Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
психологическая работа +1
2 кл
15.06.2018
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР. В работе присутствуют цели и задачи, разные виды деятельности. Материал может быть интересен учителям-логопедам, работающих в условиях логопедического пункта. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения. И одним из таких методов является биоэнергопластика.Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР. В работе присутствуют цели и задачи, разные виды деятельности. Материал может быть интересен учителям-логопедам, работающих в условиях логопедического пункта. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения. И одним из таких методов является биоэнергопластика.
лог сопровождение ОВЗ ТНР 2 класс.docx
1. Название ресурса
Пояснительная записка
Программа индивидуального
логопедического сопровождения
обучающегося 2 класса, как часть
Адаптированной основной
общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с ОВЗ
ТНР
2. Вид ресурса
Программа индивидуального логопедического
сопровождения обучающегося с ОВЗ
3. Предмет, УМК
Логопедические занятия
4. Цель и задачи ресурса
Цель организация занятий,
способствующих развитию фонетической,
фонематической, лексикограмматической
сторон речи, связной речи, когнитивных
процессов и создание предпосылок к
полноценному овладению учебной программой
по русскому языку и чтению.
Задачи коррекционного логопедического
сопровождения:
корригирование дефектов произношения;
формирование звукового, слогового анализа и
синтеза слов, полноценных фонематических
представлений, восприятий;
обогащение и развитие словарного запаса;
развитие грамматического строя речи;
развитие и совершенствование умений и
навыков в построении связных высказываний;
развитие пространственных и временных
представлений, мелкой и общей моторики, психических процессов.
5. Возраст учащихся,
2 класс, 89 лет
для которых
предназначен ресурс
6. Программа, в которой
Microsoft Office Word
создан ресурс
7. Методические
рекомендации по
использованию
ресурса
Организация логопедического процесса в
условиях инклюзии заключается в том, что
позволяет устранить или смягчить как речевые,
так и психофизические нарушения,
способствуя достижению главной цели
педагогического воздействия – освоению
адаптированной основной образовательной
программы.
8.
Источники информации (обязательно!)
1. Бабина Г. В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим
недоразвитием речи / Г. В. Бабина, Н. А. Грассе // Письмо и чтение: трудности
обучения и коррекции: учеб. пособие / под общ.ред. О. Б. Иншаковой. – М.: Изд
во МПСИ; Воронеж: Издво НПО «МОДЭК», 2001.
2. Дисграфия, дислексия: технология преодоления. Садовникова И.Н. – М.: Владос,
2012.
3. Ефименкова Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н.
Ефименкова, И. Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972.
4. Иншакова О. Б. Отражение зрительнопространственных трудностей в письме
первоклассников / О. Б. Иншакова, А. И. Кричевец, Т. В. Ахутина // Ранняя
диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. – М.: Издво
МОГИ, 2006.
5. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 57 лет.
Пособие для логопедов. В 2 ч. / О. Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
6. Ишимова О.
Развитие речемыслительных способностей детей /
О. А. Ишимова, С. Н. Шаховская, Е. Д. Худенко. – М.: Просвещение,
2009.
7. Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших
школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. – М.: Издво Союз СПб, 2001.
8. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – М.:
Издво АПН РСФСР, 1961.
Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии,
9. Логинова Е. А.
организации её диагностики и коррекции / Е. А. Логинова // Изучение нарушений
письма и чтения. Итоги и перспективы. – М.: Издво МСГИ, 2004.
10.Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи / И.
А. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1995.
11.Мисаренко Г. Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков
/ Г. Г. Мисаренко // Логопед. – 2004. – № 2.
12.Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших
школьников / под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. – М.: В. Секачёв, 2008.
13.Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших
школьников / И. Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 1995.
14.Спирова Л. Ф.
нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. – М.: Педагогика, 1980.
15.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с
фонетикофонематическим недоразвитием – М.: 1993.
16.Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной
школы. – М.: Просвещение, 1984.
17.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивнометодическое письмо о работе
учителялогопеда при общеобразовательном учреждении. – М.: Когитоцентр, 1996.
18.Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи – М.: Аркти, 2000.
Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса,
как часть Адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с ТНР
Характеристика обучающегося
Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана для
обучающегося 2 класса Ярослава с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНР)
Дата рождения:
Логопедическая помощь оказывалась обучающемуся по коррекции ФН в логопункте
в 20152016учебном году, динамика незначительная, положительная.
Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: отсутствие
зубов (замена), прикус прямой, тремор кончика языка при повторных движениях и
удержании позы, объем движений неполный, голос гнусавый, затухающий к концу фразы,
при выполнении движений по подражанию отмечается чрезмерное напряжение лицевых
мышц, темп выполнения быстрый, переключение от одного движения к другому
толчкообразное, переход с лишними движениями, гиперсаливация.
Устная речь: парасигматизм шипящих, ротацизм (этап автоматизации в словах и
предложениях), ламбдацизм, замена звука [П] на звук [Б],голос гнусавый, речь невнятная,
малопонятная для окружающих.
Фонематическое восприятие: не дифференцирует по акустическим признакам на
уровне слога: бапа (баба),чатя(чача),бибабо (бабаба),цаса (цаца), затруднен
количественный и позиционный фонематический анализ и синтез, при анализе предложения
определяет количество слов, но затрудняется найти их место и последовательность.
Слоговая структура слова: допускает множественные ошибки при воспроизведении
мало знакомых слов, слов сложной слоговой структуры (в основном пропуски слогов)
Например: фотоаппарататарат, экскаваторскаватор, регулировщик – иовщик.
Состояние словаря: активный и пассивный словарь крайне скуден, ограничен
бытовой лексикой, не соответствует возрастному уровню; затруднён подбор синонимов,
антонимов, частое использование местоимений, междометий, словпаразитов, путает
похожие по смыслу слова.
Грамматический строй речи:
затруднены процессы словообразования,
словоизменения неправильное употребление названий животных, названий детёнышей
животных, образование прилагательных от существительных, образование приставочных
глаголов; неправильное употребление сложных предлогов; допускает ошибки при
образовании формы родительного падежа множественного числа существительных;
нарушается структура предложений. Связная речь: при составлении рассказа по серии сюжетных картинок наблюдаются
нарушения связи слов в предложениях, выражающих временные, пространственные
отношения, нарушены основные показатели связности речи: последовательность,
логичность, композиционная целостность высказывания, наблюдается интонационная,
логическая прерывистость, заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве
фраз, мыслей, а иногда в неоправданном повторении одних и тех же слов; нет целостного
видения сюжета, отвлекается на детали; события излагаются без обобщающей сюжетной
линии, путём перечисления изображённого.
Письменная речь: чтение послоговое, многосложные словапобуквенное; нарушение
ритма дыхания при чтении, понимание прочитанного в полном объёме затруднено.
Письмо: смешаная дисграфия возможно списывание с печатного текста, письмо
под диктовку только в послоговой медленной диктовке, наблюдается наличие следующих
многочисленных специфических ошибок: пропуск элементов или лишние элементы букв,
замены зрительно похожих и близких по написанию букв бд; замена звонкихглухих
согласных; пропуски, замены и нарушения порядка букв и слогов; пропуск и замена
гласных, в том числе ударных; тенденция к фонетическому письму, контаминации
(слипание) слов; нарушение границ предложения, множественные аграмматические
нарушения. Умение проверять не сформировано, если проверяет, то не видит ошибок.
Темп письма медленный. Левша.
Заключение: ОНР (III уровень), смешанная дисграфия
Рекомендации ПМПК: Обучение по АООП НОО с ТНР (вариант 5.1);
Сопровождение учителем –логопедом направленное на коррекцию общего недоразвития
речи( звукопроизношения, слоговой структуры слова, развитие лексикограмматической
стороны речи, фонематических процессов и связной речи, на коррекцию нарушений
письма).
В основе возникновения стойких специфических ошибок письма у обучающегося 2 класса
Ярослава с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНР) лежат объективные причины:
I. Нарушения фонетикофонематического компонента речевой системы:
1.Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают
замены и смешения (нередко искаженных звуков)
2.Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у обучающегося наблюдается:
а) Недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию
навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) Недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению
грамотой;
в) Трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических
дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексикограмматического компонента речевой системы. 1. Лексический запас ограничен рамками обиходнобытовой тематики,
качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки
в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству)
2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют
сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в
предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями , терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе
учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словеснологического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного
материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых
явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению
полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы;
определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности;
умение работать в определенном темпе).
Целью коррекционного логопедического сопровождения Ярослава, обучающегося
2 класса с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНР) является организация занятий, способствующих
развитию фонетической, фонематической, лексикограмматической сторон речи, связной
речи, когнитивных процессов и создание предпосылок к полноценному овладению учебной
программой по русскому языку и чтению.
Учитывая индивидуальнотипологические особенности развития Ярослава, его
коррекционного
решаются основные
образовательные потребности,
логопедического сопровождения:
задачи корригирование дефектов произношения;
формирование звукового, слогового анализа и синтеза слов, полноценных
фонематических представлений, восприятий;
обогащение и развитие словарного запаса, обучение точному употреблению слов, как
путём накопления новых словоформ, так и благодаря развитию умений пользоваться
различными способами словоизменения и словообразования;
обогащение словаря;
развитие грамматического строя речи путём овладения грамматическими связями слов,
нормами согласования, управления и примыкания;
развитие и совершенствование умений и навыков в построении связных высказываний;
развитие пространственных и временных представлений, мелкой и общей моторики,
психических процессов.
У Ярослава имеют место различные формы дисграфии, сочетающиеся между
собой.
Акустическая дисграфия
(дисграфия на почве нарушения фонемного
распознавания) в своей основе имеет чаще всего нарушение слуховой дифференциации
звуков речи. При этой форме дисграфии нет нарушений произношения тех звуков речи,
которые неправильно обозначаются на письме. Акустическая дисграфия проявляется в
работах ребёнка в виде замен букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще
всего на письме наблюдаются замены букв, обозначающих следующие звуки: свистящие –
шипящие (с – ш. з – ж,), звонкие – глухие (б – п, в – ф, г – к, д т, з – с, ж – ш), твёрдые
– мягкие, особенно смычные, аффрикаты и их компоненты, входящие в состав (ч – т’, ч –
щ, ч – ш, ц – т, с – ц). Этот вид дисграфии проявляется в неправильном обозначении
мягкости согласных на письме вследствие нарушения слуховых дифференцировок, а
также сложности их обозначения на письме («писмо» «письмо», «мач» «мяч», «восла»
«вёсла»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении,
особенно акустически и артикуляторно сходных (о – у, е – ю)
Дисграфия, обусловленная нарушением различных форм языкового анализа и
синтеза – деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки и буквы.
Недоразвитие звукового анализа и синтеза проявляется на письме в нарушениях
структуры предложения и слова. Это может быть слитное написание двух
самостоятельных слов («пит дрова» «пилит дрова»), служебного и самостоятельного,
особенно предлогов и существительных («уворот» «у ворот»), или сочетание в слиянии
двух самостоятельных слов и служебного с самостоятельным («умамы краякофта» у
мамы красная кофта), в раздельном написании частей слова («со чинила» – сочинила»).
Наиболее сложной формой языкового анализа и синтеза является фонематический
анализ слов. Вследствие чего на письме появляются искажения звукослоговой структуры
слова. Наиболее часто это может быть пропуск гласного, («крова» – «корова»), или
согласного, особенно при стечении («ратёт» «растёт», «мика» «мишка», «лит» «лист»),
добавление гласного («палаток» платок»), перестановка букв («коно» окно»), пропуски,
перестановки, вставки слогов («кова» «корова», «палота» «лопата», «листиточек»
«листочек»).
Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных
дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными;
проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося; опираться на
сознательность и активность обучающегося; быть оборудованными необходимыми
пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности
воспитываемых навыков правильной речи и поведения.
Организация обучения.
Индивидуальные логопедические занятия по коррекции ФН проводятся 3 раза в
неделю по 20 минут, в группе по коррекции смешанной дисграфии 2 раза в неделю по 40
мин.
Срок реализации программы: первое полугодие 2017 2018 учебного года.
Специальные условия для усвоения адаптированной образовательной
программы обучающегося 2 класса Смирнова Ярослава с ОНР (III уровень) и ОВЗ
(ТНР)
организация коррекционноразвивающих логопедических занятий в логопункте
строгое соблюдение режимных моментов;
соблюдение дозированности нагрузки, чередование занятий и отдыха;
индивидуальный подход;
щадящий режим, исключающий переутомление ребёнка;
развитие коммуникативных навыков на занятиях и вне занятий;
организация взаимодействия в работе всех специалистов ПМПк, тесное сотрудничество с
родителями.
Индивидуальный план логопедического сопровождения
Направление работы
Задачи
Форма работы
Развитие звуковой
стороны речи.
Консультация
родителей,
учителя
предметника
Формирование
полноценных
представлений о
звуковом составе
слова на базе развития
фонематических
процессов и навыков
анализа и синтеза
слогового, звукового
состава слова.
Показатели
достижений
обучающегося
Качество и
количество
выполняемых заданий
на занятиях.
Положительная
динамика в усвоении
фонем родного языка Коррекция дефектов
звукопроизношения
Восполнение
пробелов в развитии
лексического запаса
с овладением
синтаксическими
конструкциями
разной сложности.
Развитие связной
речи.
Постановка и
автоматизация в речи
звука [Л], коррекция
парасигматизма
шипящих, губных [П]
и [Б], автоматизация
в словах,
предложениях, речи
звука [Р]
формирование и
обогащение
словарного запаса,
практическое
овладение новыми
образованиями слов
при помощи
суффиксов;
практическое
овладение новыми
образованиями слов
при помощи
приставок;
обогащение словаря
подбором
родственных слов;
практическое
использование
предлогов;
практическое
овладение навыками
подбора синонимов и
антонимов и
способами их
употребления.
формирование
навыка чёткого
изложения своих
мыслей, ответов на
вопросы в точном
соответствии с
инструкцией или
заданием по ходу
учебной работы,
используя усвоенную
Индивидуальные
КРЗ
Звукопроизношение
без нарушений
Индивидуальные,
групповые КРЗ
Консультация
родителей,
самого
обучающегося
Качество и
количество
выполняемых заданий
на занятиях
Самостоятельное
выполнение заданий
Индивидуальные,
групповые КРЗ
Умение составлять
рассказ по сюжетной
картинке,
пересказывать текст,
устанавливать
причинно
следственные связи. терминологию.
Устранение
нарушений
письменной речи
Коррекция
акустической
дисграфии,
дисграфии на почве
нарушения
языкового анализа и
синтеза
Индивидуальные,
групповые КРЗ
Консультация
родителей,
учителя
предметника
Качество и
количество
выполняемых заданий
на занятиях.
Самостоятельное
выполнение заданий.
Отсутствие ошибок в
написании; понимание
прочитанного текста
Развитие
психических
процессов
Индивидуальные,
групповые КРЗ
Развитие высших
психических функций;
формирование
пространственных
представлений;
формирование
временных
представлений;
развитие
графомоторных
навыков, моторных
движений.
Качество и
количество
выполняемых заданий
на занятиях.
Умеет
концентрировать
внимание на
изучаемом материале.
Положительная
динамика развития
ребенка.
Тематическое планирование индивидуальных занятий по коррекции ФН
(фонетическое нарушение)
Индивидуальные занятия с учащимися со сложной структурой речевого дефекта
Развитие общих речевых навыков
Формирование правильного дыхания и осанки учащегося: выработка глубокого
диафрагмальнорёберного дыхания; свободного, плавного, удлинённого, направленного
выдоха.
Развитие речевой моторики: оральный и артикуляторный праксис, точность,
чистоту, объём, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной
инструкции).
Совершенствование произносительных качеств речи учащегося: уточнение
правильной артикуляции гласных, произношение звукосочетаний гласных, артикуляции
согласных раннего и среднего онтогенеза и их мягких вариантов, правильное
воспроизведение слоговой структуры и ударного слога 23х сложных слов с прямыми
слогами.
Коррекция/уточнение произношения (в соответствии с индивидуальными
возможностями учащихся) звуков [ р, р’] их автоматизация и дифференциация.
Развитие просодической стороны речи: произвольная регуляция силы голоса; мягкая
голосоподача; умеренный темп речи на материале стихотворений; произвольная
выразительность речи; интонационная окраска речи в сопровождении мимикой и жестом;
интонация законченности предложения, побудительного и вопросительного предложения,
перечисления.
№ п.п.
Тема, содержание.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Развитие общих речевых навыков
Развитие артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика.
Дыхательные упражнения. Развитие слухового внимания.
Дифференциация речевых звуков и неречевых. Уточнение
пространственно временных представлений.
Работа по постановке и закреплению звуков
Постановка звука
Автоматизация в прямых слогах, в начале слов
Автоматизация в прямых слогах, в начале, середине слов
Автоматизация в обратных слогах, в конце слов
Автоматизация в слогах со стечением согласных, в словах
Автоматизация в словах, в предложениях
Заучивание скороговорок, чистоговорок, стихотворений
Закрепление произношения звука в связной речи
Закрепление произношения звука при чтении
Развитие самоконтроля
Работа по дифференциации смешиваемых звуков
Различение звуков в слогах
Различение звуков в словах
Различение звуков в предложениях.Различение звуков в речи
Всего:
Колво
занятий
2 ч.
10ч.
3 ч.
15 ч.
Коррекционнологопедическая работа по пяти формам дисграфии (смешанной
дисграфии):
1 Артикуляторноакустическая форма дисграфии.
2 Дисграфия, обусловленная нарушением фонемного распознавания (акустическая
форма).
3 Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. 4 Аграмматическая дисграфия.
5 Оптическая дисграфия.
Тематическое планирование занятий по преодолению акустической дисграфии
Тема занятия
Основные виды учебной деятельности
1.
Развитие слухового и
зрительного внимания и воспри
ятия
2. Звуки. Гласные — согласные
3. Дифференциация гласных букв
I—II ряда
4. Мягкий знак
5. Звонкие и глухие согласные
6.Лабиализованные
Звуки и буквы ОУ, ЁЮ
7.Дифференциация
Звуки Р—Р'—Л—Л'—Й
8. Звуки ИЙ
гласные.
соноров.
9. Дифференциация свистящих и
шипящих звуков
10. Аффрикаты
11. Развитие связной речи
Различают на слух неречевые звуки; распознают
зашумлённые и наложенные изображения.
Различают звуки и буквы, гласные и согласные звуки,
делят слово на слоги, определяют количество слогов в
слове.
Различают гласные I—II ряда; различают на слух твёрдые
и мягкие согласные.
Различают на слух твёрдые и мягкие согласные;
анализируют звукобуквенный состав слов; выделяют
ошибкоопасные места в слове по теме.
Различают на слух и на письме звонкие и глухие
согласные, выделяют ошибкоопасные места в слове по
теме.
Различают по артикуляции, на слух и на письме
лабиализованные гласные.
Различают на слух и на письме сонорные звуки; объясняют
разницу в артикуляции этих звуков.
Различают на слух и на письме звуки ИЙ; объясняют
разницу в артикуляции этих звуков.
Различают на слух и на письме свистящие и шипящие
звуки и буквы, объясняют разницу в артикуляции этих
звуков.
Различают на слух и на письме звукиаффрикаты;
объясняют разницу в артикуляции этих звуков.
Пересказывают текст, составляют описательный и
сюжетный рассказы письменно.
План работы по преодолению аграмматической дисграфии
Темы
Основные виды учебной деятельности
1. Родственные слова
2. Корень слова
3. Приставка
4. Суффикс
слова,
подбирают
подбирают
учатся
Выделяют корень слова,
родственные слова.
Выделяют корень слова,
родственные
дифференцировать омонимичные корни.
Образуют новые слова с помощью
приставок, выделяют приставки в составе
слова.
Выделяют суффиксы в составе слова,
образуют новые слова с помощью
суффиксов. 5. Морфемный состав слова
6. Предлоги
Практическое
7. Словапредметы
8. Практическое употребление существи
тельных в форме единственного и мно
жественного числа
9.
существительных разного рода
10.
косвенных падежах
11. Словапризнаки
12.
существительными в роде и числе
Употребление существительных в
Согласование прилагательных с
употребление
Согласование прилагательных с
13.
существительными в падеже
14. Словадействия
15. Согласование глагола с существительным в
числе
16. Согласование глагола с существительным в
роде
17. Время глагола
18. Имя числительное
19. Предложение
20. Состав предложения
21. Работа над текстом
делают
прилагательные
прилагательные
правильность
Употребляют в речи существительные
Выделяют все части слова,
морфемный разбор слов.
Различают по значению и написанию
приставки и предлоги.
Выделяют в тексте имена существительные.
Правильно употребляют имена существи
тельные в форме единственного и мно
жественного числа.
мужского, женского и среднего рода.
Употребляют в речи существительные в
косвенных падежах.
Выделяют в тексте имена прилагательные.
Согласуют
с
существительными в роде и числе,
проверяют
написания
окончаний имён прилагательных.
Согласуют
с
существительными в падеже, проверяют
правильность написания окончаний имён
прилагательных.
Выделяют в тексте глаголы.
Согласуют глаголы с существительным в
числе.
Согласуют глаголы с существительным в
роде.
Различаю глаголы в форме настоящего,
прошедшего и будущего времени.
Выделяют в тексте имена числительные,
применяют на письме правила написания
числительных.
Графически
границы
предложений, делят текст на предложения,
работают
деформированными
с
предложениями.
Выделяют главные и второстепенные члены
предложения, устанавливать связи между
словами в словосочетании, предложении.
Работают над деформированным текстом,
пересказывают текст устно и письменно.
обозначают
План работы по преодолению оптической дисграфии Темы
1. Развитие зрительного восприятия, памяти,
навыков звукового анализа
Развитие пространственновременных
2.
отношений
3. Дифференциация оптически и кинетически
сходных гласных букв (рукописного и
печатного шрифта)
4. Дифференциация оптически и кинетически
сходных гласных и согласных букв (руко
писного и печатного шрифта)
4. Дифференциация оптически и кинетически
сходных согласных букв (рукописного и
печатного шрифта)
Основные виды учебной деятельности
Различают на слух неречевые и речевые звуки;
распознают зашумлённые и наложенные
изображения,
различают основные и
оттеночные цвета
Различают и называют геометрические
фигуры;
схему собственного тела;
направления; времена года, месяцы, части
суток.
Различают в чтении и на письме смешиваемые
оптически и кинетически сходные гласные
буквы.
Различают в чтении и на письме смешиваемые
оптически и кинетически сходные гласные и
согласные буквы (рукописного и печатного
шрифта).
Различают в чтении и на письме смешиваемые
оптически и кинетически сходные согласные
буквы.
Тематическое планирование занятий по преодолению дисграфии,
обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза
1. Звук. Гласныесогласные звуки
Темы
2. Гласные I ряда
3. Гласные II ряда
4. Мягкий знак
5. Согласные звуки
6. Слог
7. Ударение. Ударная гласная
Основные виды учебной деятельности
Различают звуки и буквы, гласные и
согласные звуки.
Различают гласные I ряда; объясняют
различия в артикуляции гласных звуков.
Различают гласные I—II ряда; понимают
образование гласных II ряда; различают на
слух твёрдые и мягкие согласные.
Различают на слух твёрдые и мягкие
согласные; анализируют звукобуквенный
состав слов; выделяют ошибкоопасные
места в слове по теме.
Различают на слух и на письме
оппозиционные согласные,
выделяют
ошибкоопасные места в слове по теме.
Делят слово на слоги, определяют
количество слогов в слове.
Понимают разницу между ударной и
безударной гласная, ставят ударение в
словах разной слоговой структуры. 8. Ударные и безударные гласные (А—О, Е—И, И
—Я)
9. Родственные слова. Корень слова
10. Образование слов при помощи суффиксов
Проверяют безударную гласную в корне
слова.
Выделяют корень слова, подбирают
родственные
учатся
дифференцировать омонимичные корни.
Выделяют суффиксы в составе слова,
образуют новые слова с помощью
суффиксов.
слова,
14. Состав предложения
12. Приставки и предлоги
13.Морфемный состав слова
11. Словообразование слов при помощи приставок Образуют новые слова с помощью
приставок, выделяют приставки в составе
слова.
Различают по значению и написанию
приставки и предлоги.
Выделяют все части слова, делают
морфемный разбор слов.
предложений,
предложения,
деформированными предложениями.
Составляют план повествовательного
текста, пересказывают текст по плану
устно и письменно.
Составляют план описательного текста,
пересказывают текст по плану устно и
письменно.
Составляют план связного рассказа по
предметной, сюжетной картинам и серии
картин, пишут рассказ.
Графически обозначают границы
на
с
17. Составление связного рассказа по предметной,
сюжетной картинам и серии картин
15. Последовательный рассказ
16. Описательный рассказ
делят
текст
работают
Так как темы занятий по коррекции дисграфии перекликаются, для групповых занятий по
коррекции смешанной дисграфии разработан один КТП, объединивший все планы работы.
Ожидаемые результаты логопедической работы
В итоге коррекционного логопедического сопровождения обучающийся 2 класса с
ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНР) Ярослав должен знать: слоговой анализ и синтез слова;
мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку,
суффикс; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
должен уметь:
производить звукобуквенный анализ слов;
устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
пользоваться различными способами словообразования;
владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
использовать в речи различные конструкции предложений;
строить связное высказывание,
устанавливать логику
(связность,
последовательность);
точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного
высказывания;
правильно читать текст (без искажений, замен, пропусков, угадывания) и понимать
смысл прочитанного; отвечать на вопросы и передавать содержание текста.
Результативность логопедического
сопровождения отслеживается через
мониторинговые (диагностические) исследования с внесением последующих корректив в
содержание логопедической работы и в индивидуальные маршруты коррекции.
Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:
динамики развития обучающегося 2 класса с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНР)
эффективности плана индивидуального логопедического сопровождения;
перспективное планирование коррекционноразвивающей работы.
Примерный прогноз развития ребенка: При соблюдении специальных условий в
организации коррекционнообразовательного процесса и стабильного состояния здоровья,
обучающийся Ярослав сможет стабильно развиваться и обучаться по адаптированной
общеобразовательной программе.
Литература:
Ефименкова Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н.
Дисграфия, дислексия: технология преодоления. Садовникова И.Н. – М.:
1.
Бабина Г. В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим
недоразвитием речи / Г. В. Бабина, Н. А. Грассе // Письмо и чтение: трудности
обучения и коррекции: учеб. пособие / под общ.ред. О. Б. Иншаковой. – М.: Издво
МПСИ; Воронеж: Издво НПО «МОДЭК», 2001. – с. 174192.
2.
Владос, 2012.
3.
Ефименкова, И. Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972. – 205 с.
4.
Иншакова О. Б. Отражение зрительнопространственных трудностей в письме
первоклассников / О. Б. Иншакова, А. И. Кричевец, Т. В. Ахутина // Ранняя
диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. – М.: Издво
МОГИ, 2006. – с. 4449.
5.
лет. Пособие для логопедов. В 2 ч. / О. Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
6.
Развитие речемыслительных способностей детей /
О. А. Ишимова, С. Н. Шаховская, Е. Д. Худенко. – М.: Просвещение,
2009. – 111 с.
Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших
7.
школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. – М.: Издво Союз СПб, 2001. – 219 с.
8.
Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. –
М.: Издво АПН РСФСР, 1961. – 311 с.
9.
Логинова Е. А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии,
организации её диагностики и коррекции / Е. А. Логинова // Изучение нарушений
письма и чтения. Итоги и перспективы. – М.: Издво МСГИ, 2004. – с. 167174.
10. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи /
Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 57
Ишимова О. А. Г.
письма:
/
Приложение №2
к программе индивидуального
логопедического сопровождения
обучающегося 2 класса с ОНР (III
уровень) и ОВЗ (ТНР) Ярослава
Ковалева О.А.
И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1995. – 380 с.
Технология
11. Мисаренко Г.
развитие
коррекции
графомоторных навыков
Г.
Г.
Мисаренко // Логопед. – 2004. – № 2. – с.
414.
12. Нейропсихологическая
диагностика, обследование письма и
чтения младших школьников / под ред. Т.
В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. – М.: В.
Секачёв, 2008. – 128 с.
13.
школьников / И. Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 256 с.
14.
нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. – М.: Педагогика, 1980. – 192 с.
15. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с
фонетикофонематическим недоразвитием – М.: 1993.
16.
школы. – М.: Просвещение, 1984.
17.
учителялогопеда при общеобразовательном учреждении. – М.: Когитоцентр, 1996.
18.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивнометодическое письмо о работе
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших
Спирова Л. Ф.
Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми
Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной
Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи – М.: Аркти, 2000.
Календарнотематическое планирование
коррекционнологопедических групповых занятий по коррекции смешанной дисграфии
для обучающегося 2 класса с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ТНР) Ярослава Количество занятий в неделю 2
Количество занятий за первое полугодие 30
№ Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вводное занятие
Звуки и буквы.
Гласные звуки и буквы.
Дифференциация гласных.
Слог.
Ударение.
Согласные звуки и буквы.
Дифференциация гласных и согласных.
Твердые и мягкие согласные.
10
Звонки и глухие согласные.
11 Корень. Родственные слова.
12 Окончание. Ед. и мн. число.
13
Суффикс.
14 Приставка.
15 Предлоги.
16
Дифференциация предлога и приставки.
17 Имя существительное.
18 Имя прилагательное.
19
20
Глагол.
Согласование.
21 Управление. Винительный падеж.
22 Управление. Родительный падеж.
23 Управление. Дательный падеж.
24 Управление. Творительный падеж.
25 Предложение.
Запланировано
Фактически проведено
Колво
часов
Дата
проведения
Колво
часов
Дата
проведения
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 26 Антонимы.
27
Синонимы.
28 Однозначные и многозначные слова.
29
Работа с деформированным текстом
30 Контрольная работа
1
1
1
1
1
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса с ОВЗ ЗПР.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.