Программа индивидуального сопровождения "Одаренные дети"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 23.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Данная программа направлена на выявление, поддержку и развитие талантливых детей, сохранение их психического и физического здоровья.Программа нацелена на работу с талантливыми, одаренными детьми в школе .
Иконка файла материала Программа работы с одаренными детьми.doc
Программа индивидуального сопровождения «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» Составитель программы                                                            учитель русского языка                                                             и литературы                                                             высшей квалификационной                                                             категории  СОШ № 3                                                           Даньшина Ирина НиколаевнаПояснительная записка В   настоящее   время   все   более   приоритетной   становится   работа   с   одаренными детьми.   Это   связано   с   задачами   сохранения   и   развития   интеллектуального   потенциала страны и ее духовного возрождения.  Актуальность   работы  с   одаренными   детьми   определяется   несколькими обстоятельствами:   осознанием   обществом   «человеческого   потенциала»   как   важнейшей предпосылки   и   основного   ресурса   своего   развития;   ускорением   динамики   жизни, увеличением   информационной   и   эмоциональной   нагрузок   на   человека,   множеством проблем,   решение   которых   требует   огромных   интеллектуальных   усилий;   требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом, высокообразованной и др. Особое место в формировании такой личности занимает психолого­педагогическая работа с одаренными детьми. Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий  момент может быть еще   не   проявившейся,   а   также   просто   способных   детей,   в   отношении   которых   есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы. Цель   психологического   сопровождения:  выявление,   поддержка   и   развитие талантливых детей, сохранение психологического и физического здоровья. Задачи: 1) подбор диагностического комплекса для выявления вида одаренности детей с учетом возрастных особенностей. 2)развитие   эмоциональной   устойчивости,   формирование   навыков   саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах);  3)учет   индивидуальности   каждого   учащегося,   выработка   его   индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала; 4)  повышение   психологической   компетенции   родителей   через   просветительскую деятельность   (проведение   консультаций,   обучающихся   семинаров   для   родителей   по знакомству с видами одаренности). Выявление одаренных детей К методам выявления одаренных детей относятся:  наблюдение;  общение с родителями;  работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;  олимпиады, конкурсы, соревнования, научно­практические конференции. Направления работы 1.        Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности). 22.        Создание   индивидуальных   условий   для   развития   способностей   детей   с познавательной потребностью в области русского языка и литературы. Этапы психологического сопровождения одаренных детей Программа психологического сопровождения одаренных детей в школе включает в себя несколько этапов: Диагностический. Его целью является идентификация одаренных детей,  изучение индивидуальных особенностей школьников.  Диагностические методы:  наблюдение;  беседы;  диагностика   креативности;     интересов         познавательной   деятельности,   общих способностей (невербального интеллекта)  анкета способностей ребенка (для родителей);  оценка коммуникативных навыков. Информационный.   Его   целью   является   повышение   психологической компетентности участников педагогического процесса. Виды деятельности:  индивидуальные   и   групповые   консультации   с   учащимися,   педагогами   и родителями по итогам исследований;  обновление информационной базы данных одаренных детей;  психолого­педагогические лектории;  родительские собрания. Итоги информационного этапа: создание банка информационных и методических материалов по психолого­педагогическому сопровождению одаренных учащихся. Подготовительный.  На этом этапе работы с одаренными детьми основная роль отводиться   педагогу,   задача   которого   развивать   их   способности.   Реализуются   эти требования с помощью широкого спектра педагогических приемов и методов (кружки и факультативные занятия,   консультации).   Составление плана развития индивидуальной траектории каждого ребенка с учетом его особенностей, с выработкой рекомендаций для классного   руководителя,   родителей   учителей­предметников   по   взаимодействию   с одаренным ребенком.    Развивающий.    Целью  этапа  является  гармоничное  развитие   одаренных  детей. Включает   в   себя   организацию,   проведение   индивидуальных   и   групповых   занятий   по адаптации  одаренного  ребенка  в  группе сверстников,   создание  развивающей  среды   для таких детей. Ожидаемые результаты 1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами  одаренности. Формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения  Сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала  2. одаренных детей; 3. учащихся (количества обучающихся, участвующих в проектно­исследовательских  деятельности, творческих конкурсах, олимпиадах); 4. личности учащегося при освоении модулей. Использование системы оценивания «портфолио», как способа отслеживания роста  Используемая литература 31. Андреева   И.Н.   Современные   модели   обучения   одаренных   детей:   сборник   научных статей научно­практической конференции. Минск,1998г. 2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.  4. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991. 5. Работа с одаренными детьми /  сост. О.А. Запотылок. – Минск: Красико­Принт, 2006. ПЛАН  РАБОТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Мероприятие Ответственные 1. Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен». 2. Согласование образовательного маршрута с  родителями  Психолог, педагог Педагог учащихся. 3. Консультация для родителей. Рекомендации по организации  Психолог, педагог режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся. 4. Родительские собрания.  Примерная тематика родительских собраний: ­ «Детская одаренность: пути развития способностей младших  школьников»; ­ «Формирование учебной мотивации»; ­ «Развитие интеллектуальных способностей и творческого  мышления школьников»; ­ «Легко ли быть одаренным ребенком». Групповые консультации по итогам комплексных диагностик. 5. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ Мероприятия 1. Создание и уточнение «базы данных» с учетом творческих  способностей учащихся, результатов школьных олимпиад. 2. Согласование образовательного маршрута с учащимся. 3. Изучение уровня воспитанности учащихся. 4. Групповые развивающие занятия по развитию креативности. Психолог, классный  руководиель Психолог, педагог Ответственные Психолог Педагог Педагог Классный  руководитель,  социальный педагог Психолог 5. 1.Изучение мотивационно­потребностной сферы одаренного ребенка. Психолог, педагог 2. Углубленное изучение личностных особенностей. Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах,  соревнованиях учащихся с разными видами одаренности. Привлечение к участию в общешкольных конкурсах «Ученик года »,  «Конкурса проектов»,  предметных олимпиадах различного уровня.   6.   7. Педагог­ организатор,  Зам. директора,  психолог, педагоги 4Заключение Таким образом, психологическое сопровождение одаренных учащихся представляет собой   последовательный   вид   деятельности,   являющийся   неотъемлемой   частью   системы работы учителя по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей.  Можно сделать вывод, что психолого­педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей эффективно если:   детская   одаренность   рассматривается   с   позиции   комплексного   подхода   во взаимосвязи трех составляющих ­ выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;   создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;   выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников. 5