Программа клуба "Молодой избиратель"

  • Разработки курсов
  • doc
  • 21.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В 2009 году мною была разработана программа клуба «Молодой избиратель», которая успешно реализуется в гимназии. Программа предназначена для подростков в возрасте 13 – 14 лет, рассчитана на 2 учебных года. Занятия проводятся по 2 часа в неделю. Цель программы: создание условий и возможностей для формировании и становления целостной личности – гражданина и патриота в ответственный период социального взросления.
Иконка файла материала программа клуба.doc
МБОУ Верхнедонская гимназия Программа клуба «Молодой избиратель» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА    За последние десятилетия в нашей стране произошли большие перемены. Изменилось буквально всё: экономические и политические отношения, структура власти, законы, границы.  А  самое главное – изменилось  сознание  людей,  восприятие окружающей действительности.  Страна вступила на путь формирования правового государства, ста­ новления гражданского общества, продолжается этап выработки ведущей националь­ ной идеи в России , призванной служить объединению и упрочнению российского общества и государства. Успехи на этом пути зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых  условиях, от уровня правовой культуры граждан.          В обществе наметилась положительная тенденция: возрастает интерес людей к пра­ вовой информации. В основе правовой и политической культуры лежит знание право­ вых норм и умение ими пользоваться. Чем полнее и глубже правовые знания, тем боль­ ше   возможностей занять активную общественную позицию           Всё большую роль начинает играть патриотическое воспитание подрастающего поко­ ления т. к. патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и го­ сударственного здания, опору его жизнедеятельности. Патриотизм активизирует духов­ ный потенциал ребёнка, поднимает уровень развития личности на более высокую сту­ пень. Ценностные ориентации, связанные с патриотическими чувствами, обеспечивают активное деятельное вхождение детей в жизнь общества.    Молодёжь – важнейший социальный ресурс общества: именно она будет играть боль­ шую роль в развитии гражданского общества и правового государства.    Именно поэтому возникает необходимость создания политического клуба, который будет уделять  внимание правовому воспитанию молодого гражданина, формированию активной  жизненной  позиции,  приобщению  к нравственным,  духовным  ценностям современного мира, возрождению традиций нашей страны. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:   создание условий и возможностей для формирования и                                                       становления целостной личности – гражданина и                                                       патриота в ответственный период социального взрос­                                                       ления. ЗАДАЧИ   ПРОГРАММЫ:  ­формирование правовой и политической культуры, становление общественно       активной личности;  ­воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,уважения к социальным нормам; ­ приобщение детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство       общечеловеческой и родной российской культуры;   ­овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных  социальных ролях.      Программа предназначена для подростков в возрасте 13 – 14 лет, рассчитана  на 2  учебных года. Занятия проводятся по 2 часа в неделю.       Условием эффективного образовательного процесса является использование совре­  менных методов, форм, приёмов и педагогических технологий.       Формы и методы деятельности клуба К основным формам и методам деятельности Клуба относятся: – проведение встреч, круглых столов с участием представителей органов местного самоуправления,  политических партий, действующих на территории района, членов Избирательной комиссии и других,  заинтересованных в рассматриваемых вопросах лиц; – проведение конференций, лекций, конкурсов, деловых игр с молодыми избирателями; – участие в реализации комплекса образовательных, разъяснительных, информационных и  исследовательских мероприятий Избирательной комиссии; – организация, проведение и участие в конкурсах по избирательному праву и политическому процессу – участие в деятельности избирательных комиссий различных уровней; – проведение и организация, участие в мероприятиях, акциях, круглых столах, конференциях  направленных на изучение избирательного права, процесса и иных вопросов, связанных с деятельностью клуба; – участие и организация социологических опросов; – участие в акциях организованных молодежными объединениями, организациями, политическими  партиями; ­ распространение информации о своей деятельности.         Для успешной реализации программы применяются следующие технологии:       ­  личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания;       ­  технология обучения в сотрудничестве;       ­  технология индивидуализации обучения;       ­  групповые технологии;       ­  технология коллективного взаимодействия;       ­  технология исследовательского (проблемного) обучения;       ­  технология творческой деятельности.             В качестве средств обучения используются фото, видео, аудиоматериалы, медиа      оборудование, Интернет.        Учебно – воспитательный процесс по программе предполагает получение следую­     щих результатов:      ­  повышение гражданской активности и качества правовых знаний у молодых избирателей;      ­  подготовка молодёжи к участию в общественно­политической жизни страны,        государственной деятельности и управлению;      ­  формирование устойчивого мировоззрения на основе гуманистической идеологии;      ­  формирование толерантного отношения к истории и традициям других народов;      ­  усвоение общечеловеческих норм морали;­положительная динамика роста электоральной активности молодых избирателей.      Воспитанники приобретают умения:      ­  работать с различными видами источников;      ­  систематизировать и использовать их;      ­  делать рабочие записи, оформлять итоговые работы;      ­  вести беседу, диалог;      ­  выступать перед различной аудиторией;      ­  умение проводить социологические опросы;      ­  участвовать в итоговых, отчетных мероприятиях; УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 год обучения  №        Основные   темы  1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8. Введение Политика и политическая жизнь Правовое государство Конституция России Политические права и свободы Политическая деятельность Избирательный процесс и избирательное право Игровая часть Итого   Количество  часов Общее     2     6     6     10     8     8    22    6    68 Теория Практика      2      4      4      6      6      6     14      ­     42       ­       2       2       4       2       2       8       6      26   1.  Введение     ( 2ч. )        Политика – дело каждого? Содержание программы 1 год   2.  Политика и политическая жизнь  ( 6 ч. )        Теория:  Сфера политики. Политическая власть. Политические организации.                       Роль политики в жизни  общества.        Практика: Анкетирование «Как вы относитесь к выборам»                         Конкурс стенгазет «Государственная Дума: Сегодня! Завтра!»   3.  Правовое государство  ( 6ч. )        Теория:  Предназначение государства. Развитое и неразвитое государство.                       Идея правового государства. Признаки правового государства.        Практика: Информационный час «Свою дорогу выбери сам». Работа лекторской                         группы.   4.  Конституция  России  ( 10 ч. )        Теория:  Конституция России. Роль Конституции в жизни общества.Конституция РФ 1993 г. Основы конституционного строя.                       Права человека и гражданина. Устройство государственной власти.        Практика: составление  дидактического материала по Конституции РФ.    5.  Политические права и свободы  ( 8 ч. )         Теория:  Политические права и свободы. Участие в управлении делами государства.                       Равный доступ к государственной службе. Обращение в государственные                       органы. Свобода собраний. Свобода ассоциаций.        Практика: Устный журнал «Твои права, подросток»                         Час истории «Хроника Российской государственности»   6.  Политическая деятельность  ( 8 ч. )        Теория: Политика как деятельность. Субъекты и объекты. Все ли средства хороши?                      Политические действия. Власть и властная деятельность.        Практика: Час информации «Власть на Дону»      7.  Избирательный процесс и  избирательное право  ( 22 ч. )         Теория: Истоки демократического избирательного процесса. Выборы и избира­                       тельные процедуры в средневековых городах. Трансформация российс­                       ких  представительных  учреждений  и  избирательного  права в новое                       время. Эволюция  советского  избирательного  права.  Избирательное                       право  и  избирательная  практика  в  современной  России.  Основные                       участники российского избирательного процесса. Политические партии                       в избирательном процессе.                Практика: Минилекторий «Всё о правах и обязанностях граждан РФ»                          Урок правовых знаний «Азбука избирателя»                          Ситуационная игра «Я голосую впервые»                          Круглый стол «Зачем молодёжи выборы?»   8.  Игровая часть  ( 6 ч. )        Практика:  Деловая игра «Политический лидер»                          Конкурс «Свободный микрофон»                          Турнир знатоков права  УЧЕБНО­ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2­ой год обучения №  Основные темы Введение Наша дорога к выборам  1.  2.  3. Моя родина – Россия   4.  5. Конституция РФ – главный закон государства Я и политика    Количество часов Общее Теория Практика 2 10 8 2 4 2 6 4 2 2 4 4 2У меня есть право… Я и закон. Человек свободного общества Избирательный процесс в Ростовской области  6.  7.  8.  9. 10. Муниципальный избирательный процесс 11. Итоговое занятие Итог 8 12 8 8 4 2 68 4 8 2 4 2 ­ 36 4 4 6 4 2 2 32 Содержание программы 2год 1. Вводное занятие ( 2 ч. )   2.  Наша дорога к выборам  ( 10ч. ) Теория.  Понятие избирательного права. Источники избирательного права. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Объективное, субъективное избирательное право. Избирательно­ правовые   отношения,   субъекты   и   объекты   избирательно­правовых   отношений.   Понятие   принципов избирательного права, их классификация и правовое закрепление. Понятие   избирательной   системы.   Виды   избирательных   систем.   Основные   избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная, их положительные и отрицательные стороны. Характеристика  избирательной системы РФ. Избирательный округ. Одномандатный и  многомандатный избирательные округа. Классификация выборов в зависимости от уровня выборов, оснований назначения и проведения. Практика: Просмотр и обсуждение видеофильмов: «Реальные выборы – реальные                    перспективы. (в начале пути), «Выбрать достойных.  «Мы выбираем,                     нас выбирают…» Теория:  Я – будущий избиратель.  Практика:  Алгоритм действий на избирательном участке во время голосования                     Ситуационная игра «Выборы в муниципальные органы власти»  3.  Моя родина – Россия  ( 8 ч. )       Теория: Тематические занятия по обобщению знаний о своей стране. Системати­                     зация знаний о становлении государственности России.                     Символика государства. Герб, флаг и гимн России.       Практика: Историческая игра «Откуда есть пошла Земля русская», прогнозирование                        «Моё отечество завтра»                        Турнир эрудитов «Государственные символы России»                          4.  Конституция РФ – главный закон государства  ( 2 ч. )       Теория:  Тематическое занятие по обобщению знаний о Конституции РФ. Анализ                      взаимосвязи Конституции с международными правовыми документами.       Практика: Диспут «Гражданин и обыватель»   5.  Я и политика  ( 4 ч. )        Теория:  Роль политики в современном обществе, демократия сегодня.        Практика: Подготовка и проведение дискуссии «Кем вы себя считаете, гражданамиили обывателями?»   6.  У меня есть право…  ( 8 ч. )       Теория:  Тематическое занятие о правах и свободах человека.                      Права ребёнка и их защита.       Практика:  Викторина «Права человека»                         Конкурс рисунков  и газет «Права и свободы»                         Брейн – ринг «Права ребёнка»                         «Я имею на это право!?» Подготовка и проведение Круглого стола с                         привлечением специалистов (милиция, правоведы).  7.  Я и закон. Преступление и наказание.  ( 12 ч. )       Теория:  Система права: материальное право – процессуальное право                      Преступление и правонарушение. Виды преступлений и правонарушений                      Юридическая ответственность.                      Теоретические и практические анализы сложных ситуаций       Практика:  Дискуссионный клуб «Почему люди совершают преступления»                         Круглый стол «Знаешь ли ты закон?»   8. Человек свободного общества  ( 8 ч. )       Теория:  Формирование понятия «активная гражданская позиция»       Практика:   Социологический опрос «Критерии свободы».    Дискуссия о понятиях   «свобода, ответственность, выбор»    Диспут «Человек среди людей»   Тренинг «Гражданин и обыватель»  Диспут «Толерантность и межнациональные отношения»    9.  Что значит быть патриотом  ( 5 ч. )       Теория:  Патриотизм, самоотдача, любовь – как связаны эти понятия и в чём их                      различие.      Гуманизм и его необходимость сегодня.      Практика:  Подготовка и проведение дискуссии по проблеме патриотизма в совре­                        менном российском обществе.  10. Избирательный процесс в Ростовской области. (8 ч.) Теория. Законодательные основы избирательного процесса в Ростовской области.  Формирование  законодательной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Избирательные комиссии, формируемые на территории Ростовской  области. Компетенция и состав        избирательной комиссии Ростовской области. Компетенция и состав избирательной комиссии  муниципального образования. Компетенция и состав избирательной комиссии окружных,  территориальных, участковых избирательных комиссий. Полномочия избирательных комиссий. Порядок  деятельности избирательных комиссий. Финансирование деятельности избирательных комиссий.  Законодательная власть субъекта федерации: структура, порядок формирования. Выборы выборных лиц  местного самоуправления.  Практика. Лабораторная работа «Законодательные основы избирательного процесса в Ростовской  области. Формирование законодательной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления».  Групповая работа «Я ­ кандидат в депутаты Ростовской областной Думы».   11.Муниципальный избирательный процесс. (4ч)Теория. Муниципальное избирательное право в системе избирательного права РФ. Муниципальные выборы: понятие, виды, правовое регулирование.  Особенности избирательного процесса в муниципальных образованьях: законодательство, избирательные  права граждан, назначение выборов, выдвижение кандидатов, подготовка и проведение выборов,  подведение итогов.  Практика. Ролевой проект «Взгляд из кресла Главы муниципального образования».  Итоговое занятие (2ч) «Я­ избиратель: права и обязанности».  Нормативно­ правовые документы 1. I.Всеобщая декларация прав человека (утверждена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948  г.) 2. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (1990). 3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950). Кодекс РФ об  административных правонарушениях. 30.12.2001 № 195­ФЗ (ред. от 18.06.2005). 4. Конвенция об участии иностранцев в общественной жизни па местном уровне. Страсбург. 5 февраля 1992 г. 5. Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995). Федеральные нормативно­ правовые документы 6. Конституция Российской Федерации 7. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966). 8. Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004 № 5 ­ ФКЗ 9. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» 12. 06.02. № 67­ФЗ (ред. от 29.06.2005). 10.  Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания  Российской Федерации» от 20. 12 2002 № 175 ­ ФЗ (ред. от 24.06.2003, с изм. от 18.05.2005). 11. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания  Российской Федерации» от 18.05.2005 № 51 – ФЗ. 12. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 № 19­ФЗ. 13. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации» от 28.08.1995 № 154 ­ ФЗ (ред. от 08.12.2003)  14. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 ­ ФЗ «Об общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.06,2005) 15. 3акон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124­1 (ред. от 02.12.2004). 16. Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95­ФЗ (ред. от 15.12.2004). 17. Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от  19.06.2004 № 54­ФЗ. Дополнительная литература  и средства обучения для обучающихся. 1. Выборы в Российской Федерации: федеральный и региональный аспекты.—СПб., 1999.  2. Как учиться и работать эффективно. — Киев, 1993. — 96 с.  3. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия; право и практика. — М., 1998. 4. Гражданское общество: Истоки и современность / Науч. ред. проф. И.И. Калькой. — СПб., 2002.

Посмотрите также