В 2009 году мною была разработана программа клуба «Молодой избиратель», которая успешно реализуется в гимназии.
Программа предназначена для подростков в возрасте 13 – 14 лет, рассчитана на 2 учебных года. Занятия проводятся по 2 часа в неделю.
Цель программы: создание условий и возможностей для формировании и становления целостной личности – гражданина и патриота в ответственный период социального взросления.
МБОУ Верхнедонская гимназия
Программа клуба «Молодой избиратель»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За последние десятилетия в нашей стране произошли большие перемены. Изменилось
буквально всё: экономические и политические отношения, структура власти, законы,
границы. А самое главное – изменилось сознание людей, восприятие окружающей действительности.
Страна вступила на путь формирования правового государства, ста
новления гражданского общества, продолжается этап выработки ведущей националь
ной идеи в России , призванной служить объединению и упрочнению российского
общества и государства. Успехи на этом пути зависят не только от совершенствования
законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых
условиях, от уровня правовой культуры граждан.
В обществе наметилась положительная тенденция: возрастает интерес людей к пра
вовой информации. В основе правовой и политической культуры лежит знание право
вых норм и умение ими пользоваться. Чем полнее и глубже правовые знания, тем боль
ше возможностей занять активную общественную позицию
Всё большую роль начинает играть патриотическое воспитание подрастающего поко
ления т. к. патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и го
сударственного здания, опору его жизнедеятельности. Патриотизм активизирует духов
ный потенциал ребёнка, поднимает уровень развития личности на более высокую сту
пень. Ценностные ориентации, связанные с патриотическими чувствами, обеспечивают
активное деятельное вхождение детей в жизнь общества.
Молодёжь – важнейший социальный ресурс общества: именно она будет играть боль
шую роль в развитии гражданского общества и правового государства.
Именно поэтому возникает необходимость создания политического клуба, который будет уделять
внимание правовому воспитанию молодого гражданина, формированию
активной жизненной позиции, приобщению к нравственным, духовным ценностям
современного мира, возрождению традиций нашей страны.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий и возможностей для формирования и
становления целостной личности – гражданина и
патриота в ответственный период социального взрос
ления.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
формирование правовой и политической культуры, становление общественно
активной личности;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,уважения к социальным нормам;
приобщение детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство
общечеловеческой и родной российской культуры;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных
социальных ролях.
Программа предназначена для подростков в возрасте 13 – 14 лет, рассчитана на 2
учебных года. Занятия проводятся по 2 часа в неделю.
Условием эффективного образовательного процесса является использование совре
менных методов, форм, приёмов и педагогических технологий.
Формы и методы деятельности клуба
К основным формам и методам деятельности Клуба относятся:
– проведение встреч, круглых столов с участием представителей органов местного самоуправления,
политических партий, действующих на территории района, членов Избирательной комиссии и других,
заинтересованных в рассматриваемых вопросах лиц;
– проведение конференций, лекций, конкурсов, деловых игр с молодыми избирателями;
– участие в реализации комплекса образовательных, разъяснительных, информационных и
исследовательских мероприятий Избирательной комиссии;
– организация, проведение и участие в конкурсах по избирательному праву и политическому процессу
– участие в деятельности избирательных комиссий различных уровней;
– проведение и организация, участие в мероприятиях, акциях, круглых столах, конференциях
направленных на изучение избирательного права, процесса и иных вопросов, связанных с деятельностью
клуба;
– участие и организация социологических опросов;
– участие в акциях организованных молодежными объединениями, организациями, политическими
партиями;
распространение информации о своей деятельности.
Для успешной реализации программы применяются следующие технологии:
личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания;
технология обучения в сотрудничестве;
технология индивидуализации обучения;
групповые технологии;
технология коллективного взаимодействия;
технология исследовательского (проблемного) обучения;
технология творческой деятельности.
В качестве средств обучения используются фото, видео, аудиоматериалы, медиа
оборудование, Интернет.
Учебно – воспитательный процесс по программе предполагает получение следую
щих результатов:
повышение гражданской активности и качества правовых знаний у молодых избирателей;
подготовка молодёжи к участию в общественнополитической жизни страны,
государственной деятельности и управлению;
формирование устойчивого мировоззрения на основе гуманистической идеологии;
формирование толерантного отношения к истории и традициям других народов;
усвоение общечеловеческих норм морали;положительная динамика роста электоральной активности молодых избирателей.
Воспитанники приобретают умения:
работать с различными видами источников;
систематизировать и использовать их;
делать рабочие записи, оформлять итоговые работы;
вести беседу, диалог;
выступать перед различной аудиторией;
умение проводить социологические опросы;
участвовать в итоговых, отчетных мероприятиях;
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ Основные темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Введение
Политика и политическая жизнь
Правовое государство
Конституция России
Политические права и свободы
Политическая деятельность
Избирательный процесс и избирательное право
Игровая часть
Итого
Количество часов
Общее
2
6
6
10
8
8
22
6
68
Теория Практика
2
4
4
6
6
6
14
42
2
2
4
2
2
8
6
26
1. Введение ( 2ч. )
Политика – дело каждого?
Содержание программы
1 год
2. Политика и политическая жизнь ( 6 ч. )
Теория: Сфера политики. Политическая власть. Политические организации.
Роль политики в жизни общества.
Практика: Анкетирование «Как вы относитесь к выборам»
Конкурс стенгазет «Государственная Дума: Сегодня! Завтра!»
3. Правовое государство ( 6ч. )
Теория: Предназначение государства. Развитое и неразвитое государство.
Идея правового государства. Признаки правового государства.
Практика: Информационный час «Свою дорогу выбери сам». Работа лекторской
группы.
4. Конституция России ( 10 ч. )
Теория: Конституция России. Роль Конституции в жизни общества.Конституция РФ 1993 г. Основы конституционного строя.
Права человека и гражданина. Устройство государственной власти.
Практика: составление дидактического материала по Конституции РФ.
5. Политические права и свободы ( 8 ч. )
Теория: Политические права и свободы. Участие в управлении делами государства.
Равный доступ к государственной службе. Обращение в государственные
органы. Свобода собраний. Свобода ассоциаций.
Практика: Устный журнал «Твои права, подросток»
Час истории «Хроника Российской государственности»
6. Политическая деятельность ( 8 ч. )
Теория: Политика как деятельность. Субъекты и объекты. Все ли средства хороши?
Политические действия. Власть и властная деятельность.
Практика: Час информации «Власть на Дону»
7. Избирательный процесс и избирательное право ( 22 ч. )
Теория: Истоки демократического избирательного процесса. Выборы и избира
тельные процедуры в средневековых городах. Трансформация российс
ких представительных учреждений и избирательного права в новое
время. Эволюция советского избирательного права. Избирательное
право и избирательная практика в современной России. Основные
участники российского избирательного процесса. Политические партии
в избирательном процессе.
Практика: Минилекторий «Всё о правах и обязанностях граждан РФ»
Урок правовых знаний «Азбука избирателя»
Ситуационная игра «Я голосую впервые»
Круглый стол «Зачем молодёжи выборы?»
8. Игровая часть ( 6 ч. )
Практика: Деловая игра «Политический лидер»
Конкурс «Свободный микрофон»
Турнир знатоков права
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2ой год обучения
№ Основные темы
Введение
Наша дорога к выборам
1.
2.
3. Моя родина – Россия
4.
5.
Конституция РФ – главный закон государства
Я и политика
Количество часов
Общее
Теория Практика
2
10
8
2
4
2
6
4
2
2
4
4
2У меня есть право…
Я и закон.
Человек свободного общества
Избирательный процесс в Ростовской области
6.
7.
8.
9.
10. Муниципальный избирательный процесс
11. Итоговое занятие
Итог
8
12
8
8
4
2
68
4
8
2
4
2
36
4
4
6
4
2
2
32
Содержание программы
2год
1. Вводное занятие ( 2 ч. )
2. Наша дорога к выборам ( 10ч. )
Теория. Понятие избирательного права. Источники избирательного права. Активное избирательное
право. Пассивное избирательное право. Объективное, субъективное избирательное право. Избирательно
правовые отношения, субъекты и объекты избирательноправовых отношений. Понятие принципов
избирательного права, их классификация и правовое закрепление.
Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем. Основные избирательные
системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная, их положительные и отрицательные стороны.
Характеристика избирательной системы РФ. Избирательный округ. Одномандатный и многомандатный
избирательные округа. Классификация выборов в зависимости от уровня выборов, оснований назначения и
проведения.
Практика: Просмотр и обсуждение видеофильмов: «Реальные выборы – реальные
перспективы. (в начале пути), «Выбрать достойных. «Мы выбираем,
нас выбирают…»
Теория: Я – будущий избиратель.
Практика: Алгоритм действий на избирательном участке во время голосования
Ситуационная игра «Выборы в муниципальные органы власти»
3. Моя родина – Россия ( 8 ч. )
Теория: Тематические занятия по обобщению знаний о своей стране. Системати
зация знаний о становлении государственности России.
Символика государства. Герб, флаг и гимн России.
Практика: Историческая игра «Откуда есть пошла Земля русская», прогнозирование
«Моё отечество завтра»
Турнир эрудитов «Государственные символы России»
4. Конституция РФ – главный закон государства ( 2 ч. )
Теория: Тематическое занятие по обобщению знаний о Конституции РФ. Анализ
взаимосвязи Конституции с международными правовыми документами.
Практика: Диспут «Гражданин и обыватель»
5. Я и политика ( 4 ч. )
Теория: Роль политики в современном обществе, демократия сегодня.
Практика: Подготовка и проведение дискуссии «Кем вы себя считаете, гражданамиили обывателями?»
6. У меня есть право… ( 8 ч. )
Теория: Тематическое занятие о правах и свободах человека.
Права ребёнка и их защита.
Практика: Викторина «Права человека»
Конкурс рисунков и газет «Права и свободы»
Брейн – ринг «Права ребёнка»
«Я имею на это право!?» Подготовка и проведение Круглого стола с
привлечением специалистов (милиция, правоведы).
7. Я и закон. Преступление и наказание. ( 12 ч. )
Теория: Система права: материальное право – процессуальное право
Преступление и правонарушение. Виды преступлений и правонарушений
Юридическая ответственность.
Теоретические и практические анализы сложных ситуаций
Практика: Дискуссионный клуб «Почему люди совершают преступления»
Круглый стол «Знаешь ли ты закон?»
8. Человек свободного общества ( 8 ч. )
Теория: Формирование понятия «активная гражданская позиция»
Практика:
Социологический опрос «Критерии свободы».
Дискуссия о понятиях «свобода, ответственность, выбор»
Диспут «Человек среди людей»
Тренинг «Гражданин и обыватель»
Диспут «Толерантность и межнациональные отношения»
9. Что значит быть патриотом ( 5 ч. )
Теория: Патриотизм, самоотдача, любовь – как связаны эти понятия и в чём их
различие.
Гуманизм и его необходимость сегодня.
Практика: Подготовка и проведение дискуссии по проблеме патриотизма в совре
менном российском обществе.
10. Избирательный процесс в Ростовской области. (8 ч.)
Теория. Законодательные основы избирательного процесса в Ростовской области. Формирование
законодательной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Избирательные комиссии, формируемые на территории Ростовской области. Компетенция и состав
избирательной комиссии Ростовской области. Компетенция и состав избирательной комиссии
муниципального образования. Компетенция и состав избирательной комиссии окружных,
территориальных, участковых избирательных комиссий. Полномочия избирательных комиссий. Порядок
деятельности избирательных комиссий. Финансирование деятельности избирательных комиссий.
Законодательная власть субъекта федерации: структура, порядок формирования. Выборы выборных лиц
местного самоуправления.
Практика. Лабораторная работа «Законодательные основы избирательного процесса в Ростовской
области. Формирование законодательной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления».
Групповая работа «Я кандидат в депутаты Ростовской областной Думы».
11.Муниципальный избирательный процесс. (4ч)Теория.
Муниципальное избирательное право в системе избирательного права РФ.
Муниципальные выборы: понятие, виды, правовое регулирование.
Особенности избирательного процесса в муниципальных образованьях: законодательство, избирательные
права граждан, назначение выборов, выдвижение кандидатов, подготовка и проведение выборов,
подведение итогов.
Практика.
Ролевой проект «Взгляд из кресла Главы муниципального образования».
Итоговое занятие (2ч) «Я избиратель: права и обязанности».
Нормативно правовые документы
1.
I.Всеобщая декларация прав человека (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948
г.)
2. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990).
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950). Кодекс РФ об
административных правонарушениях. 30.12.2001 № 195ФЗ (ред. от 18.06.2005).
4. Конвенция об участии иностранцев в общественной жизни па местном уровне. Страсбург. 5 февраля
1992 г.
5. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995). Федеральные нормативно
правовые документы
6. Конституция Российской Федерации
7. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966).
8. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 № 5
ФКЗ
9. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» 12. 06.02. № 67ФЗ (ред. от 29.06.2005).
10. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания
Российской Федерации» от 20. 12 2002 № 175 ФЗ (ред. от 24.06.2003, с изм. от 18.05.2005).
11. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания
Российской Федерации» от 18.05.2005 № 51 – ФЗ.
12. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19ФЗ.
13. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» от 28.08.1995 № 154 ФЗ (ред. от 08.12.2003)
14. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.06,2005)
15. 3акон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 21241 (ред. от 02.12.2004).
16. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95ФЗ (ред. от 15.12.2004).
17. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от
19.06.2004 № 54ФЗ.
Дополнительная литература и средства обучения для обучающихся.
1. Выборы в Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты.—СПб., 1999.
2. Как учиться и работать эффективно. — Киев, 1993. — 96 с.
3. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная
хартия; право и практика. — М., 1998.
4. Гражданское общество: Истоки и современность / Науч. ред. проф. И.И. Калькой. — СПб., 2002.