Применение здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности.
Послушайте интересную притчу.
Жил-был в одном ауле один человек. Точнее, не жил, а мучился. Всю жизнь его преследовали несчастья и болезни. Чем только его не лечили, каких только лекарей не звали, ничего ему не помогало, совсем плох стал.
Жена его, услышав, что в соседнем ауле живет столетний старик, как карагач, и стройный как тополь, решила обратиться к нему за советом, как вылечить мужа.
-Скажи, отчего моего мужа преследуют недуги и несчастья?- спросила она седобородого.
-Вроде и зла никому не желаем, и трудолюбивы, и гостеприимны, а жизнь-сплошное горе.
Старик плеснул себе чаю в пиалу, отхлебнул глоточек и сказал:
-Кого зовешь в гости, тот и приходит. Ничего не поняла из его слов женщина и в печали вернулась домой. Утром проснулся муж. Не успев открыть глаза, уже сказал со вздохом:
-Ох, жизнь моя горькая, болезни одолели, несчастья замучили!...
Женщина вспомнив слова старика, тут же возразила ему:
-Нечего больше болезням и несчастью делать в нашем доме! У нас дел нынче много. Мы не их звали, а бодрость и радость! И что вы думаете? Вскоре муж ее перестал болеть, А в доме поселились веселье и радость.
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
Я думаю все согласятся с высказыванием: «Здоровый человек-счастливый человек!»
Учёными установлено, что здоровье человека на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 10 % – от наследственных факторов, на 20 % от экологии, на 60 % – от самого человека.
Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь им осознать, что нет ничего прекраснее здоровья.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства.
Школа — это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет.
По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые стабильно учатся на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. А ведь к этому нужно еще добавить и уроки в школе. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить.
Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость?
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отношения к окружающей среде. Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так во внеурочной деятельности и во внеклассной работе по предмету.
- озеленение школьных рекреаций, учебных кабинетов;
В
нашей классной комнате и игровой очень много цветов, в настоящий момент 34
горшочка с цветами. Доказано, что растения благотворно влияют на микроклимат
помещения, действуют успокаивающе и расслабляюще, снижают стрессовые реакции. а
вместе с этим и на здоровье и работоспособность детей, находящихся в них.
- практическая помощь природе - акции
«Покормим птиц зимой», «Синичкин день» (изготовление и вывешивание
кормушек,скворечников), «Чистый двор» проведение субботников; благоустройство пришкольной территории;
Экскурсии, походы, просмотр фильмов на экологические темы и др.;
Все проводимые мероприятия помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, укрепляют духовно-нравственное здоровье учащихся.
Досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нем всегда должна быть разумная цель и определенные стремления. Внеклассные занятия - одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.
Ребятам очень нравятся конкурсы «Весёлые старты», «Зарничка»,посвященный Дню защитника Отечества. Участие в спортивно-массовых мероприятиях и соревнованиях школьного и муниципального уровней во многом способствует привлечению школьников к секционным занятиям.
Дни Здоровья несут в себе большой заряд положительной энергии, направленной на пропаганду здорового образа жизни среди подростков, значительно увеличивают двигательную активность ребенка.
В дни осенних, зимних и весенних каникул в школе проводятся спортивные мероприятии.
бассейн «Пасейдон», «Парус». Плавание в бассейне укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую и нервную системы, активизирует кровообращение, повышает работоспособность. Занятия плаванием помогают ребятам стать решительными, находчивыми, дисциплинированными и собранными. Сначала бассейн и секцию плавания посещала 12ч, потом 16, и вскоре это стало семейным мероприятием. В бассейн стали ездить родители, старшие и младшие братья и сестры. За первый год все дети, посещающие бассейн научились плавать. В бассейне проводились соревнования по плаванию и даже отметили новый год.
Внеурочная
деятельность по формированию у школьников устойчивого интереса и потребности в
здоровом образе жизни ведется на классных часах, в участиях в акциях (коробка
храбрости, день памяти жертв ДТП, и т. д.
В школе сложилась система просветительской
работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических
бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков.
Тематика бесед на классных часах разнообразна: «Как вырасти здоровым», «Забота о глазах», «Как следует питаться», «Поведение в школе», «Вредные привычки», «Почему мы болеем?», «Соблюдение режима дня». Ребята получают необходимую информацию о здоровом образе жизни, об отрицательном отношении к вредным привычкам, о влиянии питания на организм.
В прошлом году ребята побывали на экскурсии на станции переливания крови, приняли участие в конкурсе рисунков,
Педагоги начальных классов всегда помнят, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми. Использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.