Программа формирования коммуникативных компетентностей
Оценка 5

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Оценка 5
Особые потребности
docx
психологическая работа +1
2 кл
07.02.2018
Программа формирования коммуникативных компетентностей
Программа для детей младшего школьного возраста предназначена для работы в школе по формированию коммуникативных компетентностей. Занятия предполагаются раз в неделю в течение всего учебного года. Занятия в виде тренингов, упражнений, деловых игр, экскурсий в места общественного пользования, а так же первоначальной диагностики и заключительной.программа
Программа формирования коммуникативных компетентностей.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  Здвинская средняя общеобразовательная школа №1 Программа формирования коммуникативных компетентностей «Уроки кота Леопольда » возраст детей 8 ­10 лет Бекарева Лариса Геннадьевна Социальный педагог 2017  г. с. Здвинск    Программа формирования коммуникативных компетентностей  «Уроки кота Леопольда »  Руководитель программы –социальный педагог Бекарева Лариса Геннадьевна Вид программы – авторская. Направление деятельности – игра Целевая установка ­ общеразвивающая. Масштаб реализации – групповая Возраст детей – от 8 до 10 лет. Пол детей ­ мальчики и девочки.                   Раздел 1.  Пояснительная записка       Любая личность раскрывается в общении, значит необходимо формировать граждан,   обладающих   личностным   качеством   ­   коммуникативной компетентностью, отражающей уровень саморазвития обучающегося.            Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует   уделять   пристальное   внимание.   Коммуникативная   компетентность обучающегося играет значимую роль в образовательном процессе. Во­первых,   она   влияет   на   учебную   успешность.   Если   ученик   стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ   (как   воплощение   коммуникативной   компетентности)   будет   хуже имеющихся   знаний,   а   его   оценка,   соответственно,   ниже.   Полученный негативный   опыт   отрицательно   повлияет   на   последующую учебную деятельность.             Во­вторых,  от   коммуникативной   компетентности   во   многом  зависит процесс   адаптации   ребенка   к   школе,   в   частности   его   эмоциональное благополучие   в   классном   коллективе.   Как   известно,   школьная   адаптация подразделяется на учебную и социально­психологическую. Ребенок должен привыкнуть   не   только   к   новому виду   деятельности (обучению),   но   и   к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то   испытывает   больший   психологический   комфорт   и   удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей,   вызывает   ощущения   непринятости,   одиночества   в   классе,   может провоцировать асоциальные формы поведения.               В­третьих,   коммуникативная   компетентность   учащихся   может рассматриваться   в   образовательном   процессе   не   только   как   условие сегодняшней   эффективности   и   благополучия   ученика,   но   и   как   ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Актуальность создания программы                  Потребность в общении ­ одна из самых главных в жизни человека. Совместная деятельность всегда связана с общением. Общение выступает в качестве своеобразного социально­психологического механизма, посредством которого осуществляется воздействие на духовный мир младшего школьника, на   его   психику   и   сознание.   Чем   раньше   осваивается     опыт   общения,   чем богаче   арсенал   коммуникативных   средств,   тем   успешнее   реализуется взаимодействие.   Следовательно,   самореализация   личности   в   социуме напрямую   зависит   от   уровня   сформированности   ее   коммуникативной культуры.   Приобретать   коммуникативный   опыт   человек   начинает   с младенчества. Самый естественный путь его освоения — игра. Играя, ребенок изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, тем самым, формируя свое мировоззрение, систему ценностей.                                  Развитие коммуникативных компетентностей детей младшего школьного   возраста   является   на   современном   этапе   развития   социальных отношений одной из важнейших проблем.   Согласно результатам диагностик проводимых в школе   с каждым годом увеличивается   количество   детей   имеющих   проблемы   в   межличностном общении,   неспособных   завязать   дружеские   отношения   с   одноклассниками. (Так в 2014г. таких детей среди первоклассников было ­3 учащихся, в 2016г. – 11 учащихся; в 2017 г. – 13 учащихся). 16 14 12 10 8 6 4 2 0        дети со школьной дезадаптацией дети с неразвитыми комммуникативными ком. слабоуспевающие дети 2014-15 уч.г. 2015-16уч.г. 2017-18уч.г.            Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Следующий этап в жизни   ребенка   –   подростковый   возраст,   когда   одним   из   доминирующих факторов являются навыки общения. Освоение элементов коммуникативной культуры   в   младшем   школьном   возрасте   позволит   детям   успешнее реализовать свой потенциал.               Общение людей друг с другом ­ чрезвычайно сложный и тонкий процесс   Неэффективность   в   общении   может   быть   связана   с   полным   или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из­за неумения справиться с   перевозбуждением,   импульсивностью,   агрессией   и   т.   д.   Каждый   из   нас учится   ему   в   ходе   всей   своей   жизни,   приобретая   опыт,   который   часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя   для   этого   только   свой   реальный   опыт?   Да,   и   сделать   это   при помощи игры Игра ­ это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе   которой   человек   приобретает   определенный   опыт.   Кроме   того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той   ответственности,   которая   в   реальной   жизни   неизбежна.   Это   дает возможность   больше   пробовать,   проявлять   творчество,   искать   более эффективные   формы   взаимодействия   друг   с   другом   и   не   бояться "поражения".    Новизна   программы:  развитие   коммуникативных   компетентностей достигается   посредством   интерактивных,   ролевых,   деловых   игр,   которые моделируют   жизненный   опыт   людей,   учат   конструктивно   общаться, обеспечивают успешную деятельность в сфере коммуникации.  Программа  направлена на выработку  положительных черт характера, на общение со сверстниками и с взрослыми, на понимание чувств, на выражение своих   чувств,   на   предупреждение     негативных   проявлений   (агрессивность, страх).          Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы поведения (как надо? как принято?) и правила и приёмы эффективного общения (как лучше? как эффективнее?).                  Основные принципы работы со школьниками на занятиях: ­ создание условий для активного продуктивного общения, ­ отработка стандартных коммуникативных речевых и игровых умений;  ­развитие личностных особенностей (открытости, спонтанности и др.);  ­расширение кругозора,  ­систематизации   знаний   по   интересующим   детей   вопросам,   помощь   в осознании себя, своих возможностей. общения. ­закрепление                   Система работы предусматривает использование ролевых игр, дискуссий,   драматизаций,   моделирования,   проигрывания,   анализа   ситуаций общения,   коллективного   сочинения   сказок,   рисования.   На   занятиях предусмотрены   различного   типа   задания   по   группам:   составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения   из   своей   жизни,   разыграть   ситуацию   общения.   Предпочтение отдаётся игре, т. к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.                   Цель:  развитие   социальных   умений,   коммуникативной   гибкости, создание   чувства   принадлежности   к   социуму,   положительного эмоционального   фона,   умения   понимать   своё   эмоциональное   состояние   и распознавать   чувства   окружающих   людей,   формирование   «позитивного отношения к своему «Я», профилактика нарушений поведения, профилактика школьной дезадаптации. правил      Задачи:         Развить   творческие   способности,  сформировать   коммуникативную грамотность учащихся, заключающуюся в знании ими функций общения, роли   общения   в   жизни   человека,   коллектива   и   общества,   понимание причин   конфликтов,   возникающих   в   общении   людей,   знании собственных коммуникативных характеристик и основных направлений оптимизации своей коммуникативной деятельности;  Учить   детей   преодолевать   застенчивость,   нерешительность, неуверенность в себе, внутренне раскрепощаться.  учить   учащихся   осмысливать   свою   и   чужую   коммуникативную практику,   развивать   у   них   внимание   к   собственной   речи   и   речи собеседника,   умение   анализировать   собственное   коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи;  сформировать   у   учащихся   навык   ответственного   коммуникативного поведения,   умение   корректировать   своё   общение   в   зависимости   от ситуации и участников акта общения;  вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, а также норм культуры речи;  обучить   учащихся   основным   правилам   и   приёмам   эффективного поведения в различных ситуациях.   Развивать навыки совместной деятельности в коллективе; воспитывать доброжелательное   отношение   друг   к   другу;   осознавать   свою собственную уникальность; формировать способность выражать словом свои чувства; понимать другого; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра. Диагностический материал. Тест   Дж.   Морено   –   социометрия:   диагностика   межличностных   и межгрупповых отношений. Тест «Конфликтный ли вы человек». Тест К. Томаса – на поведение в конфликтных ситуациях Тест «Не стоит перебивать, не дослушав». Тест «Умеете ли вы слушать» и/или «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера. Тест В.В. Бойко на «помехи» в установлении эмоциональных контактов. Тест «На сколько вы терпимы». Предложенный   диагностический   материал   может   быть   применён   как   на входе,   так   и   на   выходе,   что   позволит   сравнить   показатели   по   данным методикам. Учитывая тот факт, что после первичной диагностики пройдёт достаточно   времени,   необходимого   для   чистоты   исследования,   можно будет   сделать   выводы   о   результативности   проведённой   программы, сравнивая полученные данные между собой по одним и тем же методикам. На начальном этапе данная диагностическая батарея тестов может быть включена в первый блок занятий. Ожидаемые результаты: в результате реализации данной программы, дети приобретают ­ умение бесконфликтного и эффективного общения; ­   осознание   своей   индивидуальности   и   стремление   к   более   глубокому самопознанию; ­ умение соблюдать правила и выражать свои негативные эмоции в социально приемлемых способах; ­ способность к эмпатии и рефлексии. Методы   и   средства   оценки   результативности   работы   кружка Вывод   о   результативность   программы   делается   на   основе   первичной   и вторичной   диагностик   участников   с   помощью   диагностического инструментария,   в   том   числе   анкетирования,     на   основе   рефлексивного анализа самих участников. А так же по наблюдениям  во время экскурсий в общественные учреждения. Раздел 2. Тематическое содержание практических занятий  Дата Тема.  №                                           Знакомство 3ч Цели  1  2 3 Твоё   имя. общаться.    Будем Правила группы Визуальное чувствование знакомство   ведущего   с знакомство   участниками; учащихся между собой;   установление   правил   работы между собой; совершенствование перцептивных навыков восприятия и представления друг друга 4                                     Сплочение группы 4ч Первичная диагностика Создаем   сотрудничества. атмосферу Детективное агентство Вавилонская башня Я+Я=МЫ  5 6 7 8     Сплочение, создание положительное   настроения   на дальнейшее   продолжительное взаимодействие   в   тренинговой группе. снятие   напряжения,   сплочение   Развитие   навыков группы. общения,   развитие   умений высказывания   своих   мыслей, развитие   навыков   и   умений адекватного эмоционального реагирования. способствовать   дальнейшему сплочению   группы   углублению процессов самораскрытия развитию   умений   самоанализа   и преодолению   психологических барьеров. Снижение   тревожности, достижение   внутригрупповой сплоченности, осмысление своего персонального   "Я"   как   части общего "Мы".                                                    Мой успех  8ч 9 10 Как стать уверенным Неагрессивное настаивание на своем. обучение обучение навыкам саморегуляции   навыкам эффективного общения   отработка полученных навыков       ­ идентифицировать общеизвестные   ситуации,   когда неагрессивно требуется настаивать на своем.           ­   идентифицировать   такие убеждения.           ­   упражняться   в   навыках вербального неагрессивного Вот он ­ я Познай себя Понимаем   ли   мы   друг друга Мы и школа Я и школа Страна рисования 11 12 13 14 15 16         к   настаивания на своем.           ­     упражняться   в   навыках невербального   неагрессивного настаивания на своем. Развивать   умение   самоанализа   и самовыражения;   стимулировать фантазию, воображение учащихся; способствовать снятию тревоги. Создать   у   учеников   мотивацию на самопознание; способствовать развитию самопознания, рефлексии   у   учащихся   и уверенности в себе. значимость Показать   подвести собственного   "Я"; учащихся пониманию   необходимости жить в согласии с собой   и   другими;   показать важность взаимопонимания. Проработка трудностей, возникающих у ребят в процессе обучения   в   школе,   изучение уровня   тревожности,   мнения учащихся   о   степени   значимости школы в их жизни. Способствовать развитию умения учиться,   планировать   свою деятельность;   обсудить   новые условия учебного процесса Развитие   умения   высказывать воспитание свое   умения культуры   общения, прислушиваться   к высказываниям других учащихся; закрепить результаты, достигнутые   на   предыдущих занятиях;   раскрытие   ранее незатронутых   проблемных   для учащихся тем.   мнение;                                                                        Этикет 8ч 17 Экскурсия   посещение Развитие   умения   высказывать библиотеки Приветствие. Обращение Комплимент, Извинение, несогласие.   согласие, Звонок по телефону. Поздравление пожелание. ОТКАЗ   и Экскурсия   посещение театрального представления Экскурсия     посещение библиотеки 18 19 20 21 22 23 24           воспитание вырабатывать понятие     жанровых выражения комплимента, свое   мнение; культуры общения Научиться  замечать достоинства и   недостатки, свои   и окружающих. дать особенностей несогласия, извинения; умение 2) анализировать   и   контролировать речевую ситуацию, аргументированно   отстаивать свою точку зрения; Практическая моделирование разговоров с разными людьми. Составление   поздравлений   с пожеланиями разным людям. Формирование  навыка  отказа. работа: телефонных           Развитие   умения   высказывать свое воспитание   мнение; культуры общения Развитие   умения   высказывать свое воспитание   мнение; культуры общения                                                  Конфликт 4ч Конфликт. Толерантность 25 26 с   учащихся   познакомить понятием «конфликт»;  способствовать осмыслению конфликтной   ситуации   и   путей выхода из нее;       искать научиться пути сотрудничества, видеть «плюсы» среди «минусов»; • одобряемых форм поведения;  •   развитие   коммуникативной культуры.    формирование   социально Вот тебе моя рука   освоение бесконфликтного поведения  в  конфликте,  методы разрешения конфликта.    освоение бесконфликтного поведения в конфликте методом разрешения конфликтов, получение   установки   на   успех, повышение самооценки.          учащихся   Познакомить с эмоциями;   научить   определять эмоциональное состояние других людей;   тренировать   умение владеть своими эмоциями. эмоционально   – развитие выразительных   движений   рук   и адекватного использования жеста,   что   в   свою   очередь способствует социальной компетенции ребёнка. детей формирование у сознательного   стремления   быть обучение здоровыми, приемлемым способам выражения   снятия   негативных   Снятие чувств   и   эмоций. негативных настроений, восстановление   сил,   развитие умения   сотрудничать,   понимать чувства   других,   оказывать поддержку и сопереживать. тренировка умения конструктивно   выражать   свое эмоциональное состояние; обучение приемам расслабления;  создание позитивного эмоционального фона в группе.                 ВОЗМОЖНОСТИ   ДЛЯ РАЗРЯДКИ  Эмоции 6ч Мир эмоций Этюды Очищение. Как   справиться   со своими эмоциями Вторичная диагностика Заключительное занятие  27 28 29 30 31 32 33 34 Раздел 3. Содержание  программы Данная программа   «Уроки кота Леопольда » рассчитана на один учебный год для детей   8­10 лет. Программа ориентирована на групповую форму работы. Численность группы 15 человек ­ две группы детей, занятия проводятся 1 раз в   неделю   (40­   45   минут).   В   группу   включаются   дети,   испытывающие трудности при адаптации в коллективе, классе. Программа включает в себя 6 разделов (34 занятия).  Раздел   1   «Знакомство»(3   часа)    предполагает   познакомить   участников тренинга   друг   с   другом,   настроить   каждого   на   работу   в   группе,   вызвать ощущение   доверия   и   психологического   комфорта   в   данной   группе; преодолеть барьеры в общении между участниками и их раскрепощение. Раздел 2  «Сплочение группы» (4 часа) Занятия этого раздела способствуют сплочению   группы;   Снижению   тревожности,   достижению   внутригрупповой сплоченности, осмысление своего персонального "Я" как части общего "Мы". Раздел 3 « Мой успех» (8 часов)  занятия в этом разделе дают возможность повысить самооценку. Они  направлены на развитие самооценки. Самооценка –   это   осознание   собственной   ценности   и   самоидентичности,   оценка   своих возможностей,   качеств   личности,   своего   места   среди   других.   Самооценка регулирует   поведение   личности   в   конкретных   ситуациях   (может   быть адекватная, завышенная, заниженная); вдохновляет человека на успех, и чем раньше   он   его   обретает,   тем   раньше   у   него   выявляется   самоуважение. Самооценка   неразрывно   связана   с   самовосприятием   –   личностным определением образа «я». Раздел 4  «Этикет» (8 часов) связан со знакомством младших школьников с культурой   общения.   Культура   общения   людей   основана   на   наблюдении определенных     правил,   которые   вырабатывались   человечеством   на протяжении   многих   веков.   Эти   правила   называются   этикетом.   Этикет определяет   формы,   технику   общения   в   различных   жизненных   ситуациях. Культурный воспитанный человек не только владеет такими качествами как приветливость,   добросердечность,   учтивость,   уважительное   отношение   к людям.   Поэтому   важно   познакомить   детей   с   простейшими   правилами общения,   основанными   на   уважении   и   доброжелательности   (вежливое обращение,   употребление   в   речи   выражений   приветствия,   прощания, благодарности,  просьбы, извинения, умение  говорить спокойным  тоном,  не перебивать   говорящего,   умение   воздерживаться   от   неуместных   в   данной обстановке действий, слов). Раздел 5  « Конфликт»(4 часа): занятия направлены на то , чтобы научить детей разрешать конфликтные ситуации, не прибегая к насилию и дракам; учить признавать свою долю ответственности за возникновение конфликта и находить пути примирения. Раздел 6 «Эмоции» (6 часов) Сочувствие возможно только тогда, когда мы знаем и можем различать свои собственные чувства. Только тогда мы можем уловить то или иное чувство, испытываемое другими. Поэтому очень важно помогать   детям   (все   время   по­разному)   выявлять   и   обозначать   словами различные   свои   чувства,   говорить   о   своих   чувствах   с   другими   и   иногда заниматься анализом испытываемых чувств. Во время занятий этого раздела дети   получат возможность научиться выражать свои чувства невербальным языком — мимикой и пантомимикой.  Методы проведения занятий: тренинг, упражнения, игра, беседа, дискуссии, направленные   на   формирование   коммуникативных   умений   учащихся младшего   школьного   возраста,   сплочение   коллектива,   развитие   навыков общения, мышление, внимания и внутренней активности детей. Каждое   занятие   построено   таким   образом,   что   происходит   частая   смена деятельности, при этом соблюдается принцип от простого к более сложному. СТРУКТУРА КАЖДОГО ЗАНЯТИЯ: 1 Приветствие   (ритуал   вхождения   в   занятие);   объявление   темы, небольшой экскурс в теорию темы; 2 Основное   содержание:   упражнения,   ориентированное   на   развитие коммуникативных навыков; а) личностное саморазвитие, и б) на коммуникативные навыки; получение домашнего задания; 3 Прощание,   психогимнастика   по   тематике   занятия,   дача   домашнего задания и ритуал выхода. После каждого упражнения – рефлексия:  ­ что чувствовали, ­ ­ ­ какие мысли возникали,  были ли сложности: что помогало, что мешало, что намерены делать с тем, что узнали, чему научились. Раздел 4. Литература 1 Карабанова   О.А.   Игра   в   коррекции   психического   развития ребенка:Учебное пособие.­ М., 1997.­ стр.97 2  Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии.­1966. 3 Журнал «Социальный педагог в школе и микрорайоне» № 6,7 1. Александрова,   О.   А.   Формирование   коммуникативных   умений общения / О. А. Александрова. ­ М.: Просвещение, 2005. ­ 26 с. 4   Баранова,   О.   Д.   Поговорим   о   детях   /   О.   Д.   Баранова.   ­   М.: Просвещение, 1996. ­ 202 с. 5   Григорьева,  М.  В.  Развитие  коммуникативных   умений /   М.  В. Григорьева // Начальная школа. ­ 2003. ­ № 10. ­ С. 103. 6  Немов, Р. С. Психология : Психология образования / Р. С. Немов. ­ М. : Просвещение, 2000. ­ 109 с.2010. Литература для детей: 1 Н.Е.Богусловская,   Н.А.Купина.   «Весёлый   этикет», Екатеринбург: Арго

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей

Программа формирования коммуникативных компетентностей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2018