Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс
Оценка 4.8

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
математика +1
6 кл
04.04.2017
Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс
титульный лист факультатива
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА                      Программа факультатива  по  экономическому воспитанию школьников составлена   на   основе   авторской   программы   Т.Н.Стариченко  «Экономический практикум»   в   выпускных   классах   специальных   (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Екатеринбург, 2000.                      Программа факультатива по экономическому воспитанию школьников разработана для детей с нарушением интеллекта и является новым предметом в структуре   коррекционно­образовательного   процесса,   она   направлена   на формирование   знаний   и   представлений   об   экономических   взаимоотношениях людей в обществе. Программа  имеет прикладной характер, основная задача её – формирование   практических   умений,   связанных   с   различными   видами жизнедеятельности. Цель: изучение   элементарных   знаний   по   экономике,   необходимых   учащимся   в современных социально­экономических условиях, способствующих их  адаптации.       формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого Задачи: для адаптации учащихся в современных социально­экономических условиях; выработка   адекватных   представлений   о   повседневной   экономической действительности; обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций; формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать «по­хозяйски»; освоение   первоначальных   практических   навыков   грамотного   потребительского поведения, формирование потребительской культуры.   воспитание у учащихся трудолюбия, бережливости, уважение к людям разных профессий.   Программа рассчитана на 3 года обучения:  6 класс:  «Элементарные основы экономических знаний»                                  Цель  раздела – познакомить учащихся с элементарными основами экономических  знаний,  рассмотреть   роль  человека   в  экономике,  познакомить   с целями   и   задачами,   циклами   экономики,   раскрыть   связь   экономики   с   другими науками.                    Основные понятия. Экономика, хозяйство, производство, потребление, труд, предметы труда, средства труда, экономические объекты и экономические ресурсы, собственность, стоимость продукта, цены, деньги, объемы ресурсов. 7 класс: 1­й раздел «Человек и собственность»                   Цель раздела – дать понятие о собственности, объектах собственности, о приватизации; о назначении, этапах и способах приватизации в России.                  Основные понятия: личная собственность, семейное имущество, органы управления,   интеллектуальная собственность,   акции,   акционер,   владелец,   распорядитель,   пользователь, приватизация.   материально­имущественные   ценности,               2­й раздел «Труд и трудовая деятельность» Цель   раздела   –  дать   определение   труда   как   осознанной,   целенаправленной, результативной,   полезной   деятельности   человека;   познакомить   с   основными характеристиками труда; рассмотреть виды заработной платы.                  Основные понятия: труд и деятельность; рабочая сила; вид, количество качество труда, тариф, минимальная зарплата, премия, благосостояние. 8 класс:  1­й Раздел . Экономика как хозяйство                   Цель раздела – дать учащимся понятие об экономике как хозяйстве (хозяйственной   деятельности людей), сведения о разных масштабах экономики, примитивном   малопродуктивном   натуральном   хозяйстве   и   его   недостатках, причинах   сохранения   элементов   натурального   хозяйства   в   жизни   современных людей, огромных преимуществах высокопроизводительного товарного хозяйства, служении экономики удовлетворению нужд человека и семьи.                   Основные понятия. Экономика, хозяйство, безграничные потребности, ограниченные   возможности,   выбор,   цена   выбора,   средства   производства, экономические   объекты,   натуральное   хозяйство,   натуральный   обмен   (бартер), товар,   разделение   труда   (специализация),   товарное   хозяйство,   выгода, производительность труда.                2­й Раздел. Человек и экономическая система                            Цель  раздела – познакомить с исторически сложившимися типами экономических   систем;   дать   общее   представление   о   существующих   типах экономических систем, понятие об экономической системе современной России; рассмотреть поведение работника и потребителя в этой системе.                                    Основные понятия.  Типы экономических систем: традиционная, плановая (командная), рыночная, смешанная; достоинства и недостатки плановой экономики,   рыночной   экономики;   общественная   (государственная)   и   частная (приватная) собственность; свобода выбора; конкуренция; монополист; бизнесмен; предприниматель;   виды   рынков;   приватизация;   рынок   жилья;   агентство недвижимости. 3­й Раздел.  Человек как работник                    Цель раздела – раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость домашней экономики и экономики предприятий; продемонстрировать экономические роли человека как продавца своей рабочей силы и как работника; дать самые общие представления об отраслях производства и видах современных фирм; рассмотреть производство   как   основной   вид   экономической   деятельности   людей;   сделать акцент не на экономику производства товаров как таковую, а на те ее стороны, которые   представляют   личный   экономический   интерес   для   каждого   человека (права   держателей   акций,   зарплата   и   инфляция,   условия   труда,   процедура трудоустройства,   угроза   безработицы,   поддержка   безработных   и   т.д.); предоставить   возможность   выпускникам   чувствовать   себя   увереннее   в самостоятельной трудовой жизни.                                    Основные понятия.  Индивидуальная частная фирма, закрытое и открытое акционерное общество, государственное предприятие, акция, облигация, дивиденд;   трудовой   контракт,   наемный   работник,   наниматель   (работодатель), сдельная и повременная зарплата, тарифная ставка, оклад, номинальная и реальная зарплата;   минимальная   зарплата,   прожиточный   минимум,   черта   бедности, инфляция, гиперинфляция; профсоюзы, вредные условия труда, профзаболевания, льготы в связи с особыми условиями труда, льготная пенсия, производственный травматизм; безработный неработающий, безработица, служба занятости, вакансия, пособие по безработице. Содержание   каждого   из   разделов   распределено   по   блокам   и   имеет соответствующую   тематическую   рубрикацию.   В   соответствии   с   темами предлагается словарь терминов и понятий. Основные умения учащихся, которыми они должны овладеть: отличать экономические термины от неэкономических; объяснять связь повседневных жизненных ситуаций с экономикой; различать элементы натурального хозяйства в жизни своей семьи (называть, что семья сама производит и сама же потребляет); принимать   рациональные   решения   по   конкретным   ситуациям,   связанным   с разделением домашнего труда; решать задачи экономического содержания; различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики. устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности; заполнять формы документов на приватизацию жилья; ориентироваться в сокращенных обозначениях названий современных фирм; заполнять бланк трудового контракта;            правильно заполнять бланк для постановки на учет в службе занятости. Методическое пособие: Стариченко Т.Н. Программно­методические материалы по курсу   «Экономический   практикум»   в   выпускных   классах   специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII  вида. – М.: НЦ ЭНАС, 2003 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА            Программа факультатива «Экономическое воспитание школьников» 6 класс, составлена   на   основе   авторской   программы   И.М.Бгажноковой  «Экономический практикум   в   школе   для   детей   с  умственной   отсталостью»,  МИПКРО,  Москва, 2000.                      Основы экономических знаний являются важным компонентом в общей системе   школьного   образования.   Необходимость   включения   указанной дисциплины   в   учебный   план   школы   для   детей   с   особыми   образовательными потребностями   объясняется,   с   одной   стороны,   общими   тенденциями   развития современного   общества,   а   с   другой   –   коррекционными   задачами   специальной школы,   основная   из   которых   –   подготовка   детей   с   интеллектуальным недоразвитием к практической жизни.               В программе этого года обучения изучается один раздел: «Элементарные основы экономических знаний», общий объем курса – 35 часа, по 1часу в неделю.              По словам И.М.Бгажноковой «Практикум следует рассматривать не только и не столько как учебную дисциплину, сколько как общеразвивающий в социальном плане предмет, помогающий подросткам практически осмыслить и усвоить самые элементарные сведения об экономических отношениях человека с окружающем его миром. В этой связи мы не считали возможным обозначать стандарты усвоения знаний, принятые в общеобразовательных предметах». Методическое пособие: Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа // Дефектология. – 2000. ­ №5. – с.37­ 43. СОДЕРЖАНИЕ  РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ  «Элементарные основы экономических знаний»                                  Цель  раздела – познакомить учащихся с элементарными основами экономических  знаний,  рассмотреть   роль  человека   в  экономике,  познакомить   с целями   и   задачами,   циклами   экономики,   раскрыть   связь   экономики   с   другими науками.                    Основные понятия. Экономика, хозяйство, производство, потребление, труд, предметы труда, средства труда, экономические объекты и экономические ресурсы, собственность, стоимость продукта, цены, деньги, объемы ресурсов. УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН                               Название раздела и темы Раздел 1. Элементарные основы экономических знаний Введение Что такое экономика Труд человека и экономика Задачи и цели экономики Экономические объекты и экономические ресурсы Экономика и собственность Экономика и стоимость Циклы экономики Экономика – это разумный выбор действия Экономика как наука (повторение) Итого  курс: Кол­во часов 34ч 3ч 3ч 5ч 3ч 5ч 3ч 5ч 3ч 2ч 2ч 35ч 1. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной ОСНОВНАЯ  ЛИТЕРАТУРА отсталостью. Программа // Дефектология. – 2000. ­ №5. – с.37­43. 2. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., Просвещение, 2002 1. Азимов   Л.Б.,   Журавская   Е.В.   Уроки   экономики   в   школе.   Активные   формы ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ЛИТЕРАТУРА преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 71 с. 2. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 1992. – 336 с. 3. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с. 4. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. 5. 6. Вып.4. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с. Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 48 с. Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 35 с. 7. Стариченко   Т.Н.   Программно­методические   материалы   по   курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. ­184 с. – (Коррекционная школа). 8. Стариченко   Т.Н.   Экономический   практикум   в   специальном   (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно­методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. ­152 с. – (Коррекционная школа). КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН №  урока дата                               Тема урока I БЛОК Введение.  Повторение знаний из истории о жизни  первобытного человека. Предпосылки возникновения экономических  отношений между людьми. Роль человека в экономике. Что такое экономика. Значение слова экономика. Модель хозяйствования в доме. Первоначальные определения экономики. II БЛОК Труд человека и экономика Что такое труд человека? 1. 2. 3. 4. 5. 6. 03.09 10.09 17.09 24.09 01.10 08.10 7. 15.10   Кол­во   часов 6ч 3ч 1ч 1ч 1ч 3ч 1ч 1ч 1ч     5ч 5ч 1ч 8. 22.10 9. 10. 11. 29.10 12.11 19.11 12. 26.11 13. 14. 03.12 10.12 15. 17.12 16. 24.12 17. 18. 19. 20. 21. 14.01 21.01 28.01 04.02 11.02 Рассказы – описания  «Что я умею делать своими руками?» Толкование пословиц и поговорок о  труде. Рассказы – описания  «Кем я буду работать?» Для чего человек трудится? Рассказы – описания «Мне нравится труд  рабочего, повара, столяра, потому что…» 1ч 1ч 1ч 1ч III БЛОК Задачи и цели экономики Что мне хочется иметь. Потребности, запросы, нужды детей и взрослых в       5ч 3ч     1ч современном обществе. Цели экономики. Обобщающий урок по теме: «Задачи и цели  экономики»               Экономические объекты               и экономические ресурсы Природные богатства региона и их  использование. Понятия: предметы и средства труда.                           IV БЛОК Беседы о производственных объектах г. Саратова            Викторина «Из истории и жизни нашего края». Беседы о производственных объектах России                           Экономика и собственность Понятия: собственность и хозяин собственности. Формы собственности. Приватизация.                          V БЛОК                Экономика и стоимость 1ч 1ч 2ч 1ч 1ч 6ч 1ч 1ч 1ч 3ч 1ч 1ч 1ч 22. 18.02 Как и почему появились деньги. Что такое цена, как она выражается Понятие: стоимость продукта. Роль денег и цен в отношениях между  собственником, производителем, покупателем,  потребителем. Практическое занятие с использованием  настольных игр. 23. 24. 25. 26. 25.02 04.03 11.03 18.03                 Циклы экономики Понятие о цикле как о периодически  27. 01.04 повторяющихся событиях. VI БЛОК Циклы в природе и в жизни человека. 28. 08.04 Цикличность в экономике.    Экономика – разумный выбор действия Толкование пословиц и поговорок об экономике. Решение практических задач экономического  содержания.                 Экономика как наука Связь экономики с другими предметами. Обобщающий урок. Экономическая викторина. Экскурсия на завод «Техстекло»» 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 15.04 22.04 29.04 06.05 13.05 20.05 27.05 6ч 5ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч      1ч 1ч 7ч 1ч 1ч 2ч 1ч 1ч         3ч 1ч 1ч 1ч

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс

Программа факультатива по математике "Экономическое воспитание школьников" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017