Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Коткишевская основная общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор школы _________ Кожанов А.С.
Утверждена на заседании педагогического совета
МБОУ Коткишевская ООШ Протокол № 1от 30.08.2016
Программа
"Формирование здорового образа жизни "
Возраст детей – 13 -15 лет
Срок реализации программы – 3 года
Автор программы:
Учитель биологии и экологии
Орлова Ольга Поликарповна
город Нея - 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В ситуации стремительных и непредсказуемых новаций, которые сегодня происходят во всех сферах жизни, несовершенство системы обучения неблагоприятно отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Мы стоим перед фактом не только физического, но и психологического здоровья детей. Резерв сохранения здоровья человека заложен в организации образа его жизни, который во многом зависит от культуры здоровья индивидуума. Последнее включает в себя знание психологических возможностей своего организма; знание способов укрепления здоровья; умение распространять знания о здоровье на свое окружение и в целом на окружающую среду. Здоровье зависит от жизненных позиций и усилий человека, его способности активно регулировать собственное состояние с учетом индивидуальных особенностей своего организма, реализовать программы самосохранения, самоорганизации и саморазвития.
В настоящее время существуют различные проекты профилактической работы среди подростков по предупреждения и снижению уровня наркомании, алкоголизма, асоциального и других форм отклоняющегося поведения. Однако вопросам обучения здоровьесберегающему поведению уделяется недостаточно внимания.
Особенностями данной программы являются доступность получения практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей и подростков.
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ:
1. Информационная карта.
2. Актуальность программы.
3. Концептуальные основы.
4. Цель и задачи.
5. Кадровое обеспечение.
6. Основные этапы реализации программы.
7. Содержание деятельности.
8. Механизм реализации программы.
9. Ожидаемые результаты.
10.План реализации программы.
11.Список литературы.
I. Информационная карта.
Полное название программы |
«Формирование здорового образа жизни» |
Автор программы |
Орлова Ольга Поликарповна |
Территория, представившая программу |
МОУ Коткишевская ООШ |
Адрес организации |
157330 Костромская область, город Нея ул. Любимова д.45 |
Телефон |
8 (49444)2-29-92 |
Цель: |
сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов и формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды учащихся школы. |
Сроки реализации программы |
2015-2016 г |
Количество участников программы |
Учащиеся 8-9 классов. |
Возраст участников программы |
13– 16 лет |
География участников программы |
Город Нея |
Краткое содержание программы |
В основе идеи программы лежит комплексный подход, сочетающий в себе организацию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, обеспечения совместной деятельности педагогов, медработников и родителей по профилактике заболеваний, а также продолжения системы просветительской работы о здоровом образе жизни с учащимися, педагогами, родителями. |
II. Актуальность программы.
Одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива МБОУ Коткишевская ООШ является сохранение и улучшение здоровья школьников в рамках школьной программы «Формирование здорового образа жизни». Мероприятия по реализации данной программы предусматривают тесную связь и совместную работу администрации школы, педагогического коллектива, родителей и других заинтересованных организаций.
Здоровье – это главная ценность жизни. Каждое поколение в той или иной степени адаптируется к меняющимся условиям в современном мире. Сегодня только 30% детей рождается без нарушений здоровья, а в школу они приходят ещё более ослабленными. Система школьного воспитания в свою очередь продолжает дело разрушения их здоровья. Молодой организм должен формироваться в оптимальных для учёбы, труда и быта условиях. Отклонение в здоровье в зрелом и пожилом возрасте формируется в детстве и молодости, и часто является нарушением гигиенических норм поведения. Здоровье – мера реализации генетических потенциалов. Это резервы жизни, жизнеспособность человека как целостного творения в единстве его телесных, психических и духовно – нравственных характеристик. Причём эти резервы, эта жизнеспособность не даны изначально в готовом виде. Они, словно ростки, формируются, развиваются и укрепляются в процессе развития и воспитания. Только сообразное человеческой природе воспитание раскрывает и приумножает эти видовые резервы жизнеспособности. Воспитание же, несообразное природе, разрушает их от поколения к поколению.
По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни и физических дефектов».
Можно сказать, что критериями здоровья являются :
· Соматическое и физическое здоровье «я могу».
· Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии с возрастом и полом.
· Группа критериев, характеризующих индивидуальные особенности личности и его жизненные позиции.
· Психическое здоровье - «я хочу».
· Нравственное здоровье – «я должен».
Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде в нашей стране и регионе в последнее время свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени школьников ведёт к самым негативным последствиям.
Исходя из результатов мониторинга здоровья, число детей, имеющих отклонения в здоровье, растет, поэтому наличие и реализация программы «Формирование здорового образа жизни» актуально для нашей школы.
Рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других вопиющих проявлений нравственной болезни общества пока захлестнул города и посёлки. В сельской местности в связи со своим менталитетом этот процесс идёт медленнее, но отдельные факты и проявления становятся всё заметнее и в условиях села. Особенно подвержены этому влиянию дети 13-14 летнего возраста из неблагополучных по каким-то критериям семей. Исходя из вышеизложенного, педколлектив нашей школы считает, что только практические действия могут принести положительный результат. Здоровый образ жизни должен стать основой в профилактике болезней современности.
III. Концептуальные основы программы.
Концептуальными основами программы «Формирование здорового образа жизни» стали следующие идеи: получение детьми практических знаний, умений и навыков формирования здорового образа жизни на уроках и внеурочных занятиях, повышение мотивации сохранения своего здоровья и здоровья окружающих людей, организации системы просветительской работы о здоровом образе жизни не только с учащимися, но и с родителями.
Девизом работы школы по данной программе мы взяли слова: «Мы за здоровый образ жизни!»
Методической основой программы послужили концепция здорового образа жизни и различные активные формы работы с детьми по формированию здорового образа жизни.
Программа «Формирование здорового образа жизни» разработана с учетом следующих законодательных нормативно – правовых документов:
Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.2004 № 124-ФЗ;
Планы реализации мероприятий по профилактике асоциального поведения среди детей и молодежи Костромской области на 2010-2013 годы;
IV. Цели и задачи программы.
Цель: - сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов и формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды
Задачи: в школе.
привести в соответствие образовательную и воспитательную деятельность с особенностями состояния физического и духовного здоровья детей;
обеспечить совместную деятельность педагогов, медработников и родителей по профилактике заболеваний и оздоровления детей;
формировать у детей через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей;
на основе нравственного и физического совершенствования научить детей секретам здорового образа жизни;
содействовать объединению детей и взрослых, родителей общими делами и интересами через воспитательные мероприятия;
продолжить систему просветительской работы о здоровом образе жизни с детьми, педагогами, родителями.
V. Кадровое обеспечение.
В реализации программы участвуют:
v Директор школы осуществляет контроль и руководство педагогическим коллективом, утверждает правила внутреннего распорядка, должностные обязанности сотрудников, создает необходимые условия для проведения работы по данной программе;
v заместитель директора по воспитательной работе осуществляет работу данной программы, а также проводит мероприятия, запланированные в программе;
v Учителя – предметники применяют на уроках здоровьесберегающие технологии, проводят беседы о здоровом образе жизни, несут ответственность за жизнь и здоровье детей; проводят работу с детьми по формированию здорового образа жизни на уроках и во время работы кружков и элективных курсов;
Для обеспечения успешной работы программы «Формирование здорового образа жизни» педагогический коллектив придерживается следующих основных принципов:
Ø педагогический профессионализм;
Ø уважение к личности ребенка (ведущая идея гуманистической педагогики: ребенок – центр, цель и результат педагогической деятельности);
Ø сотрудничество, сотворчество, содружество (педагог – педагог, педагог – ребенок);
Ø поддержка детских инициатив, творчества, активности в проведении мероприятий ;
Ø сочетание общечеловеческих и российских национальных культурных ценностей в организации жизнедеятельности детей;
Ø индивидуальный подход и коллективное творчество;
Ø позитивное разрешение конфликтных ситуаций;
Ø педагогическая целесообразность (планирование, анализ, диагностика)
VI. Этапы и сроки реализации программы:
1 этап – «Аналитико-подготовительный» 01.09.2014г. – 01.12.2015г.
2 этап – «Деятельностно-преобразующий» 01.12.2015г. – 01.04.2016г.
3 этап – «Заключительный» 01.04.2016г. – 30.05.2016г.
Программа разработана для учащихся МОУ Коткишевская ООШ с учётом их возрастных и психолого-физиологических особенностей.
Формы и методы реализации программы:
· Наблюдение
· Анкетирование
· Мониторинговые исследования
· Марафоны
· Тренинги
· Диспуты
· Дискуссии
· Круглые столы
· Деловые и ролевые игры
· Конкурсы
· Экскурсии
· Спортивные мероприятия
· Акции
· Выпуск газет, листовок,
VII. Содержание программы.
Содержание программы «Формирование здорового образа жизни» включает в себя следующие 3 основных направления.
1.Урочная работа:
· Факультативные и элективные занятия.
· Учет посещаемости занятий.
· Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2. Психологическая разгрузка учащихся:
· Организация работы, кружков, клубов по интересам.
· Туристические слеты.
· Интеллектуальные игры.
Марафон приключений (в поисках артефага удачи) · Индивидуальные занятия.
· Организация спортивных перемен.
· Дни здоровья.
· Физкультминутки для учащихся.
· Организация летних оздоровительных лагерей при школе.
3. Внеурочная работа.
· Пропаганда здорового образа жизни через участие детей в районном молодежном фестивале «Мы за здоровое будущее».
· Открытые классные, общешкольные, районные и межрайонные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.
· Творческое объединение «Планета здоровья». Кружок «Красота и здоровье человека»
VIII. Принципы реализации программы
· принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, питание, экологию здоровья, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни ;
· принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения охраны окружающей среды, их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;
· принцип культуросообразности (включение в культуру посредством специально ориентированной и организованной здоровьетворческой деятельности),
· принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание школьника субъектом процесса здоровьетворческой деятельности),
· принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни),
· принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей, направленное на обеспечение физического, психического и экологического здоровья каждого ребенка.
В итоге обучения учащиеся должны знать:
- свой режим, значение режима дня для здоровья;
- как устроен человек на уровне первоначальных сведений;
- возрастные особенности развития своего организма;
- что такое полезные и вредные привычки;
-правила рационального питания
- правила личной гигиены, безопасного поведения в школе и дома.
Уметь:
- планировать своё время; составлять режим дня
- поддерживать чистоту тела и иметь опрятный вид;
- применять закаливающие процедуры;
-выполнять гимнастические упражнения для сохранения красоты и укрепления здоровья, снятия эмоциональных стрессов;
- соблюдать меры предупреждения простудных заболеваний;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- сдерживать отрицательные эмоции.
Владеть:
- основными правилами сохранения здоровья;
- навыками коммуникации;
- практическими упражнениями, помогающими заботиться о своём здоровье.
IX. Ожидаемые результаты реализации программы.
1. Изменение у всех субъектов образовательного процесса отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни;
2. Повышение социально-психологической комфортности в детском и коллективе;
3. Увеличение числа школьников, занимающихся в кружках и секциях;
4. Повышение уровня знаний школьников по вопросам здорового образа жизни;
5. Повышение информированности обучающихся по вопросам красоты и здоровьесбережения;
6. Сохранение чистоты окружающей среды.
Взаимодействие между учителем и
обучаемыми
1. Уважать ребенка как личность, быть эмоциональным и артистичным. 2. Постоянно привлекать ребенка к сотрудничеству, не оставляя его ни на минуту без внимания. 3. Поощрять ребенка на свободные высказывания; на спонтанные действия. 4. Обращаться к ребенку только по имени, заранее узнав, какому из своих имен ребенок отдает предпочтение (полное или ласкательно-уменьшительное). 5. Задавать ребенку вопросы непрямые, косвенные или проективные. 6.
Каждое
занятие должно быть коротким и нескучным для ребенка, чаще меняйте формы
работы. Избегайте отрицательных оценок деятельности ребенка и старайтесь не
выделять похвалой одного детей или группу учащихся.
|
|
703-9701, info@poznanie21.ru |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.