Создавать модели с
выделением
Экологический
мониторинг воды.
Формулирование
полученных
Осмысливать
мотив своих
мультимеди
а проектор,
Знать основные
биоиндикаторы
7
8
9 результатов.
Практическая
работа №2
«Экологический
мониторинг почв и
воды»
10
Мониторинг парка.
Трофические цепи.
1 Пользование
мультимедийными
ресурсами
и
компьютерными
технологиями в
работе.
действий при
выполнении
заданий с
жизненными
ситуациями;
микроскоп,
микропрепа
раты
воды, почвы,
воздуха.
мультимеди
а проектор
осмысление
мотивов своих
действий при
выполнении
заданий с
жизненными
ситуациями;
Уметь
пользоваться
простейшим
полевым
оборудованием.
Трофические
цепи.
существенных
характеристик
объекта,
преобразовывать
модели с целью
выявления общих
законов,
определяющих
данную предметную
область.
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно
следственных связей.
Учиться критично
относиться к своему
мнению, с
достоинством
признавать
ошибочность своего
мнения (если оно
таково) и
корректировать его.
Микроскопирование 2 часа
1
Устройство
микроскопа.
Лабораторное
оборудование
Лабораторная
работа
«Приготовление
№1
применение
полученных знаний
для написания
экологических
исследовательских
работ.
находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях;
делать выводы в
результате
совместной работы
класса и учителя;
оказывать
бескорыстную
помощь своим
сверстникам,
находить с
ними общий
язык и общие
мультимеди
а проектор,
микроскоп,
микропрепа
раты
Устройство
микроскопа.
Уметь
пользоваться
лабораторным
оборудованием.
Последовательно
11 временного
микропрепарата»
Лабораторная
работа
Формулирование
полученных
результатов.
Приготовление
микропрепаратов.
№2
«Рассматривание
готовых
микропрепаратов
под микроскопом»
1
применение
полученных знаний
для
написания
экологических
исследовательских
работ
интересы.
мультимеди
а проектор,
микроскоп,
микропрепа
раты
оказывать
бескорыстную
помощь своим
сверстникам,
находить с
ними общий
язык и общие
интересы.
договариваться с
одноклассниками
совместно с
учителем о правилах
поведения и общения
и следовать им;
учиться работать в
паре, группе;
выполнять различные
роли (лидера
исполнителя).
Создавать модели с
выделением
существенных
характеристик
объекта,
преобразовывать
модели с целью
выявления общих
законов,
определяющих
данную предметную
область.
Отличительные
признаки шляпочных
грибов от плесневых.
1
Микроскопирование разных групп организмов 2 часа
Осмысливать
Пользование
мотив своих
мультимедийны
действий при
ми ресурсами и
компьютерными
выполнении
заданий с
технологиями в
жизненными
работе.
ситуациями;
Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях;
делать выводы в
результате
совместной работы
класса и учителя;
Строить логическое
рассуждение,
мультимеди
а проектор
сть
приготовления
микропрепарата
кожицы лука,
срез листа,
стебля, корня.
Биологический
рисунок. Правила
оформления
рабочей тетради.
Выполнять
временный
препарат соскоба
с коры дерева и
цветочного
горшка, находить
клетки
водорослей
Уметь по
отличительным
признакам
распознавать
препараты
грибов.
12
13 Лабораторная работа
№ 3
«Микроскопирование
водорослей, грибов
мхов и папоротников,
голосеменных»
Размножение
водорослей.
Экологический
мониторинг села и
жилого помещения
1
1
для
применение
полученных
знаний
написания
экологических
исследовательс
ких работ
Формулировани
е полученных
результатов.
Пользование
мультимедийны
ми ресурсами и
компьютерными
технологиями в
работе.
включающее
установление
причинно
следственных связей.
Создавать модели с
выделением
существенных
характеристик
объекта,
преобразовывать
модели с целью
выявления общих
законов,
определяющих
данную предметную
область.
находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях;
делать выводы в
результате
совместной работы
класса и учителя;
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно
следственных связей.
оказывать
бескорыстную
помощь своим
сверстникам,
находить с
ними общий
язык и общие
интересы.
мультимеди
а проектор,
микроскоп,
микропрепа
раты
Уметь
настраивать
микроскоп для
работы,
рассматривать
готовые
микропрепараты
мультимеди
а проектор
Осмысливать
мотив своих
действий при
выполнении
заданий с
жизненными
ситуациями;
Биологический
Формулировани
находить ответы на
Осмысливать
мультимеди
Знать основные
Методика постановки биологических экспериментов 2 часа
14
15
16 эксперимент.
Методика
гербаризации.
Значение коллекций
насекомых.
17
Охрана редких видов.
Фотопериодизм.
Энтомофаги. Стадии
развития насекомых.
е полученных
результатов.
Пользование
мультимедийны
ми ресурсами и
компьютерными
технологиями в
работе.
мотив своих
действий при
выполнении
заданий с
жизненными
ситуациями;
оказывать
бескорыстную
помощь своим
сверстникам,
находить с
ними общий
язык и общие
интересы.
а проектор,
колекция
насекомых
отличительные
признаки
различных видов
растений,
насекомых
мультимеди
а проектор,
Красная
книга
Курганской
обл.
вопросы в тексте,
иллюстрациях;
делать выводы в
результате
совместной работы
класса и учителя;
Строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно
следственных связей.
договариваться с
одноклассниками
совместно с
учителем о правилах
поведения и общения
и следовать им;
учиться работать в
паре, группе;
выполнять различные
роли (лидера
исполнителя).
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Программа элективного курса «ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 6 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.