Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)
Оценка 4.6

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
администрации
4 кл
13.08.2019
Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся  с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)
Данная программа – это курс индивидуальных и групповых занятий, направленных на развитие и коррекцию психических процессов и моторной деятельности учащихся. Программа коррекционных занятий рассчитана на 1 час в неделю. Занятия проводятся в игровой форме и тренировочных упражнений, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. При организации коррекционной работы значительное внимание уделяется психологическим особенностям возрастных групп, индивидуальности детей, своеобразию их поведенческих и эмоциональных реакций. Работа с детьми осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.
Программа индивидуальных коррекционных занятий.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 р. п. Линево» Искитимского района  Новосибирской области ПРИНЯТО  Решением методического объединения  учителей__________________________ протокол № ____ от « ___ »________ 20….. г.  СОГЛАСОВАНО Зам. дир. по УВР _____________________ _____________________  «____»________20…..г. Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся  с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.) Составитель(и): Вязовая Марина Васильевна 2015 – 2016 уч. год Данная   программа   –   это   курс   индивидуальных   и   групповых занятий,   направленных   на   развитие   и   коррекцию   психических Программа процессов   и   моторной   деятельности   учащихся. коррекционных занятий  рассчитана  на 1 час в неделю.  Занятия  проводятся в   тренировочных   упражнений,   воздействующих игровой   форме   непосредственно   на   психические   качества   ребёнка:   память,   внимание,   и   наблюдательность, быстроту реакции, мышление.    возрастных   При   организации   коррекционной   работы   значительное   внимание уделяется   психологическим   особенностям   групп, индивидуальности   детей,   своеобразию   их   поведенческих   и   эмоциональных реакций.   осуществляется   по   принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.   Работа   с   детьми   Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов  в  их  развитии и обучении, учитывая возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень   их   сложности.   Универсальной   формой   коррекционных   занятий является игра. Цель программы:  индивидуальная коррекция познавательной сферы детей, направленная подготовка для усвоения ими учебного материала. Задачи программы: ­формирование  обще ­ интеллектуальных  умений; ­ развитие внимания; ­ развитие памяти; ­ развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации; ­ формирование  позитивной мотивации к учебной деятельности; ­ развитие личностной сферы; ­ устранение  пробелов в знаниях учащихся  по предметам русского языка ,  математики, литературы. В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач  данными. Для учащихся с ЗПР наиболее сложными являются задачи проблемного  характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на  случайные признаки, что особенно проявляется на словесно – логическом  уровне. Через решение логических задач развивается словесно – логическое  мышление.         Коррекционная работа с детьми представляет собой организацию  целостной осмысленной деятельности ребенка и учителя, проводимой в  соответствии с определенными научно обоснованными принципами: ­ Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать  познавательную деятельность и личность ребенка. ­ Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором учитель задает вопросы,  стимулирующие мышление. ­ Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и  важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой  познавательной деятельности человека. ­ Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и  переносный смысл слов, фраз, текстов.         Некоторые запланированные занятия можно проводить  несколько раз.  Это зависит от успешности овладения учащимися материала. Также запланированные в занятиях игры и упражнения могут заменяться на  им подобные. Содержание курса. Блок 1. Входная диагностика познавательных процессов (5ч) 1.Входная диагностика познавательных процессов 2.Исследование восприятия пространства, времени, цвета, величины.  (Упражнения «Игровая школа мышления» О.А.Степанова, «Какого цвета  предметы?», «Назови такой же», «Поиск по признакам»). 3.Исследование устойчивости внимания. (Методики «Корректурная проба»,  «Знаковый тест»), 4.Исследование зрительной, слуховой, логической памяти. (Методики  «Запомни фигуры», «Запомни слова», «Запомни числа»). 5.Исследование словесно – логического, наглядно – действенного мышления. Блок 2.  Коррекция и развитие восприятия (5 ч) 1.Коррекция, развитие и диагностика познавательных процессов. 2.Развитие восприятия пространства. Упражнения: «Между.  Рядом.  Перед.  За», «Угадай,  кого загадали». 3.Развитие восприятия времени. Упражнения: «Лови, бросай, дни недели  называй»,  «Какой месяц спрятался?». Заучивание стихотворений,   скороговорок, пословиц. 4.Развитие восприятия формы и цвета. (Игра «Радуга: кокой цвет  потерялся?», «Геометрические тела», «Что общего между геометрическими  фигурами?»).   5.Диагностика развития восприятия пространства, времени, цвета, формы. Коррекция и развитие внимания (5 ч) 1.Развитие устойчивости внимания. (Упражнения «Корректоры» С.А.Шмаков, «Кто за кем?», «Зигзаг на доске») 2.Развитие умения распределять внимание. (Упражнения С.А.Шмаков «Найди смысл», «Считай правильно», «Знаковый тест») 3.Развитие концентрации и устойчивости внимания. (Упражнения  «Лабиринты», методика «Перепутанные линии», «Запомни предмет») 4.Развитие произвольного внимания. Игры: «Слухачи», «Пишущая машинка» 5.Диагностика развития внимания. 3.Диагностика развития памяти. Коррекция и развитие памяти (3 ч) 1.Развитие зрительной памяти (Методика «Запомни фигуры, картинки»). 2.Развитие слуховой памяти. Запоминание слов и чисел. Воспроизведение  текста. Мнемический ряд. Гений памяти. 3.Диагностика развития памяти. Коррекция и развитие мышления (2 ч) 1.Развитие словесно – логического мышления:             ­Развитие умений узнавать предметы по заданным признакам;             ­Формирование способности выделять существенные признаки  предметов;             ­Развитие умения классифицировать;              ­Развитие умения выбирать основание для классифицирования. 2.Диагностика развития мышления. Блок 3.  Диагностика моторной деятельности. (3 ч) 1.Диагностика моторной деятельности. 2.Исследование движений пальцев и кистей рук, пластичности. («Теневой  театр», упражнения «Обведи») 3.Оценка способности отображать эмоциональное состояние с помощью  мимики и жестов. (Упражнения «Радость, печаль») Блок 4. Развитие сенсорной моторики. (3 ч) 1.Коррекция,  развитие и диагностика моторной деятельности. 2.Расслабление по контрасту с напряжением (Упражнения «Тяжесть –  легкость», «Расслабление и напряжение»). 3.Расслабление с фиксацией на дыхании. Дыхательная гимнастика. Развитие мелкой моторики. (2 ч) 1.Развитие пластичности и выразительности движений пальцев рук.  (Методики «Теневой театр», «Обведи и вырежи», гимнастика для пальчиков). 2.Развитие тонких тактильных ощущений. (Упражнения «Холодно – тепло –  горячо», «Узнай предмет»). Развитие крупной моторики. Диагностика. (2 ч) 1.Отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов,  прикосновений, движения тела. (Упражнения «Гимнастика для глаз»,  «Печаль», «Сугробы и солнышко») 2.Диагностика моторной деятельности. Блок 5.  Заключительная диагностика. (4 ч) 1.Диагностика восприятия. 2.Диагностика внимания. 3.Диагностика памяти. 4.Диагностика мышления. Планируемые результаты Личностные У выпускника будут сформированы: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на  самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов  требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей,  товарищей, родителей и других людей. Метапредметные результаты Регулятивные Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; Выпускник получит возможность научиться: осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; самостоятельно   адекватно   оценивать   правильность   выполнения   действия   и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Выпускник научится: Познавательные устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; строить   рассуждения   в   форме   связи   простых   суждений   об   объекте,   его   строении, свойствах и связях; Выпускник получит возможность научиться: осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­ следственных связей; Выпускник научится: Коммуникативные формулировать собственное мнение и позицию; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно   использовать   речевые   средства   для   эффективного   решения разнообразных коммуникативных задач. Календарно – тематическое планирование для индивидуальных коррекционных занятий: Раздел  Блок 1. Входная  диагностика  познавательн ых процессов Блок 2. Коррекция и  развитие  восприятия Темы занятий 1.Входная диагностика познавательных  процессов 2.Исследование восприятия пространства,  времени, цвета, величины. (Упражнения  «Игровая школа мышления» О.А.Степанова, «Какого цвета предметы?», «Назови такой  же», «Поиск по признакам»). 3.Исследование устойчивости внимания.  (Методики «Корректурная проба»,  «Знаковый тест»), 4.Исследование зрительной, слуховой,  логической памяти. (Методики «Запомни  фигуры», «Запомни слова», «Запомни  числа»). 5.Исследование словесно – логического,  наглядно – действенного мышления. 1.Коррекция, развитие и диагностика  познавательных процессов. 2.Развитие восприятия пространства.  Упражнения: «Между.  Рядом.  Перед. За»,  «Угадай,  кого загадали». 3.Развитие восприятия времени.  Упражнения: «Лови, бросай, дни недели  называй»,  «Какой месяц спрятался?».  Заучивание стихотворений,  скороговорок,  пословиц. 4.Развитие восприятия формы и цвета.  (Игра «Радуга: кокой цвет потерялся?»,  «Геометрические тела», «Что общего между геометрическими фигурами?»).   Количество  часов Дата  1 1 1 1 1 1 1 1 1 5.Диагностика развития восприятия  пространства, времени, цвета, формы. 1.Развитие устойчивости внимания.  (Упражнения «Корректоры» С.А.Шмаков,  «Кто за кем?», «Зигзаг на доске») 2.Развитие умения распределять внимание.  (Упражнения С.А.Шмаков «Найди смысл»,  «Считай правильно», «Знаковый тест») 3.Развитие концентрации и устойчивости  внимания. (Упражнения «Лабиринты»,  методика «Перепутанные линии», «Запомни  предмет») 4.Развитие произвольного внимания. Игры:  «Слухачи», «Пишущая машинка» 5.Диагностика развития внимания. 1.Развитие зрительной памяти (Методика  «Запомни фигуры, картинки»). 2.Развитие слуховой памяти. Запоминание  слов и чисел. Воспроизведение текста.  Мнемический ряд. Гений памяти. 3.Диагностика развития памяти. 1.Развитие словесно – логического  мышления: ­Развитие умений узнавать предметы по  заданным признакам; ­Формирование способности выделять  существенные признаки предметов; ­Развитие умения классифицировать; ­Развитие умения выбирать основание для  классифицирования. 2.Диагностика развития мышления. 1.Диагностика моторной деятельности. 2.Исследование движений пальцев и кистей  рук, пластичности. («Теневой театр»,  упражнения «Обведи») 3.Оценка способности отображать  эмоциональное состояние с помощью  мимики и жестов. (Упражнения «Радость,  печаль») 1.Коррекция,  развитие и диагностика  Коррекция и  развитие  внимания Коррекция и  развитие  памяти Коррекция и  развитие  мышления Блок 3. Диагностика  моторной  деятельности . Блок 4. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 моторной деятельности. 2.Расслабление по контрасту с напряжением (Упражнения «Тяжесть – легкость»,  «Расслабление и напряжение»). 3.Расслабление с фиксацией на дыхании.  Дыхательная гимнастика. 1.Развитие пластичности и выразительности  движений пальцев рук. (Методики «Теневой театр», «Обведи и вырежи», гимнастика для пальчиков). 2.Развитие тонких тактильных ощущений.  (Упражнения «Холодно – тепло – горячо»,  «Узнай предмет»).  1.Отображение эмоциональных состояний с  помощью мимики, жестов, прикосновений,  движения тела. (Упражнения «Гимнастика  для глаз», «Печаль», «Сугробы и  солнышко») 2.Диагностика моторной деятельности. 1.Диагностика восприятия 2.Диагностика внимания. 3.Диагностика памяти. 4.Диагностика мышления. Развитие  сенсорной  моторики. Развитие  мелкой  моторики. Развитие  крупной  моторики.  Диагностика Блок 5. Заключитель ная  диагностика.     1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Список использованной литературы Калугина Татьяна Валентиновна, педагог­психолог высшей категории.  Психолого­педагогическая программа для детей младшего школьного  возраста (7­10 лет), имеющих трудности в усвоении программы 1­4  классов Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного  развития школьников. – М.: «Академия», 2000. – 160 с.  Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического  развития младших школьников на начальном этапе обучения.// Вопросы  психологии, 1993. № 1. – с. 47­53.  Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку  психического развития.// «Начальная школа», 1997. № 6. – с. 60­64.  Ахутина Т.В., Пылаева Н.М., Яблонова Л.В. Как помочь ребенку стать  внимательнее: нейропсихологический подход к коррекции и развитию  навыков программирования и контроля.// «Школа здоровья», 1996. № 1. – с. 24­26.

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся  с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся  с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся  с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся  с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся  с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся  с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся  с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся  с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся  с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся  с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся  с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)

Программа индивидуальных коррекционных занятий для учащихся  с ЗПР (развитие внимания, памяти, мышления и др.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.08.2019