Программа групповых занятий по математике для 5 класса "Первые шаги в геометрию"
Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
математика
5 кл
20.06.2019
Данная программа вариативного курса ориентирована на учащихся 5 класса. Проводится один раз в неделю, 34 часа в год. В основе программы факультатива «Первые шаги в геометрию» лежит конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В ней нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые стимулируют учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Данный курс дает учащимся 5 класса возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей и методов. Актуальность программы заключается в том, что учащиеся еще не приступив к изучению геометрических фигур, уже будут знать их свойства.
первые шаги в геометрию.doc
ГУ «Жалгысканская средняя школа»
отдела образования акимата Карасуского района
Программа
групповых занятий вариативного компонента
по математике
«Первые шаги в геометрию»
для 5 класса
Карасу 2018 ГУ «Жалгысканская средняя школа»
отдела образования акимата Карасуского района
Разработки
групповых занятий вариативного компонента
по математике
«Первые шаги в геометрию»
для 5 класса
Автор: Ахмедова Н.Г. учитель математики
Карасу 2018 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проводится один раз в неделю,
Данная программа вариативного курса ориентирована на учащихся 5
класса.
34 часа в год.
В основе программы факультатива «Первые шаги в геометрию» лежит
конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными
геометрическими объектами. В ней нет теорем, строгих рассуждений, но
присутствуют такие темы и задания, которые стимулируют учащегося к
проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.
Данный курс дает учащимся 5 класса возможность получить непосредственное
знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей
и методов.
Актуальность программы заключается в том, что введение курса геометрии
в 5 классе позволяет устранить трудности, которые возникают у учащихся при
изучении геометрии в 7 классе: непонимание необходимости доказательств,
отсутствие геометрической зоркости, интуиции, геометрического воображения,
неумение выстраивать чёткие логические рассуждения. В старших классах у
учащихся возникает проблема с пространственным мышлением.
Изучение курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно
должно развиваться математическое мышление детей, когда реальная база для
осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому
перед изучением систематического курса геометрии с учащимися необходимо
проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена
программой курса «Первые шаги в геометрию».
Новизна программы заключается в том, учащиеся 5 класса начинают изучать
пространственные фигуры, а плоские фигуры рассматриваются как их
элементы.
Цель программы – всестороннее развитие геометрического мышления
обучающихся 5 классов с помощью методов геометрической наглядности.
Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской
ситуациях способствуют развитию нагляднодейственного и наглядно
образного видов мышления. Через развитие устойчивого интереса к математике
вырабатывается понимание того, что математика является инструментом
познания окружающего мира, формирования приемов мыслительной
деятельности, развития критического мышления.
Основными принципами программы являются добровольность (учитывается
возможность, склонность и интересы обучающихся);
занимательность ( включаются в программу игровые моменты и конкурсные
задания); научность ( раскрывает связи и закономерности в изучаемом
материале, включает обучающихся в исследовательскопоисковую работу);
доступность ( задания подобраны с учетом возрастных особенностей детей);
(учащиеся используют полученные знания в
практическая направленность программы
является применение на занятиях
практичности. Они являются необходимыми
дальнейшей работе на уроках, при участии в конкурсах и олимпиадах);
дифференциация ( подобраны разноуровневые задания).
Особенностью данной
принципов наглядности и
условиями для успешного обучения геометрии.
Содержание программы направлено на продолжение формирования базы
геометрических понятий, на обогащение познавательного опыта ребенка.
Основной линией является взаимосвязь стереометрического и
планиметрического материала,
которая позволяет наиболее полно
использовать личный опыт и представления ребенка об окружающем мире.
На занятиях данного курса рекомендуется использовать проблемный метод
обучения. В результате выполнения заданий, практически каждый ребёнок
устанавливает необходимые свойства и закономерности.
Дети активно
участвуют в процессе обучения, отмечается их глубокая заинтересованность,
стремление узнать больше. Поэтому информация часто поступает от самих
детей, ученик выступает в роли учителя, и как следствие – качественно
меняется уровень восприятия и усвоения материала.
Целесообразно также использование метода проектов. Этот метод учит ребят
самостоятельно добывать знания, сознательно планировать свою работу и
отстаивать свои выводы. Метод проектов позволяет повысить познавательную
активность и учебную мотивацию учащихся;
создать условия для
активизировать творческую
самостоятельной организации учения;
деятельность ученика;
отслеживать динамику развития учащихся;
формировать ключевые компетенции у обучающихся.
Практическая деятельность в ходе обучения является доминирующей – дети
измеряют, рисуют, чертят, вырезают и клеят. Программой предусмотрено
изготовление учащимися правильных многогранников, оригами, аппликаций,
работа с фигурами пентамино.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«Первые шаги в геометрию»
Учащиеся должны достичь следующих результатов:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
приводить примеры;
формирование целостного мировоззрения, представление о геометрии как
сфере человеческой деятельности, об этапах развития, о её значимости для
развития цивилизации;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
геометрических задач; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
умение контролировать процесс и результат учебной математической
деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах в пределах возрастных компетенций;
формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию,
осознанному построению индивидуальной образовательной
траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.
формирование и развитие ИКТкомпетентности;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
окружности с заданным радиусом,
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
В результате изучения курса ученики смогут:
формулировать определения и основные свойства изучаемых объектов;
различать и изображать простейшие геометрические фигуры (прямая,
отрезок, луч, многоугольник, параллелограмм, ромб, квадрат, прямоугольник,
окружность, круг, треугольник, угол);
производить построение при помощи линейки, угольника, циркуля,
транспортира прямоугольника с заданными сторонами, угла заданной
величины,
параллельных и
перпендикулярных прямых; отрезков, углов заданной величины; проводить
биссектрису угла;
находить площадь прямоугольника, квадрата; объем куба, прямоугольного
параллелепипеда;
строить треугольник по стороне и прилежащим к ней углам, по двум
сторонам и углу между ними, по трем сторонам;
изображать куб, пирамиду, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус;
вычислять объем куба и прямоугольного параллелепипеда;
работать с единицами длины, площади, объема; переводить их в дольные и
кратные на основании зависимостей между ними; строить окружность по заданному радиусу, делить окружность на n частей с
помощью циркуля, линейки, транспортира;
различать пять правильных многогранников;
пользоваться математическими символами;
изготавливать некоторые многогранники;
решать задачи на разрезание и складывание фигур;
решать головоломки «Пентамино», «Танграм» и т.д.;
разгадывать зашифрованные записи;
строить и различать на чертеже параллельные и перпендикулярные прямые;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для построений геометрическими инструментами
(линейка, угольник, циркуль, транспортир); для описания реальных ситуаций на
языке геометрии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Первые ученые.
Тема 1. История возникновения геометрии (1ч) Зарождение геометрии,
основные этапы развития.
Связь геометрии и
действительности.
Тема 2. Луч. Отрезок. Угол (9 ч) Луч, дополнительные лучи, параллельность
и перпендикулярность лучей. Отрезок. Измерение отрезков. Свойство длины
отрезка. Середина отрезка. Угол. Измерение углов. Свойство градусной меры
угла. Развёрнутый, прямой, тупой, острый углы. Биссектриса угла. Смежные и
вертикальные углы.
Практическая работа: Конструирование из Т
Практическая работа: построение перпендикулярных и параллельных
прямых на плоскости.
Тема 3. Треугольники (5ч) Треугольник, медиана, биссектриса, высота,
средняя линия треугольника. Сумма углов в треугольнике. Соотношение
между сторонами и углами треугольника. Классификация треугольников по
углам и сторонам.
Практическая работа: Исследование свойств треугольника.
Тема 4. Основные геометрические фигуры в пространстве (3ч) Точка,
прямая, плоскость в пространстве. Одномерное пространство. Двухмерное
пространство. Пространство и размерность. Взаимное расположение основных
фигур в пространстве. Перпендикулярность, параллельность прямых и
плоскостей.
Тема 5. Объёмные тела (9 ч) Куб, параллелепипед. Их элементы и
свойства. Призма, пирамида. Их элементы и свойства. Правильные тела, правильные многоугольники и их виды. Цилиндр, конус, шар. Развёртки.
Изображение объёмных тел на плоскости.
Практическая работа: Изображение пространственных фигур на плоскости.
Практическая работа: Изготовление модели правильного многогранника.
Тема 6 . Топологические опыты (3ч) Топологические опыты. Лист Мебиуса.
Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком.
Практическая работа: Конструирование листа Мебиуса
Тема 7. Занимательная геометрия (4ч) Танграм. Стомахион Зашифрованная
переписка.
Оригами–искусство складывания из бумаги.
Практическая работа: изготовление оригами.
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Название темы, раздела
История возникновения
геометрии
Луч. Отрезок. Угол
Треугольники
Основные геометрические
фигуры в пространстве
Объемные тела
Топологические опыты
Занимательная геометрия
Итого
1
9
5
3
9
3
4
34
всего
Колво часов
теория
1
Практика
0
3
4
3
5
0
16
6
1
0
4
3
4
18 КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Название темы
Содержание темы
Количество часов
Дата
1 История
возникновения
геометрии (1ч)
2 Луч. Отрезок.
Угол (9ч)
Практик
а
0
Всего Теори
я
1
1
1
1
1
1
Зарождение
геометрии, основные
этапы развития.
Первые ученые.
Связь геометрии и
действительности.
Луч, дополнительные
лучи. Параллельность
и
перпендикулярность
прямых на плоскости
Отрезок. Измерение
отрезков. Свойство
длины отрезка.
Середина отрезка. 1
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
Угол. Измерение
углов. Свойство
градусной меры угла.
Развёрнутый, прямой,
тупой, острый углы
Смежные и
вертикальные углы.
Практическая
работа: Построение
отрезка, равного
данному, и угла,
равного данному,
построение середины
отрезка и
биссектрисы угла.
Практическая
работа:
Конструирование из
Т
Практическая
работа: построение
перпендикулярных и
параллельных
прямых на
плоскости.
Треугольник,
Классификация
треугольников по
углам и сторонам.
Сумма углов
треугольника.
Практическая
работа:
Исследование
свойств
треугольника.
Медиана,
биссектриса, высота,
средняя линия
треугольника.
1
1
1
1
3 Треугольники
(5ч) 4 Основные
геометрические
фигуры в
пространстве
(3ч)
5 Объёмные тела
(9ч)
Соотношение между
сторонами и углами
треугольника.
Точка, прямая,
плоскость в
пространстве.
1
1
1
1
Одномерное
пространство.
Двухмерное
пространство.
Пространство и
размерность
Взаимное
расположение
основных фигур в
пространстве.
Перпендикулярность,
параллельность
прямых и
плоскостей.
Куб, параллелепипед.
Их элементы и
свойства.
Призма, пирамида.
Их элементы и
свойства.
Правильные
многоугольники и их
виды.
Цилиндр, конус, шар. 1
1
Практическая
работа:
Изображение
пространственных
фигур на плоскости.
Практическая
работа: Развёртки
пространственных
фигур
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1 6 Топологически
е опыты (3)
Практическая
работа:
Изготовление модели
правильного
многогранника.
Топологические
опыты. Лист
Мебиуса.
Практическая
работа:
Конструирование
листа Мебиуса
Задачи на
вычерчивание фигур
одним росчерком
7
Занимательная
геометрия (4 ч) Танграм Стомахион
Зашифрованная
переписка
Оригами – искусство
складывания из
бумаги.
Практическая
работа:
изготовление
оригами.
итого
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34
16
18
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учителя
1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике – Саратов:
«Лицей», 2002.
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги – СПб.: Регата,
Издательский Дом «Литера», 2000.
3. Бубнова Я.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование
детей в школе? Практическое пособие – М.: АРКТИ, 2005
4. Гершензон М.А. Головоломки профессора Головоломкина – М.: ДЛ, 1994. 5. Никитин Б.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры – М.:
Просвещение, 1990.
6.И. Ф. Шарыгин Наглядная геометрия 5 – 6 классы Дрофа Москва 2007
7.И. Ф. Шарыгин Математика Задачи на смекалку 5 – 6 Москва “Просвещение”
1995
Медиаресурсы:
1. Презентации к урокам геометрии с сайтов Интернета.
2. http://www.mathonline.com Занимательная математика — школьникам
(олимпиады, игры, конкурсы по математике)
3. http://rumultik.ru/zanimatelnaya_geometriya/ Занимательные уроки:
Занимательная геометрия.
Перечень Интернетресурсов:
http:// plani.kz/
http://www.alleng.ru
http://www.proskolu.ru/org
Bilimland.kz
Oquzaman.kz
Multiurok.ru
Edukz com
www.metodkopilka.ru
http://festival.1september.ru
http://pedsovet.org
http://www.1september.ru/
Материальнотехническое оснащение
компьютер,
мультимедийная установка (проектор, экран)
модели объемных тел,
чертежные инструменты,
разноцветный мел,
набор для изготовления моделей.
шаблоны геометрических фигур.
Программа групповых занятий по математике для 5 класса "Первые шаги в геометрию"
Программа групповых занятий по математике для 5 класса "Первые шаги в геометрию"
Программа групповых занятий по математике для 5 класса "Первые шаги в геометрию"
Программа групповых занятий по математике для 5 класса "Первые шаги в геометрию"
Программа групповых занятий по математике для 5 класса "Первые шаги в геометрию"
Программа групповых занятий по математике для 5 класса "Первые шаги в геометрию"
Программа групповых занятий по математике для 5 класса "Первые шаги в геометрию"
Программа групповых занятий по математике для 5 класса "Первые шаги в геометрию"
Программа групповых занятий по математике для 5 класса "Первые шаги в геометрию"
Программа групповых занятий по математике для 5 класса "Первые шаги в геометрию"
Программа групповых занятий по математике для 5 класса "Первые шаги в геометрию"
Программа групповых занятий по математике для 5 класса "Первые шаги в геометрию"
Программа групповых занятий по математике для 5 класса "Первые шаги в геометрию"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.