Материал является пояснительной запиской авторской программы, разработанной в рамках предшкольной подготовки, реализация которой осуществляется посредством использования учебно-методического пособия «Азбука. Пишем, читаем, рисуем». Занятия с детьми 5-7 лет. Авторы-составители: Е. М. Стромчинская, И. В. Гришина; город Волгоград: издательство «Учитель», 2006 г. -79 с. (Присвоен логотип «ФГОС ДО» в 2015 г.) Курс охватывает области: обучения грамоте и письму, математики, окружающего мира, рисования. Автор работает в данном направлении более 25 лет. Программа много раз прошла апробацию и на практике показала положительные результаты.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 111 Советского района Волгограда»
ПРОГРАММА
«Интегрированный курс по обучению грамоте
детей среднего и старшего дошкольного возраста»
Автор:
Стромчинская Елена Маратовна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
МОУ СШ № 111Волгоград 2018г
Пояснительная записка
Направленность программы.
«Интегрированный курс по обучению грамоте детей среднего
и старшего дошкольного возраста» является:
по содержанию – методическими рекомендациями;
по функциональному предназначению – учебноразвивающей;
по форме организации – групповой, парной, индивидуальной;
по времени реализации – годичной (как вариант – двухгодичной);
по применению – практической.
Данная программа является руководством по применению
в педагогической практике воспитателей детских садов и учителей
начальных классов для предшкольной подготовки средних и старших
дошкольников дидактического пособия
«Азбука. Пишем, читаем, рисуем». Занятия с детьми 57 лет.
Авторысоставители: Е. М. Стромчинская, И. В. Гришина;
город Волгоград: издательство «Учитель», 2006г.79с.
(Присвоен логотип «ФГОС ДО» в 2015г)
Новизна программы заключается в том, что впервые происходит
следующее:
изучение русской азбуки в дошкольном образовательном
учреждении происходит не обособленно, а в интеграции с другими
областями знаний;
развитие мелкой моторики ребёнка как средства обучение письму и
печатанию происходит через использование системы
разнообразных
двигательных упражнений, самомассажа кистей рук, жестикуляции и
приёмов изобразительной деятельности;
программа рассчитана на разноуровневое преподавание обучения
грамоте в условиях ДОУ.Актуальность программы.
Необходимость коренных изменений в системе народного
образования в настоящее время не вызывает сомнений. Современные учёные
и педагоги отмечают, что данные изменения необходимо проводить
комплексно во всех звеньях системы образования.
Педагогам, работающим с дошкольниками, необходимо помнить, что
в массовой школе идёт неуклонное усложнение программы 1 класса и,
соответственно, повышение требований к будущим первоклассникам.
Создаваемая сегодня концепция непрерывного образования
предполагает наличие системы « детский сад – школа », в которой
возможно реальное осуществление принципа преемственности задач,
содержания, методики педагогической деятельности с дошкольниками и
детьми школьного возраста.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие
затруднения. При поступлении в 1 класс у ребёнка не сформирована
психологическая готовность к школе, потребность в познании нового,
способность к волевым усилиям. Объём знаний и умений оказывается
недостаточным для успешного овладения школьной программой,
отсутствие взаимосвязей между имеющимися у ребёнка знаниями и
умениями из разных областей науки, культуры, сфер применения. Низкий
уровень развития координации движений, мелкой моторики, умения
ориентироваться на странице книги или тетради, последовательно
выполнять учебные задания приводят к испытанию стрессовых ситуаций,
как у детей, так и у родителей.
Проблемы преемственности – многогранная проблема. Попытки её
разрешения осуществляются на разных уровнях, в разных программах.
Данная программа «Интегрированный курс по обучению
грамоте детей среднего и старшего дошкольного возраста»
рассчитана на устранение
«ножниц» между требованиями к
интеллектуальному и
личностному развитию, предъявляемыми к
первокласснику и тем объёмом знаний, умений, навыков и психофизических
возможностей выпускника дошкольного образовательного учреждения.
Педагогическая целесообразность программы заключается в
следующем.
Рассмотрим некоторые
программы с позиции необходимости
введения в дошкольных образовательных учреждениях модуля «Обучения
грамоте».
В обновлённом варианте российской « Программы воспитания и
обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой модуль
«подготовки к обучению грамоте» сохраняется.В « Примерной образовательной программе воспитания, обучения и
развития детей раннего и дошкольного возраста» под редакцией Л. А.
Парамоновой, которая была создана по заказу Министерства образования
Российской Федерации Центром « Дошкольного детства » имени
А. В. Запорожца, раздел «Развитие речи» меняет название на «Развитие речи
и начал грамоты» для старших дошкольников.
В программе «Истоки» того же центра «Дошкольное детство» имени
А.В.Запорожца в разделе «Речь и речевое общение» не выделено как
направление подготовки к обучению грамоте,
но задачи ставятся
конкретные: осознание языковой действительности, знакомство с
терминами «звук», «слово», «предложение».
В программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой и др. в разделе
«Развиваем речь детей» уже с младшего школьного возраста «Подготовка к
обучению грамоте» выделено как одно из ведущих направлений работы.
Авторы программы «Радуга» (Т.Н. Доронова и др.) считают, что на
пятом году жизни дети заметно улучшают фонематическое восприятие и
предлагают ряд игр и упражнений со звуками, а с 67 лет вводят раздел
«Обучение детей чтению».
Из приведённых выше примеров из множества имеющихся программ
предшкольной подготовки следует, что подход к решению данной проблемы
неоднозначен.
Кроме этого необходимо учитывать роль игры, которая оказывает
реальное влияние на умственное и эмоционально волевое развитие
ребёнка. Объём заданий игрового характера, представленный в пособии и
использование двигательных упражнений обеспечивают постепенность
перехода от форм и методов организации дошкольной педагогики к системе
школьного образования.
Цели программы:
Оказать помощь в подготовке ребёнка к школе:
а) педагогическая: устранение «ножниц» между требованиями,
предъявляемыми к ребёнку первокласснику со стороны учителя и ребёнку
– выпускнику ДОУ;
б) образовательная: формирование основ знаний в изучаемых
областях;
в) развивающая: развивать и совершенствовать различные виды речи,
внимания, памяти; формировать основы общешкольных умений и навыков;
коммуникативную культуру
дошкольников как средства успешной адаптации к новым условиям
жизнедеятельности.
воспитывающая: воспитать
г)Задачи программы:
в области формирования психофизических возможностей:
формирование интереса к учебной деятельности, желание учиться в
школе;
развитие общей эрудиции, наблюдательности, воображения, тактильно –
кинестического восприятия;
развитие познавательных интересов, внимания, мышления, творческих
способностей, чувства юмора;
развитие памяти: зрительной, слуховой, артикуляционной, двигательной;
развитие интеллектуальных способностей (анализ, синтез, самоконтроль,
действие по алгоритму, нахождение последовательности);
в области развития речи:
создание развивающей ревой среды через многообразие наблюдаемых
объектов, явлений и ситуаций;
формирование элементарно представления о грамматическом строе речи
(согласование, уместное употребление в контексте);
развитие связной речи, монологического и диалогического общения
развитие навыков
коммуникативного общения: со сверстниками, с
друзьями, с педагогом через высказывание и отстаивание своей точки
зрения, осваивание словесной вежливости;
обогащение словаря;
составление предложений и «чтение» их по схемам (моделям);
обучение словесным играм;
в области обучения грамоте и письму:
изучение алфавита;
знание букв и звуков;
совершенствование фонематического слуха (поиск места звука в слове, в
слоге, поиск слов для какогото звука);
овладение техникой слогового и складового чтения;
формирование устойчивой мотивации к овладению грамотой и
графическими навыками письма;
подготовка руки к овладению письмом (развитие тонкой моторики пальцев
и мышц кистей, как правой, так и левой рук);
выполнение задания по образцу: печатание, восстановление и письмо
элементов букв;
выделение объекта (буквы) из многообразия линий;
овладение техникой обозначения характеристики звука цветом (красным –
гласный, синим – твёрдый согласный, зелёным – мягкий согласный);(цифра, число, форма, размер, количество,
в области математики:
формирование элементарных математических представлений и понятий:
сравнение);
развитие умений определять количество и место в последовательности
предметов;
упражнять в прямом и обратном счёте в пределах 20;
развивать чувство времени, длительности временного интервала;
закреплять знания цифр от 0 до 9;
последовательность,
в области ознакомления с окружающим миром:
обогащение и систематизирование знаний детей о природе, диких и
домашних животных, явлениях общественной жизни, предметах
окружающего мира;
в области изобразительной деятельности:
сформировать правильный захват карандаша (щепоть);
совершенствование умений раскрашивания и штрихования различных
форм, соблюдая направление, длину и другие характеристики линий;
дополнение и восстановление графических объектов;
выполнение рисунка и узора по образцу;
выполнение узора с заданным алгоритмом проведения линий по
клеточкам;
соединение произвольной линией объектов задания;
Отличительные особенности
данной образовательной
программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что
изучение русской азбуки и обучение чтению происходит не обособленно, а
в интеграции с различными областями знаний:
_обучение грамоте и письму,
_ математика,
_ознакомление с окружающим миром,
_изобразительная деятельность,
_основы этикета, ПДД и др.
Следует
учитывать, что система пальчиковых упражнений
отображена только графически (штриховка, рисование, проведение
соединений, линий и т. д.) и требует обязательного моторного дополнения
(массажа, имитации движений животных, знакового обозначения звуков,
жестикуляции, двигательных упражнений с карандашом и т.д.),
дыхательных упражнений и словесных пояснений.Универсальность применения заключается в следующем:
_ по одной теме предлагаются задания разного уровня сложности, что
даёт возможность преподавателю расширить пропедевтические
возможности каждого занятия, применять на занятиях с детьми разных
возрастных групп.
_учитывая возраст и индивидуальные особенности ребёнка, работу по
данному пособию можно вести на протяжении двух и более лет; взрослея,
ребёнок может вернуться и выполнить «пропущенные» задания.
_система предложенных заданий может быть использована как
средство коррекции пробелов в знаниях и (или) умениях первоклассников.
использоваться как для занятий в группах, так и
_может
индивидуально.
Оптимальность:
_подбор тем и интеграция из различных областей знаний позволяют с
одной стороны расширить кругозор и стимулировать познавательную
деятельность детей, а с другой стороны оптимально использовать время,
отведённое для занятий не перегружая при этом ребёнка.
_задания разного уровня сложности позволяют:
а) вести работу с учётом возрастных и психофизических
особенностей ребёнка,
б) дифференцировать нагрузку, темп выполнения и объём заданий.
_разнообразие предлагаемых заданий на каждом занятии приводит к
смене видов деятельности и обеспечивает максимальную продуктивность
работы детей, не приводя к их быстрой утомляемости.
_обязательное, на первом этапе обучения грамоте, орфографически
правильное проговаривание звуков в анализируемых словах.
Принципы построения учебного материала:
_порядок изучения буквы определяется частотой её употребления в
русском языке (по В.Г.Горецкому и др.)
_каждая новая буква изучается в соответствии с алгоритмом
звукового анализа слова.
_для изучения каждой буквы подобраны упражнения из разных
областей знаний._слова для анализа содержатся в новой предлагаемой теме из
ознакомления с окружающим миром, математики или другой области
знаний.
области знаний, изучаемых в ДОУ, и не противоречат имеющимся в них
программам.
_ темы подобраны таким образом, что охватывают почти все
_объём основных заданий и упражнений увеличивается постепенно.
Возраст детей.
Программа рассчитана на детей 57 лет. Дети этого возраста особенно
нуждаются в обучающих и развивающих занятиях предшкольной
подготовки.
Сроки реализации образовательной программы рассчитаны на 12 года.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии, групповая, в парах и
индивидуальная;
по видам коммуникативного взаимодействия педагога и детей –
словесные (диалог, беседа и др.), двигательные (инсценировка, разминка,
упражнения на развитие моторики, координации, силы мышц кистей рук),
игровые, графические.
Режим занятий.
Для освоения программы предполагается проведение двух
интегрированных занятий в неделю. Каждое занятие, длительность которого
составляет 2025минут в средней группе и 30 минут в старшей группе,
делится на две части для проведения подвижной перемены
продолжительностью 15 минут.
Ожидаемые результаты к концу учебного года:
Обучающиеся будут знать:
гласные и согласные звуки и буквы, их отличия;
знать графемы печатных букв;
числа первого десятка, их последовательность в прямом и обратном
порядке,
цифры: 0,1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
названия основных геометрических форм, времена года, диких и домашних животных,
название и смысл наиболее значимых праздников,
некоторые скороговорки, загадки, пословицы,
Обучающиеся будут уметь:
ориентироваться на странице учебника: вверху – внизу, справа слева,
левая и правая страница разворота;
находить на странице и последовательно выполнять задания учителя;
отвечать на вопросы учителя полным предложением;
работать с графическими объектами: картинкой, схемой, узором, словом,
текстом;
иметь представление о многозначных словах, ребусах, кроссвордах;
заучивать наизусть небольшие стихотворения, декламировать их,
используя мимику и жестикуляцию;
строить сложные предложения;
самостоятельно пересказывать небольшие тексты;
«читать» предложение по схеме;
«достраивать» букву, слово, предложение;
составлять небольшие рассказы по картинке, по опорным словам;
с помощью учителя выполнять звукобуквенный анализ слова;
читать по слогам и складам слова и небольшие предложения;
менять местами слова в предложении из 3 – 5 слов;
подсчитывать количество слов в предложении, количество слогов (частей)
в слове,
определять (с помощью учителя) характеристику согласного звука по
мягкости – твёрдости, звонкости – глухости;
печатать буквы на клетчатой бумаге;
«вставлять» изучаемую букву в пробел;
правильно прописывать буквы по точечным очертаниям;
называть цифры от 0 до 9;
соотносить цифру и число предметов;
штриховать фигуру в заданных направлениях различными видами
штриховок;
проводить линии соединения.
Обучающиеся приобретут навыки:
элементарного оценивания своих и чужих достижений;
работы в группе, в паре и самостоятельно;
общения со сверстниками и педагогом;
воспроизведения стихов, двигательных, графических и игровых
упражнений;ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ЛИТЕРАТУРА
Гуткина Н. И. Новая программа развития детей старшего
1.
дошкольного возраста и подготовки их к школе.
Журнал «Психолог в детском саду» , 2007г. №4
М., а/я 754; Издатель: ООО «Исследовательская группа «Социальные
науки»».
Медикопсихологопедагогическая служба в ДОУ. Организация
2.
работы.
Под ред. Е.А.Каралашвили.
(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
М.: ТЦ Сфера, 2007г. – 128с.
Паршукова И.Л.
3.
проектирования и планирования предшкольного образования;
Нормативные и методические основанияжурнал «Дошкольная педагогика» №2(51) февраль 2009г.;
Петербургский научнопрактический журнал
Гл. ред. С.Д.Ермолаев
Учредитель и издатель ООО «Издательство «ДЕТСТВОПРЕСС»»
Проблемы преемственности в условиях перехода от старшего
4.
дошкольного возраста к младшему школьному возрасту.
Материалы региональной научнопрактической конференции (26.04.2002г.
г. Янаул)
Редакционная коллегия: Габдулхаков Р.Б. и др.
Бирский государственный педагогический институт, 146с.
5. Дошкольник и младший школьник в системе образования:
Материалы международной научнопрактической конференции, 78 апреля
2004 г. Коллектив авторов: Т.А.Барышева и др.
СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004 г. – 568 с. [Герценовские
чтения]
6. Шашкова З. В. Занятия по предшкольной подготовке: развитие
творческого мышления (программы, игровые задания стимульный
материал): учебнометодическоепособие;
под ред. Т.В.Черниковой.
М.: Глобус, 2007 г. – 219 с.
7. Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических
навыков и временных представлений.
Сост. Москаланко В.В.
Волгоград: Учитель, 2009. – 216 с.
Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте:
8.
система занятий, конспекты, дидактический материал.
Автор – составитель О. М. Ельцова;
Волгоград: Учитель, 2009. – 335 с.
9. Журнал « Дошкольная педагогика» / Февраль / 2009* Учредитель и
издатель ООО «Издательство «Детство – пресс»; 197348, СанктПетербург,
а/я 45, Email: detstvopress@mail.ru
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Дидактическое пособие
«Азбука. Пишем, читаем, рисуем». Занятия с детьми 57 лет.Авторысоставители: Е. М. Стромчинская, И. В. Гришина;
город Волгоград: издательство « Учитель », 2006г.79с (2015г.)
2. Н.А.Зайцев «Складовые таблицы для обучения чтению».
Школа раннего развития детей от 0 до 6 лет.
(В приложении – в уменьшенном виде.)
Для занятий необходимы следующие средства и материалы: доска, цветные
мелки или фломастеры, магниты, простые и цветные карандаши, ластики.
Учитель может использовать как поощрение и (или) для дополнительного
стимулирования мотивации детей фишки, флажки, наклейки и др.
Комплект диагностических материалов:
карты развития;
тестдиагностика.