Программа формирования у обучающихся УУД
Оценка 4.6

Программа формирования у обучающихся УУД

Оценка 4.6
Контроль знаний +6
docx
администрации
1 кл—4 кл
30.06.2017
Программа формирования у обучающихся УУД
Программа формирования универсальных учебных действий направлена на реализацию системно¬-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, является главным педагогическим инструментом и средством обеспечения условий для формирования у обучающихся умения учиться, развития способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Умение учиться – это способность человека объективно обнаруживать, каких именно знаний и умений ему не хватает для решения актуальной для него задачи, самостоятельно (или в коллективно-распределенной деятельности) находить недостающие знания и эффективно осваивать новые умения (способы деятельности) на их основе. Сформированные универсальные учебные действия обеспечивают личности не только готовность и способность самостоятельно учиться, но и осознанно решать самые разные задачи во многих сферах человеческой жизни.Программа формирования универсальных учебных действий направлена на реализацию системно¬-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, является главным педагогическим инструментом и средством обеспечения условий для формирования у обучающихся умения учиться, развития способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Умение учиться – это способность человека объективно обнаруживать, каких именно знаний и умений ему не хватает для решения актуальной для него задачи, самостоятельно (или в коллективно-распределенной деятельности) находить недостающие знания и эффективно осваивать новые умения (способы деятельности) на их основе. Сформированные универсальные учебные действия обеспечивают личности не только готовность и способность самостоятельно учиться, но и осознанно решать самые разные задачи во многих сферах человеческой жизни.
Программа формирования у обучающихся УУД.docx
2  Содержательный раздел 1. Программа формирования у обучающихся универсальных учебных действий             Программа формирования универсальных учебных действий на уровне начального общего образования (далее —программа формирования универсальных учебных действий) конкретизирует требования   ФГОС   НОО   к   личностным   и   метапредметным   результатам   освоения   основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно­воспитательных программ и служит основой для разработки примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин.                      Программа формирования универсальных учебных действий направлена на реализацию системно­деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС, является главным педагогическим инструментом и средством обеспечения условий для формирования у обучающихся умения учиться, развития способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Умение учиться – это способность человека объективно обнаруживать, каких именно знаний и умений ему не хватает для решения актуальной   для   него   задачи,   самостоятельно   (или   в   коллективно­распределенной   деятельности) находить недостающие знания и эффективно осваивать новые умения (способы деятельности) на их основе.   Сформированные   универсальные   учебные   действия   обеспечивают   личности   не   только готовность и способность самостоятельно учиться, но и осознанно решать самые разные задачи во многих сферах человеческой жизни.               Развитие универсальных учебных действий невозможно вне ситуации изучения предметных знаний. Оно реализуется в условиях специально организованной образовательной деятельности по освоению   обучающимися   конкретных   предметных   знаний,   умений   и   навыков   в рамках отдельных школьных   дисциплин.   Вместе   с   тем,   освоенные   знания,   умения   и   навыки рассматриваются   как   поле   для   применения   сформированных   универсальных   учебных   действий обучающихся для решения ими широкого круга практических и познавательных задач.                   Программа   формирования   универсальных   учебных   действий   для   начального   общего образования включает: ­ ценностные ориентиры начального общего образования; ­ понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; ­   описание   возможностей   содержания   различных   учебных   предметов   для   формирования универсальных учебных действий; ­   описание   условий   организации   образовательной   деятельности   по   освоению   обучающимися содержания учебных предметов с целью развития универсальных учебных действий; описание     ­ про граммы   формирования   у   обучающихся   универсальных   учебных   действий   при   переходе   от дошкольного к начальному и от начального к основному общему образованию. преемственность обеспечивающих   условий,   1  Ценностные ориентиры начального общего образования            За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов   образования   произошёл   переход   к   пониманию   обучения   как   процесса   подготовки обучающихся к реальной жизни, к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.            По сути, происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний   к   активному   решению   проблем   с   целью   выработки   определённых   решений;   от   освоения отдельных   учебных   предметов   к   полидисциплинарному   (межпредметному)   изучению   сложных жизненных ситуаций;   к   сотрудничеству   учителя   и   обучающихся   в   ходе овладения   знаниями,   к активному участию учеников в выборе содержания и методов обучения. Этот переход обусловлен сменой ценностных ориентиров образования.                       Ценностные   ориентиры   начального   общего   образования конкретизируют   личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:  формирование основ гражданской идентичности личности на основе:   чувства   сопричастности   и   гордости   за   свою   Родину,   народ   и   историю,   осознания ответственности человека за благосостояние общества; восприятия   мира   как   единого   и   целостного   при   разнообразии   культур,   национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;  формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:    доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:   принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им; ориентации   в   нравственном   содержании   и   смысле   как   собственных   поступков,   так   и поступков   окружающих   людей,   развития   этических   чувств   (стыда,   вины,   совести)   как регуляторов морального поведения;  формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;   развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие   широких   познавательных   интересов,   инициативы   и   любознательности,   мотивов познания и творчества;  формирование   умения   учиться   и   способности   к   организации   своей   деятельности (планированию, контролю, оценке);  развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как  условия  её самоактуализации:  формирование самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;  развитие   готовности   к   самостоятельным   поступкам   и   действиям,   ответственности   за   их результаты;  формирование   целеустремлённости   и   настойчивости   в   достижении   целей,   готовности   к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;  формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.            Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве обучения и воспитания, познавательного   и   личностного   развития   обучающихся   на   основе   формирования   общих   учебных умений,   обобщённых   способов   действия обеспечивает   высокую   эффективность   решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся. 2  Характеристика   универсальных   учебных   действий   при   получении начального общего образования Последовательная   реализация   деятельностного   подхода   направлена   на   повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний обучающимися, возможность их   самостоятельного   движения   в   изучаемой   области, существенное   повышение   их   мотивации   и интереса к учёбе.               В   рамках   деятельностного   подхода   в   качестве   общеучебных   действий   рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности — мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательной организации.              При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к   совместно­разделённой   (в   младшем   школьном   и   младшем   подростковом   возрасте)   и   к самостоятельной   с   элементами   самообразования   и   самовоспитания   (в   младшем   подростковом   и старшем подростковом возрасте). Понятие «универсальные учебные действия»           В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.           Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этой деятельности, т. е. умение учиться,   обеспечивается   тем,   что   универсальные   учебные действия   как   обобщённые   действия открывают обучающимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно­смысловых   и   операциональных   характеристик.   Таким   образом, достижение   умения учиться   предполагает   полноценное   освоение   обучающимися   всех   компонентов   учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные   действия   и   операции   (ориентировка,   преобразование   материала,   контроль   и   оценка). Умение учиться —   существенный   фактор   повышения   эффективности освоения   обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетентностей, образа мира и ценностносмысловых оснований личностного морального выбора. Функции универсальных учебных действий:   обеспечение   возможностей   обучающегося   самостоятельно   осуществлять   деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание   условий   для   гармоничного   развития   личности   и   её   самореализации   на   основе готовности   к   непрерывному   образованию;   обеспечение   успешного   усвоения   знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный   характер;   личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех уровней образовательной   деятельности;   лежат   в   основе   организации   и   регуляции   любой   деятельности обучающегося независимо от её специально­предметного содержания.   обеспечивают   целостность   общекультурного,                  Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося. Виды универсальных учебных действий         В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего   образования,   можно   выделить   четыре   блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.                   Личностные   универсальные   учебные   действия обеспечивают   ценностно­смысловую ориентацию   обучающихся   (умение   соотносить   поступки   и   события   с   принятыми   этическими принципами,   знание   моральных   норм   и   умение   выделить   нравственный   аспект   поведения)   и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.             Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него   отвечать;   нравственно­этическая   ориентация,   в   том   числе   и   оценивание   усваиваемого содержания   (исходя   из   социальных   и   личностных   ценностей),   обеспечивающее   личностный моральный выбор.            Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: ­ целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно; ­   планирование —   определение   последовательности   промежуточных   целей   с   учётом   конечного результата; составление плана и последовательности действий; ­   прогнозирование —   предвосхищение   результата   и   уровня   усвоения   знаний,   его   временных характеристик; ­ контроль в форме соотнесения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; ­ коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, другими обучающимися; ­ оценка — выделение и осознание обучающимся того, что им уже усвоено и что ему ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; объективная оценка личных результатов работы; ­ саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию (выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий для достижения цели.            Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. К общеучебным универсальным действиям относятся: ­ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ­ поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение практических и познавательных задач с использованием общедоступных в начальной школе источников информации (в том числе справочников, энциклопедий, словарей) и инструментов ИКТ; ­ структурирование знаний; ­ осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ­   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения практических   и   познавательных задач в зависимости от конкретных условий; ­ рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ­   смысловое   чтение   как   осмысление   цели   чтения   и   выбор вида   чтения   в   зависимости   от   цели; извлечение   необходимой информации   из   прослушанных   текстов   различных   жанров; определение основной   и   второстепенной   информации;   свободная   ориентация   и   восприятие   текстов художественного,   научного,   публицистического   и   официальноделового   стилей;   понимание   и адекватная оценка языка средств массовой информации; Особую   группу   общеучебных   универсальных   действий   составляют знаково­символические действия: ­   моделирование —   преобразование   объекта   из   чувственной   формы   в   модель,   где   выделены существенные характеристики объекта (пространственно­графическая или знаково­символическая модели); ­ преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. К логическим универсальным действиям относятся: ­ анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); ­ синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; ­ выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; ­ подведение под понятие, выведение следствий; ­ установление причинноследственных связей, представление цепочек объектов и явлений; ­ построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; ­ доказательство; ­ выдвижение гипотез и их обоснование. К постановке и решению проблемы относятся: ­ формулирование проблемы; ­ самостоятельное создание алгоритмов (способов) деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.                   Коммуникативные   универсальные   учебные   действия обеспечивают   социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать   и   вступать   в   диалог;   участвовать   в   коллективном   обсуждении   проблем;   способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: ­ планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; ­ постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; ­ разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; ­ управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; ­ умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с   грамматическими   и   синтаксическими   нормами   родного   языка,   современных   средств коммуникации.                Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных   и   коммуникативных   действий,   определяющих   развитие   психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно­возрастного развития личностной и познавательной   сфер   ребёнка.   Процесс   обучения   задаёт   содержание   и   характеристики   учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.                 Универсальные   учебные   действия   представляют   собой   целостную   систему,   в   которой происхождение   и   развитие   каждого   вида   учебного   действия   определяются   его   отношениями   с другими   видами   учебных   действий   и   общей   логикой   возрастного   развития.   Из   общения   и сорегуляции   развивается   способность   ребёнка   регулировать   свою   деятельность.   Из   оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я­концепция как результат   самоопределения.   Из   ситуативно­познавательного   и   внеситуативно­познавательного общения формируются познавательные действия ребёнка.         Содержание, способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции   поведения   и   деятельности,   познанию   мира,   определяют   образ   «Я»   как   систему представлений   о   себе,   отношения   к   себе.   Именно   поэтому становлению   коммуникативных универсальных учебных действий в программе развития универсальных учебных действий следует уделить особое внимание.          По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно­этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, значительные изменения. Регуляция   общения,   кооперации   и   сотрудничества   проектирует   определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я­ концепции.   познавательных   и   регулятивных)   претерпевают                    Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают   влияние   как   на эффективность   самой   деятельности   и   коммуникации,   так   и   на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося. 3  Связь   универсальных   учебных   действий   с   содержанием   учебных предметов               Формирование   универсальных   учебных   действий,   обеспечивающих   решение   задач общекультурного,  ценностно­личностного,  познавательного   развития   обучающихся,   реализуется   в рамках целостной образовательной деятельности в ходе изучения обучающимися системы учебных предметов   и   дисциплин,   организации   форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.   в   метапредметной   деятельности, На   уровне   начального   общего   образования при   организации   образовательной деятельности особое значение   имеет обеспечение сбалансированного   развития   у   обучающихся логического, наглядно­образного и знаково­символического мышления, исключающее риск развития формализма мышления, формирования псевдо­логического мышления. Существенную роль в этом играют такие дисциплины, как «Литературное чтение», «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка».         Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации   учебной   деятельности   обучающихся   раскрывает   определённые   возможности   для формирования универсальных учебных действий.  «Русский язык»  обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.   Работа   с   текстом   открывает   возможности   для   формирования   логических   действий анализа, сравнения, установления причинноследственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивают развитие знаково­символических действий — замещения (например, звука буквой),   моделирования   (например,   состава   слова   путём   составления   схемы)   и   преобразования модели (видоизменения   слова).   Изучение   русского   и   родного   языка   создаёт   условия   для формирования   языкового   чутья   как   результата   ориентировки   ребёнка   в   грамматической   и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.   Требования   к   результатам   изучения   учебного предмета   включают «Литературное   чтение». формирование   всех   видов   универсальных   учебных   действий:   личностных,   коммуникативных, познавательных   и   регулятивных   (с   приоритетом   развития   ценностно­смысловой   сферы   и коммуникации).  Литературное чтение — осмысленная, творческая духовная деятельность, которая обеспечивает   освоение   идейно­нравственного   содержания   художественной   литературы,   развитие эстетического восприятия. Важнейшей функцией восприятия художественной литературы является трансляция   духовно­нравственного   опыта   общества   через   коммуникацию   системы   социальных личностных   смыслов,   раскрывающих   нравственное   значение   поступков   героев   литературных произведений. При   получении   начального   общего   образования   важным   средством   организации понимания   авторской   позиции,   отношения   автора   к   героям   произведения   и   отображаемой действительности является выразительное чтение. Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:   смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию обучающегося в системе личностных смыслов; самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально­действенной идентификации;         основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего   народа   и   своей   страны   и   переживания   гордости   и   эмоциональной   сопричастности подвигам и достижениям её граждан; эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; нравственно­этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; эмоционально­личностной   децентрации   на   основе   отождествления   себя   с   героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей; умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства; умения   устанавливать   логическую   причинно­следственную   последовательность   событий   и действий героев произведения; умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации. «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский) обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных   действий,   формируя   коммуникативную   культуру   обучающегося.   Изучение иностранного языка способствует:    общему   речевому   развитию   обучающегося   на   основе   формирования   обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса; развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи; развитию письменной речи;  формированию   ориентации   на   партнёра,   его   высказывания,   поведение,   эмоциональное состояние   и   переживания;   уважения   интересов   партнёра;   умения   слушать   и   слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.                Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой,   открытие   универсальности   детской   субкультуры   создаёт   необходимые условия   для формирования личностных  универсальных действий — формирования гражданской идентичности личности,   преимущественно   в   её   общекультурном   компоненте,   и   доброжелательного   отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге. Изучение иностранного языка способствует развитию общеучебных познавательных действий, в первую очередь смыслового чтения  (выделение субъекта и предиката текста; понимание смысла текста и умение прогнозировать развитие его сюжета; умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана). «Математика   и   информатика». При   получении   начального общего   образования   этот   учебный предмет   является   основой   развития   у   обучающихся   познавательных   универсальных   действий,   в первую очередь логических и алгоритмических.                 В  процессе   знакомства   с   математическими   отношениями,   зависимостями   у  школьников формируются   учебные   действия   планирования   последовательности   шагов   при   решении   задач; различения   способа   и   результата   действия;   выбора   способа   достижения   поставленной   цели; использования   знаково­символических   средств   для   моделирования   математической   ситуации, представления   информации;   сравнения   и   классификации   (например,   предметов,   чисел, геометрических   фигур)   по   существенному   основанию.   Особое   значение   имеет   математика   для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.         Формирование моделирования как универсального учебного действия осуществляется в рамках практически   всех   учебных   предметов   на   этом   уровне   образования.   В   процессе   обучения обучающийся   осваивает   систему   социально   принятых   знаков   и   символов,   существующих   в современной культуре и необходимых как для его обучения, так и для социализации. «Окружающий   мир». Этот   предмет   выполняет   интегрирующую   функцию   и   обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе,   создавая   основу   становления   мировоззрения,   жизненного   самоопределения   и формирования российской гражданской идентичности личности.                 В   сфере   личностных   универсальных   действий   изучение   предмета   «Окружающий   мир» обеспечивает   формирование когнитивного,   эмоционально­ценностного   и   деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:  формирование умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона,   описывать   достопримечательности   столицы   и   родного   края,   находить   на   карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;  формирование   основ   исторической   памяти —   умения   различать   в   историческом   времени прошлое, настоящее, будущее; ориентации в основных исторических событиях своего народа и   России   и   ощущения   чувства   гордости   за   славу   и   достижения   своего   народа   и   России; умения фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;  формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;  развитие   морально­этического   сознания —   норм   и   правил   взаимоотношений   человека   с другими людьми, социальными группами и сообществами.             В   сфере   личностных   универсальных   учебных   действий   изучение   предмета   способствует принятию   обучающимися правил   здорового   образа   жизни,   пониманию   необходимости   здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.            Изучение данного предмета способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:  овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умение поиска и работы с информацией;  формированию действий замещения и моделирования (использование готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей);  формированию   логических   действий   сравнения,   подведения   под   понятия,   аналогии, классификации   объектов   живой   и   неживой   природы   на   основе   внешних   признаков   или известных характерных свойств; установления причинноследственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. «Изобразительное искусство». Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных действий.           Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных   действий, замещения   и   моделирования   явлений   и   объектов   природного   и социокультурного мира в продуктивной деятельности обучающихся. Такое моделирование является основой   развития   познания   ребёнком   мира   и   способствует   формированию логических   операций сравнения,   установления   тождества   и   различий,   аналогий,   причинноследственных   связей   и отношений.   При   создании   продукта   изобразительной   деятельности   особые   требования предъявляются   к   регулятивным   действиям —   целеполаганию   как   формированию   замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых   действий способу,   внесению   коррективов   на   основе   предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.            В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного  искусства, народных, национальных  традиций,  искусства других народов   обеспечивают   формирование   гражданской   идентичности   личности,   толерантности, эстетических   ценностей   и   вкусов,   новой   системы   мотивов,   включая   мотивы   творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения обучающихся.                «Музыка». Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы   обучающимися   происходит   в   процессе   активного   восприятия   и   обсуждения   музыки, освоения   основ   музыкальной   грамоты,   собственного   опыта   музыкально­творческой   деятельности обучающихся: хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах, пластическом интонировании, подготовке музыкально­театрализованных представлений. Личностные результаты освоения программы должны отражать: ­ формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; ­ формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур; ­ формирование уважительного отношения к культуре других народов; ­ формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; ­ формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально­прикладной деятельности; ­   развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; ­ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; ­ формирование установки на наличие мотивации к бережному отношению к культурным и духовным ценностям.                       В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально­ культурных   традиций,   осознание   своей   этнической   и   национальной   принадлежности,   уважение   к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов, понимание роли музыки в жизни человека и общества,  духовно­нравственном развитии  человека.  В процессе приобретения собственного опыта музыкально­творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как   составную   и   неотъемлемую   часть   окружающего   мира,   постигать   и   осмысливать   явления музыкальной культуры, выражать свои мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений,   использовать   музыкальные   образы   при   создании   театрализованных   и   музыкально­ пластических   композиций,   исполнении   вокально­хоровых   и   инструментальных   произведений,   в импровизации.                    Школьники научатся размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству;   проявлять   эстетические   и   художественные   предпочтения,   интерес   к   музыкальному искусству   и   музыкальной   деятельности;   формировать   позитивную   самооценку,   самоуважение, основанные   на   реализованном   творческом   потенциале,   развитии   художественного   вкуса, осуществлении собственных музыкально­исполнительских замыслов. У обучающихся проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать   в   обсуждении   значимых   для   человека   явлений   жизни   и   искусства,   продуктивно сотрудничать   со   сверстниками   и   взрослыми   в   процессе   музыкально­творческой   деятельности. Реализация   программы   обеспечивает   овладение   социальными   компетенциями,   развитие коммуникативных   способностей   через   музыкально­игровую   деятельность,   способности   к дальнейшему   самопознанию   и   саморазвитию.   Обучающиеся   научатся   организовывать   культурный досуг, самостоятельную музыкально­творческую деятельность, в том числе, на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями. Метапредметные результаты освоения программы должны отражать: ­   овладение   способностью   принимать   и   сохранять   цели   и   задачи   учебной   деятельности,   поиска средств ее осуществления в процессе освоения музыкальной культуры; ­ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной, музыкально­ исполнительской и творческой деятельности; ­ формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности; ­   освоение   начальных   форм   познавательной   и   личностной   рефлексии   в   процессе   освоения музыкальной культуры в различных видах деятельности; ­ использование знаково­символических средств представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты; ­   использование   различных   способов   поиска   (в   справочных   источниках   и   открытом   учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации  информации  в соответствии  с  коммуникативными  и  познавательными  задачами  и технологиями учебного предмета; в том числе и анализировать звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио­, видео­ и графическим сопровождением; ­   умение   оценивать   произведения   разных   видов   искусства,   овладев   логическими   действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно­образного, жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально­творческой деятельности; ­ готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально­творческих задач; ­ овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»; ­   использование   различных   способов   поиска   (в   справочных   источниках   и   открытом   учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации  информации  в соответствии  с  коммуникативными  и  познавательными  задачами  и технологиями учебного предмета; в том числе умение фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые   величины   и   анализировать   звуки,   готовить   свое   выступление   и   выступать   с   аудио­, видео­ и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; ­ овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым   признакам,   установления   аналогий   и   причинно­следственных   связей,   построения рассуждений,   отнесения   к   известным   понятиям   в   процессе   слушания   и   освоения   музыкальных произведений различных жанров и форм; ­   готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог,   готовность   признавать   возможность существования   различных   точек   зрения   и   права   каждого   иметь   свою;   излагать   свое   мнение   и аргументировать   свою   точку   зрения   и   оценку   событий,   формирующихся   в   процессе   совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности; ­ овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (культурных и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»; ­ овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, в процессе привлечения интегративных форм освоения учебного предмета «Музыка». В результате реализации программы обучающиеся смогут освоить универсальные учебные действия, обеспечивающие   овладение   ключевыми   компетенциями,   реализовать   собственный   творческий потенциал,   применяя   музыкальные   знания   и   представления   о   музыкальном   искусстве   в познавательной и практической деятельности. «Технология». Специфика   этого   предмета   и   его   значимость   для   формирования   универсальных учебных действий обусловлены:    ключевой   ролью   предметно­преобразовательной   деятельности   как   основы   формирования системы универсальных учебных действий; значением   универсальных   учебных   действий   моделирования   и   планирования,   которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу   (так,   в   ходе   решения   задач   на   конструирование   обучающиеся   учатся   использовать схемы,   карты   и   модели,   задающие   полную   ориентировочную   основу   выполнения предложенных заданий и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров); специальной   организацией   процесса   планомерно­поэтапной   отработки   предметно­ преобразовательной   деятельности   обучающихся   в   генезисе   и   развитии   психологических новообразований младшего школьного возраста — умении осуществлять анализ, действовать во   внутреннем   умственном   плане;   рефлексией   как   осознанием   содержания   и   оснований выполняемой деятельности;  широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса;  формированием первоначальных элементов ИКТкомпетентности обучающихся. Изучение технологии обеспечивает реализацию следующих целей:  формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно­преобразующей деятельности человека;   развитие   знаково­символического   и   пространственного   мышления,   творческого   и репродуктивного   воображения   на   основе   развития   способности   обучающегося   к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей); развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план   действий   и   применять   его   для   решения   задач);   прогнозирование   (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия); контроль, коррекция и оценка;  формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметнопреобразующих действий;    развитие планирующей и регулирующей функций речи; развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно­ продуктивной деятельности; развитие   эстетических   представлений   и   критериев   на   основе   изобразительной   и художественной конструктивной деятельности;  формирование   мотивации   успеха   и   достижений   младших   школьников,   творческой самореализации на основе эффективной организации предметно­преобразующей символико­ моделирующей деятельности;  ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первая ступень формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению;  формирование ИКТкомпетентности обучающихся, включая ознакомление с правилами жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу познания учения, к состоянию неполного знания и другим аспектам. «Физическая   культура». Этот   предмет   обеспечивает   формирование   личностных   универсальных действий:    основ   общекультурной   и   российской   гражданской   идентичности   как   чувства   гордости   за достижения в мировом и отечественном спорте; освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность; развитие   мотивации   достижения   и   готовности   к   преодолению   трудностей   на   основе конструктивных стратегий совладания   и   умения   мобилизовать   свои   личностные   и   физические   ресурсы, стрессоустойчивости;    освоение правил здорового и безопасного образа жизни. «Физическая культура» как учебный предмет способствует:   в   области   регулятивных   действий   развитию   умений   планировать,   регулировать, контролировать и оценивать свои действия; в области  коммуникативных  действий  развитию  взаимодействия,  ориентации  на  партнёра, сотрудничеству   и   кооперации   (в   командных   видах   спорта —   формированию   умений планировать общую цель и пути её достижения; договариваться в отношении целей и способов действия,   распределения   функций   и   ролей   в   совместной   деятельности;   конструктивно разрешать конфликты; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра и вносить необходимые коррективы в интересах достижения общего результата).   основные   направления   и   планируемые   результаты   учебно­ 4. Особенности, исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности                Учебно­исследовательская и проектная деятельности обучающихся направлена на развитие метапредметных умений.         Включение учебно­исследовательской и проектной деятельности в процесс обучения является важным   инструментом   развития   познавательной   сферы,   приобретения   социального   опыта, возможностей   саморазвития,   повышение   интереса   к   предмету   изучения   и   процессу   умственного труда,   получения   и   самостоятельного   открытия   новых   знаний   у   младшего   школьника.   Главная особенность   развития   учебно­исследовательской   и   проектной   деятельности   –   возможность активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер и таким образом   передать   учащимся   инициативу   в   своей   познавательной   деятельности.   Учебно­ исследовательская   деятельность   предполагает   поиск   новых   знаний   и   направлена   на   развитие   у ученика умений и навыков научного поиска. Проектная деятельность в большей степени связана с развитием умений и навыков планирования, моделирования и решения практических задач.            В ходе освоения учебно­исследовательской и проектной деятельности учащийся начальной школы получает знания не в готовом виде, а добывает их сам и осознает при этом содержание и формы   учебной   деятельности.   Обучающийся   выступает   в   роли   субъекта   образовательной деятельности, поскольку получает возможность быть самостоятельным, активным творцом, который планирует свою деятельность, ставит задачи, ищет средства для решения поставленных задач.          Основными задачами в процессе учебно­исследовательского и проектного обучения является развитие   у   ученика   определенного   базиса   знаний   и   развития   умений: наблюдать,   измерять, сравнивать,   моделировать,   генерировать   гипотезы,   экспериментировать,   устанавливать   причинно­ следственные связи. Данные умения обеспечивают необходимую знаниевую и процессуальную основу для проведения исследований и реализации проектов в урочной и внеурочной деятельности.                  Развитие умений младших школьников проводится с учетом использования вербальных, знаково­символических,   наглядных   средств   и   приспособлений   для   создания   моделей   изучаемых объектов и процессов, схем, алгоритмов и эвристических средств решения учебных и практических задач,   а   также   особенностей   математического,   технического   моделирования,   в   том   числе возможностей компьютера.          Исследовательская и проектная деятельность может проходить как в индивидуальной, так и в групповой   форме,   что   помогает   учителю   простроить   индивидуальный   подход   к   развитию ребенка. Границы исследовательского и проектного обучения младших школьников определяются целевыми установками, на которые ориентирован учитель, а также локальными задачами, стоящими на конкретном уроке.         В рамках внеурочной деятельности исследовательская и проектная деятельность направлены на обогащение   содержания   образования   и   возможность   реализации   способностей,   потребностей   и интересов обучающихся с различным уровнем развития.          Для расширения диапазона применимости исследовательского и проектного обучения следует дифференцировать задания по степени трудности: путем постепенного усложнения непосредственно самих   заданий   и/или   увеличением   степени   самостоятельности   ребенка,   регулируемой   мерой непосредственного руководства учителя процессом научно­практического обучения.         В качестве основных результатов учебно­исследовательской и проектной деятельности младших школьников   рассматриваются   такие   метапредметные   результаты,   как   сформированные   умения: наблюдать,   измерять,   сравнивать,   моделировать,   выдвигать   гипотезы,   экспериментировать, определять   понятия,   устанавливать   причинно­следственные   связи   и   работать   с   источниками информации. Они обеспечивают получение необходимой знаниевой и процессуальной основы для проведения   исследований   и   реализации   проектов   при   изучении   учебных   предметов. В   качестве результата   следует   также   включить   готовность   слушать   и   слышать   собеседника, умение   в корректной   форме   формулировать   и   оценивать   познавательные   вопросы;   проявлять самостоятельность   в   обучении,   инициативу   в   использовании   своих   мыслительных   способностей; критически и творчески работать в сотрудничестве с другими людьми; смело и твердо защищать свои убеждения; оценивать и понимать собственные сильные и слабые стороны; отвечать за свои действия и их последствия. Организация  урочной и внеурочной деятельности  обучающихся МБОУ Школы № 100  строится на основе системно ­ деятельностного подхода, который предполагает:   ориентацию   на   достижение   цели   и   основного   результата   образования  –  развитие личности   обучающегося   на   основе   освоения   универсальных   учебных   действий,   познания   и освоения мира;   опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: — проблемно­диалогическую технологию,            — технологию мини­исследования,  — технологию организации проектной деятельности, — технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).   Одним из приёмов, который активно используют авторы учебников по всем предметным линиям   УМК   «Планета   знаний»,   «Школа   2100»   является   постановка   перед   детьми   вопроса, который   предоставляет   возможность   высказывать   противоположные   точки   зрения.   Поиск решения   ученики   осуществляют   в   ходе   специально   выстроенного   учителем  диалога.   Эта технология   формирует  коммуникативные    универсальные   учебные   действия.   Наряду   с   этим происходит   формирование   и   других   универсальных   учебных   действий:    регулятивных (постановка и удержание задач), познавательных (необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.). Задания   всех   учебников,   начиная   с   первого   класса,     предлагают   обучающимся  мини­ исследования:   провести   наблюдения,   высказать   свои   предположения,   провести   их   проверку, обсудить результаты и сделать вывод.   В учебниках УМК «Планета Знаний», «Школа 2100»  по всем предметам и в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы. Это   имеет   большое   значение   для   формирования  коммуникативных    (умения   донести   свою позицию до других, понять другие позиции, договариваться с людьми и уважительно относиться к позиции другого), а также для  регулятивных  универсальных учебных действий (распределить, скоординировать действия по выполнению задания и др.). В   комплектах   учебников   «Планета   знаний»,   «Школа   2100»    проектная   деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. Именно во внеурочной   деятельности   наиболее   успешно   может   быть   организована   среда   для   реализации собственных замыслов детей, для реальной самостоятельной деятельности обучающихся.  Каждый   обучающийся   имеет   возможность   выбрать   проект   в   соответствии   со   своими интересами   или   предложить   свой.   Это     позволяет   создать   условия   для   достижения     как регулятивных метапредметных  результатов (постановку целей деятельности, составление плана действий по достижению результата творческого характера, работу по составленному плану с сопоставлением   получающегося   результата   с   исходным   замыслом,   понимание   причин возникающих   затруднений   и   поиск   способов   выхода   из   ситуации)   так   и  познавательных универсальных   учебных   действий   (предполагать,   какая   информация   нужна;   отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять  и отбирать информацию,   полученную   из     различных   источников:   словари,   энциклопедии,   справочники, электронные диски, сеть Интернет).  Совместная творческая деятельность обучающихся  при работе над  проектами в группе  и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют   формированию   метапредметных  коммуникативных  умений   (организовывать взаимодействие в группе, прогнозировать последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее).  Проектная деятельность влияет на формирование   личностных  результатов   обучающихся, так как требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям,  к результатам труда и др. Педагогическое   сопровождение   этого   процесса     осуществляется   с   помощью   Портфолио, который   является   процессуальным   способом   оценки   достижений   обучающихся   в   развитии универсальных учебных действий. Типовые задания в УМК «Планета Знаний», «Школа 2100», способствующие  формированию универсальных учебных действий Информационный поиск — задания требуют  обращения детей  к окружающим их взрослым, к познавательной, справочной  литературе,  словарям, Интернету, развивают потребность в поиске и   проверке   информации.   Выполняя   это   задание,   дети   занимают   активную   позицию   на   уроке, самостоятельно добывают нужную информацию, которая помогает ответить на вопрос, внести свой вклад в ход урока. Благодаря этому заданию растёт познавательная активность учащихся, они   учатся   работать   со   справочной   литературой,   словарями,   энциклопедией   и   находить достоверную   информацию,   осваивают   познавательные   и   коммуникативные   универсальные действия.             Дифференцированные задания — предоставляют возможность учащимся выбрать задание по уровню сложности, ориентируясь на свои личные предпочтения, интересы. Сложность заданий нарастает за счёт  востребованности для их выполнения метапредметных умений. Интеллектуальный   марафон  —   задания   ориентированы   на   развитие   у   детей самостоятельности,   инициативности,   творческих   способностей,   на   формирование   умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации.  Задания ставят перед обучающимися задачу   поиска   средств   решения,   преобразования   материала,   конструирование   нового   способа действий. Творческие задания  — направлены на развитие у обучающихся познавательных интересов, воображения,     на   выход   в   творческую   деятельность.  Творческие   задания   дают   возможность учащимся   предложить   собственное   оригинальное   решение   предметных   задач   или   задач   на различные жизненные ситуации. Выходя в собственное творчество, ребенок должен удерживать учебную задачу, осуществить выбор средств для ее решения, продумать собственные действия и осуществить их. Проекты.    В   учебниках   на   специальных   разворотах   представлены   возможные   варианты творческих, информационных и практико­ориентированных проектов,   при этом на каждом из этих   разворотов   обязательно   присутствует   предложение   создания   собственного   проекта учащегося. Учебники предлагают детям для выбора различные проекты: создание игр на учебном материале,   социально   значимых   проектов   (спектакль   для   детей   детского   сада,   поздравление ветеранам,   праздник   для   родителей   и   др.),   частично   исследовательские   проекты   (найди исторический   корень,   …..и   др.).   Тематика   проектных   заданий   связана   с   материалами   разных учебных предметов, жизненными ситуациями. Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу и в плане содержательном, и в плане организационном. Так проект 1 класса «Фруктовая   азбука»   предполагает   поиск   и   запись   слов   на   определенную   букву   алфавита   из названий фруктов. Работа вполне может выполняться индивидуально (как индивидуальный вклад в общее дело), она не требует коллективно распределённых действий, так же как и проект 2 класса   «Найди   исторический   корень».   Однако   во   2   классе   содержание   усложняется   за   счёт исследовательского   характера   действий,   самостоятельной   работой   со   словарями   и   созданием письменных   текстов.   Многие   проекты   3   и   4   класса   требуют   от   детей   распределённых   и согласованных действий, с одной стороны, и решения речевых коммуникативных задач с другой. Из предлагаемых учебниками проектов ребенок может выбрать те, которые его «зацепят», т.е. по отношению к которым у ребенка возникнут личностно значимые цели.  И дальше начнется работа по планированию действий, их реализации и осмыслению  полученного результата (Получилось? Не получилось? Почему? Как я работал? Что можно было бы сделать по­другому? и т.д.).  Возможность личного выбора в соответствии со своими интересами и возможность выхода в собственный   проект   создают   условия   для  формирования   личностных,   коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.  5  Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий у обучающихся          Указанное содержание учебных предметов, преподаваемых в рамках начального образования, может стать средством формирования универсальных учебных действий только при соблюдении определенных условий организации образовательной деятельности: ­ использовании учебников в бумажной и/или электронной форме не только в качестве носителя информации, «готовых» знаний, подлежащих усвоению, но и как носителя способов «открытия» новых знаний, их практического освоения, обобщения и систематизации, включения обучающимся в свою картину мира; ­ соблюдении технологии проектирования и проведения урока (учебного занятия) в соответствии с требованиями   системно­деятельностного   подхода:   будучи   формой   учебной   деятельности,   урок должен отражать её основные этапы – постановку задачи, поиск решения, вывод (моделирование), конкретизацию и применение новых знаний (способов действий), контроль и оценку результата; ­   осуществлении   целесообразного   выбора   организационно­деятельностных   форм   работы обучающихся   на   уроке   (учебном   занятии)   –   индивидуальной,   групповой   (парной)   работы, общеклассной дискуссии; ­   организации   системы   мероприятий   для   формирования   контрольно­оценочной   деятельности обучающихся с целью развития их учебной самостоятельности; ­  эффективного использования средств ИКТ.                  Учитывая определенную специфику использования ИКТ как инструмента формирования универсальных   учебных   действий   в   начальном   образовании   и   объективную   новизну   этого направления для педагогов, остановимся на этой составляющей программы более подробно.                 В   условиях   интенсификации   процессов   информатизации общества   и   образования   при формировании универсальных учебных действий наряду с предметными методиками целесообразно широкое   использование   цифровых   инструментов   и   возможностей   современной   информационно­ образовательной среды. Ориентировка младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно   применять   (ИКТкомпетентность)   являются   одними   из   важных   средств   формирования универсальных учебных действий обучающихся в рамках начального общего образования.               ИКТ   также   могут   (и   должны)   широко   применяться   при   оценке   сформированности универсальных   учебных   действий.   Для   их   формирования   исключительную   важность имеет использование   информационно­образовательной   среды,   в   которой   планируют   и   фиксируют   свою деятельность, её результаты учителя и обучающиеся.        В рамках ИКТкомпетентности выделяется учебная ИКТ­компетентность ­ способность решать учебные   задачи   с   использованием   общедоступных   в   начальной   школе   инструментов ИКТ   и источников информации в соответствии с возрастными потребностями и возможностями младшего школьника. Решение задачи формирования        ИКТкомпетентности должно проходить не только на занятиях по отдельным учебным предметам (где формируется предметная ИКТ­компетентность), но и в рамках метапредметной программы формирования универсальных учебных действий.             При   освоении   личностных   действий   на   основе   указанной   программы   у   обучающихся   формируются: ­ критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; ­ уважение к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; ­ основы правовой культуры в области использования информации.       При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечиваются: ­ оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде; ­   использование   результатов   действия,   размещённых   в   информационной   среде,   для   оценки   и коррекции выполненного действия; ­ создание цифрового портфолио учебных достижений обучающегося.         При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в следующих универсальных учебных действиях: ­ поиск информации; ­ фиксация (запись) информации с помощью различных технических средств; ­ структурирование информации, её организация и представление в виде диаграмм, картосхем, линий времени и пр.; ­ создание простых гипермедиа­сообщений; ­ построение простейших моделей объектов и процессов. ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Для этого используются: ­ обмен гипермедиа­сообщениями; ­ выступление с аудиовизуальной поддержкой; ­ фиксация хода коллективной/личной коммуникации; ­ общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог). Формирование ИКТкомпетентности обучающихся происходит в рамках системнодеятельностного подхода, на основе изучения всех без исключения  предметов учебного плана. Включение задачи формирования ИКТкомпетентности в программу формирования универсальных учебных действий позволяет организации,   осуществляющей   образовательную   деятельность,   и   учителю   формировать соответствующие   позиции   планируемых   результатов,   помогает   с   учётом   специфики   каждого учебного предмета избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать   инструменты   ИКТ   также   может   входить   в   содержание   факультативных   курсов, кружков, внеурочной деятельности школьников. 6. Условия,   обеспечивающие   преемственность   программы   формирования   у   обучающихся универсальных   учебных   действий   при   переходе   от   дошкольного   к   начальному   и   от начального к основному общему образованию                        Проблема реализации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной   системы,   а   именно:   переход   из организации,   осуществляющей   образовательную деятельность на   уровне   дошкольного   образования,   осуществляющую образовательную деятельность в рамках основной образовательной программы начального общего образования и далее в рамках основной образовательной программы основного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастно­ психологические   различия   между   обучающимися,   переживаемые   ими   трудности   переходных периодов имеют много общего.   в организацию,                        Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе из дошкольного уровня на уровень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на уровень основного общего образования.             Исследования готовности детей к обучению в школе к начальному общему образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность.            Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости   организма   ребёнка,   в   том   числе   развитием   двигательных   навыков   и   качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.            Психологическая готовность к школе — сложная системная характеристика психического развития ребёнка 6—7 лет, которая предполагает сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребёнком новой социальной позиции школьника; возможность сначала выполнения им  учебной  деятельности  под руководством учителя,  а затем переход  к её самостоятельному осуществлению; усвоение системы научных понятий; освоение ребёнком новых форм кооперации и учебного сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками.            Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения и деятельности.           Личностная готовность включает мотивационную готовность, коммуникативную готовность, сформированность Я­концепции и самооценки, эмоциональную зрелость. Мотивационная готовность предполагает сформированность социальных мотивов (стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив социального долга), учебных и познавательных мотивов. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание детей поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности. Мотивационная   готовность   характеризуется   первичным соподчинением   мотивов   с доминированием   учебнопознавательных   мотивов.   Коммуникативная   готовность   выступает как готовность ребёнка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте поставленной учебной   задачи   и   учебного   содержания.   Коммуникативная   готовность создаёт   возможности   для продуктивного  сотрудничества  ребёнка   с  учителем   и  трансляции  культурного  опыта  в   процессе обучения. Сформированность Я­концепции и самосознания характеризуется осознанием ребёнком своих   физических   возможностей,   умений,   нравственных   качеств,   переживаний (личное   сознание), характера   отношения   к   нему   взрослых, способностью   оценки   своих   достижений   и   личностных качеств,   самокритичностью.   Эмоциональная   готовность   выражается   в   освоении   ребёнком социальных   норм   проявления   чувств   и   в   способности   регулировать   своё   поведение   на   основе эмоционального   предвосхищения   и   прогнозирования.   Показателем   эмоциональной   готовности   к школьному   обучению   является   сформированность   высших   чувств —   нравственных   переживаний, интеллектуальных   чувств   (радость   познания),   эстетических   чувств   (чувство   прекрасного). Выражением   личностной   готовности   к   школе   является   сформированность   внутренней   позиции школьника,   подразумевающей   готовность   ребёнка   принять   новую   социальную   позицию   и   роль ученика, иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией.           Умственную зрелость составляет интеллектуальная, речевая готовность и сформированность восприятия,   памяти,   внимания,   воображения.   Интеллектуальная   готовность   к   школе   включает особую познавательную позицию ребёнка в отношении мира (децентрацию), переход к понятийному интеллекту,   понимание   причинности   явлений,   развитие   рассуждения   как   способа   решения мыслительных   задач,   способность   действовать   в   умственном   плане,   определённый   набор знаний, представлений   и   умений.   Речевая   готовность   предполагает сформированность фонематической,   лексической,   грамматической,   синтаксической,   семантической   сторон   речи; развитие номинативной, обобщающей, планирующей и регулирующей функций речи, диалогической и начальных   форм   контекстной   речи,   формирование   особой   теоретической   позиции   ребёнка   в отношении   речевой   действительности   и   выделение   слова   как её   единицы.   Восприятие характеризуется всё большей осознанностью, опирается на использование системы общественных сенсорных   эталонов   и   соответствующих   перцептивных действий,   основывается   на   взаимосвязи   с речью и мышлением. Память и внимание приобретают черты опосредованности, наблюдается рост объёма и устойчивости внимания.            Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает целенаправленность и планомерность управления ребёнком своей деятельностью и поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и сохранении цели, способности прилагать волевое усилие для её достижения. Произвольность выступает как умение строить своё поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.           Формирование фундамента готовности перехода к обучению на уровень начального общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно­ ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр. Не меньшее значение имеет проблема психологической подготовки обучающихся к переходу на уровень   основного   общего   образования   с   учётом   возможного   возникновения   определённых трудностей такого перехода — ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения, которые обусловлены:    необходимостью   адаптации   обучающихся   к   новой   организации   процесса   и   содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т. д.); совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей   деятельности (переориентацией   подростков   на   деятельность   общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности); недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем   сформированности   структурных   компонентов   учебной   деятельности   (мотивы, учебные действия, контроль, оценка);  недостаточно подготовленным переходом с родного языка на русский язык обучения.                  Все эти компоненты присутствуют в программе формирования универсальных учебных действий   и   заданы   в   форме требований   к   планируемым   результатам   обучения.   Основанием преемственности разных уровней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический   приоритет   непрерывного   образования —   формирование   умения   учиться,   которое должно  быть  обеспечено формированием  системы  универсальных  учебных  действий,  а  также  на положениях   ФГОС   ДО,   касающихся   целевых   ориентиров   на   этапе   завершения   дошкольного образования. Организация   преемственности   при   переходе   от   дошкольного   образования   к   начальному образованию,   от   начального   образования   к   основному   образованию   в  МБОУ   СОШ   №100 осуществляется следующим образом. 1.   Проводится   диагностика   (физическая,   психологическая,   педагогическая)     готовности обучающихся к обучению на уровне начального общего образования. 2.  Организуется адаптационный период обучения, в который проводится работа по коррекции и развитию  универсальных учебных умений первоклассников. 3.   В   дальнейшем   проходит   ежегодно  стартовая  диагностика,   имеющая   целью  определить основные   проблемы,   характерные   для   большинства   обучающихся,   и   в   соответствии   с   ними выстраивается система работы по преемственности (контрольные и проверочные работы, тесты). 4.   В     конце   4   класса   проводится   итоговая   диагностика   (физическая,   психологическая, педагогическая) готовности обучающихся к продолжению обучения на уровне основного общего образования. Основанием   преемственности   разных   уровней   образования     ориентация педагогических   работников     на   формирование   умения   учиться,   понимание   значения   развития универсальных учебных действий для дальнейшего обучения обучающихся.   является   В целях обеспечения преемственности и создания условий для развития универсальных учебных действий в образовательной деятельности  педагогический работник  должен: —  понимать   и   признавать  важность   формирования   универсальных   учебных   действий школьников; сущность и виды универсальных умений; —   уметь   осуществлять   выбор   учебного   материала   и   конструировать   образовательную деятельность с учетом формирования УУД;  — уметь использовать деятельностные формы обучения; — мотивировать обучающихся  на освоение метапредметных умений;  — уметь использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД; — выстраивать совместно с родителями пути решения проблем по формированию УУД. В своей педагогической деятельности педагогический работник должен ориентироваться: —   на   формирование   у   выпускника   мотивов   деятельности,   системы   ценностных   отношений   образовательной обучающихся   к   себе,   другим   участникам   образовательных   отношений,   деятельности, объектам познания, результатам образовательной деятельности; — на освоение выпускником учебных действий, направленных на организацию своей работы в учебной и внеурочной деятельности, включая постановку цели и задачи, планирование её реализации (в   том   числе   во   внутреннем   плане),   контролирование   и   оценивание   своих   действий,   их корректировку в ходе выполнения работы; — на овладение выпускником познавательных универсальных учебных действий  (использование знаково­символических   средств,   моделирования,   широкого   спектра   логических   действий   и операций); —   на   освоение   выпускником  коммуникативных   универсальных   учебных   действий   (умения учитывать   в   диалоге   позицию   собеседника,   организовывать   и   осуществлять   сотрудничество   и кооперацию   с   учителем   и   сверстниками,   адекватно   воспринимать   и   передавать   информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях). Методика   и   инструментарий   оценки   успешности   освоения   и   применения   обучающимися универсальных учебных действий.            Система оценки в сфере УУД может включать в себя следующие принципы и характеристики:  систематичность сбора и анализа информации;   совокупность   показателей   и   индикаторов   оценивания   должна   учитывать   интересы   всех участников образовательной деятельности, то есть быть информативной для управленцев, педагогов, родителей, учащихся; доступность   и   прозрачность   данных   о   результатах   оценивания   для   всех   участников образовательной деятельности.                    Оценка деятельности образовательной организации по формированию и развитию УУД у учащихся   может   учитывать   работу   по   обеспечению   кадровых,   методических,   материально­ технических условий.                    В процессе реализации мониторинга успешности освоения и применения УУД могут быть учтены следующие этапы освоения УУД:      универсальное   учебное   действие   не   сформировано   (школьник   может   выполнить   лишь отдельные   операции,   может   только   копировать   действия   учителя,   не   планирует   и   не контролирует своих действий, подменяет учебную задачу задачей буквального заучивания и воспроизведения); учебное   действие   может   быть   выполнено   в   сотрудничестве   с   педагогом   (требуются разъяснения для установления связи отдельных операций и условий задачи, ученик может выполнять действия по уже усвоенному алгоритму); неадекватный перенос учебных действий на новые виды задач (при изменении условий задачи не может самостоятельно внести коррективы в действия); адекватный   перенос   учебных   действий   (самостоятельное   обнаружение   учеником несоответствия   между   условиями   задачами   и   имеющимися   способами   ее   решения   и правильное изменение способа в сотрудничестве с учителем); самостоятельное   построение   учебных   целей   (самостоятельное   построение   новых   учебных действий на основе развернутого, тщательного анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия);  обобщение учебных действий на основе выявления общих принципов. Система оценки универсальных учебных действий может быть:   уровневой (определяются уровни владения универсальными учебными действиями); позиционной – не только учителя производят оценивание, оценка формируется на основе рефлексивных   отчетов   разных   участников   образовательной   деятельности:   родителей, представителей   общественности,   принимающей   участие   в   отдельном   проекте   или   виде социальной   практики,   сверстников,   самого   обучающегося   –   в   результате   появляется некоторая карта самооценивания и позиционного внешнего оценивания. Мониторинговая деятельность педагогического работника МБОУ СОШ № 100  –  это метод наблюдения  и фиксация результатов: УУД Результаты развития УУД Назначение для обучения   Личностные – самоопределение   и смыслообразование Общепознавательные и коммуникативные Общепознавательные знаково­ символические Регулятивные УУД ВПШ   (внутренняя   позиция школьника) Мотивация УД Преодоление эгоцентризма и децентрация   в   мышлении   и межличностном взаимодействии Дифференциация   планов   – знак­символ   Предпосылки формирования понятия   числа.   Условие   освоения математики Предпосылка и условие успешности овладения   чтением   (грамотой)   и письмом Произвольность поведения – действие   по   образцу   и правилу Направленность   на   овладение эталонами   обобщенных   способов действий Коммуникативные УУД Коммуникация как общение, кооперация, условие осознания и усвоения        Развитие учебного сотрудничества с учителем   сверстниками. Осознание   и   усвоение   учебного содержания и План проведения диагностики психологической готовности  к школе   в МБОУ Школе № 100 Показатель Содержание Личностная готовность Внутренняя школьника (самоопределение)   позиция   Мотивация деятельности смыслообразование учебной Нравственно­ ориентация   этическая Умственная зрелость       способу         сфере. необходимости 1.Положительное   отношение   к   школе, чувство учиться, адекватное содержательное представление о   школе,   предпочтение   коллективных занятий   индивидуальным   занятиям   дома, предпочтение социального способа оценки своих   знаний   –   отметки   –   дошкольным способам поощрения. Методика «Беседа о школе» Т.А.Нежновой,Д.Б.Эльконина,А.Л.Венгера 2.Доминирование   познавательного   или игрового   момента   в   аффективно­   Методика потребностной «Мотивационная готовность» Н.И.Гуткиной. 3.Сформированность познавательных мотивов,   интерес   к   способу   решения   и общему действия, сформированность   социальных   мотивов, стремление социально значимую   и   социально­   оцениваемую деятельность, к самоизменению, установление связи между учением   и   будущей   профессиональной деятельностью.  Методика   «Незавершённая   сказка». «Беседа школе» Т.А.Нежной,Д.Б.Эльконина,А.Л.Венгера 1.   Выделение   морального   содержания ситуации нарушения моральной нормы. 2.Дифференциация   конвенциональных   и моральных норм. Опросник Е.Кургановой 3.Решение   моральной   дилеммы   на   основе децентрации.   «Белочка» Ж.Пиаже 1.Изучение процессов. сформированности   мыслительных уровня понятий основ Выявления   Методика стремление   выполнять         о           Дата проведения ответственный Сентябрь, психолог , Октябрь, психолог Ноябрь, психолог В   течение   года, учителя   начальных классов Сентябрь, психолог «Третий «Классификация»,   подходящий».Н.А.Кушнир 2. Выявление уровня умственного развития в трёх областях­ обучаемости, мышления и речи(Герхард Витцлаков)   Определение   круга   знаний   и 3. представлений     у   детей   возрастного диапазона 5­6 лет (Тест школьной зрелости Я.Йирасека) 4.Выявить   общий   уровень   умственного развития,степень   владения   обобщающими понятиями,   умением   планировать   свои действия. Методика А.Р.Лурии Октябрь, психолог Сентябрь, психолог Октябрь, психолог Ноябрь, психолог Декабрь, психолог Январь, психолог   оценивания       Методика 5.   Уровень   развития   пространственного мышления.   А.Л.Венгера «Лабиринт». 1.Выявление   адекватности   понимания учащимися  успеха/ неуспеха Регулятивное действии учебной деятельности   (   личностное   действие (самооценивания).  2.   Выявление   развития   регулятивных действий:   умение   принимать   и   сохранять задачу образца, планировать свои действия в соответствии с   особенностями   образца,   осуществлять контроль   по   результатам   и   по   процессу, оценивать   правильность   выполнения действия   и   вносить   необходимые коррективы в исполнение. Методика П.Я. Гальперина воспроизводства   Произвольность   регуляции поведения и деятельности План проведения мониторинговых исследований развития УУД  в МБОУ Школе № 100  (уровень начального общего образования)               В   составе   основных   видов   универсальных   учебных   действий,   соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:  1) личностный;  2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный. Цель   мониторинговых   исследований   развития    получение   объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.   УУД: Задачи мониторинга: ­ отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД; ­ выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД; ­ апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; ­   формирование   банка   методических   материалов   для   организации   и   проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования; ­ обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения; ­  разработка   и   апробация   системы   критериев   и   показателей   уровня  сформированности УУД у обучающихся при получении начального общего образования.  Области  применения  данных мониторинга:  данные,   полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции образовательной деятельности.           Критериями   оценки   сформированности   универсальных   учебных   действий   у Система критериев и показателей уровня сформированности УУД   обучающихся выступают: ­ Соответствие возрастно­психологическим  нормативным требованиям; ­ Соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям; ­ Сформированность учебной деятельности у обучающихся, отражающая уровень развития метапредметных   действий,   выполняющих   функцию   управления   познавательной деятельностью обучающихся.        Возрастно­психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития. Методы сбора информации: анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа. Циклограмма мероприятий в рамках  мониторинговых исследований развития универсальных   учебных   действий   при   получении   начального   общего   образования МБОУ Школы №100 № УУД Инструментарий 1 Личностные УУД Самопознание самоопределение   и   на Смыслообразование Анкета     определение Тест самооценки «Лесенка» (методика В. Г. Щур) «Дерево»   (Дж.и   Д.   Лампен, модиф. Пономаренко Л. П. ) для первоклассников по оценке уровня школьной   мотивации.  Приложение Опросник (модифицированный вариант) (Методика Лускановой)       Тест «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова») мотивации   Н.   Г.   Периодичност ь  1 раз в год  Методы тестирован ие тестирован ие 2 раза  в год  тестирован ие 1 раз в год  2. Регулятивные УУД     «Уровни сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности»   методика У. Е. Ульенковой    Методика характера   успеха/неуспеха выявления атрибуции 3 Познавательные УУД «Стартовая   диагностика» для 1 классов  ЦРО   под   руководством Разагатовой Н А. тестирован ие 1 раз в год «Комплексные диагностические   работы для   1,2,3,4   классов»  под руководством Разагатовой Н А. «Рукавички» (методики Г. А. Цукермана)  «Кто прав?» (методики Г. А. Цукермана)    Тестирован ие 1 раз в год  4 Коммуниникативн ые УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД

Программа формирования у обучающихся УУД
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.06.2017