Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия N 13 Тракторозаводского района Волгограда
ПРОГРАММА
факультативных занятий по курсу
«Чтение с увлечением»
( на английском языке)
(Автор – составитель программы
Сысоева А. В., учитель английского языка
МОУ Гимназии № 13 Тракторозаводского района Волгограда)
Волгоград
2016
Пояснительная записка
Обучение английскому языку очень тесно связано с изучением английской культуры и литературы. В рамках иноязычной коммуникативной компетенции современное обучение имеет комплексный, интегрированный, целостный характер. Приобщение к культуре стран изучаемого языка, несомненно, происходит и через знакомство с лучшими образцами классической и современной литературы.
Художественная литература играет немаловажную роль в формировании человеческой личности. В художественной литературе заложен опыт множества поколений, базовые моральные и духовные ценности. Благодаря чтению учащиеся усваивают нормы нравственного поведения и морали. Художественная литература оперирует такими жизненноважными понятиями, как истина, правда, доброта, дружба, любовь, честь и совесть. Во время чтения задействованы как познавательная, так и эмоциональная сферы личности. С одной стороны, чтение даёт богатую пищу для размышлений, способствует развитию интеллекта, памяти, воображения, критического мышления. С другой стороны, наличие эмоциональной составляющей оказывает неоценимый положительный эффект на современных детей и подростков – учит их сопереживать, сострадать, верить в добро, надеяться на лучшее. Таким образом, чтение способствует формированию как познавательных, так и личностных УУД.
Чтение художественной литературы на английском языке позволяет расширить кругозор обучающихся, узнать о различных культурно-исторических событиях, увеличить активный и пассивный запас слов, приумножить как лингвистические, так и общекультурные знания, а это, в свою очередь, способствует осуществлению диалога культур, знакомит школьников с реалиями, присущими другой культуре, другим народам и национальностям. Новоприобретенные языковые и социокультурные знания и умения способны значительно повысить уровень мотивации учащихся и помочь им почувствовать себя более уверенно в пользовании английским языком – независимо от их уровня языковой подготовки.
Факультативные занятия дают учащимся уникальную возможность развивать умения чтения на английском языке естественно, увлекательно и интересно, так как у преподавателя и учеников есть возможность выбрать книги на свой вкус, а разнообразие жанров отражает учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Кроме того, важно отметить, что выбираемые произведения сокращены и адаптированы под определённый уровень владения английским языком, в частности соответствуют языковому уровню учащихся основной общеобразовательной школы.
Книги для чтения из серии «Английский клуб», которые используются в данной программе, снабжены аудиоприложением. Работа с аудиоприложением позволяет разнообразить занятия, включая в них помимо чтения и аудирование. Книги также содержат лексико-грмматические упражнения, дополнительные задания на развитие умения говорения.
Данная программа «Чтение с увлечением» разработана как факультативный курс и рассчитана на учащихся 7-х классов гимназии, увлечённых чтением художественной литературы зарубежных писателей на английском языке, желающих пополнить свой словарный запас и общий фонд лингвокультурологических знаний.
Возраст обучающихся – 13-14 лет. Программа опирается на те знания, навыки и умения учащихся, которые были получены ими в процессе изучения английского языка в урочное время. К тому же, программа учитывает тот факт, что дети среднего школьного возраста наиболее восприимчивы к эмоционально-ценностному развитию и духовно-нравственному воспитанию.
Занятия проводятся во внеурочное время один раз в неделю. Одно занятие рассчитано на 1 академический час.
Рекомендуемая форма организации внеурочной деятельности: английский клуб. В рамках реализации программы возможны следующие виды внеурочной деятельности: познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, проектная деятельность, игровая деятельность. Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётного проекта, который позволит определить общую идею прочитанной книги для чтения, осветить точки зрения учащихся на произведение, персонажей и основные сюжетные линии.
Актуальность данной программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Использование при изучении английского языка предлагаемых книг для чтения полностью отвечает требованиям как современной системы обучения английскому языку в России, так и Совета Европы в области преподавания иностранных языков.
Новизна данной программы состоит в комплексном подходе к обучению, который способствует развитию не только умения в чтении, но и в других видах речевой деятельности, позволяя сделать занятия интегрированными, увлекательными, мотивирующими к дальнейшему, в том числе самостоятельному изучению английского языка и чтению художественной литературы.
Основная цель программы «Чтение с увлечением» заключается в развитии у учащихся основной школы умений чтения англоязычных литературных текстов в условиях комплексной интеграции всех видов речевой деятельности. Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и социолингвистическое развитие учащихся средствами иностранного языка в процессе их подготовки к межкультурному общению.
Для достижения поставленной цели данная программа решает следующие задачи:
Предметные задачи заключаются в формировании и развитии умений и навыков обучаемых во всех видах речевой деятельности и аспектах языка.
1) В области чтения: развивать у учащихся умения эффективного чтения на английском языке. Для этого в книгах для чтения и рабочих тетрадях к ним есть задания на развитие умений ознакомительного, поискового и изучающего чтения. В процессе работы над текстом важно обратить внимание школьников на использование не только литературного языка, но и разговорного английского языка в различных сферах жизнедеятельности и коммуникации.
2) В области аудирования: научить учащихся воспринимать аутентичный текст на английском языке на слух. Данная задача реализуется с учетом организации аудирования на занятиях по чтению литературных произведений как одного из основных видов речевой деятельности. Учащимся предлагаются музыкально и художественно оформленные аудиозаписи книги для чтения как цель и средство обучения на определенном этапе. На послетекстовом этапе аудирования (после прослушивания) учащиеся выполняют письменные упражнения в виде различных форм тестов и устные упражнения на формирование умений монологических высказываний и обсуждений на основе аргументированных личных мнений.
3) В области говорения: научить учащихся выстраивать основные типы монологических (разного вида) и диалогических высказываний. Например, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, давать краткую характеристику персонажей, описывать события, явления, выражать своё отношение к прочитанному/услышанному, воспроизвести текст в форме пересказа.
4) В области письма: обучать школьников различным стилям, жанрам и формам письменных высказываний на основе прочитанного литературного произведения, прослушанных аудиотекстов, предложенных образцов и моделей или по плану.
5) В области лексики: развивать навыки распознавания и использования в речи новых лексических единиц, расширять активный и пассивный словарный запас учащихся.
6) В области фонетики: развивать у учащихся фонематический слух и произносительные навыки посредством прослушивания аутентичных аудиотекстов, посвящённых реальным жизненным ситуациям и культурно-историческим событиям, имеющим место в литературных произведениях.
7) В области грамматики: с помощью разнообразных заданий развивать навыки распознавания в связном тексте и использования в речи наиболее часто употребляемых грамматических явлений и структур.
8) В области проектной деятельности данная программа предполагает работу в сотрудничестве как один из наиболее оптимальных приемов обучения. После прочтения книги для итоговой оценки знаний учащимся предлагается выполнить групповой проект с использованием всех видов речевой деятельности.
Метапредметные задачи:
· Развивать у учащихся навыки логически правильного изложения содержания прочитанного.
· Развивать у учащихся критическое мышление, внимание, воображение, память.
· Развивать у учащихся мотивацию к познанию и творчеству.
· Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.
· Учить анализировать литературные произведения, вырабатывать собственное отношение к ним.
· Научить высказывать своё мнение, личностное отношение к обсуждаемому предмету.
· Научить корректно отстаивать/оспаривать свою точку зрения и принимать противоположную.
· Развивать у школьников коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими.
· Приобщать учащихся к новому социальному опыту с помощью моделируемых ситуаций общения и ролевых игр.
· Развивать навыки исследовательской работы при выполнении проектных работ.
· Развивать у учащихся навык самооценки выполненной работы.
Личностные задачи:
· Воспитывать у учащихся уважение и интерес к литературным ценностям.
· Интегрировать личность учащихся в мировую культуру.
· Организовывать анализ прочитанного произведения на основе общих морально-нравственных понятий (о добре и зле, должном и недопустимом).
· Воспитывать уважение к отличительным особенностям жизни, культуры и традиций в других странах и умение к ним адаптироваться.
· Формировать у учащихся мотивацию к изучению английского языка с целью самостоятельного приобщения к образцам англоязычной художественной литературы, самосовершенствования и дальнейшей самореализации.
· Воспитывать у учащихся готовность и способность к духовному развитию.
· Укреплять нравственность учащихся, основанную на духовных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести.
· Формировать у учащихся мотивацию к обучению и познанию.
· Создавать условия для социального и культурного самоопределения учащегося.
Формы проведения занятия
· Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
· Самостоятельная работа.
· Работа в парах.
· Коллективные обсуждения и дискуссии.
· Групповая работа над проектами.
· Драматизация отрывков.
Список рекомендуемой литературы
1. Теоретические источники и интернет-ресурсы (для учителя)
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с.
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с.
5. Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 144 с.
6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
8. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011. – 59 с.
9. Федеральный портал Российское образование http://www.edu.ru/ – нормативные документы, программы элективных курсов.
2. Книги для чтения (для учителя и учащихся)
1. Домашнее чтение. Эдит Несбит. Заколдованный замок. Москва, Айрис Пресс, 2012
Содержание курса
Знакомство с автором книги и главными действующими лицами.
Чтение и обсуждение сюжета и характеристика героев. Драматизация отрывков. Описание событий. Любимый персонаж книги – выставка и защита проектов. Написание сценария и подготовка спектакля по книге.
Календарно-тематическое планирование.
№ |
Тема занятия |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки |
Кол-во часов |
Дата проведения
|
|
план |
факт |
|||||
1 |
Знакомство с автором книги |
|
|
1 |
|
|
2 |
Знакомство с главными героями |
|
Уметь извлекать информацию из прочитанного текста. |
1 |
|
|
3-4 |
Приключения начинаются. |
Часть 1 |
Уметь описать героев, вести диалог. |
2 |
|
|
5-6 |
Храм Флоры. |
Часть 2 |
Уметь описать событие |
2 |
|
|
7-8 |
Мейбел-невидимка. |
Часть 3 |
Уметь вести беседу по прочитанному тексту. |
2 |
|
|
9-10 |
Статуи оживают. |
Часть 4 |
Уметь выполнять задания на проверку понимания и рассказать о прочитанном. |
2 |
|
|
11-12 |
Волшебное кольцо. |
Часть 5 |
Уметь описать героев и разыграть диалог к ситуации. |
2 |
|
|
13-14 |
Тайна кольца. |
Часть 6 |
Уметь вести беседу по прочитанному тексту, описать события. |
2 |
|
|
15-16 |
Колдовство пройдет. |
Часть 7 |
Уметь извлекать информацию из прочитанного текста, выполнять задания на проверку понимания, описать события и героев. |
2 |
|
|
17-18 |
Больше надеяться не на что. |
Часть 8 |
Уметь описать героев и события. |
2 |
|
|
19-20 |
Всё будет хорошо. |
Часть 9 |
Уметь рассказать о любимом герое, используя изученную лексику. |
2 |
|
|
21-22 |
Праздник урожая. |
Часть 10 |
Уметь извлекать информацию из прочитанного текста |
2 |
|
|
23-24 |
Розыгрыш. |
Часть 11 |
Уметь вести беседу по прочитанному тексту, описать события. |
2 |
|
|
25-26 |
Зал сбывшихся желаний. |
Часть 12 |
Уметь извлекать информацию из прочитанного текста, выполнять задания на проверку понимания, описать события и героев |
2 |
|
|
27-28 |
Мой любимый герой. |
Проект |
Уметь защитить проект на выбранную тему |
2 |
|
|
29-30 |
|
|
Написание сценария |
2 |
|
|
31-34 |
|
|
Подготовка спектакля |
4 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.