Программа «Интегрированный курс по обучению грамоте детей среднего и старшего дошкольного возраста»

  • Научные работы
  • Образовательные программы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 31.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал является пояснительной запиской авторской программы, разработанной в рамках предшкольной подготовки, реализация которой осуществляется посредством использования учебно-методического пособия «Азбука. Пишем, читаем, рисуем». Занятия с детьми 5-7 лет. Авторы-составители: Е. М. Стромчинская, И. В. Гришина; город Волгоград: издательство «Учитель», 2006 г. -79 с. (Присвоен логотип «ФГОС ДО» в 2015 г.) Курс охватывает области: обучения грамоте и письму, математики, окружающего мира, рисования. Автор работает в данном направлении более 25 лет. Программа много раз прошла апробацию и на практике показала положительные результаты.
Иконка файла материала Пояснительная записка к ИНТЕГРИРОВАННОМУ КУРСУ.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 111 Советского района Волгограда» ПРОГРАММА «Интегрированный курс по обучению грамоте детей среднего и старшего дошкольного возраста»                                                    Автор:                                                    Стромчинская Елена Маратовна,                                          учитель начальных классов                                                     высшей  квалификационной                                                      категории                     МОУ СШ № 111Волгоград ­  2018г Пояснительная записка Направленность программы.  «Интегрированный курс по обучению грамоте детей среднего  и старшего дошкольного возраста» является: по содержанию – методическими рекомендациями;                      по функциональному предназначению – учебно­развивающей;  по форме организации – групповой, парной, индивидуальной; по времени реализации – годичной (как вариант – двухгодичной);  по применению – практической. Данная   программа   является   руководством   по   применению в     педагогической   практике   воспитателей   детских   садов   и   учителей начальных   классов   для   предшкольной   подготовки   средних   и       старших дошкольников             дидактического          пособия «Азбука. Пишем, читаем, рисуем». Занятия с детьми  5­7  лет. Авторы­составители:  Е. М. Стромчинская,     И. В. Гришина; город     Волгоград:     издательство     «Учитель»,     2006г.­79с. (Присвоен логотип «ФГОС ДО» в 2015г) Новизна   программы  заключается   в   том,   что   впервые   происходит следующее: ­   изучение   русской   азбуки   в   дошкольном   образовательном учреждении     происходит   не   обособленно,   а   в   интеграции   с   другими областями знаний; ­   развитие мелкой моторики ребёнка как средства обучение письму и печатанию   происходит   через   использование   системы     разнообразных двигательных   упражнений,   самомассажа   кистей   рук,   жестикуляции     и приёмов изобразительной деятельности; ­  программа  рассчитана на разноуровневое  преподавание обучения грамоте в условиях ДОУ.Актуальность программы. Необходимость   коренных   изменений   в   системе   народного образования в настоящее время не вызывает сомнений. Современные учёные и   педагоги   отмечают,   что   данные   изменения   необходимо   проводить комплексно во всех звеньях системы образования.   Педагогам, работающим с дошкольниками, необходимо помнить, что в   массовой   школе   идёт   неуклонное   усложнение   программы   1   класса   и, соответственно, повышение требований к будущим первоклассникам. Создаваемая   сегодня   концепция   непрерывного   образования предполагает   наличие   системы   «   детский   сад   –   школа   »,   в   которой возможно   реальное   осуществление   принципа   преемственности   задач, содержания, методики педагогической деятельности с дошкольниками и детьми школьного возраста. В настоящее время педагогическая практика  испытывает следующие затруднения.   При   поступлении   в   1   класс   у   ребёнка   не   сформирована психологическая   готовность   к   школе,   потребность   в   познании   нового, способность   к     волевым   усилиям.   Объём   знаний   и   умений   оказывается недостаточным   для   успешного   овладения   школьной   программой, отсутствие   взаимосвязей   между   имеющимися   у   ребёнка   знаниями   и умениями из разных областей науки, культуры, сфер применения. Низкий уровень   развития   координации   движений,   мелкой   моторики,   умения ориентироваться   на   странице   книги   или   тетради,   последовательно выполнять учебные задания приводят к испытанию стрессовых ситуаций, как у детей, так и у родителей. Проблемы   преемственности   –  многогранная   проблема.   Попытки   её разрешения осуществляются на разных уровнях, в разных программах.  Данная   программа  «Интегрированный   курс   по   обучению грамоте   детей   среднего   и   старшего   дошкольного   возраста» рассчитана   на   устранение  «ножниц»   между   требованиями   к интеллектуальному   и     личностному   развитию,   предъявляемыми   к первокласснику и тем объёмом знаний, умений, навыков и психофизических возможностей  выпускника дошкольного образовательного учреждения. Педагогическая   целесообразность  программы   заключается   в следующем. Рассмотрим   некоторые     программы   с   позиции   необходимости введения  в дошкольных образовательных учреждениях модуля «Обучения грамоте». В   обновлённом   варианте   российской     «   Программы   воспитания   и обучения   в   детском   саду»   под   редакцией   М.   А.   Васильевой   модуль «подготовки к обучению грамоте» сохраняется.В « Примерной образовательной программе воспитания, обучения и развития   детей   раннего   и   дошкольного   возраста»   под   редакцией   Л.   А. Парамоновой, которая была создана по  заказу  Министерства  образования Российской      Федерации    Центром   « Дошкольного детства »    имени А. В. Запорожца, раздел «Развитие речи» меняет название на «Развитие речи и начал грамоты» для старших дошкольников. В программе «Истоки» того же центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца   в   разделе   «Речь   и   речевое   общение»   не   выделено   как направление  подготовки   к   обучению   грамоте,  но   задачи   ставятся конкретные:   осознание   языковой   действительности,   знакомство   с терминами «звук», «слово», «предложение». В программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой и др. в разделе «Развиваем речь детей» уже с младшего школьного возраста «Подготовка к обучению грамоте» выделено как одно из ведущих направлений работы.  Авторы  программы «Радуга» (Т.Н. Доронова и др.) считают, что на пятом году жизни дети заметно улучшают фонематическое восприятие и предлагают ряд игр и упражнений со звуками, а с 6­7 лет вводят раздел «Обучение детей чтению». Из приведённых выше примеров из множества  имеющихся программ предшкольной подготовки следует, что подход к решению данной проблемы неоднозначен.  Кроме   этого   необходимо   учитывать   роль   игры,   которая   оказывает реальное   влияние   на   умственное   и   эмоционально   ­   волевое   развитие ребёнка. Объём  заданий игрового характера, представленный в пособии  и использование     двигательных   упражнений   обеспечивают   постепенность перехода от форм и методов организации дошкольной педагогики к системе школьного образования. Цели программы: Оказать помощь в подготовке ребёнка к школе: а)  педагогическая:   устранение   «ножниц»   между   требованиями, предъявляемыми к ребёнку ­ первокласснику со стороны учителя и ребёнку – выпускнику ДОУ; б)  образовательная:  формирование   основ     знаний     в   изучаемых областях;  в) развивающая: развивать  и совершенствовать различные виды речи, внимания, памяти;  формировать основы общешкольных умений и навыков;    коммуникативную   культуру дошкольников   как   средства     успешной     адаптации   к   новым   условиям жизнедеятельности.  воспитывающая:   воспитать   г)Задачи программы: в  области формирования психофизических возможностей:  ­     формирование   интереса   к   учебной   деятельности, желание учиться в школе; ­    развитие общей эрудиции, наблюдательности, воображения, тактильно – кинестического восприятия; ­       развитие познавательных интересов, внимания, мышления, творческих способностей, чувства юмора; ­ развитие памяти:  зрительной,  слуховой, артикуляционной, двигательной; ­  развитие интеллектуальных способностей (анализ, синтез, самоконтроль, действие по алгоритму, нахождение последовательности);  в области развития речи: ­  создание развивающей ревой среды через многообразие наблюдаемых  объектов, явлений и ситуаций; ­  формирование элементарно представления о грамматическом строе речи  (согласование, уместное употребление в контексте); ­ развитие связной речи, монологического и диалогического  общения         ­ развитие   навыков     коммуникативного   общения:   со   сверстниками,   с друзьями,   с   педагогом   через   высказывание   и   отстаивание   своей   точки зрения, осваивание словесной вежливости;  ­  обогащение словаря; ­  составление предложений и «чтение» их по схемам (моделям); ­  обучение словесным играм; в области обучения  грамоте и письму:  ­ изучение алфавита; ­ знание букв и звуков; ­ совершенствование фонематического слуха (поиск  места звука в слове, в  слоге,  поиск слов для какого­то звука); ­ овладение техникой слогового и складового чтения; ­ формирование устойчивой мотивации к овладению грамотой  и  графическими навыками письма; ­ подготовка руки к овладению письмом (развитие тонкой моторики пальцев и  мышц кистей, как правой, так и левой рук);  ­ выполнение задания по образцу: печатание, восстановление и  письмо  элементов букв; ­ выделение объекта (буквы) из многообразия линий; ­ овладение техникой обозначения характеристики звука цветом (красным – гласный, синим – твёрдый согласный, зелёным – мягкий согласный);(цифра,   число,   форма,   размер,   количество,    в области математики: ­ формирование элементарных математических представлений и понятий:    сравнение); ­ развитие умений  определять количество и место в   последовательности предметов; ­  упражнять в  прямом и обратном счёте в  пределах 20; ­ развивать чувство времени, длительности временного интервала; ­ закреплять знания цифр от 0 до 9;   последовательность, в области ознакомления с окружающим миром: ­   обогащение   и   систематизирование   знаний   детей   о   природе,   диких   и домашних     животных,     явлениях       общественной   жизни,   предметах окружающего мира; в области изобразительной деятельности: ­  сформировать правильный захват карандаша (щепоть); ­  совершенствование умений раскрашивания и  штрихования различных  форм, соблюдая направление, длину и другие характеристики линий; ­  дополнение и восстановление графических объектов; ­  выполнение рисунка и узора по образцу; ­  выполнение узора с заданным алгоритмом проведения линий по  клеточкам;  ­ соединение произвольной  линией объектов задания; Отличительные   особенности  данной   образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что изучение русской   азбуки  и обучение чтению происходит не обособленно, а в  интеграции с  различными областями знаний: _обучение  грамоте  и  письму, _ математика, _ознакомление  с  окружающим  миром, _изобразительная  деятельность, _основы этикета,  ПДД  и  др. Следует     учитывать,   что   система   пальчиковых   упражнений отображена   только   графически   (штриховка,   рисование,   проведение соединений, линий и т. д.) и требует обязательного моторного дополнения (массажа,   имитации   движений   животных,   знакового   обозначения   звуков, жестикуляции,   двигательных   упражнений   с   карандашом   и   т.д.), дыхательных упражнений  и словесных пояснений.Универсальность применения заключается в следующем:           _ по одной теме предлагаются задания разного уровня сложности, что даёт   возможность   преподавателю   расширить   пропедевтические возможности   каждого   занятия,   применять   на   занятиях   с   детьми   разных возрастных групп. _учитывая возраст и индивидуальные особенности ребёнка, работу по данному пособию можно вести на протяжении двух и более лет; взрослея, ребёнок может вернуться и выполнить «пропущенные» задания. _система   предложенных   заданий   может   быть   использована   как средство коррекции пробелов в знаниях и (или) умениях первоклассников.   использоваться   как   для   занятий   в   группах,   так   и _может   индивидуально.     Оптимальность:            _подбор тем и интеграция из различных областей знаний позволяют с  одной стороны расширить кругозор и стимулировать познавательную  деятельность  детей, а с другой стороны оптимально использовать время,  отведённое для занятий не перегружая при этом ребёнка.   _задания разного уровня сложности позволяют:    а) вести работу с учётом возрастных и психофизических  особенностей ребёнка,    б) дифференцировать нагрузку, темп выполнения и  объём заданий.  _разнообразие предлагаемых заданий на каждом занятии приводит к  смене видов деятельности и обеспечивает максимальную продуктивность  работы детей, не приводя к их быстрой утомляемости.  _обязательное, на первом этапе обучения грамоте, орфографически­ правильное проговаривание звуков в анализируемых словах. Принципы построения учебного материала: _порядок изучения буквы определяется частотой её употребления в  русском языке (по В.Г.Горецкому и др.)           _каждая новая буква  изучается в соответствии с алгоритмом  звукового анализа слова. _для изучения каждой буквы подобраны упражнения из разных  областей знаний._слова  для  анализа содержатся в новой  предлагаемой теме из  ознакомления с окружающим    миром, математики или другой области  знаний.        области знаний, изучаемых в ДОУ, и не противоречат имеющимся в них  программам. _ темы подобраны таким образом, что  охватывают почти все    _объём  основных заданий и упражнений увеличивается постепенно. Возраст детей. Программа рассчитана на детей 5­7 лет. Дети этого возраста особенно  нуждаются в обучающих и развивающих занятиях предшкольной  подготовки. Сроки реализации образовательной программы рассчитаны на 1­2 года. Формы занятий: по количеству детей, участвующих в занятии, ­ групповая, в парах и индивидуальная; по видам коммуникативного взаимодействия педагога и детей  – словесные (диалог, беседа и др.), двигательные (инсценировка, разминка, упражнения на развитие моторики, координации, силы мышц кистей рук), игровые, графические. Режим занятий. Для освоения программы предполагается проведение двух  интегрированных занятий в неделю. Каждое занятие, длительность которого составляет 20­25минут в средней группе и 30 минут в старшей группе,  делится на две части для проведения подвижной перемены  продолжительностью 15 минут. Ожидаемые результаты к концу учебного года:  Обучающиеся будут знать: ­ гласные и согласные звуки и буквы, их отличия;  ­ знать графемы печатных букв; ­ числа первого десятка, их последовательность в прямом и обратном  порядке, ­ цифры: 0,1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. ­ названия основных геометрических форм,­ времена года, диких и домашних животных, ­ название и смысл наиболее значимых праздников, ­ некоторые скороговорки, загадки, пословицы,   Обучающиеся будут уметь: ­ ориентироваться на странице учебника: вверху – внизу, справа ­ слева,  левая и правая страница разворота; ­ находить на странице и последовательно выполнять задания учителя; ­ отвечать на вопросы учителя  полным предложением; ­ работать с  графическими объектами: картинкой, схемой, узором, словом,  текстом;    ­ иметь представление о многозначных словах, ребусах, кроссвордах;   ­ заучивать наизусть небольшие стихотворения, декламировать их,  используя мимику и жестикуляцию; ­ строить  сложные предложения; ­ самостоятельно пересказывать небольшие тексты; ­ «читать»  предложение по схеме; ­ «достраивать» букву, слово, предложение; ­ составлять небольшие рассказы по картинке, по опорным словам; ­ с помощью учителя выполнять звукобуквенный анализ слова; ­ читать по слогам и складам слова и небольшие предложения; ­ менять местами слова в предложении из 3 – 5 слов; ­  подсчитывать количество слов в предложении, количество слогов (частей) в слове, ­ определять (с помощью учителя) характеристику согласного звука  по  мягкости – твёрдости, звонкости – глухости;  ­ печатать буквы на клетчатой бумаге; ­ «вставлять» изучаемую букву в пробел; ­ правильно прописывать буквы по точечным очертаниям;  ­ называть цифры от 0 до 9; ­ соотносить цифру и число предметов; ­ штриховать фигуру в заданных направлениях различными видами    штриховок; ­ проводить линии соединения.  Обучающиеся приобретут навыки: ­ элементарного оценивания своих и чужих достижений; ­ работы в группе, в паре и  самостоятельно; ­ общения со сверстниками и педагогом; ­ воспроизведения стихов, двигательных, графических и игровых  упражнений;ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ЛИТЕРАТУРА Гуткина   Н.   И.   Новая   программа   развития   детей   старшего 1. дошкольного возраста и подготовки их к школе. Журнал «Психолог в детском саду» ,­ 2007г. №4 М.,   а/я   754;   Издатель:   ООО   «Исследовательская   группа   «Социальные науки»». Медико­психолого­педагогическая   служба   в   ДОУ.   Организация 2. работы. Под ред. Е.А.Каралашвили. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). М.: ТЦ Сфера, 2007г. – 128с.    Паршукова   И.Л. 3. проектирования и планирования предшкольного образования;   Нормативные   и   методические   основанияжурнал «Дошкольная педагогика» №2(51) февраль 2009г.; Петербургский  научно­практический журнал Гл. ред. С.Д.Ермолаев Учредитель и издатель ООО «Издательство «ДЕТСТВО­ПРЕСС»» Проблемы   преемственности   в   условиях   перехода   от   старшего 4. дошкольного возраста к младшему школьному  возрасту. Материалы региональной научно­практической конференции   (26.04.2002г. г. Янаул) Редакционная коллегия: Габдулхаков Р.Б. и др. Бирский  государственный   педагогический   институт, ­146с. 5.         Дошкольник и младший школьник в системе образования: Материалы международной научно­практической конференции, 7­8 апреля  2004 г. Коллектив авторов: Т.А.Барышева и др.  СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2004 г. – 568 с. [Герценовские  чтения] 6.       Шашкова  З. В.  Занятия по предшкольной подготовке: развитие  творческого мышления (программы, игровые задания стимульный  материал):  учебно­методическое­пособие;                                                           под ред. Т.В.Черниковой.  М.: Глобус, 2007 г. – 219 с.       7.         Занятия со старшими дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. Сост. Москаланко В.В. Волгоград: Учитель, 2009. – 216 с.          Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: 8.  система занятий, конспекты, дидактический материал.   Автор – составитель  О. М. Ельцова;  Волгоград: Учитель, 2009. – 335 с. 9.            Журнал « Дошкольная педагогика» / Февраль / 2009* Учредитель и издатель ООО «Издательство «Детство – пресс»; 197348, Санкт­Петербург, а/я 45, E­mail: detstvopress@mail.ru МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1.         Дидактическое     пособие «Азбука. Пишем, читаем, рисуем». Занятия с детьми  5­7  лет.Авторы­составители:  Е. М. Стромчинская,     И. В. Гришина; город  Волгоград:  издательство  « Учитель »,  2006г.­79с (2015г.) 2.         Н.А.Зайцев  «Складовые таблицы для обучения чтению».  Школа раннего развития детей от 0 до 6 лет. (В приложении – в уменьшенном виде.) Для занятий необходимы следующие средства и материалы: доска, цветные мелки или фломастеры, магниты, простые и цветные карандаши, ластики. Учитель может использовать как поощрение и (или) для дополнительного стимулирования мотивации  детей  фишки, флажки, наклейки и др. Комплект диагностических материалов: ­карты развития; ­тест­диагностика.

Посмотрите также