Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.
Оценка 4.6

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Оценка 4.6
Работа в классе
doc
психологическая работа +1
8 кл
21.06.2018
Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.
Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса. Материал поможет родителям, классным руководителям и психологам грамотно организовать работу с учащимися, открыть перед ними многообразие мира, помочь учащимся оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути. Программа курса составлена на основе учебной программы, утвержденной Министерством образования РФ «Твоя профессиональная карьера» (под редакцией Чистяковой С.Н.).Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса. Материал поможет родителям, классным руководителям и психологам грамотно организовать работу с учащимися, открыть перед ними многообразие мира, помочь учащимся оценить свои способности и сделать осознанный выбор дальнейшего жизненного пути. Программа курса составлена на основе учебной программы, утвержденной Министерством образования РФ «Твоя профессиональная карьера» (под редакцией Чистяковой С.Н.).
тренинг 55.doc
ПРОГРАММА элективного курса «Ценности и смыслы  профессиональной карьеры» в 8 классе Пояснительная записка                      Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, эффективность   которого   определяется   степенью   согласованности   психологических особенностей   человека   с   содержанием   и   требованием   профессиональной   деятельности,   а также   сформированностью   у   личности   способности     адаптироваться   к   изменяющимся социально­экономическим условиям (Чистякова  С.Н.)              Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении.   У   них   практически   отсутствуют   представления   о   рынке   труда,   мире профессий,   требованиях   к   личностным   качествам   и   профессиональной   подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.             Необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна, так как переход на профильное обучение обусловлен   рядом   причин,   одной   из   которых   является   более   полное   соответствие образовательной деятельности школ рынку труда, спросу на те или иные профессии.             Элективный  курс “Ценности и смыслы профессиональной карьеры”  предназначен для оказания   психолого­педагогической   поддержки   учащимся   9­х   классов   в   выборе   профиля понять   сущность   саморазвития, обучения   в   рамках   предпрофильной   подготовки.   Предпрофильная   подготовка предусматривает проведение целенаправленной работы с учащимися старших классов по их профессиональному самоопределению.                         Программа курса знакомит учащихся с механизмом выбора профессии, позволяет изучить свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями,  предъявляемыми профессией,   определить возможности   профессиональной   самореализации   человека,   сделать   обоснованный   выбор профиля обучения и в дальнейшем будущей профессии.                                    Программа   курса   составлена   на   основе    учебной   программы,   утвержденной Министерством     образования   РФ     «Твоя   профессиональная   карьера»   (под   редакцией Чистяковой С.Н.). При составлении программы также использованы   работы Климова Е.А. Аверкина В.Н. о правилах выбора будущей профессии, Пряжникова Н.С. и Савченко М.Ю  об организации профориентационных занятий и консультаций, классных часов и родительских собраний.  Содержание программы реализуется на основе учебника «Твоя профессиональная карьера» для учащихся 8­11 классов под редакцией С. Н. Чистяковой «Просвещение», 2007 г.   самосовершенствования, В нормативно­правовую базу курса  входит следующие документы:  Концепция   модернизации   российского   образования   на   старшей   ступени общеобразовательной школы, предусматривающая профильное обучение;  Рекомендациях   Министерства   образования   РФ   об   организации   предпрофильной подготовки   учащихся   основной   школы   в   рамках   эксперимента   по   введению профильного обучения.  Элективные курсы в профильном обучении (Приложение к информационному письму Департамента общего и дошкольного образования);   Организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Из приложения к письму МО РФ);                 Целью  курса является  формирование у учащихся готовности к дальнейшему образовательному и  профессиональному  самоопределению.       Задачи: ­ обогащать   знания  учащихся о мире профессий;  дать представление  об основах выбора профессии; ­ помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности; ­ обучить учащихся объективно оценивать свои способности и возможности в соответствии их дальнейшего  образовательного и  профессионального  самоопределения; ­   подготовить   учащихся   к   осознанному   выбору   профиля   обучения   в   старшей   школе   и   в перспективе – будущей профессии; ­ обучить планированию профессиональной карьеры; ­ формировать стремление к самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию; ­   создать   предпосылки   для   формирования   ценностно­смысловой,   нравственной   основы развития будущего профессионала. 2 Сроки реализации.      Продолжительность курса рассчитана на 34 часа в 9 классе. На изучение   теоретической   части   программы   отведено   11   учебных   часов,   23   учебных   часа предусмотрены для практической деятельности, которая включает в себя участие учащихся в играх   и   упражнениях   профориентационного   характера,   работу   с   диагностическими материалами и проектами. Основные принципы отбора и структурирования материала. 1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не изучающийся ранее. 2.  Мотивирующий   потенциал   программы.  Программа   содержит   знания,   вызывающие 3. познавательный интерес учащихся.  Развивающий   потенциал   программы.  Содержание   программы   способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. 4.  Здоровьесберегающие характеристики.  Программа не создает учебных перегрузок для школьников   (отсутствие   домашних   заданий),   предполагает   широкое   использование активных методов обучения. 5.  Полнота   содержания.  Программа   содержит   все   необходимое   для   достижения запланированных в ней учебных целей. 6.  Связность   и   систематичность   изложенного   материала.  Содержание   построено таким   образом,   что   изучение   всех   последующих   тем   обеспечивается   предыдущими знаниями;  7.  Методы   обучения.  Программа   основывается   преимущественно   на   активных   методах обучения (проектных, исследовательских, игровых). 8. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости. 9.  Реалистичность   с   точки   зрения   ресурсов.  Программа   реалистична   с   точки   зрения использования   учебно­методических   и   материально­технических   средств,   кадровых возможностей школы.        Основными формами организации учебных занятий по программе элективного курса и методами работы являются: ­ игровые процедуры, которые моделируют определенные ситуации, ролевые игры; ­ активизирующие методики. ­ дискуссии, эвристические беседы, мини­лекции; ­ диагностические методики (тесты, анкеты­опросники), тренинговые упражнения. ­ встречи с людьми разных профессий.   эффективно решать поставленные задачи курса.                    Использование  интерактивных   методических   средств  позволяет   наиболее            Для отслеживания эффективности   развития профессионального самоопределения у учащихся через предпрофильную подготовку   разработан мониторинг, который состоит из следующих критериев и показателей: Критерии Эффективность Показатели Рост числа и % выпускников 9 класса, определившихся в  выборе профиля  дальнейшего обучения Источники информации Анкетирование учащихся и  родителей 3 Результативность Диагностика Диагностика Тестирование Таблица Таблица Ведение дневников Таблица, анкеты Таблица Рост мотивации к обучению  у учащихся 9 класса Уменьшение школьной  тревожности Появление новых ЗУН у  учащихся, согласно  требованиям программ Выполнение программ  курсов Посещаемость курса Наличие дневников  профессиональной карьеры Согласованность выбора  дальнейшего обучения  выпускника 9 класса с  родителями и педагогом Соответствие  предварительного  распределения выпускников  и их фактического  поступления Предполагаемые результаты:   узнают     сущность   и   содержание   основных   терминов   и   понятий ­   школьники   (самоопределение,   типы   профессий, профессиональные   интересы,   склонности,   способности,   карьера,   профессиональная пригодность, личный профессиональный план, самооценка, рынок труда и т.д.);   классификация,   профессия,   специальность, ­   научатся     анализировать   информацию   о   профессиях,   раскрывать   психологические особенности   своей   личности;   выявлять   свои   склонности   и   способности;   соотносить   свои возможности для профильного обучения; ­ смогут составить личный профессиональный план, делать самостоятельный, независимый профессиональный выбор с учетом факторов, влияющих на выбор профессии в современных условиях. ­ приобретут знания  о смысле и значении профессиональной деятельности в жизни человека и общества;   необходимости   постоянного   самообразования   и   профессионального совершенствования; ­   подготовятся   к   осознанному   выбору   профиля   обучения   на   старшей   ступени   общего образования. Формы общего и промежуточного контроля      Каждый ученик в течение изучения программы курса ведет “Дневник профессионального самоопределения”, в котором фиксируются результаты диагностических методик. Проверка знаний   по   курсу   проводится   по   контрольным   вопросам   2­х   вариантов.   (Психологическое 4 сопровождение   выбора   профессии.   /   Под   ред.   Л.   М.   Митиной).   Будут   использоваться качественные   итоговые   оценки   успешности   учеников:   «проявил   творческую самостоятельность на занятиях курса», «успешно освоил курс», «прослушал курс», «посещал занятия курса». Критерии каждой оценки   будут заранее оговорены и известны учащимся и позволят   объективно   оценить   успешность   каждого   ученика.   По   окончании   курса   каждый учащийся представит презентацию проекта и своё резюме для выбранной профессии.   Для оценки   эффективности   проводимого   элективного   курса     будет   предложена   анкета "Элективный курс глазами учеников". Возможные негативные последствия при прохождении курса Возможные негативные последствия Способы коррекции Риск снижения мотивации Не   все   учащиеся   способны   самостоятельно контролировать   объём   времени,   отведённый на выполнение заданий. Отрицательные промежуточном этапе прохождения курса. показатели     на Обстоятельное   объяснение   родителям   и учащимся   преимуществ   данной   системы организации учебного процесса Чёткое   обозначение   сроков   выполнения заданий и критерии знаний, умений и навыков каждого раздела программы. Находить   пути   преодоления   и   оперативной ликвидации   отрицательных   результатов   на промежуточном этапе прохождения курса. Возможные риски  Снижение мотивации;  Перегрузка учащихся;  Возникновение   внутренних   и   внешних   конфликтов   между   учителем   и   учеником, учителем   и   родителями   ввиду   разрушения   традиционных   способов   организации учебной деятельности;  Внешние проблемы (отказ сторон от ранее оговоренных обязательств и т. п.) Учебно­тематический план (34 часа). № п\п 1. Наименование тем 1.   Введение. современном  Самореализация   человека   в    Диагностика мире. Всего часов В том числе теория практика 1 0,5 0,5 5 2. 2.1 2.2 2.3  3 3.1 3.2 3.3 3.4 готовности к выбору профессии. 2. Обзор профессиональной деятельности  человека. Основные характеристики труда. Понятие  профессии, специальности. Понятие  профессиограммы. Дискуссия. Классификация профессий. Анкетирование. Формула профессии. Проблемное  изложение процесса выполнения проекта. 3. Стратегия выбора профессии.  Факторы, влияющие на выбор профессии  (“хочу”, “могу”, “надо”). Типичные ошибки  при выборе профессионального пути.  Самонаблюдение учащихся в процессе игры. “Мои желания”. Интересы и склонности.  Мотивы выбора профессии. Ценностные  ориентации. Диагностика уровня  притязаний. Тренинг. “Мои возможности”. Задатки, общие и  специальные способности. Интеллектуальные способности. Развивающие процедуры, психотехнические  игры. Темперамент. Характер Состояние здоровья.  Профессиональная пригодность.   Исследование, анализ   и оформление  полученных результатов. Индивидуальное  консультирование учителя. Презентация результатов проведенного  исследования. “Необходимо учесть”: потребность рынка  труда в специалистах, общественная  значимость и необходимость профессии.  Характеристика современного рынка труда.  Уровни профессионального образования.  Значимость профильного обучения в выборе  профессии. Анкетирование. 3 1 1 1 17 3 4 8 2  4. 4. Самоподготовка на пути к  образовательному и профессиональному   самоопределению. 11 1, 5 0,5 0,5 0, 5 4 1 1 1 1 5 1, 5 0, 5 0, 5 0, 5 13 2 3 7 1 6 6 4.1 4.2 4.3 4.4 Личный профессиональный план. Карьера.  Построение карьеры по вертикали и  горизонтали. Карьерный рост как социально  одобряемая и неодобряемая ценность.  Продолжение работы над выполнением  проекта учащимися. Роль   самооценки   в   решении   проблемы профессионального   выбора.   Жизненная карьера и профессиональная карьера.  Тренинговые упражнения. Психологические профессионального самоопределения. Анкетирование.      и "пространства" личностного    Мини­лекция. Конкурентоспособная Полипрофессионализм. Лидерство.    Что   ценят   современные   работодатели. Моделирующий эксперимент. личность.   4.5 Жизненные сценарии и жизненные стратегии человека.   Активизирующая   деятельность. Эвристические   упражнения   и   задания: «Проба выбора». 4.6 Межличностное   общение. (вербальное   общения     Способы   и средства   и невербальное   общение).   Коммуникативные навыки в деловом конструктивном общении. Конфликты.  Ролевая игра.  Формирование и обсуждение   плана действий в конфликтной ситуации. 4.7 4.8  5. Типы   и   уровни   профессионального самоопределения. Как составить резюме. Имидж.   Подготовка   к   собеседованию. Презентация   проектов   и   резюме.   Анализ работ.  Встречи с людьми разных профессий Анкета  учеников". "Элективный   курс   глазами 2 1 1 1 1 2 1 2 2 Всего: 34 11                                                              Содержание  изучаемого курса 1 1 0, 5 0, 5 0, 5 0, 5 0, 5 0, 5 0, 5 0, 5 0, 5 1, 5 0, 5 0, 5 1 ­ 1 2 23 7 1. Введение. 1.1   Самореализация   человека   в   современном   мире.   Профессиональное   самоопределение человека  как часть жизненного самоопределения.  Уровни профессионального  становления личности. Диагностика готовности к выбору профессии. 2. Обзор профессиональной деятельности человека.   Трудовая   деятельность.   Основные   характеристики   труда.   Понятия:   профессия, 2.1.   специальность. Основные характеристики профессии (профессиограмма). Дискуссия. 2.2 Классификация профессий (по предмету труда, по цели труда, по средствам труда, по условиям труда). Характеристика типов профессий. Формула профессии.  Анкетирование. 2.   3   Составление   формулы   профессии.   Работа   с   профессиограммой   (знакомство   с профессиограммами   профессий,   составление   профессиограммы   интересуемой   профессии), матрицей выбора профессии. Проблемное изложение процесса выполнения проекта. 3. Стратегия выбора профессии. 3.1 Факторы, влияющие на выбор профессии (“хочу”, “могу”, “надо”). Типичные ошибки при выборе профессионального пути.   Самонаблюдение учащихся в процессе игры. 3.2 “Мои желания”. Интересы и склонности. Тестовые испытания. Мотивы  выбора профессии.  Ценностные ориентации.  Уровень притязаний. Классификация ценностей   жизни   и   карьеры.   (Д.   Сьюпер).   Диагностика   уровня   притязаний.   Тренинг ценностных ориентаций. 3.3   “Мои   возможности”.   Задатки,   общие   и   специальные   способности.   Интеллектуальные способности. Темперамент. Характер. Состояние здоровья. Профессиональная пригодность. Исследование,   анализ     и   оформление   полученных   результатов.   Индивидуальное консультирование учителя. Развивающие процедуры, психотехнические игры. Презентация результатов проведенного исследования.   3.4 “Необходимо учесть”: потребность рынка труда в специалистах, общественная значимость и необходимость профессии. Характеристика   современного   рынка   труда.   Понятия:   рынок   труда,   цена   труда.   Мода   на профессии.   Профессии   21   века.   Источники   информации   о   профессиях.   Уровни профессионального   образования.   Значимость   профильного   обучения   в   выборе   профессии. Анкетирование. 4. Самоподготовка на пути к профессии. 4.1 Личный профессиональный план. Понятие ЛПП. Схема построения. Продолжение работы над выполнением проекта учащимися. Карьера. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Шесть шагов к успеху (Н. Хилл). 4.2 Роль самооценки в решении проблемы профессионального выбора.  8 Самооценка адекватная, завышенная, заниженная. Самонаблюдение. Правила сравнения себя с другими. 15 шагов на пути к своей самооценке. Формула успеха (У. Джеймс). Тренинговые упражнения. 4.3 Психологические "пространства" профессионального и личностного самоопределения.   Знакомство с   ориентировочной основой действий самоопределяющегося человека.  Мини­ лекция. Анкетирование.  4.4   Составляющие   конкурентоспособности.   Идеальная   модель   конкурентоспособной личности   (В.И.   Андреев).   Полипрофессионализм.   Лидерство.   Что   ценят   современные работодатели. Моделирующий эксперимент. 4. 5 Жизненные сценарии и жизненные стратегии человека.  Определение типа человека: победитель, непобедитель и неудачник  По Э. Берну.  Активизирующая методика. Эвристические упражнения и задания: «Проба выбора». 4.6   Межличностное   общение.   Способы   и   средства   общения   (вербальное   и   невербальное общение).   Коммуникативные   навыки   в   деловом   конструктивном   общении.   Конфликты   и способы   их   решения.   Ролевая   игра.   Формирование   и   обсуждение     плана   действий   в конфликтной ситуации. 4. 7 Типы и уровни профессионального самоопределения.   Определение уровня реализации имеющихся возможностей.  . Подготовка к собеседованию. Как составить резюме. 4.8   Самопрезентация. Имидж успешного профессионала  Презентация проектов и резюме. Анализ работ. 5. Встречи с людьми разных профессий. Анкета "Элективный курс глазами учеников". Диагностический инструментарий Тема 1. Методика “Готовность к выбору профессии” (адаптация А.П. Чернявской). Тема   2.  Методики:   “Определение   типов   профессий”   (ДДО,   Е.   А.   Климов),   анкета “Ориентация” (И.Л. Соломин). Тема 3.  3.1.Упражнение “Находим решение” (разбор ситуаций).       Бланковая игра “Торг” (Н. С. Пряжников). 3. 2.  Методики: “Карта интересов” (модификация Г.В. Резапкиной), “Твои ценности” (М.Р. Гинзбург),   “Аукцион   жизненных   ценностей”,   методика   определения   склонностей   Л.А. Йовайши. 3.   3.  Методики:   “Социальный   тип   личности”   (Голланд),   “Тип   темперамента”   (Г.Айзенк), методики определения способностей:  9  математических (матрицы Равенна, “Лого”­математический субтест Айзенка);  речевых (“Неоконченные предложения”, тест трех слов, “Рассказ о себе”, словесный субтест Айзенка); социальных – КОС; творческих – тест Торренса, круги Гилфорда.   Диагностики   внимания   ­   тест   «Корректурная   проба»,   памяти   –   методика «Воспроизведение рядов цифр», мышления­ методика «Найди лишнее». Развивающие процедуры, психотехнические игры «Бег ассоциаций», «Кубики» и др. 3.   4.   Активизирующий   опросник   “Престижная   профессия”   (Н.С.   Пряжников),   анкета “Предпочитаемый профиль”. Тема 4. 4. 2. Методика: “Какова ваша самооценка?” (модификация Л.П. Пономаренко). 4. 3   Методика  «КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ОБУЧЕНИЮ»            (Адаптация и модификация для учащихся — Ю.А. Кореляков) 4.   4.  Методики:   тесты   “Лидер”,   “Ваша   мотивация   к   успеху”,   “Какой   уровень   вашей конкурентоспособности?” 4. 6.  Методики: тест “Ваше поведение в конфликтных ситуациях”, игра “Окно” (разговор через стекло.  Методика К.Н. Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте» Информационное обеспечение образовательной программы Литература 1. Аллан Пиз. Язык телодвижений: как читать мысли других по их жестам. – М., 2003. 2. Бендюков М.А., Соломин И.Л. Как стать профессионалом. Путеводитель по рынку труда. – СПб.: “Невское время”, 1998. 3. Митина Л.М., Брендакова Л.В., Вачков И.В. и др. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно ­ методическое пособие под ред. Митиной Л.М. 2003 г. 4. Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. – М.: АСТ­ПРЕСС КНИГА, 2005. 5.   Психологическое   сопровождение   выбора   профессии   /   под   ред.   Л.М.   Митиной.   –   М.: Флинта, 2003. 6.   Профориентационный   тренинг   для   старшеклассников   “Твой   выбор”   /   под   ред.   Н.В. Афанасьевой. – СПб: Речь, 2007. 7. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8­11 классы). – М.: ВАКО, 2005. 8. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2003. 10 9. Чернявская А.П. Психологические консультирование по профориентации. – М.: Владос– ПРЕСС, 2001. 10.   Чистякова   С.Н.   Педагогическое   сопровождение   самоопределения   школьников: методическое пособие. – М., 2006 11. 5ka.su/ref/psihologiya/0_object74102.html 12. psy.1september.ru/articlef.php Список литературы  для учащихся 1. 2. Чистякова  С.   Н.  «Твоя   профессиональная   карьера»   учебник     для   учащихся   8­11 «Просвещение», 2007 г.   www.dobrye­mysli.ru 11

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.

Программа элективного курса "Ценности и смысл профессиональной карьеры" для 8 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2018