Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»
Оценка 4.7

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
история
11 кл
12.09.2018
Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»
программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.» включает рассмотрение дискуссионных вопросов истории России 20 века. Для этого используются различные формы работы: кейс-технология (работа с документами по разным технологиям); уроки-версии, уроки-диалоги, дискуссии, конференции, "круглый стол". Интерактивные формы. видеофильмы.Программа курса. Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование.
Эл. курс трудные и дсск. вопросы истории 34 ч..docx
«Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.» Элективный курс для 11 класса. Аннотация Элективный курс «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»   адресован  учащимся  11  класса   и  ориентирован   на  тех,  кто  готовится   к  сдаче  ЕГЭ   по  истории. Основная задача курса – отработать и закрепить знания, умения и навыки, необходимые для получения глубоких и прочных знаний. Пояснительная записка                  Изучение данного курса предполагает более высокий уровень обобщения исторического материла, знакомство с различными точками зрения и подходами.   Для того, чтобы сформировать целостную и всестороннюю картину исторического развития России в 20 веке.  История  XX  века включает в себя все примеры воплощения на практике общественно ­ политического, экономического развития. Через события этого века проходит история отдельных личностей, семьи и государств. И, естественно, ученики при изучении истории получают незаменимый опыт практического применения своих знаний из смежных дисциплин. Программа  рассчитана на детей, которые планируют углубить свои исторические знания, которые выбирать обществоведческий (исторический), профиль. Данный элективный курс предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные   оценки   хода   событий.   А   это,   прежде   всего,   поможет   каждому   ученику   занять активную гражданскую позицию.     Цель курса    : расширение знаний учащихся о роли личности и отдельного события в истории. Движение   современного   общества   вперед   требует   от   подрастающего   поколения   инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности; становлению человека как   духовно­нравственной,   свободной,   саморазвивающейся,   социально­активной,   творческой личности. Задачи курса:   углубить знания по предлагаемой проблеме; познакомить   учеников   с   основными   понятиями   и   особенностями   исторического периода;     сформировать   осознанный   интерес   к   данной   области   знаний,   помочь   в   выборе профиля; повышать   мотивацию   учебной   деятельности   за   счет   нетрадиционных   форм   подачи материала,   элементов   игровой   деятельности;   воспитывать   патриотизм,  гражданскую ответственность,   гуманизм,   уважительное   отношение   к   историческому   прошлому своего и других народов.      и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:   Основные умения   ­ находить, систематизировать и анализировать историческую  информацию; ­ рассматривать историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок  событий прошлого и настоящего; ­ рассматривать  события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности  к  конкретной исторической эпохе; ­ определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам   истории. Методы  преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами.   Основные формы деятельности учащихся Программа   ориентирована   на   занятия   в   виде   лекций   и   практикумов,   составление   и   решение ситуативных задач,  практическая работа с текстами документов,  а также заложено использование таких видов контроля, как тестирование, написание и защита рефератов, написание эссе. Курс может завершаться   защитой   проектных   работ   по   одной   или   нескольким   темам,   проект   может   быть   как индивидуальным, так и групповым.  •  исследовательская работа; •     планирование   и   разработка   учебных   действий,   сбор   данных   (накопление   фактов,   наблюдений, доказательств); •     анализ   и   синтез   собранных   данных,   сопоставление   (соотнесение)   сообщения,   выступление   с подготовленным сообщением; •  переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключение; •  беседы; •  семинары; • практические занятия;  • конференции;  •  заседания круглых столов;  • «мозговой штурм»; •  анализ альтернативных ситуаций; •  работа в группах, парах, индивидуально; •  выполнение работ по заданному алгоритму; •  творческие работы; •  защита проектов. Планируемые образовательные результаты. Содержание курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории ХХв.» предполагает  раскрытие теоретических понятий, формирование умения их правильно толковать и применять. ­ знать: основные факты, явления, процессы, понятия, персоналии, связанные с проблематикой курса. В   качестве   содержания   учебной   программы   «Трудные   вопросы   в   изучении   истории   ХХ» следует считать не только знания, но и учебную деятельность, результатом которой должно стать наряду с усвоением знаний овладение рядом умений. Учащиеся должны ­ уметь    выделять главную мысль текста, составлять план, тезисы; находить, систематизировать и анализировать информацию; конспектировать (не только на основе одного текста, но и по определенной проблеме на основе нескольких источников);  определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам;  сравнивать и делать вывод по изученному вопросу и аргументировать их. На базе представленных выше знаний программа призвана дать возможность учащимся:  применять  умение разъяснить сущность характеризуемой в источнике проблемы или процесса в историческом контексте   выявлять   и   анализировать   позиции   автора,   исторических   личностей,   рассматривать версий и интерпретировать события;  В   области   информационно­коммуникативной   деятельности   предполагается   обучение навыкам   поиска   нужной   информации   по   заданной   теме;   извлечение   необходимой   информации   из источников в различных знаковых системах (текст, таблица, график),  Система оценивания и формы контроля: Формы контроля: 1. Накопляющаяся (маршрутный лист) 2. Разовая (зачет) Методы контроля:  1. Тест 2. Контрольная работа 3. Отчет 4. Творческая работа 5. Выступление на семинарах. Способы оценивания: 1. Пробный ЕГЭ 2. Итоговый контроль проводится в форме зачета. Тема № п\п. 1 Проблемы  модернизации в  развитии России начала  20 века. 2 Была ли  дореволюционная  Россия малокультурной страной и «тюрьмой  народов»? 3 Была ли  Государственная Дума  настоящим  парламентом? 4 Реформаторы начала  XX века: П.А. Столыпин 5 Октябрь 1917 года –  6 случайность,  неизбежность,  закономерность? 7 8 Гражданская война:  новые подходы.  В чем заключались  успехи и издержки  индустриализации Учебно – тематический план содержание Россия – «развивающееся общество» на  рубеже веков. «Зависимое развитие» Анализ  возможностей быстрого экономического  развития страны. Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе.  «Германский путь» Бунге, Вышнеградского,  Витте.  Рассмотреть два основных подхода:  традиционалистический и обновленческий в  оценке России накануне революционных  потрясений Рассмотреть роль и место ГД . суждения  некоторых авторов о больших  возможностях, которые открывались перед этим представительным учреждением в  деле политичекого устройства России. Герой, авантюрист, или патриот?  1917 год: возможность исторического выбора.  Оценки событий 1917 года западными  историками. Идеологическая доктрина  событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды  на  Октябрь современных историков. Выявление  и анализ альтернатив: Керенский,  Корнилов, Ленин. Причины краха послефевральской демократии и победы большевиков. Гражданская война – трагедия русского  народа. Проблема периодизации Гражданской войны.  Три похода Антанты: миф или реальность?  Две армии одного народа. Причины победы  «красных» и поражения «белых Необходимость, цели, средства и источники  накопления. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилетки. Главные  итоги индустриализации. Кадры. Анализ планов и реальных сроков их  выполнения. дата формы проведения Лекция, анализ  документов­  статистически х данных Пресс­ конференция  (кейс­ технология) Деловая игра­ обсуждение анализ  документов­  обобщение  (кейс­ технология) Деловая игра­ обсуждение Урок­ альтернатива Лекция,  технология  коллоквиума Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления. «Незначительные жертвы» индустриализации. 9 Нужна ли была  коллективизация  в  СССР? Начало коллективизации. Этапы проведения.  Категории кулачества. Антикулацкие меры.  «Успехи» коллективизации. Альтернативный  план преобразования сельского хозяйства  Чаянова. Лекция, анализ  документов­  статистически х данных 10 Культурная революция  в СССР: была ли она? «Культурная революция»­политический  лозунг и служила идеологическим целям 11 А нужен ли был СССР? Могли бы прожить и выжить 15 стран СССР  12 Триумфальное  поражение?  (размышления о  советско­финской  войне) вне союза? Была ли альтернатва? Причины, повод и ход советско­финской  войны. Линия Маннергейма – серьезное  препятствие для продвижения советских  войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны. Версия  В.Суворова: «Почему скрывают победу  Красной Армии в «Зимней войне»?» 12  Споры вокруг тезиса о  превентивном ударе  СССР против Германии  (со стороны Германии) 13 Споры вокруг тезиса о  превентивном ударе  СССР против Германии  (со стороны СССР) 14 Страх или свобода? ( о  причинах победы под  Сталинградом )    Анализ ТАСС от 14 июня 1941 года и фактов,  свидетельствующих о намерениях Германии  напасть на СССР Официальная историография о внезапности  нападения Германии на СССР. Сценарий  превентивного удара Бунича: «Операция  «Гроза». Анализ вероятности подобных  сценариев. Дискуссия о намерениях Сталина нанести  превентивный удар по Германии. Сценарий  превентивного удара Бунича: «Операция  «Гроза». Анализ вероятности подобных  сценариев. Приказ № 227»Ни шагу назад!» сыграл  решающую роль в холе Сталинградской битвы  и помог остановить врага. Разные оценки  Приказа. Исследовательс кая работа  «Круглый стол» Дискуссия Лекция,  анализ  документов ­  статистически х данных «Круглый стол» Дискуссия Деловая игра­ обсуждение Лекция  «Альтернатива  Сталинградской битве»  15 Цена победы СССР в  Цена победы – большая кровь. «Круглый стол» 16 Великой Отечественной  войне  От «горячей» войны к  «холодной» или мир,  расколотый надвое. Анализ послевоенной ситуации. Кто развязал  «холодную» войну? Взгляд современных  отечественных историков на проблему  «холодной» войны. Сравнительный анализ версий советских и  западных историков о виновниках «холодной    Лекция,  документы 17 Каковы наиболее  характерные черты  развития советского  общества в  послевоенные годы 18 Почему потерпели  неудачу реформы  Н.С.Хрущева? 19 Почему в 60­80­е гг  СССР оказался на  пороге кризиса? 20 Какую роль в  отечественной истории  сыграло правозащитное  движение? 21 М.С. Горбачев:  перестройка. 22 Если бы ГКЧП пришел  к власти в августе 1991  года… 23 войны». Противники. Театры военных  действий. Гонка вооружений, борьба за  влияние в странах третьего мира. Восстановление народного хозяйства.  Варианты  политического развития.  Урок­ альтернатива Рассмотреть позитивные и негативные  результаты реформ и сделать выводы и  обобщение. Диаметральные позиции в оценке этого  периода: сторонников коммунистической  перспективы и характеризующие этот  период как «застой». Этапы правозащитного движения. Лидеры  движения: А. Сахаров.  Пресс­ конференция Урок­версия Урок – суд лекция Перестройка. Авария на Чернобыльской АЭС.  Внешняя политика: «новое политическое  мышление». Хроника августовских событий. Версия  Горбачева о причинах и начале путча. Что  произошло а августе 1991 года на самом деле:  взгляд черед годы… «Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 года. Урок­версия Практикум Урок­ исследование. Практикум Работа в малых группах. Семинар с  использованием  видеоматериал ов. Урок­ исследование.  Практикум Работа в малых группах. «Мозговой  штурм» ­  «плюсы» и  «минусы» Урок ­ диалог 24 Если бы сохранили  Распад СССР. Беловежские соглашения. СССР?  Последствия  события 1991 года 25­26 “Тяжелые переходные  девяностые”. 27 Кризис 1998 года. Личность в истории: Если бы не было  Ельцина? Личность и реформы Чубайс, Гайдар «Шоковая терапия» 28 Существовала ли  «советская  цивилизация» Социалистический эксперимент­ «тупик  цивилизации», «империя зла». 29 Почему Россия никак не догонит? Анализ сравнительной таблицы по  определенным позициям со странами:  Англия, Франция, США, Италия 30 Какие реформы нужны  России? Возможна ли  модернизация без  демократизации? 31 Перспективы модернизации. Плюсы  и  минусы современной экономики. Почему  без серьезной демократизации не может быть  серьезной модернизации. 32 Что вы знаете о других  проблемах российской  истории? Выступления учащихся по различным  проблемам истории. Практикум  Проблемно­ проектная  дискуссия  Урок ­ диалог 32­34 Зачет. «Моя гипотеза». Выступления по защите выдвинутых  Защита  проблем отечественной истории.    Приложение 1.  Работа в малых группах. Одной из самых распространенных активных форм работы на занятиях по элективному курсу  «Дискуссионные вопросы изучения истории 20 века» должна  быть работа в малых группах:  «мозговой штурм» или «мозговая атака». Суть работы состоит в том, чтобы создать условия для  умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников работы. Каждый участник понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению и именно эти  ожидания выступают мощным психологическим фактором активизации мыслительной деятельности  каждого члена группы. Что дает работа в малых группах? Она позволяет каждому  высказать свое мнение в достаточно  комфортных условиях. Такая работа помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения,  почувствовать себя в роли лидера или по крайней мере в роли ответственного представителя группы  при проведении исследования, презентации ответа или мнения группы. Использование игровых моментов. Сюжетно­ролевая игра является одной из активных форм обучения.  В данном элективном курсе она  основывается на реальных жизненных событиях, смоделированных в образовательных целях. Игра  должна иметь сюжет, связанный с решением какого­либо дискуссионного вопроса. В каждой конкретной игровой ситуации участники игры получают свои роли, которые отличаются по  точкам зрения. Играющие получают опыт общения, опыт поиска информации и нахождения компромисса на основе  полученных знаний. Они могут услышать иное мнение и попытаться найти верное решение.   Список литературы (основной и дополнительной). Литература, использованная при подготовке программы; Безыменский  А.Л., Фалин  В.М. Кто развязал  «холодную войну?» Страницы истории  советского общества. Люди, проблемы, факты.­М.,1989. Верт Н. История Советского государства. 1900­1991.М., 1992. Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М.­Л.,1994. Историки спорят. Тринадцать бесед. – М., 1989. Суворов В.  Ледокол. День. Новое время. – 1992. Кислицын С.А. История России в вопросах и ответах. Курс лекций. Ростов­на­Дону «Феникс» 1997  год. В.Фортунатов. Россия в 2017. Питер, М­С­П, 2011 г. Справочник учителя. История 5­11 классы. Экзамен, М.,2008 г. А.Музафаров. 10 мифов о России. Яуза, М., 2012г Литература, рекомендованная для учащихся; 1. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. ­ СПб.: Питер, 2013. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 2. Ахиезер, А.С. История России: конец или новое начало? / А.С. Ахиезер, И. Клямкин, И.  Яковенко. ­ М.: Новое Изд.­во, 2013. 3. Соловьев, С.М. История России. Русь княжеская / С.М. Соловьев. ­ М.: Олма­Медиа. 2013.  4. Шаповалов, С.Н. История России в схемах, таблицах и картах: Учебное пособие для высшей  школы / В.В. Касьянов, С.Н. Шаповалов, А.Я. Шаповалова; Под ред. В.В. Касьянов. ­ Рн/Д:  Феникс, 2013.  Образовательные диски. 1. Династия Романовых. 2. История. Подготовка к ЕГЭ. Книга для учителя (10–11 класс). Методические рекомендации Иллюстрированный энциклопедический словарь История России: XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник.   История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей.

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»

Программа элективного курса «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении истории XX в.»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2018