Программа позволяет школьникам глубже познакомиться с историей родного города, органично войти в его культуру и духовную атмосферу, почувствовать свою ответственность за процветание города. Программа способствует формированию исторического сознания, воспитания у школьников патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного города, приобщению обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Набережночелнинская школа № 68 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Согласовано: Утверждено:
Зам. директора по ВР Директор школы
____________ ___________
Программа классных часов
"Знай свой город"
Классный руководитель: Милауша Фоатовна ШаяхметоваСогласно СФГОС второго поколения, одной из главных задач, которые ставит перед собой школа, является развитие
духовно – нравственной личности. В школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается
длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще
обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём
необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа,
изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной
личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край
играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе
обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру,
народные традиции, природу. Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей
знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.
Чувство любви к родному городу выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства
любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам
академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекатиполе».
Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного
города – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем
сердцем и душой.
Программа позволяет школьникам глубже познакомиться с историей родного города, органично войти в его культуру и
духовную атмосферу, почувствовать свою ответственность за процветание города. Программа способствует
формированию исторического сознания, воспитания у школьников патриотизма, бережного отношения к историкокультурному наследию родного города, приобщению обучающихся к краеведческой и поисковоисследовательской
деятельности.
Цель программы:
воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой город (его традиции, памятники
природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Образовательные задачи:
формирование представлений о различных сторонах жизни своего города и его населения;
ознакомление с историей и современной жизнью своего города;
Воспитательные задачи:
развитие гражданских качеств, патриотического отношения к своему городу;
формирование личностноценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному
месту жительства;
укрепление семейных связей:
заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;
наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории города через семейные
архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни города в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных
писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;
общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;
формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности
окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивносберегающего отношения к окружающей среде и
социальноответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной
познава тельной деятельности;
стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе;
адаптация к реальной действительности, к местной социальноэкономической и социальнокультурной ситуации;
ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего города, развитие установки на стремление
внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культурнотворческой инициативы.
Организационнопедагогические основы обучения:
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся из расчёта 34 часов в год (1час в месяц).
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностнодеятельный подход к организации учебновоспитательного процесса;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
• доступность.
Занятия могут проводиться в различных формах:
исследование,
экскурсии,
работа в группах,
дискуссии,
путешествия,
беседы,
викторины,
встречи с интересными людьми,
конкурсы,
выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
Результатом занятий являются практические работы, рефераты, выступления, дискуссии.
Планируемые результаты:
Личностные:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к родной природе.
Широкая мотивационная основа для дальнейшей учебной деятельности, включающая социальные, учебно
познавательные мотивы.
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Познавательные:
Осуществляет поиск необходимой информации для выполнении поставленной задачи.
Правильное строение речевых высказываний.
Расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и электронных ресурсов Интернета.
Коммуникативные:
Формулировать свое мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Использование речи для регуляции своих действий.Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
основные сведения о своём городе;
основы исторического прошлого родного города;
сведения о своей школе и её героях;
музеи и театры города;
названия улиц в своём микрорайоне и почему их так назвали;
Учащиеся должны уметь:
работать в группе;
пользоваться словарями, энциклопедиями другими пособиями;
целенаправленно читать литературу по определённой теме;
различать историкоархитектурные объекты в городе;
вести себя в общественном месте, в природе.
Тематическое планирование№п/п
Тема
Цели и задачи
Дата
проведения
Форма занятия
Воспитанники должны
знать и уметь
1
2
3
4
5
6
7
8
Моя малая Родинагород
Набережные Челны.
Воспитывать любовь и бережное
отношение к родному городу.
видеоурок
Уметь рассказать о городе,
знать историю названия города.
Здесь родились мы с тобой и живем.
(Официальная символика города
Набережные Челны)
Формировать чувство
патриотизма.
Гимн Набережных Челнов. Песни и
стихи о Набережных Челнах.
Формировать чувство
патриотизма. Воспитывать
любовь к поэзии.
История моей улицы. История
главных проспектов города.
Расширить знания учащихся о
своей улице, комплексе.
Природа моего края: парки, скверы,
животный и растительный мир.
Завод КамАЗвчера, сегодня,
завтра.
КамАЗМастер
Воспитывать бережное
отношение к природе родного
края
Сформировать представление о
строителях завода КАМАЗ, о
значимости завода для нашего
города
Воспитывать гражданскую
сознательность, гордость за свой
город, формировать
любознательность.
Урокпрезентация
Знать герб, флаг города
Литературный вечер
Знать гимн города, стихи и
песни о городе.
Краткий рассказ.
Знать историю своей улицы,
уметь составить краткий
рассказ.
Экологический урок.
Знать животный и растительный
мир нашего края
Урокпрезентация
Знать историю строительства
завода
Видеоурок
Знать значимость команды
«КамАЗМастер», знать об их
победах и наградах.
Камская ГЭС часть единой
энергосистемы России
Формировать чувство
патриотизма.
Беседа
Знать объекты социальной
значимости, о профессиях,9
10
11
Вернисаж «Мой город в разные
времена года», фотоконкурс.
Верной дружбой дорожим:
Набережные Челны
многонациональный город
Музеи нашего городахранители
истории.
12
Экскурсия в музей истории города
Профориентационная работа.
Воспитывать любовь к своему
городу, научить видеть красоту
родного города.
Расширить представление
учащихся о дружбе различных
народностей в Набережных
Челнах, о единстве народа:
воспитывать чувство гордости за
свою малую Родину.
у
Формировать бережное
отношение к историческому
наследию
учащихся
Развивать
способностей
к
самообразованию, интереса к
занятиям
краеведением.
Формировать познавательный
интерес к истории своего края,
его людям – труженикам
тыла ,фронтовикам, учителям
ветеранам, выпускникам школы
Вернисаж
Урокпрезентация
которые необходимы в данном
объекте
Уметь фотографировать,
рисовать, использовать яркие
краски.
Знать обычаи и традиции тех
национальностей, которые
проживают в городе, уметь
уважать чужие традиции.
Заочная экскурсия.
Экскурсия
Знать музеи города, их
местоположение, уметь вести
себя в обществе.
Знать местонахождение музея
истории города, уметь вести
себя в общественном месте.
13
Героинаши земляки.
Развивать интерес и уважение к
жизни замечательных людей,
явивших примеры гражданского
служения, исполнения ими
патриотического долга;
беседа
Знать биографию героев
земляков, их историювоспитывать уважение к
знаменитым землякам
14
15
Набережные Челны спортивный
город.
Формировать навыки ЗОЖ.
Устный журнал
Набережные Челны культурный
город.
Дать определения, что такое
культура, что такое национальная
культура.
Урок презентация
16
Культпоход в органный зал.
17
Кама Камушка река.
18
История моей семьи в истории
моего города.
19
Творческий конкурс: старая
фотография.
Формировать культуру
поведения у учащихся.
Познакомить органной музыкой,
воспитывать любовь к музыке.
Знакомить с рекой родного края –
Кама, с её хозяйственным,
культурным и промысловым
использованием
Воспитывать уважительное
отношение к своим родителям,
дедушкам, бабушкам. Развивать
творчество . Расширять знания о
прошлом своей семьи.
Формировать культурные традиции
в общении между детьми и
взрослыми.
Воспитывать уважительное
отношение к своим родителям,
дедушкам, бабушкам. Развивать
творчество . Расширять знания о
прошлом своей семьи.
Знать спортивные объекты
города, их значимость и
предназначение.
Знать объекты культуры,
национальные традиции и
обычаи
Знать местонахождение
органного зала, уметь слушать
музыку, вести себя в
общественном месте.
Знать где Кама берёт начало и как
развивается, её притоки, какие
водохранилища на ней построены
Экскурсия
Урокдиалог
Круглый стол с
родителями.
Знать историю своей семьи.
Фотовернисаж
Знать историю своей семьи.20
Традиции нашего города.
21
22
Чем кормит земля наша. Сельское
хозяйство.
Образованный город: высшие и
специальные учебные заведения
города.
23
Памятники и скульптуры города.
Формировать культурные традиции
в общении между детьми и
взрослыми.
Воспитать чувства любви и
гордости за свою Родину,
пропаганда обычаев, традиций,
достижений родного города.
Повысить престиж сельских
профессий. Воспитать у учащихся
чувство патриотизма к своей малой
родине.
Формирование у учащихся
мотивации к образованию как
основному инструменту
достижения личного успеха и
процветания, обогащение своего
внутреннего мира, становление и
развитие активной жизненной
позиции.
Познакомить с памятниками и
скульптурами в городе,
объяснить, кто был автором,
причину строительства
памятника и скульптуры.
Воспитывать бережное
отношение к памятникам
истории. Формировать чувство
партиотизма.
Экскурсия к монументу «Родина
Мать»
24
25
Экскурсия к памятникам: «Воинам
интернационалистам», «Строителям
Воспитывать бережное
отношение к памятникам
Урокигра
Знать традиции, праздники,
которые проводятся в родном
городе.
Видеоурок
Знать профессии в сельском
хозяйстве.
Круглый стол
Уметь учиться, знать учебные
заведения города.
Урокпрезентация
Экскурсия
Экскурсия
Знать памятники и скульптуры
города, их названия, авторов.
Уметь бережно к ним
относится.
Знать историю монумента
«РодинаМать», уметь бережно
к нему относится, ухаживать за
ним.
Знать историю памятников
«Воинам интернационалистам»,КамАЗа»
26
Новостройки города.
27
Умники и умницы «Памятные места
города»
28
Кульпоход в кинотеатр.
истории. Формировать чувство
партиотизма.
Формировать знания о
новостройках города.Дать
понятие об их предназначении, о
значимости. Воспитывать
эстетическую культуру,
культуру поведения.
Формировать интеллектуальные
качества, дух здорового
соперничества.
Воспитывать культуру
поведения в кинотеатре.
Познакомить с кинотеатром
«Иллюзиум»
29
30
Социальнозначимые объекты
города.
Познакомить с социально
значимыми объектами города.
Связь с другими городами и
странами: железнодорожный вокзал
и автовокзал
Познакомить учащихся с
историей строительства
железнодорожного вокзала.
Привитие интереса к профессии
«помощник машиниста
локомотива». Воспитывать
любовь к малой Родине, чувство
патриотизма и
гражданственности.
Заочная экскурсия
Урокигра
Культпоход
Вопросответ
Час общения.
«Строителям КамАЗа» уметь
бережно к ним относится,
ухаживать за ними.
Уметь работать в группе,
слушать остальных,
прислушиваться к чужому
мнению. Знать новостройки
города.
Уметь работать в команде.
Знать памятные места города,
их историю.
Знать кинотеатры в городе,
правила поведения в
кинотеатре.
Знать важные объекты города,
их значимость для жителей
города.
Уметь добираться до
автовокзала, жд вокзала, уметь
покупать билеты.31
Картоннобумажный комбинат.
32
Трамвайная экскурсия по городу.
33
Экологическая тропа: посадка
деревьев и кустарников,
оформление цветочных клумб.
34
Люби и сохрани свою Землю!
Познакомит с КБ комбинатом,
развивать интерес к рабочим
профессиям.
Воспитывать любовь к своему
городу, научить видеть красоту
родного города. Формировать
бережное отношение к своему
городу.
Расширить у учащихся знания
об объектах и процессах
окружающей нас природы.
Способствовать воспитанию
экологической культуры
поведения человека, развивать
экологическую сознательность,
разъяснять правила поведения
на природе.
Воспитывать любовь к своему
городу, научить видеть красоту
родного города. Формировать
бережное отношение к своему
городу.
Урокпрезентация
Знать историю строительства
КБ комбината, о производимой
продукции.
Экскурсия
Знать части города, основные
проспекты, памятники.
Экологическая тропа Уметь сажать деревья, цветы,
ухаживать за растениями. Уметь
вести себя на природе.
Круглый стол
Уметь оформлять реферат
итоговую работу.