Программа классных часов "Знай свой город"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 08.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа позволяет школьникам глубже познакомиться с историей родного города, органично войти в его культуру и духовную атмосферу, почувствовать свою ответственность за процветание города. Программа способствует формированию исторического сознания, воспитания у школьников патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного города, приобщению обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.
Иконка файла материала город ШМФ.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Набережночелнинская школа № 68 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Согласовано:                                                                                                                                           Утверждено:  Зам. директора по ВР                                                                                                                            Директор школы ____________                                                                                                                                              ___________  Программа классных часов  "Знай свой город"  Классный руководитель: Милауша Фоатовна ШаяхметоваСогласно СФГОС второго поколения, одной из главных  задач, которые ставит перед собой  школа, является развитие  духовно – нравственной личности. В школьном возрасте происходит формирование личности ребенка, начинается  длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Мы всё чаще  обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.           В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа,  изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной  личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край  играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе  обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру,  народные традиции, природу.     Краеведение – важное педагогическое средство, которое способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.         Чувство любви к родному городу  выращивается в человеке всеми впечатлениями бытия и начинается с чувства  любви и сыновнего почтения к «малой родине», к дому, где он родился и рос, к родному краю. По точным словам  академика Д.С. Лихачёва, «без корней в родной местности человек уподобляется степной травке перекати­поле». Память о прошлом, о славных предках, о вековых культурных традициях родной земли, изучение настоящего родного  города – одно из самых действенных средств воспитания хозяина, человека, труженика, прикипевшего к нему всем  сердцем  и душой. Программа позволяет школьникам глубже познакомиться с историей родного города, органично войти в его культуру и  духовную атмосферу, почувствовать свою ответственность за процветание города. Программа способствует  формированию исторического сознания, воспитания у школьников патриотизма, бережного отношения к историко­культурному наследию родного города, приобщению обучающихся к краеведческой и поисково­исследовательской  деятельности.  Цель программы:  воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой  город (его традиции, памятники  природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии. Образовательные задачи:         ­ формирование представлений о различных сторонах жизни своего города  и его населения; ­ ознакомление с историей и современной жизнью своего города; Воспитательные задачи: ­ развитие гражданских качеств, патриотического отношения к своему городу; ­ формирование личностно­ценностного отношения к своей малой родине, пробуждение деятельной любви к родному  месту жительства;  ­ укрепление семейных связей:  заинтересованность содержанием программы внеурочной деятельности не только учащихся, но и их родителей;  наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории  города через семейные  архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни города в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных  писателей, семейные экскурсии, просмотр телематериалов и видеофильмов;  общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры;  формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности  окружающей среды как сферы жизнедеятельности; позитивно­сберегающего отношения к окружающей среде и  социально­ответственного поведения в ней; Развивающие задачи: ­ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование самостоятельной  познава тельной деятельности; ­ стимулирование стремления знать как можно больше о родном городе;      ­ адаптация к реальной действительности, к местной социально­экономической и социально­культурной ситуации; ­ ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы; ­ формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;  ­ стимулирование участия учащихся в повседневной реальной жизни своего города, развитие установки на стремление  внести личный вклад в совершенствование жизни своего края, реализацию культурно­творческой инициативы. Организационно­педагогические основы обучения:         Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся из расчёта 34  часов в год (1час в месяц).        Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются: • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;• доброжелательный психологический климат на занятиях;  • личностно­деятельный подход к организации учебно­воспитательного процесса;  • оптимальное сочетание форм деятельности;  • доступность.    Занятия могут проводиться в различных формах:   ­ исследование,  ­ экскурсии,  ­ работа в группах,   ­ дискуссии,  ­ путешествия,  ­ беседы,  ­ викторины,  ­ встречи с интересными людьми,  ­ конкурсы,  ­ выставки,­ походы с осмотром краеведческих объектов.  Результатом занятий являются практические работы, рефераты, выступления, дискуссии.    Планируемые результаты: Личностные:  Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к родной природе.  Широкая мотивационная основа для дальнейшей учебной деятельности, включающая социальные, учебно­ познавательные мотивы.  Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Познавательные:  Осуществляет поиск необходимой информации для выполнении поставленной задачи.  Правильное строение речевых высказываний.  Расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и электронных ресурсов Интернета. Коммуникативные:  Формулировать свое мнение и позицию;  Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  Использование речи для регуляции своих действий.Ожидаемые результаты    Учащиеся должны знать: ­ основные сведения о своём городе; ­ основы исторического прошлого родного города; ­ сведения о своей школе и её героях; ­ музеи и театры города; ­ названия улиц в своём микрорайоне и почему их так назвали; Учащиеся должны уметь: ­ работать в группе; ­ пользоваться словарями, энциклопедиями  другими  пособиями; ­ целенаправленно читать литературу по определённой теме; ­ различать историко­архитектурные объекты в городе; ­ вести  себя в общественном месте, в природе. Тематическое планирование№п/п Тема  Цели и задачи Дата проведения Форма занятия  Воспитанники должны  знать и уметь 1 2 3 4 5 6 7 8 Моя малая Родина­город  Набережные Челны. Воспитывать любовь и бережное отношение к родному городу. видеоурок Уметь рассказать о городе,  знать историю названия города. Здесь родились мы с тобой и живем. (Официальная символика города  Набережные Челны) Формировать чувство  патриотизма. Гимн Набережных Челнов. Песни  и  стихи о Набережных Челнах. Формировать чувство  патриотизма. Воспитывать  любовь к поэзии. История моей улицы. История  главных проспектов города. Расширить знания учащихся о  своей улице, комплексе. Природа моего края: парки, скверы, животный и растительный мир. Завод КамАЗ­вчера, сегодня,  завтра. КамАЗ­Мастер Воспитывать  бережное  отношение к природе родного  края Сформировать представление о  строителях завода КАМАЗ, о  значимости завода для нашего  города Воспитывать гражданскую  сознательность, гордость за свой город, формировать  любознательность. Урок­презентация Знать герб, флаг города Литературный вечер Знать гимн города, стихи и  песни о городе. Краткий рассказ. Знать историю своей улицы,  уметь составить краткий  рассказ. Экологический урок. Знать животный и растительный мир нашего края Урок­презентация Знать историю строительства  завода Видеоурок  Знать значимость команды  «КамАЗ­Мастер», знать об их  победах и наградах. Камская ГЭС­ часть единой  энергосистемы России Формировать чувство  патриотизма.  Беседа  Знать объекты социальной  значимости, о профессиях,9 10 11 Вернисаж «Мой город в разные  времена года», фотоконкурс. Верной дружбой дорожим:  Набережные Челны  многонациональный город Музеи нашего города­хранители  истории. 12 Экскурсия в музей истории города Профориентационная работа. Воспитывать любовь к своему  городу, научить видеть красоту  родного города. Расширить представление  учащихся о дружбе различных  народностей в Набережных  Челнах, о единстве народа:  воспитывать чувство гордости за  свою малую Родину.     у Формировать бережное  отношение к историческому  наследию учащихся Развивать   способностей к самообразованию,   интереса   к занятиям краеведением. Формировать   познавательный интерес к истории своего края, его   людям   –   труженикам тыла   ,фронтовикам,   учителям­ ветеранам, выпускникам школы   Вернисаж  Урок­презентация которые необходимы в данном  объекте Уметь фотографировать,  рисовать, использовать яркие  краски. Знать обычаи и традиции тех  национальностей, которые  проживают в городе, уметь  уважать чужие традиции. Заочная экскурсия. Экскурсия  Знать музеи города, их  местоположение, уметь вести  себя в обществе. Знать местонахождение музея  истории города, уметь вести  себя в общественном месте. 13 Герои­наши земляки. Развивать интерес и уважение к  жизни замечательных людей,  явивших примеры гражданского  служения, исполнения ими  патриотического долга; беседа Знать биографию героев­ земляков, их историювоспитывать уважение к  знаменитым землякам 14 15 Набережные Челны ­ спортивный  город. Формировать навыки ЗОЖ.  Устный журнал  Набережные Челны ­ культурный  город. Дать определения, что такое  культура, что такое национальная  культура. Урок ­ презентация 16 Культпоход в органный зал. 17 Кама ­ Камушка река. 18 История моей семьи в истории  моего города. 19 Творческий конкурс: старая  фотография. Формировать культуру  поведения у учащихся.  Познакомить органной музыкой, воспитывать любовь к музыке. Знакомить с рекой родного края –  Кама, с её хозяйственным,  культурным и промысловым  использованием Воспитывать уважительное  отношение к своим родителям,  дедушкам, бабушкам. Развивать  творчество . Расширять знания о  прошлом своей семьи.  Формировать культурные традиции в общении между детьми и  взрослыми. Воспитывать уважительное  отношение к своим родителям,  дедушкам, бабушкам. Развивать  творчество . Расширять знания о  прошлом своей семьи.  Знать спортивные объекты  города, их значимость и  предназначение. Знать объекты культуры,  национальные традиции и  обычаи Знать местонахождение  органного зала, уметь слушать  музыку, вести себя в  общественном месте. Знать где Кама берёт начало и как  развивается, её притоки, какие  водохранилища на ней построены Экскурсия  Урок­диалог  Круглый стол с  родителями. Знать историю своей семьи. Фотовернисаж  Знать историю своей семьи.20 Традиции нашего города. 21 22 Чем кормит земля наша. Сельское  хозяйство. Образованный город: высшие и  специальные учебные заведения  города. 23 Памятники и скульптуры города. Формировать культурные традиции в общении между детьми и  взрослыми. Воспитать чувства любви и  гордости за свою Родину,  пропаганда обычаев, традиций,  достижений родного города.  Повысить престиж сельских  профессий. Воспитать у учащихся  чувство патриотизма к своей малой родине. Формирование у учащихся  мотивации к образованию как  основному инструменту  достижения личного успеха и  процветания, обогащение своего  внутреннего мира, становление и  развитие активной жизненной  позиции. Познакомить с памятниками и  скульптурами в городе,  объяснить, кто был автором,  причину строительства  памятника и скульптуры. Воспитывать бережное  отношение к памятникам  истории. Формировать чувство  партиотизма. Экскурсия к монументу «Родина  Мать» 24 25 Экскурсия к памятникам: «Воинам  интернационалистам», «Строителям Воспитывать бережное  отношение к памятникам  Урок­игра Знать традиции, праздники,  которые проводятся в родном  городе. Видеоурок  Знать профессии в сельском  хозяйстве. Круглый стол Уметь учиться, знать учебные  заведения города. Урок­презентация Экскурсия Экскурсия  Знать памятники и скульптуры  города, их названия, авторов.  Уметь бережно к ним  относится.  Знать историю монумента  «Родина­Мать», уметь бережно  к нему относится, ухаживать за  ним. Знать историю памятников  «Воинам интернационалистам»,КамАЗа» 26 Новостройки города. 27 Умники и умницы «Памятные места города» 28 Кульпоход в кинотеатр. истории. Формировать чувство  партиотизма. Формировать знания о  новостройках города.Дать  понятие об их предназначении, о значимости. Воспитывать  эстетическую культуру,  культуру поведения. Формировать интеллектуальные качества, дух здорового  соперничества. Воспитывать культуру  поведения в кинотеатре.  Познакомить с кинотеатром  «Иллюзиум» 29 30 Социально­значимые объекты  города. Познакомить с социально­ значимыми объектами города. Связь с другими городами и  странами: железнодорожный вокзал  и автовокзал Познакомить учащихся с  историей строительства  железнодорожного вокзала.  Привитие интереса к профессии «помощник машиниста  локомотива». Воспитывать  любовь к малой Родине, чувство патриотизма и  гражданственности. Заочная экскурсия Урок­игра Культпоход  Вопрос­ответ  Час общения. «Строителям КамАЗа» уметь  бережно к ним относится,  ухаживать за ними. Уметь работать в группе,  слушать остальных,  прислушиваться к чужому  мнению. Знать новостройки  города. Уметь работать в команде.  Знать памятные места города,  их историю. Знать кинотеатры в городе,  правила поведения в  кинотеатре. Знать важные объекты города,  их значимость для жителей  города. Уметь добираться до  автовокзала, жд вокзала, уметь  покупать билеты.31 Картонно­бумажный комбинат. 32 Трамвайная экскурсия по городу. 33 Экологическая тропа: посадка  деревьев и кустарников,  оформление цветочных клумб. 34 Люби и сохрани свою Землю!                                                    Познакомит с КБ комбинатом,  развивать интерес к рабочим  профессиям. Воспитывать любовь к своему  городу, научить видеть красоту  родного города. Формировать  бережное отношение к своему  городу. Расширить у учащихся знания  об объектах и процессах  окружающей нас природы.  Способствовать воспитанию  экологической культуры  поведения человека, развивать  экологическую сознательность,  разъяснять правила поведения  на природе. Воспитывать любовь к своему  городу, научить видеть красоту  родного города. Формировать  бережное отношение к своему  городу. Урок­презентация  Знать историю строительства  КБ комбината, о производимой  продукции. Экскурсия  Знать части города, основные  проспекты, памятники. Экологическая тропа Уметь сажать деревья, цветы,  ухаживать за растениями. Уметь вести себя на природе. Круглый стол Уметь оформлять реферат ­  итоговую работу.