Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер,
направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность.
Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения для детей в возрасте 10-14 лет.
Формы занятий: используется групповая форма; работа по звеньям; в малых группах; индивидуальная работа.
При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.
шах и мат(1).docx
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ШАХ И МАТ
возраст 1014 лет
(срок реализации 2 года) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных
технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно
разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические
выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют
шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального
развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях
ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее
признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий
в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала
девиз: «Gens una sumus», «Мы все одна семья». Шахматы доступны людям разного
возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для
международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы часть мирового культурного
пространства.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно
судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций,
занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных
олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной
шахматной литературы.
В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам чемпионата
мира2004г. сказано: «Шахматы это не просто спорт. Они делают человека мудрее и
дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать
поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как
формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру
и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный
характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и
развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность
личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка.
Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Вопервых,
воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом
личностных особенностей. Вовторых, учитываются знания условий жизни каждого
воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание
индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и
психических свойств личности.
В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик,
но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе
деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего
образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью
педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели,
отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения
результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Новизна данной программы заключается в разработке и использовании педагогом
дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие
и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
Прививать навыки самодисциплины;
Способствовать воспитанию волевых качеств,
самосовершенствования и
Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
Формировать навыки запоминания;
Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять
Ознакомить с историей шахмат;
Обучить правилам игры;
Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами
исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), использовании
интерактивной доски и интернет ресурсов.
Цель программы: создание условий для развития интеллектуальнотворческой, одаренной
личности через занятия шахматами.
Достигается указанная цель через решение следующих задач.
Обучающие:
проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Развивающие:
положительные качества личности;
представления об окружающем мире.
Воспитывающие:
самооценки.
В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной
компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.
Предметные компетенции обучающихся:
1
деятельности:
Компетентностный подход выражен:
Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:
2
следующей деятельности:
Компетентностный подход выражен:
тематического материала;
В проведении бесед;
В применении индивидуальных и групповых форм работы.
Программа шахматного объединения носит образовательноразвивающий характер,
направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет
физкультурноспортивную направленность.
Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей
Участии в тренировочных играх, в соревнованиях по шахматам;
В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.
В проведении педагогом инструктажей;
В применении индивидуальных форм работы;
В корректировке игры;
В рекомендациях по выполнению комбинаций.
Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие
Педагогическое наблюдение;
Учет результативности участия обучаемых в соревнованиях.
Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися
Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
Изучении специализированной литературы;
Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.
В организации педагогом педагогического консультирования при отборе Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и
навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только
нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения для детей в возрасте 1014 лет.
Формы занятий: используется групповая форма; работа по звеньям; в малых группах;
индивидуальная работа.
При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств
учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение,
хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.
Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат:
направлений образовательной деятельности;
преемственности, доступности, увлекательности, результативности;
индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
игры;
наличие единого контингента воспитанников;
взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного
обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной
единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности,
осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе Оценка результативности первого года обучения.
Шахматные фигуры.
Шахматные термины (белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
Принципы игры в дебюте.
Основные тактические приемы.
Что означают термины «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «темп», «оппозиция»,
К концу учебного года дети должны знать:
партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе,
длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья).
«ключевые поля».
Правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
Ориентироваться на шахматной доске.
•
•
Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил шахматного кодекса.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Правильно расставлять фигуры перед игрой.
Различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Рокировать.
Объявлять шах.
Ставить мат. Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте.
Находить несложные тактические удары.
Проводить комбинации.
Точно разыгрывать простейшие окончания.
Решать элементарные задачи на мат в один ход.
Оценка результативности второго года обучения.
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
Ценность шахматных фигур.
Сравнительная сила фигур.
Историю шахмат, шахматную терминологию.
Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний.
Основы тактики и стратегии шахмат.
Порядок проведения и организации шахматных соревнований и турниров.
Правила этикета при игре в шахматы.
К концу учебного года дети должны знать:
•
•
•
•
•
•
•
•
К концу учебного года дети должны уметь:
•
•
ладьей.
•
•
Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре.
Строить и реализовывать свои стратегические планы.
Записывать шахматную партию.
Матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и •
•
Осознавать свои ошибки и видеть ошибки своего соперника.
Проводить элементарные комбинации.
Учебнотематический план первого года обучения.
Наименование разделов
Вводное занятие
№
п\п
1
2 Шахматная азбука
3 Простейшие окончания
4 Элементы шахматной партии
5 Основы шахматной тактики
6 Минитурнир
ИТОГО:
Общее колво
Теория
Практика
часов
2
18
18
14
18
2
72
2
8
8
2
4
0
24
0
10
10
12
14
2
48
Учебнотематический план второго года обучения.
Наименование разделов
№
п\п
1
2 Шахматная азбука. Повторение
Вводное занятие
пройденного материала.
3 Элементы шахматной партии
4 Дебют.
5 Миттельшпиль. Тактика. Стратегия.
6
7 Минитурнир
Эндшпиль.
ИТОГО:
Общее колво
Теория
Практика
часов
2
12
12
18
18
8
2
72
2
2
2
4
4
2
0
16
0
10
10
14
14
6
2
56 ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (72 Ч)
СОДЕРЖАНИЕ
1.Вводное занятие (2 ч)
Комплектование группы. Правила техники безопасности на занятии, в школе, на
перемене.
2.Шахматная азбука (18 ч)
Древнее и необыкновенное «Королевство». Волшебная доска. Фигуры, их ценность. Ходы
фигур. Пешка. Рокировка. Нападение и защита. Значение короля. Шах. Мат. Цель игры.
Ничья. Вечный шах. Пат. Шахматная нотация. О правилах поведения во время игры.
Дидактические игры и упражнения.
3.Простейшие окончания(18 ч)
Три стадии шахматной партии. Матование одинокого короля. Мат ферзем. Мат двумя
ладьями. Мат ладьей. О мате двумя слонами и двумя конями. Мат слоном и конем. Король
и слон (конь) против короля. Король и пешка против короля. Правило квадрата.
Отдаленная проходная пешка.Позиционное преимущество. Шахматные задачи. Учебные
партии. Дидактические игры и упражнения.
4.
Как начинать партию. Борьба за центр. Быстрейшее развитие сил. Гармоничное пешечное
расположение. Поучительные партии из практики мастеров. Шахматные задачи. Учебные
партии. Дидактические игры и упражнения.
5.
Связка. Вилка. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Жертва. Вариант.
Комбинация. Короткие партии и ловушки. Шахматные задачи. Учебные партии. Практика
учебных партий. Дидактические игры и упражнения.
Элементы шахматной партии.(14 ч)
Основы шахматной тактики.(18 ч)
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (72 Ч)
1. Вводное занятие (2 ч)
Комплектование группы. Правила техники безопасности на занятии, в школе, на перемене.
2.Шахматная азбука (повторение пройденного материала). (12 ч)
Окно в шахматный мир. Шахматная нотация. О правилах поведения во время игры. Мат одинокому королю Мат ладьей. Мат ферзем Непосильная задача для двух коней Практика
учебных партий.
3.Элементы шахматной партии.(12 ч)
Как начинать партию. Принцип быстрейшего развития. Борьба за центр. Гармоничное
пешечное расположение. Позиционное преимущество (территориальное). Оппозиция.
Преимущество во времени. Цейтнот. Короткие партии и ловушки.
4.Дебют. (18 ч)
План в дебюте. Дебютные принципы. Выбор дебютного репертуара. Открытые дебюты.
Полуоткрытые дебюты. Закрытые дебюты. Шахматные задачи. Учебные партии. Практика
учебных партий. Дидактические игры и упражнения.
5.Миттельшпиль. Тактика. Стратегия. (18 ч)
Шахматные планы. Как создается план игры. Оценка позиции. Тактические удары и
комбинации. Что такое стратегия и стратегический план. Мобилизация сил. Борьба за
центр. Короткие партии и ловушки. Шахматные задачи. Учебные партии. Дидактические
игры и упражнения.
6.Эндшпиль.(10 ч)
Король и ферзь против короля и пешки. Ферзь и пешка против ферзя. Ферзевые окончания
со многими пешками. Ладья и пешка против ладьи. Ладья и две пешки против ладьи.
Ладейный эндшпиль со многими пешками. Ферзь против ладьи. Ладья против легкой
фигуры. ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
(для учителя )
1. Ю.Авербах, Н.Бейлиц «Путешествие в шахматное королевство», Издательство
«Физкультура и спорт».
2.. Б.С.Вайнштейн «Ловушки», Издательство «Физкультура и спорт».
3 В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы», Москва «Просвещение».
4 Е.Я.Гик «Шахматы и математика», Москва «Наука».
5 Н.И.Журавлев «Шаг за шагом», Издательство «Физкультура и спорт».
6 А.Кобленц «Волшебный мир комбинаций», Издательство «Физкультура и спорт».
7 В.В.Костров, П.П. Рожков «1000 шахматных заданий», Издательство «Ювента».
8 А.П.Сокольский « Ваш первый ход», Издательство «Физкультура и спорт».
(для учеников)
Зак В. Длуголенский Я. «Я играют в шахматы», Издательство «Детская
1.Весела И. Веселы И. «Шахматный букварь», Издательство Москва, ГЦОЛИФК,2010 год
2.. Гришин В. Ильин Е. «Шахматная азбука», Издательство «Детская литература», 2011
год.
3
литература», 2010 год.
4 Князева В. «Уроки шахмат», Ташкент «Укитувчи», 2011 год.
5 Сухин И. «Удивительные приключения в шахматной стране», Издательство Москва
«Поматур», 2012 год.
6 Сухин И. «Клетки чернобелые чудес и тайн полны», (учебники) Обнинск Издательство
«Духовное возрождение», 2013 год.
ОБЪЕКТЫ И СРЕДСТВА МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КУРСА
Просторный хорошо проветриваемый кабинет.
Удобные столы и стулья.
Шахматные доски и шахматы (1 комплект на 2 учащихся ).
Шахматные часы (1 часы на 2 учащихся ).
Демонстрационные доски и шахматные фигуры ( 2 комплекта ).
Проекционные аппараты, компьютеры с программным обеспечением, интерактивная
Для проведения занятий требуются:
•
•
•
•
•
•
доска.
•
Наглядные пособия, дидактические материалы. Содержание обучения.
№
урока
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Колво
часов
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Дата
проведени
я урока по
плану
1 неделя
Дата
проведени
я урока по
плану
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
27 неделя
28 неделя
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Вводное занятие
Шахматная азбука
Древнее и необыкновенное
«Королевство».
Волшебная доска. Фигуры, их ценность.
Ходы фигур.
Пешка. Рокировка.
Нападение и защита.
Значение короля. Шах.
Мат. Цель игры. Ничья. Вечный шах.
Пат. Шахматная нотация.
О правилах поведения во время игры.
Дидактические игры и упражнения.
Простейшие окончания
Три стадии шахматной партии.
ферзем.
11.
12. Матование одинокого короля. Мат
13. Мат двумя ладьями. Мат ладьей.
14.
15. Мат слоном и конем. Король и слон
О мате двумя слонами и двумя конями.
(конь) против короля.
Король и пешка против короля.
Правило квадрата.
Отдаленная проходная пешка.
Позиционное преимущество.
16.
17.
18. Шахматные задачи. Учебные партии.
Дидактические игры и упражнения.
19.
Элементы шахматной партии.
Как начинать партию.
Борьба за центр.
Быстрейшее развитие сил.
Гармоничное пешечное расположение.
Поучительные партии из практики
мастеров.
20.
21.
22.
23.
24.
25. Шахматные задачи. Учебные партии.
Дидактические игры и упражнения.
26.
Основы шахматной тактики.
Связка. Вилка.
Открытое нападение.
27.
28.
2
18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
14
2
2
2
2
2
2
2
18
2
2 Открытый шах.
Двойной шах.
29.
30.
31. Жертва.
32.
33.
34. Шахматные задачи. Учебные партии.
35.
36. Минитурнир
Вариант. Комбинация.
Короткие партии и ловушки.
Практика учебных партий.
2
2
2
2
2
2
2
2
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя
35 неделя
36 неделя
Содержание обучения.
№
урока
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Колво
часов
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Дата
проведени
я урока по
плану
1 неделя
Дата
проведения
урока по
плану
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Вводное занятие
Шахматная азбука
Окно в шахматный мир. Шахматная
нотация.
О правилах поведения во время игры.
Мат одинокому королю
Мат ладьей. Мат ферзем
Непосильная задача для двух коней
Практика учебных партий.
Элементы шахматной партии.
Как начинать партию.
Принцип быстрейшего развития. Борьба
за центр.
Гармоничное пешечное расположение.
Позиционное преимущество
(территориальное).
Оппозиция. Преимущество во времени.
Цейтнот.
Короткие партии и ловушки
Дебют.
План в дебюте.
Дебютные принципы.
Выбор дебютного репертуара.
Открытые дебюты.
Полуоткрытые дебюты.
Закрытые дебюты.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20. Шахматные задачи. Учебные партии.
21.
22.
Практика учебных партий.
Дидактические игры и упражнения.
Миттельшпиль. Тактика. Стратегия.
23. Шахматные планы.
24.
25.
Как создается план игры.
Оценка позиции.
2
12
2
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
18
2
2
2
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя 26.
27.
Тактические удары и комбинации.
Что такое стратегия и стратегический
план.
2
2
26 неделя
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя
35 неделя
2
2
2
36 неделя
Борьба за центр.
Короткие партии и ловушки.
28. Мобилизация сил.
29.
30.
31. Шахматные задачи. Учебные партии.
2
2
2
2
Эндшпиль.
8
Король и ферзь против короля и пешки. 2
2
Ферзь и пешка против ферзя. Ферзевые
окончания со многими пешками.
Ладья и пешка против ладьи. Ладья и
две пешки против ладьи.
Ладейный эндшпиль со многими
пешками.
32.
33.
34.
35.
36. Минитурнир
Программа элективного курса "Шах и мат"
Программа элективного курса "Шах и мат"
Программа элективного курса "Шах и мат"
Программа элективного курса "Шах и мат"
Программа элективного курса "Шах и мат"
Программа элективного курса "Шах и мат"
Программа элективного курса "Шах и мат"
Программа элективного курса "Шах и мат"
Программа элективного курса "Шах и мат"
Программа элективного курса "Шах и мат"
Программа элективного курса "Шах и мат"
Программа элективного курса "Шах и мат"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.