Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Оценка 4.9
Документация
docx
психологическая работа +1
2 кл
02.11.2018
Программа коррекционно-развивающей работы адресована учащимся имеющим статус ОВЗ и обучающимся в общеобразовательной классе на 2 году обучения. Программа составлена в соответствии с ФГОС ОВЗ и рекомендована для использования педагогам-психологам в общеобразовательном учреждении и имеет индивидуальную направленность в работе узкого специалиста.Программа коррекционно-развивающей работы адресована учащимся имеющим статус ОВЗ и обучающимся в общеобразовательной классе на 2 году обучения. Программа составлена в соответствии с ФГОС ОВЗ и рекомендована для использования педагогам-психологам в общеобразовательном учреждении
Программа 2 класс.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Большой Букор»
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
На заседании
педагогического совета
Родитель (Законный
представитель)
Директор МБОУ СОШ
с. Б. Букор
Приказ № ___________
__________________
_________О. В. Власова
От _________________
«___» _________ 2018 г
Программа
коррекционноразвивающего курса
для учащихся с ОВЗ
(2 класс)
1 Составитель:
педагог психолог
Стерхова И. А.
2018г
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию познавательной сферы составлена на основе
программы курса Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших
школьников» /Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся IIV
классов. М.: «Ось89», 2006.
Данная программа адаптирована под индивидуальные особенности ребенка и
составлена с учетом рекомендаций данных на психологопедагогической комиссии.
Составлена на основе требований к личностным, метапредметным и предметным
результатам освоения АООП НОО для обучающихся с ЗПР и программой формирования
УУД.
Адресная направленность:
Данная программа адресована индивидуально для обучающегося 2 класса. Занятия
проводятся в учебном помещении, 2 раза в неделю по 45 минут в течение года.
Используемые технологии и методы:
Задания выполняются учащимся в игровой форме, что привлекательно для младших
школьников. На занятиях не ставятся отметки (этим они отличаются от уроков), хотя
оценивание, конечно, осуществляется. Интересные по содержанию задания, отсутствие
напряженности, связанной с боязнью получить низкую отметку, создают на данных
занятиях положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться
выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию
психологических возможностей учащегося.
Принципы работы:
1.
Принцип комплексного подхода: Всестороннее комплексное изучение
соматического состояния, слуховой и зрительной функций, двигательной сферы,
познавательной деятельности,
выявление уровня развития речи,
сформированности знаний, умений и навыков позволяют правильно квалифицировать
состояние ребенка, прогнозировать его дальнейшее развитие;
личности,
2.
Принцип ранней коррекции отклонений в развитии предполагает как
можно более раннее выявление проблем ребенка и организацию коррекционной работы с ним
в сензитивные сроки.
3.
Принцип коммуникативной направленности обучения и воспитания
означает необходимость специального внимания к развитию речи как основного средства
2 коммуникации, также целенаправленного формирования навыков общения со взрослыми и
со сверстниками.
Направления работы: Основными направлениями работы являются развитие
высших психических функций, эмоциональноволевой сферы, регуляторного компонента
деятельности. А также повышение объема общей осведомленности.
Особенности учащегося: Ученик мало коммуникабелен и предпочитает работать на
бумаге, нежели отвечать и говорить вслух. Темп действий замедлен, ребенку необходимо
некоторое время для подготовки к выполнению действия. Ребенок не знаком с действиями
на компьютере, но проявляет интерес к действиям цифрового формата.
Образовательные потребности учащегося:
Учащийся в процессе обучения
нуждается:
в «пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого,
использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему
развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития;
в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебнопознавательной
деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного
уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной
среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов
у детей (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, понижению общего тонуса и
др.)
в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к
себе, окружающему предметному и социальному миру;
в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых
знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений.
Цель курса: Развитие познавательноличностных функций школьника, а также
развитие высших психических функций и коммуникативной активности школьника для
успешного усваивания учебной программы и социализации личности ребенка.
Задачи курса:
развитие познавательных способностей;
развитие общеучебных умений и навыков;
Развитие высших психических функций;
Развитие эмоциональноволевой сферы.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Этап
Подготовительный
Срок
Август 2018 года
Содержание
Подбор диагностического
материала, знакомство с
рекомендациями ТПМПК,
знакомство
с
характеристикой ребенка.
Беседа с родителями,
письменное разрешение на
3 Основной
Аналитический
Сентябрь 2018 года
май 2019 года
Июнь 2019 года
работу с ребенком
Первичное
диагностирование уровня
развития
психического
ребенка,
реализация
календарнотематического
плана данной программы,
вторичное диагностирование
уровня развития ребенка
Сравнительный
анализ
первичного и вторичного
диагностирования уровня
развития ребенка, коррекция
индивидуального
образовательного маршрута
ребенка на следующий год
обучения
Планируемый результат, критерии эффективности:
Личностные результаты освоения АООП НОО:
Личностные результаты освоения АООП НОО включают индивидуально личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного
образования
введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным
опытом.
Требования ФГОС НОО обучающихся с
Достижение требований
―
ЗПР
Осознание себя как гражданина России;
формирование чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России
Формирование целостного,
социально
ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и
социальной частей;
Ученик осознаёт свою принадлежность к
своей стране России, к своему народу.
Отвечает на вопросы: Что связывает тебя с
родными, друзьями; с родной природой, с
Родиной? Какой язык и какие традиции
являются для тебя родными и почему? Что
обозначает для тебя любить и беречь
родную землю, родной язык? Знает и с
уважением относится к Государственным
символам России. Сопереживает радостям и
бедам своего народа и проявлять эти
чувства в добрых поступках.
Ученик воспринимает планету Земля как
общий дом для многих народов, принимает
как данность и с уважением относится к
разнообразию народных традиций, культур,
религий. Выстраивает отношения, общение
со сверстниками несмотря на национальную
принадлежность, на основе общекультурных
принципов, уважать иное мнение историю и
культуру других народов и стран, не
допускать их оскорбления, высмеивания.
4 Овладение начальными навыками адаптации
в
и
развивающемся мире
изменяющемся
динамично
Принятие и освоение социальной роли
обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной
деятельности;
Развитие адекватных представлений о
собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении
Формирование эстетических потребностей,
ценностей и чувств
этических
Развитие
чувств,
доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей
Развитие навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях
Формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и
умеет
осваивает
в коллективах
дня,
Ученик
выстраивать
добропорядочные отношения в учебном
коллективе,
групп
продлённого
дополнительного
образования, во временных творческих
группах
Ученик воспринимает важность (ценность)
учёбы как интеллектуального труда и
познания нового. Ответы на вопрос: для
чего он учится,
отражают учебную
мотивацию. Ученик 10 активно участвует в
процессе обучения, выходит на постановку
собственных образовательных целей и задач.
Ученик осмысленно относится к тому, что
делает, знает, для чего он это делает,
соотносит свои действия и поступки со
своими возможностями. Различает «что я
хочу» и «что я могу». Может обратиться за
помощью,
навыки
самообслуживания
Ученик умеет различать «красивое» и
«некрасивое», ощущает потребность в
«прекрасном»,
которое выражается в
удержании критерия «красиво» (эстетично),
в отношениях к людям, к результатам труда
Ученик понимает ценности нравственных
норм, закреплённых в языке народа, для
жизни и здоровья человека,
умеет
соотносить эти нормы с поступками как
собственных, так и окружающих людей.
Ученик проявляет доброжелательность в
отношении к другим,
эмоциональную
отзывчивость и сопереживание к чувствам
родных и близких, одноклассников, к
событиям в классе, в стране
Ученик позитивно участвует в коллективной
и групповой работе учащихся, умеет
входить в коммуникацию со взрослыми
людьми, соблюдает в повседневной жизни
нормы речевого этикета и правила устного
общения (обращение, вежливые слова). В
ситуации конфликта ищет пути его
равноправного,
ненасильственного
преодоления, терпим к другим мнениям,
учитывает их в совместной работе
Ученик ориентирован на здоровый образ
жизни, придерживается здорового режима
дня, активно участвует в физкультурно
имеет
оздоровительных мероприятиях,
5 духовным ценностям
Формирование уважительного отношения к
иному мнению, истории и культуре других
народов;
Овладение социальнобытовыми умениями,
используемыми в повседневной жизни;
Владение навыками коммуникации и
принятыми
социального
взаимодействия;
ритуалами
Способность
дифференциации картины мира,
временнопространственной организации;
осмыслению
к
и
ее
Способность к осмыслению социального
окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
осваивает
способность
увлечение к творческому труду или
спортивным занятиям. Проявляет бережное
отношение к результатам своего и чужого
труда
Ученик учится уважительно относиться к
иному мнению,
умению слушать.
Воспитывает в себе толерантность
Ученик
навыки
самообслуживания дома и в школе,
стремится к самостоятельности и
независимости в быту и помощи другим
людям, знакомство с ТБ: обращение с
электроприборами, правила поведения на
дороге, в транспорте и при общении с
незнакомыми людьми.
Знакомство с
правилами поведения в школе, с уставом,
эмблемой школы,
с правами и
обязанностями ученика
Ученик развивает устную и письменную
коммуникацию,
к
осмысленному чтению и письму. Овладевает
правилами общения,
умения активно
слушать, обратиться с просьбой, проблемой.
Развивает умения корректно выразить свои
чувства, отказ недовольство, просьбу.
Осваивает культурные формы выражения
своих чувств
Ученик развивает любознательность,
способность замечать новое и задавать
вопросы, включаться в исследовательскую
деятельность. Ученик развивает умение
передавать
впечатления,
умозаключения так, чтобы быть понятыми
другими,
умение делиться своими
воспоминаниями, впечатлениями и планами
с другими людьми
Ученик учится выделять качества людей,
которых можно назвать хорошим/плохим
хозяином;
обоснование
необходимости бережного отношения к
любой
проявление
бережного отношение к вещам, предметам
труда людей; своей и чужой собственности;
получает познание необходимости труда в
жизни человека
собственности,
усваивает
свои
Метапредметные результаты:
Для оценки эффективности занятий психологического развития рекомендуется
использовать следующие показатели:
6 — степень помощи, которую оказывает психолог учащимся при выполнении заданий:
чем помощь меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше
развивающий эффект занятий;
— особенности поведения учащихся на занятиях: живость, активность,
заинтересованность учащихся обеспечивают положительный результат занятий;
— по результатам тестовых заданий, выявляется степень усвоения данного типа
заданий;
— по результатам диагностических процедур (сравнительный анализ начало и конец
учебного года).
Косвенным показателем эффективности проводимых занятий может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам при отсутствии явлений переутомления, а
так же отзывы учителей и родителей о работе учащихся дома и на уроках.
Предметные результаты:
Русский язык:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации,
языка
межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной
речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Литературное чтение:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений
о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений,
понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
формирование потребности в систематическом чтении.
Математика:
1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных отношений;
2) овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и
оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебнопознавательных и учебнопрактических задач.
Окружающий мир:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
7 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного
искусства в жизни человека, его роли в духовно нравственном развитии человека;
2) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке
произведений искусства;
3) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном
конструировании).
Музыка:
1) сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни
человека, ее роли в духовнонравственном развитии человека;
2) сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале
музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
3) умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению.
Технология:
1) получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном
значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного
выбора профессии;
2) усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте
предметнопреобразующей деятельности человека;
3) приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами
ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
4) использование приобретенных знаний и умений для творческого решения
(дизайнерских),
художественноконструкторских
несложных конструкторских,
технологических и организационных задач;
5) приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,
сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Индикаторы оценки успешности учащегося:
Оценивание уровня коррекции рекомендованных ТПМПК сторон психического
развития ребенка осуществляется через динамику развития ребенка в три критические
точки – в начале, в середине учебного года и в конце учебного года. Основным средством
является диагностика рекомендованных сторон психического развития.
Содержание уроков психологического развития:
развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти,
мышления, воображения);
формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью
(умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение
слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя;
умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
формирование психологических новообразований младшего школьного возраста
(внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без
опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только
8 двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами восприятием,
вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность
поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход
своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
Формирование словеснологического понятийного мышления,
развитие
произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной
сферах), внутреннего плана действия.
Структура уроков:
Вводная часть.
1.
Задачей вводной части является создание у учащегося определенного
положительного эмоционального настроя.
Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения
мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стиму
лирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
Основная часть.
2.
Задания для урока подбирались с учетом их направленности на осуществление
дифференциации познавательных структур и с точки зрения комплексного развития
ребенка. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение
заданий. Однако для предотвращения снижения интереса у учащегося к повторным выпол
нениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления
содержания ряда заданий и сложности его выполнения, но сохраняется единство их
внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е.
возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Заключительная часть.
3.
Подведение итогов занятия, рефлексия, в которой особое внимание уделяется
обсуждению результатов работы учащегося и тех трудностей, которые у него возникали
при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащегося на
вопрос, что нового узнали на занятии.
9 №
Темы занятий
Методики и задания
Ожидаемый результат
КАЛЕНДОРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1
Диагностическое исследование
1 Общая успеваемость по основным
Колво
часов
6
предметам
2 Наблюдение за поведением на уроках
и переменах, за общением со
сверстниками и учителями
3 Уровень мышления (Методика
«Простые аналогии»)
4 Уровень памяти (Шкала памяти
Векслера)
5 Развитие воображения (Методика
исследования творческого
воображения)
6 Уровень внимания (Таблица Шульте)
2
3
4
Развитие произвольного внимания.
Развитие слуховой памяти.
Развитие нагляднообразного
мышления.
Развитие умения
ориентироваться в пространстве
листа.
Развитие нагляднообразного
мышления.
Развитие зрительной памяти.
Развитие пространственных
представлений.
Подсчитай правильно.
Повтори цифры.
Найди путь
Куда ускакал зайчик?
Полянки
Летает – не летает.
Выполняй правильно.
Получение данных об исходном
состоянии учащегося на начало
коррекционной работы
Умение воспроизводить на слух
материал, а также воспроизводить
информацию через образы
Умение ориентироваться в
пространстве и переводить
полученную информацию в образы
на бумаге
Умение запоминать образы и
изображения, а также
1
1
1
10 5
6
7
8
9
Развитие произвольности средних
движений.
Развитие мышления
(установление
закономерностей на абстрактном
материале).
Развитие вербальной памяти.
Развитие умения
ориентироваться в пространстве
листа.
Развитие логической памяти
(установление ассоциативных
связей).
Развитие тонко
координированных движений.
Развитие нагляднообразного
мышления.
Развитие произвольного внимания
(устойчивость).
Развитие мышления (процессы
синтеза).
Развитие мышления
(установление закономерностей
на абстрактном материале).
Развитие мышления (процессы
анализа).
Развитие точности произвольных
движений.
Развитие зрительного восприятия
(выделение буквенных форм).
Развитие мышления (процессы
анализа).
Запомни и нарисуй
Найди фигуры.
Слова, начинающиеся с одной буквы
Выше, слева, правее, снизу.
Соседнее, через одно.
Объедини слова.
Сделаем бусы.
Вырежи фигурки
Полянки.
Назови по порядку.
Что здесь изображено?
Найди фигуры.
Раздели на части.
Кто точнее?
Назови буквы.
Какой? Какая? Какие?
Шумящие коробочки
ориентироваться в пространстве
Умение устно воспроизводить
материал, а также находить общее и
частное
Умение строить логические
цепочки, а также ориентироваться в
пространстве и времени
Умение устно воспроизводить
информацию на основе образов,
удерживать внимание и производить
анализ полученной информации
Умение ориентироваться в
пространстве, а также производить
анализ полученной информации
Умение воспроизводить зрительно
принятую информацию, а также
информацию принятую на слух
1
1
1
1
1
11 10
11
12
13
14
Развитие слуховых ощущений.
Развитие произвольного внимания
(распределение).
Развитие осязательных
ощущений.
Вычеркивай буквы и слушай.
Сколько знаков?
Разложи вслепую
Развитие зрительновербального
анализа и синтеза.
Развитие зрительной памяти.
Формирование элементов
самоконтроля.
Отгадай слова.
Нарисуй по памяти.
Запретный номер
Развитие умения подчиняться
словесным указаниям взрослого.
Развитие мышления (нахождение
общих признаков в несвязанном
материале).
Развитие двигательной сферы.
Развитие пространственного
восприятия.
Развитие нагляднообразного
мышления.
Развитие гибкости мыслительной
деятельности.
Развитие
мышления (установление
закономерностей).
Развитие непосредственной
зрительной памяти.
Развитие мышления (процессы
Графический диктант.
Поиск общего.
Попади в свой кружок
Найди пирамиду.
Нарисуй кресло.
Полянки.
Заселение дома
Найди фигуры.
Точно такие.
Раскрашивание фигур.
Заполни рисунок
Умение самостоятельно
сосредотачивать и удерживать
внимание на предложенной
информации, а также умение
подключать осязание для
классификации предметов
Умение зрительно и вербально
анализировать полученную
информацию, а также производить
самоконтроль хранения и
закрепления полученной
информации
Умение подчиняться устным
указаниям взрослого, а также
находить общее в частном
Умение ориентироваться в
пространстве, воспроизводить
нагляднообразный материал
1
1
1
1
1
12 15
16
17
18
19
20
анализа).
Развитие пространственных
представлений.
Развитие зрительной памяти.
Развитие слуховой памяти.
Развитие умения выделять
существенные признаки.
Развитие умения соотносить с
образцом.
Развитие слуховых ощущений.
Развитие зрительновербального
анализа и синтеза.
Развитие пространственных
представлений.
Развитие воображения.
Развитие осязательных
ощущений.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие мышления
(установление закономерностей).
Развитие мышечных ощущений
(чувство усилия).
Развитие слуховых ощущений.
Развитие произвольного
внимания (устойчивость,
переключение).
Развитие нагляднообразного
мышления.
Развитие осязательных
ощущений.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие зрительных ощущений.
Шарики в трубочке.
Подбери заплатку.
Повтори и добавь.
Найди образец
Выбери главное.
Найди подходящий треугольник.
Шумящие коробочки
Отгадай слова.
Диктант пространственных действий
Волшебный лес
Шершавые дощечки.
Подбери картинку.
Найди фигуры.
Рукопожатие
Шумящие коробочки.
Крестики, точки.
Раздели квадрат
Тяжелые коробочки.
Подбери картинку.
Цветовая угадайка
1
1
1
1
1
1
13 21
22
23
24
25
26
Развитие произвольного внимания
(распределение внимания в
условиях коллективной
деятельности).
Развитие мышления (умение
сравнивать).
Развитие мышления
(установление закономерно
стей).
Развитие опосредованной памяти.
Развитие нагляднообразного
мышления.
Развитие слухового восприятия.
Развитие словесной памяти и
произвольного внимания.
Развитие пространственных
представлений.
Развитие умения воспроизводить
образец.
Развитие мышления (процессы
синтеза).
Развитие двигательной сферы
Развитие мышления (процессы
анализа).
Развитие нагляднообразного
мышления.
Развитие осязательных
ощущений.
Развитие опосредованной памяти.
Развитие зрительных ощущений.
Развитие двигательной сферы
(подчинение поведения внешним
Делаем вместе.
Найди отличия.
Найди девятый
Зашифруй предложение.
Ленточки.
Назови и проверь постукиванием
Что изменилось?
Что не изменилось?
Превращение фигур
Дорисуй рисунок.
Что здесь изображено?
Иголка и нитка
Найди футболистов в одинаковой форме.
Цирк.
Раздели квадрат.
Шершавые дощечки
Зашифруй предложение.
Цветовая угадайка.
Зеваки
1
1
1
1
1
1
14 27
28
29
30
31
сигналам).
Развитие мышления (операция
сравнения).
Развитие зрительной
непосредственной памяти.
Развитие мышления
(установление закономерностей).
Развитие мышечных ощущений
Развитие мышления (обобщение
наглядного материала).
Развитие мышления
(установление закономерностей).
Развитие осязательных
ощущений.
Развитие внутреннего плана
действия.
Развитие зрительной
опосредованной памяти.
Развитие двигательной сферы
(умение быстро затормозить свои
движения).
Развитие произвольного внимания
(распределение).
Развитие мышления
(абстрагирование)
Развитие умения
ориентироваться в пространстве
листа.
Развитие мышления (умение
сравнивать).
Развитие мышления
(установление
Найди одинаковые.
Одинаковое, разное.
Точно такие.
Найди девятый.
Рукопожатие
Четвертый лишний.
Найди фигуры.
Тяжелые коробочки
Совмести фигуры.
Запомни фигуры.
Замри!
Умение обобщать, синтезировать и
использовать осязательные
рецепторы для усвоения
информации
Умение контролировать свое тело,
воспроизводить зрительно
полученную информацию
Вычеркивай буквы и слушай.
Где находится чайник?
Умение самостоятельно
сосредоточить внимание на
информации и объекте, а также
ориентирование в пространстве
Найди отличающиеся.
Найди девятый
Умение синтезировать полученную
информацию зрительными
анализаторами
1
1
1
1
1
15 закономерностей).
Развитие зрительного восприятия
формы.
Контрольнодиагностическое
тестирование
32
33
Развитие мелкой и крупной
моторики
34
Психологические игры
ИТОГО:
Загадочные контуры
7 Общая успеваемость по основным
предметам
8 Наблюдение за поведением на уроках
и переменах, за общением со
сверстниками и учителями
9 Уровень мышления (Методика
«Простые аналогии»)
10 Уровень памяти (Шкала памяти
Векслера)
11 Развитие воображения (Методика
исследования творческого
воображения)
12 Уровень внимания (Таблица Шульте)
1. Упражнения нитками, зернами,
пластилином, песком и т.д.
2. Творческие работы (аппликации,
аригами и т.д. )
1. Игры с карточками
2. Компьютерные игры
3. Мозаики
Получение данных об исходном
состоянии учащегося на начало
коррекционной работы
6
13
13
68 ч.
16 Диагностическая часть
Диагностическая часть коррекционоразвивающей работы является обязательной
частью настоящей программы и реализуется в начале и в конце учебного года и направлена
на выявление уровня и динамики развития ребенка.
Диагностическим материалом являются:
1. Диагностические материалы для проведения психологопедагогического
обследования детей. Научнометодический центр образования, воспитания и
социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ».
2. Методики выявления тревожности, самооценки и агрессивных состояний:
Агрессивная наклонность «Кура Вагнера», авт. Э. Вагнер
Методика «Лесенка», авт. Д. Рубинштейн, В. Г. Щур
Материальнотехническое обеспечение
Для реализации данной программы необходимы:
1. Комплект компьютерного оборудования (ноутбук и компьютерная мышь)
2.
Печатный материал, предусмотренный Локаловой Н.П. «120 уроков
психологического развития младших школьников» на основе, которой разработана
данная программа
3. Диск с компьютерной игрой «Пойду туда не знаю куда»
4. Канцелярские товары для творческой части занятия (бумага, карандаш, клей,
ножницы и т.д.), а также природные материалы (зерна, песок и т.д.)
5. Игры на карточках («Воображалка», «Кто я», «Супер игры для умников и умниц»)
6. Головоломки
17 Список литературы и интернетресурсы
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
2. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития
логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
3. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
4. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.:
«ВитаПресс», 2003.
5. Гордиенко Н„ Гордиенко С. Переменка // Начальная школа, Приложение к «Первое
сентября». 2004, № 7.
6. Леванова Е. А., Волошина А. Г., Плешаков В. А., Соболева А. Н., Телегина И. О.
Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2е изд. – СПб.: Питер,
2008. – 208 с.
7. Локалова НЛ. Как помочь слабоуспевающему школьнику.
8. Истратова О. Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т.
В, Эксакусто. – Изд. 4е. – Ростовн/Д: Феникс, 2007. – 375 с.
9. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении
младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2е. М.: «Ось89»,
1997; изд. 3е, перераб., доп. М.: «Ось89», 2001.
10. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения,
речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
11. Решетникова ИЛ. Час занимательного русского языка // Начальная школа, 2002.
12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: «Питер», 2003.
13. Сычева ГЛ. Изложения. 24 класс. РостовнаДону: БАРОПРЕСС, 2004.
14. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 710 лет. Ярославль: Академия развития:
Академия Холдинг, 2001.
15. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. К обоснованию системно
структурного подхода. М.: Издательство Московского психологосоциального
института; Воронеж: Издво НПО «МОДЭК», 2003.
16. https://www.igraemsa.ru/
17. http://vseigru.net/razvivayushchie.html
18. http://игрыдлядетей24.рф/yigry
18
Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Программа коррекционно-развивающего курса для учащихся ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.