Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»
Оценка 4.7

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
химия
8 кл
24.12.2017
Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»
Цель курса: сформировать у учащихся умений и навыков решения задач по химии различных уровней сложности. Задачи: 1. освоение важнейшими знаниями об основных понятиях и законах химии, химической символике; 2. овладение умениями проводить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; 3. развитие познавательных интереса к предмету, интеллектуальных способностей и умений применять знания в конкретных ситуациях. Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении учащимися химии и математики, и не требует знаний теоретических вопросов выходящих за рамки программы.
решение расчетных задач по химии.doc
Пояснительная записка Программа   факультативного   курса   «Решение   расчётных   задач   по   химии» предназначена для учащихся 8 класса. Решение   расчётных   задач   занимает   важное   место   в   изучении   основ химической   науки.   При   решении   задач   происходит   более   глубокое   и   полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся   знаний,   развиваются   способности   к   самостоятельной   работе, происходит   формирование   умения   логически   мыслить,   использовать   приёмы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении   решение   задач   является   необходимым   компонентом   при   изучении химии. В   учебной   программе   предмету   «Химия»   отведено   2   часа   в   неделю. Программа же по химии весьма обширна, при этом, очень мало отводится времени для решения задач.  При   решении   задач   у   учащихся   развивается   логическое   мышление, вырабатывается   самостоятельность,   умение   применять   теоретические   знания   в конкретных случаях. Поэтому учитель химии вынужден решать проблему, как при небольшом   количестве   уроков   дать   хорошие   знания   учащимся,   а   главное сформировать у них необходимые умения и навыки, в том числе научить решать расчётные задачи.  Для большинства учащихся решение расчётных задач по химии представляет немалые   трудности.   А,   не   освоив   первый   этап   решения   задач,   связанных   с ключевыми понятиями, школьник в дальнейшем не сможет осознанно решать и более сложные задачи. Учителю требуется приложить  максимальные усилия на начальном этапе решения задач, так как от этого будет зависеть дальнейший успех. Цель курса: сформировать у учащихся умений и навыков решения задач по химии различных уровней сложности. Задачи: 1. освоение важнейшими знаниями об основных понятиях и законах химии, химической символике; 2. овладение   умениями   проводить   расчёты   на   основе   химических   формул веществ и уравнений химических реакций; 3. развитие   познавательных   интереса   к   предмету,   интеллектуальных способностей и умений применять знания в конкретных ситуациях. Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении учащимися химии и математики, и не требует знаний теоретических вопросов выходящих за рамки программы.  Направленность   курса:  углубление   и   закрепление   химических   знаний учащихся через решение расчётных задач Для успешной работы по данному курсу необходимо, чтобы учащиеся владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых задач и задач определённого уровня сложности. Изучение   курса   способствует   подготовке   учащихся   к   олимпиадам,   ВОУД, ГИА. Учащиеся должны знать: Основные понятия химии «количество вещества», молярная масса». «число Авогадро»,  «молярная концентрация», «массовая доля»  и другие. Законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро; Строение, физические и химические свойства веществ. Единицы измерения и буквенные обозначения  заданных величин. Расчётные формулы. Учащиеся должны уметь: Анализировать  условие задачи, определять тип задачи; Составлять краткое условие и уравнения химических процессов  описанных в условие задачи; Устанавливать связи между приведёнными в задаче величинами; Производить   математические   расчёты     с   учётом   соотношения   между единицами международной системой физических величин (СИ) и внесистемными единицами; Использовать различные способы решения задачи в конкретной ситуации. Формами отчётности по изучению данного курса являются: ▪ ▪  конкурс (количественный) числа решённых задач; составление сборников задач по различным темам (например, «Медицина», «Экология» и т.д.) ▪  зачёт по решению задач. Содержание учебной дисциплины 8 класс (34 часа, 1 час в неделю) Введение (2 часа) Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные физические и химические величины. Тема 1. Математические расчёты в химии (7 часов) Водородная единица атомной массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества. Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Расчёт массовой доли химического элемента по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов. Объёмная доля компонента газовой смеси. Понятие   об   объёмной   доле     компонента   газовой   смеси   и   расчёты   с использованием этого понятия. Массовая доля растворённого вещества. Растворы, растворитель и растворённое вещество. Понятие о концентрации растворённого   вещества.   Массовая   доля   растворённого   вещества   и   расчёты   с использованием этого понятия. Массовая  доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце исходного вещества. Основное вещество.  Расчётные задачи: 1) Расчёт   массы   основного   вещества   по   массе   вещества,   содержащего определённую   долю   примесей   и   другие   модификационные   расчёты   с использованием этих понятий. Тема 2. Количественные характеристики вещества (6 часов) Основные количественные характеристики вещества. Постоянная   Авогадро.   Количество   вещества.   Моль.   Молярная   масса. Молярный объём газообразного вещества. Кратные единицы количества вещества –   миллимоль   и   киломоль,   миллимолярная   и   киломолярная   массы   вещества, миллимолярный и киломолярный объёмы газообразных веществ. Расчёты   с   использованием   понятий   «количество   вещества»,   «молярная масса», «молярный объём газов», «постоянная Авогадро». Расчётные задачи:  1) Вычисление   количества   вещества   по   известному   числу   частиц   этого вещества.  2) Вычисление массы вещества по известному количеству вещества.  3) Вычисление количества вещества по известному объёму вещества.  4) Вычисление числа частиц по известной массе вещества. 5) Определение относительной плотности газа. Тема   3.   Количественные   характеристики   химического   процесса   (15 часов) Расчёт   количества   вещества,   массы   или   объёма   исходных   веществ   и продуктов реакции. Расчётные задачи.  1) Вычисление   по   химическим   уравнениям   массы,   объёма   или   количества вещества   по   известной   массе,   объёму   или   количеству   вещества   одного   из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2) Вычисление массы, объёма продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке.  3) Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определённую долю примесей.  4) Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворённого вещества.  5) Определение   массовой   или   объёмной   доли   выхода   продукта   от теоретически возможного.  6) Вычисление   массы   или   объёма   практически   полученного   вещества   по известной массовой (объёмной) доле выхода вещества.  7) Вычисление объёмных отношений газов по химическим уравнениям. Тема 4. Окислительно­восстановительные реакции (4 часа) Окислительно­восстановительные   реакции.   Окислитель   и   восстановитель,   Составление   уравнений   окислительно­ окисление   и   восстановление. восстановительных реакций методом электронного баланса. Классификация окислительно­восстановительных реакций. Тематическое планирование факультативного курса «Решение расчётных задач по химии», 8 класс (всего 34 часа, 1 час в неделю) Тема занятия Основное содержание занятия Виды деятельности Введение (2 часа) Знакомство с целями и  задачами курса, его  структурой. Основные физические и  химические величины. Тема 1. Математические расчёты в химии (7 часов) Относительная атомная и  молекулярная массы № п.п. 1 2 3 Лекция Семинар Лекция Решение  упражнений Лекция. Опорный  конспект. Алгоритмы. Лекция. Решение  Понятие об Ar и Mr. Определение Ar химических  элементов по таблице  Д.И.Менделеева.  Нахождение Mr по формуле  вещества Понятие о массовой доле  химического элемента ( сложном веществе и её  расчёт по формуле вещества. Нахождение формулы  вещества по значениям  долей образующих его  элементов Понятие об объёмной доли  φ ( ) компонента газовой  ) в ω  ­ ω 4­5 Массовая доля химического  элемента в сложном  веществе 6 Объёмная доля компонента  газовой смеси 7­8 Массовая доля вещества в  растворе. 9 Массовая доля примесей. задач. Алгоритмы. Решение  задач. Лекция. Алгоритмы. Решение  задач. ω смеси. Состав воздуха и  природного газа. Расчёт  объёма компонента газовой  смеси по его объёмной доле  и наоборот. Понятие о массовой доле  вещества в растворе.  Растворитель и растворённое вещество. Расчёт массы  растворённого вещества по   р.в. и  массе раствора и  другие модификационные  расчёты с использованием  этих понятий. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля  примеси в образце исходного вещества. Основное  вещество. Расчёт массы  основного вещества по массе вещества, содержащего  определённую долю  примесей и другие  модификационные расчёты с  использованием этих  понятий. Тема 2. Количественные характеристики вещества (6 часов) Понятие о количестве  вещества, молярной массе и  молярном объёме. Понятие о постоянной  Авогадро Лекция. Опорный  конспект. Лекция. Алгоритмы. Решение  задач. 10 11 12 13 14 15 Основные количественные  характеристики вещества. Вычисление количества  вещества по известному  числу частиц этого  вещества. Вычисление массы вещества  по известному количеству  вещества. Вычисление количества  вещества по известному  объёму вещества. Вычисление числа частиц по  известной массе вещества. Определение относительной  плотности газа. Тема 3. Количественные характеристики химического процесса (15 часов) 16 Алгоритмы. Решение  задач. 17 18 Вычисление массы продукта  реакции по известной массе  исходного вещества. Вычисление массы продукта  реакции по известному  количеству исходного  вещества. Вычисление объёма одного  из реагирующих веществ по  заданной массе продукта  реакции. 19­20 Вычисление по уравнению  химической реакции (если  одно из реагирующих  веществ дано в избытке). 23 21­22 Вычисление массы продукта  реакции по известной массе  исходного вещества,  содержащего примеси. Вычисление массы  (количества вещества,  объёма) продукта реакции,  если известна масса  раствора и массовая доля  растворённого вещества. Определение массовой или  объёмной доли выхода  продукта от теоретически  возможного. Вычисление массы или  объёма практически  полученного вещества по  известной массовой  (объёмной) доле выхода  вещества. Вычисление объёмных  отношений газов по  химическим уравнениям. 26 24 25 27­28 Расчёты, связанные с  концентрацией растворов,  растворимостью веществ,  электролитической  диссоциацией. 29­30 Решение комбинированных  задач. Тема 4. Окислительно­восстановительные реакции (4 часа). 31 32 33 34 Окислительно­ восстановительные реакции.  Составление уравнений  окислительно­ восстановительных реакций  методом электронного  баланса. Классификация  окислительно­ восстановительных реакций. Итоговое занятие (1 час) Понятие о степени  окисления. Окислитель и  восстановитель, окисление и  восстановление. Решение  упражнений. Составление  уравнений. Лекция. Опорный  конспект. Зачёт Список литературы для учителя 1. Абкин Г.Л. Методика решения задач по химии, М.: «Просвещение», 1971 2. Бусев А.И., Ефимов И.П.Словарь химических терминов М.: «Просвещение»,  1971 3. Горский М.В. Обучение основам общей химии, М.: «Просвещение», 1991 4. Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии,  М.: «Просвещение», 1987 5. Денисова В.Г. Химия. Сборник элективных курсов, В.: «Учитель», 2006 6. Дьякович С.В. Методика факультативных занятий по химии, М.:  «Просвещение», 1988 7. Жадрина Г.Ж. Задания как средство реализации разноуровневой подготовки  учащихся, А.: «Гылым», 2001 8. Загоруйко Е.Г. Дополнение к курсу химии, Усть­Каменогорск, 2006  9. Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии, М.:  «Просвещение», 1987 10. Князева Р.Н. Обучение химии в условиях сельской школы, М.: «Просвещение»,  1983 11. Корольков Д.В. Основы неорганической химии, М.: «Просвещение», 1981 12. Корощенко А.С., Жуков П.Н., Зуева М.В. Обучение химии в 7 классе, М.:  «Просвещение», 1988 13. Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии, М.:  «Просвещение», 1984 14. Макареня А.А. Повторим химию, М.: «Высшая школа», 1989 15. Нентвиг Й., Кройдер М., Моргенштерн К. Химический тренажер 1,2 часть, М.:  Мир, 1986 16. Суровцева Р.П. Из опыта преподавания неорганической химии в средней  школе, М.: «Просвещение», 1985 17. Сушко В.И. Химия в школе, М.: «Просвещение», 1987 18. Третьяков Ю.Д. Химия. Справочные материалы, М.: «Просвещение», 1984 19. Ходаков Ю.В., Эпштейн Д.А., Глориозов П.А., Клещева Е.П., Савич Т.З.  Преподавание неорганической химии в средней школе, М.: «Просвещение»,  1975 20. Ширшина Н.В. Химия. Сборник элективных курсов, В.: «Учитель», 2006 Список литературы для учащихся 1. Абкин Г.Л. Задачи и упражнения по химии, М.: «Просвещение», 1980 2. Бусев А.И., Ефимов И.П. Словарь химических терминов М.: «Просвещение»,  1971 3. Вивюрский В.Я. Учись приобретать и применять знания по химии М.:  «Просвещение», 1987 4. Воробьева О.И., Немкова О.Г., Тамм Н.С. Вопросы, упражнения и задачи по  неорганической химии, Издательство Московского Университета, 1975 5. Воскресенский П.И. Справочник по химии, М.: «Просвещение», 1974 6. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Сборник задач и упражнений по химии, М.:  «Просвещение», 1981 7. Гольдфарб Я.Л.,  Ходаков Ю.В., Додонов Ю.Б. Сборник задач и упражнений по  химии 7­10, М.: «Просвещение», 1988 8. Гольдфарб Я.Л.,  Ходаков Ю.В., Додонов Ю.Б. Сборник задач и упражнений по  химии 8­10, М.: «Просвещение», 1986 9. Гончаренко Н.М., Малеванный В.Н. Шпаргалка по химии, М.: «Аллель», 2005  10. Горбунцова С.В., Гаврусейко Н.П. Сборник самостоятельных и контрольных  работ по химии, Минск: «Народная асвета», 1971 11. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса химии 8­9  классы, М.: «ВАКО», 2006 12. Гудкова А.С., Ефремова К.М., Магдесиева Н.Н., Мельчакова Н.В. 500 задач по  химии, М.: «Просвещение», 1981 13. Гранкина Т.М. Химия: словарь школьной терминологии, Ростов­на­Дону:  Феникс, 2011 14. Ерохин Ю.М.,  Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии с  дидактическим материалом, М.: «Высшая школа», 1988 15. Каржасбай Р., Нуриева К. Химия. Справочное пособие, Алматы, 2008 16. Касатикова Е.Л. Сборник шпор ХИМИЯ, Санкт­Петербург, 2006 17. Нентвиг Й., Кройдер М., Моргенштерн К. Химический тренажер 1,2 часть, М.:  Мир, 1986 18. Савицкий С.Н., Твердовский Н.П. Сборник задач и упражнений по  неорганической химии, М.: «Высшая школа», 1981 19. Сускина О.Н., Шишкина Н.П. Сборник задач по химии с решениями,  Семипалатинск, 2004 20. Суровцева  Р.П., Савицкий С.Н., Иванова Р.Г. Задания по химии для  самостоятельной работы учащихся, М.: «Просвещение», 1977 21. Темирбулатова А.Е. ХИМИЯ. Сборник задач и упражнений. Учебное пособие  для 8 классов общеобразовательных школ, А.: «Мектеп», 2012 22. Третьяков Ю.Д. Химия. Справочные материалы, М.: «Просвещение», 1984 23. УМП: для подготовки  к ВОУД СО, РГКП «НЦТ», 2014 24. УМП для подготовки ВОУД СО ЕМН 9 класс, РГКП «НЦТ», 2016 25. Химия: УМП, РГКП «НЦТ», 2013 26. Химия: УМП, РГКП «НЦТ», 2016 27. Черникова Л.П. Шпаргалки по химии, Ростов­на­Дону «Феникс», 2003 28. Шпаргалка по неорганической химии М.: Окей­книга, 2014 29. Шпаргалка по формулам: физика, химия, математика М.: Окей­книга, 2014

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»

Программа факультативного курса «Решение расчётных задач по химии»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2017