Это дополнительная общеразвивающая программа составлена и апробирована в работе с детьми ОВЗ. Решение задач – это средство для развития логического мышления учащихся, Данная программа показывает актуальность подобной работы, содержит механизм и условия реализации программы, содержание, планируемые результаты. Может быть использована для работы в разных учебных заведениях.
Программа доп.-9.docx
Государственное автономное учреждение дополнительного образования Иркутской
области
«Центр развития дополнительного образования детей»
РЕКОМЕНДОВАНА: УТВЕРЖДЕНА:
решением экспертного совета приказом ГАУ ДО ИО
«Центр
ГАУ ДО ИО «Центр развития развития дополнительного
дополнительного образования детей», образования детей» №
_______ протокол №_______
от ________________ 2017 г. от «___» ____________ 2017
г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Химия в задачах и упражнениях»
Возраст учащихся: 1015 лет;
Срок реализации: : 1 год;
Направленность: естествознание
Форма обучения: очная;
Разработчики программы:
Гладких Любовь Григорьевна
педагог дополнительного образования
(высшая квалификационная категория) г. Братск, 2017 г.
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика образовательной программы, ее место
и роль в образовательном процессе
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа учебного курса «Химия в
задачах и упражнениях» разработана на основе авторской программы элективного курса
Н.В. Ширшиной, издательство «Учитель», г. Волгоград 2009г, Л.И. Штепа Программа
элективного курса «Способы решения расчетных задач по химии»/ Химия. 9 класс:
сборник элективных курсов / сост. В.Г. Денисова. – Волгоград: Учитель, 2011 и
государственного образовательного стандарта.
Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью
решения проблемы социально педагогической реабилитации детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) и направлена на создание благоприятных условий для их
самореализации. Не существует определенного стандарта одаренности, феномен которой и
проявляется в темпераментных, характерологических, личностных особенностях. Каждый ребенок
индивидуален. Еще одной актуальной проблемой является выявление этой индивидуальности и
оказание помощи каждому ребенку персонально в развитии его способностей, в проявлении качеств
его личности. Решение задач – признанное средство развития логического мышления
учащихся, которое легко сочетается с другими средствами и приёмами образования.
Включение разных задач предусматривает перенос теоретического материала на практику
и осуществлять контроль за его усвоением, а учащимся – самоконтроль, что воспитывает
их самостоятельность в учебной работе. Решение задач должно способствовать целостному
усвоению стандарта содержания образования и реализации поставленных целей.
Отличительная особенность программы заключается в том, что данный курс
призван помочь в овладении учащимися простейшими приемами в умственной
деятельности, развивать творческое мышление, вырабатывать умение самостоятельно
применять приобретенные знания. Решение задач позволяет обеспечить самостоятельность
и активность учащихся, достижение ими прочных знаний и умений способствует
обеспечению связи обучения с жизнью, реализации политехнического обучения химии,
профессиональной ориентации. Химические задачи способствуют формированию
конкретных представлений,
что необходимо для осмысленного восприятия
действительности. Задачи, включающие определенные химические ситуации, становятся
стимулом самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой.
В процессе решения задач у учащихся воспитывается трудолюбие, целеустремленность,
развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении
поставленной цели. Одновременно реализуются межпредметные связи, показывающие
единство природы, что позволяет развивать мировоззрение учащихся. Вниманию учащимся
предлагаются различные задания по содержанию и по сложности, которые требуют от
учащихся активной познавательной деятельности. Цель: создать условия для реализации минимума стандарта содержания образования за
курс основной школы; отработать навыки решения задач и подготовить учащихся к более
глубокому освоению химии.
Задачи программы:
Обучающие:
обеспечение учащихся основной и главной теоретической информацией;
отработать навыки решения разных по принципу усложненности задач;
Развивающие:
формировать связь между теоретическими и практическими знаниями учащихся;
развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;
Воспитательные:
раскрыть роль химии в познании природы и обеспечения жизни общества, показать
значение общего химического образования для правильной ориентации в жизни
Механизм и условия реализации программы
Адресат программы: детиинвалиды, обучающиеся с применением дистанционных
образовательных технологий, имеющие нормальный коэффициент умственного развития.
Возраст учащихся: 9 класс
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.
Режим занятий
Этапы образовательного процесса
Начало учебных занятий (периодов)
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Входной контроль
Итоговая аттестация (при завершении
изучения ДРП)
20172018 учебный год
с 10 сентября 2017 г.
36
36
15сентября 2017 г.
15 июня 2018 г.
Окончание учебных занятий (периодов)
30 мая 2018 г.
Каникулы осенние
Каникулы зимние
Каникулы весенние
Объем программы: 36 часов.
Занятия по расписанию, досуговые
мероприятия по плану отдела
Занятия по расписанию, досуговые
мероприятия по плану отдела
Занятия по расписанию, досуговые
мероприятия по плану отдела
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (ПРОГРАММА РАСЧИТАНА НА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
Наименование разделов, тем программы
Теория
Количество часов
Практика
Раздел 1 Основные законы и понятия химии
Тема 1.1. Основные законы и понятия химии
Тема 1.2. Атом – сложная частица.
Раздел 2 Вычисления по химическим формулам
Тема 2.1. Количественные соотношения в газах.
Тема 2.2. Расчёты по химическим формулам
Тема 2.3. Количественные соотношения в растворах.
Раздел 3. Химические реакции
Тема 3.1. Уравнения химических реакций.
Тема 3.2. Химическая кинетика.
Раздел 4. Вычисления по химическим уравнениям
Тема 4.1.Расчеты по химическим уравнениям
Тема 4.2.Итоговое занятие
ОБЪЕМ программы:
2
2
1
2
2
2
1
1
13
2
2
3
4
4
2
5
1
23
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.1
3.2
4.1
4.2
Содержание учебнотематического плана
Раздел 1. Основные законы и понятия химии (6 час.)
Основные этапы в истории развития химии. Основные понятия и законы химии (моль,
молярная масса, молярный объём, число частиц, количества вещества).
Атом – сложная частица. Состояние электронов в атоме. Понятие «макромира» и
«микромира».Электронные конфигурации атомов химического элемента.Периодический
закон и периодическая система химических элементов с точки зрения строения атома.
Раздел 2. Вычисления по химическим формулам(12 час)
Количественные соотношения в газах. Газовые законы, относительная плотность газов.
Вычисление относительной плотности газов (D) по Mr . Нахождение молекулярной формулы
газообразного веществ по его относительной плотности(D) и(W) элемента (в%).
Расчёты по химическим формулам (массовой доли элемента, отношение масс элементов в
веществе). Вывод химических формул неорганических веществ по массовой доли элемента
в соединении.
Количественные соотношения в растворах. Вычисление массовой доли растворённого
вещества в растворе. Плотность раствора. Вычисление массовой доли растворённого
вещества в растворе при условии, что исходное веществокристаллогидрат.Вычисления,
связанные со смешением и разбавлением растворов. «Правило креста». Молярная
концентрация растворов. Комбинированные задачи. Раздел 3. Химические реакции.(10час)
Классификация химических реакций. Типы химических реакций по количеству
вступающих и образующихся веществ. Почему протекают химические реакции? Реакции
ионного обмена.Решение ОВР методом электронного баланса.
Химическая кинетика. Тепловой эффект химической реакции. Понятие термохимического
уравнения и его отличие от обычного. Расчеты по термохимическим реакциям. Вывод
термохимических уравнений. Скорость химических реакций и ее зависимость от
концентрации и температуры. Закон действия масс, константа скорости реакции. Правило
ВантГоффа, температурный коэффициент. Химическое равновесие, константа равновесия.
Принцип Ле Шателье. Решение задач по смещению химического равновесия.
Раздел 4. Вычисления по химическим уравнениям(6 час)
Решение задач с использованием стехиометрических схем. Расчёты по химическим
уравнениям (вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе,
объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в
результате реакции веществ). Расчёты по химическим уравнениям (если одно из веществ
содержит примеси). Расчёты по химическим уравнениям (на выход продукта реакции от
теоретически возможного). Расчёты по химическим уравнениям (если одно из веществ
взято в избытке).
Итоговое – 2 час.
Планируемые результаты
В результате обучения в течение полного учебного года по программе планируется, что
учающиеся получают следующие основные знания и умения:
учающиеся будут знать:
основные понятия, связанные с количеством вещества, объемом газов;
понятия «доля элемента и компонента»;
химическая реакция.
будут уметь вычислять:
плотность газов;
молекулярную и молярную массы вещества по химическим формулам;
массу, объем и количество вещества (атомов, молекул);
массовую долю растворенного вещества в растворе;
массовую долю химического элемента в веществе;
количество вещества (массы или объема), по количеству вещества (массе или
объему), одного из веществ, участвующего в реакции;
массу одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего
определенную долю примесей;
ориентироваться среди различных химических реакций, составлять необходимые
уравнения, объяснять свои действия;
составлять уравнения химических реакций с участием веществ основных классов
неорганической химии;
проводить расчёты по уравнениям химических реакций;
Предметные результаты:
давать определения изученных понятий: «химический элемент», «атом»,
«ион», «молекула», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса»,
«степень окисления», «оксиды», «кислоты», «основания», «соли», «амфотерность»,
«индикатор», «периодический закон», «периодическая таблица», «изотопы», «химическая
связь», «электроотрицательность», «химическая реакция», «химическое уравнение»,
«генетическая связь», «окисление», «восстановление», «электролитическая диссоциация»,
«скорость химической реакции»;
Метапредметные результаты:
умение сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для
воплощения собственного замысла;
умение планировать свою деятельность (намечать цель; выбирать целесообразные
средства достижения цели);
умение пользоваться компьютерными источниками информации.
Личностные результаты:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически
среде;
критическая оценки информация о веществах, используемых в быту.
окружающей
грамотное
поведение
в
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
Автоматизированное рабочее место обучающегося:
1. Домашний компьютер.
2. Доступ к сети Интернет.
3. Колонки.
4. Web – камера.
5. Микрофон.
6. Программное обеспечение, соответствующее аппаратнопрограммному
комплексу учителя.
7. Браузер Internet Explorer, Firefox, Safari.
8. Набор для проведения эксперимента
9. Цифровой аппарат.
Автоматизированное рабочее место учителя:
1. Компьютер.
2. Доступ к сети Интернет.
3. Колонки.
4. Web – камера.
5. Микрофон.
6. Программное обеспечение. Каждый обучающийся обеспечивается доступом к сайту дистанционной школы
«Школа без границ», созданного для обучения детей в Иркутской области. Сайт
предоставляет школьникам возможность обучения с использованием дистанционных
образовательных технологий. Во время самостоятельной работы учащиеся могут
пользоваться Интернетом
для сбора дополнительного материала по изучению
предложенных тем.
Видеоматериалы: демонстрация экспериментальной части.
2.2. Описание диагностических методик
Для оценки результативности учебных занятий применяются вводный, текущий,
промежуточный контроль и итоговая аттестация. Вводный контроль проводится при
помощи наблюдения, вводной беседы. Промежуточный контроль знаний и умений
осуществляется в виде: наблюдения, собеседования, исследовательской деятельности,
участия в конкурсах.
Итоговая аттестация проводится по завершению изучения программы в различных
формах: тестирование, контрольная работа.
Для педагогического мониторинга развития личности учащихся в системе
дополнительного образования применяется метод структурированного наблюдения за
поведением детей в процессе практической деятельности на занятиях и его оценивание по
определенным параметрам. Мониторинг проводится системно: в начале, середине и конце
учебного года.
2.3. Описание методических материалов
На занятиях будут использованы следующие методические материалы:
• инструкционные карты по технике безопасности при работе с компьютером,
инструментами и материалами;
• инструкционные карты по проведению лабораторных и практических работ;
• наглядный материал (схемы, таблицы) ;
• лекционный материал .
Для реализации программы используются следующие
образовательные
технологии.
Дистанционная технология – современная технология, которая позволяет сделать
обучение более качественным и доступным. Это образование нового тысячелетия,
теснейшим образом связанное с использованием компьютера как инструмента обучения и
сети Интернет как образовательной среды. Технологии дистанционного обучения
позволяют получать полноценное образование тем, кто по разным причинам оторван от
образовательных центров, по состоянию здоровья, особенностям образа жизни, в силу
территориальной удаленности.
Личностноориентированная технология характеризуется антропоцентричностью,
гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью
разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка как субъекта деятельности.
Учитывая особенности детей с ОВЗ, занятия проводятся индивидуально. Ведь
каждый ребенок требует индивидуального подхода. Структура и содержание обучения
меняются в зависимости от физического, психического состояния и возрастных
особенностей детей. На занятиях необходимо повышенное внимание к выполнению правил техники безопасности. На занятиях дается минимум теории, все сводится к практической
деятельности, что обусловлено особенностями воспитанников этой категории.
Формы проведения дистанционных уроков весьма разнообразны, это: лекция (в
режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами
аудио); изучение ресурсов (интернетресурсов, на электронных носителях, на бумажных
носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с
включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по плану (поисковая,
исследовательская, творческая, др.); практическая работа с применением инструкционных
карт; тренировочные упражнения. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой
учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от
степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.
Основная форма проведения занятий – вебзанятия. Обучение в образовательной
среде предполагает, что вся учебная и воспитательная работа с ребенком осуществляется
через Интернет посредством Web – камер в режиме online и offline при этом учитель
ведет за руку каждого ученика. Специальная образовательная среда позволяет
прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки –
работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.
На занятиях широко применяются:
словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий
диалог);
наглядные методы обучения (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практические методы обучения (упражнение, практическая работа).
Программой предусмотрено выполнение лабораторных работ, на практических
занятиях дети учатся выполнять работу самостоятельно.
Литература для учителя:
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воловиков В.Б., Крутецкая Е.Д. «Неорганическая химия: упражнения и задачи»
Издво А.Кардакова, 2014 г.
Гара Н.Н., Химия: уроки в 8 классе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011
Демидов В.А. «Химия: практикум. 811 класс». Издво НЦ ЭНАС, 2013 г.
Денисова О.И. Формирование компетенций на уроках химии: Методическое
пособие /Денисова О.И. – М.: ВентанаГраф, 2011. – 144 с.
Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии: Книга для
учителя. – М: Просвещение, 2010.
Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Обучение химии на основе межпредметной
интеграции: Учебнометодическое пособие. – М: «ВентанаГраф, 2014.
Литература для учащихся:
Еремин В.В., Дроздов А.А., Шипарева Г.А. Химия. 8 класс: Рабочая тетрадь. М.:
Дрофа, 2014. – 176 с.
Крицман В.А. «Книга для чтения по неорганической химии». Издво
«Просвещение», 2014 г.
Кузнецова Н.Е., Левкин А.Н.. Задачник по химии, 8 класс. Допущено МО РФ – М.:
«Вентана – Граф», 2015 Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии: 89 классы. – М.: Экзамен, 2013.
– 478 с.
Медиаресурсы
CD, CDROM Диски по химии:
Химия 8 класс. Мультимедийное учебное пособие нового образца. Электронная
библиотека «Просвещение»
Химия 711 класс. Ваш репетитор. Интерактивные лекции. Решение задач.
Химия 811 класс. Виртуальная лаборатория. Учебное электронное издание
Химия: интерактивные творческие задания.
Интернет сайты
http://schoolsector.relarn.ru/web_quests/Chemistry_Quest/
http://www.college.ru/chemistry/
Вебквест по химии (сайт, созданный учащимися)
Школьная химия
http://www.schoolchemistry.by.ru/
Виртуальный учебник по химии
Химические игры Алхимик
Я иду на урок химии
http://www.bolotovdv.narod.ru/index.html
http://www.chemistry.ssu.samara.ru/
http://www.alhimik.ru/fun/games.html ПРИЛОЖЕНИЕ
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
№
п/
п
1.
1.
1.
СОДЕРЖАНИЕ
Дата
провед
ения
Количество часов
Теория
Практи
ка
ВСЕГО
Примечание
Раздел 1. Основные законы и понятия химии
Тема 1.1. Основные
законы и понятия химии
Основные этапы в
истории развития химии.
Основные понятия и
законы химии (моль,
молярная
масса,
молярный объём, число
частиц,
количества
вещества).
11
20.09
2
2
http://ximik.biz/istoriya
himii/97etapyrasvitiya
ximii
1.
2.
Тема 1.2. Атом – сложная
частица. 25.09
20.10
2
2
4
Состояние электронов в
атоме. Понятие
«макромира» и
«микромира».Электронны
е конфигурации атомов
химического
элемента.Периодический
закон и периодическая
система химических
элементов с точки зрения
строения атома.
и
Филипп
Ленард
динамидная модель
атома …
http://
032/index4609.html
podelise.ru/docs/9
2.
2.
1.
2.
2.
2.
3.
Раздел 2. Вычисления по химическим формулам
23.10
10.11
1
2
3
https://www.youtube.co
m/watch?v=sTodPDK
w7g
13.11
30.11
3
3
01.12
20.01
2
4
6
Тема 2.1. Количественные
соотношения в газах.
Газовые законы,
относительная плотность
газов. Вычисление
относительной плотности
газов (D) по Mr .
Нахождение молекулярной
формулы газообразного
веществ по его
относительной
плотности(D) и(W)
элемента (в%)
Тема 2.2. Расчёты по
химическим формулам
Расчёты по химическим
формулам (массовой
доли элемента,
отношение масс
элементов в веществе).
Вывод химических
формул неорганических
веществ по массовой доли
элемента в соединении.
Тема 2.3. Количественные
соотношения в растворах.
Вычисление массовой
доли растворённого
вещества в растворе.
Плотность раствора.
Вычисление массовой
доли растворённого
вещества в растворе при
условии, что исходное
вещество
кристаллогидрат.Вычисле
ния, связанные со
смешением и Раздел 3. Химические реакции
3.1. Уравнения
разбавлением растворов.
«Правило креста».
Молярная концентрация
растворов.
Комбинированные задачи.
Тема
химических реакций.
Классификация
химических
реакций.
химических
Типы
реакций по количеству
вступающих
и
образующихся веществ.
Почему
протекают
химические
реакции?
Реакции ионного обмена.
Решение ОВР методом
электронного баланса.
2
4
6
http://www.himhelp.ru/s
ection23/section1/sectio
nserfer6/
2
2
4
https://www.youtube.co
m/watch?v=5aaHF9
m3g
:// zadachi
po
http
. ru / obshaya
khimii
himiya
/ ximicheskoe
ravnovesie
. html
3.
2
3.
2
Вывод
эффект
реакции.
3.2. Химическая
Тема
кинетика.
Тепловой
химической
Понятие
термохимического
уравнения и его отличие
от обычного. Расчеты по
термохимическим
реакциям.
термохимических
уравнений.
Скорость
химических реакций и ее
от
зависимость
концентрации
и
температуры.
Закон
действия масс, константа
скорости
реакции.
Правило ВантГоффа,
температурный
коэффициент.
Химическое равновесие,
константа равновесия.
Принцип Ле Шателье.
Решение
задач по
смещению химического
равновесия
Раздел 4. Вычисления по химическим уравнениям 4.1 Тема 4.1.Расчеты по
с
задач
химическим уравнениям
Решение
использованием
стехиометрических схем.
Расчёты по химическим
уравнениям (вычисление
массы,
объема или
количества вещества по
известной массе, объему
или количеству вещества
одного из вступивших в
или
реакцию
получившихся
в
результате
реакции
веществ).
Расчёты по
химическим уравнениям
(если одно из веществ
содержит
примеси).
Расчёты по химическим
уравнениям (на выход
продукта реакции от
теоретически
возможного). Расчёты по
химическим уравнениям
(если одно из веществ
взято в избытке).
4.2.Итоговое
Тема
занятие
ОБЪЕМ программы:
1
5
6
1
13
1
23
2
36
Календарный учебный график ( приложение на отдельном листе) ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Расчеты по химическим формулам.
Задача. Массовая доля серы в соединении с кислородом равна 40%. Выведите формулу
этого вещества.
Дано: Решение
ω (S)=40% 1) ω (O)=100 40=60%
____________ 2) Находим отношение атомов по формуле:
SхOy ? S : O=40/32 : 60/16=1,25:3,75
Меньшее число принимаем за единицу и находим отношение атомов
S : O=1:3
Ответ: формула данного вещества SO3.
Задача. Вычислите содержание элементов в массовых долях и процентах в гидроксиде
натрия. Дано: Решение.
NaOH 1) Находим молярную массу гидроксида натрия:
________ M (NaOH)=23+16+1=40г/моль
Х1(Na)? 2) Вычисляем массовую долю натрия:
Х2(O)? Х1=23/40=0,575, Na – 0,575 мас.д., или 57,5%
Х3(H)? 3) Вычисляем массовую долю кислорода
Х2=16/40=0,4, О – 0, 4 мас.д., или 40%
4) Выисляем массовую долю водорода
Х3=1/40=0,025, H – 0,025 мас.д., или 2, 5%.
5) Проверяем правильность вычисления:
0,575+0,4+0,025=1,00 (в мас.д.)
57,5+40+2,5=100 (в %).
Ответ: в NaOH содержится 0,575 мас.д., или 57,5%, Na, 0,4 мас.д., или 40%, О и 0,025
мас.д., или 2,5%, H.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Расчет количества растворителя и растворимого вещества.
Задача 1. Рассчитайте массу сульфата калия и воды, которые надо взять для приготовления
60 г раствора с массовой долей растворенного вещества 15%.
Дано: Решение.
m рр(K2SO4)=60 г 1) Находим массу сульфата калия необходимую для приготовления
ω =15%
______________ раствора: mвва (K2SO4) = ω . mрр /100 =15.60/100 = 9 г
m (K2SO4)=? 2) Вычисляем массу воды:
m ( H2O)=? m (H2O)= mрр—mвва=60 9=51г
Ответ: масса сульфата калия – 9 г, масса воды – 51 г. Задача 2. К 150 г раствора с массовой долей H2SO4 10% добавили 100г воды. Вычислите
массовую долю серной кислоты в полученном растворе.
Дано: Решение.
mрр1=150 г 1) Находим массу раствора, полученного после добавления воды
ω
1 = 10%
m(H2O) =100 mрр2 = mрр1 + m(H2O) =150+100 = 250 г
____________ 2) Находим массу серной кислоты в растворе:
ω
2? m(H2SO4) = ω . mрр1/100
m(H2SO4) = 10 . 250/100 = 25г
3) Находим массовую долю серной кислоты в полученном растворе:
ω
2 = mвва/mрр2
.100%
ω
2 = 25.250/100 = 6,25%
Ответ: массовая доля серной кислоты в полученном растворе 6, 25%.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Нахождение объемных отношений реагирующих газов.
Задача 1. Какие объемы водорода и кислорода должны прореагировать, чтобы получилось
0,4 моль воды.
Дано: Решение.
n(H2O) = 0,4моль y моль х моль
0,4 моль
_______________
2H2 + O2 = 2H2O
V(O2)? 2 моль 1 моль 2моль
V(H2)? 1) Обозначим через х количество вещества O2, через y–
количество вещества H2.
2) Вычисляем х. Х = 0,4 . 1/2 = 0,2 моль
3) Вычисляем y. Y = 0,4 .2/2 = 0,4 моль
4) Используя молярный объем газов (Vm = 22,4 л/моль),
вычисляем
объемы газов: V(O2) = 22,4 . 0,2 = 4,48 л, V(H2) = 22,4 . 0,4 =
8,96 л
Ответ: V(O2) = 4,48 л, V(H2) = 8,96 л.
Задача 2.Объемные доли ацетилена и этана в газовой смеси составляют 25% и 75%
соответственно. Вычислите массовые доли газов в смеси.
Решение. В газовых смесях объемные доли компонентов совпадают с мольными (следствие
закона Авогадро). Следовательно, мольные доли газов в смеси также 25% и 75%. Пусть
имеется 100 моль смеси данных газов. В такой смеси содержится 25 моль ацетилена и 75
моль этана. Вычислим массы ацетилена и этана:
m(C2H2) = n(C2H2) . M (C2H2) = 25моль.26 г/моль = 650 г,
m( C2H6) = n(C2H6) . M (C2H6) = 75моль .30 г/ моль = 2250 г.
Вычислим общую массу 100 моль смеси и массовые доли компонентов в ней:
mсмеси = m(C2H2) + m(C2H6) = 650 г + 2250 г = 2900 г
ω (C2H2) = 650/2900 = 0, 224 или 22,4%;
ω (C2H6) = 2250/2900 = 0,776 или 77,6%.
Ответ: ω (C2H2) = 0,224 или 22,4%; ω (C2H6) = 0,776 или 77,6%
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вычисление относительной плотности газов.
Задача. Какова плотность углекислого газа по водороду, по воздуху?
Дано:
Решение
CO2 Определяем плотность газа по формулам:
_________ Мr = 2DH2, где Мr – молекулярная масса, DH2 плотность газа по водороду.
Dвозд ? Мr = 29Dвозд, Dвозд – плотность газа по воздуху. DH2 ? 1. Находим молекулярную массу оксида углерода.
Мr (СО2) = 12 + (16 . 2) = 44.
2. Находим плотность оксида углерода по водороду:
DH2 = Мr/2; DH2 = 44/2 = 22.
3. Находим плотность оксида углерода по воздуху.
Dвозд = Мr/29; Dвозд.= 44/29 = 1,5 Ответ: DH2 =22, Dвозд. =1,5.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Определение выхода продукта реакции в % по отношению к теоретически возможному.
Задача. Из 280 г жженой извести получили 364 г гашеной извести. Сколько процентов это
составляет от теоретически возможного.
Дано:
Решение.
m(CaO) = 280 г 5 моль х моль
m(Ca(OH)2) = 364 г CaO + H2O = Ca(OH)2)
________________ 1 моль 1 моль
ω
вых(Ca(OH)2) ? 1) М(CaO) = 56г/моль
2) n (CaO) = m/M; n = 280/56 = 5моль ; n(CaO) = n(CaOH)2) = 5
моль
3) М (Ca(OH)2) = 74 г/моль, 4) m(Ca(OH)2) = 74 г/моль . 5 моль =
370 г
5) ω
. 100% = 364/370 . 100% = 98, 38%
вых = mпракт./ mтеор.
Ответ: ω
вых (Ca(OH)2) = 98, 38%.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Расчеты по термохимическим уравнениям.
В соответствии с термохимическим уравнением
C6H12O6 + 6 O2 = 6 CO2 + 6H2O + 280кДж
Количество теплоты 210 кДж выделяется при сгорании глюкозы массой 1) 90 г 2) 135 г 3) 270 г 4) 360 г
Выполняем расчеты по данному термохимическому уравнению.
По уравнению в реакции участвует 1 моль глюкозы. Молярная масса глюкозы 180 г/моль.
М (C6H12O6) = 12 . 6 + 1 . 12 + 16 .6 = 180г/ моль.
Масса глюкозы количеством вещества 1 моль равна 180 г. При сгорании 180 г глюкозы
выделяется 280 кДж теплоты, а при сгорании х г глюкозы – 210 кДж :
Х = 180 . 210/ 280 = 135 г.
Ответ: масса глюкозы 135 г.
Вычисление массы продукта реакции по массе исходного вещества, содержащую
определенную массовую долю примесей.
Задача. Какую массу негашеной извести можно получить из известняка массой 400 г,
содержащую 10 % примесей.
Дано: Решение.
mизв = 400 г CaCO3 = CaO + CO2
ω
прим. = 10% 1моль 1 моль
___________ По условию задачи 400 г известняка содержат карбонат кальция и
m (CaO) ? примеси. На долю карбоната кальция приходится 90 % (100 10 =90).
Масса карбоната кальция в известняке равна: m ( CaCO3) = 400 . 90/100 = 360 г.
Определим количество вещества, соответствующее массе карбоната кальция:
n (CaCO3) = m(CaCO3) / M (CaCO3) = 360 г/ 100 г/ моль = 3,6 моль
По уравнению реакции n (CaCO3) = n (CaO) = 3,6 моль.
Рассчитаем массу 4 моль оксида кальция:
m(CaO) = n(CaO) . M(CaO) = 3,6 моль . 56 г/моль = 201,6 г.
Ответ: m(CaO) = 201,6 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задачи практического характера
1. Вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе 1. Для полоскания горла в 50г. воды растворяют 0,5г. борной кислоты.
Какова массовая доля кислоты в полученном растворе?
2. Для устранения зуда от укусов гнуса кожу рекомендуют протереть
раствором питьевой соды: полчайной ложки (6г.) на стакан воды (250г.).
Определить массовую долю соды в растворе.
3. Чтобы цветные вещи из хлопчатобумажной и льняной ткани не линяли
при стирке можно добавить на один литр воды 1-2 чайные ложки (12г.)
соли. Какова массовая доля соли в полученном растворе?
4. Ярко-красные или ярко-синие ткани дольше сохраняют цвет, если при
полоскании добавить на один литр воды 12г. питьевой соды.
Определить массовую долю соды в полученном растворе.
5. При ожоге кожи негашеной известью пораженное место промывают
раствором марганцовки (перманганата калия). Какова массовая доля
перманганата в растворе, если в 200г. раствора содержится 20г.
вещества.
6. Оконные стекла можно вымыть теплым раствором уксуса: 2 столовые
ложки (30г.) на один литр воды. Определить массовую долю уксуса в
полученном растворе.
7. Для приготовления маринада для засолки капусты взяли один стакан
сахара (200г.) и три стакана воды (1 стакан – 250г.). Определить
массовую долю сахара в маринаде.
8. Перед посевом семена помидор замачивают в растворе сульфата меди
(II). Какова массовая доля соли в полученном растворе, если в 20г. воды
растворили 0,04г. соли?
9. Пероксид водорода – отличный антисептик, раствором которого можно
полоскать горло. С какой массовой долей получится раствор для
полоскания, если в 250г. раствора находится 5г. вещества?
10.Для засолки огурцов на 1л. воды берут 90г. соли. Какова массовая доля
соли в полученном растворе.
2. Приготовление раствора с известной массовой долей растворенного вещества
1. Как приготовить 20г. 1%-го раствора сульфата железа (II) для
излечивания цветов от хлороза?
2. Срезанные гвоздики сохраняются до 20-25 дней, а розы – до 12-15 дней,
если их поставить естественно в 6%-й и 4%-й растворы сахара. Как
приготовить 500г. таких растворов?
3. Кумыс – национальный молочный напиток многих кочевых племен –
содержит до 2,5% спирта. Какова масса спирта в 200г. кумыса?
4. Химическая процедура для осветления волос совершается с помощью
3%-ного раствора пероксида водорода. Как приготовить 500г. такого
раствора? 5. Потребление жидкостей, содержащих более 1% сахара, повышает
уровень обменных процессов в организме, усиливая его перегрев.
Рассчитайте массу сахара в 250г. такого раствора.
6. Антифриз «Тосол-А» (жидкость, понижающая температуру замерзания
воды) содержит до 37% этиленгликоля. Как приготовить 5кг. такого
раствора?
7. Как приготовить 250г. 5%-ного спиртового раствоар амбры (вещества,
которое образуется в кишечнике кашалота), применяемого при
производстве духов?
8. Рассчитайте массу компонентов и объясните способ приготовления
раствора бриллиантового зеленого спиртового 10г. 1%-ного,
применяемого для обработки ран.
9. Столовый уксус представляет собой раствор, массовая доля уксусной
кислоты в котором 9%. Вычислите массу уксусной кислоты в растворе
массой 300г.
10.30%-ый раствор глицерина в медицине применяется для приготовления
мазей. Определите, какую массу глицерина плотностью 1,26г/мл надо
взять для приготовления водного раствора объемом 50мл.
3. Молярная концентрация растворов
1. Определить молярность раствора, в 250мл. которого содержится 2,5г.
едкого натра. Раствор применяется для склеивания янтаря.
2. Для обработки семенных клубней картофеля против грибкового
заболевания применяют формальдегид СН2О. Рабочий раствор готовят
разведением 135г. вещества и доводят объем до 3л. Определить
молярность полученного раствора.
3. Как приготовить 100мл. 0,1М раствора серной кислоты, применяемого
для промывки и дезинфекции гравия перед засыпкой в цветочный
горшок?
4. Для борьбы с мучнистой росой крыжовника можно использовать 1,5М
водный раствор соды Na2CO3. Рассчитать массу соды в 1л. такого
раствора.
5. Определить массу аммиака (NН3) в 40мл. 0,015М раствора нашатырного
спирта, применяемого для бытового использования. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Входной контроль
Задание 1. Определите положение алюминия в периодической таблице Д. И. Менделеева
(порядковый номер, номер периода, группы и подгруппы). Составьте схему строения
атома.
Задание 2. Определите, соответствие химической связи и соединения:
1) Металлическая связь а) NH3
2) ионная б) КСl
3) ковалентная полярная в) Н2
4) ковалентная неполярная г) Са
Задание 3. Распределите формулы следующих веществ по классам неорганических
соединений: NaCl, C, SO2, H2SO4, FeO, Al2(OH)3, Cu
А) Металлы; б) неметаллы; в) оксиды; г) основания; д) кислоты; е) соли. Назовите
вещества. Задание 4. Расставьте коэффициенты в следующем уравнении и запишите к нему полное и
сокращённое ионное уравнение: Ca(OH)2 + HCl CaCl2 + H2O
Задание 5. Допишите уравнение реакции. Найдите реакцию замещения.
Mg + HCl
MgO + H2SO4
Mg(OH)2 + HCl
Итоговая работа
1.Исходя из положения элемента в периодической системе, найдите соответствие между
названиями элементов и их характеристикой:
1.Кислород а) Число электронов на внешнем эл. слое 2;
2. Кальций б) Число протонов в ядре атома – 8;
3. Хлор в) Образует водородное соединение состава HR;
4. Алюминий г) Электронная формула элемента 1s2 2s2 2p6 3s2 3p1;
д) Среди названных элементов проявляет наибольшую металлическую активность.
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие
превращения:
Fe2O3 —> FeCl3 —> X —>Fe(NO3)3.
3. Решить задачу. Какой объем оксида углерода (IV) образуется при взаимодействии 60г
карбоната кальция, содержащего 10% примесей, с соляной кислотой?
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Программа «Химия в задачах и упражнениях»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.